Почему не работает вентилятор на ваз 2107. Датчик выключения вентилятора: особенности и установка. Как включается и работает электровентилятор

На автомобиле ВАЗ 2107, как на представителе ВАЗовской «классики» достаточно громкий вентилятор охлаждения. Миг его подключения никак прозевать нельзя. Усиливается вибрация кузова, из – под капота доносится гул, в том случае, если время включения совпало с повышенной нагрузкой на электросеть (мигание поворотников при включенном ближнем свете, обогреве заднего стекла) – тогда стрелка нагрузки на сеть питания начинает сползать в красную зону.

И даже, (при плохой регулировке карбюратора) может начать подгорать лампочка аварийного давления масла.
Схема охлаждения ВАЗ 2107 такова, что вентилятор при нормальных условиях включается не сразу, а только по достижении определенной температуры в системе. Для определения этого «удобного температурного момента» существует датчик, или контроллер включения\выключения вентилятора.


Местонахождение контроллера на радиаторе не случайно: ведь вначале нагревается «малый круг» тосола, затем схема охлаждения предусматривает прохождение жидкости через радиатор, работа которого заключается в интенсивном теплообмене. И только когда температура повышается выше, чем 92 С°, срабатывает датчик включения вентилятора.

О принудительном включении вентилятора

Схема охлаждения не предусматривает, чтобы работа вентилятора была постоянной. Но в некоторых случаях можно осуществить принцип «принудительного подключения вентилятора».

Это делается в том случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно следующим образом: контроллер температуры двигателя показал уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она настойчиво «лезет» в красную зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит. Если это так, то возможны, скорее всего, две причины:

  • Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятная, чем описанная ниже. Во – первых, схема охлаждения полноценная, и радиатор работает исправно. Значит, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действия:
  1. Если впереди прямая дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно следить за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
  2. Можно решиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются между собой. Внимание! Перед этим нужно вначале снять «минус, массу» с аккумулятора. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать постоянно, независимо от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, поэтому после остановки нужно открывать капот и скидывать минусовую клемму.

Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому можно разъединить провода вентилятора, правда, затем их нужно вновь соединить и заизолировать. Также нужно найти им в моторном отсеке такое место, чтобы они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отсеке предполагается в жгутах. Конечно, неудобно ездить так долгое время, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Кроме того, постоянный шум, вибрация и повышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное включение – это экстренный способ.

Датчик, включающий вентилятор — такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, так как нужно сливать тосол.

  • Вторая причина более опасная: вышел из строя термостат, и схема охлаждения двигателя стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Опасность ее в том, что теплообмен в разы хуже, так как не работает теплообменник огромной суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и периодические остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красную зону.

Как проверить исправен ли новый контроллер

Нужно взять точно градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды;

  • Поместить часть контроллера, обращенную внутрь радиатора в воду;
  • К контактам подсоединить щупы тестера и отрегулировать их на исчезновение сопротивления;
  • При нагреве воды сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов по Цельсию. Все, датчик исправен, замена и включение пройдет успешно.

Как снять\поставить новый датчик

После покупки и проверки контроллера нужно сделать следующее.

Датчик включения (ДВ) вентилятора на любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждения двигателя с помощью воздушного потока, что не дает силовому агрегату перегреться. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.

[ Скрыть ]

Характеристика датчика включения вентилятора

На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор пропустить включение датчика вентилятора достаточно сложно — сам вентилятор охлаждения достаточно громкий. Кроме того, при его активации из моторного отсека не только доносится гул, особенное, если его активации совпала с большой нагрузкой на проводку, но и усиливается уровень вибрации кузова. А в том случае, если карбюратор настроен не должным образом, на приборной панели может загораться индикатор давления моторной жидкости.

Охладительная система «семерки» настроена таким образом, что вентилирующее устройство в нормальных условиях эксплуатации активируется не сразу. Это происходит в тот момент, когда достигается определенный температурный режим. Чтобы точно выявить этот момент, используется датчик вентилятора, отвечающий за активацию данного устройства.

