Параметры системы охлаждения

Замена охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2106 проводится аналогично, как и на других авто линейки ВАЗ выпускаемых еще в советские времена.

Порядок выполнения работ

Осторожно! Заменять охлаждающую жидкость необходимо только на «холодном» двигателе.

Первым делом нам необходимо будет перевести верхний рычаг системы управления отопителя в самое крайнее правое положение, при этом открыв кран радиатора отопителя.

ОТКРЫВАЕМ КАПОТ.

Здесь, для удобства необходимо снять брызговик двигателя.

Аккуратно снимите пробку с заливной горловинки радиатора.

Постепенно выкрутите пробку, которая закрывает сливное отверстие. Пробку Вы найдете в самом нижнем левом углу радиатора,…

…и слейте отработанную охлаждающую жидкость в специальную емкость, которую следует подготовить заранее, рекомендованный объем не менее 8-10 л.

Не забудьте слить ОЖ из соеденительного шланга, для этого сняв крепление расширительного бачка, приподнимите последний.

Жидкость уйдет сначала в радиатор, а затем в емкость.Далее установите бачок на место.

Переместитесь к левой стороне двигателя, найдите сливную пробку на блоке цилиндров и с помощью ключа на 13, не спеша, выкрутите ее. Оставшаяся жидкость вытечет из блока.

После, заверните обратно пробку радиатора и главное, не забудьте про пробку блока цилиндров.

Все, старая жидкость слита, теперь залейте новую охлаждающую жидкость непосредственно в радиатор.

Во время заливки могут возникнуть воздушные пробки, и чтобы этого избежать необходимо, снять резиновый шланг непосредственно с впускного трубопровода. При появление жидкости, наденьте шланг на штуцер.

Производитель Автоваз рекомендует производить замену охлаждающей жидкости не реже чем один раз в два года или каждые 60 000 км пробега. Но возможно, что тосол необходимо будет заменить и раньше, если его состав изменился, он поменялся в цвете, что может говорить о плохом качестве и в следствие этого — возникновении коррозии в каналах системы охлаждения. Для того, чтобы заменить тосол или антифриз в системе охлаждения ВАЗ 2106 нам понадобится:

  • Ключ на 13 обычный или головка с воротком
  • Рожковый ключ на 12 (не обязательно)
  • Отвертка плоская

Порядок слива охлаждающей жидкости

Для начала необходимо подготовить емкость для слива тосола, желательно, чтобы она была не менее 10 литров. Сначала необходимо повернуть рычаг управления отопителем (печки) в крайнее правое положение, то есть в этот момент кран печки должен быть открыт полностью, чтобы из радиатора отопителя жидкость тоже стекла.

Теперь можно приступать к сливу. Открываем пробку заливной горловины на радиаторе ВАЗ 2106:

После этого можно выкручивать пробку из блока цилиндров, он находится в нижней части с левой стороны двигателя. Более наглядно показано ее местоположение ниже на картинке:

И сразу же подставляем емкость, чтобы старая охлаждающая жидкость в нее стекала. Я воспользовался парочкой 1,5- литровых бутылок, поочередно подставляя их по отверстие:

Когда отсюда все стекло, можно отворачивать краник в нижнем левом углу радиатора:

Если рукой он не отворачивается, то можно воспользоваться необходимым по размеру ключом (на 12 в данном случае). После этого подставляем под отверстие емкость и ждем, пока вся жидкость сольется из радиатора:

Как только вся жидкость будет слита из системы охлаждения ВАЗ 2106, можно закручивать на свои места пробки в блок цилиндров и краник радиатора. И после этого можно приступать к замене антифриза (тосола).

Сначала заливаем жидкость в радиатор до тех пор, пока ее уровень не будет доходить до нижний кромки горловины. Затем то же самое повторяем с расширительным бачком. Чтобы избежать появления воздушных пробок в системе охлаждения, необходимо заливать тосол тонкой струйкой. А чтобы пробка не образовалась в шланге расширительного бачка, нужно поднять бачок выше двигателя, предварительно сняв его с хомута:

И заливаем жидкость, смотря за тем, чтобы шланг до радиатора был практически прямым. Для надежности можно отсоединить шланг у края радиатора и во время залива убедиться в том, что охлаждающая жидкость без воздуха дошла до края, а затем надеть его на отвод радиатора:

Закрываем пробку радиатора и убеждаемся в достаточном уровне жидкости в системе. Он должен быть между отметками MAX и MIN на расширительном бачке, или по рубец резинового хомута, крепящего бачок. Теперь можно заводить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Включив отопитель, убедитесь, что из печки дует горячий воздух, что говорит об отсутствии воздушных пробок.

