Отказали тормоза, причины и что делать. Педаль не нажимается — что делать, если пропали тормоза? Осмотрись что делать если отказали тормоза

Вождение автомобиля требует собранности, внимательности, и конечно, быстрое принятие правильных решений в экстренных ситуациях. Машина как средство повышенной опасности несёт в себе определённые угрозы для окружающих, так и непосредственно самого водителя.

Самое страшное, что может случиться с автомобилем – это когда отказывают тормоза. Водитель только тогда понимает всю свою беспомощность в этой ситуации. Автомобиль несётся на всех порах и его нельзя остановить. Самые страшные ДТП со смертельным исходом происходят, в том числе и по вине отказавших тормозов.

Причины отказа тормозов

Поддержание машины в исправном и работоспособном состоянии святая обязанность водителя. Эксплуатация неисправной машины является бомбой замедленного действия, которая может детонировать в любой самый неподходящий момент.

Можно выделить следующие наиболее распространённые причины отказа тормозной системы:

1.Механическое повреждение

Нарушение целостности шлангов тормозной системы чревато утечкой тормозной жидкости

2. Несвоевременная замена

Несоблюдение приводит к утере ею своих эксплуатационных и качественных характеристик

3.Некачественная тормозная жидкость

Приобретение контрафактной продукции очень часто сопровождается отказом тормозов машины. Тормозная жидкость низкого качества очень агрессивна и начинает в буквальном смысле разъедать все резинотехнические элементы системы.

Ситуация когда отказали тормоза для большей части водителей является полной неожиданность и буквально парализует их действия. При этом драгоценные секунды, продолжают неминуемо уходить приближая катастрофу.

Спокойствие, хладнокровие и чёткие действия помогут предотвратить трагедию при отказе тормозов автомобиля. Паника и необдуманные действия только усугубят и так непростую ситуация. Нужно помнить, что на принятие правильного решения будут отмерены секунды.

Если отказали тормоза необходимо соблюдать последовательность действий:

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Несколько раз до упора нажать на педаль тормоза
  3. Переключиться на низкую скорость передачи
  4. Затянуть ручник (стояночный тормоз)
  5. Выключить двигатель и включить первую передачу.

Все манипуляции необходимо выполнять как можно быстрее. Не стоит забывать, что все действия приведут к повреждению отдельных узлов автомобиля и могут потребовать дорогостоящего ремонта. В любом случае всё это мелочи, если принимать во внимание спасённые человеческие жизни.

Затягивать нужно плавно, так как резкое движение может привести к заносу машины и её опрокидыванию. Если все вышеперечисленные действия не принесли желаемого результата, то можно воспользоваться тактикой аварийного торможения.

Необходимо максимально замедлить автомобиль и под косым углом постараться уйти в кювет.

Не нужно выбирать крутые кюветы во избежание опрокидывания. Это идеальный вариант в зимнее время когда сугробы могут значительно смягчить последствия удара.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах.

Отказ тормозов является чрезвычайно опасным случаем, потому что он может произойти неожиданно, на большой скорости, вблизи скопления людей и так далее. При этом у водителя для оценки ситуации, принятия каких-либо решений и действия остается очень мало времени. Чаще всего причиной аварийного отказа тормозной системы становится обрыв тормозных шлангов или трубопроводов.

Кроме того, этот обрыв сопровождается падением давления воздуха или уровня жидкости в системе. Практически во всех современных автомобилях при такой ситуации зажигается специальная сигнальная лампа на приборной панели.

Многие автомобили, производящиеся сегодня, имеют по осям раздельную систему торможения. Но в нашей стране встречаются транспортные средства, оснащенные одноконтурной системой привода тормозов. Если при эксплуатации таких автомобилей произойдет разрыв одного из нескольких трубопроводов, то это неизбежно приведет к полному отключению всей рабочей системы тормозов.

Если вы хотите, чтобы ваша тормозная система всегда работала безотказно, покупайте качественную тормозную жидкость. Но, как известно, купить качественный товар в России становится все сложнее - очень много на рынке подделок. При использовании поддельной тормозной жидкости система тормозов вашего автомобиля может выйти из строя всего за неделю.

Бывают и такие случаи, когда тормозная система в отличном состоянии, а остановиться при помощи педали тормоза никак не удается. Данные ситуации могут показаться смешными, вот только водителю в этот момент чаще всего не до смеха.

Однажды один владелец обыкновенных "Жигулей" прямо среди бела дня и на глазах многочисленных прохожих (среди которых, кстати, был и сотрудник местной милиции) на большой скорости врезался в осветительный столб. Причина этого происшествия оказалась банальной. Оказалось, водитель перед этим заехал на рынок и купил пару кабачков, которые были уложены на заднее сиденье. Во время движения по городской улице некоторые кабачки упали на пол, а один из них закатился под педаль торможения... Такое может произойти с бутылками, тапочками и так далее.

Но когда ты едешь на высокой скорости и вдруг обнаруживаешь, что отказали тормоза, задумываться о причинах нет времени. Нужно действовать! Самое главное в подобной ситуации (да и вообще, в любой другой) - это не паниковать.

Самое первое , что необходимо предпринять водителю автомобиля, - "растянуть" время, воспользовавшись маневрированием и объездом препятствий. Терять самообладание категорически запрещено! Все нужно сделать за какие-то несколько секунд: оценить обстановку, определить последовательность своих действий и включить аварийную сигнализацию. Хорошо, когда есть резерв времени.

В этом случае можно остановить автомобиль с помощью двигателя , быстро переключаясь на более низкие передачи. Делать это необходимо последовательно. Попытки переключиться с пятой скорости сразу на первую могут просто отнять у вас такое драгоценной время. Есть и другой вариант - торможение стояночным тормозом .

Лучше не делать этого слишком резко, колеса необходимо удерживать в прямом положении. Но нужно помнить, что при резком включении стояночного тормоза может произойти обрыв его деталей. Чаще всего это происходит по причине пикового возрастания нагрузки при высоких скоростях движения. Рекомендовать такое включение можно только в ситуациях, требующих быстрого (хотя и кратковременного) снижения скорости для того, чтобы избежать наезда на пешеходов или столкновения с какой-либо преградой.

Помочь в осуществлении торможения могут и рыхлая обочина, сугробы, бордюрные камни. Если есть специальные навыки, то можно и затормозить с помощью бокового скольжения . В некоторых, чрезвычайно опасных случаях для остановки автомобиля можно использовать и препятствия . Не такие, конечно, как столб или ближайший припаркованный автомобиль, а что-то мене е опасное: не очень глубокий кювет (только если за ним есть ровное пространство), молодые лесопосадки, различные кусты и тому подобное.

Бывают и такие ситуации, когда при неисправности тормозного цилиндра в момент нажатия педаль тормоза проваливается до самого пола кабины автомобиля, а обратно не возвращается. В этом случае (особенно если у вас в запасе есть некоторое количество времени) необходимо работоспособность педали восстановить. Для этого нужно поднять ее в исходное положение, а затем, сильным и резким ударом, нажать.

Чаще всего после такой процедуры тормоза возобновляют свою работу. Ну а если это не помогло, нужно действовать в соответствии с описаниями выше.

