Платон взимание платы за проезд. Как работает «Платон» — система сбора денег с дальнобойщиков. Что такое система "Платон"

Недовольство системой «Платон», функционирующей на российских дорогах уже более 2-х лет, среди дальнобойщиков, представителей малого бизнеса часто перерастает в митинги. Несмотря на активные протестные действия, правительство последовательно внедряет систему оплаты за использование федеральных трасс владельцами 12-тонных фур. Средства идут на эксплуатацию, текущий ремонт дорожного покрытия, которое подвергается существенному износу из-за движения большегрузов. Выделяются значительные суммы на строительство дорог, мостов, путепроводов. Однако пользователи уверены, что акциз на топливо, транспортный налог - достаточные выплаты государству, а платежи «Платон» являются непосильным грузом для частников.

Как обойти систему «Платон»?

Дальнобойщики утверждают, что оплата передвижения по федеральным трассам приводит частников к банкротству. На фоне кризиса объемы перевозок и количество заказов падает, доходы сокращаются. Экономить приходится и на запасных частях, и на профилактическом обслуживании авто, и на топливе. Дополнительная плата за дорогу не устраивает многих водителей, поэтому появились способы ее избежать.

С ноября 2015 г. (старт работы «Платона») транспортные компании стали массово переписывать большегрузы на частных лиц. За 2015-2016 гг. более 320-ти тыс. юридических лиц обратились в автоинспекции с заявлением о переоформлении грузовиков с максимальной массой больше 12-ти тонн. Причина кроется в том, что штрафы частным собственникам за неоплату проезда гораздо меньше (от 5 тыс.). Компания будет вынуждена оплатить квитанцию в размере 450 тыс. руб. Однако и частники стараются уклоняться от платежей в пользу государства. Для этого транспортное средство регистрируется на имя подставного лица, не имеющего водительских прав, ценного имущества. Схема работает по следующему сценарию: на имя некоего гражданина регистрируется большегруз. Оплата за передвижение по трассам федерального значения не производятся, приходят постановления с квитанциями. К владельцу транспорта приезжают судебные приставы, чтобы конфисковать имущество в счет оплаты штрафов. Однако у гражданина, не имеющего в собственности недвижимости или постоянного дохода, забрать нечего. А чтобы фуру не арестовали, собственник выплачивает символическую сумму в счет долга.

Технические решения обмана

Самый простой способ избежать штрафа - сделать номера автомобиля нечитаемыми. В этом случае определить владельца машины система не сможет или ошибется, если неверно идентифицирует номер. Одним из важных элементов системы «Платон» является бортовое устройство, которое позволяет спутникам ГЛОНАСС отслеживать местоположение транспортного средства, передавать данные в координационный центр. На основании этой информации можно определить, по каким дорогам и сколько наездил автомобиль.

Сами дальнобойщики не скрывают, что выключают прибор, когда рамки системы и патрули остаются вне поля зрения. Однако некоторое время бортовое оборудование еще продолжает считать километры, поэтому его просто накрывают металлическим куполом (подойдет и алюминиевая кастрюля), обматывают фольгой, блокируя сигнал со спутников, или используют GPS-глушитель. В 2017 г. Минтранс внес предложение о том, как восстановить данные о передвижении фур по федеральным дорогам, если бортовой счетчик выключен. Есть и другие способы обнаружить нарушителя и выписать ему штраф.

Что грозит дальнобойщику, если нарушения обнаружат?

Статистика «Платона» подтверждает, что владельцы большегрузов часто нарушают правила, чтобы избежать оплаты за передвижение по федеральным трассам. Около 63% выплат приходится на большие транспортно-логистические компании, которые исправно перечисляют деньги, идущие на ремонт дорог. За год существования «Платон» собрал менее 18 млрд. руб. Эта цифра говорит о том, что только 1/3 перевозчиков платит государству. Чтобы пресечь нарушения, Ространснадзор вместе с мобильными патрулями и сотрудниками автоинспекции постоянно патрулирует трассы. Выявить недобросовестного водителя непросто, однако такое случается.

Если у водителя нет маршрутной карты, а бортовой счетчик не работает, то транспортное средство забирают на штрафную стоянку. При первом нарушении штраф для физлица составит 5 тыс. руб., при повторном - увеличится в 2 раза. Если большегруз является собственностью индивидуального предпринимателя, то оштрафуют на 40 тыс. руб. Система оплаты, предусматривающая расчет после поездки, заработала для отечественных перевозчиков весной 2016 г. Однако, чтобы сослаться на такой способ расчета, необходимо иметь зарегистрированный лицевой счет в системе «Платон» и работающее бортовое устройство.

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».

Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система по автоматическому взиманию денежных средств с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система дорог «Платон», получившая свое наименование отнюдь не в честь великого мыслителя, а от сокращения «плата за тонну», с самого момента запуска вызвала много разногласий. В чем же особенности данной программы и каков принцип ее работы?

Система «Платон»: что это такое?

Грузовые подпадающие под действие программы, имеют массу, равную или свыше 12 тонн. За перемещение транспорта по федеральным трассам страны взимается оплата. «Платон» имеет собственную базу данных, в которую внесено свыше двух миллионов автомобилей и более 51 тысячи километров дорожного полотна. Официальный запуск системы был произведен в ноябре прошлого года.

Правительство в роли главного оператора «Платона» выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС. После переговоров с Федеральным дорожным агентством было принято решение, по которому оплата проезда взималась как в виде «лицевой оплаты», так и при помощи автоматической системы.