Для ВАЗ 2106 (1 поколение) 1976 г.в, с любым типом двигателя, подойдет - традиционный класс антифриза, тип TL или тосол с оттенками синего цвета. Примерный срок следующей замены которого составит - 2 года.

По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалы техобслуживания.

Можно ли заливать

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля. И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:

традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);

карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов);

гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Замена

Порядок замены охлаждающей жидкости:

Перед тем как начинать сливать старую охлаждающую жидкость, необходимо в салоне автомобиля, рычаг управления краном отопления поставить в крайнее правое положение (кран открыт).

Откручиваем пробку расширительного бачка и пробку заливной горловины радиатора.

В левом нижнем углу радиатора находим пробку сливного отверстия, откручиваем ее и сливаем жидкость в заранее приготовленную емкость. На радиаторах старого образца, такой пробки нет. Вместо нее, ключом на «30», придется откручивать датчик включения вентилятора.

Также и на блоке двигателя, находим и ключом на «13» откручиваем сливную пробку.

После того, как жидкость слита, закручиваем пробки сливных отверстий на место. И во избежание образования воздушной пробки в систему, отверткой распускаем хомут, и снимает резиновый шланг со штуцера впускного коллектора.

Все, можно заливать антифриз. Как только со штуцера начнет вытекать жидкость можно надевать на него шланг и закручивать хомут. После, полностью заполняем радиатор и закручиваем пробку. Дальше, заливаем антифриз в расширительный бачок, оптимальный уровень – 3-4 см выше метки «MIN».

Запускаем двигатель и прогреваем, до рабочей температуры. После чего, глушим и еще раз проверяем уровень охлаждающей жидкости. В случае необходимости доливаем антифриз.

Какой выбрать

По европейским меркам все антифризы можно разделить так:

G11 – (силикатный) зачастую самый дешевый, с минимальным количеством присадок. Славятся малыми отложениями накипи. Так как в состав вход кремний, то жидкость обволакивает всю поверхность, защищая от коррозии, что очень хорошо. Но при это значительно снижается теплообмен. Можно эксплуатировать до 2-х лет.

G12 – (карбоксилатный) в состав в основном входя антикоррозийные присадки. Очень хороший выбор, если у Вас высокооборотистый и высокотемпературный мотор. Срок службы намного выше, чем у G11 – 5 лет. Если до этого был залит G11, то все свойства G12 аннулируются, нужно делать промывку системы.

G12 plus – иными словами G13 (полипропиленгликоль). Более экологически чистый. В нем отсутствуют нитраты, фосфаты, силикаты, что уменьшает время разложения. Так же обладает хорошим антикоррозийным воздействием. Имеет большой срок эксплуатации – свыше 5 лет.

Как поменять

Как заменить охлаждающую жидкость?

Сливание:

1) Для начала загоните автомобиль на яму.

Примечание!
Машина должна стоять ровно, или же, перед должен быть выше зада, но не наоборот!

2) После чего снимите защиту картера (О том как снять защиту картера, читайте в статье «Замена защиты картера»)

3) Следом переместите до упора вправо, рычаг который открывает подачу теплого воздуха в салон автомобиля, у «ВАЗ 2106» такой рычаг расположен сверху и на фото он обозначен буквой «А».

5) Затем отверните пробку наливной горловины радиатора, которая на расположенном фото ниже так же указана стрелкой.

6) Теперь отверните пробку сливного отверстия, которая находится на блоке цилиндров.

Примечание!
После того как вы отвернете пробку сливного отверстия, которая находится на блоке цилиндров, сразу же подставьте под это отверстие бутылку, и слейте в нее всю отработанную жидкость!

7) После чего отверните пробку сливного отверстия радиатора, и слейте всю отработанную жидкость из радиатора в бутылку.

8) Следом отстегните ремень который крепит расширительный бачок, и после чего приподнимите бачок вверх, вследствие чего из него и из шланга который к нему подсоединён сольётся остаток охлаждающей жидкость, который будет стекать через сливное отверстие радиатора.

Заливание:

1) Сперва установите бачок радиатора на место, а так же заверните пробку сливного отверстия блока цилиндров и пробку сливного отверстия радиатора.

2) Затем залейте новую охлаждающую жидкость, в радиатор.

3) Следом залейте новую жидкость, в расширительный бачок радиатора.

Примечание!
Новую охлаждающую жидкость в расширительный бачок заливайте, чуть выше отметки MIN на 3-4 см!

5) Теперь закрутите пробку радиатора и пробку расширительного бачка на место.

6) После чего заведите машину и дайте ей поработать около 4-5 мин на холостом ходу, после 4-5 минутной работы заглушите автомобиль и долейте охлаждающую жидкости в расширительный бачок и радиатор до необходимого уровня.

Заменять охлаждающую жидкость, нужно только на холодном двигателе!