Иногда избежать тяжелых последствий может помочь только съезд с дороги. Для того, чтобы избежать опрокидывание автомобиля, съезжать с загородной дороги (если, конечно, есть неглубокий кювет) необходимо под углом, который наиболее близок к 90 градусам относительно кювета.

Если вы бережете себя и своих пассажиров, исключите из собственной практики вождение машины "накатом" (особенно зимой). Не думайте, что таким способом вы добьетесь экономии ресурса двигателя и топлива. Вы просто увеличите риск попадания в опасную ситуацию.

Бывали и такие случаи, когда тормоза отказывали на затяжных спусках. Когда автомобиль на спуске движется со скоростью тридцати-сорока километров в час при уклоне шесть процентов и с отключенной от двигателя трансмиссией, он может разогнаться до шестидесяти-семидесяти километров в час. В этом случае просто необходимо сразу переключить передачу, переходя с самой высокой постепенно на самую низкую. Ну а если они не включаются, необходимо использовать перегазовку, которая нужна для синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии. Но не стоит забывать о том, что из-за перегазовки эффективность торможения при помощи двигателя снижается .

Практически на всех дорогах в горах или возле некоторых затяжных спусков есть специально оборудованные улавливатели , необходимые для эффективного гашения скорости. Для того чтобы извлечь пользу из данного улавливателя (представляет собой дорогу вверх), нужно при отказе тормозной системы его достичь, а когда скорость практически сравняется с нулем, поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не покатился обратно вниз, а затем включить заднюю или первую передачу и обязательно стояночный тормоз.

В крайнем случае, для остановки своего автомобиля можно использовать впереди идущий грузовик. Можно попытаться наехать на него сзади (только в тех случаях, когда разница в скоростях незначительна) или зацепиться за бок. Затем необходимо подать водителю грузового автомобиля сигнал об остановке.

Если отказ тормозной системы застал вас при движении на пересеченной местности, следует включить минимальные передачи и любым путем (например, по откосу кювета или по обочине) доехать до ближайшего подъема. После этого действовать надо так же, как и на горной дороге в улавливателе.

А что говорит статистика? Она говорит, что аварии, причиной которых является отказ тормозной системы или некоторых деталей автомобиля, случаются сравнительно редко. Но, несомненно, такие происшествия на наших дорогах случаются гораздо чаще. Происходит это потому, что когда авария вызвана сразу несколькими причинами (особенно если имели место грубые нарушения Правил дорожного движения), неисправности тормозной системы фиксируются лишь как сопутствующие.

Помните о том, что дорожно-транспортные происшествия по причине неисправности автомобиля приводят к более тяжелым последствиям, чем аварии по вине водителя.

Водитель неисправной машины должен действовать как можно быстрее (особенно если есть пассажиры). Уверенность действий может обеспечить лишь понимание его влияния на автомобиль и умение безопасно выйти из такого положения.

В виде заключения хочется предоставить один простой совет - как можно чаще проверяйте состояние тормозной системы собственного автомобиля . В особенности это касается таких компонентов, как, например, трубки и шланги, обрыв которых может заставить выполнять все описанные выше действия.

Залогом безопасности может стать выработанная привычка нажатия при каждом затяжном спуске на педаль тормоза для уверенности в том, что тормозная система находится в отличном состоянии. И не экономьте, пожалуйста, на тормозной жидкости, а кабачки перевозите только в багажнике!

Бывают на дороге ситуации, которые выходят из-под вашего контроля. Например, знаете ли вы, что делать, если отказали тормоза? Мало кто из водителей может справиться с этой проблемой. Всё заканчивается аварией - ведь это очень серьёзная неприятность.

Основные требования

Не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что на сегодняшний день уже придумали способ избежать столкновения. В первую очередь ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Нужно собрать свою волю в кулак и собраться с мыслями. Следует понимать, что всегда есть альтернативный метод торможения. Автомобили бывают разные, поэтому тот способ, который подойдёт одному, для другого окажется смертельным. Но мы рассмотрим абсолютно все варианты экстренного торможения.

В том случае, если вы являетесь счастливым обладателем современной модели, вы должны знать, что тормозная система в таких авто двухконтурная. Поэтому если педаль тормоза до упора упёрлась в стенку, а реакции никакой не происходит, не расстраивайтесь! Возможно, не сработала одна сторона, а вторая ещё не подключилась. Нужно немного подождать, не отпуская педали. Если через несколько минут автомобиль так и не остановился, попробуйте резким движением отпустить и также нажать. Проделайте так несколько раз. Должно сработать. Здесь происходит то же самое, что при накачивании колеса: сначала эффект нулевой, но по мере качания воздух поступает в шину с большим напором. Так и в вашем случае - необходимо в гидроприводной системе тормоза просто восстановить давление. Достаточно будет шесть - семь качков.

Но , если отказали тормоза полностью? И тут есть выход: вам поможет и способ торможения двигателем. При этом учтите, что при скорости свыше пятидесяти километров тормозить ручником категорически запрещается, иначе вашу машину может сильно занести. В принципе, вы можете попробовать этот метод, но тогда при нажиме на ручник применяйте и кнопку «трещотки». Только обязательно выведите транспорт на ровную дорогу.

Двигателем вы затормозите машину путём последовательного переключения на более низкие передачи. Для того чтобы сократить время нерабочего состояния, нужно быстро отпустить педаль сцепления. В тот момент, когда обороты двигателя начнут снижаться, переключите передачу снова вниз. Обороты будут снижаться наряду со скоростью, полную остановку производите ручником.

Опасно-безопасный способ

Если у вас ничего не получается с техническими средствами, то что делать, если отказали тормоза в полной мере? Многие считают, что экстренное торможение при помощи удара сзади о другую машину - самое эффективное решение. Причём машина должна быть только грузовая.

Некоторые советуют осмотреть состояние обочины и, если есть возможность, лучше съехать на нейтральную территорию, где нет и другого автотранспорта. Конечно, если есть пустующая поляна. В зимнее время оптимальный вариант, без риска для жизни, въехать в сугроб.

В том случае, когда ситуация из ряда вон выходящая, дабы не было лобового столкновения, намного предпочтительнее врезаться в дерево или даже перевернуть свою машину. Этим вы обезопасите жизни других людей. При подобной возникшей ситуации следует в первую очередь задуматься о здоровье и жизни, нежели о машине.

Кстати, существует уникальнейший способ притормозить машину аэродинамическим методом, то есть вы открываете все двери (естественно, если позволяет ситуация) и, таким образом, создаётся сильное сопротивление воздуху.

Ещё один довольно-таки неплохой метод: вы можете тормозить путём трения. Это могут быть стоящие у обочины автомобили или бордюр, здания и так далее. Помните, что машина - это всего лишь груда металлолома по сравнению с жизнью. Но это всё неоправданный риск.

В такой непредвиденной ситуации существуют ещё варианты, как тормозить, если отказали тормоза. Можно воспользоваться советами бывалых и попробовать затормозить при помощи газа. Для этого вам необходимо нажать на газ и включить заднюю передачу. Так как в ведущих колёсах пойдёт обратное вращение, автотранспорт должен немедленно остановиться и даже может . Этот метод тормоза является действенным только в том случае, если у вас достаточно мощный двигатель.