Основная цель системы - улучшение состояния дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Каждый год ему наносится значительный ущерб из-за автомобильных средств, чей вес превышает 12 тонн. Система «Платон» используется в качестве фундамента для следующей новой программы, которая будет запущена до 2020 года. Исключая возможность реставрации дорожного полотна, его можно будет полностью заменить, не прибегая к средствам из федерального бюджета.

Принципы работы

Существует несколько способов взимания денежных средств с водителей, которые имеет система «Платон». Что это, и как именно происходит оплата проезда по федеральным трассам?

Авансы. Деньги вносятся в систему непосредственно перед отправкой в рейс. Можно внести сумму как за одну поездку, так и за несколько последующих.

За пройденный километраж. Наиболее удобный поскольку не подразумевает переплаты. Перед каждым выездом на трассу вносится оплата. «Платон» предлагает и более практичный способ - установку специального прибора в кабину автомобиля. Впрочем, у подключения имеются и свои недостатки. Первый - строгий контроль пройденного километража. Второй - привязка автомобиля к спутниковой системе ГЛОНАСС и, соответственно, контроль со стороны ГИБДД.

Навесные рамы. Являются частью системы «Платон». Дороги федерального назначения оснащаются подобными конструкциями электромагнитного типа, которые считывают информацию с проходящего сквозь них транспортного средства и списывают определенную денежную сумму с личного счета водителя. Для этого, конечно же, обязательна регистрация в системе «Платон» и наличие специального электронного кода, который и считывают рамки.

Если взимание платы с грузовиков производится авансовым способом и регулярным оформлением дорожных маршрутов, то подобная процедура осуществляется следующим образом:

  • В любом Центре поддержки клиентской базы с помощью его сотрудников.
  • Заполнением специальной формы и учетной записи, зарегистрированной через личный кабинет на Платон.ру.

Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме.

Регистрация в системе «Платон»

Первоначально владельцам грузовых транспортных средств необходимо пройти регистрацию. В базу данных вносится информация не только о клиенте, но и о его автомобиле. Данную процедуру можно провести через сайт Платон.ру. После завершения авторизации пользователь получит сгенерированные пароль и логин. В личном кабинете необходимо указать лицевой счет и внести на него денежные средства. Оформление маршрутной карты можно начинать сразу же после зачисления денег на счет.

Способы оплаты

При оформлении маршрутной карты денежные средства снимаются с лицевого счета владельца транспортного средства при наличии у него регистрации в системе Платон. Для оплаты выбранного маршрута можно произвести зачисление финансов непосредственно на банковский счет оператора при наличии реквизитов. Подобная процедура подразумевает под собой безналичный расчет. Кроме того, существует возможность оплаты посредством банковской карты, причем относится это не только к терминалам, но и к формам оплаты в личном кабинете и мобильному приложению.

Размер платы для многотоннажных автомобилей

После многочисленных высказываний против "Платона" тариф за один километр пути по федеральным трассам был изменен и зафиксирован на уровне 1,5293 рубля. Действительна стоимость была до конца февраля 2016 года. Ранее тариф составлял 3,73 рубля за километр трассы. Впрочем, снижение его величины действовало ограниченный период времени: начиная с марта 2016 года плата увеличилась практически в два раза и составила 3,06 рублей, теперь она останется неизменной до конца 2018 года.

По сравнению с аналогичными в странах Европы в России подобная является самой низкой. К примеру, в Беларуси плата за проезд по трассам федерального назначения больше в шесть раз. По сравнению с австрийским тарифом российский ниже в двадцать раз.

Как увеличение тарифов скажется на росте цен в стране

Получив систему "Платон", Россия всколыхнулась: многие начали опасаться резкого скачка стоимости продуктов и прочих товаров. Конечно, затраты перевозчиков увеличатся, однако незначительно. Согласно утверждениям аналитиков, средняя стоимость перевозок грузов по территории России составляет приблизительно 30 рублей за километр. Прибавление к данной величине максимальной платы - 3,06 рубля - повысит цену за транспортировку только на 10%. При этом данные траты от конечной стоимости продукции составляют порядка 4-10%, не более. Соответственно, даже если брать во внимание максимальную планку расходов, то цены на товары должны возрасти максимум на 1%.

На данный момент на территории России в перевозке различных продовольственных товаров задействовано порядка 8,5% всех многотонных автомобилей. Оставшиеся 91,5% занимаются перевозкой навалочных и строительных грузов. При этом большая часть продовольствия перевозится на меньшие расстояния и на более крупногабаритных транспортных средствах.

Кроме того, следует брать во внимание и специфичную экономику России в целом. Перевозчики в стране вряд ли единодушно примут нововведения и повысят тарифы на собственные перевозки. Вероятнее всего, придется столкнуться с демпингом и всплеском активности игроков «черного рынка», которые будут уклоняться от уплаты налогов. Помимо этого, многолетняя практика других стран говорит сама за себя: в странах Балтии, к примеру, после внедрения дополнительной оплаты за проезд по трассам перевозчики стараются понижать фрахты, дабы не упускать покупателей в условиях жесткой конкуренции.

Штрафы за уклонение от использования «Платона»

Одновременно с внедрением системы «Платон» законы, внесенные в КоАП РФ, не раз подвергались изменениям и многочисленным обсуждениям. Согласно последней редакции кодекса, за несоблюдение требований о внесении платы за проезд по федеральным трассам владельцы транспортных средств и их водители будут подвергаться штрафам.

  1. Передвижение автомобиля массой свыше 12 тонн по дорогам федерального назначения без оплаты наносимого им ущерба влечет за собой наложение на водителя данного автомобиля штрафа в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц, которые ответственны за передвижение транспорта - сорока тысяч, на индивидуальных предпринимателей - сорока тысяч рублей, на юридических лиц - четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
  2. Повторное совершение административного правонарушения становится причиной штрафа в размере от 50 тысяч до одного миллиона рублей для должностных лиц и юридических лиц соответственно.