Где находится датчик включения вентилятора? Такой вопрос приходил в голову каждому автовладельцу, который когда-либо занимался ремонтом системы охлаждения. Расположен он в радиаторе, поскольку в первую очередь происходит нагревание малого круга охлаждающей жидкости, после чего система предусматривает проход антифриза через радиатор. Работа последнего заключается в интенсивном теплообмене. Только в том случае, когда уровень температуры увеличивается более, чем на 92 градуса, ДВ начинает работу.

На карбюраторной стоят два датчика ОЖ, один — на приборную панель, другой — на включение вентилятора. А на инжекторной один датчик, он показывает температуру на приборной панели и идет ЭБУ, и оно управляет включением вентилятора.

Принудительное включение вентилятора


Охладительная система на ВАЗ 2107 не предусматривает регулярную работу вентилирующего устройства. Но несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит тогда, когда регулятор выходит из строя, а произвести замену во время движения, как вы понимаете, невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру мотора, когда стрелка перемещается в красную зону. При этом вентилятор не активируется и если это так, то этому может быть несколько объяснений.

Первое — произошла поломка самого ДВ, включающего вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, является более благоприятный для водителя. Все потому, что сама по себе система остается полноценной, при этом радиатор функционирует должным образом, соответственно, часть тепла все же отводится от двигателя.

В данном случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:

  1. Если вы едите по ровной дороге, при этом транспортное средство будет ехать без остановок, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути имеются светофоры или пробки, просто включайте печку на полную силу.
  2. Если ездить еще долго, можно осуществить принудительную активацию вентилятора. Чтобы сделать это, из контроллера следует извлечь два контакта и замкнуть из между собой. Но перед тем, как выполнить эти действия, необходимо демонтировать отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Когда проводки будут замкнуты между собой, отрицательный провод можно установить на место, на батарею, после чего вентилятор будет работать постоянно и без перерывов. Температура двигателя в данном случае не играет роль, ровно, как и режим езды машины. Когда транспортное средство остановится, вентилятор будет функционировать до того момента, пока батарея не разрядится полностью, чтобы не допустить его, необходимо отрыть моторный отсек и отключить «минус» от АКБ.

Такой вариант менее приемлемый для автовладельцев с установленной противоугонной системой, так что если вам пришлось разъединить проводку устройства, потом ее необходимо будет соединить и заизолировать. Кроме того, в подкапотном пространстве необходимо будет проследить за тем, чтобы под лопасти ничего не попало, поскольку схема нахождения проводов предполагает в жгутах. Разумеется, это принесет определенные неудобства, поскольку постоянно открывать капот и замыкать контакты — не совсем удобно. Так что вариант принудительной активации должен реализовываться в экстренном случае. Сам ДВ — это элемент, стоимость которого достаточно низкая, но вот его замена в пути практически невозможна, поскольку водителю в любом случае придется сливать антифриз.

Второй вариант менее приятен для водителя и более опасный для авто в принципе — сломался термостат, при этом охладительная система работает неполноценно из-за неработоспособности вентилятора. Разумеется, если радиатор пустой, ДВ не будет никак реагировать, соответственно, вентилирующее устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что тепловой обмен во много раз хуже из-за не функционирующего радиатора. Единственным вариантом решения проблемы является активация печки на полную силу и периодические остановки машины. Это позволит не допустить перевода стрелки в критическую зону на датчике.

На видео ниже вы можете посмотреть, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительной активации вентилятора при неработающем датчике (автор видео — Vlad Pakhandrin).

Диагностика контроллера

Чтобы произвести диагностику контроллера, вам потребуется градуированный термометр, который может функционировать при температуре кипения воды. Процедура диагностики осуществляется следующим образом:

  1. Часто датчика, обращенную внутрь радиатора, следует поместить в воду.
  2. Далее, к контактам контроллера подключаются щупы тестера, производится их регулировка на отсутствие сопротивления.
  3. Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление пропадает примерно при 87-92 градусах. Если это так, то контроллер является исправным и он будет работать должным образом.