Если движок слабоват для тормоза, испробуйте последовательное переключение передач. Для начала нажмите на сцепление, переключите коробку передач на более низкую, затем сразу жмите на газ. За счёт увеличения частоты вращения переключиться вы сможете без рывка, который представляет опасность на скорости. В следующем действии просто отпустите сцепление. Так повторите раза три.

Если ваша машина имеет ручную коробку, тогда полностью выключите зажигание, а сцепление не выжимайте. Конечно, торможение будет резким и в дальнейшем это скажется на двигателе, но зато эффективным.

При нужно выключить двигатель таким образом, чтобы зажигание не дошло до упора, иначе у вас произойдёт автоматическое отключение рулевой системы. Если вы не пожалеете свою коробку передач, просто переведите её в режим паркинга. Бывают «автоматы», переходящие на ручное переключение. Если у вас присутствует эта функция, воспользуйтесь ею и тормозите двигателем.

Основные причины неисправности тормозов

Для того чтобы не возникали вопросы: что делать, если отказали тормоза - нужно своевременно обращать внимание на первые признаки неисправности:

  • включается сигнал торможения;
  • включается контрольная лампа тормоза;
  • замедленное торможение;
  • заедает тормоз;
  • педаль даёт большой ход;
  • передние колёса тормозят неодновременно;
  • при этом в них появляется шум;
  • задние колёса останавливаются очень слабо и неравномерно;
  • после отпуска педали тормоз прихватывается;
  • стояночный тормоз ослаблен.

Если все эти признаки присутствуют, лучше сразу обратитесь в сервис, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Вообще, тормозная система является сложнейшим устройством, в котором сочетается множество узлов, поэтому просто необходимо со всей ответственностью подходить к этому вопросу.

Причины поломки тормоза могут быть самыми разнообразными. Если вытекла жидкость из цилиндров, тогда замените неисправные детали, а и колодки хорошенько помойте и высушите. Также нужно проверить конструкцию гидропривода. Неисправность тормоза может быть из-за того, что в основном цилиндре могут повредиться уплотнители, в гидроприводе - шланги или просто попал в систему воздух. Это относится к тем случаям, когда у вас происходит неэффективная остановка.

Если ваш двигатель включён, а машина тормозит самостоятельно, вам необходимо проверить подсос воздуха. Из-за этого может перекоситься уплотнитель, а следовательно, нужной фиксации уже не будет и смазочного масла тоже. Вполне может быть, что включатель стоп-сигнала всего лишь выключен или регулировочный болт находится в нарушенном состоянии.

У вашего автомобиля может заедать корпус вакуумного клапана или засориться цилиндр. Также причина неисправности может заключаться в набухании, заедании, отсутствии зазоров, замасливании и поломке разных деталей. На самом деле, причина может быть любая.

Основные положения

Если вы движетесь по или горной, то торможение при помощи двигателя будет самым выгодным. При чередовании , а также с поворотами очень важно гасить скорость и переключаться на низкие передачи. Таким образом, тормоз не перегреется и останется в нормальном рабочем состоянии.

Чтобы исключить столкновение с другим транспортом, в обязательном порядке включите аварийную сигнализацию, нажмите клаксон и всё время мигайте . Это необходимо для того, чтобы окружающие вас заметили. Естественно, они поймут, что у вас что-то случилось и будут вести себя крайне осторожно. Что касается пассажиров, находящихся в салоне, то они должны быть пристёгнуты.

Выше упоминалось о самостоятельном торможении посредством трения, поэтому следует добавить, что наилучший способ торможения заключается в тесном соприкосновении с бордюром. Конечно, пострадают шины, но вы останетесь живы.

Некоторые водители в сложных ситуациях измеряют расстояние в метрах, но если исходить из опыта, то это неправильно. В кризисные моменты необходимо измерять его в секундах. И помните, чтобы не было неприятностей на дороге, своевременно проводите осмотр собственного автомобиля.

За автомобилем необходимо заботливо ухаживать, однако даже это не даёт стопроцентной гарантии безопасности водителю и пассажирам в процессе его эксплуатации. Это как у классика про палку и её стрельбу раз в год. Поэтому нельзя застраховать себя от ситуации, когда в один не очень прекрасный день в машине откажут тормоза. И к этому следует подготовиться заранее.

Как можно остановить автомобиль без тормозов

Что предпринимать в случае отсутствия реакции машины на нажатие на педаль тормоза? Для начала, отставить любую панику, это первое правило – взяв себя в руки, оперативно принять все необходимые и возможные меры для минимизации негативных последствий. Тормозная система автомобиля, это самая важная часть общей безопасности на дороге, заменить её, по большому счёту, нечем. Однако на этот случай специалисты рекомендуют воспользоваться парой способов, которые, конечно, не назовёшь сверхэффективными, тем не менее, в экстренной ситуации выбор не очень велик.

Торможение двигателем

Этот способ экстренного торможения будет действенным только в том случае, если скорость автомобиля не очень высокая, а до препятствия имеется достаточный запас расстояния. Что делать: чёткая и быстрая работа рычагом переключателя скоростей, но не сразу на первую, машину может вынести в занос. Понижаем передачи последовательно, минимизируя неприятные последствия от этих действий. Помните, подобные манипуляции доступны исключительно на машинах, оснащённых механической коробкой передач, в редких случаях на автоматах с ручным переключателем и наличием режима пониженных передач. Одновременно с началом манипуляций скоростями, включаем аварийный сигнал, дальний свет, а также по возможности активно используем клаксон, чтобы привлечь внимание остальных участников ДД.

Торможение стояночным тормозом

Ручной или стояночный тормоз имеет, как правило, совершенно иную конструкцию, и работает обычно за счёт натяжения тросиков. Так что, если отказала основная тормозная система, ручник от этого своей функциональности не теряет. Этот способ более действенен, только необходимо соблюдать пару правил.

  • Первое правило – ни в коем случае не дёргаем ручник резко и до упора. Иначе большой риск блокировки колёс, и неуправляемый занос с очевидными последствиями машине обеспечен. Тянем ручник уверенно, плавно.
  • Второе правило, перед использованием ручника приведите положение рулевого колеса в дефолтное положение, передние колёса должны смотреть только прямо. Контролировать поведение автомобиля подруливанием можно спустя некоторое время, когда началось реальное торможение.

Обладателям машин, у которых стояночный тормоз вместо привычного рычага имеет модную кнопку, увы, такой способ недоступен. Активация электромеханического стояночного тормоза на ходу невозможна.

Что делать при отказе тормозов

Торможение притиркой

Грамотная расстановка приоритетов – добродетель для любого водителя, и если ситуация критическая, тут уже не до сохранения блеска лакокрасочного покрытия кузова. Один из способов торможения без тормозов, это притирка боком о какое-либо препятствие. Будь это стена здания, дорожный отбойник, ограждение, забор. Основное правило здесь – не переусердствовать. Иначе машину может отбросить, развернуть и увести в занос. Способ довольно жёсткий, но это всё же лучше, чем на полном ходу догнать медленно идущий впереди транспорт и, тем более, стоящий. Уж про людей (пешеходов) здесь даже и речи нет.

