Почему могут стучать клапана двигателя? Объясните, почему стучат клапана в двигателе? Почему стучат

Статья описывает ситуацию, когда стучат клапана, в чем заключается проблема и на какие неисправности может указать появление подобного звука. Как провести самостоятельную диагностику.

Ровная работа двигателя без посторонних звуков, зачастую, говорит о своевременном и качественном обслуживании, иными словами, об его исправности. Появление нехарактерных звуков — первый сигнал о наличии неисправности. К сожалению, не всегда неисправность проявляется подобным образом. Стук клапанов можно отнести к проблеме, которую всегда можно определить на слух. Подобная проблема может сигнализировать о многих грядущих неисправностях.

Зона риска

Как правило, проблемы подобного рода возникают на двигателе с большим пробегом или при серьезной проблеме. Кроме этого в зону риска попадают двигатели, которые эксплуатируются при больших нагрузках, к примеру, на полугрузовом автомобиле установлен мотор, нерассчитанный на перевозку груза определенного веса. Кроме этого, стук клапанов — частое явление, встречающееся на автомобилях отечественного производства. Однако, известный случаи, когда стук появляется на холодном двигателе у новых иномарок. Какие проблемы могут привести к подобному явлению?

В чем заключается проблема?

Как бы далеко не ушел прогресс в сфере авто строительства, принцип работы двигателя внутреннего сгорания практически не изменился, только усовершенствовался. Почему же появляется стук клапанов?

Подобные проблемы можно предотвратить, если вовремя определить, стучат ли это клапана или звук исходит от других элементов ДВС.

Определяем причины появления звука

На современных автомобилях установлены двигатели, в которых регулирование зазора проводится автоматически. При поиске ответа на вопрос, почему стучит клапан на иномарке, ответ скорей всего не в регулировке зазора. Все современные ДВС комплектуются гидрокомпенсаторами. А вот с отечественными автомобилями и другими иномарками, которым подобная система не досталась, вопрос регулировки зазора актуален.
На многих иномарках процедура регулировки или проверки зазора — сложная тема. Как правило, проводить проверку двигателя на предмет нарушения величины зазора следует у специалистов. На старом двигателе или отечественных агрегатах проверить, почему стучат клапана можно следующим образом:

Остальные причины можно выявить только при профессиональном осмотре двигателя, в некоторых случаях, при его разборе.

Ремень ГРМ и клапана

Ремень ГРМ может также стать причиной, по которой стучит клапан. Подобное явление происходит следующим образом:

При слабом натяжении сбивается такт, что и приводит к рассматриваемой проблеме.
Если ремень ГРМ соскочил на один или несколько зубов, стук клапанов будет появляться постепенно. Как правило, все начинается с небольшого постукивания, на который не многие обратят внимание на автомобиле старше 10 лет. Со временем звук усилиться в несколько раз. Все, как правило, заканчивается обрывом ремня ГРМ и всеми другими проблемами, которые возникают в подобной ситуации. Поэтому посторонние звуки со стороны клапанов — то, на что следует уделять внимание.

Когда ремень ГРМ соскакивает на один зуб, двигатель получает незначительные повреждения, в основном, страдает именно газораспределительная система. При полном обрыве страдает блок цилиндров, цилиндры, головка и другие составные части мотора. К сожалению,определить визуально то, что ремень перескочил довольно сложно. Кроме этого, своевременная его замена не является гарантией того, что обрыв не произойдет. Слизанные шлицы и выход из строя натяжного ролика часто приводит к подобным проблемам.
Регулировка клапанов на современных ДВС без гидрокомпенсаторов — сложный процесс, за который берется не каждый дилерский центр. Это связано с тем, что нужно проводить разбор двигателя с дальнейшей регулировкой зазоров. Менять практически ничего не нужно, только элементы мотора, которые могут изнашиваться и при удобном случае быть заменены. Также следует остерегаться центров обслуживания, которые начинают «рассказывать» о необходимости замены многих элементов, о том, что работа занимает несколько дней.