Принудительный обдув радиатора охлаждения применяется во всех без исключения автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Это единственный вариант избежать перегрева силовой установки. Именно поэтому необходимо периодически проверять исправность электрической цепи включения вентилятора радиатора.

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В силовых установках первых «семёрок» вентилятор радиатора был установлен прямо на валу водяного насоса. Как и помпа, он приводился в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Такая конструкция в то время применялась и на других автомобилях. Она практически никогда не выходила из строя, а перегреть двигатель с ней было невозможно. Однако был у неё один недостаток. Постоянно охлаждавшийся силовой агрегат очень медленно прогревался. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительного обдува, заменив механический вентилятор на электрический, причём с автоматическим включением.

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. Во время работы силовой установки жидкий хладагент через открывшийся термостат поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, оборудованным тонкими пластинами (ламелями), хладагент остывает за счёт процесса теплообмена.

Когда автомобиль движется на скорости, теплообмену способствует встречный поток воздуха, но если машина длительное время стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость остывать не успевает. В такие моменты двигатель от перегрева спасает именно электровентилятор.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:

Ротор электродвигателя оснащён пластиковой крыльчаткой. Именно она, вращаясь, создаёт направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическую рамку, при помощи которой он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора у карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличается. У первых за его включение отвечает механический температурный датчик, вмонтированный в нижнюю часть правого бака радиатора охлаждения. Когда двигатель холодный, контакты датчика разомкнуты. При повышении температуры хладагента до определённого уровня его контакты замыкаются, и напряжение начинает подаваться на щётки электродвигателя. Вентилятор будет продолжать свою работу до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

В инжекторных «семёрках» схема включения электровентилятора другая. Здесь всё контролирует электронный блок управления. Исходным сигналом для ЭБУ является информация, поступающая с датчика, установленного в выходящем из двигателя патрубке (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и посылает команду на реле, отвечающее за включение мотора вентилятора. Оно замыкает цепь и подаёт электричество на электродвигатель. Работа устройства будет продолжаться до падения температуры хладагента.

И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.

Электромотор вентилятора

Электрический двигатель является основным узлом устройства. В ВАЗ 2107 применялись два типа моторов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается конструкции, то она несколько отличается. В двигателе МЭ-271 корпус штампованный, т. е. неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, однако в случае неисправности, его можно только заменить.

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно мотор состоит из:

  • корпуса;
  • четырёх постоянных магнитов, приклеенных по окружности внутри корпуса;
  • якоря с обмоткой и коллектором;
  • щёткодержателя со щётками;
  • шарикового подшипника;
  • опорной втулки;
  • задней крышки.

Электромотор МЭ-272 также в обслуживании не нуждается, но в отличие от предыдущей модели в случае необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путём отворачивания стяжных болтов и снятия задней крышки.

На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, запчасти к нему можно купить только бывшие в употреблении, а во-вторых, новое устройство в сборе с крыльчаткой стоит не больше 1500 рублей.

Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

С учётом того, что вентилятор является электромеханическим узлом, работа которого обеспечивается отдельной цепью, его неисправности могут проявляться по-разному:

  • устройство не включается вообще;
  • электродвигатель запускается, но работает постоянно;
  • вентилятор начинает работать слишком рано, или слишком поздно;
  • при работе узла возникают посторонние шумы, вибрация.

Вентилятор не включается вообще

Главной опасностью, которую несёт поломка вентилятора охлаждения, является перегрев силовой установки. Важно контролировать положение стрелки прибора датчика указателя температуры и чувствовать момент включения устройства. Если электродвигатель не включается при достижении стрелкой красного сектора, скорее всего, имеет место неисправность либо самого устройства, либо элементов его цепи. К таким поломкам относятся:

  • выход из строя обмотки якоря, износ щёток или коллектора электродвигателя;
  • неисправность датчика;
  • обрыв в электрической цепи;
  • перегорание предохранителя;
  • поломка реле.

Постоянная работа вентилятора

Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:

  • замыкание в электрической цепи вентилятора;
  • выход из строя датчика;
  • заклинивание реле во включённом положении.

Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неверно реагирует на изменения температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семёрок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Его создаёт крыльчатка, рассекая своими лопастями воздух. Даже сливаясь со звуком работы двигателя автомобиля, в «семёрке» этот шум отчётливо слышно даже из салона. Для наших машин он является нормой.

Если же вращение лопастей вентилятора сопровождается гулом, скрипом или свистом, возможно, пришёл в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствуют о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамки, в которую установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна вследствие деформации или перекоса лопастей вентилятора. По этим же причинам возникает и вибрация.

Диагностика и ремонт

Проверку вентилятора и элементов его электрической цепи рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Предохранитель.
  2. Реле.
  3. Электродвигатель.
  4. Датчик температуры.

Проверка работоспособности предохранителя

Предохранитель обычно проверяется в первую очередь, так как этот процесс наиболее простой и не занимает много времени. Для его осуществления потребуется только автотестер или контрольная лампа. Суть диагностики заключается в том, чтобы определить, пропускает ли он электрический ток.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который расположен в моторном отсеке. На схеме он обозначен как F-7 с номиналом 16 А. Для его проверки и замены необходимо выполнить следующие работы:


Диагностика реле

Как мы уже говорили, в инжекторных «семёрках» для разгрузки электрической цепи вентилятора радиатора предусмотрено реле. Оно установлено в дополнительном монтажном блоке, расположенном под вещевым ящиком в салоне машины, и обозначено, как R-3.

Проверить реле самостоятельно довольно проблематично. Гораздо проще взять новое устройство и установить его на место диагностируемого. Если электровентилятор включится при нагреве хладагента до нужной температуры, значит, проблема была именно в нём.

Проверка и замена электродвигателя

Необходимые инструменты:

  • вольтметр или многофункциональный автотестер;
  • два отрезка проводов;
  • торцевые ключи на «8», «10» и на «13»;
  • пассатижи.

Порядок работ следующий:

  1. Рассоединяем разъем питания вентилятора.
  2. К контактам половинки разъёма, что идёт от электродвигателя подсоединяем два провода, длины которых должно хватить, чтобы подключить их к клеммам батареи.
  3. Подсоединяем концы проводов к клеммам АКБ. Если вентилятор не включился, можно готовиться к его замене.
  4. Если же он исправно заработал, стоит проверить, подаётся ли на него напряжение.
  5. Подключаем щупы вольтметра к контактам другой половинки разъёма (к которой подводится напряжение).
  6. Запускаем двигатель, отвёрткой замыкаем контакты датчика (для карбюраторных автомобилей) и смотрим на показания прибора. Напряжение на контактах должно быть равным тому, что выдаёт генератор (11,7–14,5 В). Для инжекторных машин ничего замыкать не нужно. Необходимо дождаться, пока температура двигателя не достигнет значения, при котором электронный блок управления подаёт сигнал на реле (85–95 ОС), и считать показания прибора. Если напряжения нет, или оно не соответствует установленным значениям (для обоих типов двигателей), причину следует искать в цепи устройства.
  7. При обнаружении неисправности электродвигателя торцевым ключом на «8» откручиваем 2 болта фиксации кожуха вентилятора к радиатору (слева и справа).
  8. Аккуратно тянем кожух на себя, одновременно освобождая провода датчика из фиксатора.
  9. Используя пассатижи, сжимаем лепестки крепления оболочки проводов. Выталкиваем из кожуха фиксаторы.
  10. Демонтируем вентилятор в сборе.
  11. Придерживая лопасти крыльчатки рукой, откручиваем гайку её крепления при помощи торцевого ключа на «13».
  12. Отсоединяем крыльчатку от вала.
  13. При помощи ключа на «10» откручиваем все три гайки, которые крепят корпус электродвигателя к рамке.
  14. Снимаем неисправный электромотор.
  15. Устанавливаем на его место новое устройство. Производим сборку в обратной последовательности.