Педаль тормоза уходит вниз, а ваш автомобиль продолжает движение. Мгновенное, леденящее душу осознание случившегося. Это чувство с содроганием вспоминают многие автомобилисты старшего поколения. В этот момент главное - не потерять самообладание и сохранить способность анализировать и действовать.

Отказ тормозов при правильном уходе за автомобилем - явление крайне редкое. Но ведь никуда не делись те факторы, которые относятся к разряду не технических. Ямы и камни на дорогах способны повредить трубки гидропривода. А бракованные запчасти или же злоумышленники? Современный автолюбитель должен быть готов ко всему, в том числе и произвести автомобиля без тормозов.

Если педаль тормоза внезапно уперлась в коврик, а реакции никакой, совет первый - не прекращать давить на неё до полного упора. Тормозная система современных автомобилей - двухконтурная. Возможно, отказал только один из них, и торможение будет происходить в два раза хуже, а педаль всё же будет «брать», но у самого пола. При нулевом эффекте следует быстро отпустить педаль и нажать её снова, проделав это несколько раз, не дожидаясь результата. На пятом-шестом качке возможно восстановление давления в системе гидропривода и всё же удастся остановить автомобиль даже на высокой.

Таким же образом следует поступать и при потере тормозной жидкости, когда машина замедляет ход, а педаль тормоза медленно проваливается. Процедуру её нажатия следует повторять, пока автомобиль полностью не остановится. Тормозная жидкость хоть и вытекает, но рабочие цилиндры продолжают передачу усилий на.

В случае полного отказа рабочей тормозной системы, остаётся возможность прибегнуть к помощи стояночного тормоза и торможения двигателем. Если скорость превышает 40-50 км/час, то при использовании «ручника» возможен, вызванный блокировкой задних колёс. Поэтому для дозировки усилия следует одновременно с использованием ручника нажимать кнопку «трещотки». Из-за возможности заноса, нельзя останавливать машину стояночным тормозом на кривой. Нужно попытаться перевести её перед началом торможения на прямую траекторию.

Торможение двигателем производится последовательным переключением на низшие передачи, быстро отпуская педаль сцепления, сокращая при этом время его нерабочего состояния. На дороге под уклон используется общее правило торможения двигателем: передача на спуске такая же, как и при подъёме. Очередное включение передачи «вниз» производится при снижении оборотов двигателя на предыдущей передаче до 1000 - 2000 об./мин. (акселератор отпущен). Снижение скорости происходит синхронно с оборотами, а полная остановка производится «ручником».

В том случае, если тормоза отказали на крутом спуске, есть ещё один испытанный автогонщиками способ - торможение с помощью колёс или борта о расположенные вдоль дороги бордюры или иные сооружения. Главное - чтобы участок, к которому придётся притираться, по возможности, был гладким, и машина не развернулась или же не перевернулась, зацепившись за выступающие части. Угол сближения с поверхностью должен быть как можно меньше по этой же причине, иначе контроль над ситуацией теряется полностью.

Одним из вариантов относительно «безболезненной», как принято считать, остановки автомобиля с отказавшими тормозами может стать удар сзади о попутный грузовик. Пассажиры при этом должны максимально зафиксироваться ремнями безопасности и упереться в детали интерьера.

В поисках буфера для торможения, следует обратить внимание на состояние обочины. Если дорожная насыпь невысока и кювет достаточно узок, есть возможность просто съехать в поле, не сворачивая слишком резко или же под большим углом , чтобы автомобиль не перевернулся. Зимние сугробы - тоже выход из положения. Это всё же лучше, чем столб или встречный автомобиль.

Следует знать, что самым страшным исходом в ситуации с внезапным отказом тормозов может стать лобовое столкновение. Ведь скорости встречного транспорта суммируются. Если возможность выбора всё же остаётся, то наезд на препятствие или даже переворачивание машины предпочтительнее лобовому столкновению. Здесь уж не до сохранности автомобиля. Жизнь и здоровье людей - на первом плане.

Во всех ли случаях возникает необходимость экстренной остановки автомобиля при отказе рабочей системы тормозов? Это может показаться странным, но, оказывается, не во всех. В тех случаях, когда дорога свободна, а впереди просматривается ровный участок без попутных автомобилей или же подъём, то можно обойтись и без экстрима. Достаточно позволить автомобилю выкатиться по инерции на свободный участок дороги и, когда он полностью остановится, воспользоваться стояночным тормозом или же самой низкой передачей при выключенном зажигании.

При попытке остановить машину без тормозов, не следует забывать о руле. Нужно быть в постоянной готовности к корректировке движения. Ведь машина может пойти юзом из-за блокировки одного или нескольких колёс. Это вполне может случиться при повреждении тормозной системы.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, нужно всегда помнить о том, что ничто не случается внезапно, в том числе и отказ тормозной системы. Ведь машина заранее сигнализирует о назревающей проблеме. Это может выражаться в изменении ощущения педали: её мягкости или жёсткости, толчковой отдаче в ногу. Любые признаки изменения поведения тормозов вашего автомобиля не должны оставаться без внимания.

Не стоит забывать о работоспособности стояночного тормоза. Ведь не зря с такой настойчивостью им интересуется ГАИ. Отведённая ему вторая роль резервного тормоза - очевидна. А чтобы «ручник» не подвёл в экстренной ситуации, использовать его нужно постоянно. Только так можно держать его трос в рабочем состоянии. Не лишними будут и тренировки аварийного торможения с помощью стояночного тормоза, конечно же, в местах, свободных от транспорта.

В заключение хочется призвать всех автолюбителей - почаще проверять состояние тормозной системы своего автомобиля. Тогда вам никогда не придётся выполнять все вышеописанные действия.

При обучении в автошколах будущим водителям мало рассказывают о критических и экстренных ситуациях, что могут возникать. Отсюда и огромное количество аварий с печальными последствиями, которых можно было бы избежать. Давайте посмотрим, что же делать, когда в автомобиле отказали тормоза. Стоит немного потренироваться, и даже новички смогут остановить автомобиль в экстренных случаях.

Причины отказа тормозной системы

Самая главная причина - это обрыв магистрали, по которой циркулирует рабочая тормозная жидкость. Такие обрывы случаются из-за сильных ударов камнями, из-за наездов на поребрики, по причине сильного износа. Как видно, возможных причин данной неполадки много, а эффект один - отказали тормоза. Из-за обрыва трубопровода рабочая жидкость вытечет из системы, а цилиндр не сможет сжать колодки. Также нередко отказывает главный тормозной цилиндр . Какой бы ни была причина, главное в подобной ситуации - не паниковать и не терять самообладания. Существуют эффективные способы остановки автомобиля в экстренных случаях.

Давайте рассмотрим, что делать, если отказали тормоза на скорости. Это нужная и важная информация. Существует несколько вариантов снижения скорости без необходимости использования стояночного тормоза. Многие в этой ситуации хватаются за ручник, но в панике мало кто задумывается, что это может привести к заносу или даже опрокидыванию.