Жидкость очень токсична, поэтому заменять её только стоит на улице или же в хорошо проветриваемом помещении!

После того как пройдет около трех дней после замены, проверьте уровень жидкости, по возможности доведите его до необходимой нормы!

Охлаждающая жидкость регулирует в автомобиле много важных процессов. Например, она охлаждает мотор, она влияет на датчик температуры и его показатели (при нормальной работе указатель должен быть на низкой отметке). И для того чтобы поддерживать все эти процессы в норме, замена тосола ВАЗ 2106 должна производиться вовремя.

[ Скрыть ]

Применение охлаждающей жидкости

  1. Для поддержания нормальной температуры (датчик) в работе двигателя.
  2. Для поддержания низкой температуры (датчик) в КП.
  3. Для смазки водяного насоса, расположенного в моторе.
  4. Для обогрева салона в зимние холода.

Замена тосола или антифриза в авто ВАЗ 2106 должна производиться каждые 45 тыс. км или раз в два года, зависит от обстоятельств. Замена должна производиться потому что это вещество, как и многие другие, со временем теряет свои свойства и поддаётся коррозии. Для того чтобы избежать этого, нужно вовремя поменять его.

Как поменять ОЖ

Перед тем как заменить охлаждающую жидкость, нужно выяснить, как правильно заливать её, куда, какое количество необходимо и какой марки. Слив и залив этого вещества происходит в расширительном бачке, который находится в моторном отсеке с левой стороны от брызговика на кронштейне и закреплён хомутами.

Вам понадобится объём в 10 литров антифриза или тосола. Что лучше выбирать вам? По отзывам первый немного превышает показатели, также его продают в уже готовом виде, либо же его нужно развести в простой пропорции (50 на 50). Выбирайте качественную и надёжную марку.

Перед заменой не забудьте проверить указатель (датчик ) температуры. Он является первым критерием, который сигнализирует о незамедлительной замене. Если температура выше нормы, то приступайте к измерению уровня. Для этого:

  1. Отстегните резиновый ремень.
  2. Открутите пробку бачка и посмотрите на отметку (она должна быть выше на 3-4 мм, чем «мин»).

Если уровень ниже нормы, то пора приступить к замене.

Сливаем

Для начала убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты:


Если ваш двигатель остывший, то вы можете сразу же приступать к работе.

  1. Поставьте машину на ровную дорогу.
  2. Откройте капот и снимите крышку радиатора.
  3. Отверните пробку с бачка.
  4. Положите ёмкость для слива (такую, чтобы влезло количество не меньше 5л).
  5. Открутите болт, а также пробку радиатора. Теперь можно всё слить.

Заливаем

Если первая часть процедуры прошла успешно, то вы можете смело приступать ко второй.

  1. Закрутите болт.
  2. Залейте в радиатор нужное количество тосола или антифриза.
  3. Снимите шланг и пустите в него вещество, чтобы оно вытекло с другой стороны. Приподнимите бачок, вставьте шланг и влейте до конца.
  4. Включите двигатель до запуска вентилятора.
  5. Выключаем его и проверяем датчик и уровень.
  6. Закрутите теперь пробку радиатора и пробку бака. Закрутите крышку и закройте капот.

Готово, замена в машине ВАЗ 2106 выполнена успешно.


Почему течёт

Если в вашем авто ВАЗ 2106 начал уменьшаться уровень смазки, то большая вероятность того, что произошла утечка и прежде чем менять, нужно «залатать» место утечки. Найти его порой не очень легко. Попробуйте поискать в таких местах, как:

  • хомуты (возможно, что они плохо зажаты);
  • радиатор (механические повреждения);
  • помпа (износился насос);
  • утечка из под головки;
  • утечка в салон.

В некоторых случаях придётся заменить деталь, в других придётся всего лишь закрутить, заклеить и приварить, но бывают и такие случаи, когда дело требует серьёзного ремонта и придётся отвезти машину в сервис. Поэтому внимательно относитесь к своему автомобилю и следите за уровнем и температурой.

Видео «Сливаем ОЖ»

В данном видео показано как происходит слив охлаждающей жидкости на ВАЗ 2106.

Исправная система охлаждения имеет большое значение для беспроблемной работы двигателя любого автомобиля. ВАЗ 2106 не является исключением. Выход из строя одного или нескольких элементов системы может привести к перегреву двигателя и, как следствие, к дорогостоящему ремонту. Поэтому своевременное обслуживание и ремонт системы охлаждения является чрезвычайно актуальным.

