Почему лоси выходят на дорогу весной. Как не сбить лося и что делать, если все же его сбили? Животное перед капотом - что делать

в Костромской области у лосей начинается брачный период

КОСТРОМАТУРС /5 сентября 2018г./
В Костромской области у лосей начинается брачный период, сообщает охотуправление департамента природных ресурсов Костромской области.
А это значит, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий с участием этих животных. Только в Костромской области за последние полтора года зарегистрировано 43 ДТП, пострадали два человека.
Последствия таких происшествий всегда серьезны, рассказали в охотуправлении. Средний вес взрослого лося составляет 250-300 килограммов, рост близок к двум метрам. Для водителей и пассажиров столкновения движущейся машины с таким объектом зачастую заканчиваются серьезными травмами, а животное обычно погибает.

Водителям важно помнить, что осенью, когда у лосей начинается гон, они выходят на дорогу, независимо от местности и времени суток, даже в городской черте.
Чаще звери встречаются на дорогах у лесополосы и на участках, граничащих с водоёмами. Двигаясь в непосредственной близости от деревьев, сбавляйте скорость. Увидеть животное в высокой траве или листве непросто, а значит, высока вероятность, что реакция будет запоздалой.
Если лось выбежал на дорогу, не пытайтесь проскочить перед ним, снизьте скорость, остановитесь и дождитесь пока животное уйдет. Не подавайте звукового сигнала и «не моргайте» фарами, этим вы только привлечете внимание лося к своему автомобилю.

Фото 1 Лось стоящий на обочине. Здесь конечно не глубокая темнота, когда тёмное тело лося практически сливается с лесом.
Фото 2 И вот приблизительно, как, эта ситуация выглядит ночью.
Лишь светящиеся глаза, да белые ноги, могут выдать присутствие животного на дороге!
Теперь попробуйте представить, что можно увидеть, если стемнеет ещё больше!


Ярославская область вышла на печальное первое место по столкновению машин с лосями. Гибель лосей и тяжёлые травмы людей однозначны. Сколько таких случаев я не знаю, но сам факт говорит за себя.
Столкновения обычно происходят в ночное время на оживлённых автострадах. Перемещаясь из пункта А в пункт В водители под музыку наслаждаются скоростью своего железного коня и по вполне понятным причинам стараются поскорее преодолеть расстояние. В тот момент они особо не задумываются, что кто-то внезапно может появиться на дороге, ведь рядом нет населённых пунктов, и следовательно не о чем беспокоится.
Здесь и случается непоправимое. Лоси, целый день ожидавшие перехода через дорогу, с наступлением темноты начинают двигаться. В темноте животным кажется, что их не видно, а по сему, они становятся более решительными, но они никак не могут связать светящиеся вдали фары с быстро приближающейся смертельной опасностью. Плохих вариантов, развития событий, несколько:1. Лось близко перебегает дорогу перед быстро едущим авто. Водитель не успевает среагировать, лось не успевает пересечь трассу.2. Лось стоит на обочине в ожидании попытки пересечь трассу. Водитель приближающейся машины, как правило, находится в процессе управления. Скорее всего, в салоне есть пассажиры, с которыми он общается, играет музыка, и никто не видит в темноте стоящего зверя. Даже на блеснувшие, в луче фар глаза, никто не обращает внимания. А лось, животное непредсказуемое, и вот он, при приближении транспортного средства, вдруг шагает на дорогу. Водитель, уже ничего не успевает сделать.3. Лось переходил дорогу и от вида проезжающих машин в растерянности вдруг впадает в ступор и остановливается. Водитель одного из авто посигналив животному, принимает решение не снижая скорости объехать его. И тут лось, испугавшись, бросается под машину.
Нет смысла говорить, что во всех случаях у лося нет ни единого шанса выжить.
У водителя есть, но немного. У его машины тоже.
Как же избежать подобной аварии?В первую очередь не нужно гнаться, особенно в темноте.Во вторых нужно быть более внимательным, особенно когда трасса идёт лесом.Реагировать на знаки «Осторожно животные».Постоянно контролировать обочину и при подозрении, что на ней кто-то есть, снижать скорость.При обнаружении на дороге светящихся глаз так же снижать скорость.Ну и самое главное – включать мозги, а не ехать, как в потустороннем мире. Туда Вы всегда успеете.Далее, на примере фотографий, я хочу показать, как ведут себя лоси при переходе через дорогу.Фото 3 Лось вышел на дорогу.
Никогда, не рискуйте проехать на скорости мимо животного, лучше всего подождать пока оно скроется в лесу. Потому что неизвестно, как поведёт себя животное дальше.