Перед тем как начинать действия для аварийного торможения, рекомендуется несколько раз сильно и резко нажать на педаль. Если в машине нет штатной ABS, то эти действия позволят создать в системе необходимое давление. Это поможет, когда отказали тормоза не из-за обрыва трубопровода. Может быть, в систему просто попал воздух. Также нередкая ситуация, когда какой-либо предмет попадает под педаль тормоза - он может блокировать нажатие.

Специалисты рекомендуют в подобных ситуациях не глушить мотор. Если нужно остановиться немедленно, а участок дороги небольшой, то можно ввести машину в занос вплоть до съезда в кювет или удара о какое-либо препятствие. Это бывает оправдано, когда перед машиной находятся пешеходы или различные опасные объекты.

Задействуем двигатель

Если отказали тормоза машины, можно попробовать остановить ее при помощи системы трансмиссии. Это один из самых популярных и наиболее безопасных методов снижения скорости. Выполняется такая процедура путем включения Торможение двигателем не только максимально безопасно при любых дорожных условиях, но и при правильных действиях не спровоцирует занос. При выполнении данной операции нужно помнить несколько основных нюансов.

Не стоит включать пониженные передачи очень резко. Такие действия могут спровоцировать пробуксовку ведущих колес и этим повысить риск заноса. Чем ниже будет передача, тем более резким будет клевок автомобиля.

Как тормозить двигателем на МКПП

Если отказали тормоза, но есть МКПП, можно достаточно эффективно остановиться. Но использовать двигатель нужно правильно. Для снижения опасности заноса необходимо переключать только на одну передачу вниз. Не стоит с пятой передачи включать сразу третью. При движении на пятой включают четвертую и ждут момента, когда машина будет подергиваться и далее включают третью. Когда автомобиль станет подергиваться на первой, только тогда можно заглушить двигатель. Если у фуры отказали тормоза, то такой подход не поможет. Груженый автомобиль очень хорошо раскручивает мотор, и снижения скорости не произойдет.

Также существует «перегазовка» - это следует помнить владельцам советских авто. В обыкновенных ситуациях при переключении на пониженные передачи водитель ждет, пока скорость снизится для включения пониженной. Но в экстренных ситуациях времени на ожидания нет. Поэтому после выключения передачи необходимо нажать на газ, чтобы выровнять обороты и после этого переключить передачу. Так мы снизим «клевок», который очень вреден для элементов мотора и трансмиссии.

Торможение двигателем и АКПП

На автомобилях, оснащенных автоматическими коробками передач, можно совершить те же действия. Для этого АКПП переводят в режим ручного управления. Если он в данной модели АКПП отсутствует, тогда рычаг переводят в положение третьей или второй передачи. Это заставить машину хоть и медленно, но снижать скорость движения. Можно также установить АКПП на паркинг. Но при отказе тормозов этот подход будет эффективен только в том случае, когда расстояние небольшое, а затормозить нужно во что бы то ни стало.

В этом случае АКПП будет заблокирована. Существует серьезная вероятность того, что машина пойдет в занос, а механизм автоматической коробки будет сломан и ее придется выбросить. Но это гораздо лучше и дешевле чьей-то жизни.

Как тормозить задней передачей

Это еще один способ, позволяющий совершить аварийное замедление до полной остановки. Это торможение при помощи включения задней передачи. В реальной жизни этот способ использовать нельзя - метод чреват полной заменой комплекта сцепления и других деталей трансмиссии. Однако этот способ не всегда подходит, если отказали тормоза. Эффективность во многом зависит от состояния КПП и ее типа. Некоторые современные коробки передач оснащены специальными блокирующими механизмами, которые не дают включить заднюю передачу в момент, когда машина движется вперед.

На более простых КПП заднюю скорость включить можно. Для этого отпускают сцепление и нажимают газ. Эффективность торможения зависит от скорости движения машины, а также мощности двигателя. Часто после такого приходится менять не только сцепление, но и всю силовую часть - КПП и двигатель. Также это торможение может стать причиной аварийных ситуаций. Автомобиль может занести на обочину или в центр дорожного полотна, на встречную полосу . Кроме того, автомобили, двигающиеся сзади, не смогут так быстро остановиться, как вы.

Этот метод предусматривает создание аварийной ситуации на дороге, после применения двигатель и КПП приходят в негодность. Что делать, если отказали тормоза на скорости? Рассмотрим все нюансы более подробно.

Как экстренно тормозить двигателем

В случае с АКПП и МКПП можно выключить двигатель вместе с передачей. Однако этот способ рекомендуется использовать только в самых сложных случаях. Если пытаться тормозить таким образом, то машина может попасть в занос. Метод также предусматривает включение настолько низкой передачи, насколько это возможно.

Используем ручник

Также, наряду с уже описанными способами, существует еще один. Он предусматривает использование ручника. Если причина, почему отказали тормоза не привела к отказу ручника, то можно его использовать. Но нужно помнить, что существует определенный риск попадания в занос.

Самый лучший результат, позволяющий остановиться максимально быстро - комбинирование торможения мотором с применением так называемого ручника. Когда машина начнет замедлятся по причине включенной пониженной передачи, затягивают стояночный тормоз и едут до полной остановки. Важно перед всей процедурой нажать на кнопку механизма и не отпускать ее. Если колеса заблокируются, это позволит не дать машине уйти в занос.

Как тормозить о препятствия

Что делать, если отказали тормоза и машина не хочет останавливаться, а вы двигаетесь в потоке? Если места для торможения недостаточно, тогда следует попытаться затормозить о какое-либо препятствие. Это самый крайний случай.

Большинство профессиональных водителей рекомендует останавливаться не прямым фронтальным ударом, а по касательной к этому препятствию. Это даст возможность снизить скорость, а ущерб при этом будет минимальным. На высокой скорости данный способ способен спасти жизнь.

Не стоит тормозить о препятствие, рядом с которым есть люди. При неминуемом столкновении машину направляют так, чтобы ударить переднюю машину бампером. Это позволяет погасить скорость, а также снизить урон для обоих автомобилей.

Как тормозить на горных дорогах

В горах стоит помнить, что перед крутыми поворотами установлены специальные карманы для аварийной остановки. Стоит сказать, что часто именно в таких местах попадают в аварию новички. Они думают, что тормоза не откажут на спуске, но при активном их использовании именно на спуске и выходит из строя вся система. Обычно новички тормозят педалью вместо трансмиссии. В итоге заклинивают колодки на одной из осей. Поэтому в таких случаях обязательно используем пониженную передачу и при необходимости заезжаем на "улавливающий" кармашек. Только так можно безопасно остановиться без серьезных повреждений.

Но стоит сделать акцент лишь на одном слове в этом предложении, «практически», стопроцентной гарантии безопасности не может дать ни один автомобиль даже в наш век высоких технологий.

Любая машина состоит из тысяч деталей, более или менее важных. Любая из них может сломаться, от времени, от износа, неправильной эксплуатации или просто от брака. В том числе такая неприятность может произойти и с тормозной системой.

