Особенности работы климат-контроля автомобиля в зимний период. Микроклимат в авто: кондиционер или климат-контроль — что выбрать

2548 Просмотров

Автомобили нынешнего времени облагорожены установкой системы климат контроля. Данная конструкция предназначается для создания и поддержки в автоматическом режиме климата в машине. Посредством электронного блока управления, климат контроль авто функционирует совместно с отопительной и вентиляционной системами, а также кондиционирующей и распределяющей воздушные массы системой. Благодаря использованию электроники, производители пришли к возможности регулировать градус нагрева или охлаждения воздушных потоков в отдельных частях транспортного средства.

Устройство

Системы климат контроля отличаются наличием разного числа зон. Относительно числа зон, такое устройство бывает: 1-нозонным, 2-хзонным, 3-хзонным и 4-хзонным.

Система климат контроля содержит в себе компоненты отопительной, вентиляционной и кондиционирующей конструкций. В их ряд также входит радиатор печки, вентилятор входного воздуха и кондиционирующее устройство, имеющее в своем составе испаритель, компрессор, конденсатор и ресивер.

Главные составляющие климатического механизма

  1. Датчики, измеряющие физические коэффициенты и преобразующие их в электро-импульсы. Среди них:
  • датчики определения температуры входного и выходного воздуха (относительно числа рабочих зон в машине, устанавливается соответствующее число датчиков такого типа),
  • датчик степени излучения солнечной радиации;
  • датчик делителя электрического напряжения (потенциометра) заслонок, фиксирующий их позицию;
  • датчики температурного градуса испарителя, а также датчик давления осуществляют правильное функционирование кондиционирующего устройства.
  1. Электро-блок управления считывает импульсы с датчиков и соответственно требуемому режиму отправляет сигналы на исполнительные устройства.
  2. Исполнительные устройства с механическим или электрическим приводом заслонок и электродвижка вентилятора входного воздушного потока достигают и поддерживают запрограммированный градус. Перечень заслонок автомобиля включает:
  • заслонку входного воздушного потока;
  • центральную заслонку;
  • заслонки регуляции температурного градуса (в системах с 2-мя и более зонами);
  • заслонка обратной циркуляции;
  • заслонки обогрева стекол.

Функционирование

Принцип функционирования климата заключается в обеспечении автоматического температурного координирования внутри автомобиля (рабочие границы – от 16˚ до 30°С).

На приборной панели машины имеются кнопки или иные приспособления для установки желаемого температурного режима. Далее от регулятора на электро-блок управления передается команда. Электро-блок управления, получив команды от входных датчиков, запускает исполнительные устройства и активирует заложенный режим. Далее, установленная программа автоматически сохраняется и работает до момента отключения или изменения показателей.

Воздушные массы поступают в машину, предварительно минуя радиатор отопителя и нагревшись теплом охлаждающей жидкости. Градус нагревания воздушных масс координируется центральной заслонкой регулировки температуры, путем перемешивания холодного и горячего воздушных потоков.

Преимущества

Многие автовладельцы зачастую не видят разницы между принципом работы стандартного кондиционера и интеллектуальной климатической конструкции. Однако, более продвинутая система, под названием климат контроль, обладает рядом преимуществ перед обычным кондиционирующим механизмом.

  1. Автоматическая регулировка и поддержка выбранного водителем температурного режима.
  2. Способность избирательно управлять направлением воздушных потоков, учитывая потребности всех пассажиров, находящихся в авто.
  3. Регулирование, как градуса, так и влажности воздуха, что устраняет вероятность запотевания стекол, устраняя при этом духоту и ощущение сухости.
  4. Возможность использования добавочных функций, к примеру, рециркуляции воздушных масс, используя только воздух, находящийся в салоне машины, т.е. отсутствует втягивание воздуха с улицы, если в нем присутствуют неприятные запахи, дым или иные нежелательные элементы (некоторые системы обладают блоком управления, который самостоятельно переключается на режим рециркуляции, если входной воздух сильно загрязнен). В такой же ситуации, возможен запуск работы освежителя воздуха, если, конечно, он был заранее установлен.
  5. Допустимость длительного использования без риска для здоровья (в отличие от кондиционера, который даже после непродолжительной работы может вызвать простудные заболевания).

