Почему лоси выходят на трассу. Осень: на дорогу выходят "пьяные" лоси. Что делать, чтобы избежать столкновение с крупным зверем

© Фото из архива НП "Лосиный остров"

Каждую зиму в Москве разыгрываются одни и те же трагедии: на Лосиноостровской случаются аварии с участием обитателей национального парка «Лосиный остров». Почему сохатых с таким упрямым постоянством тянет под колеса городских авто?

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми «пешеходами» получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг «Лосиного острова».

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха «Сокольники», куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию «Лосиного острова» на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной - порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник «Сокольников», некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства «Лосиного острова». «Когда нечего есть, - вздыхает, - едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, - это однозначно».

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

«Так делать ни при каких условиях нельзя! - предупреждают в администрации «Сокольников». - Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию». Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

«Наши - спокойные и неконфликтные», - отвечает на критику главный инженер «Лосиного острова» Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. «Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям», - успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке «дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных». Перенервничавшего «москвича» отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что «работа ведется». Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит «Лосиный остров», заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили «Росбалт», потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен - осталось только установить. Одно «но»: специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. «Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, - соглашается Сухоруков, - но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика».

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими - темными, сырыми и шумными - пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в «Лосинке» высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Дарья Миронова

Сбил лося! Сколько и кому платить? Можно ли забрать тушу?

Лось — это спокойное травоядное животное. Живет в лесу, питается корой, мхом, ощупывает кустарники и ветви деревьев. У лося очень миролюбивый характер. Если его не пугать и не дразнить, он никогда не станет нападать на человека первым. Но встретить его на трассе смертельно опасно.

Дело в том, что лось весит 500 кг, а его центр масс расположен выше капота легковой машины. Поэтому при наезде высокая вероятность, что туша пробьет лобовуху и влетит в салон. Такой случай произошел в Кировской области.

На загородной трассе Лада сбила лося. Обратите внимание на повреждения, передняя часть машины цела, а весь удар пришелся на пассажирский салон. Туша пробила стекло и убила 37-летнюю женщину, которая сидела на переднем сидение. А эта авария произошла в Череповце. Лось влетел в салон чёрного Chevrolet. Но повезло, что на пассажирском сидении никого не было, поэтому никто из людей не пострадал. Лобовое стекло и крыша – не самые крепкие части машины. Лось своей массой и легко пробивает их. Подушки безопасности и ремни в таких случаях не спасают.

Почему лоси выходят на дорогу?

Загородные лесные трассы часто проходят через среду обитания лосей и пересекают их миграционные тропы. Зимой дорога становится еще более привлекательной. Вдоль трассы перемещаться комфортнее, чем по лесу, который завален глубоким снегом. Вдобавок к этому дорогу посыпают реагентом. Он содержит много соли, которую очень любят лоси. Она нужна им в больших количествах, чтобы организм нормально функционировал. В природе лоси ищут соль в других местах, например на реках и болотах.

Но зимой проще слизать ее с трассы, где она просто лежит на поверхности.

А осенью у лосей брачный период, который называется «гон». Животные становятся возбужденными и агрессивными. Самцы устраивают поединки, которые часто заканчиваются тяжелыми травмами или даже смертью. Поэтому в это время стоит особенно остерегаться появления лосей на трассе.Если лось оказался рядом с дорогой, он очень опасен для водителей. Природа заложила в него поведение, которое помогает выжить в диком лесу, но играет во вред при встрече с машиной. Мир вокруг себя лось воспринимает по звукам. Зрение у него очень слабое и не позволяет заметить машину издалека. А когда она приближается, лось склонен делать резкие движения, что часто приводит к столкновению.

Как не сбить лося?

Избежать аварии с лосем часто невозможно или очень сложно.

Единственный действенный способ — это ехать медленно.

Так у вас будет время среагировать и остановиться, или хотя бы уменьшить последствия, если столкновение неизбежно. Особенно это актуально ночью. Большинство аварий с лосями происходит, когда на трассе темно. Заметить лося и днем непросто, а ночью это становится особенно сложной задачей. Также обращайте внимание на знак «Дикие животные». Им помечают те участки трассы, где животные появляются особенно часто. Поэтому, если вы увидели такой знак, притормозите.