Это отказ тормозов. Не важно, сколько тысяч километров было пройдено автовладельцем за долгие годы водительского стажа, не играют никакой роли его теоретические познания, а иногда даже и практические навыки. Результат в большинстве, случаев, к сожалению, будет один,- авария. Почему так мал процент благополучного исхода? Потому, что произошедшее всегда большая неожиданность, человек в этот момент просто теряется и абсолютно не понимает какой шаг ему предпринять дальше. Шок застилает его трезвый взгляд на происходящее. Зачастую требуются мгновения для оценки обстановки и принятия единственно верного решения, которое поможет избежать аварии или, по крайней мере, сделать последствия менее трагичными, но в панике водель не может воспользоваться ими.

Но выход есть всегда, только в столь экстремальной ситуации его бывает трудно реализовать. Возможности сбросить скорость и уменьшить негативные последствия есть в большинстве ситуаций. Методики остановки автомобиля без использования основной тормозной системы отработаны и зарекомендовали себя более века тому назад. Так что приступим к изучению проблемы прямо сейчас.

Лучшим вариантом оттачивания навыков остановки в критической ситуации, конечно, является практика, подобные контраварийные умения можно получить в школах, где припадают контраварийную подготовку, не стоит оттачивать подобные навыки на дорогах общего пользования. Но чтобы вы приблизительно понимали, какие меры, в теории, нужно предпринимать в подобной ситуации, мы сделали эту статью. В которой напомним основные, которых нужно постараться избежать.

Почему отказывают тормоза?

Тормоза могут перестать работать по ряду причин. Две самых распространенных связаны с тормозной жидкостью и с работой тормозного механизма, прижимающего колодки к тормозному диску. Обе причины могут быть легко диагностированы, при регулярном проведении ТО. Чтобы тормозные суппорта работали долго и не вызывали проблем, старайтесь не перегружать их и перегревать тормозную систему слишком частым и длительным торможением. Всегда начинайте тормозить заранее, с большей дистанции, это будет безопаснее и с точки зрения вождения, а также не будет давать дополнительную нагрузку на суппорта и тормозные магистрали.

Диагностируйте проблему самостоятельно

Прислушивайтесь к своему автомобилю, старайтесь его чувствовать. Автомобиль сам подскажет, что с ним что-то не так.

В первом случае первыми ласточками, кричащими о том, что пора обследовать тормоза становится увеличение тормозного пути, изменения в ходе педали тормоза, она становится ватной или неинформативной, также бывает, что при торможении от механизмов слышаться посторонние звуки, который до этого не было.

Во втором случае тормоза неожиданно перестают функционировать. Это и есть то, чего больше всего боятся автомобилисты. Внезапный отказ и уже мчится без тормозов. Кажется, все пропало, но шансы на счастливый финал остаются. Важно держать себя в руках и действовать по отработанной в школе экстремального вождения схеме, с учетом окружающей обстановки.

Первые мгновения…

Пройдут какие-то доли секунды, и человек впадет в панику, ему потребуется определенное время на концентрацию, поэтому так важно тормозить заранее, соблюдая безопасную дистанцию. В этом случае дистанция между вышедшей из-под контроля машиной и препятствием впереди даст вам время, чтобы справится с автомобилем, и привести его к безопасной остановке.

Что делать в такие моменты НЕ нужно

Некоторые и из интернета советуют для снижения скорости начать интенсивно рулить из стороны в сторону. В подобного рода инструкциях описывается алгоритм действия. Увеличенное трение покрышек, вызванное перемещением автомобиля вправо-влево поможет снизить скорость автомобиля. НО, ни при каких обстоятельствах не делайте таких маневров, это крайней опасно!

Во-первых, вы станете еще большей угрозой для других автомобилистов, потерять контроль при подобной «рулежке» проще простого.

Во-вторых, такие моментально приведут к аварии, автомобиль может занести, его может развернуть на льду или вынести на полосу встречного движения…

В-третьих, если это джип, раскачивание может привести к опрокидыванию.

Паника, вещь, очень плохая и охватывает она нас обычно, в самые неподходящие моменты. В экстремальной ситуации люди совершают безрассудные поступки. Если внутренний голос кричит о том, что вы должны выпрыгнуть из машины, НЕ делайте этого! Если он говорит, что лучшим выходом станет въехать, вон в то дерево…, не верьте ему! И уж конечно не, тем самым вы отрежет себе путь к спасению.

Действенные способы остановки автомобиля


1. Прокачайте тормозные контуры.


Для перестраховки, тормозная система состоит из двух контуров. Не сработал один, второй может помочь решить проблему. Для этого прерывистыми движениями прокачайте тормоза для нагнетания давления. Не важно, в каком состоянии тормозная педаль, хоть она «ватная», хоть ее заклинило. Первоочередная задача будет состоять именно в продавливании тормозов.

2. Автомобили с ручной КПП

Суть его заключается в том, что, в который перестает поступать горючее, начинает самостоятельно тормозить автомобиль, при условии, что включена передача и не выжато сцепление. Так вот, постепенно понижая передачи, можно добиться очень впечатляющего замедления. Но действовать нужно быстро, время выключения/включения сцепления должно быть минимальным, переключения быстрыми, но плавными. Если «бросить» сцепление, то от резкого эффекта замедления автомобиль может пойти в занос.

3. Автомобили с АКПП


Могут сработать следующие трюки: переход, при включении которого понижайте передачи, как это можно делать на ручной коробке. Если такой режим не предусмотрен, перейдите из режима «D» в положение «1».

4. Стояночный тормоз.


Его нужно использовать очень аккуратно, постоянно следя за блокировкой колес. Кратковременное включение и как помощник торможению двигателем, подойдет вполне не плохо.

5. И наконец, самое опасное, контактное торможение.

Затормозить можно об не твердые препятствия, это могут быть сугробы, отбойники, кусты…, в крайнем случае, борта других автомобилей.

Главное, совершая экстремальный маневр, убедитесь, что на пути нет пешеходов и людей. Машину почти всегда можно починить…, а вот у человека второго шанса может и не быть.

Кстати, иногда под педали могут попасть инородные предметы, бутылка, например, поэтому очень важно не захламлять автомобиль! Действовать вам в таком случае, скорее всего, придется по тому же алгоритму, что мы описали выше. Но если есть время (едите по незагруженному шоссе, например), а в соседнем кресле сидит пассажир, попросите его извлечь предмет из-под педали.

Бывает, что ситуации на дороге выходят из-под нашего контроля. К сожалению, такие неприятные случаи можно встретить довольно часто. Тормоза могут отказать когда-угодно, даже если минуту назад все было в полном порядке. На сегодняшний день, очень мало водителей способны справиться с подобной проблемой. Чаще всего отказ тормозов кончается аварией. И только некоторые автолюбители знают, как должен вести себя водитель при отказе тормозов, основные причины данной неисправности и как ухаживать за тормозной системой, что бы не допустить этого. Такая информация будет не только интересной, но еще и полезной для каждого автомобилиста, ведь никто не знает какие трудности могут подстерегать вас в дороге.

Не стоит напоминать водителю, что тормозная система транспортного средства является системой, требующей постоянного внимания и регламентного обслуживания . В тормозной системе необходимо соблюдать условия, которые рекомендует производитель:

  1. Толщина тормозных дисков должна соответствовать толщине, указанной производителем.
  2. Менять тормозные колодки необходимо при первых симптомах их износа, а сами они должны соответствовать обусловленному стандарту.
  3. Тормозная жидкость должна быть рекомендованного образца и менять ее нужно в указанные изготовителем сроки.