Система охлаждения ВАЗ 2106

При движении любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2106, в рабочем режиме двигатель нагревается до 85–90˚С. Температура фиксируется датчиком, передающим сигналы на щиток приборов. Для предотвращения возможного перегрева силового агрегата предназначена система охлаждения, заполненная охлаждающей жидкостью (ОЖ). В качестве ОЖ используется тосол (антифриз), который циркулирует по внутренним каналам блока цилиндров и охлаждает его.

Назначение системы охлаждения

Отдельные элементы двигателя при работе довольно сильно нагреваются, и возникает необходимость отвода от них избыточного тепла. В рабочем режиме в цилиндре создаётся температура порядка 700–800 ˚С. Если тепло не отводить принудительно, может произойти заклинивание трущихся элементов, в частности, коленчатого вала. Для этого по рубашке охлаждения двигателя циркулирует тосол, температура которого снижается в основном радиаторе. Это позволяет эксплуатировать двигатель практически беспрерывно.

Параметры системы охлаждения

Основными характеристиками системы охлаждения являются тип и количество ОЖ, необходимые для бесперебойной работы двигателя, а также рабочее давление жидкости. Согласно инструкции по эксплуатации, система охлаждения ВАЗ 2106 рассчитана на 9,85 л антифриза. Поэтому при замене следует приобретать не менее 10 л ОЖ.

Работа двигателя предполагает расширение антифриза в охлаждающей системе. Для нормализации давления в крышке радиатора предусмотрены два клапана, работающие на впуск и выпуск. При повышении давления открывается выпускной клапан и избыток ОЖ поступает в расширительный бачок. При снижении температуры двигателя объем тосола уменьшается, создаётся разрежение, открывается впускной клапан и ОЖ поступает обратно в радиатор.

Это позволяет поддерживать нормальное давление ОЖ в системе при любых режимах работы двигателя.

Видео: давление в системе охлаждения

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2106

Система охлаждения ВАЗ 2106 состоит из следующих элементов:

  • радиатор;
  • пробка радиатора;
  • патрубки;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • водяной насос.

Выход любого элемента из строя приводит к замедлению или прекращению циркуляции ОЖ и нарушению теплового режима работы двигателя.

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106: 1 - шланг подвода ОЖ в радиатор отопителя; 2 - шланг отвода ОЖ из радиатора отопителя; 3 - кран отопителя; 4 - радиатор отопителя; 5 - трубка отвода ОЖ; 6 - шланг отвода ОЖ от впускной трубы; 7 - расширительный бачок; 8 - подводящий шланг радиатора; 9 - пробка радиатора; 10 - верхний бачок радиатора; 11 - трубка радиатора; 12 - электровентилятор; 13 - нижний бачок радиатора; 14 - отводящий шланг радиатора; 15 - помпа; 16 - шланг подачи ОЖ в насос; 17 - термостат; 18 - перепускной шланг термостата

Кроме перечисленных узлов и деталей, в состав системы охлаждения входят отопительный радиатор и кран печки. Первый предназначен для обогрева салона, а второй - для прекращения подачи ОЖ в радиатор печки в тёплое время года.

Радиатор системы охлаждения

В радиаторе охлаждается нагретый двигателем антифриз. Производитель устанавливал на ВАЗ 2106 радиаторы двух типов - медные и алюминиевые, состоящие из следующих частей:

  • верхний бачок;
  • нижний бачок;
  • соты охлаждения.

Верхний бачок оснащён заливной горловиной, в которой при работе двигателя накапливается горячий антифриз, прошедший один круг циркуляции. Из горловины ОЖ через соты радиатора переходит в нижний бачок, охлаждаясь с помощью вентилятора, а затем снова поступает в рубашку охлаждения силового агрегата.

В верхней и нижней части устройства имеются отводы для патрубков - два большого диаметра и один малого. Узкий шланг соединяет радиатор с расширительным бачком. В качестве клапана для регулировки потока ОЖ в системе используется термостат, с которым радиатор связан через широкий верхний патрубок. Термостат изменяет направление циркуляции антифриза - в радиатор или блок цилиндров.

Принудительная циркуляция ОЖ осуществляется с помощью водяного насоса (помпы), который под давлением направляет антифриз в специально предусмотренные в корпусе блока цилиндров двигателя каналы (рубашка охлаждения).

Неисправности радиатора

Любая неисправность радиатора приводит к повышению температуры ОЖ и, как следствие, к возможному перегреву двигателя. Основными неполадками являются утечка антифриза через трещины и пробоины, появившиеся в результате механических повреждений или коррозии, и внутреннее засорение трубок радиатора. В первом случае медный теплообменник восстанавливается довольно просто. Гораздо сложнее отремонтировать алюминиевый радиатор, так как на поверхности металла образуется оксидная плёнка, затрудняющая пайку и другие способы восстановления повреждённых участков. Поэтому алюминиевые теплообменники при появлении течи обычно сразу меняют на новые.