Кто виноват если сбили животное?

В случае аварии виновником будете вы, даже если ехали аккуратно и не превышали скорость, а лось неожиданно бросился прямо под колеса. Закон устроен так, что водитель виноват всегда. Правила обязывают ехать со скоростью, при которой получится среагировать на любую опасность.

Если вы сбили лося, значит, вы ехали слишком быстро, и нужно было ехать медленнее.

Так что не надейтесь, что охотхозяйство или дорожники оплатят вам ремонт машины, потому что допустили, что лось оказался на трассе. Дорожники и государство не отвечают, даже если лось вышел вне зоны действия знака «Дикие животные». Этим знаком помечают особо опасные места, но никто вам не гарантирует, что животное не выйдет из леса в каком-то другом месте. А если серьезно пострадал или погиб кто-то из людей, водителя ждет уголовная ответственность.

Так что можно на ровном месте сесть в тюрьму из-за глупого животного.

Сбил лося, что делать?

Если пострадали люди или нужно оформить документы для , понятно, что нужно вызывать полицию. Но, если нет, и пострадал только лось, с первого взгляда неясно, какой в этом смысл и почему нельзя просто уехать, ведь ремонтировать машину все равно за свой счет. Лось дикий, то есть ничейный и вдобавок есть соблазн заработать на туше.

Ведь лось весит 500 кг, из них мяса где-то 200 кг, а цены на мясо лося начинаются от 500 руб/кг. То есть с туши можно выручить как минимум 100 000 рублей.

Но нужно знать, что делать так незаконно. В лесу не бывает ничейных животных. Все они собственность государства, поэтому водитель обязан не только вызвать полицию, но и заплатить за погибшее животное 80 000 рублей. У каждого животного есть своя цена. Дороже всего обойдется гибрид зубра с бизоном – 180 000 рублей, снежный баран – 100 000 рублей, сибирский горный козел – 80 000 рублей. Есть животные и подешевле. Медведь стоит 60 000 рублей, кабан – 30 000. Если поймают, оплачивать придется даже кротов и бурундуков. Государство оценило каждого из них в 100 рублей.

Полный список зверей можете посмотреть в приказе Министерства природы.

Так что, если водитель сбил лося — он повредил собственность государства. Если он не вызовет полицию и уедет, будет считаться, что он скрылся с места .

Конечно, можно надеяться, что полиция про это не узнает, но нужно знать, что за это грозит и перед тем как уехать взвесить все риски. А если прихватить с собой тушу, все может закончиться еще хуже. Если поймают в охотничьих угодьях с добычей — обвинят в браконьерстве. Наличие туши в машине достаточно для возбуждения уголовного дела. И водителю еще придется постараться убедить суд, что он не браконьер. Если у него не получится, то помимо судимости придется заплатить крупную сумму. В случае браконьерства она гораздо больше 80 000, в зависимости от пола животного и статус леса, возьмут от 240 до 560 тысяч рублей. Так что, как и при любом другом ДТП нужно вызвать сотрудников ДПС. Они оформят аварию и вызовут охотинспектора.

Охотинспектор составить свой протокол о порче охотничьих ресурсов, а потом водителю предъявит счет на 80 000 руб.

Логично подумать, что после этого водитель может забрать душу себе, ведь все документы оформленные государство получит компенсацию. Но нет. Выдавать тушу водителю не положено, ее забирают, проводят ветеринарную экспертизу и после этого обычно утилизируют. Но возможно удастся избежать выплаты 80 000. Водитель обязан иметь страховой полис , по нему выплачиваются компенсации потерпевшему в случае ДТП, если водитель виновник. В данном случае потерпевший — это государство, которому нанесен материальный ущерб. Поэтому 80 000 должна заплатить страховая компания, но судебная практика по таким делам неоднозначна. Скорее всего, придётся посудиться, чтобы добиться своего.

Лось остался жив, что делать?

Если лось не пострадал и убежал обратно в лес это не считается ущербом. Если не нужно оформлять ДТП для компенсации по КАСКО, можно спокойно уехать. Но если лось ранен серьёзно и не может встать, нужно вызывать полицию и оформлять бумаги. И не подходите к покалеченному животному, в таком состоянии оно очень опасно. Скорее всего, егерям придется его добить, потому что помочь ему уже нельзя.