Не менее важно не экономить на элементах тормозной системы, так как подобная самодеятельность чревата неприятными или даже опасными последствиями.

Отказ тормозов, причины отказа

Существует множество причин, по которым тормоза способны отказать:

  1. Если осуществляется утечка тормозной жидкости в результате механических повреждений сальников, прокладок, шлангов и трубопроводов тормозной системы.
  2. Если замену тормозной жидкости производить несвоевременно, что влечет за собой потерю эксплуатационных качеств. Тормозная жидкость является гигроскопичной, по этому ее несвоевременная замена приводит к набору высокого уровня влаги, что влияет на уменьшение температуры кипения.
  3. При заливе тормозной жидкости, не предназначенной для системы вашего транспортного средства. Подобное недопустимое смешивание может привести к утечке тормозной жидкости и выходу из строя резинотехнических элементов тормозной системы.

Тормозная жидкость, в каком состоянии она должна быть

Во-первых, тормозная жидкость должна соответствовать эксплуатационным требованиям - оптимальная температура кипения, величина вязкости, отсутствие негативного воздействия на резиновые элементы, защита от коррозии металлических деталей, смазка пар трения, стабильность при любых температурах и так далее. Если говорить кратко, то она должна быть высококачественной.


Во-вторых, тормозная жидкость должна предназначаться конкретно для вашей системы автомобиля. Желательно при приобретении данного материала проконсультироваться со специалистом.

В-третьих, тормозную жидкость необходимо регулярно и своевременно менять. К чему может привести несвоевременная замена тормозной жидкости указано выше.


Суппорт тормоза, состояние суппорта

Суппорт выполняет процесс торможения.


Если закиснут направляющие суппорта или заклинит поршень, это приведет к неравномерному износу тормозных колодок , в результате чего тормоза заклинят.

Регулятор давления тормозов, состояние регулятора

Причиной отказа передних или задних тормозов может стать неправильная регулировка распределителя.


Соответственно схеме распределения тормозных усилий, 70 % должны приходиться на переднюю ось, и только 30 % - на заднюю. Если распределитель неправильно отрегулирован, передние или задние тормоза могут отказать.

Вакуумный усилитель тормозов, в каком он состоянии

Существуют ситуации, когда транспортное средство глохнет во время нажатия на тормоз и создается впечатление, что тормоза свистят.


Вакуумный усилитель тормозов не усиливает нажатие на педаль тормоза, пропускает воздух к впускному коллектору, шипит, что приводит к обеднению смеси. Обычно, причиной этому становится клапан в вакуумном усилителе тормозов, который не срабатывает. Это может произойти при низких температурах. А когда транспортное средство прогреется, все налаживается. Однако это является сигналом, что нужно готовиться к ремонту вакуумного усилителя тормозов или его замене.

Воздух в тормозной системе, как удалить воздух


Попадание воздуха в тормозную систему также может послужить причиной отказа тормозов.

Тормозная жидкость расположена в герметичной системе, однако ее легко нарушить воздухом, в результате чего тормоз фактически не срабатывает, а ход педали выходит мягким.

Отказали тормоза, действия водителя во время движения

Что бы не попадать в такие неприятные ситуации, необходимо своевременно замечать первые симптомы поломки:

  1. Ослаблен стояночный тормоз.
  2. Прихватывается тормоз после отпуска педали.
  3. Неравномерно и слишком слабо останавливаются задние колеса.
  4. Неодновременно и с шумом тормозят передние колеса.
  5. Педаль может давать большой ход.
  6. Тормоз заедает.
  7. Торможение замедленное.
  8. Контрольная лампа тормоза включается.
  9. Сигнал торможения включается.

Если вы заметили, что тормоз не работает, не нужно паниковать, соберитесь с мыслями и вспомните, что существует несколько альтернативных методов торможения.

В современных автомобилях двухконтурная тормозная система, по этому если педаль тормоза не реагирует, необходимо немного подождать, при этом не отпуская педали. Вполне возможно, что не сработала одна сторона, а вторая еще не успела подключиться. Если транспортное средство так и не остановилость в течении нескольких минут, попробуйте отпустить и нажать педаль резким движением. Такую процедуру необходимо проделать несколько раз - примерно шесть или семь.


Если же тормоза полностью отказали, вам поможет метод торможения мотором или при помощи стояночного тормоза. Однако не забудьте, что категорически запрещается тормозить ручником при скорости более пятидесяти километров, так как транспортное средство может сильно занести. При применении такого способа торможения, необходимо использовать кнопку «трещотки» во время нажима на ручник. Кроме того, автомобиль следует вывести на ровное дорожное покрытие.

Мотором можно затормозить транспорт поэтапно переключая передачи на более низкие. Для сокращения времени нерабочего состояния, следует быстро отпустить сцепление. При снижении оборотов мотора, передачу необходимо снова переключить вниз. Обороты начнут снижаться наравне со скоростью, полная остановка производится ручником.

Существует несколько менее безопасных способов торможения, а некоторые из них и вовсе абсурдные:

  1. Немало водителей считает, что наиболее эффективным решением при экстренном торможении является торможение с помощью удара о другое транспортное средство сзади, однако это должен быть только грузовой транспорт.
  2. В зимнее время можно въехать в сугроб, что будет наиболее оптимальным вариантом.
  3. Что бы не было лобового столкновения намного преимущественнее будет врезаться в дерево, чем вы обезопасите жизни других участников транспортного движения.
  4. Существует уникальный метод торможения - аэродинамический - если ситуация позволяет, откройте все двери в автомобиле, что создаст воздуху сильное сопротивление.
  5. Также можно притормозить транспортное средство путем трения об бордюры, здания, автомобили, стоящие у обочины и так далее. Однако такой риск не будет оправдан.
  6. Некоторые бывалые автомобилисты советуют тормозить с помощью газа. Для этого необходимо выжать газ и включить заднюю передачу. Такой способ подействует лишь при моторе достаточной мощности.
  7. При ручной коробке передач можно тормозить, полностью выключив зажигание, не выжимая при этом сцепления.

При движении по горной или скользкой дороге, наиболее выгодным станет торможение мотором. Что бы вы не столкнулись с другим транспортным средством , необходимо обязательно включить аварийную сигнализацию, нажать клаксон и постоянно мигать дальними фарами. Это нужно, что бы вас заметили окружающие. Все пассажиры в автомобиле должны быть пристегнуты. Ну и конечно, что бы этого не произошло, своевременно обращайте внимание на основные признаки неисправностей, проводите регулярную диагностику и ремонт таких важных узлов автомобиля, как тормозная система.

Новостные сайты и программы передач о чрезвычайных происшествиях обилуют информацией об авариях.

Одной из распространенных причин таких инцидентов является отказ тормоза автомобиля.


