Откуда появилось название нива. История происхождения названия автомобиля "жигули"

Название автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» не имеет отношения к засеянным полям. Оно получилось сложением первых букв имён детей главных конструкторов: у одного были дочери Наталья и Ирина, а у другого — сыновья Вадим и Андрей. Многолетняя история российского внедорожника Нива Несколько дней назад с конвейера «АвтоВАЗа» сошел двухмиллионный экземпляр трехдверного внедорожника Lada 4x4, более известный россиянам под прежним названием «Нива».

Случай этот можно назвать почти исключительным, ведь за 36 лет производства автомобиль ни разу не поменял свой внешний вид: «Нива» продолжает взирать на мир большими «глазами»-фарами, удивленно приподняв «брови» поворотников.

Исключительности добавляет и тот факт, что в нынешнем своем облике автомобиль просуществует как минимум до 2016 года. Затем на смену модели должен прийти новый внедорожник «АвтоВАЗа», который, по словам президента компании Игоря Комарова, «станет достойным продолжением легенды». Впрочем, уже в этом году Lada 4x4 ждет очередной этап модернизации. В частности, машину начнут красить металлизированными эмалями, все стекла станут теплопоглощающими или атермальными, омыватель ветрового стекла будет оснащен двухточечными форсунками. В своеобразный день рождения «Нивы» хочется вспомнить, как создавался тольяттинский «вездеход», ставший первым доступным джипом в СССР и удостоившийся всемирного признания. Ведь даже сейчас «Нива» остается самым экспортируемым отечественным автомобилем.

В прошлом году завод отправил за границу более десяти тысяч внедорожников! Более того, в Германии несколько месяцев назад появилась специальная серия Lada 4х4. Покупателям предлагают трехлетнюю гарантию и сервис помощи при поломке на дороге на такой же срок, а также дополнительную защиту кузова от сколов и царапин. В целом, на выбор немцам предлагают больше версий 4x4, чем россиянам. В Германии можно приобрести модель со снегоуборочным ковшом спереди или со специальным отсеком для дичи в багажнике. Но вернемся в 1970 год. Именно тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и «АвтоВАЗ» создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.

Спустя пару лет конструкторы и дизайнеры АЗЛК представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2150», однако в серийное производство машина не пошла. Называются разные причины, но так или иначе автомобиль являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным джипом. В итоге в 1974 году в решающей схватке на государственных испытаниях сошлись ИЖ-14 и

«Нива».

Впрочем, конкурентов у ИЖа могло и не оказаться, ведь изначально спроектированная «Нива» выглядела весьма удручающе и даже среди вазовцев получила шутливое название - «крокодил». Страшненький тентованный автомобиль ВАЗ-Э2121 являл собой по сути шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году стараниями дизайнера Валерия Семушкина. Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор, а ныне ведущий инженер-конструктор Петр Прусов: «По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация.

При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант… То есть, все склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно - в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась - не в деталях, конечно). Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).

ВАЗ-Э2121 «крокодил» И я пошел к Соловьеву (главный конструктор ВАЗа - прим. «СП») и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта. На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Скмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести еще не успели и в сравнении он явно проигрывал. Но Соловьев посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел еще раз все взвесить. К техсовету были подготовлены оба варианта.

И как только совет начался, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел сначала к открытому макету: «Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так - накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным». И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила! Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились, и далее работа шла в соответствии с принятым направлением». Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина, который в интервью рассказывал о своей симпатии к малолитражке FIAT-127. Сложно сказать наверняка, отталкивался ли художник при создании «Нивы» от этого автомобиля, но при большом желании сходство между ними найти можно.

Итак, в 1974 году комиссии предстояло сделать нелегкий выбор - «Нива» или ИЖ-14? Однако, как это зачастую бывало в Стране Советов, настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на полигонах, заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ижевского внедорожника на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства…

В 1977 году ВАЗ-2121 встает на конвейер и попадает в продажу. Цена - 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». Колхозники и труженики села покупать новый автомобиль не спешили: и цена кусалась, да и выбор был не велик, так как 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло. Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов: «...Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала... погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы.

Первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 Конечно, экспортная «Нива» разительно отличалась от советского варианта. В зависимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», панорамные зеркала, винилы на дверях и крыше, задний дворник (на первых наших авто их не было), пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон, срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера... В Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х - вообще нормальное явление. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой «Ладе» нет равных, показывает - русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу...»

«Нива» на дорогах Германии Популярности «Ниве» добавляли и успехи в автоспорте. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж - Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки - «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а еще через год в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

В условиях серьезного спроса на автомобиль было бы логичным задуматься о выпуске нового поколения внедорожника. И это было сделано, однако дальше изготовления макета дело не пошло. Пожалуй, самый современный дизайн имел «концепт» 1987 года, впрочем, СССР уже начинал разваливаться и дизайнеры стали осознавать, что работают «в стол».