Какие еще звери выбегают на дорогу?

На дорогу может выбежать медведь, может выбежать косуля. В Австралии под колеса постоянно бросаются кенгуру. Но ни кенгуру, ни косули не сравнятся с лосями по степени опасности. И многим странам повезло, что у них нет лосей. В Западной Европе их нет, они водятся практически на всей территории нашей страны и в странах Скандинавии. В континентальной части США они есть только в северных районах, так что большая часть американцев никогда не увидят лося на дороге.

Как пытаются защитить людей?

Это специальный краш-тест, который имитирует столкновение с лосем. Специалисты изготавливают вот такой манекен и сбивают его машиной. После этого они смотрят на повреждения и пытаются понять, как сделать машину безопаснее. Но такой краш-тест не обязателен для всех выпускаемых машин, а к проблеме пытаются подойти с другой стороны: не уменьшать последствия от аварии, а не допускать такие аварии вообще.

И самый действенный способ — это оградить трассу забором.

Статистика показывает, что он снижает количество аварий до минимума. Но у этого метода есть недостаток – нарушается привычная среда обитания животных. Они не могут перейти с одной стороны дороги на другую. Поэтому заборы нужно использовать в сочетании со специальными переходами, которые называются «экодуками».

Экодук — это широкий мост, который строят на месте естественной миграционной тропы.

Животные могут перейти только по нему, так как сама дорога огорожена забором. Экодук покрывают грунтом и деревьями, поэтому звери чувствуют себя естественно и не боятся им пользоваться. В России такой переход пока только один, его построили в Калужской области в 2016 году. На нём высадили ели, а по краям огородили шумозащитными экранами. Внедрять это массово пока что не получается, потому что такие проекты требуют огромных инвестиций. Даже простой забор-сетка стоит очень дорого, если кинуть его на сотни километров. А экодук — это вообще капитальное строительство, которое стоит очень дорого.

Выводы

Если вы едете по лесной трассе, будьте готовы к появлению лося. Двигайтесь медленнее, чем позволяет дорога, особенно, если есть знак «дикие животные» или в темное время суток. Так вы дадите себе время, чтобы остановиться или хотя бы сможете уменьшить последствия.

Выход животных на дороги - это большая проблема. Встречи с ними оборачиваются неприятными последствиями, потому как конструктивно легковые автомобили очень уязвимы перед сохатыми. С начала лета в Рыбинске сбили более 15 лосей, в некоторых случаях животные погибли, машины получили серьезные повреждения. Почему лоси выходят на дорогу и как уберечь себя и близких при встрече с диким животным?

Почему лоси выходят на дороги?

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих намного меньше. Кроме того, лосей привлекают резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина. Дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Чем опасна встреча с лосем?

Встреча с лосем опасна по простой причине. Вес взрослой особи составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2,3 метра при очень длинных ногах. Массивное туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. А это значит, что тело находится выше всех защитных зон автомобиля, то есть выше бамперов и сминаемых конструкций передка, помогающих при возникновении обычных ДТП поглотить энергию соударения. При ударе ноги животного подрубаются бампером, как гильотиной, и полтонны живой массы летит прямо в лобовое стекло. Из школьного курса физики мы помним, что при расчете энергии соударения берется квадрат скорости. Тем самым разница даже в 10 км/ч становится существенной.

Что делать, если лось все-таки встал на пути?

Увидеть лося ночью очень трудно. Серая шерсть поглощает свет фар, и животное целиком становится заметно как раз за 40-50 метров. Еще секунда нужна на принятие решение. И зачастую человек начинает торможение за 30-20 метров до препятствия. В этот момент главное не паниковать - и бить по тормозам, снижая скорость до минимума. Это поможет безопасно обрулить лося.

Что делать, чтобы избежать ДТП с лосем

* Соблюдать скоростной режим и следить за установленными знаками.

* Быть предельно внимательным, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.

* Если заметили какое-то шевеление в кустах на обочине, снижайте скорость и будьте осторожны.

* Если лось выбежал на дорогу, то не пытайтесь по-быстрому проскочить перед ним. Снизьте скорость до минимума и если животное не собирается уходить, остановитесь.