Фото 4 Мгновение, и спокойно стоящий на обочине лось, бросается на дорогу.
Если сейчас скорость вашей машины больше 60 км/час, то шансов избежать столкновения у Вас нет!


Фото 5 Если вы вдруг увидели на дороге лося, не сигнальте, сбросьте скорость и дайте животному уйти.
Кстати, лоси не любят звук клаксона.


Хочется надеяться, что мой пост поможет открыть глаза на проблему и спасти хотя бы несколько человеческих и лосиных жизней. Иначе зачем писать. Предлагаю всем желающим перепостить его, как и вчерашнюю тему про лосей. Заранее Спасибо!
Берегите их и себя!
Счастливого вам пути!
Ссылка на аналогичную тему про других животных: О грустном, что присутствует в нашей жизни.
Tags: лоси

Tags: Почему, лоси, выходят, на, трассу, прямо, перед, машиной

Последующая статья очень поучительны и одновременно страшны для тех, кто хоть раз попадал в подобную ситуацию. Но в отличие от многих тысяч автомобилистов кому не посчастливилось избежать последствий после встречи с крупными животными на дороге, герой нашего первого ролика знал, что делать.

В описании к видео ситуация предстает в таком свете: водитель ехал по зимней пустынной канадской дороге, как вдруг увидел вперед скопление лосей, они стояли посреди дороги и не обращали никакого внимания на приближающийся автомобиль. Водитель принимает правильное решение и начинает торможение. К его несчастью шинам на заснеженной дороге практически не за что зацепиться, начинает скольжение. И в момент, когда до сохатых остаются считанные десятки метров, автомобилист делает второе крайне важное рациональное действие, которое в итоге помогло ему избежать столкновения, он отпускает педаль тормоза и начинает маневрировать на скользкой поверхности в попытке избежать столкновение с крупными парнокопытными млекопитающими.

Важно знать:

Вес этих животных примерно равен 380-700 кг. Столкновение с такой тушей даже на небольшой скорости может серьезно повредить автомобиль. На 60 км/ч и выше, от удара лоси подлетают на уровень лобового стекла и запросто сносят полкрыши автомобиля или хуже того, влетают в салон через переднее стекло.

Канадцу удалось проскользнуть между двумя несущимися лосями, не задев ни одного из них.

Кто-то скажет повезло, но на самом деле везения здесь минимум, человек и сохранил хладнокровие.

Что делать, чтобы избежать столкновение с крупным зверем?

Эти простые советы минимизируют опасность столкновения с лосями и оленями на дороге:

1. При проезде лесных массивов, внимательно следите за знаками. Знак 1.27 «Дикие животные» должен автоматически обострить ваше внимание. Особенно внимательны будьте осенью, в периоды гона, с середины августа до октября месяца.

2. Снизить скорость. Второй важный совет, не превышайте скоростного режима. Лучше даже ехать немного медленнее разрешенной максимальной скорости.

3. Помимо этого, даже если знаков нет, а ваш путь пролегает в лесу, исключать встречу с крупным рогатым животным нельзя. Знак 1.27 ставится лишь в местах частого появления лосей, оленей, кабанов и других диких зверей.

4. Наиболее активны лоси на рассвете, а также в конце дня, после заката. Также имейте это ввиду. Увидели подозрительное шевеление в кустах на пути вашего следования перед машиной? Будьте готовы, к тому, что это может быть лось и он может в любой момент выбежать на дорогу. Снизьте скорость и приготовьтесь к ответным мерам.

5. Если впереди на дороге увидели бегущего сохатого, плавно начинайте тормозить. Дикие животные непредсказуемы, лучше держаться от них подальше. Если машин на дороге нет, а лось не уходит с дороги, попробуйте посигналить ему. Это должно его спугнуть. Правда здесь никто не может гарантировать, что звук клаксона он не воспримет как вызов и не поскачет прямо на автомобиль.