Вентилятор системы охлаждения

Вентилятор системы охлаждения ВАЗ 2106 может быть механическим и электромеханическим. Первый крепится на валу помпы четырьмя болтами через специальный фланец и приводится в действие с помощью ремня, соединяющего шкив коленчатого вала со шкивом помпы. Включение-выключение электромеханического вентилятора происходит при замыкании-размыкании контактов датчика температуры. Такой вентилятор смонтирован как одно целое с электродвигателем и присоединён к радиатору с помощью специальной рамки.

Если раньше питание вентилятора осуществлялось через температурный датчик, то сейчас оно подаётся через контакты датчика-выключателя. Моторчик вентилятора представляет собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он установлен в специальном кожухе, закреплённом на радиаторе системы охлаждения. В процессе эксплуатации моторчик не требует никакого обслуживания, а при выходе из строя подлежит замене.

Датчик включения вентилятора

Выход из строя датчика включения вентилятора (ДВВ) может привести к весьма серьёзным последствиям. При повышении температуры до критической вентилятор не включится, что, в свою очередь, приведёт к перегреву двигателя. Конструктивно ДВВ представляет собой терморезистор, замыкающий контакты вентилятора при повышении температуры ОЖ до 92±2°С и размыкающий их при снижении температуры до 87±2°С.

ДВВ ВАЗ 2106 отличается от датчиков ВАЗ 2108/09. Последние включаются при более высокой температуре. На это следует обращать внимание при покупке нового датчика.

ДВВ в автомобиле может располагаться:

  • снизу на левой стороне бачка латунного радиатора;
  • в нижней части правого бачка алюминиевого радиатора.

Электрическая схема включения вентилятора

Схема включения вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2106 состоит из:

  • электродвигателя;
  • реле;
  • предохранителя;
  • датчика;
  • кнопки включения.

Вывод включения вентилятора на отдельную кнопку

Целесообразность вывода включения вентилятора на отдельную кнопку в салоне обусловлена следующим. ДВВ может отказать в самый неподходящий момент (особенно в жаркую погоду), а с помощью новой кнопки появится возможность подать питание напрямую к вентилятору, минуя датчик, и избежать перегрева двигателя. Для этого необходимо в схему питания вентилятора включить дополнительное реле.

Для выполнения работ потребуются:

  • клеммы «папа» и «мама»;
  • изолента;
  • провода (7 м);
  • плоскогубцы;
  • отвёртки.

Кнопка включения вентилятора устанавливается в следующем порядке:

  1. Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Отсоединяем и откусываем одну из клемм датчика включения.
  3. Зажимаем в новую клемму штатный и новый провод и изолируем соединение с помощью изоленты.
  4. Прокладываем провод в салон через моторный отсек таким образом, чтобы он ничему не мешал. Сделать это можно как со стороны приборной панели, так и просверлив отверстие со стороны бардачка.
  5. Закрепляем реле около аккумулятора или в другом подходящем месте.
  6. Подготавливаем отверстие под кнопку. Место установки выбираем на своё усмотрение. Удобно выполнить монтаж на панели приборов.
  7. Монтируем и подключаем кнопку в соответствии со схемой.
  8. Подсоединяем клемму к аккумулятору, включаем зажигание и нажимаем на кнопку. Вентилятор должен начать работать.

Видео: принудительное включение вентилятора системы охлаждения кнопкой в салоне

Реализация такой схемы позволит включать вентилятор системы охлаждения независимо от температуры ОЖ.

Водяной насос

Помпа предназначена для обеспечения принудительной циркуляции ОЖ по системе охлаждения. При её выходе из строя движение антифриза по рубашке охлаждения прекратится, и двигатель начнёт перегреваться. Помпа ВАЗ 2106 представляет собой насос центробежного типа со стальной или пластиковой крыльчаткой, вращение которой с высокой скоростью заставляет ОЖ циркулировать.

Неисправности помпы

Помпа считается довольно надёжным узлом, но и она может выйти из строя. Её ресурс зависит как от качества самого изделия, так и от условий эксплуатации. Поломки помпы могут быть незначительными. Иногда для восстановления её работоспособности достаточно заменить сальник. В других случаях, например, при выходе из строя подшипника, потребуется заменить помпу целиком. В результате износа подшипника она может заклинить, и охлаждение двигателя прекратится. Продолжать движение в этом случае не рекомендуется.

Большинство владельцев ВАЗ 2106 при возникновении проблем с водяным насосом заменяют его на новый. Ремонт неисправной помпы, как правило, нецелесообразен.