Таковы за несоблюдение требований штрафы. «Платон» дешевле оплатить, чем на нем сэкономить. Согласно постановлению правительства штрафы могут выписываться, если:

  • Транспортное средство передвигается с неисправным либо отключенным бортовым прибором без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.
  • Автомобиль следует по трассе без бортового прибора или на расчетном счету нет средств, необходимых для оплаты.
  • Транспортное средство отклоняется по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов.
  • Движение автомобиля продолжается после израсходования денежных средств на личном расчетном счете.

На сегодняшний день система функционирует в автоматическом режиме. Водителей во время передвижения по трассе подвергать проверкам не будут. Все данные в автоматическом режиме считываются с бортового устройства либо с карты. Подразумевает выписку штрафов система "Платон" (что это, мы выяснили) только после предоставления записей с приборов видео- и фотофиксации сотрудникам ГИБДД.

Эксплуатация системы

Для того чтобы начать пользоваться системой «Платон», водитель транспортного средства должен оформить специальный документ - маршрутную карту. В качестве альтернативы можно приобрести прибор, размещаемый на борту автомобиля. Стоит отметить, что установка устройства необязательна.

Каждый владелец грузового автомобиля заводит собственный лицевой счет, пополнение которого производится в личном кабинете через банковскую карту. Кроме того, вносить на расчетный счет средства можно через терминалы как самой системы, так и ее партнеров - QIWI либо через офисы на территории страны. На декабрь 2015 года таких точек насчитывалось 138. Оплачивать можно как банковскими картами, так и специальными топливными, с которых деньги снимаются без комиссии.

С целью избежания пробок на переходах между границами созданы специальные мобильные офисы, также осуществляющие прием платы за проезд.

Как расходуются средства, полученные в системе

Зачем нужна система «Платон», что это такое, и куда идут все деньги, вырученные за время ее работы? Сбор и распределение средств являются прерогативой Дорожного агентства. Именно оно ответственно за формирование бюджетов на развитие в регионах страны трасс. В том числе собранные средства будут выделяться и государственно-частным партнерам. Планируется, что система «Платон» будет приносить в год порядка 40 миллиардов рублей, и на эту сумму можно будет провести реставрацию 90% всех федеральных трасс в стране к 2019 году.

Предполагается, что все средства, находящиеся в бюджетах регионов, будут направлены на реализацию наиболее значимых объектов, поскольку ФДА будет принимать отчетные документы, направляя в региональные дорожные фонды деньги за платежи за проезд и штрафы. «Платон», благодаря внедрению и привлечению дополнительных инвестиций, планируется направить на поддержку и строительство самых крупных региональных проектов. К примеру, в Самарской области будет возводиться мост «Фрунзенский», в Ленинградской области и Твери - путепроводы, в Воронежской области - тоннель.

В Минтрансе РФ заявили, что внесенные в систему «Платон» дороги с учетом их последующей реконструкции за счет вырученных средств позволят оптимизировать транспортировку грузов по всей стране и нормализуют все области народного хозяйства. Заводам и предприятиям гарантируется оперативная поставка необходимой продукции для осуществления слаженного и быстрого функционирования.

Протесты против "Платона"

Внедрение системы положило начало массовым протестам дальнобойщиков. Первые недовольные начали появляться еще до того, как программа была запущена - в ноябре 2015 года. Возмущения продлились несколько месяцев, до декабря. Протесты были как против слишком высоких штрафов и платы, так и против того, что денежные результаты "Платона" идут не государству, а частной компании.

Дальнобойщики блокировали дороги и федеральные трассы, намеренно останавливая поток автомобилей. Требования, чтобы "Платон" был отменен в ближайшее время, в Перми превратились в акцию, в ходе которой водители большегрузных машин выстроились в колонну и передвигались со скоростью в 40 км/ч, что стало причиной возникновения пробки длиной в шесть километров. На кольцевой дороге Екатеринбурга была аналогичная ситуация: водители 200 фур собрали пробку длиной в 10 километров. В Тверской области протесты приняли трагический характер: в толпу влетел тягач с прицепом. В результате происшествия погиб один человек, троих госпитализировали.

Соответственно, столь ярая критика системы "Платон", отзывы о ней не самого лестного характера отрицательно сказывались на ее внедрении. Дальнобойщики считали, что программа слишком "сырая" и недоработанная, что ее запуск должен проходить только через несколько лет после прохождения специальных тестов.

Самая крупная акция протеста с лозунгами "Платон" - отменен!" прошла в Дагестане: на дорогах собралось свыше 17 тысяч человек, а локальные СМИ сообщали, что грузовые фуры растянулись на 57 километров. В ноябре 2015 года участники угрожали тем, что пойдут маршем на Москву, причем многие из них были из 16 других регионов страны. В начале декабря автомобилями была частично перекрыта МКАД, на которой для передвижения легковых машин оставили только одну полосу. Затем на парковке торгового центра "Мега-Химки" был организован лагерь дальнобойщиков, в котором находилось свыше 40 человек с фурами.

Протесты дали возможность дальнобойщикам снизить тарифы: Минтранс согласился установить новые расценки - за километр пути взимался 1,53 рубля вместо 3,73, и временно освободить водителей грузового транспорта от выплаты штрафов. В декабре прошлого года президент страны заявил, что "Платон" отменен не будет, однако призвал власти освободить фуры от уплаты налогов.

Аналоги системы в других странах

Программы, аналогичные российскому «Платону», функционируют и во многих других странах. К примеру, в Германии оператором подобной системы является компания Toll Collect: с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируется от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.