6. Самую большую опасность представляют крупные , выбегающие на перерез автомобилю. Среагировать и верно сманеврировать в такие моменты крайне сложно.

Одно из правил объезда внезапно появившихся на дороге животных, их нужно попытаться объехать сзади. Инстинкт и страх практически всегда гонять животное вперед, поэтому если видите бегущего наперерез лося, косулю, оленя, предварительно по возможности максимально снизив скорость и отслеживая траекторию движения дикого животного, направляйте автомобиль в противоположенную сторону от направления движения бегуна, если это позволяет дорожная обстановка и нет встречных или попутных автомобилей, в которые вы можете врезаться. Иначе виноваты в ДТП будете вы.

Если все же лось сбит. Что делать?

Убедившись, что пострадавших кроме машины и лося нет, вызывайте ГИБДД. Если пострадали люди, звоните в скорую или предупредите ГИБДД, что есть пострадавшие.

Предупредите сотрудников о том, что на дороге сбито дикое животное. По закону сотрудники Госавтоинспекции должны будут приехать с Охотинспектором и провести фиксацию, что произошло ДТП и животное пострадало аварии. В случае если зверь был сбит, не важно, в зоне действия знака 1.27, или в любом другом месте, водителя ждет штраф.

ГК РФ Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Согласно приказу Минприроды «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», за лося нужно будет заплатить 40.000 рублей. При официальном оформлении с вызовом сотрудников ГИБДД, наезд на животное будет квалифицирован как страховой случай, поэтому компенсацию государству автовладелец будет покрывать выплатой по ОСАГО.

Полный список расценок за убитого зверя составлен Министерством природных ресурсов:

Виды охотничьих ресурсов

Стоимость за 1 особь, рублей

Лось, сибирский горный козел, овцебык

40000

Кабан, дикий северный олень, кабарга

15000

Благородный олень

35000

Пятнистый олень, лань, туры, сайгак

30000

Косули, муфлон, серна

20000

Снежный баран

50000

Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом

90000

Медведи

30000

Барсук

6000

Сурки, бобры, куницы, харза

3000

Соболь, выдра

5000

Росомаха

15000

Рысь

20000

Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра

Песец, корсак, дикие кошки, норки, хори, колонок, зайцы, дикий кролик

Горностай, солонгой, ласка

Белки

Кроты, водяная полевка, хомяки, бурундуки, летяга, суслики

Глухари

3000

Тетерев, фазаны, улары, саджа

1000

Гуси, казарки

Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп

Перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы

Важно знать:

I. Если не оформить ДТП, могут возникнуть большие неприятности. Это оставление места ДТП, ст.12.27 КоАП РФ- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

II. Даже если лось пострадал не сильно и убежал обратно в лес, нужно оформить факт ДТП. Даже если у вас КАСКО, но автомобиль получил серьезные повреждения, страховой выплаты вы скорее всего не увидите, если не вызовите на оформление аварии сотрудников ДПС. В этом случае компенсировать ущерб охотничьему хозяйству не придется, поскольку главная улика, лось, умчался в неизвестном направлении и оценить его повреждения егерям явно не удастся.

III. Серьезно битая машина будет привлекать внимание сотрудников на постах ДПС и в случае, если вы решите увезти мясо разделанного мертвого животного с собой и в автомобиле обнаружат эти улики, квалифицироваться данное деяние будет как незаконная охота, статья 258 УК РФ. Санкции за это суровы- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Выход животных на дороги - это большая проблема. Встречи с ними оборачиваются неприятными последствиями, потому как конструктивно легковые автомобили очень уязвимы перед сохатыми. С начала лета в Рыбинске сбили более 15 лосей, в некоторых случаях животные погибли, машины получили серьезные повреждения. Почему лоси выходят на дорогу и как уберечь себя и близких при встрече с диким животным?

Почему лоси выходят на дороги?

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих намного меньше. Кроме того, лосей привлекают резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина. Дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Чем опасна встреча с лосем?

Встреча с лосем опасна по простой причине. Вес взрослой особи составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2,3 метра при очень длинных ногах. Массивное туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. А это значит, что тело находится выше всех защитных зон автомобиля, то есть выше бамперов и сминаемых конструкций передка, помогающих при возникновении обычных ДТП поглотить энергию соударения. При ударе ноги животного подрубаются бампером, как гильотиной, и полтонны живой массы летит прямо в лобовое стекло. Из школьного курса физики мы помним, что при расчете энергии соударения берется квадрат скорости. Тем самым разница даже в 10 км/ч становится существенной.