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличаются не только конструкцией, но и принципом действия. У первых датчик просто замыкает-размыкает контакты, а у вторых он меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и средств понадобятся:

  • рожковый ключ на «30»;
  • накидной ключ или головка на «13»;
  • омметр или автотестер;
  • жидкостный термометр с диапазоном измерения до 100 ОС;
  • чистая ёмкость для сбора хладагента;
  • ёмкость с водой;
  • газовая (электрическая) плита или бытовой кипятильник;
  • сухая чистая тряпка.

Алгоритм проверки и замены следующий:

  1. Подставляем ёмкость под пробку на блоке цилиндров силовой установки.
  2. Откручиваем пробку, сливаем хладагент.
  3. Отключаем разъём от контактов датчика.
  4. При помощи ключа на «30» выкручиваем датчик.
  5. К контактам датчика подсоединяем щупы омметра. Сопротивление между ними у исправного устройства должно стремиться к бесконечности. Это значит, что контакты разомкнуты.
  6. Помещаем датчик резьбовой частью в ёмкость с водой. Щупы прибора не отключаем. Нагреваем воду в ёмкости при помощи плиты или кипятильника.
  7. Наблюдаем за показаниями термометра. При достижении водой температуры 85–95 ОС контакты датчика должны замкнуться, а омметр должен показать нулевое сопротивление. Если этого не произошло, меняем датчик, вкрутив на место старого новое устройство.

Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике

Инжекторный двигатель

В инжекторной «семёрке» предусмотрено два температурных датчика. Один из них работает в паре с прибором, показывающим температуру хладагента водителю, другой - с ЭБУ. Нам нужен именно второй датчик. Как уже упоминалось, он установлен на патрубке рядом с термостатом. Для его проверки и замены нам потребуются:

  • автотестер или мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • рожковый или накидной ключ на «19»;
  • жидкостный термометр с амплитудой измерения температуры до 100 ОС;
  • термоустойчивая ёмкость с водой;
  • кипятильник или плита (для нагрева ёмкости с водой);
  • чистая сухая тряпка.

Порядок работ такой:

  1. Находим датчик. Отсоединяем от его контактов разъём.
  2. Включаем зажигание.
  3. Включаем мультиметр или тестер в режим измерения напряжения. Щупы прибора подключаем к контактам разъема. Смотрим на показания. Прибор должен показывать примерно 12 В (напряжение аккумулятора). Если напряжения нет, проблему нужно искать в цепи питания устройства.
  4. Если же прибор показывает штатное напряжение, выключаем зажигание и снимаем клемму с АКБ.
  5. Используя ключ на «19», выкручиваем датчик. При этом возможно вытекание небольшого количества охлаждающей жидкости. Потёки вытираем сухой тряпкой.
  6. Переключаем наш прибор в режим измерения сопротивления. Подключаем его щупы к контактам датчика.
  7. Помещаем датчик рабочей частью в ёмкость с водой.
  8. Нагреваем воду, наблюдая за изменением температуры и сопротивления. Если показания обоих приборов не соответствуют приведённым ниже, производим замену датчика.

Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107 устанавливают в свои автомобили кнопку принудительного включения вентилятора. Она позволяет запускать электродвигатель устройства независимо от температуры хладагента. С учётом того, что конструкция системы охлаждения «семёрки» далека от идеальной, этот вариант когда-нибудь может сильно выручить. Пригодится он и тем водителям, которые часто перемещаются по просёлочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора уместно лишь на карбюраторных автомобилях. В машинах с инжекторными двигателями лучше полагаться на электронный блок управления и не вносить в его работу никаких изменений.

Видео: принудительное включение вентилятора

Самый простой способ заставить вентилятор включаться по желанию водителя - это вывести два провода от контактов датчика температуры в салон и подсоединить их к обычной кнопке на два положения. Для реализации этой идеи понадобятся только провода, кнопка и изолента или термоусадочная изоляция.

Если же вы хотите «разгрузить» кнопку от лишних нагрузок, можно установить в цепь реле по приведённой ниже схеме.

В принципе, ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в цепи его подключения нет. Так что в случае возникновения любой поломки можете смело приступать к самостоятельному ремонту.