В Австрии плата взимается государственной компанией ASFiNAG. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов. В прошлом году компанией было инвестировано порядка 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFiNAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.

Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.

Был ли законным выбор концессионера программы?

Дальнобойщиков возмущали не только слишком высокие цены и наличие транспортного налога, но и компания-концессионер, которую выбрали для создания концессии без конкурсной основы.

Изначально правительство страны в августе 2013 года объявило конкурс, для участия в котором от компаний требовалось наличие определенных навыков в области создания и эксплуатации подобных систем. Предварительный этап прошли только три компании, у каждой из которых имелось иностранное участие, так как только зарубежные фирмы имели соответствующий опыт.

Глава «Ростехнологий», оператор системы «Платон» Сергей Чемезов после введения в 2014 году санкций выступил с предложением об отказе от иностранного опыта при формировании системы, полностью доверившись российскому программному обеспечению. Правительство согласилось с предложением и отменило конкурсную основу. Многие юристы высказались отрицательно, поскольку посчитали данное решение некорректным, так как случай с «Платоном» не входит в список исключений закона «О концессионных соглашениях», в которых можно обходиться без конкурсной основы.

Другие претензии

С юридической точки зрения существует еще одна проблема, суть которой сводится к тому, что законодательством РФ подразумевается только схема, по которой концессионер выплачивает правительству средства за право использования объекта соглашения, которым является вся система «Платон» и прочее оборудование.

Проще говоря, оператор должен выплачивать государство определенную сумму за право взимания денег с водителей грузовых автомобилей. Несмотря на это государство само выплачивает компании определенную сумму. Многие пользователи соцсетей и дальнобойщики возмутились фактом того, что РТИТС не только собирает денежные средства с водителей, но и получает их от государства.

Впрочем, все полученные деньги компания отправляет в бюджет страны. Кроме того, в законодательстве страны предусмотрен механизм в котором имеется пункт и об условии платы концедента. По этому принципу и работает вся система «Платон». Смысл всего механизма заключается в том, что концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства, которое выплачивает концессионеру определенную сумму за создание инфраструктуры.

«Платон» - российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны ». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 года деньги взимаются с перевозчиков в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Оплата проезда осуществляется двумя способами - с помощью маршрутной карты или бортового устройства . Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства (в момент старта системы по тарифу 3,73 руб. за километр ). Часть собранных средств должна быть направлена в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Оператором системы является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу , 50 % - ООО «РТ-Инвест», в которой государственная корпорация «Ростех » владеет долей в 25 % . (Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «РТ-Инвест транспортные системы» являются: Ротенберг Игорь Аркадьевич - 50 % Уставного капитала и ООО «РТ-Инвест» - 50 % Уставного капитала. Суммарный Уставный капитал организации составляет 100 тысяч рублей.)

За свои услуги оператор системы получает из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год По официальным прогнозам, доход госбюджета от введения системы составит 20-40 млрд руб. в год.

Инвестиции и окупаемость

По информации оператора системы, инвестиции в её создание составили более 29 млрд руб., из которых 2 млрд за счёт собственных средств акционеров и 27 млрд за счёт кредита, предоставленного Газпромбанком .

За свои услуги оператор системы получит из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год с момента запуска до завершения действия концессионного соглашения (13 лет). По прогнозу компании, доход госбюджета от введения системы составит до 40 млрд руб. в год. По информации министра транспорта РФ, в 2016 году система принесёт в госбюджет около 20 млрд руб.

Согласно представителю оператора, почти весь платёж уйдет на обслуживание системы и кредита, ожидаемая прибыль - 5 %.

История создания

К концу 2013 года в России было зарегистрировано более 1,7 млн грузовиков массой более 12 тонн . Ещё около 400 тысяч грузовиков - транзитные транспортные средства. Денежных средств из действующих налогов не было достаточно для того, чтобы поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии в таких условиях эксплуатации. Поэтому было принято решение о сборе дополнительного налога [ ] .

Изначально Росавтодор планировал провести конкурс и начал сбор заявок: в 2014 году среди участников были французская Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens, словацкая Skytoll и др. Но из-за смены «геополитической обстановки» и «соображений национальной безопасности» было решено выбрать российскую компанию: будущий концессионер получал, в частности, доступ к российским картам и возможность следить за передвижением транспорта .

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством Федеральное дорожное агентство и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (дочернее предприятие 50 % Ротенберга Игоря Аркадьевича, 36,75 % Шипелова Андрея Евгеньевича через ООО «РТ-Инвест» и ООО «Царицын Капитал», 12,51 % корпорации «Ростехнологии » через ООО «РТ-ИНВЕСТ» и 0,74 % Агафонова Вадима Евгеньевича через ООО «РТ-Инвест» и ООО «Царицын Капитал»), которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с её последующей модернизацией.

На заседании президиума Госсовета по развитию автодорог 8 октября 2014 года президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с предложением о том, чтобы Министерство транспорта РФ проработало предложение о введении платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой более 3,5 тонн.

В середине ноября 2014 года президент России Владимир Путин дал распоряжение кабинету министров до первого квартала 2015 года подготовить предложения по дальнейшему развитию принципа «пользователь платит» для поддержания в надлежащем состоянии региональных, межмуниципальных и местных дорог и пополнения дорожных фондов. В том числе, ввести систему оплаты ущерба, причиняемого дорожному покрытию грузовыми автомобилями массой более 3,5 тонн на дорогах регионального и межмуниципального значения. При этом доходы, полученные от взимания платы с тяжёлых грузовиков массой свыше 12 тонн, предлагалось передавать в региональные дорожные фонды для строительства и ремонта дорог, а также для поддержки региональных проектов государственно-частного партнёрства.

