Периодичность замены антифриза. Замена тосола или антифриза и промывка системы охлаждения двигателя

Для поддержания оптимальной работы машины необходима замена охлаждающей жидкости (антифриза). Для предотвращения производители рекомендуют менять ОЖ каждые 45 000 километров. В автомобилях с алюминиевыми головкой цилиндра и радиатором для предотвращения образования коррозии (узнать как защитить автомобиль от коррозии можно ) механики рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в год. В последнее время производители охлаждающих жидкостей начали выпускать продукцию, которая позволяет увеличить интервал замены до 100 000 километров. Но есть важное правило: заливать новый антифриз необходимо в чистую систему охлаждения двигателя, иначе эффект значительно снизится.

Пока в ОЖ присутствуют антикоррозийные добавки (фосфаты, бораты, силикаты) менять ее не нежно, подробнее в статье . Но как только количество этих элементов уменьшится в составе жидкости, радиатор и двигатель подвергнуться электролитной коррозии. Вывод один: производить замену охлаждающейся жидкости следует строго до начала коррозийных процессов.

Как проверить охлаждающую жидкость?

Проверить состояние антифриза можно с помощью специальных тестовых полосок. При контакте с антифризом полоска меняет цвет, по которому можно определить состояние ОЖ по специальной шкале.

Замены охлаждающейся жидкости своими руками — инструкция.

Для замены охлаждающейся жидкости своими силами (также рекомендуем прочитать и ) необходимо выбрать место подальше от людей и животных, так как антифриз очень токсичен (соблюдайте меры безопасности). Антифриз ни в коем случае нельзя сливать в ручьи, речки и озера. Замену охлаждающейся жидкости производят на холодном двигателе.

Первый этап.

  1. Снимите крышку радиатора.
  2. Откройте сливную крышку радиатора, предварительно поставив ведро.
  3. Слейте всю охлаждающуюся жидкость (антифриз).
  4. Осмотрите шланги системы охлаждения на предмет разрывов и трещин.

Второй этап.

  1. Перед тем как залить новый антифриз необходимо промыть систему специальным средством для промывки.
  2. Залейте средство в систему охлаждения и добавьте деминерализированную или деионизированную воду в радиатор и в бачок до краев.
  3. Закрываем крышки.
  4. Включаем двигатель, и печку. Ждем, пока двигатель нагреется до рабочей температуры.
  5. Выключаем двигатель, даем ему остыть, и после снимаем крышку с радиатора и сливаем жидкость.
  6. Заливаем в систему простой воды, закрываем крышки. С водой двигатель должен поработать минут 15.
  7. Снова охлаждаем двигатель и сливаем воду.

Теперь система охлаждения готова к заправке.

Третий этап.

Охлаждающая жидкость заливается строго в соответствии с рекомендациями производителя. В системе охлаждения автомобиля концентрация антифриза не должна превышать 70%. Оптимальная концентрация 50% ОЖ, 50% вода.

  1. После заливки охлаждающей жидкости в систему, необходимо включить двигатель и печку на максимум, для лучшего распределения жидкости и для удаления пузырьков воздуха из системы.
  2. Не забудьте проверить уровень охлаждающей жидкости после нескольких дней вождения, по необходимости долейте до уровня.

Антифриз или тосол используются в системе охлаждения каждого автомобиля. Независимо от того на основе этиленгликоля или пропиленгликоля изготовлена жидкость в ней содержится доля воды и дополнительные присадки, которые обладают антиокислительными, антипенными и прочими свойствами. После старения охлаждающей жидкости хладагент необходимо обязательно заменять, так как часть элементов охлаждающей жидкости (ОЖ) теряет свои характеристики.

В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны рекомендации по замене тосола, но существуют и общепринятые правила, которые помогут вам разобраться, как правильно заливать антифриз. В первую очередь разберемся с периодичностью замены ОЖ.

Как часто необходимо менять антифриз

В большинстве руководств для автолюбителей написано, что менять антифриз нужно каждые 40-45 тысяч километров пробега. Но, на самом деле в этом вопросе нужно отталкиваться от типа охлаждающей жидкости и ее классификации. Например:

  • Жидкости класса G 11, предназначенные для машин, выпущенных до 1996 года, отличаются недолгим сроком годности, который составляет 2-3 года.
  • Антифриз G 12, рекомендуемый для автомобилей, выпущенных с 1996 до 2001 года, прослужит дольше - 5 лет.
  • ОЖ G 12+ , которая используется для авто, выпущенных после 2001 года, также имеет пятилетний срок годности.
  • Жидкости G 12++ и G 13 редко используются для отечественного автопрома, но они также обладают длительным сроком годности.

Полезно! Если вы смешиваете разные типы хладагентов с одинаковой основой, то их срок годности автоматически сокращается до 2-3 лет.

Как видите, многое зависит от класса ОЖ, а также от основы, на которой жидкость была изготовлена. Этиленгликоль токсичен и долго разлагается, в результате чего на частях охладительной системы появляется коррозия. Поэтому хладагенты этого типа рекомендуется менять чаще. Пропиленгликоль считается экологически чистым быстро разлагающимся продуктом, благодаря чему он и служит дольше. Поэтому период замены жидкости может оставлять от 40 000 до 200 000 километров.

Чтобы определить, что пришло время менять антифриз достаточно приобрести специальную полоску-тестер, которую вы найдете в любом магазине автозапчастей. Еще вариант - загляните в сервисную книжку своего авто, там обязательно должен быть указан срок замены ОЖ.

Для замены антифриза необходимо приготовить все необходимое: «свежую» жидкость, дистиллированную воду для промывки, перчатки, наливную воронку и емкость для слива. После этого нужно слить старую ОЖ.