Учитывая все вышеперечисленные плюсы, стоит отметить, что климат контроль – это дорогостоящая и довольно сложная система, назначение которой в том, чтобы в любое время года, обеспечивать комфортную «погоду» в автомобиле.

Еще некоторые нюансы по климат-контролю

Климат контроль в автомобиле управляет входящим воздушным потоком, распределяет его по зонам, при этом контролирует температурный градус посредством блока управления и датчиков. К примеру, когда задается режим в 20˚С, климат контроль анализирует фактический температурный градус в автомобиле и действует в зависимости от результата анализа по следующему принципу. Если в машине прохладнее чем 20˚С, то блок управления включает подачу теплого воздуха для достижения указанного показателя, соответственно, если показатель выше заданного на блок управления, запускается процесс охлаждения.

Таким образом, единожды назначив комфортный градус, контроль климата будет поддерживать такое значение, какое Вы установили.

Так же как и полноценный принцип работы двигателя не возможен без «прогрева», так и климат контроль не может обеспечить моментальный обогрев или охлаждение салона. Для функционирования механизма обязательно должен быть запущен двигатель. К тому же окна машины необходимо держать закрытыми, так как электро блок не справится с приходящими с улицы воздушными потоками и это может привести к увеличению нагрузки, а, следовательно, повышенному потреблению горючего.

Система климат контроля слегка увеличивает расход горючего (около 0.4 – 1 литр на 100 км), в особенности в теплое время года, когда большую часть работы выполняет кондиционер.

Эффективная работа климата в большей степени ориентирована на салонный фильтр очищения воздуха. В случае, когда фильтр давно не менялся и загрязнен пылью, это чревато запотеванием окон и ослаблением обогрева и охлаждения. Фильтр необходимо менять примерно дважды в год, особенно после движения по сильно пыльным местам. Фильтры с угольной вставкой проводят более тщательную фильтрацию воздуха; неплохо устанавливать специализированные антибактериальные фильтры.

Заключение

Качественный климат контроль работает тонко и почти незаметно, не создавая в машине посторонних шумов и сильных воздушных потоков. Упрощенные системы быстрее достигают заданного результата и способны устроить в автомобиле настоящий ураган, который может по-настоящему опасно воздействовать на здоровье водителя и остальных людей, находящихся в машине. Такое устройство желательно использовать при длительных поездках.

Первый автомобиль, в котором был установлен кондиционер, появился в США в 1940 году. Понадобилось 13 лет, чтобы в 1953 году в Chrysler Imperial установили новую систему кондиционирования. Шло время, отрасль развивалась, кондиционеры становились популярными. Потом появился климат-контроль, автоконцерны стали снабжать им транспортные средства. Конечно, кондиционеры с моделей 1940-го или 1953-го года не сравнятся с современными системами контроля климата, но в свое время они стали той новинкой, которая предопределила развитие отрасли.

Как работает кондиционер в автомобиле

Кондиционеры, которые устанавливаются в современные машины, имеют механическое управление. Их работа похожа на то, как охлаждается воздух в холодильнике.

Теплый воздух поглощается хладагентом, он охлаждается и снова возвращается в салон машины. Проходя через кондиционер, воздух высушивается. Поскольку он работает от коленчатого вала двигателя, используя мощность мотора, при включении кондиционера увеличивается расход топлива.

В системе охлаждения воздуха используется фреон, для его замены стоит обращаться в специализированные центры. Система герметична, она представляет собой замкнутый цикл. При нажатии кнопки кондиционера, начинает работу электромагнитная муфта. Система кондиционирования стыкуется со шкивом, это осуществляется путем действия прижимного диска приводного узла.

Из-за ременной передачи шкив крутится от коленвала, он работает постоянно. Фреон сжимается компрессором, при сжимании газ раскаляется и направляется в конденсатор. Здесь он остужается электровентилятором, который постоянно работает на первой скорости. При нахождении в пробке он включает вторую, начиная работу с большими усилиями.

Остывший в конденсаторе фреон, изменив агрегатную форму, становится жидкостью. Он направляется в ресивер-осушитель, где фильтруется, при этом из него удаляется мусор. Через вентиль, который корректирует температуру, прошедший фильтрацию фреон направляется в испаритель. Там он закипает, а затем испаряется. Охлажденные испарения поступают в салон автомобиля, а фреон уходит на новый оборот цикла.