18 мая 2015 года постановлением Правительства РФ № 474 были внесены поправки в постановление № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн». Значимое изменение - размер платы, взимаемой с владельцев фур за разбитые дороги: если до настоящего момента она составляла 3,5 рубля за километр, то теперь, с учётом инфляции, выросла до 3,73 рубля .

3 ноября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1191 предусмотрено существенное снижение размера платы на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от предусмотренного постановлением № 504 (3,73 руб/км). До 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути и только на территории Московской области. На этот период к размеру платы, предусмотренному постановлением № 504, применяется коэффициент 0,41.

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период от предусмотренного постановлением № 504 до 3,06 рубля на один километр при движении по всем автомобильным дорогам общего пользования федерального значения .

15 апреля система должна была перейти в новый режим работы, обещанный Росавтодором ещё с осени 2015 года. По ней проезд грузовиков по федеральной трассе оплачивался бы в течение месяца после поездки, а не авансом. Распространяться это будет не на всех: грузоперевозчик должен быть зарегистрирован в системе более двух месяцев, иметь банковский счёт, избавиться от штрафов за неуплату и установить специальное бортовое устройство, которое позволяет следить оператору за передвижением машины через спутник. Однако введение системы застопорилось из-за отсутствия нормативной базы, хотя работа над документами была завершена ещё в феврале. Подобное промедление представители перевозчиков связывали с рассмотрением законности работы «Платона» Конституционным судом .

В ноябре 2016 года система «Платон» была удостоена Премии Рунета в номинации «Технологии и инновации» .

Техническая база (бортовые устройства, маршрутные карты) и способы контроля

Система «Платон» использует единственный тип бортовых устройств - бортовое устройство БУ 1201 . Для повышения точности устройства предусмотрено использование спутниковой системы навигации . Внутри бортового устройства находятся коммуникационный модуль GSM /GPRS , навигационный модуль ГЛОНАСС /GPS , предусмотрена двухсистемность.

  • при проезде фур через стационарные рамки;
  • путём мобильного контроля через специально оборудованные автомобили.

К концу 2015 года на дорогах было смонтировано 20 стационарных рамок, после 15 июня 2017 года их число достигнет 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы .

Концессионный договор

Договор о концессии между Росавтодором и РТИТС подписавшие стороны называли конфиденциальным и защищённым коммерческой тайной , сам документ официально не публиковался .

28 декабря 2015 года оппозиционный политик Алексей Навальный опубликовал на своём сайте документ, который может являться текстом концессионного соглашения государства с оператором системы взимания платы с грузовиков «Платон». Текст был получен через специально созданный чёрный ящик - почтовый сервис, позволяющий сохранить анонимность отправителя. Документ содержит подписи руководителя Росавтодора Романа Старовойта и гендиректора РТИТС Александра Советникова, дата заключения - 29 сентября 2014 года, что соответствует 30-дневному сроку, данному на подготовку концессионного соглашения, согласно распоряжению правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р .

Согласно этому документу, РТИТС будет ежегодно в период с 15 ноября 2015-го по 29 сентября 2027 года получать за свою работу из государственного бюджета «базовое вознаграждение» в размере 10,6 млрд руб. в год без НДС (дважды в год с учётом частичной индексации на величину инфляции). В случае плохой работы РТИТС предусмотрены штрафы, вычитающиеся из вознаграждения. При этом плата по итогам полугодия не может быть ниже 46,92 % (4,98 млрд руб.), большие штрафы переносятся на следующий период. Полностью накопленные санкции будут вычитаться только в последнем платёжном периоде, то есть в июле-сентябре 2027 года. До этого момента ежегодно РТИТС получает из бюджета минимум 9,96 млрд руб. (максимум 10,6 млрд), даже если ей выставлены крупные штрафы . В договоре отсутствует экономическое обоснование суммы вознаграждения.

В январе 2016 года Навальный подал иск в арбитражный суд Москвы с требованием признать договор концессии ничтожным из-за незаконного выбора концессионера без проведения конкурса. Принявший иск судья 26 января поручил представить текст концессионного соглашения . 17 октября суд отклонил жалобу истца, так и не показав концессионное соглашение (хотя в решении ссылается на отдельные положения документа ).

Тарифы

3 ноября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1191 предусмотрено временное снижение размера платы на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от предусмотренного постановлением № 504 (3,73 руб/км). Согласно постановлению № 1191, до 29 февраля 2016 года включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41; и на этот период размер платы будет составлять 1,53 рубля за один километр пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно коэффициент будет увеличен до 0,82; размер платы в этот период будет составлять 3,06 рубля за один километр. В дальнейшем плата будет составлять 3,73 руб/км.

30 декабря 2015 в Госдуму РФ внесён законопроект о полном освобождении большегрузов от транспортного налога. Законопроект, в котором предлагается освободить от уплаты транспортного налога автомобили с разрешённой массой свыше 12 тонн. В проекте предлагается внести поправки в Налоговый кодекс, расширяющие перечень объектов, на которые не распространяется транспортный налог. Поводом для этого стало введение оплаты за возмещение ущерба автодорогам общего пользования по системе «Платон». Помимо автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн в список предлагается включить грузовики с мощностью двигателя более 250 лошадиных сил .

В сентябре 2016 года Минэкономразвития РФ предлагало продлить льготный тариф до 2019 года, оставив цену на уровне 1,53 рубля за километр, и изменить методику расчёта размера платы, скорректировав показатель среднего пробега . Против этого выступил министр транспорта Максим Соколов.