Что делать, если лось все-таки встал на пути?

Увидеть лося ночью очень трудно. Серая шерсть поглощает свет фар, и животное целиком становится заметно как раз за 40-50 метров. Еще секунда нужна на принятие решение. И зачастую человек начинает торможение за 30-20 метров до препятствия. В этот момент главное не паниковать - и бить по тормозам, снижая скорость до минимума. Это поможет безопасно обрулить лося.

Что делать, чтобы избежать ДТП с лосем

* Соблюдать скоростной режим и следить за установленными знаками.

* Быть предельно внимательным, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.

* Если заметили какое-то шевеление в кустах на обочине, снижайте скорость и будьте осторожны.

* Если лось выбежал на дорогу, то не пытайтесь по-быстрому проскочить перед ним. Снизьте скорость до минимума и если животное не собирается уходить, остановитесь.

* Не сигнальте, не моргайте ему фарами, лось может воспринять это как вызов и напасть на вас.

* Если ширина дороги позволяет, постарайтесь аккуратно объехать его сзади.

* Если дорога узкая, то лучше не пытаться объезжать животное, а постарайтесь сдать назад или развернуться и отъехать.

Что делать если сбил лося на дороге

* В первую очередь, как и в случае любого ДТП, убедиться, что ни вы, ни пассажиры не пострадали.

* Если есть пострадавшие, то необходимо вызвать скорую помощь.

* Сообщите о ДТП в ГИБДД. Если у вас есть каско и машина серьёзно повреждена, то получить выплату без вызова ГИБДД вам не удастся. Но здесь есть момент - штраф за сбитое животное, если наезд произошёл в зоне действия знака 1.27. Об этом говорит приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». За наезд на кабана или дикого северного оленя, предусмотрен штраф в размере 15000 рублей. За сбитого лося 40000 рублей, а зубр или бизон - 90000 рублей. В общем вполне так прилично. Но если уверены, что знака 1.27 не было, то всё это вполне может быть оспорено в суде.

Да и дело даже не в штрафе, само по себе убить или покалечить животное - очень неприятно и любого нормального человека потом будет мучить совесть. Так что будьте предельно внимательны, передвигаясь по загородным трассам помните о возможности внезапного появления на дороге диких животных даже там, где не установлен знак 1.27, ведь звери не по знакам ходят.

Валентина Гундерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мне как специалисту хотелось бы рассмотреть проблему ДТП на дорогах с участием диких копытных животных (ДКЖ).

Приведу небольшой личный пример. Дача у меня находится в поселке Сычево по трассе «Новая Рига». Не на всех участках, где наиболее вероятен переход диких копытных животных, установлены дорожные знаки, предупреждающие об этом. Так как дача у нас в этом районе больше десяти лет, то участки, где чаще происходит столкновение автотранспорта с ДКЖ (в большинстве случаев это лоси), мне по большей части известны.

Как то я ехал с другом на рыбалку на платный пруд в районе города Волоколамска. Время 0.30. Не доезжая до поворота на Сычево-Чисмено, участок с узким перешейком леса, я сказал напарнику: «Тут очень часто сбивают лосей. На этом участке я видел пару знаков предупреждения, но этого мало. Это наиболее любимое место перехода зверя».

Только мы проехали это место и поворот на Сычево, как впереди я увидел две стоящих на «аварийке» машины: одна на правой обочине, другая на левой. Я стал притормаживать и сразу увидел на обочине мертвого лося. Им оказалась самка второго года. Так как этот район принадлежал Румянцевскому военно-охотничьему хозяйству, я хотел сообщить об этом начальнику или егерю этого хозяйства. Но из машины вышел сотрудник охотинспекции Юрий Заикин, который мне сообщил, что все уже оповещены и они ждут подъезда сотрудников ДПС и охотхозяйства. В пострадавшей машине ехала семья отдыхать на Селигер (муж, жена и двое детей), по счастью они не пострадали, что не скажешь об их машине.