Что такое климат-контроль в автомобиле

Климат-контроль (в английском языке это аббревиатура HVAC, что в переводе означает «теплоснабжение, вентиляция и охлаждение воздуха») включает в себя несколько систем. К ним относят систему отопления, а также кондиционер и установленный в транспортном средстве воздушный фильтр. Автовладелец включает их одновременно или по отдельности. Так, в зимнее время возможно одновременно включить систему отопления, чтобы не запотевали окна – кондиционер.

Система климат-контроля реагирует на любые изменения температурного режима. Она охлаждает воздух, включает систему обогрева, если в салоне машины становится холодно. Также система регулирует работу вентиляторов.

Владелец машины сам выбирает параметры, а климат-контроль будет следить за их соблюдением. Электронный «мозг» обрабатывает информацию, поступающую через расположенные в салоне датчики, а затем регулирует работу всех систем.

В зимний период климат-контроль анализирует температуру за бортом автомобиля и внутри машины. Затем он, учитывая информацию, регулирует работу воздушных заслонок.

Сначала поток теплого воздуха направляется на стекла, после он направляется на ноги, сидения и лицо человека. Некоторые автоконцерны выпускают автомобили, работу климат-контроля в которых водителю приходится настраивать самостоятельно, основываясь на своих потребностях. Он укажет, на какие места в салоне направлять теплый воздух в первую очередь.

Что лучше: кондиционер или климат-контроль

Для сравнения двух систем лучше всего сделать это по ряду параметров.

  • Кондиционер только охлаждает воздух. Климат-контроль отвечает за вентиляцию, нагрев и охлаждение.
  • Управление кондиционером механическое, климат-контролем – электронное.
  • При выходе климат-контроля из строя перестает работать печка, вентиляция и система охлаждения. Если сломается кондиционер, то печка будет работать.
  • Климат-контроль отличается удобством управления, водителю не нужно следить за температурой в салоне машины, не нужно постоянно менять настройку. Система управления климатом, вовремя реагируя на малейшие изменения среды, сама следит за комфортом в салоне.
  • При сравнении скорости отклика, лидирует климат-контроль. Он быстро включает дополнительные мощности, когда это нужно, охлаждая или нагревая салон. Кондиционером придется управлять самостоятельно, поворачивая ручку управления, усиливая или ослабляя охлаждение воздуха.
  • Климат-контроль безопаснее кондиционера, ведь водитель не отвлекается на настройку при езде за рулем, аварийных ситуаций из-за отвлечения внимания не возникнет.
  • Климат-контроль экономит топливо, поскольку он вовремя отключает вентиляцию и обогрев, когда в них нет надобности. Кондиционер же работает, пока вы его не отключите.
  • Климат-контроль настраивается отдельно для места водителя и для каждого пассажирского места.

Итог

В противостоянии климат-контроля и кондиционера лидирует климат-контроль. Он работает, чтобы пассажирам и водителю было комфортно в салоне автомобиля. За удобство придется доплатить, зато удобства эта приятная опция прибавит.

Климат-контроль — это современная система, позволяющая обеспечить комфортное пребывание водителя в салоне автомобиля. Многие автолюбители считают, что климат-контроль (КК) — это то же самое, что кондиционер, однако это в корне неверно. Подробнее об устройстве, видах, а также правилах эксплуатации такой системы вы можете узнать из этой статьи.

[ Скрыть ]

Характеристика климат-контроля

Что такое климат-контроль про, как пользоваться такой системой, как настроить климат-контроль в автомобиле своими руками? Для начала давайте разберем основные понятия. Система КК представляет собой совокупность нескольких узлов. Блок климат-контроля представляет собой управляющий модуль, который, по сути, является мозгом системы. Основной особенностью, которой обладает климат-контроль про в машине, является возможность поддержания температуры в установленном диапазоне.