23 марта 2017 года Дмитрий Медведев встретился с представителями автоперевозчиков, в результате чего тариф был поднят на 25 %, а не в два раза, как это предполагалось . С 15 апреля 2017 года тариф составит 1,91 рубля за километр .

Штрафы

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн » движением без внесения платы считается:

  • движение транспортного средства при выключенном или неисправном бортовом устройстве без внесения владельцем транспортного средства денежных средств Оператору и его информирования;
  • движение транспортного средства без бортового устройства и (или) отсутствие на расчётном счёте необходимых для оплаты проезда денежных средств;
  • отклонение транспортного средства от планируемого маршрута и (или) времени (даты) движения по маршруту при отсутствии бортового устройства без информирования оператора;
  • продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесённых владельцем транспортного средства оператору.

Ответственность владельца транспортного средства в таких ситуациях предусмотрена статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации , вступающей в силу с 15 ноября 2015 года. А именно административный штраф для водителя указанного транспортного средства в размере 5 тыс. руб., должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства - 40 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей - 40 тыс. руб., юридических лиц - 450 тыс. руб. Кроме того, повторное совершение данного административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере 50 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей - 50 тыс. руб., юридических лиц - 1 млн руб.

4 декабря 2015 года Государственная дума РФ приняла законопроект, снижающий штрафы до 5 тыс. рублей за первое нарушение и до 10 тыс. рублей за повторное нарушение.

15 декабря Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил поправки в закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты.

Подписанные главой государства документы, принятые Государственной Думой РФ 4 декабря и одобренные Советом Федерации РФ 9 декабря, опубликованы сегодня на официальном портале правовой информации. Утверждённые поправки существенно снижают размер административной ответственности за движение по федеральным дорогам без оплаты до 5 тысяч рублей за первое, а также до 10 тысяч рублей за повторное нарушение (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц).

Согласно данным оператора системы к маю 2016 года, по федеральным трассам активно ездят только 20 % зарегистрированных грузовиков, 80 % предпочитают региональные. Владелец автомобиля платил в среднем по 1800 руб. в месяц (плата за проезд по федеральным трассам 1200 км) что существенно уступала показателям среди простых дальнобойщиков

Финансовые показатели

С 15 ноября 2015 г. по май 2016 года система «Платон» принесла в федеральный дорожный фонд более 8 млрд руб, в ней было зарегистрировано 248 000 грузоперевозчиков и логистических компаний и 719 000 транспортных средств .

За 2016 год через систему «Платон» было собрано около 22 млрд рублей .

Опыт других стран

Одна из первых систем взимания платы с грузовиков была введена в Австрии 1 января 2004 года. Это была рамочная система - при прохождении рамки со считывающего устройства, установленного на грузовике, снималась такса. В настоящее время в Австрии и Германии действует единая спутниковая система взимания платы TOLL2GO.

Практически все европейские страны взимают плату с грузовиков (www.toll.eu).

Протесты и критика

Ещё до запуска системы в ноябре 2015 года профсоюзы дальнобойщиков начали активно протестовать и организовывать забастовки. [ ] 19 ноября в нескольких десятках городов России прошли протесты дальнобойщиков против введения системы. Критике также подвергается неготовность системы к работе на момент запуска (15 ноября 2015 года) и выбор оператора системы, прошедший без открытых торгов.

Под влиянием протестов министерство транспорта заморозило штрафы за неуплату сбора, пока не будут внесены поправки в Кодекс об административных нарушениях , сокращающие штрафы в девять раз - с 450 тыс. рублей (почти 7 тыс. долларов) до 50 тыс. рублей, за повторное нарушение - с одного миллиона до 100 тыс. рублей. Как отмечает «Русская служба BBC », тем самым протестующим впервые со времён монетизации льгот удалось принудить власти к быстрой реакции в свою пользу.

Министерство экономики и развития отмечало рост нагрузки на участников рынка в 50 млрд руб., что приведёт к росту потребительских цен до 5 % и падению объёма заказов на транспортные услуги. При этом в НИОКР, создавшем постановление, Минэкономики обнаружило ряд «ошибок, методологических неточностей и противоречий» (на которые оно указывало ещё в 2012 году и которые не были приняты ). Среди них был коэффициент приведения к легковому автомобилю (число показывает, сколько легковушек «помещается» в одном грузовике по количеству ущерба для дороги), который Минтранс приравнял к 5.5 ссылаясь на современные немецкие исследования, однако в перечисленных работах он равнялся 4,5 (то есть что грузовики должны платить меньше). В ответ разработчики тарифа заявили, что будут опираться на более старые советские нормы СНиП 2.05.02-85. При этом указанный стандарт был обновлен в 2013 году, коэффициент был снижен - до 3,5. Эти изменения, дополнительно понижающие тарифную нагрузку на грузовики, Минтранс также не учёл .

Редакция газеты «Ведомости» и её читатели выбрали дальнобойщиков «Частным лицом года» - 2015 : «Запуск „Платона“… удивительно точно отражает традиции и обычаи российской власти - принятие решений в пользу близких ей бизнесменов и госструктур без серьезного экономического обоснования, с неочевидной пользой для экономики и очевидной пользой для получающих госденьги. Но эта привычная для чиновников и бизнеса система вызвала отторжение у никогда не задумывавшихся о ней водителей».

Политолог Мария Снеговая назвала целью «Платона» «создать дополнительные источники ренты для потенциально ненадежных элит и тем укрепить их лояльность» .