Термостат

Термостат ВАЗ 2106 предназначен для регулировки температурного режима силового агрегата. На холодном двигателе ОЖ циркулирует по малому кругу, включающему в себя печку, рубашку охлаждения двигателя и помпу. При повышении температуры антифриза до 95˚С термостат открывает большой круг циркуляции, в который, кроме указанных элементов, входит радиатор охлаждения и расширительный бачок. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры и продлевает срок службы его узлов и деталей.

Неисправности термостата

Наиболее распространённые неисправности термостата:

  • клапан не открывается;
  • клапан полностью не закрывается.

Причиной возникновения первой ситуации обычно является заклинивание клапана. При этом указатель температуры заходит в красную зону, а радиатор системы охлаждения остаётся холодным. Продолжать движение с такой неисправностью не рекомендуется - перегрев может привести к повреждению прокладки ГБЦ, деформации самой головки или появлению в ней трещин. Если же возможность заменить термостат отсутствует, следует его снять на холодном двигателе и соединить патрубки напрямую. Этого будет достаточно, чтобы доехать до гаража или автосервиса.

Если клапан термостата не закрывается полностью, то, скорее всего, внутрь устройства попал мусор или какой-либо посторонний предмет. В этом случае температура радиатора будет такой же, как и корпус термостата, а салон будет прогреваться очень медленно. В результате двигатель не сможет достигать рабочей температуры, а износ его элементов ускорится. Термостат необходимо снять и осмотреть. Если он не засорён, следует заменить его на новый.

Расширительный бачок

Расширительный бачок предназначен для поступления расширяющейся при нагревании ОЖ и контроля её уровня. На ёмкость нанесены метки min и max, по которым можно судить об уровне антифриза и герметичности системы. Количество ОЖ в системе считается оптимальным, если её уровень в расширительном бачке на холодном двигателе находится на 30–40 мм выше отметки min.

Бачок закрывается крышкой с клапаном, который позволяет выравнивать давление в системе охлаждения. При расширении ОЖ из бачка через клапан наружу выходит какое-то количество пара, а при охлаждении через этот же клапан поступает воздух, не допуская разрежения.

Расположение расширительного бачка ВАЗ 2106

Расширительный бачок ВАЗ 2106 находится в моторном отсеке с левой стороны около ёмкости с жидкостью для омывания лобового стекла.

Принцип работы расширительного бачка

По мере прогрева двигателя объем ОЖ увеличивается. Избытки ОЖ поступает в специально отведённую для этого ёмкость. Это позволяет при расширении антифриза избежать разрушения элементов системы охлаждения. О расширении жидкости можно судить по меткам на корпусе расширительного бачка - на горячем двигателе её уровень будет выше, чем на холодном. При охлаждении двигателя, напротив, объём ОЖ уменьшается, и антифриз снова начинает поступать из бачка в радиатор системы охлаждения.

Патрубки системы охлаждения

Патрубки системы охлаждения предназначены для герметичного соединения её отдельных элементов и представляют собой шланги большого диаметра. На ВАЗ 2106 с их помощью соединяется основной радиатор с двигателем и термостатом и печка с системой охлаждения.

Типы патрубков

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять шланги на предмет утечки антифриза. Сами патрубки могут быть целыми, но из-за ослабления хомутов в местах соединений может появиться течь. Все патрубки со следами повреждений (трещины, разрывы) подлежат безусловной замене. Комплект патрубков для ВАЗ 2106 состоит из:

  • верхнего подводящего патрубка;
  • отводящего патрубка;
  • муфты соединения термостата и помпы;
  • перепускного шланга термостата.

Патрубки различаются в зависимости от типа установленного радиатора. Нижние отводы медного радиатора имеют отличную от алюминиевого форму. Патрубки изготавливаются из резины или силикона и для повышения надёжности и долговечности армируются металлической нитью. В отличие от резиновых, силиконовые имеют несколько армированных слоёв, но и стоимость их заметно выше. Выбор типа патрубков зависит лишь от пожеланий и возможностей автовладельца.

Замена патрубков

Если патрубки повреждены, их в любом случае необходимо заменить на новые. Меняют их и в процессе ремонта системы охлаждения и её элементов Заменить патрубки довольно просто. Все работы проводятся на остывшем двигателе при минимальном давлении ОЖ в системе. Крестообразной или плоской отвёрткой ослабляют крепящий хомут и сдвигают его в сторону. Затем, потянув или покрутив из стороны в сторону, снимают сам шланг.

Перед установкой новых шлангов очищают посадочные места и сами шланги от пыли и грязи. При необходимости меняют старые хомуты на новые. На отвод наносится герметик, затем на него надевается шланг и затягивается хомут.

Видео: замена патрубков системы охлаждения

Охлаждающая жидкость для ВАЗ 2106

Основное назначение антифриза - охлаждение двигателя. Кроме этого, по температуре ОЖ можно судить о состоянии двигателя. Для корректного выполнения этих задач антифриз необходимо своевременно обновлять.