Ничто не способно работать вечно. К сожалению, рано или поздно любое транспортное средство приходится везти на СТО для диагностики разнообразных поломок. Одни неполадки настолько серьезные, что самостоятельно их исправить невозможно. Другие же, напротив, легко устраняются в домашних условиях умелыми руками. Что касается стука клапанов, то это что-то среднее. Иногда устранить проблему можно собственноручно, но порой — без специалиста не обойтись. Об этом далее в статье.

На первых порах начинающим автомобилистам будет довольно сложно понять, в результате какой неисправности с двигателя доносится тот либо другой звук. Посторонние шумы способны появляться в случае выхода из строя ремня, коленчатого вала, подшипников и, несомненно, клапанов. Именно поэтому каждый автовладелец должен знать особенности посторонних звуков в двигателе, а также уметь определять, клапана это стучат либо что-то иное.

Какой звон и в каком месте он слышен при стуке клапанов

Стоит отметить, что клапана издают четкий звонкий шум с определенным металлическим постукиванием возле газораспределительного механизма. Еще одной особенностью является сохранение стука и на больших, и на малых оборотах.

Естественно, на слух диагностировать неисправность клапанов обычному автовладельцу фактически невозможно. Но, можно провести самостоятельную диагностику.

Методы диагностики опытных водителей

Существует два способа диагностики:

  1. Открываем капот и заглушку отверстия для залива масла. Оставив машину заведенной, прислушиваемся. Если уровень шума лишь возрастает, значит стучат именно клапаны.
  2. Кроме того, можно установить около элемента, который, по вашему мнению, дал сбой, стетоскоп. Это даст возможность определить «природу» постороннего шума.

Причины стука клапанов

Все новые автомобили оборудуются распределительным валом, который расположен сверху. Стержни, именуемые толкателями, приводят клапана в действие. Причин стука клапанов существует несколько.

Рассмотрим их подробнее:


Стучат клапана только на холодном двигателе, причины

При диагностике уделите особое внимание температуре мотора. Зависимо от того, на каком двигателе (на горячем либо на холодном) стучат клапана, могут появится еще некоторые нюансы.

В случае, если звуки возникают лишь на холодном силовом агрегате, причинами может быть:

  1. Изношенность самого мотора.
  2. Сужение клапанов. При высокой температуре металл расширяется, а при низкой, напротив, уменьшается. В результате пространство между клапанами и толкателями было малое, но после прогрева мотора восстановилось к заводскому показателю.

Так, зазор между клапанами и стержнями может не отвечать норме, однако при горячем двигателе это еще не проявится.

Стучат клапана на горячем двигателе, причины

В данном случае стук может возникать в результате:

  1. Загрязненного масляного фильтра.
  2. Недостаточного уровня масла.
  3. Плохо закрученного болта распредвала к постели.

Кроме перечисленных выше моментов, шум могут издавать гидравлические компенсаторы.

Способы решения проблемы через СТО

Наиболее простым способом решения проблемы стука клапанов является визит на ближайшую станцию сервисного обслуживания, где мастера быстро решат появившуюся проблему. Но финансы не всегда позволяют это сделать. К тому же, порой гораздо интереснее самому «возиться» с автомобилем, с каждым разом набираясь все больше опыта.

Способ решения проблемы своими руками

Ситуация с клапанами на первый взгляд может показаться несложной задачей в области ремонта, однако это совершенно не так. Одно неправильное движение и стук лишь усилится. Поэтому не рекомендовано браться за дело водителям-новичкам. Перед ремонтными работами в обязательном порядке прочтите инструкцию по ремонту именно вашего транспортного средства. Общий инструктаж приведен ниже.

подготовка необходимых инструментов и расходных материалов

Правильность регулировки зазоров зависит от наличия расходных материалов и специальных приспособлений.

Помимо того, следует иметь под рукой набор обычных автомобильных инструментов, чтобы добраться до ГРМ.