Проект «Нивы» образца 1987 года За свою долгую конвейерную жизнь «Нива» заметно модернизировалась лишь дважды - в 1994 и 2009 годах. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать - в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных задних фонарей, а в ходе второй подретушировали «шестерочные» поворотники. В 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю вовсе исчезло из прайс-листов: теперь модель называется просто «4x4». На сегодняшний день Lada 4х4 продается в России с трех- и пятидверным кузовом.

Модель оснащается единственной 83-сильной бензиновой «четверкой». Начальная стоимость пятидверки составляет 386 тысяч рублей, трехдверки - 345 тысяч 700 рублей. По итогам прошлого года внедорожник разошелся тиражом 54 тысячи 656 экземпляров, что стало пятым результатом среди всех моделей «АвтоВАЗа». Вместо эпилога За тридцать с лишним лет «Нива» послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу Рекордов Гиннеса. Ниже подборка из самых заметных модификаций.

Главный экспортозаместитель и любимец и горожан, и дачников, и колхозников отмечает юбилей

Фото: Первый автомобиль модели ВАЗ-2121 сходит с конвейера Волжского автомобильного завода, 1977 год. Фото: Юрий Белозеров / ТАСС

5 апреля ВАЗ 2121 «Нива» празднует юбилей. Первый экземпляр сошел с конвейра Волжского автозавода 40 лет назад в 1977 году. «Нива» стала самым успешным экспортным продуктом в истории отечественного автопрома, ее создатель Петр Прусов, главный конструктор АВТОВАЗа чуть-чуть не дожил до юбилея своего детища, он скончался 20 марта на 76-м году жизни. «Реальное время» об экспериментах Прусова с новыми видами топлива, в честь кого названа «Нива и какую роль первый советский внедорожник сыграл в развитии мирового автопрома.

Мыслил со скоростью света

Петр Прусов родился в Белорусской глубинке, коллеги и друзья отзывались о нем как об уникальном добряке, чудаке и фантазере. Так и не выветрив в себе провинциальную лексику, он никогда не стремился стать светским львом.

Вначале своеобразная манера говорить могла отталкивать, а потом, становилось понятно, что необычная лексика, спотыкающаяся речь - это от того что его мысли опережают слова. В его голове было сто вариантов решения любой технической проблемы, а сказать о них оказывалось сложнее. Потому что мысль летит со скоростью света, а звук - все-таки со скоростью звука, - вспоминает Прусова главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Сам Петр Прусов в интервью СМИ рассказывал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей - Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева: Вадима и Андрея.

Одна из главных заслуг Прусова, если говорить о работе на АВТОВАЗе, это «Нива». Фото nn.by

«Нива» - это от бедности

Одна из главных заслуг Прусова, если говорить о работе на АВТОВАЗе (а он только на АВТОВАЗе работал), то это «Нива». «Нива» - это от бедности. Изначально целевая аудитория автомобиля - колхозы.

Стране в то время требовался сельский внедорожник. Кроме того, автомобиль должен быть предельно дешевым, а значит о принципиально новых разработках, узлов и тем паче агрегатов - речи быть не могло. Есть основа, на которой построены «Жигули» «копейка», и Прусов с коллегами начал смотреть, что есть в распоряжении завода и как из этого можно смастерить. И когда начали компоновать автомобиль, действительно несколько очень остроумных решений было найдено - по работе подвески, организации трансмиссии. И вне всякого сомнения заслуга Петра Михайловича, прежде всего как конструктора-фантазера, была серьезной.

Эксперименты с водородом

Тогда конструкторы и не только они были очень ограничены в доступе к зарубежным технологиям, не говоря о готовых продуктах, и это все способствовало тому, что российская конструкторская автомобильная школа была самодостаточная. Ее люди настолько хорошо знали предмет и настолько хорошо мыслили, что могли делать уникальные вещи, потому что не были порабощены западными трендами.

Здесь была самостоятельная школа высочайшего уровня. Такие мастодонты, как главный конструктор АВТОВАЗа Петр Прусов, а до него главным конструктором был Георгий Мирзоев, это были профессионалы не то что мирового, а космического уровня. Они знали все - хочешь разработают автомобиль, паровоз, ракету… Они знали как устроен мир, а не только как из двух покупных деталей собрать конструкцию.

Первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» на конвейере, 1977 год. Фото am49.ru

Были у Петра Прусова идеи по поводу использования в качестве топлива водород и использования в двигателе процесса сгорания, связанного с плазмой. Он пробивал лаборатории, были исследования и были построены автомобили на основе топливных элементов, когда электричество вырабатывалось на борту путем окисления водорода. Были серьезные эксперименты с электромобилем.