Как слить антифриз

Чтобы произвести замену по всем правилам необходимо осуществить слив антифриза с двигателя, радиатора и системы отопления салона автомобиля. Для этого машину нужно загнать на склон, яму или воспользоваться домкратом, таким образом, чтобы передняя часть автомобиля оказалась приподнятой. Далее, необходимо обязательно дождаться пока остынет мотор авто, чтобы не обжечься. После этого произведите следующие манипуляции:

  • Открутите крышку расширительного бачка. При этом ее необходимо плавно поворачивать против часовой стрелки до упора, чтобы сбросить остаточное давление в системе. Затем можно полностью снять крышку.
  • Установите подготовленную емкость для слива под сливной пробкой (на разных моделях автомобилей она может находиться как на двигателе, так и на радиаторе). Затем откройте сливной кран, расположенный в нижней части радиатора, и слейте старую ОЖ.

  • Закройте сливные краны и залейте в систему чистую дистиллированную воду. При этом важно помнить, что лить холодную воду в горячий «движок» нельзя.
  • Закрутите все пробки, но расширительный бачок оставьте в открытом состоянии.
  • Заведите мотор на 5-10 минут, чтобы промыть систему охлаждения. При этом все отопительные приборы в машине должны работать на максимальной мощности.
  • Слейте воду и повторяйте этот шаг до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет светлой и чистой. Для промывки также можно использовать специализированные промывочные составы.

После этого можно закрутить сливной болт и перейти к следующему этапу.

Как заливать антифриз в систему охлаждения

Для того чтобы залить новый антифриз машину можно снять с домкрата, но перед этим обязательно проверьте насколько надежно закручен сливной болт.

Перед тем как залить антифриз в машину удостоверьтесь, что система охлаждения герметична, все элементы целы и нормально функционируют. В зависимости от времени года охладительную жидкость можно разбавить водой в той или иной степени. После этого выполните следующие шаги:

  • Снимите крышку с заливной горловины расширительного бачка.
  • Очень медленно начните заливать охлаждающую жидкость тонкой струйкой.
  • Для разных моделей автомобиля требуется разное количество антифриза. Чтобы не «промахнуться» обратите внимание на полупрозрачную стенку расширительного бачка, на которой стоит отметка «MAX». Она как раз и подскажет, сколько заливать антифриза.

  • Плотно закрутите крышку заливной горловины.
  • Заведите мотор и прогрейте машину до стандартной рабочей температуры. Сначала начнет работать вентилятор охладительной системы автомобиля, а как только он отключится - это будет свидетельствовать о том, что температурный режим достиг своей нормы.
  • Выключите мотор и дождитесь, пока он полностью остынет.
  • Проверьте, чтобы антифриза в бачке было достаточно. Если уровень жидкости опустился, долейте ОЖ до требуемой отметки.

Это стандартная процедура слива и замены антифриза, но перед любыми манипуляциями обязательно обратитесь к рекомендациям производителя авто. В некоторых ситуациях антифриз заливается как в расширительный бачок, так и в горловину радиатора. Другие модели машин оснащены неразборными радиаторами и поэтому жидкость можно заливать только в бачок. Кроме этого, некоторые автолюбители частенько путают расширительный бак и омыватель, поэтому обязательно учитывайте возможные конструктивные особенности вашей машины и придерживайтесь следующим советам.

При замене антифриза вам помогут следующие рекомендации и предостережения:

  • Решая сколько нужно антифриза, учитывайте, что уровень жидкости в радиаторе должен доходить до нижнего среза горловины (если ОЖ в него заливается).
  • При работе с антифризом будьте предельно осторожны, заливайте его вдали от детей. Желательно делать все на свежем воздухе, чтобы вдыхать как можно меньше паров этиленгликоля.
  • Если жидкость попала на открытый участок тела в глаза или на другую слизистую, немедленно помойте это место чистой водой.
  • Не допускайте чтобы брызги антифриза попали на окрашенные части кузова автомобиля. Особенно если вы используете жидкость с добавлением силикатов или на основе агрессивного этиленгликоля. В случае попадания ОЖ может разъесть краску, поэтому если такое случилось - промойте поверхность большим объемом воды.
  • Токсичные компоненты жидкости опасны для жизни людей и животных, поэтому всегда закрывайте емкость с составом.
  • Если вы используете один и тот же антифриз от одного производителя, то промывать систему охлаждения необязательно. Это процедура принципиальна только при переходе на отличающийся тип ОЖ.
  • Если вы используете концентрат, а не готовую жидкость помните о пропорциях. Летом в состав можно добавить больше воды (1:1), так как на жаре она будет быстрее испаряться. Зимой столько воды добавлять нельзя, так как под влиянием низких температур это приведет к замерзанию жидкости. В результате может лопнуть расширительный бачок.

В заключении

Перед заменой любой жидкости в автотранспортном средстве, будь то моторное масло или антифриз, обязательно учитывайте состав жидкости, который должен отвечать требованием вашего автомобиля. Некачественный или несоответствующий продукт может привести к быстрому износу деталей и последующему дорогостоящему ремонту.

В современных силовых установках автомобилей применяется только жидкостная система охлаждения. Распространение она получила благодаря тому, что позволяет поддерживать на разных режимах работы и при любых погодных условиях. При этом выход на необходимый температурный режим происходит значительно быстрее за счет особенности работы такой системы.

Особенности конструкции системы охлаждения

Основным рабочим элементом водяной системы охлаждения является специальная жидкость (антифриз, тосол). Все остальные конструктивные части лишь обеспечивают движение ее, перенаправление и отвод чрезмерного тепла. То есть, рубашка охлаждения – это всего лишь система специально проделанных каналов, по которым жидкость движется, омывая самые разогреваемые элементы. Насос, входящий в конструкцию, обеспечивает движение жидкости. Термостат разделяет всю систему на два круга – малый и большой. При малом жидкость движется только внутри рубашки охлаждения, что обеспечивает быстрое набирание температуры и выход мотора на требуемый режим. При большом круге жидкость, уже разогретая пускается через радиатор, назначение которого – обеспечение теплообмена с окружающей средой. А поскольку система охлаждения – закрытая, то делает он это без непосредственного контакта с воздухом.