* Не сигнальте, не моргайте ему фарами, лось может воспринять это как вызов и напасть на вас.

* Если ширина дороги позволяет, постарайтесь аккуратно объехать его сзади.

* Если дорога узкая, то лучше не пытаться объезжать животное, а постарайтесь сдать назад или развернуться и отъехать.

Что делать если сбил лося на дороге

* В первую очередь, как и в случае любого ДТП, убедиться, что ни вы, ни пассажиры не пострадали.

* Если есть пострадавшие, то необходимо вызвать скорую помощь.

* Сообщите о ДТП в ГИБДД. Если у вас есть каско и машина серьёзно повреждена, то получить выплату без вызова ГИБДД вам не удастся. Но здесь есть момент - штраф за сбитое животное, если наезд произошёл в зоне действия знака 1.27. Об этом говорит приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». За наезд на кабана или дикого северного оленя, предусмотрен штраф в размере 15000 рублей. За сбитого лося 40000 рублей, а зубр или бизон - 90000 рублей. В общем вполне так прилично. Но если уверены, что знака 1.27 не было, то всё это вполне может быть оспорено в суде.

Да и дело даже не в штрафе, само по себе убить или покалечить животное - очень неприятно и любого нормального человека потом будет мучить совесть. Так что будьте предельно внимательны, передвигаясь по загородным трассам помните о возможности внезапного появления на дороге диких животных даже там, где не установлен знак 1.27, ведь звери не по знакам ходят.

Валентина Гундерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Фото 1 Лось стоящий на обочине. Здесь конечно не глубокая темнота, когда тёмное тело лося практически сливается с лесом.
Фото 2 И вот приблизительно, как, эта ситуация выглядит ночью.
Лишь светящиеся глаза, да белые ноги, могут выдать присутствие животного на дороге!
Теперь попробуйте представить, что можно увидеть, если стемнеет ещё больше!


Ярославская область вышла на печальное первое место по столкновению машин с лосями. Гибель лосей и тяжёлые травмы людей однозначны. Сколько таких случаев я не знаю, но сам факт говорит за себя.
Столкновения обычно происходят в ночное время на оживлённых автострадах. Перемещаясь из пункта А в пункт В водители под музыку наслаждаются скоростью своего железного коня и по вполне понятным причинам стараются поскорее преодолеть расстояние. В тот момент они особо не задумываются, что кто-то внезапно может появиться на дороге, ведь рядом нет населённых пунктов, и следовательно не о чем беспокоится.
Здесь и случается непоправимое. Лоси, целый день ожидавшие перехода через дорогу, с наступлением темноты начинают двигаться. В темноте животным кажется, что их не видно, а по сему, они становятся более решительными, но они никак не могут связать светящиеся вдали фары с быстро приближающейся смертельной опасностью. Плохих вариантов, развития событий, несколько:1. Лось близко перебегает дорогу перед быстро едущим авто. Водитель не успевает среагировать, лось не успевает пересечь трассу.2. Лось стоит на обочине в ожидании попытки пересечь трассу. Водитель приближающейся машины, как правило, находится в процессе управления. Скорее всего, в салоне есть пассажиры, с которыми он общается, играет музыка, и никто не видит в темноте стоящего зверя. Даже на блеснувшие, в луче фар глаза, никто не обращает внимания. А лось, животное непредсказуемое, и вот он, при приближении транспортного средства, вдруг шагает на дорогу. Водитель, уже ничего не успевает сделать.3. Лось переходил дорогу и от вида проезжающих машин в растерянности вдруг впадает в ступор и остановливается. Водитель одного из авто посигналив животному, принимает решение не снижая скорости объехать его. И тут лось, испугавшись, бросается под машину.
Нет смысла говорить, что во всех случаях у лося нет ни единого шанса выжить.
У водителя есть, но немного. У его машины тоже.
Как же избежать подобной аварии?В первую очередь не нужно гнаться, особенно в темноте.Во вторых нужно быть более внимательным, особенно когда трасса идёт лесом.Реагировать на знаки «Осторожно животные».Постоянно контролировать обочину и при подозрении, что на ней кто-то есть, снижать скорость.При обнаружении на дороге светящихся глаз так же снижать скорость.Ну и самое главное – включать мозги, а не ехать, как в потустороннем мире. Туда Вы всегда успеете.Далее, на примере фотографий, я хочу показать, как ведут себя лоси при переходе через дорогу.Фото 3 Лось вышел на дорогу.
Никогда, не рискуйте проехать на скорости мимо животного, лучше всего подождать пока оно скроется в лесу. Потому что неизвестно, как поведёт себя животное дальше.