Юрий мне сообщил, что ранее в этом же месте, только в сторону Москвы произошло еще одно столкновение с лосем, но с более трагическими последствиями. Зверь при столкновении влетел в лобовое стекло и практически вылетел через заднее, четверо пассажиров погибли. На этом участке я не встретил ни одного предупреждающего знака.

Почему? Знаки у дорожников закончились? Или они не сотрудничают с местными охотничьими хозяйствами, которые должны подсказывать, где больше уделить вниманию предупреждающей информации. Неужели государство привлекает специалистов ведущего института страны - Всероссийского НИИ охотничьего хозяйства им. Б.М. Житкова - только для проектирования скоростной платной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург (СПАД) на участке 543 км - 646 км (2010 г).

Наверное, крупные автомобильные дороги, такие как автомобильная дорога Адлер - Красная Поляна, проходящая по территории Сочинского национального парка и скоростная платная автомобильная дорога Москва—Санкт-Петербург (СПАД), больше интересуют наши власти. А до других уже построенных трасс или трасс с наименьшим значением, чем перечисленные выше уже никому нет дела, пускай тут гибнут и звери, и люди.

Специалисты Всероссийского НИИ, при поддержке нашего правительства и при взаимодействии с охотпользователями, должны этим плотно заниматься, выявлять такие места, огораживать их, делать под трассами проходы, чтобы звери могли свободно передвигаться под ними по своим путям миграции.

По официальным данным на трассе «Клин-Дмитров» в 2010 г. сбито 40 лосей. И это только официально зарегистрированных, а сколько неучтенных?! Не надо забывать, что за этими столкновениями стоят и ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ жизни. Как тут быть? Трасса очень сложная, потому как намного уже, чем «Новая Рига». Огораживать весь участок никому не выгодно. И тут я считаю, что есть наиболее примелькавшиеся места столкновений, где надо дать животным беспрепятственный проход под трассой или над трассой.

Есть у меня большая претензия к дорожным службам. Практически повсеместно дорожная обочина прокашивается на метр-полтора в обе стороны, а то и того меньше, а далее стоит плотная стена кустарников или борщевика. И дела до этого никому нет. Не проверяют их что ли?

В России, к сожалению, не ведется статистика дорожно-транспортных инцидентов, обусловленных столкновениями с дикими животными. Самое страшное, что ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО! Неужели это не интересует наше МПР, ведь дело не только в погибших животных - ГИБНУТ ЛЮДИ.

Такую информацию можно узнать только у сотрудников ГИБДД. Из архива: по словам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД по Московской области полковника милиции Александра Криволапа, только за период с 2007 по июль 2009 года на территории нашего региона зарегистрировано около 600 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на ДКЖ, в своем подавляющем большинстве именно с лосями.

Из них почти сотня так называемых «учетных», то есть таких ДТП, в которых пострадали люди. Общий счет жертв столкновений с ДЖК за указанный период таков - 21 погибший и 105 получивших ранения различной степени тяжести. Наибольшее количество ДТП с участием лосей зафиксировано на Минском, Новорижском, Дмитровском шоссе, а также в Клинском, Рузском и Серпуховском муниципальных районах.

ДТП с участием лосей практически все схожи между собой. Предсказать же поведение лосей не возьмется никто. Лось может идти вдоль проезжей части, а затем внезапно выпрыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может просто остановиться посреди дороги, при этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни рев клаксона (если водитель, разумеется, успеет на него нажать).

Осенью лось особенно непредсказуем — время гона и…«пьяных яблок»: лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-дички и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в некое подобие опьянения. В мае-июне идет расселение прошлогоднего молодняка и число выходов лосей на дороги возрастает.

В общем, для нас остается только один кардинальный и простой способ предотвращения ДТП с участием лосей - установка ограждения. Согласно зарубежному опыту, заборы, изготовленные из стальной сетки высотой минимум 2 м, которые устанавливаются вдоль дороги в тех местах, где животные часто переходят трассу, сокращают количество ДТП с участием диких животных примерно на 60—70%.

Так как, согласно данным областной Госавтоинспекции, многие ДТП с участием лосей произошли вне заповедников, то Управление ГИБДД обратилось в МПР РФ и соответствующее министерство Московской области с просьбой, во-первых, определить участки миграции ДЖК через автомобильные дороги, а во-вторых, учитывая зарубежный опыт, ввести в практику использование сетчатых ограждений, которые бы предотвратили внезапный выход животных на автомобильные дороги. Но если определение направлений миграции животных через дороги задача вполне реальная, то вот насчет установки ограждений… Надо быть реалистами — в настоящее время средства на установку ограждений вряд ли у кого найдутся.