В систему также включен еще один радиатор – салонный, который делает то же самое, что и основной, но при этом он отдает тепло в салон. Закрытая система подразумевает, что все составные элементы соединены в одно целое, и делается это при помощи резиновых патрубков. Ну и для контроля и принудительного теплообмена в конструкции используются датчики и вентилятор с приводом от электродвигателя, который установлен на основном радиаторе. Это и вся конструкция системы охлаждения.

Видео:Замена охлаждающей жидкости: тосола или антифриза на ВАЗ 2110, 2114, 2115 инжектор

Жидкость для системы охлаждения

И все же, основной элемент её – жидкость. Изначально в ее качестве использовалась обычная вода. Но из-за высокой температуры замерзания (при 0 град. С уже начинается процесс кристаллизации) она оказалась непрактичной. Ведь лед способен разрушить целостность рубашки охлаждения, порвать патрубки и трубки радиатора. Поэтому раньше водителям зимой приходилось постоянно сливать воду при постановке авто на стоянку, а перед выездом – заливать снова, причем разогретую. К тому же вода активно взаимодействовала с конструктивными элементами силового агрегата, вызывая коррозионные и окислительные процессы.

Сейчас в системе охлаждения используются специальные жидкости — антифризы или тосолы которые лишены недостатков воды. Наибольшее распространение получили анифризы. Их выпускается два их вида по температуре замерзания – обычный (кристаллизуется при -45 град. С) и арктический (замерзает при -65 град. С).

Состоит антифриз из этиленгликоля (сейчас все чаще появляется и жидкость, включающая пропиленгликоль, который не так токсичен) и дистиллированной воды. Причем эта смесь должна иметь определенные пропорции. Интересно, что и повышенное количество этиленгликоля и дистиллята приводит к повышению температуры замерзания.

Дополнительно в состав антифризов входит пакет присадок, выполняющие ряд функции – предотвращает возникновение коррозионных процессов и вредных воздействий жидкости на резинотехнические элементы, не дает жидкости вспениваться и т. д.

Но эти присадки имеют и негативную сторону. Дело в том, что разные производители используют свои определенные компоненты этих добавок. В результате две разных марки антифриза смешивать нельзя, иначе может произойти конфликт присадок, результатом которых является образование пены и осадка в виде хлопьев, каналы небольшого сечения.

Периодичность замены антифриза

При этом антифриз имеет свой ресурс, по истечению которого он требует замены. Все просто – со временем в нем накапливается вода, что повышает температурный порог, присадки прекращают действовать. К тому же жидкость постоянно движется, а значит, и омывает элементы двигателя, поэтому постепенно она накапливает в себе сор и частицы грязи. Периодичность замены антифриза зависит от его состава. Если он изготовлен на основе этиленгликоля, то рекомендуется его менять уже через 3 года пользования авто, а если в его составе использован пропиленгликоль – то через 5 лет или же 60 000 км.

Порядок замены ОЖ на разных автомобилях отличается, поскольку конструкция охлаждающей системы может отличаться. В связи с этим часто возникает вопрос куда заливать тосол или антифриз? К примеру, в большинстве авто используется герметичный радиатор, а охлаждающая жидкость заливается через специальный расширительный бачок. Но есть и авто, у которых замена или доливка антифриза делается не через бачок, а через радиатор у которого имеется заливная горловина.

Поэтому рассмотрим, как делается замена охлаждающей жидкости на автомобилях с разной конструкцией системы охлаждения. Отметим, что работа эта несложная и её запросто выполнит даже начинающий.

Как заменить охлаждающую жидкость на примере ВАЗ-2110

Сначала рассмотрим, как делается замена на автомобиле ВАЗ-2110. У этого авто используется конструкция, включающая расширительный бачок. Дополнительно эта модель интересна тем, что у нее имеется пробка слива на блоке цилиндров, что встречается не на всех авто.

Видео: Замена охлаждающей жидкости. Ваз 2114

Из инструментов понадобится:

  • набор ключей (рожковых, накидных);
  • ёмкость для сбора ОЖ;
  • ветошь.

Также следует запастись необходимым количеством антифриза. Эту информацию можно найти в тех. документации к автомобилю, в разделе «заправочные емкости». Можно также купить неразбавленный антифриз, а его концентрат. Но здесь дополнительно потребуется дистиллят и знание пропорций для правильного смешивания раствора.

Итак, имея все – можно начинать замену, которая делается так:

  1. Ставим на ровную площадку, обездвиживаем и снимаем клемму с аккумулятора, чтобы предотвратить случайное замыкание контактов проводки.
  2. Сначала сливается жидкость с блока цилиндров, сливная пробка которого находится с правой стороны (если быть перед авто) под модулем зажигания.
  3. Демонтируем с машины модуль зажигания, для чего отсоединяем от него провода высокого напряжения, идущие на свечи, и колодку с обычными проводами. Откручиваем три болта крепления модуля и извлекаем его, затем снимаем крышку с расширительного бачка.
  4. Ниже этого модуля будет расположена пробка, которая представляет собой обычный болт на 13. Перед тем, как его выкрутить, под авто кладем емкость для сбора (хороший вариант – пластиковая канистра на 5 л с вырезанной боковиной). Выкручиваем пробку и ждем, когда ОЖ сольется с блока. Как перестанет вытекать, ставим на место пробку и затягиваем ее. Протираем двигатель ветошью, чтобы убрать подтеки антифриза. Ставим на место модуль и подключаем его.
  5. Отыскиваем в нижней части болт с барашковой головкой – это пробка радиатора. Она установлена внизу слева. Подставляем под нее емкость и выкручиваем. Если руками не получиться, можно воспользоваться обычным рожковым ключом на 17. Сливаем ОЖ с радиатора полностью и ставим на место пробку.
  6. Приступаем к заливке нового антифриза. Для этого постепенно, в несколько заходов, заливаем антифриз в бачок. Он будет уходить медленно. Важно добиться, что уровень антифриза в бачке был на «Макс», после того как система будет заполнена.
  7. Запускаем мотор и следим за уровнем. Нужно добиться, чтобы мотор вышел на оптимальный температурный режим, после чего откроется термостат и пустит жидкость по большому кругу. При этом в бачке охлаждающая начнет быстро уходить. После этого доводим уровень до «Макс» и ставим крышку бачка на место. Замена охлаждающей жидкости выполнена.