Управляющий модуль производит анализ температуры за бортом, а также учитывает, как сильно транспортное средство прогрелось от солнечных лучей. Благодаря этому обеспечивает комфорт пребывания водителя и пассажиров в салоне. Если температура окружающей среды будет очень низкой, контроллер в автоматическом режиме активирует прогрев салона. Кроме того, если поток воздуха, который поступает в салон автомобиля, окажется слишком грязным, блок управления зафиксирует это и активирует режим рециркуляции. В данном случае водитель сможет сам активировать и установить температуру в салоне в диапазоне от 16 до 30 градусов (автор видео — канал PetrovskiyTV).

Управление работающей системой осуществляется с помощью специального регулятора, расположенного на щитке , где выставляется и регулируется нужный диапазон температур. Сигнал поступает на управляющий модуль, который отдает команду на активацию климат-контроля. Центральная заслонка системы смешивает потоки холодного и горячего воздуха, таким образом, выбирая нужную температуру. При необходимости блок управления может активировать кондиционер, с помощью которого из салона авто будет удалена влага и тепло.

Разновидности

Какие бывают виды систем КК:

  1. Однозонные устройства. Управление одно зонных систем осуществляется водителем транспортного средства. То есть именно человек выбирает подходящий температурный режим.
  2. Двухзонные КК. Двухзонный климат-контроль — это более усовершенствованная версия климатической системы. В автомобилях, оснащенных такими установками, система автоматически регулирует температурный режим в районе передних сидений.
  3. Трехзонные КК — в этом случае установка работает в трех зонах.
  4. Четырехзонные. В данном случае каждый пассажир может осуществить регулировку нужного температурного режима.

Устройство

Схема любой системы КК включает в себя множество различных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Причем, чем новее автомобиль, тем больше компонентов и механизмов будут входить в схему.

Устройство КК:

  1. Управляющий модуль или блок. Этот элемент считается основным, поскольку именно он определяет оптимальные параметры для работы установки. Если блок ломается, работа КК будет невозможной.
  2. Система кондиционирования.
  3. Вентиляция и отопление.
  4. Радиаторы (их количество может быть разным ив зависимости от вида и модели автомобиля).
  5. Вентилятор, подающий воздух из окружающей среды в салон.
  6. Климатизер, который состоит из испарительного устройства, компрессора, конденсаторного элемента и ресивера.

Принцип работы

В чем же заключается принцип действия и как работает климат-контроль в автомобиле? Помимо управляющего модуля, на работу системы влияют также входные сенсорные контроллеры и исполнительные механизмы. При активации КК в работу вступают входные контроллеры, которые измеряют все нужные для нормальной работ параметры и впоследствии преобразуют их в сигналы. К таким контроллерам относятся регулятор температуры окружающего воздуха, контроллер выходной температуры, испарителя. Как сказано выше, КК также оснащается специальными детекторами, которые измеряют степень нагрева кузова авто от солнечных лучей.

Следует отметить, что число всех контроллеров, которыми оборудуется КК, может быть разным, в данном случае все зависит от модели автомобиля и самой системы. Контроллер температуры на выходе может быть дополнительно оборудован детектором, устанавливаемым в районе ног водителя. В двухзонных установках используется два контроллера, один из которых монтируется в районе педалей, а второй — под вещевым ящиком.

В трех- и четырех зонных КК детекотров будет больше. Каждое из этих устройств используется для обеспечения оптимального режима функционирования. Как сказано выше, управление климат установкой осуществляется блоком, который собирает сигналы от датчиков и, анализируя их, отправляет импульс на исполнительные компоненты.

К исполнительным элементам относятся заслонки, а также электромотор вентилятора. Эти компоненты используются для создания нужного температурного диапазона и дальнейшего поддержания этой температуры на определенном уровне в салоне машины. Заслонки начинают работать тогда, когда на них воздействует привод, причем последний, в зависимости от типа КК, может быть как механическим, так и электрическим.

Фотогалерея «Панели управления КК»

Правила пользования

Как пользоваться климат установкой?