Можно сделать ставку на увеличение количества предупреждающих знаков, но они действуют только на тех водителей которые «дружат с головой», тех же кому «море по колено» можно остановить только большими штрафами или лишением прав. Хотя при нашем жизненном укладе, когда толщина кошелька решает все проблемы, эта мера не поможет, так что число ДТП можно снизить, только ограничив выход ДКЖ на дороги.

В принципе неплохие результаты показали опыты по использованию запахов: на стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. Но это все проводилось в Норвегии.

Я полностью согласен с мнением Александром Криволапа по поводу ограждения дорог сеткой, но с одной оговоркой: только в местах наиболее постоянных переходов, а в самом центре этих мест обязательно должен присутствовать подземный переход. А самое лучшее что может нам подойти это наземные экодуки. Экодуки - безопасные мосты для братьев наших меньших, через которую любой зверь не боясь перейдет на другую сторону дороги.

Экодуки были созданы во Франции в течение 1950-х годов. С тех пор несколько европейских стран, включая Нидерланды, Швейцарию, Германию и Францию использовали подобные структуры. В одних только Нидерландах есть более 600 туннелей, устроенных под главными и второстепенными дорогами и магистралями, включая самый протяженный в мире экодук длиной в 800 метров.

Почему мы так боимся обратиться к зарубежной практике, где этому придают наивысочайшее значение? И там не только думают, как обезопасить проход крупных копытных животных, там даже мелких хищников и даже обычную лягушку не обходят вниманием.

Пример зарубежных дорожных происшествий с ДКЖ: Швеция лоси и олени (до 13.500 и 59.000 столкновений в год соответственно), зайцы (до 81.500), барсуки (до 33.000), лисицы (до 12.500). Голландия, Чехия, Швейцария, США, Германия, Канада далеко шагнули в этом направлении.

В Германии на дорогах в местах наиболее массовых переходов зверя (в основном это косули) ставят низкие заборы, с одним или несколькими верховыми мостами или проходами под дорогой. Но там почти все земли частные и огораживают забором сами частники, естественно они не будут делать никакие проходы для зверей, это раз, а второе им выгодней огородить свою территорию, чем выплачивать фермерам неустойку за потраву посевов.

Что же делается у нас в РФ для того, чтобы уберечь животных и самое главное людей от ДТП и гибели? Честно скажу - практически ничего. Дорожники выбрали самый дешёвый и простой способ: прокашивание обочин и установка предупреждающих знаков. Практически они оставили водителей и животных на произвол судьбы. МПР РФ тоже только может с трибуны кричать о повышении в будущем численности биоресурсов, а практически ничего для этого не делает, никто никого не контролирует.

Представляю читателям интересный документ, который если бы работал, дал наибольший эффект в сохранении братьев наших меньших, но про который, наверное, все забыли, который аж с 2008 года не обновлялся, так как никому от этого не выгодно, а животные как гибли сотнями на дорогах, так и продолжают гибнуть. Вот куда надо обратить свой всевидящий глаз «зеленым защитникам природы», а не махать мечами по закрытию весенней охоты по науськиванию западных стран.

Сначала надо у себя в стране навести порядок. И мы охотпользователи, которых все кому не лень обвиняют в попустительстве при сохранении объектов животного мира, готовы к сотрудничеству в этом направлении, ведь никто кроме нас не знает лучше эти места переходов.

ПостановлениеРФ от 13 августа 1996 года №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 169).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

В постановлении много пунктов, и желающие могут сами, найдя его, ознакомится с ним. Тема статьи: дороги и я выставляю главу V.

Требования при эксплуатации транспортныхмагистралей и объектов.

23. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.
24. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
25. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
26. При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.
27. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны в соответствии с действующими правилами и нормами.

Типы и конструкции уже используются в зарубежных странах уже не одно десятилетие, и отработаны как в экономических, так и в практических целях, и нет ничего зазорного, чтобы использовать их опыт: проделать все это у себя.