Вопрос в том востребовано это было государством или нет, а то что были мозги, знания, люди, которые все это могли реализовать на основе нескольких ключевых законов физики, что отличало эту плеяду конструкторов, - говорит главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Единственный продукт, который заинтересовал запад

«Нива» была самым успешным экспортным продуктом и в Южной Европе - это была самая популярная модель АВТОВАЗа. В середине 1990-х годов валютный доход страны на 10% был обеспечен работой АВТОВАЗа. И с точки зрения валютных поступлений огромную роль сыграла «Нива».

Дешевый неприхотливый внедорожник - первенец своего жанра с несущим кузовом, что означало комфорт, хорошее поведение на дороге. По большому счету, это был единственный за всю историю автопрома, прорывной продукт, который заинтересовал западного иностранного покупателя. Причем не только ценой, которая, конечно, является главным фактором для потребителя, но и всем остальным.

Дешевый неприхотливый внедорожник - первенец своего жанра с несущим кузовом, что означало комфорт, хорошее поведение на дороге. Фото wheelsage.org

Прототип для Suzuki Vitara и путь к Shevrolet Niva

После того как появилась «Нива» уже и японские, и некоторые европейские производители поняли, что недорогой компактный внедорожник - это перспективная ниша и потянулись, конечно, со своими технологиями и масштабами.

На смену «Ниве» 2121, пришла та, которую потом назовут «шеви». Она была разработана на АВТОВАЗе, потом General Motors доводил ее до ума. У АВТОВАЗа не было ни денег, ни достаточных технологий. Грустная история началась с того, когда Владимир Каданников, (гендиректор АВТОВАЗа в 1988-2005 годах, - прим. ред. ), принял решение уступить GM права на название автомобиля. И это тоже был самый популярный в России автомобильный бренд.

Дарья Турцева

Мало кто знает, что отечественная «Нива» стала, по сути, первым кроссовером в мире

40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». Машине «для села» суждено было стать первым кроссовером в мире и единственным советским автомобилем, внесшим неоценимый вклад в развитие международного автопрома. Мы собрали самые интересные факты из биографии «именинницы».

1. Еще в начале 70-х по распоряжению председателя Совмина СССР Алексея Косыгина конструкторы стали модифицировать «Жигули» для езды по бездорожью. Изначально планировалось кое-что изменить, но в процессе было решено сделать принципиально новую машину. «Нива» появилась за три года до выхода первой полноприводной Audi. Появление первого по сути кроссовера стало новым этапом в мировом развитии джипов.

2. Работа над созданием народного автомобиля продолжалась в течение семи лет. Первый неказистый экземпляр 1972 года назвали «Крокодилом», но убедились в перспективности новой конструкции.

3. Сбор первых 50 экспериментальных «Нив» в феврале 1976 года приурочили к XXV съезду КПСС. Конструкторы АвтоВАЗа разрушили все мировые стереотипы о джипах - у машины был жесткий, но комфортабельный металлический кузов, неотключаемый полный привод и независимая подвеска. Опытная партия прошла жесткие испытания на бездорожье и в пустыне Средней Азии, горах Урала и Кавказа, северных районах страны.

4. Машину назвали в честь детей ее создателей. Свое имя «Нива» получила благодаря сложению первых букв имен дочерей начальника конструкторского бюро Петра Прусова - Наташи и Иры - и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва - Вадима и Андрея.

5. Стоила первая «Нива» прилично - 9 тысяч рублей, на 600 рублей дешевле представительской «Волги». Но «достать» автомобиль было практически невозможно: 80% «Нив» экспортировали, а остальные 20% автоматически становились дефицитом.

6. Экспортный вариант «Нивы» был не похож на отечественный образец.

В ярких машинах с высокой крышей, молдингами, литыми дугами и дисками, евробагажниками, складными задними и анатомическими передними сиденьями, панорамными зеркалами, задними дворниками, люком, специальной решеткой радиатора и каркасами безопасности автомобилисты СССР и не узнали бы родную сельскую простушку.

О выносливости конструкции советского внедорожника за границей ходили легенды. В странах Восточной Европы ее можно было купить строго в порядке очереди, а в Бельгии или Великобритании только по предварительной записи, и ее стоимость доходила до 16 тысяч в рублевом эквиваленте.

7. Тольяттинский внедорожник до сих пор является единственной российской машиной, продаваемой в Японии. В годы перестройки конструктор проекта «ВАЗ-2121» Прусов получил в подарок от конструкторов «Сузуки Витара» рекламный проспект с подписью «Крестному отцу». Успешные продажи кроссовера в ста странах мира и его сборка в шести из них - Эквадоре, Канаде, Греции, Бразилии, Чили и Панаме - стали лучшей рекламой советского автопрома.

8. «Нива» поставила несколько высокогорных рекордов и трижды покорила Северный полюс. В 1998 году ее сбросили с вертолета на макушке Земли, после чего она завелась и довезла исследователей до пункта назначения. На рубеже веков снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» два раза проехал по Северному полюсу. В 90-х внедорожник обычной комплектации за 15 лет в Антарктиде наездила 11800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 С.