Основные функции охлаждающей жидкости:

  • поддержание рабочей температуры двигателя;
  • подача тёплого воздуха в салон зимой;
  • смазка водяного насоса.

Выбор охлаждающей жидкости для ВАЗ 2106

Система охлаждения ВАЗ 2106 предполагает замену ОЖ через каждые 45 тыс. км пробега или один раз в два года. Это необходимо, так как антифриз в процессе эксплуатации утрачивает свои оригинальные свойства.

При выборе ОЖ следует учитывать год выпуска автомобиля.

Таблица: антифриз для ВАЗ 2106

Год Тип Цвет Срок эксплуатации Рекомендуемые производители
1976 TL синий 2 года
1977 TL синий 2 года AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1978 TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40
1979 TL синий 2 года Аляска А-40М, Felix, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1980 TL синий 2 года Prompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1981 TL синий 2 года Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1982 TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40
1983 TL синий 2 года Аляска А-40М, Sapfire, Anticongelante Gonher HD, Тосол-40
1984 TL синий 2 года Sapfire, Тосол-40, Аляска А-40М, AGA-L40
1985 TL синий 2 года Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Sapfire, Тосол-40
1986 TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, AGA-L40, Sapfire, Тосол-40
1987 TL синий 2 года Аляска А-40М, AGA-L40, Sapfire
1988 TL синий 2 года Felix, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1989 TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1990 TL синий 2 года Тосол-40, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Anticongelante Gonher HD
1991 G11 зелёный 3 года Glysantin G 48, Лукойл Экстра, Aral Extra, Mobil Extra, Zerex G, EVOX Extra, Genantin Super
1992 G11 зелёный 3 года Лукойл Экстра, Zerex G, Castrol NF, AWM, GlycoShell, Genantin Super
1993 G11 зелёный 3 года Glysantin G 48, Havoline AFC, Nalcool NF 48, Zerex G
1994 G11 зелёный 3 года Mobil Extra, Aral Extra, Nalcool NF 48, Лукойл Экстра, Castrol NF, GlycoShell
1995 G11 зелёный 3 года AWM, EVOX Extra, GlycoShell, Mobil Extra
1996 G11 зелёный 3 года Havoline AFC, Aral Extra, Mobil Extra, Castrol NF, AWM
1997 G11 зелёный 3 года Aral Extra, Genantin Super, G-Energy NF
1998 G12 красный 5 лет GlasElf, AWM, MOTUL Ultra, G-Energy, Freecor
1999 G12 красный 5 лет Castrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf
2000 G12 красный 5 лет Freecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра
2001 G12 красный 5 лет Лукойл Ультра, Motorcraft, Chevron, AWM
2002 G12 красный 5 лет MOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy
2003 G12 красный 5 лет Chevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf
2004 G12 красный 5 лет Chevron, G-Energy, Freecor
2005 G12 красный 5 лет Havoline, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, GlasElf
2006 G12 красный 5 лет Havoline, AWM, G-Energy

Слив охлаждающей жидкости

Слив ОЖ необходим при её замене или в процессе некоторых ремонтных работ. Сделать это довольно просто:

  1. На остывшем двигателе открываем крышку радиатора и пробку расширительного бачка.
  2. Подставляем подходящую ёмкость объёмом около 5 л под кран радиатора и откручиваем кран.
  3. Для полного слива ОЖ из системы подставляем ёмкость под сливное отверстие и откручиваем болт-пробку на двигателе.

Если необходимости в полном сливе нет, то последний пункт можно не выполнять.

Промывка системы охлаждения

Если слабо работает печка или вся система охлаждения функционирует с перебоями, можно попробовать её промыть. Некоторые автовладельцы считают эту процедуру весьма эффективной. Для промывки можно использовать специальные чистящие средства (MANNOL, HI-GEAR, LIQUI MOLY и т. п.) или ограничиться тем, что есть в наличии (например, раствором лимонной кислоты, средством для чистки сантехники «Крот» и др.).

Перед началом промывки народными средствами нужно слить из системы охлаждения антифриз и заполнить её водой. Затем необходимо завести двигатель, дать ему некоторое время поработать и снова слить жидкость - это удалит мусор и примеси. Если система периодически чистится и загрязнена незначительно, то промыть её можно чистой водой без добавления специальных средств.

Рекомендуется отдельно промывать радиатор и рубашку охлаждения двигателя. При промывке радиатора снимается нижний патрубок и на отвод надевается шланг с проточной водой, которая начнёт вытекать сверху. В рубашку охлаждения, напротив, вода подаётся через верхний патрубок, а отводится через нижний. Промывку продолжают до тех пор, пока из радиатора не начнёт вытекать чистая вода.