Есть несколько моментов, касающихся использования и обслуживания, которые нужно учитывать, чтобы не допустить поломки КК:

  1. Для выставления необходимой температуры нужно воспользоваться регулятором на центральной консоли, после определения диапазона управляющий модуль все сделает сам.
  2. Если включен режим рециркуляции, то это позволит обеспечить наиболее эффективную работу КК. В данном случае климатическая установка будет функционировать в ждущем режиме, при этом не тратя зря энергию. Но в этом случае многое зависит от собственных предпочтений.
  3. Перед активацией КК, особенно в жаркое время года, всегда проветривайте салон. Благодаря проветриванию вы сможете достичь наиболее оптимального выравнивания уровня температуры в салоне автомобиля и за бортом.
  4. Поскольку в основе работы любой КК лежит кондиционер, это устройство необходимо периодически заправлять. Заправка осуществляется в соответствии с техническим регламентом, но обычно наши соотечественники выполняют эту задачу перед началом летнего сезона. Перед тем, как заправить кондер, нужно убедиться в том, что в нем нет утечек.
  5. Не менее важным моментом в плане обслуживания является очистка КК. Эта необходимость, как правило, возникает в случае появления в салоне неприятного запаха сырости. Принцип очистки заключается в вводе зонда пенного или другого типа очистителя через центральный воздуховод с дальнейшей закачкой пены в него. Закачав пену, нужно подождать около 15 минут, после чего завести двигатель и активировать КК на максимум. В принципе, на этом процедуру очистки можно завершить (автор видео — канал Утро России).

Проверка работоспособности

Рассмотрим процесс проверки состояния КК на примере авто Тойота:

  1. В первую очередь активируется зажигание, для этого поверните ключ в нужное положение.
  2. Затем необходимо одновременно активировать отопитель с кондером.
  3. Далее, ключ в замке следует установить в положение АСС.
  4. Сделав это, приступаем к основному этапу. Вам нужно одновременно нажать на кнопки Авто, а также кнопку активации режима рециркуляции. После этого ключ следует вернуть в положение ON.
  5. Выполнив эти действия, на дисплее должны начать мигать диодные лампы, после чего на нем появятся комбинации ошибок, по которым автовладелец должен определить, что именно вышло из строя. Комбинации ошибок индивидуальны для всех авто, поэтому расшифровку следует искать в технической документации.

Чтобы создать комфортные условия в салоне, воздух, как правило, приходится подогревать либо охлаждать. Пойдем буквально от печки. В щите моторного отсека установлен радиатор, которому отдает тепло жидкость из системы охлаждения двигателя. Вентилятор засасывает забортный воздух, тот нагревается, проходя через радиатор отопителя, и из дефлекторов дует теплом

Остудить салон сложнее. Когда температура за бортом выше 20?С, без кондиционера не обойтись. Представьте замкнутый контур, по которому циркулирует хладагент, постоянно меняющий свое агрегатное состояние. Будучи в жидкой фазе, он поступает в испаритель, через который проходит горячий воздух с улицы, – хладагент отбирает тепло и превращается в пар. Вновь вернуть его в жидкое состояние помогает компрессор: он повышает давление – пар начинает конденсироваться, а уже в конденсаторе, расположенном в носовой части автомобиля и охлаждаемом набегающим воздушным потоком, хладагент становится текучим.
Итак, тепло и холод мы получили, остается их правильно смешать и подать в салон. Через испаритель забортный воздух проходит беспрепятственно, а на пути к радиатору стоит заслонка. Нужно поднять температуру – шторка открывается, и печка греет. В зависимости от исполнения эту заслонку перемещает сам водитель либо автоматика.

Климатическая установка «Форда-Фьюжн». Водитель сам настраивает печку, включает при необходимости кондиционер и систему рециркуляции, регулирует скорость воздушных потоков

Самая примитивная и дешевая система – с ручным управлением. Поворачивая ручку, сидящий за рулем задает положение заслонки. Иными словами, дозирует подачу теплого воздуха. Главный недостаток – при смене режима движения изменяется температура потока, выходящего из дефлекторов.
Поэтому установки оснастили температурными датчиками: один – в воздуховоде, другой – на панели приборов. Электронный блок сверяет их показания и отдает команды сервоприводу, поворачивающему заслонку. Перевели ручку на 22?С, и автоматика будет поддерживать заданную температуру. Правда, по-прежнему вручную приходится управлять вентилятором, включать при необходимости кондиционер и рециркуляцию.

Полуавтоматическая климатическая установка на «Ладе-Калина». Ее особенность – на красно-синей шкале вокруг ручки, регулирующей температуру воздуха, нанесены цифры.