В зависимости от вида газораспределительного механизма двигателя нужно иметь:

  1. Два рожковых ключа на «17» и «13», щуп (либо планка с микрометром) — для автомобилей ГАЗ, ВАЗ 2101-07 и подобных).
  2. Комплект регулировочных шайб, фиксатор, устройство для утапливания клапана, щуп — для автомобилей ВАЗ 2108-2109 и подобных.

подготовительные работы

  1. Снимаем крышку клапанов.
  2. Поднимаем одно колесо с помощью домкрата.
  3. Ставим устройство для нажатия клапанов.
  4. Затем считаем, где находятся выпускные и впускные клапаны.
  5. Проворачиваем колесо до того момента, пока колено вала не будет находится вверху, после чего нужно замерять зазор первого клапана.

корректировка расстояния между толкателем и клапанами

1 – фиксатор;
2 – регулировочная шайба

Это обеспечит свободный доступ к шайбе.

Достаньте ее зажимом или пинцетом. Таким же образом проводится работа с остальными клапанами.

проверка на стук клапанов после регулировки

После регулировки не забудьте проверить клапана на стук. Выше мы уже описывали возможные способы диагностики.

Советы профи: что делать, если стук клапанов не исчез после регулировки своими руками

Если после самостоятельной регулировки стук не исчез, отвезите автомобиль на СТО, поскольку собственноручно вряд ли получится отремонтировать другие неполадки, которые не связаны с зазорами. Вполне вероятно, что регулировка была выполнена неправильно.

Ровная и бесперебойная работа двигателя - верный признак его «здоровья» и правильного обслуживания. Любые посторонние звуки (стук, скрип, глухие удары, и т. д.) чаще всего указывают на проблемы с двигателем.

Одним из самых часто встречающимся звуком, с которым доводится встречаться автомобилисту, является - стук клапанов, конкуренцию ему может составить разве что двигатель, который троит.

О последнем мы говорили в предыдущих статьях, поэтому на этот раз речь пойдет о клапанах, точнее о том, почему они стучат и как узнать причину стука клапанов в домашних условиях.

Как правило, клапана стучат на двигателях с большим пробегом, или на силовых агрегатах, которые находятся в запущенном состоянии или регулярно подвергаются колоссальным нагрузкам. Однако бывают и исключения, когда стук клапанов двигателя появляется на практически новых авто, у которых еще не закончился гарантийный период.

Почему стучат клапана?

Главной причиной появления стука является увеличение зазора между рычагами и кулачками распредвала. В случае увеличения зазора между этими деталями, кулачок станет бить по рокеру, в результате чего начнут появляться посторонние звуки похожие на металлический цокот. Чем больше будет зазор, тем большим будет износ и повреждения, которые в итоге приведут к полному выходу из строя всего силового агрегата. Следует учитывать, что зазор выставляется производителем, он имеет определенную величину одинаковую для всех двигателей определенной марки.

Меньший зазор также не хорошо, поскольку в таком случае клапан будет зажиматься, а спустя некоторое время он может перестать закрываться до конца. Езда с зажатыми или не полностью закрытыми клапанами грозит вам перегревом двигателя, а также снижением компрессии. Также нельзя исключать вероятность полного выхода из строя одного или нескольких цилиндров.

Чтобы не допустить подобного сценария рекомендуется вовремя производить регулировку клапанов, после каждые 10-15 тысяч км. пробега.

Кроме неправильно отрегулированных клапанов причиной стука может стать детонация двигателя. Детонация в двигателе это, своего рода, взрыв, волна которого бьет в стенки цилиндров и другие детали поршневой группы. От этих ударов могут стучать клапана, хотя иногда металлический цокот может быть и не связан с клапанами. Характерными признаками детонации являются: повышенная вибрация, черный выхлоп (или другой нехарактерный для выхлопа цвет), снижение мощности, перегрев двигателя.