В апреле 2016 года депутаты от КПРФ подали иск в Конституционный суд с требованием проверить конституционность «Платона». Заявители указывали, что взимание платы «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности», приравнивали выплаты к налогам (которые устанавливаются законом через Налоговый кодекс, а не постановлением правительства), дублирование существующих сборов. Защищавшие «Платона» представители администрации президента, правительства, Минюста и Генпрокуратуры настаивали, что никто не обязывает грузовики ездить по федеральным дорогам, а значит, речь идёт о фискальном сборе, а не о налоге . 31 мая КС признал систему сбора соответствующей Конституции, при этом высказав ряд замечаний (о праве оператора применять к плательщикам меры принудительного характера, недопустимости повышения размера платы без изменения законов и внезапных изменениях и отмены коэффициентов ).

Как отмечал Минтранс, из-за ввода «Платона» рентабельность перевозчиков снизится на 0,5-1,1 %. Эти показатели были раскритикованы Борисом Титовым и Министерством экономики .

В первые дни запуска сайт системы страдал от сбоев, которые глава Росавтодора Роман Старовойт приписывал хакерским атакам

Как отмечало Минэкономразвития, практически все субъекты предпринимательской деятельности вне зависимости от сфер деятельности отметили увеличение стоимости грузоперевозок 12-тонниками с момента введения в действие «Платона» в ноябре 2015 года от 0,5 % до 25 %, а в отдельном случае - на 46 %. Из-за этого ведомство отмечало «незначительное увеличение цены конечной продукции» у ряда сельхозпроизводителей (картофель, яйца) и металлургических компаний (ТМК ).

Вклад в инфляцию

С другой стороны, технические сбои системы, нехватка бортовых устройств и снижение предложения на рынке перевозок привели в декабре 2015 г. к росту тарифов на перевозки на 20-30 % (по данным письма объединений производителей продовольствия и розничной торговли Правительству РФ ). В ноябре 2015 г. бизнес-омбудсмен Борис Титов предупреждал Президента о возможности роста уровня инфляции на 2,7 п.п.

Оценки влияния на инфляцию в момент запуска системы разнились, так в декабре 2015 г. ЦБ РФ оценивал эффект на инфляцию от дополнительной платы с грузовиков в размере 0,1-0,2 п.п. , а Минэкономразвития - на уровне 1-2 п.п. Федеральная антимонопольная служба настаивала на показателе не более одного процента .

Законодательная база

Основа системы взимания платы - Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года , вносящий изменения в КоАП , 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и в Бюджетный кодекс РФ . 68-ФЗ устанавливает обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 т. Этот закон запрещает движение без оплаты, более того, устанавливает административную ответственность за движение без оплаты. Запуск системы назначен на 15 ноября 2015 года (по ФЗ № 68 от 23 июня 2014 года ).

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 определяет порядок взимания платы.

Работу системы также регламентирует статья 31.1 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» , которая вступает в действие 15.11.2015; положение КоАП, которое также вступит в силу 15.11.2015; положение, меняющее Бюджетный кодекс и устанавливающее процедуру зачисления денег.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 1662-р 29.09.2014 г. было заключено Концессионное соглашение на 13 лет между Федеральным дорожным агентством и компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое прописывает все детали реализации проекта и создании системы.

См. также

  • Toll Collect (англ.) русск. - система взимания платы за проезд в Германии. Является частной бизнес-структурой (GmbH) из трёх компаний, созданной по заказу Министерства транспорта ФРГ.
  • Vignette (road tax) (англ.) русск.

Примечания

  1. Сергей Настин. Деньги для «Платона»: как будет оплачиваться проезд по федеральным трассам (неопр.) . За рулём (24 июня 2015).
  2. Описание и назначение маршрутной карты (неопр.)
  3. Бортовые устройства - Общее описание (неопр.) . Официальный сайт системы взимания платы "Платон" (2015).
  4. Юрий Нехайчук, Наталья Райбман. «Дальнобойщики в регионах вышли на дорогу в знак протеста» , Ведомости, 11 ноября 2015 года.
  5. Министерство транспорта Российской Федерации. Дорожные фонды (неопр.) . Министерство транспорта Российской Федерации.
  6. Сын Ротенберга соберет плату с грузовиков при помощи «Платона» (неопр.) . lenta.ru. Дата обращения 20 ноября 2015.
  7. Алексей Тарасов , Изольда Дробина , Сергей Гогин , Виктория Макаренко .Акции протеста дальнобойщиков прошли по всей России «Новая газета », № 125 от 13 ноября 2015
  8. Дальнобойщики в регионах вышли на дорогу в знак протеста (неопр.) . www.vedomosti.ru. Дата обращения 2 декабря 2015.
  9. Доход от системы «Платон» составит до 40 млрд рублей в год , Русская служба новостей , 28 ноября 2015 г.
  10. Минтранс: «Платон» собирает в два раза меньше денег, чем ожидалось. BBCRussian.com, 16 марта 2016.
  11. Глава системы взимания платы с грузовиков «Платон» назвал сумму вложений в проект (неопр.) . slon.ru. Дата обращения 4 февраля 2016.
  12. (рус.) (29 августа 2014). - «Срок действия концессионного соглашения составляет 13 лет...».
  13. Издержки от «Платона» почти сравнялись с выгодой от него (неопр.) . www.vedomosti.ru. Дата обращения 4 февраля 2016.
  14. Транспортная телематика (неопр.) . Официальный сайт РТ-Инвест (2015).
  15. Иван Буранов . «Платон» отправлен на пересдачу концессии «Коммерсант.ру», 27.01.2016
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1662-р г. Москва (неопр.) . Российская газета (3 сентября 2014).
  17. Официальный сайт Министерства транспорта России (неопр.) .
  18. Официальный сайт "РТ-Инвест Транспортные системы" (неопр.) .
  19. Официальный сайт госкорпорации Ростех (неопр.) .
  20. Маргарита Лютова. С 2017 г. регионы смогут брать плату с фур за проезд по местным дорогам (неопр.) . Ведомости (19 марта 2015).
  21. В России будут развивать дороги по принципу "пользователь платит" (неопр.) . РИА Новости (14 ноября 2014).
  22. "Все страны вводят со временем платный проезд для грузовых транспортных средств" (неопр.) . КоммерсантЪ ФМ (30 октября 2015).
  23. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 474 "О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации" (неопр.) . КонсультантПлюс (18 мая 2015).
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 г. Москва (неопр.) . Российская газета (24 июня 2014).
  25. Вера Данилина. Хозяева тяжелых фур будут больше платить за каждую яму на дороге (неопр.) . За рулем (20 мая 2015).
  26. Об изменениях в порядке взимания платы в счёт возмещения ущерба, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн (неопр.) . Правительство РФ (10.11.2015).
  27. 15 ноября начнут штрафовать дальнобойщиков за неоплаченный проезд в Московской области (неопр.) . Ведомости (11 ноября 2015).
  28. Иван Буранов . «Платон» не получил обещанной постоплаты Газета «Коммерсантъ» № 66 от 16.04.2016, стр. 2
  29. В Москве в 13-й раз вручили Премию Рунета
  30. Модели бортовых устройств (неопр.) . Официальный сайт Системы взимания платы "Платон".