В полностью автоматической системе, называемой климат-контролем, электронный блок командует не только заслонками, но и вентилятором с бесступенчатой регулировкой и даже компрессором кондиционера. Задаете нужную температуру и распределение потоков, а остальное электроника возьмет на себя. Она следит за температурой охлаждающей жидкости и воздуха на панели приборов, в дефлекторах, снаружи автомобиля, контролирует давление хладагента и даже учитывает интенсивность солнечного излучения. Кстати, в режиме Auto (он включается соответствующей кнопкой) на многих автомобилях компрессор кондиционера работает, даже когда на улице прохладно. Подсушивая воздух в салоне, он вытягивает из бака лишние литры топлива. Желаете сэкономить? Перейдите на ручное управление.
Электроника вмешивается и в режим рециркуляции, анализируя качество воздуха. Датчик с чувствительным элементом из оксида олова реагирует изменением проводимости на вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах. Малейший запашок – и заслонка закроется. Кроме того, заботливая система перекрывает доступ воздуха с улицы, если вы воспользовались омывателем ветрового стекла или включили заднюю передачу.

Автоматический климат-контроль Climatronic на «Фольксвагене- Джетта». Температура, скорость вращения вентилятора и работа компрессора – под надзором электроники.

Система климат-контроля – это комплекс устройств (специальных датчиков, печки, кондиционера, системы фильтрации), которые работают под управлением отдельного электронного блока и поддерживают в салоне заданную температуру. Есть многозонные системы, которые позволяют назначать разные значения температур для нескольких участков (например, для передней и задней части салона).

Где установить климат-контроль автомобиля?

Установка системы климат-контроля считается довольно трудоемкой и сложной в инженерном отношении операцией. Поэтому цена установки климат-контроля автомобиля достаточно высокая. Она зависит от модели машины, комплектации и производителя выбранной системы. Тем не менее, у дилеров стоимость установки климат-контроля авто зачастую ниже, чем в сторонних компаниях.

Кроме того, при установке системы контроля климата вносятся изменения в конструкцию многих важных узлов, производится разборка и сборка печки , кондиционера и других агрегатов. Чтобы установка климат-контроля не нарушила работу этих систем, ее нужно производить в официальном сервисе. Узнать, сколько стоит установить климат-контроль авто, можно у дилеров.

Как устанавливается климат-контроль?

Процесс установки климат-контроля зависит от конструкции конкретной модели, и этапы монтажа системы могут отличаться:
  • Итак, сначала надо снять (аккуратно, чтобы не повредить покрытие) центральную консоль, снять бардачок, убрать шумоизоляцию салона там, где будет отверстие рециркуляции воздуха.
  • Потом надо слить антифриз, выполнить снятие печки , спилить крепление аккумулятора.
  • Разметить и вырезать отверстие рециркуляции, просверлить отверстия для крепления испарителя и прикрутить его, сделать отверстие в моторном щите (резать нужно очень аккуратно, так как рядом проходят магистрали топливопровода).
  • Затем нужно поменять подкапотную проводку вентилятора охлаждения на специальную проводку датчиков климат-контроля. Установить потолочный датчик и датчик с вентилятором, подключить их.
  • Протянуть проводку по магистрали влево (выполнять установку печки пока не нужно, без нее монтировать проводку удобнее). Подключить колодки, протянуть провод АКБ, установить на место блок отопителя и испаритель, подключить проводку.
  • После этого можно установить ЭБУ климат-контроля, завести машину и выполнить проверку электрооборудования , убедиться в работоспособности заслонок и других устройств.
  • Далее следует установить радиатор, магистрали фреона и специальный кронштейн для компрессора. Закрепить компрессор (уплотнители лучше сразу поменять), прикрутить шланги и установить вентиляторы.
  • Когда все собрано, надо проверить магистрали, подключить к системе компрессор, установить новый осушитель и дроссель, убедиться в герметичности соединений и заправить систему кондиционирования фреоном.
  • Когда климат-контроль установлен, всю систему надо протестировать. Если температура в салоне соответствует заданной, а все устройства работают корректно и реагируют на вносимые водителем изменения, значит, система установлена правильно.