Для удаления из системы накопившейся накипи можно использовать лимонную кислоту из расчёта 5 пакетиков по 30 гр на всю систему охлаждения. Кислота растворяется в кипятке, а раствор разбавляется уже в системе охлаждения. После этого двигателю нужно дать поработать на повышенных оборотах или просто проехаться, контролируя температуру ОЖ. После слива раствора кислоты систему промывают чистой водой и заполняют ОЖ. Несмотря на дешевизну, лимонная кислота довольно эффективно очищает систему охлаждения. Если же кислота с загрязнениями не справилась, придётся использовать дорогостоящие фирменные средства.

Видео: промывка системы охлаждения ВАЗ 2106

Заливка охлаждающей жидкости в систему

Перед заливкой антифриза нужно закрыть кран радиатора системы охлаждения и закрутить болт-пробку на блоке цилиндров. ОЖ заливается сначала в радиатор по нижнюю кромку горловины, а затем - в расширительный бачок. Чтобы в системе охлаждения не начали образовываться пузырьки воздуха, жидкость заливается тонкой струёй. При этом рекомендуется приподнять расширительный бачок выше двигателя. В процессе заливки нужно убедиться, что ОЖ дошла до края без воздуха. После этого закрывают пробку радиатора и проверяют уровень жидкости в бачке. Затем запускают двигатель, прогревают его и проверяют работу печки. Если печка работает нормально, то воздух в системе отсутствует - работа выполнена качественно.

Система отопления салона ВАЗ 2106

Система отопления салона ВАЗ 2106 состоит из следующих элементов:

  • радиатор печки;
  • кран печки;
  • электродвигатель вентилятора печки;
  • система заслонок и воздуховодов.

С помощью печки в зимнее время в салоне автомобиля создаётся и поддерживается комфортный микроклимат. Горячая ОЖ проходит через радиатор печки и нагревает его. Радиатор обдувается вентилятором, воздух с улицы нагревается и через систему воздуховодов поступает в салон. Интенсивность воздушных потоков регулируется с помощью заслонок и изменением скорости вращения вентилятора. Печка может работать в двух режимах - с максимальной и минимальной мощностью. В тёплое время года можно перекрыть подачу ОЖ в радиатор печки с помощью крана.

Схема печки ВАЗ 2106: 1 - дефлектор; 2 - воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 - крышка воздухопритока; 4 - радиатор; 5 - кожух радиатора; 6 - тяга крана отопителя; 7 - отводная трубка; 8 - подводная трубка; 9 - кран отопителя; 10 - воздухораспределительная крышка; 11 - электродвигатель вентилятора отопителя; 12 - крыльчатка вентилятора; 13 - добавочный резистор; 14 - воздуховод внутренней вентиляции; 15 - рычаг воздухораспределительной крышки; 16 - кронштейн рычагов управления; 17 - рукоятка управления крышкой воздухопритока; 18 - рукоятка управления краном отопителя; 19 - тяга крышки воздухопритока

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Указатель температуры ОЖ на ВАЗ 2106 получает информацию от датчика температуры, установленного в ГБЦ. Перемещение стрелки в красную зону свидетельствует о проблемах в системе охлаждения и о необходимости устранения этих проблем. Если стрелка прибора постоянно находится в красной зоне (например, при включённом зажигании), то вышел из строя датчик температуры. Неисправность этого датчика может привести и к тому, что стрелка прибора застынет в начале шкалы и не будет перемещаться по мере нагрева двигателя. В обоих случаях датчик следует заменить.

Тюнинг системы охлаждения ВАЗ 2106

Некоторые владельцы ВАЗ 2106 предпринимают попытки доработать систему охлаждения, внося изменения в штатную конструкцию. Так, если автомобиль оборудован механическим вентилятором, при длительных простоях в городских пробках ОЖ начинает кипеть. Эта проблема характерна для автомобилей, оснащённых обычным механическим вентилятором. Проблема решается установкой крыльчатки с большим количеством лопастей или заменой вентилятора на электрический.

Другим вариантом повышения эффективности системы охлаждения ВАЗ 2106 является установка радиатора от ВАЗ 2121 с большей площадью теплообмена. Кроме этого, можно ускорить циркуляцию ОЖ в системе за счёт установки дополнительной электропомпы. Это положительно отразится не только на обогреве салона зимой, но и на охлаждении антифриза в жаркие летние дни.

Таким образом, система охлаждения ВАЗ 2106 устроена довольно просто. Любые её неисправности могут привести к печальным для владельца последствиям, вплоть до капитального ремонта двигателя. Однако большую часть работ по диагностике, ремонту и обслуживанию системы охлаждения сможет выполнить даже начинающий автолюбитель.