Хочу привести еще один пример как НЕ работает это постановление. Недавно я раскопал одну очень интересную информацию по Ярославской области. Почему она меня заинтересовала, да потому что у нашего МВОО ЦО ВУ в этих местах как раз находится охотничье хозяйство, где только с мая по июнь 2014 года сбито 11 лосей (самка 2-х лет, самец 3-х лет, а остальные все бычки-годовички, отторгнутые маткой от себя в связи с рождением нового потомства), и которые как глупые котята тыкаются куда ни лень, тем самым, попадая под колеса транспортных средств.

Первый в России экодук должен появится под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115-135-й километр трассы М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск), сообщил замдиректора филиала управления автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства Анатолий Пясецкий на пресс-конференции.

Скоростной участок, который называют трассой-дублёром М8, призван разгрузить существующую трассу, испытывающую колоссальную нагрузку - до 17 тысяч автомобилей в сутки. Новая дорога пройдёт по территории национального парка «Плещеево озеро». «И впервые в Российской Федерации предусмотрено строительство экодука в зоне национального парка. Он будет создан для того, чтобы животные могли перемещаться из одной части национального парка в другую.

Это по сути тот же путепровод шириной около 50 метров, на котором будет посажена растительность, будет воссоздан природный ландшафт», - сказал Пясецкий. По его словам, протяжённость экодука составит около одного километра, и он будет незаметен на рельефе местности, то есть животные не будут воспринимать его как большую возвышенность. При создании этого объекта дорожники будут опираться на опыт США и Канады. По словам Пясецкого, участок в Переславском районе - самый сложный по согласованию.

Всего существует 14 вариантов прохождения трассы, и ни один пока не утверждён, поскольку местные жители неоднократно выступали «против». «Сначала вмешались лыжники, потом дачники, потом Свято-Алексеевская пустынь», - сказал чиновник. После того, как решился вопрос с обителью, против трассы выступил национальный парк «Плещеево озеро», несмотря на то, что районные власти выделят парку земли взамен тех, что будут затронуты дорогой. «Нацпарк и Минприроды на сегодня согласие на строительство трассы не дают».

Сейчас подготовлены две рабочие группы - со стороны федерального дорожного управления и со стороны Минприроды. В ближайшее время произойдёт их встреча, и они должны договориться. У меня есть такая информация», - сообщил представитель Росавтодора. По словам Пясецкого, можно ожидать, что строительство участка 115-135-й километр начнётся в 2013 году.Уже закончился 2014 год, а движения в эту сторону так и нет.

Казалось бы, почему руководство нацпарка и Минприроды «против» - всех должно очень устраивать, ведь делаем одно дело: сохраняем поголовье диких животных и человеческие жизни при строительстве новой трассы. Вот вам и казус: строительство новых трас с экодуками буксует, что уж говорить об уже построенных трассах, где построить экодуки по зарубежной технологии, как говорится, плевое дело.

Получается, что все наши трассы как федерального, так и местного значения, построенные за последние 10-15 лет, а то и ранее в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции, не ограждались устройствами со специальными проходами и конструкциями, практически не согласовывались со специальным уполномоченным государственным органам по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.

В последнее время наметились подвижки по ярославской трассе после Переславль-Залесского, там стали расширять дорогу и в месте с ней расчищают широкую дорожную обочину, что позволяет просматривать ее более чем на 20-30 метров, такой же способ я наблюдал при реконструкции трассы Вологда-Санкт Петербург, там вообще обочины расширили по сотне метров.

Вот так бы везде бы расширили хотя бы придорожное пространство (не только траву и кустарники спилить, но в глубь в лес метров на пять десять все почистит), это бы позволило все водителям ночью вовремя обнаружить приближающее к дороге животное.

Уполномоченные органы готовы винить в уменьшении поголовья братьев наших меньших кого угодно, только не себя и не свое безразличие к нашей природе.

Не знаю, чего нет у нашего правительства для этого - средств или желания. Но видать не так важны ему жизни братьев наших меньших, да и человеческие тоже. Важность леопардов, белых медведей, и других кошачьих хищных видов, стоит на приоритете в противовес другим массовым крупным животным, которые сотнями гибнут на дорогах, и которые составляют одно из важнейших звеньев во всем охотничьем хозяйстве России.

Люди поймите, что охраняя животных от гибели, мы в первую очередь охраняем себя от нее!!!