Как заменить антифриз на примере Toyota RAV4

Перейдем к машинам, у которых заливка охлаждающей жидкости производится через радиатор. К примеру таким авто является Toyota RAV4. Вообще многие японские машины отличаются такой конструкцией.

Видео:Замена охлаждающей жидкости на Toyota Corsa

Во многом работы по замене идентичны описанным. То есть, вначале снимаем пробки с радиатора и расширительного бачка, затем сливаем жидкость через кран или сливную пробку, установленный на радиаторе, затем этот кран закрываем.

Помните, что жидкость циркулирует в системе под давлением и прежде чем открутить крышку с радиатора нужно дать двигателю остыть.

Снимаем расширительный бачок, промываем, ставим на место. Затем нужно слить остатки жидкости с блока цилиндров, открутив болт. Можно ещё слить остатки антифриза из печки радиатора.

Затем проверить, чтобы все болты и пробки были закручены на место. Остается залить антифриз в радиатор по горловину, завести мотор и дать поработать, довести антифриз до уровня. Затем залить до уровня «Мин» антифриз в расширительный бачок.

Многие при этом проводят промывку системы. Сделать ее несложно, поскольку этот процесс делается дистиллятом. После слива старой ОЖ, заливается дистиллированная вода, затем она прогоняется по системе, выливается, и заливается уже новый антифриз.

Инструкция

Расположите машину на эстакаде.

Слейте антифриз с радиатора. Для этого открутите пластиковую пробку, расположенную на радиаторе с помощью крестовой отвертки.

Подставьте под радиатор ведро и пустите жидкость. Чтобы она лучше стекала, с заливного отверстия радиатора также следует снять крышку, прежде чем открутите сливную пробку. Однако соблюдайте осторожность – из-под крышки может выплеснуться горячий антифриз.

Обратите внимание на тот факт, что после совершенных действий в двигателе все еще остается некоторое количество жидкости. Этот остаток можно слить через отверстие, которое во всех моделях Nissan расположено на самом двигателе.

Залейте промывочную воду в верхний толстый шланг, который тянется от радиатора к двигателю. Постепенно, небольшими порциями пропустите через шланг около десяти литров в общей сложности. До тех пор пока из двигателя не вытечет вся , вода будет иметь цвет антифриза . Следует промывать двигатель, пока она не станет прозрачной.

Залейте дистиллированную воду, ее объем должен составлять около полутора литров. Промойте двигатель уже испытанным способом. Туда же залейте примерно литр готового антифриза и прогоните по всему пути, пока он не стечет из сливного отверстия.

Освободите от остатков использованного антифриза расширительный бачок. Слейте охлаждающую жидкость через шланг, который соединяет бачок с горловиной заливного отверстия радиатора.

Залейте в бачок воду тем же путем, после того как вытечет весь антифриз. Выпустите ее наружу через шланг. Завершив процесс, верните шланг на место.

Заполните новым антифризом всю систему. В первую очередь залейте антифриз в двигатель. В автомобилях марки Nissan в него поместиться около трех литров.

Влейте охлаждающую жидкость в заливное отверстие радиатора, предварительно открутив дренажный болт, который служит для выпуска лишнего воздуха. В Nissan он находится в самой верхней точке системы. Учтите, что в моделях автомобилей этой японской марки, в отличие от остальных, не требуется снимать декоративную крышку с двигателя, чтобы открыть дренаж.

Видео по теме

Обратите внимание

Кроме дистиллированной воды, очистить систему от старого антифриза помогут специальные промывочные средства.

Полезный совет

Когда радиатор будет заполнен охлаждающей жидкостью полностью, залейте немного антифриза в расширительный бачок и заведите двигатель, оставив дренажное отверстие открытым. Таким образом прогоните охлаждающую жидкость по всей системе. Вся процедура должна длиться около двадцати минут.

Источники:

  • как самому заменить антифриз
  • Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2113, 2114, 2115

В процессе эксплуатации автомобиля происходит снижение плотности залитой в двигатель охлаждающей жидкости. Что ведет к потере ее морозоустойчивых свойств, а, следовательно, обязательно наступает момент, когда ее необходимо заменить.

Вам понадобится

  • Антифриз,
  • резиновая или силиконовая трубка,
  • отвертка с плоским жалом,
  • гаечный ключ на 12 мм.

Инструкция

Далее последовательность действий такова:
- открывается капот,
- с расширительного бачка снимается пробка,
- в нижней левой части радиатора, на дренажное отверстие, надевается эластичная трубка,
- отверткой на откручивается сливная пробка,
- отработанный антифриз - сливается в таз.

Из нижней части блока цилиндров ключом на 12 мм выкручивается латунная пробка и через открывшееся отверстие сливаются в таз остатки антифриз а.

Обратите внимание

Не забудьте перед эксплуатацией убедиться в отсутствии воздуха в системе охлаждения.