Если клапана стучат «на горячую», то есть на прогретом двигателе, причина может крыться в увеличенных оборотах при низком давлении масла, по причине увеличившихся зазоров о которых я говорил в начале статьи, а также из-за большого износа или повреждения деталей. Далее мы поговорим о том, как понять по какой именно причину у вас стучат клапана.

Проверять нужно не только впускной, но и выпускной клапан двигателя. Прежде всего необходимо обеспечить правильное давление масла, а также проверить его состояние (вязкостные и смазывающие характеристики).

Если стучат клапана «на холодную», это может быть связано с износом толкателя. Если толкатели грязные или имеют протечку, они могут стать причиной ограниченной подачи масла в клапана, в итоге во время прогрева вы можете услышать характерный металлический цокот.

Если вы проверили давление масла и оно в норме, проверьте зазоры, возможно необходима регулировка клапанов. Регулировка зазоров выполняется при помощи специальных щупов, которые устанавливают щель между верхним краем штока и коромыслом, если же распредвал расположен вверху – между толкателем и кулачком.
Если же все ваши попытки обнаружить причины стука клапанов не увенчались успехом, обратитесь к специалистам, в противном случае вы рискуете «угробить» мотор.

Если двигатель работает ровно, и в нём не происходит каких-либо сбоев – это честный признак того, что он «здоров» и обслуживается правильно. Возникновение любых посторонних звуков, таких как стук, глухие удары или скрип, зачастую указывает на проблемы с силовым агрегатом. Пожалуй, самый часто встречающийся звук, с которым сталкиваются автомобилисты, – это стук клапанов, его прямым конкурентом является разве что звук двигателя, который троит. Но в этой статье мы поговорим о клапанах, точнее о том, почему же они стучат и как самостоятельно выявить причину этого неприятного явления.

Зачастую клапаны начинают стучать у двигателей, которые уже «измотаны» большим пробегом, либо в тех силовых агрегатах, которые водители «запустили» или подвергают огромным перегрузкам. Но бывают и исключения, когда стук клапанов в двигателе возникает на практически новых автомобилях, у которых даже ещё гарантийный период не истёк.

Причины стука клапанов

Первой причиной можно по праву назвать нарушение зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала. А происходит это следующим образом. Между вышеуказанными элементами увеличивается зазор, в результате чего кулачок ударяется о рокер, в итоге в отсеке силового агрегата появляются странные звуки, которые похожи на стук металла о металл. С увеличением зазора будет усиливаться металлический звук и, следовательно, износ. Если всё оставить, как есть, и абсолютно ничего не предпринимать, то результат будет весьма плачевным – двигатель полностью выйдет из строя и перестанет заводиться, что уже при наименьшем раскладе потребует капитального ремонта. Величину зазора между клапанами в чётком регламенте прописывает производитель двигателя, поэтому при малейшем отклонении от нормы нужно выполнить регулировку клапанов с учётом параметров, которые установил производитель.

Вторая и не менее распространённая причина возникновения стука клапанов – это слишком маленький клапанный зазор. По прошествии времени слишком зажатые клапаны полностью перестают закрываться, что ведёт к неизбежному перегреву двигателя, снижению компрессии и, следовательно, перерасходу топлива. Чтобы не допустить подобного поворота событий, рекомендуется производить регулировку клапанов каждые 15 тысяч километров пробега.

Стучать клапаны могут также из-за детонирующего двигателя. Как Вы уже знаете, детонация – это своеобразный микровзрыв, в результате которого образуется волна, способная дать «взбучку» всем деталям и узлам силового агрегата, в том числе и клапанам. В результате получается, что детонация приводит к металлическому цокоту клапанов, хотя, как видите, причина абсолютно не в них. Признаками детонации являются чёрный дым из глушителя, сильная вибрация и снижение мощности двигателя.