Фото 4 Мгновение, и спокойно стоящий на обочине лось, бросается на дорогу.
Если сейчас скорость вашей машины больше 60 км/час, то шансов избежать столкновения у Вас нет!


Фото 5 Если вы вдруг увидели на дороге лося, не сигнальте, сбросьте скорость и дайте животному уйти.
Кстати, лоси не любят звук клаксона.


Хочется надеяться, что мой пост поможет открыть глаза на проблему и спасти хотя бы несколько человеческих и лосиных жизней. Иначе зачем писать. Предлагаю всем желающим перепостить его, как и вчерашнюю тему про лосей. Заранее Спасибо!
Берегите их и себя!
Счастливого вам пути!
Ссылка на аналогичную тему про других животных: О грустном, что присутствует в нашей жизни.
Tags: лоси

Tags: Почему, лоси, выходят, на, трассу, прямо, перед, машиной

С наступлением осени, в условиях низкой видимости на загородных дорогах, выход диких животных представляет смертельную опасность как для водителей, так и для самих лесных обитателей.

За последнюю неделю появилось несколько сообщений о ДТП с участием лосей. Подобная ситуация разворачивалась и прошлой осенью - ровно год назад.

У такой цикличности есть вполне обоснованная причина - как отмечает рязанский зоолог Антон Барановский, это явление сезонное.

То, что лоси выбегают на дорогу - это явление сезонное. По моему мнению, дело даже не столько в гоне. Подрос молодняк, прошлогодние лосята становятся самостоятельными, они менее осторожны, чем взрослые, вот и выходят на дороги чаще. Сеголетки тоже подросли, матери поэтому становятся менее осторожными, уже не так прячутся от человека. Опять же, постепенно они мигрируют из летних местообитаний в зимние. Лоси более активны по ночам и в сумерках, но летом рассвет в 3 часа утра, в это время дороги пустые, сейчас в 6 часов, на дорогах уже машины, вот и столкновений больше. Ну и гон тоже некоторую роль играет. Взрослые самцы становятся менее осторожными, - Антон Барановский, зоолог.

В этом году в Рязанской области произошло ДТП с лосем, в результате которого погиб человек. Около 21:00, 31 августа, на 232-ом километре трассы Москва-Тума-Касимов автомобиль ВАЗ-2115 сбил лося, переходящего дорогу. В результате аварии автомобиль получил серьезные механические повреждения, а 41-летний водитель скончался от травм на месте ДТП.

Комментарий ГИБДД:
С начала текущего года произошло 3 ДТП связанных с наездом на лосей, в которых 1 человек погиб и 4 получили травмы различной степени тяжести.
В 2016 году произошло 3 ДТП, в которых один человек погиб и трое получили травмы

Когда под колеса неожиданно выпрыгивает животное, времени на размышления практически не остается - такая встреча может закончиться печально как для сохатого, так и для водителя. Кстати, помимо ремонта автомобиля, водитель еще и заплатит штраф за то что несанкционированно уничтожил лесного жителя. Инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко рассказал, как минимизировать риск столкновения, если лось выбежал на дорогу:

Нужно максимально снизить скорость и целиться мимо крупа животного (он легче).
При этом важно помнить, что руль поворачивать надо одновременно с торможением, а не после него. Так маневр получается эффективнее: требует меньше усилий и на тормозах, и на руле.
Вообще полезно приучать себя смотреть максимально далеко. В этом случае любое препятствие можно увидеть заранее, - сообщает инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко .

И обязательно обращайте внимание на знак "Дикие животные", его устанавливают не для красоты, а как раз для того, чтобы водители понимали - прямо сейчас под колеса может кинуться животное. А вот и расценки на ДТП с лесными жителями: в этом году штраф за сбитого лося - 40 000 рублей, за раздавленного кабана - от 15 000 рублей, а за погибшую под колесами косулю придется отдать 20 000 рублей.