Замена антифриза, как правило, производится при старении охлаждающей жидкости. Или же она требуется после проведения ремонта, чаще всего замены радиатора. Наиболее надежным в этом деле будет следование инструкции по эксплуатации на конкретный автомобиль. Но существуют требования по замене антифриза, которые для всех моделей и марок одинаковы.

Вам понадобится

  • - антифриз/ТОСОЛ;
  • - вода дистиллированная;
  • - перчатки;
  • - наливная воронка.

Инструкция

Подберите антифриз или ТОСОЛ в соответствии со спецификацией на горюче-смазочные материалы и жидкости для систем вашего автомобиля. Не выбирайте охлаждающие жидкости по цвету. Раньше антифризы действительно классифицировались по цвету, в настоящее время это не более чем маркетинговый ход производителей.

Заведите и дайте поработать двигателю в течение 5-10 минут. Переведите регулятор отопителя салона в положение обогрева, он должен оставаться в нем в течение всей процедуры замены ОЖ.

Слейте всю старую охлаждающую жидкость с системы. Для этого поверните пробку расширительного бачка или радиатора, чтобы понизить давление. Не проводите работы на горячем двигателе, т.к. система охлаждения находится в состоянии повышенного давления и при открытии клапанов неизбежен выброс горячей жидкости. После полностью открутите пробку. Откройте сливной кран в нижней части радиатора и слейте антифриз.

Залейте в систему дистиллированную воду или промывочную жидкость, предварительно закрыв сливные краны. Не забывайте, что нельзя заливать холодную воду в горячий мотор. Закрутите пробки. Включите двигатель на 5-10 минут для прокачки системы охлаждения. Повторите процедуру слива жидкости. Необходимость повторной промывки определяйте по состоянию сливаемой воды: она должна быть чистой. Можете предварительно промыть водопроводной водой, вставив шланг на вход в систему и подавая воду под напором. А затем уже окончательно очистите дистиллированной водой либо промывочной жидкостью при работающем двигателе.

Залейте новый антифриз в горловину радиатора и в расширительный бачок. В случае неразборного радиатора жидкость заливается только в бачок. Не перепутайте расширительный бачок с омывательным! Следите за уровнем жидкости. В радиаторе он должен быть по нижний срез горловины, в бачке - между метками минимума и максимума, но при первой заправке можно залить до максимума, т.к. жидкость в работе заполнит полости системы, уровень в бачке упадет.

Стравите воздух через винт/кран на блоке цилиндров двигателя до появления капель жидкости. Заверните кран до упора. Вновь дайте двигателю поработать, проверьте уровень антифриза, при необходимости долейте.

Обратите внимание

Проводите замену антифриза каждые 2-3 года, т.к. он стареет и теряет свои свойства. Не смешивайте разные марки охлаждающих жидкостей, неизвестно какую реакцию они дадут при взаимодействии. Могут образоваться вредные для работы вещества и осадки, которые способны вывести из строя насос, забить систему охлаждения. В результате получите перегретый двигатель, нуждающийся в капремонте.

Полезный совет

Антифриз реализуется в основном в двух видах: концентрат и разбавленный. Если вы приобрели концентрат, то разводите его в пропорции 1:1 - литр антфриза на литр дистиллированной воды. Но обращайте внимание на рекомендации производителя в отношении нужных пропорций для разведения концентрата.

Антифриз и тосол - средства, предназначенные для охлаждения автомобильных двигателей. Одни автолюбители не видят в них принципиальной разницы, другие сомневаются в качестве старого доброго тосола, а третьи и вовсе без опаски смешивают эти жидкости.

Противозамерзающие жидкости (антифризы)

Если в качестве охлаждающей жидкости в рубашке двигателя залита вода, то в случае оставления ее в мороз, образующийся лед, расширяясь, обязательно повредит внутренние детали, а то и вовсе разорвет корпус рубашки. Специальные охлаждающие жидкости для автомобилей предотвращают повреждение деталей, потому что у них более низкая температура и, кроме того, при кристаллизации антифриз превращается в кашеобразную массу, которая не способна принести вреда деталям. Кристаллизуясь, антифризы теряют текучесть, поэтому уже не способны выполнять свою миссию.

Антифризы, применяемые в качестве охлаждающих жидкостей для автомобилей, созданы на основе , разбавленного водой, с добавлением различных присадок. Последние призваны придать раствору дополнительные свойства: антикоррозийные, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (красящие).

Тосол – это тоже антифриз

Так случилось, что все мы вынужденно участвуем в создавшемся невольно парадоксе русского языка. Наверное, многим не раз приходилось слышать такой :
- У тебя антифриз залит?
- Нет, у меня не антифриз. У меня тосол.

Аббревиатура ТОСОЛ расшифровывается как: технология органического синтеза ОЛ (то есть, спирта).

Имя нарицательное «антифриз» стало собственным, хотя внутри этого названия целый ряд различных марок, обозначаемых латинскими буквами и числами. При этом изначально собственное имя существительное «тосол» стало нарицательным. Между тем, «антифриз» является общим названием для всех незамерзающих жидкостей. Оно переводится как «незамерзающее, против замерзания».

Можно ли мешать разные марки антифризов

«Можно ли смешивать антифриз с тосолом?» – именно так чаще всего ставится вопрос автолюбителями, не вдаваясь в того и другого. Как было отмечено, разные марки антифризов содержат различный набор присадок, иногда конфликтующих друг с другом. В результате что-то может выпадать в осадок и засорять систему.

Если все же пришлось в поездке смешать разные ОЖ, по прибытии в гараж хорошо промойте охлаждающую систему дистиллированной водой. То же самое надо делать и при переходе с одного антифриза на другой.