Естественно, что мало кто понимает заранее, что нужно делать в этом случае. Школы вождения в классическом виде также не утруждают себя подробному обучению будущих водителей, как действовать при отказе тормозов. Причиной всему этому и является большой процент аварий, которые могли бы закончится менее печально для владельцев машин. Попробуйте после ознакомления с советами сайт самостоятельно выполнить аварийные варианты остановки. Такая практика окупится сторицей, если вдруг Вы окажитесь в подобной ситуации. Главное правило – не проверять экстренные варианты торможения самому – ведь они могут привести к потере работоспособности автотранспорта.

Давайте рассматривать, что может и чего не может сделать водитель, если отказали тормоза. Перед рассмотрением возможных способов взаимодействия с машиной нужно сразу же запомнить – не впадать в панику и не хвататься за ручной тормоз. Статистика в данном случае не зря утверждает – скорей всего машину занесет и даже скорей всего перевернет после таких действий.
Теперь о полезных действиях.


Для начала, если позволяет время, надавите несколько раз на педаль ножного тормоза.

Для многих авто это даст шанс набрать дополнительную тормозную жидкость, ведь причиной отказа тормоза может быть так называемое «завоздушивание». Также быстро посмотрите на педаль, не попало ли что-нибудь под нее, не позволяя до упора нажать ногой на тормоз.

Плюс запомните – не глушите двигатель, только в самом крайнем случае это можно сделать. Ведь любой гидравлический усилитель руля может работать только при включенном моторе. Перед тем, как перейти к более распространенным решениям проблемы торможения, еще раз повторим. Не паникуйте! Не хватайтесь сразу за ручник, нажмите несколько раз на педаль тормоза до упора, проверьте, что педаль не заблокирована посторонними предметами. А также не нужно выключать мотор, особенно, при наличии гидроусилителя руля.
Следующее важное правило – только постепенное снижение скорости, иначе не избежать заноса и опрокидывания машины.

Единственный вариант, когда оправдан резкий сброс скорости, например, с помощью ручника или лобового столкновения с преградой – если перед автомобилем находятся люди, либо цистерна с горючей смесью. Чтобы избежать катастрофических последствий, приходится идти на значительный риск для собственной жизни.

Торможение авто с помощью низких передач

Попытку затормозить лучше всего начинать с торможения двигателем на низких передачах. Это самый оптимальный вариант. Ведь он несет минимальный риск опрокидывания авто, в любых дорожных условиях. Достаточно соблюдать правила такого торможения:
1. Если включить пониженную передачу без промежуточных передач, но возможна пробуксовка ходовой части машины. А это грозит заносом.
2. Если текущая скорость машины будет слишком отличаться от скорости, которую передаст коробка передач, то результатом будет жесткий рывок.

Как тормозить на авто с «механикой»

Главное правило с МКПП – не торопиться, и переключать по одной передаче вниз. Не пропускать передачи. Если сейчас включена пятая передача, но первое действие – включить четвертую, сбросить скорость, отпустить газ. Лишь когда автомобиль начнет двигаться рывками, только тогда уже переключаться на третью. Так нужно дойти до первой передачи, отпустить газ, и выключить двигатель.

Торможение для владельцев «автомата» - АКПП


Советы для владельцев машины с коробкой автомат отличаются по наличию ручного режима.

Если у Вас есть такой режим, нужно его включить и выполнить вышеописанный совет. Если нет такого режима, то нужно попытаться переключиться из положения «D» в положение 2, затем 1. Это уменьшит скорость, пусть и не намного. На крайний случай можно включить положение «Р». Это вариант для экстренных случаев, когда есть риск для жизни других людей. В результате АКПП заблокируется, а весь автомобиль может опрокинуться. Потеря работоспособности коробки передач практически 100%, но возможны варианты на дороге, когда и такое может быть оправдано.

Торможение с помощью задней передачи

Рассмотрим такой вариант решения проблемы отказа тормоза, как торможение задней передачей. Сразу предупредим, на многих современных иномарках есть специальный модуль, который не позволит это сделать. Для остальных инструкция: двигаясь вперед, включаем заднюю передачу, бросаем сцепление, жмем педаль газа. Результат сложно предсказать, все индивидуально. Но Вы точно затормозите, точно мотор и коробка станут неисправными. Возможные варианты – в какую сторону будет занос, возможна авария с участием других авто. Особенно, если занос будет в сторону встречной полосы.

Аварийное торможение двигателем

Не забывайте, что возможна ситуация на дороге, когда нет времени на раздумья. Тогда можно просто повернуть ключ зажигания, выключить двигатель. Не важно, какая при этом была передача, и какая КПП у Вас установлена. В результате будет полностью неуправляемый занос, на который невозможно повлиять. Если же время все-таки есть, лучше сначала понизить передачу, а потому уже выключать стартер. Так последствия будет менее плачевны.

Аварийное торможение с помощью ручника


Торможение с помощью ручника – стояночного тормоза, самый простой и часто используемый аварийный способ.

При рабочем стояночном тормозе желательно останавливаться только в комбинации с другими способами. Например, с помощью торможения двигателем. Тогда будет меньше шансов на неконтролируемый занос. Первым этапом гасим скорость авто при помощи торможения коробкой передач, потом уже натягиваем ручной тормоз. Но кнопку фиксатора не нужно отпускать. Тогда при блокировке колес машины, можно будет слегка отпустить ручной тормоз, и уменьшить начинающийся занос.

Аварийное торможение с помощью препятствия

Торможение о препятствие – это способ не для слабонервных.
В этом случае первым делом проверьте ремни безопасности у водителя и пассажиров, затем ищите мягкую поверхность.
Специалисты для данного способа настоятельно советуют не лицевой, фронтальный удар о препятствие, а более слабый, по касательной. Остановка будет не такой резкой, но шансы на серьезный ущерб здоровью уменьшаются. А возможно, что и ремонт авто будет не таким капитальным. Ищите на обочине кусты, заборчики, нежилые постройки. В городе средством бокового торможения может послужить высокий бордюр. Главное – следуйте выбранному плану и крепко держите руль в руках.

Будьте внимательны – если есть риск, что на пути торможения могут быть люди, тогда поищите другое препятствие. При столкновении с другим авто лучше выбирать удар передним бампером своей машины в задний бампер чужой. Это будет менее травматичный выбор как для людей в обоих автомобилях, так и в плане последующего ремонта.

Как оповестить других водителей об отказе тормозов.

При любом выборе способа торможения нужно сообщить о факте наличия проблемы у авто.


Сразу включите аварийную сигнализацию, и перестраивайтесь в самый крайний правый ряд.

Начиная тормозить, постоянно следите за задним зеркалом, ведь скорость других участников движения будет гораздо выше вашей. Не нужно стесняться использовать гудок автомобиля.

После того как вам удалось остановиться не нужно продолжать движение. Даже если ваше авто удачно без препятствий замедлилось. Лучше всего либо починить тормозную систему на месте, либо вызвать техпомощь и эвакуировать автомобиль до ближайшей станции техобслуживания.

После остановки – вызывайте специалиста, в некоторым случаях с, ведь, даже оставшись на ходу, Ваша машина могла в процессе маневрирования и торможения получить новые поломки.

Подводя итоги:

Следите за машиной, особенно за деталями, которые входят в систему торможения. Не превышайте скорость, в городе и за его пределами. Не тормозите в самый последний момент, и шанс, что Вам придется использовать перечисленные способы торможения – будет минимален.