Разбиралось с тем, что это за система, которая вызвала такое негодование водителей, и чем она грозит.

"Платон" – это система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн. Интересно, что название системы происходит от сокращения словосочетания "плата за тонны".

Авторы разработки уверяют, что средства поступят в федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Как взимается оплата?

Оплатить проезд можно двумя способами: с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства по тарифу 3,73 руб. за километр. Часть собранных средств должна быть направлена в дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Что такое бортовое устройство и где его взять?

Система "Платон" использует бортовое устройство БУ 1201. При установке и активации бортового устройства информация о движении автомобиля собирается с помощью ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и обрабатывается в автоматическом режиме. Эти данные отправляются в Центр обработки данных. На основании этой информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы.

Бортовые устройства водителям будут выдавать бесплатно. Всего планируется выдать два миллиона устройств.

Зачем нужна маршрутная карта?

Если транспортное средство не оборудовано бортовым устройством, то оплата производится по маршрутной карте, которая составляется и оформляется еще до начала движения. Автомобиль должен строго следовать выбранному маршруту.

Оформить маршрутную карту можно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в Личном кабинете на сайте системы "Платон" или в мобильном приложении.

Как будут контролировать?

Контролировать водителей предполагается с помощью установки "рамок" на федеральных трассах России. Всего планируют установить около 500. Информация с них будут передаваться в Центры в онлайн-режиме, где уже автоматически будет происходить сверка данных. При выявлении какого-то несоответствия сведения об автомобиле будут переданы сотрудникам ГИБДД.

При чем тут "РТ-Инвест транспортные системы"?

Оператором системы является компания "РТ-Инвест транспортные системы", 50% в которой принадлежат Игорю Ротенбергу, 50% - государственной корпорации "Ростех".

По данным Википедии, за свои услуги оператор системы получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся средства будут направлены в Федеральный дорожный фонд.

Соглашение с РТИТС заключено на 13 лет. После чего система перейдет во владение государства.

Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (ожидается, что за 13 лет проект соберет 1 трлн рублей), а бюджет будет выплачивать ей ежегодно вознаграждение в размере 10,6 млрд рублей. 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации, то есть увеличению на уровень инфляции

Где можно получить полную информацию о системе "Платон"?

Для работы с юридическими и физическими лицами в рамках внедрения системы "Платон" по всей стране создаются Центры информационной поддержки пользователей. Здесь водитель может получить все сведения о том, как работает система, получить бортовое устройство, маршрутную карту, заключить договор и пр.

Также работает сайт platon.ru, где представлена вся информация о системе. В личном кабинете водитель сможет посмотреть все свои маршруты, состояние лицевого счета, зарегистрировать маршрутную карту.

А куда жаловаться, если возникнут претензии?

Направлять обращения можно в мобильном приложении, Личном кабинете, по электронной почте, устно или на бумаге в Центре информационной поддержки пользователей или Колл-центре.

В каких странах используются подобные системы?

За рубежом системы взимания оплаты с большегрузов действуют уже несколько лет.

Так, в Австрии и Германии действует единая спутниковая система взимания платы TOLL2GO. На 2015 год тариф составляет от 9 до 14 евроцентов за километр. Оператором системы является консорциум компаний Daimler AG, Deutsche Telekom и Cofiroute.

Есть подобные системы в Словакии, Венгрии и Белоруссии.

Почему протестуют русские дальнобойщики?

Дальнобойщики считают, что система еще не готова к работе. Дальнобойщиков не устроил тариф в 3,73 рубля за километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Также их не устраивает выбор оператора системы, прошедший без открытых торгов.

В результате 19 ноября по всей стране прошли протесты дальнобойщиков против введения системы.

Как повлияет "Платон" на жизнь обычных людей?

В первую очередь тарифы отразятся на повышении стоимости грузоперевозок, а значит, и на товарах.

Ряд перевозчиков вынуждены будут отказаться от большегрузов массой более 12 тонн. Кого-то это решение может просто разорить.

Правительство РФ

Как уже писало ИА ""Амител"", в пятницу, 4 декабря, в день проведения акции протеста дальнобойщиков, во время которой они частично перекрыли МКАД на пересечении с Ленинградским шоссе, Госдума снизила штрафы для большегрузов в 100 раз . Законопроект приняли во втором и сразу в третьем чтениях.