Исходя из всего вышеизложенного, лучше не смешивать охлаждающие жидкости, особенно если они имеют разные отличительные цвета. В первую очередь это как раз относится к отечественному зеленому тосолу и зарубежным антифризам, которые чаще красного цвета.

Первый признак плохой охлаждающей жидкости – рыжеватый цвет. Изменение оттенка сигнализирует о том, что присадки-ингибиторы утратили свою активность и теперь жидкость превращается в агрессивную среду, способную поддерживать процесс коррозии в отношении металлических элементов системы охлаждения. Производитель рекомендует полностью заменять охлаждающую жидкость после 60 000 км пробега либо через пару лет эксплуатации.

Приготовьте заранее емкость под жидкость (8-10 л) и ключи на «17», «13» и «8». Автомобиль желательно поставить на смотровую яму; если это невозможно, то работы можно выполнить и на авто, просто стоящем на ровном горизонтальном участке. Но в качестве емкости уже понадобится что-то вроде тазика, канистра в вертикальном положении под авто не подлезет. Менять тосол нужно на остывшем двигателе.

Слив жидкости проводится в 2 этапа. На первом нужно слить жидкость из радиатора. Для этого необходимо сначала снять защиту картера, отвернув 4 болта крепления. Далее в салоне откройте кран отопителя, повернув ручку регулятора в правое крайнее положение. Теперь нужно открыть капот и открутить крышку расширительного бачка. После этого поставьте под сливное отверстие емкость и медленно открутите пробку. Время полного истечения жидкости из радиатора ВАЗ2115i – 10-15 минут.

Пока жидкость вытекает из радиатора, на втором этапе можно освободить блок цилиндров. Сначала найдите сливную пробку, она расположена под модулем зажигания. Если видите, что неудобно будет ее откручивать, то снимите модуль. Под автомобилем, в нужном месте установите емкость и отверните пробку. Процесс слива займет не более 15-ти минут.

Заливка охлаждающей жидкости

Сначала заверните сливные пробки на радиаторе, блоке цилиндров. Чтобы исключить образование воздушных пробок в системе охлаждения, ослабьте хомут крепления патрубка, идущего к дросселю (для подогрева), снимите шланг со штуцера. Не спеша заливайте тосол в открытый расширительный бачок до момента появления ее из снятого патрубка.

Как только жидкость начнет из него вытекать, поставьте шланг обратно, затяните хомут. Заполняйте систему жидкостью, пока ее уровень не дойдет до отметки «МАХ». Теперь можно запустить двигатель и прогреть его. После достижения рабочей температуры заглушите мотор, проконтролируйте уровень жидкости, при необходимости долейте.

Регулярная замена антифриза необходима для поддержания нормальной работы машины. Важно знать, что заменять охлаждающую жидкость нужно через каждые 45 тыс. км пробега автомобиля. Тогда ваш двигатель станет продолжать свою работу в стандартном режиме, не будет подвергаться коррозии и перегреву. Также эту процедуру рекомендовано проводить 1 раз в год. Дело в том, что специальные добавки в жидкости, предотвращающие разрушительные процессы, со временем теряют свои защитные свойства. И когда это происходит, радиатор и двигатель начинают разрушаться под действием электролитной коррозии.

Определение качества антифриза

Тестирование антифриза производится при помощи специальных полосок. Обычно они продаются вместе с жидкостью и имеют специальную шкалу. Если окунуть тестовую полоску в жидкость, она изменит цвет, вот тогда и можно определить состояние антифриза и выявить необходимость его замены.

Особенное внимание нужно уделять двигателям, состоящим из алюминиевых частей. Для того чтобы обезопасить этот двигатель, следует не допускать признаков ржавчины (даже начальных) на деталях из алюминия.

Замена антифриза своими руками

Выполняя работы по самостоятельной замене антрифриза, нужно помнить, что он токсичен. Поэтому место для таких работ должно находиться подальше от детей, а также домашних животных. Помимо того, важно строго соблюдать необходимые правила безопасности, при которых не разрешается сливать отработанную охлаждающую жидкость в реки, озера и ручьи, а также близко от источников водоснабжения - колонок, колодцев и др.

Антифриз допускается менять только на холодном двигателе. Выполнять работы на горячем движке довольно опасно. Итак, снимите крышку радиатора, а затем уже откройте сливную крышку, заранее установив под ней вместительное ведро. После этого слейте антифриз. Осмотрите шланги системы на наличие разрывов и трещин. Если это необходимо, замените шланги.

Перед тем как заливать новый антифриз, промойте охлаждающую систему, чтобы ликвидировать жир, ржавчину и различные отложения. Существуют специальные средства для промывки охлаждающей системы. Залейте всю бутылку такого средства в радиатор, а затем добавьте в него и в бачок деминерализированную или деионизированную воду до краев. Закройте крышки.

Включите на максимум двигатель, а также печку. Подождите, пока движок прогреется до рабочей температуры, после чего выключите его и дайте ему остыть. Снимите крышки с радиатора и слейте жидкость.

Налейте в систему охлаждения обычной воды, закройте крышки и включите движок на 15 минут. Затем еще раз дайте ему полностью остыть. Слейте воду из системы и лишь после этого залейте новый антифриз.

Заливать его следует в соответствии с рекомендациями самого изготовителя. Допустимая концентрация антифриза в системе охлаждения должна составлять не более 70%, а оптимальная - 50% воды и 50% антифриза. После его заливки включите на максимум двигатель, а также отопление в салоне авто. Это нужно для равномерного распределения антифриза по всей системе и удаления из нее пузырьков воздуха.

Спустя несколько дней вождения машины проверьте имеющийся уровень антифриза в системе охлаждения. Если это необходимо, долейте его до нужной отметки.