Распространённым явлением оказывается и стук клапанов «на горячую», имеется ввиду цокот клапанов после того, как двигатель перегрелся. В этом случае причина заключается в повышении оборотов при низком давлении масла, а это может происходить вновь из-за увеличившихся зазоров либо чрезмерного износа деталей. В таком случае следует проверить давление масла; кроме этого, убедитесь в его нормальном состоянии и вязкостных свойствах.

Стук клапанов может возникать также и «на холодную», в таком случае причина может быть в критическом износе толкателя. Когда толкатели загрязняются или протекают, это влияет на подачу масла в клапаны, в результате от недостатка смазки в клапанах появляется характерный металлический стук. Если проверка показала нормальное давление масла, тогда проверьте зазоры клапанов, не исключена будет и необходимость их регулировки.

Способы устранения стука клапанов

Автомобильные цилиндры, как правило, оснащаются одним либо двумя клапанами на штуку. Один из них запускает горючую смесь, другой выпускает отработанные газы. Поэтому клапаны и получили свои соответствующие названия: впускной и выпускной. А механизм, который приводит их в действие, называется газораспределительным (ГРМ) или просто клапанным. По достижении силовым агрегатом высоких температур, его детали начинают расширяться. Вспомним физику средних классов. На двигателе в холодном состоянии зазоры должны быть строго определены производителем.

Если клапана неверно отрегулированы, это может привести к снижению эффективности КПД силового агрегата и более быстрому износу его деталей. Например, если зазор оказался слишком мал, клапаны вместе со своими сёдлами подгорят. С большими зазорами всё складывается иначе: клапаны будут открываться не полностью, результатом чего будет значительное падение мощности двигателя и будет слышен металлический цокот.

Уровень стука в отсеке двигателя, в основном, зависит от количества клапанов в двигателе, которыми оснащена та или иная модель автомобиля. Следовательно, от количества клапанов будет зависеть и сила стука при их износе. Для предотвращения этого непонятного шума применяются гидравлические толкатели, которые поддерживают клапанные зазоры в определённом постоянном положении.

Для более корректной и эффективной работы газораспределительного механизма клапаны двигателя следует очищать. Ведь по мере эксплуатационного срока они обрастают нагаром, который препятствует нахождению их в нормальном состоянии. Поэтому клапаны необходимо периодически очищать и притирать. При регулярном выполнении своевременных профилактических работ механизма газораспределения, силовой агрегат Вашего автомобиля будет не только прекрасно работать, но и существенно экономить расход топлива. Технология правильной регулировки клапанов следующая:

- снимаем крышку клапанов;

При помощи домкрата поднимаем одно колесо;

Ставим приспособление для нажатия клапанов;

Считаем, где располагаются впускные и выпускные клапаны;

Поворачиваем колесо до тех пор, пока колено вала не окажется вверху, а после замеряем зазор первого клапана;

Если стучат клапаны, посчитайте, какая необходима шайба, если таковая есть, вставьте её. Для этого имеется специальный кулачок, который придерживает седло в нажатом состоянии. Таким путём обеспечивается лёгкий доступ к шайбе. Теперь её можно достать пинцетом или зажимом. По аналогии проведите работу с остальными клапанами.

Подписывайтесь на наши ленты в

Когда автовладелец слышит стук в двигателе, у него рождается масса догадок о поломке. Откуда может идти стук? Как определить стучит цепь, вкладыши коленвала или что-то другое?

Как правило, в моторе начинают стучать самые подвижные части, к которым, без сомнений, можно отнести и клапаны. Как раз о стуке этих деталей и пойдет речь в статье.

Однако как определить, что стучат именно клапаны? Как выделить именно стук клапанов из общей массы грохочущих механизмов и деталей, чтобы максимально быстро и эффективно провести ремонт? В данной статье постараемся дать на эти вопросы детальные ответы, которые позволят сузить круг поиска и решить проблему.