ВАЗ 2107 оборудован электрическим вентилятором охлаждения радиатора. Он автоматически включается при нагреве охлаждающей жидкости до 90 градусов и в нормальных условиях обеспечивает стабильную температуру двигателя независимо от температуры воздуха и режима движения.

Но есть одна проблема. Иногда реле (датчик) включения вентилятора ломается и вентилятор радиатора ВАЗ 2107 не запускается. В результате двигатель перегревается и дело, в лучшем случае, ограничивается закипанием и утечкой охлаждающей жидкости, а в худшем – капитальным ремонтом двигателя. Чтобы избежать проблем, можно усовершенствовать конструкцию, организовав принудительный обдув радиатора. Есть два способа сделать это: механический и электрический.

Механическое принудительное охлаждение радиатора Ваз 2107

На старых моделях ВАЗ радиатор охлаждался при помощи крыльчатки, насаженной на ротор водяной помпы. Такое решение обеспечивало постоянный обдув радиатора при заеденном двигателе. Учитывая, что конструкция ВАЗ 2107 мало отличается от «предшественников», установить такую крыльчатку не составит труда.

Достоинство такого решения – надежность. Принудительный механический обдув радиатора гарантирует, что автомобиль не закипит, стоя в пробке в жаркий день. Но при этом эффективность обдува на малых оборотах снижается в сравнении с электрическим обдувом. Зимой проявляется еще один недостаток принудительного охлаждения – холодный двигатель дополнительно обдувается вентилятором, что немного замедляет его прогрев. Тот факт, что вентилятор обдувает радиатор на холодном двигателе, никак не влияет на скорость прогрева при условии работающего термостата. Дело в том, что до прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор.

Механический привод вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 можно усовершенствовать :

  • Установить диффузор, направляющий поток воздуха через соты радиатора. Это улучшит эффективность охлаждения.
  • Сместить радиатор немного назад, поближе к крыльчатке. Для этого можно наклонить его верхнюю часть, используя для крепления планки из жесткой стали. Планки надо рассчитать так, чтобы расстояние между радиатором и крыльчаткой было примерно 2040 мм.

Таким образом можно обезопасить автомобиль от перегрева.

Электрический вентилятор охлаждения радиатора (принудительный)

Чтобы поломка датчика вентилятора ВАЗ 2107 не принесла проблем, можно организовать принудительное охлаждение без замены штатного электровентилятора крыльчаткой, надеваемой на шкив помпы. Для этого достаточно обеспечить резервное включение вентилятора кнопкой. Понадобятся такие детали и материалы:

Также понадобится новый датчик вентилятора, если старый неисправен. Исправность проверить можно омметром или прозвонкой. Если при нагреве нижней части радиатора вентилятор не включается, его надо менять.

Сначала нужно уменьшить ток, проходящий через контакты тепловое реле, управляющее включением вентилятора. Для этого схему включения вентилятора ВАЗ 2107 надо изменить так, чтобы он питался не напрямую от датчика, а через дополнительное реле. В этом случае контакты датчика вентилятора (термореле) не будут подгорать, а в случае выхода из строя дополнительного реле, последнее заменить будет намного проще.

Также необходимо подключить кнопку включения вентилятора так, чтоб при включении она дублировала датчик, подавая напряжение на катушку реле при включении. В этом случае при поломке датчика можно будет вручную включить вентилятор охлаждения ВАЗ и уберечь двигатель от перегрева.

Совершенствование системы охлаждения с электровентилятором

Для улучшения охлаждения можно заменить стандартный вентилятор охлаждения ВАЗ 2107 на более мощный и совершенный. В этом качестве подойдут вентиляторы от «калины» или «приоры». Особенно эффективен вентилятор с восьмью лопастями, обеспечивающий особенно сильный поток воздуха.

Стоит учесть, что система охлаждения ВАЗ 2107 изначально спроектирована для эффективной работы. Если она не справляется, причина кроется не в неэффективном штатном аккумуляторе, а забитых сотах радиатора или недостатке охлаждающей жидкости в системе. Поэтому в случае перегрева двигателя при работающем вентиляторе, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости и прочистить соты радиатора (или заменить его).