Чем качественнее охлаждающая жидкость в системе, тем меньше шансов перегреть мотор. А перегрев двигателя страшен тем, что происходит интенсивный износ всех трущихся деталей. Также происходит самопроизвольное воспламенение топливной смеси в камерах сгорания, возникает детонация.

Антифриз необходим двигателю не только для охлаждения, но и для смазки насоса охлаждающей жидкости. Смазка происходит за счет веществ, содержащихся в антифризе. Кроме того, в составе охлаждающей жидкости имеется масса химикатов, которые противодействуют образованию накипи и отложений. Но только эти химические вещества имеют сравнительно малый срок существования.

Так, производитель настоятельно рекомендует полностью заменять жидкость каждые 45 тысяч километров пробега автомобиля. На деле же приходится постоянно следить за кислотно-щелочным балансом в системе. Повышенное содержание кислот или щелочей может привести к разрушению узлов системы, к разъеданию стенок рубашки охлаждения в блоке двигателя. Проверить баланс можно при помощи специальных индикаторов.

Подготовка к замене антифриза

Первым делом нужно дать двигателю остыть. Придется полностью сливать старый антифриз из системы, а горячей жидкостью можно сильно обвариться. И не забывайте о том, что токсичность у антифриза очень высокая, поэтому лучше всего защищать руки при работе с ним. Наденьте резиновые перчатки и респиратор.

Теперь необходимо слить старый антифриз в какую-нибудь емкость. Для этого снимите защиту двигателя, чтобы обеспечить доступ к сливным кранам снизу. Под сливные отверстия подставьте емкость, после этого только открывайте заглушки. Не забывайте о печке, ее кран нужно открыть полностью, чтобы вытек весь антифриз.

После слива жидкости закрывайте все пробки и промывайте систему специальными растворами. Для этого заливайте в бачок промывочную жидкость, после чего заводите двигатель. Нужно довести температуру двигателя до рабочей. При этом не забывайте включить печку на полную мощность, чтобы в системе не осталось ни одного пузырька воздуха.

Замена антифриза

После достижения рабочей температуры заглушите мотор и дайте остыть ему. Только после этого слейте промывочную жидкость. Залейте новый антифриз, смешанный с водой в пропорции 50/50. Долю антифриза можно доводить до 70%, но больше не рекомендуется. Закройте все заливные горловины, опять заведите двигатель и включите печку на полную мощность.

Дайте поработать мотору до тех пор, пока антифриз не нагреется до рабочей температуры. Обязательно включайте печку, чтобы жидкость циркулировала по всем уголкам системы. Также рекомендуется снять тонкий шланг, идущий к дроссельной заслонке. Дождитесь, когда из него пойдет жидкость и установите на место.

Поддержание транспортного средства в оптимальном состоянии является первоочередной обязанностью водителя. Ведь от того, насколько машина готова к эксплуатации, зависит безопасность в равной степени как ее хозяина, так и других участников движения. Вовремя замененный антифриз поможет избежать серьезных проблем с перегревом двигателя или коррозией внутри топливной системы. А это означает, что отношение к качеству охлаждающей жидкости должно быть самое серьезное.

Известно, что на эффективную работу влияют так называемые присадки или добавки. Обычно это бораты, силикаты, иногда фосфаты - элементы, которые отвечают за защиту двигателя от электролитной коррозии. При снижении количества этих элементов сопротивляемость коррозийным процессам во время рабочих циклов двигателя резко снижается. Понятно, что поменять необходимо до того, как он перестанет выполнять свою функцию. Возникает вопрос: как же определить, что охлаждающая «работать», да еще и сделать это вовремя?

Производители антифриза разработали весьма действенный и легкий способ проверки рабочего состояния жидкости при помощи тестовых полосок и специальной шкалы качества. Водителю достаточно смочить тестовую полоску антифризом и та определенным образом изменит свой цвет. После этого нужно будет сравнить этот цвет со шкалой и таким образом определить, подошел ли момент замены жидкости или еще можно некоторое время поездить на старом антифризе.

Производители охлаждающих жидкостей рекомендуют менять антифриз после отметки в 45000 км. Некоторые предполагают, что для гарантированного антикоррозийного эффекта нужно менять жидкость не менее одного раза в год вне зависимости от количества наезженных километров. Новые разработки, представленные известными производителями антифриза на автомобильном рынке, обещают 100000 км. без замены жидкости. Однако стоит иметь в виду, что , эффективность и продолжительность работы антифриза зависит во многом от марки и условий эксплуатации конкретного автомобиля.

Несмотря на существующий миф о том, что чистый антифриз гораздо лучше, эффективней и в то же время , чем смесь, производители в своих инструкциях достаточно однозначно пишут, как в действительности необходимо использовать охлаждающую жидкость. При оптимальном соотношении концентрация смеси должна быть равная, то есть 50% воды на 50% антифриза. Эксперты отмечают, что повышение доли антифриза до 70% при определенных вполне допустимо, а вот чистый антифриз скорее «гробит» двигатель, чем помогает ему.

Антифриз – это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя, в противном случае может произойти повреждение деталей. Очень важно своевременно проверять уровень антифриза и проводить его замену.

уровень жидкости был на постоянном уровне.

Антифриз играет немаловажную роль в функционировании любого современного двигателя. В статье рассмотрим предназначение охлаждающей жидкости и её основные виды. Вы узнаете как самостоятельно заменить её и что делать при загрязнении системы охлаждения.

Назначение антифриза

Антифриз - это общее название для особых жидкостей, используемых в системе охлаждения двигателя. Циркулируя по системе охлаждения, ОЖ поглощает тепло и выводит его в радиатор, откуда излишки тепла выходят наружу. Все современные антифризы представляют собой смесь воды и этиленгликоля. За счет наличия в составе этиленгликоля, охлаждающая жидкость имеет высокую теплоемкость и не замерзает при температурах вплоть до -60 градусов Цельсия. В состав антифриза также входят смазывающие и антикоррозионные присадки.