Почему стучат

Распространённые причины возникновения стука

Чтобы определить, что стучат именно клапаны, необходимо определиться с причинами возникновения данного дефекта. Первой причиной стука может быть заводской брак. Этот вариант характерен для новых машин, которые были собраны недобросовестно. Следующим вариантом является чрезмерный износ деталей головки блока цилиндров за счет длительной работы. Также не стоит забывать про недобросовестное «нехозяйское» отношение к автомобилю, которое приводит к образованию множества поломок в двигателе.

Причины возникновения стука из-за износа

Одной из причин, по которым можно определить стук клапанов, является изменение (увеличение) зазора между кулачком распредвала и рычагом. За счет изменения зазора между деталями в головке блока цилиндров, распредвал начинает с инерцией ударять о рокер, и в результате этого возникает металлический стук в моторном отсеке. Этот неприятный момент чреват поломкой мотора в скором времени и дорогостоящим ремонтом.

Важно! Зазор между кулачком распредвала и рычагом одинаков для каждой модели двигателя.

Еще одним моментом, приводящим к клапанному звону, является заниженный зазор между вышеуказанными деталями. При этом клапан постоянно находится в зажатом состоянии и в скором времени перестаёт закрываться полностью. Это приводит к снижению компрессии и выходу из строя одного или группы цилиндров. Но определить это довольно сложно.Частой причиной звона клапанов является детонация в цилиндрах, которая создает отдачу во все элементы поршневой группы. За счет повышенной отдачи по деталям они начинают издавать металлический звон.

Внимание! Однако часто стук клапанов можно определить не сразу, и спутать его с металлическим стуком цепи или вкладышей коленвала.

Диагностика и устранение неполадок

Причины стука и методы исправления:

  • Стук на холодную. В неразогретом двигателе зазор между кулачком и рокером больше, чем на горячем силовом агрегате. Поэтому при старте мотора может проявляться стук, который потом исчезает. Собственно, по этому его и можно определить. Особенно явно это проявляется в холодное время года. Данный дефект исправляется простой регулировкой зазоров. Узнать больше о регулировке зазоров клапанов можно из видео внизу. В нём довольно подробно рассмотрено исправление дефекта клапанной группы в распространенных моделях машин.

  • Стучать начинает, когда машина резко ускоряется или при плавном нажатии на газ. По этой причине также можно определить неисправность детали. Подобный дефект обусловлен низкокачественным топливом, а также неправильно выставленным зажиганием. В результате этого в цилиндровом пространстве возникает повышенная детонация, которая бьет по деталям, в том числе и клапанам;
  • Гремит постоянно. Этот дефект связан с чрезмерным износом кулачков распредвала, рычагов, рокеров. Решить эту проблему можно дополнительной регулировкой зазоров или банальной заменой изношенных частей;
  • Стук раздается на горячую. Это связано с повышенными оборотами двигателя и низким давлением масла. Необходимо проверить уровень масла и его вязкость.

Интересно! Раньше на машинах регулировку клапанов выполняли два раза в год: для холодного и для теплого времени года. Эта простая мера позволяла не думать о том, как определить источник шума.

Чтобы определить, что стучат именно клапаны, и в каком цилиндре, необходимо взять небольшой кусок древесины (можно ручку от любого инструмента) и прикладывать одним ее концом к проблемным местам двигателя. Вначале прикладываем край деревяшки к головке блока цилиндров (по порядку к каждому цилиндру) и слушаем на втором конце. Если будет стучать клапан, то это станет слышно на обратной стороне древесины. Чтобы отличить клапанный стук от стука цепи и вкладышей коленвала нужно приложить деревяшку и в район цепи (если она шумит, то станет очень явно слышно), и соответствующую операцию необходимо проделать в районе коленвала.

Итоги

Многие автовладельцы склоняются к мысли, что если звон клапанов несильный и пропадает со временем, то лучше самостоятельно не вмешиваться в работу мотора и не регулировать зазоры, так как можно перетянуть клапанные пружины и тогда станет только хуже.

Если самостоятельно не удалось определить источник шума в двигателе, то следует отправиться к специалистам, а то ремонт силового агрегата может обойтись намного дороже.