Стоит отметить, что тосол является всё тем же антифризом. Название «ТОСОЛ» относится к торговой марке антифриза в СССР.

Как выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля?

При выборе охлаждающей жидкости, следует выяснить какая именно подходит для вашего автомобиля. Антифриз является агрессивной жидкостью, активно вступающей в реакцию с различными типами металлов. Некоторые разновидности ОЖ несовместимы с радиаторами из меди и латуни, тогда как другие вызывают коррозию алюминиевых деталей. Узнать точные спецификации можно в руководстве по эксплуатации или у официального дилера.

Существует три основных класса антифриза:

  1. G11 - этиленгликолевые ОЖ с небольшим добавлением антикоррозионных присадок и карбоновой кислоты. Представляют собой самую дешевую и недолговечную разновидность антифриза. За этим классом закреплен зеленый цвет. Стоит отметить, что отечественный тосол условно относится к этой группе. Обозначения G11+ и G11++ указывают на повышенное содержание карбоновой кислоты.
  2. G12 - ОЖ на основе этиленгликоля с органическими присадками и высоким содержанием карбоксилатных соединений. Данный класс антифриза гораздо лучше справляется с очагами коррозии. За счет высокой теплоемкости, эта жидкость гораздо лучше справляется с охлаждением мощных двигателей. Подобный антифриз стоит дороже, но и прослужит гораздо дольше. За этим классом зафиксирован красный цвет. Обозначения G12+ и G12++ указывают на наличие силикатных присадок или их аналогов.
  3. G13 - ОЖ на основе экологически чистого аналога этиленгликоля - полипропиленгликоля. Он не ядовит и гораздо быстрее разлагается. По своим свойствам данный класс антифриза ничем не отличается от классов G12+ и G12++. Впрочем, стоит он на порядок дороже. За этим классом закреплен фиолетовый цвет.

Стоит отметить, что разделение на цвета является условным. Цвет не имеет никакого отношения к химическому составу и зависит исключительно от прихоти производителя или решения маркетологов. Изготовители могут окрашивать один и тот же антифриз в разные цвета, чтобы различать их по бренду.

Периодичность замены

Многие автомеханики советуют проводить замену антифриза каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Впрочем, это относится к тосолу и антифризу класса G11. За счёт улучшенной формулы, срок «жизни» охлаждающих жидкостей класса G12 и G13 составляет от 100 до 200 тысяч километров. Срок службы ОЖ зависит от состояния антикоррозийных добавок. При разложении антикоррозийных присадок на базовые элементы, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. В определённых случаях, охлаждающая жидкость может испортиться гораздо раньше положенного срока. Поэтому важно регулярно проводить диагностику ОЖ.

Проверить состояние антифриза можно с помощью универсального набора для контроля состава охлаждающей жидкости. Помимо этого, можно попытаться определить состояние жидкости на глаз. Мутная охлаждающая жидкость белого цвета указывает на то, что он потерял полезные свойства. Жидкость рыжего оттенка указывает на наличие в нём ржавчины. Если же в ОЖ есть плотные образования, хлопья и пена, необходимо немедленно заменить жидкость и провести диагностику системы охлаждения.

Инструкция замены антифриза своими руками

Алгоритм замены охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  1. Ставим машину на подъемник или смотровую яму.
  2. Снимаем крышку и сливаем охлаждающую жидкость в заранее приготовленную тару. Расположение крышки зависит от марки и модели машины. В большинстве случаев, сливная крышка находится на расширительном бачке, либо в одном из нижних углов радиатора. В отдельных случаях необходимо отсоединить нижний патрубок радиатора.
  3. Для полного слива антифриза завинчиваем сливную крышку бачка, включаем печку на максимум и запускаем двигатель на две минуты. После чего сливаем остатки жидкости.
  4. Заливаем антифриз в расширительный бачок.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать в течение 15-20 минут.
  6. Проверяем метки на бачке. Уровень антифриза должен находиться выше отметки «MIN».

На этом, процедура замены ОЖ завершена.

Нюансы замены

Категорически запрещено сливать антифриз с горячего мотора. Проводя процедуру на «горячую» вы рискуете получить серьезные ожоги в результате выброса раскаленной жидкости или пара из системы. Помимо этого следует позаботиться о защите рук, органов дыхания и глаз. Антифриз является крайне токсичным веществом, компоненты которого вызывают химические ожоги при попадании на незащищенные участки кожи. В свою очередь испарения антифриза вызывают раздражение дыхательных путей, сонливость и, в определенных случаях, потерю сознания. По завершении работы, необходимо слить отработанную ОЖ в герметичную тару и отправить её на переработку.

В случае если слитый антифриз имеет коричневый или оранжевый оттенок, а на стенках патрубков имеются следы коррозии или накипи, систему охлаждения необходимо прочистить. Сделать это можно с помощью специализированного очистителя, дистиллированной воды или слабокислотного раствора лимонной кислоты. Данный раствор можно приготовить, смешав лимонную кислоту и дистиллированную воду в отношении 15 грамм на один литр.

Сама процедура очистки проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем выбранную нами жидкость в систему охлаждения и запускаем двигатель на 5-7 минут.
  2. Сливаем очиститель, заливаем дистиллированную воду и повторяем процедуру.
  3. Сливаем воду и заливаем антифриз.

Смешивание ОЖ допускается при условии, что обе жидкости относятся к одному и тому же классу. В экстренных случаях вы можете смешивать продукты разных классов. После этого необходимо срочно заменить смесь с последующей промывкой всей системы. Это связано с тем, что вещества, входящие в состав охладителя, могут вступить в непредсказуемую реакцию друг с другом, что нанесет серьезный вред системе охлаждения.