Определение тормозного пути. От чего зависит длина тормозного пути и по какой формуле ее можно рассчитать

Расчет длины тормозного пути автомобиля

Далеко не все водители знают, что в зависимости от
условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять
как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина?

Способность автомобиля
снижать скорость до требуемого значения (вплоть до остановки), при этом
сохраняя устойчивость и управляемость, зависит от его тормозных свойств.

В теории автомобиля для оценки тормозных свойств используется ряд показателей:
максимальное замедление, тормозной путь, время срабатывания тормозных
механизмов, диапазон и алгоритм изменения тормозных усилий, падение эффективности
вследствие продолжительной работы (нагрева).

Эти показатели определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля.
Основная система – тормозная, а если точнее, тормозные. Да, фактически
у автомобиля три тормозные системы. Первая – рабочая (или основная) –
приводится в действие педалью тормоза. Вторая – стояночная – используется
для удержания машины на стоянке, а в случае выхода из строя основной системы
помогает замедлять движущийся автомобиль. Третья, вспомогательная – двигатель.
Ведь когда снимаешь ногу с педали газа, автомобиль переходит в режим торможения
двигателем.

Следующие «влиятельные» элементы – системы регулирования и распределения
тормозных усилий, подвеска (амортизаторы + пружины) и шины.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента
нажатия на педаль тормоза до полной остановки. От чего он зависит? Естественно,
от времени срабатывания тормозной системы, а также от начальной скорости
движения и максимального замедления, которое может развивать автомобиль.

Обратите внимание на ряд моментов. Первое слагаемое говорит о том, что
после нажатия на педаль тормоза автомобиль начнет замедляться не сразу,
а через некоторое время. Для автомобилей с гидроприводом тормозов (все
легковые и часть грузовых) это время составляет 0,1-0,3 с, а для машин
с пневмоприводом (грузовики средней и большой грузоподъемности) – 0,3-0,5
с. Еще некоторое время (0,36-0,54 с) понадобится для нарастания тормозного
усилия от нуля до максимума. Во второе слагаемое скорость входит «в квадрате».
Это значит, что если скорость увеличить вдвое, тормозной путь увеличится
в четыре раза!

Хотя замедление автомобиля зависит от конструкции и исправности тормозных
механизмов, также на него влияет состояние шин и амортизаторов (с неисправными
амортизаторами колесо не может на неровностях сохранять постоянный контакт
с дорогой).

Коэффициент сцепления с поверхностью зависит от шин и состояния
дорожного покрытия. На величину замедления влияет тип шины (зимняя или
летняя), ширина и рисунок протектора, степень его износа. В ходе тестирований
различных шин было установлено, что тормозной путь одних и тех же машин
с шинами разных производителей может отличаться на несколько метров. Об
изменении тормозного пути в зависимости от дорожного покрытия и говорить
нечего, достаточно сравнить сухой асфальт и лед.

Кроме тормозного пути, существует понятие остановочного пути. Это длина
участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия
до полной остановки.

Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен осознать
опасность, принять решение об остановке или замедлении скорости, перенести
ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее. На это уходит от 0,3
до 1,7 с! Первое число – это показатель спортсменов, второе – неопытного
водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше – например,
водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

Чтобы автомобиль остановился своевременно, нужно выполнять
следующие правила.

1 Скорость движения должна выбираться таким
образом, чтобы всегда сохранялась возможность остановиться
перед неожиданным препятствием. Другими словами, опасна не
сама скорость, а ее несоответствие реальным условиям движения.
Не забывайте, что увеличение скорости вдвое приведет к четырехкратному
росту длины тормозного пути.

2 Дистанция до впереди идущего автомобиля
должна позволять остановиться в случае экстренного торможения
«лидера». Обратите внимание на то, какой автомобиль впереди:
чем новее модель автомобиля, тем короче у него может быть
тормозной путь. Автомобили с ABS как правило останавливаются
быстрее, чем без нее. В старых учебниках рекомендовали держать
дистанцию в метрах, равную половине значения скорости в км/ч.

3 Техническое состояние автомобиля. Регулярно
осматривайте тормозную систему (толщину колодок, состояние
шлангов) и своевременно устраняйте любые неисправности (увеличение
тормозного пути, увод в сторону при торможении и т. д.). Не
забывайте, что после серии интенсивных торможений эффективность
системы снижается из-за нагрева дисков и колодок.

4 Внимание! Даже на гоночном автомобиле
можно не успеть остановиться, если не обращать внимания на
то, что делается на дороге. Нельзя отвлекаться от управления
автомобилем, говорить по мобильному телефону и т. д. Наблюдая
за происходящим через стекла впереди идущего автомобиля, можно
получить время для принятия решения. А затонировав заднее
стекло своей машины, вы увеличиваете риск удара сзади.

5 Маневрирование. Не перестраивайтесь непосредственно
перед грузовыми автомобилями и автобусами. Если вам придется
резко затормозить, водитель автомобиля с меньшей эффективностью
торможения остановится в багажнике вашей машины. К тому же
вас могут обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД, который гласит,
что перед началом движения, перестроением и любым изменением
направления движения водитель должен убедиться, что это не
создаст препятствий или опасности другим участникам движения.
Даже если виновным признают водителя грузовика, вам от этого
будет не намного легче, так как придется ремонтировать машину.

Viktorious . Кривой Рог

Сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной
высоты. Формулы известны еще со школы (mgh = mV^2/2, потенциальная
энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую). Т.о.,
можно убедиться, что резкий удар о препятствие на скорости 30 км/ч
эквивалентен падению с высоты 3 метров, на скорости 60 км/ч - с 14
метров, 90 км/ч - 31 метр, 120 км/ч - 55 метров.

14 метров - это
высота 5-6 этажа. То есть резкий удар на скорости 60 км/ч эквивалентен
падению с 6 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить,
особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д…

31
метров - это уже больше высоты девятиэтажки. Думаю, не надо объяснять,
что шансы выжить при таком столкновении очень малы… Тут даже подушки
безопасности вряд ли помогут (а вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки,
подложив под себя две надувных подушки?). Не говоря уже про падение с
55-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

Это на
случай резкого наезда на неподвижное препятствие. Теперь рассмотрим,
если водитель заметил препятствие. Время реакции обычно составляет,
скажем, 1 секунду (реально от 0,5 до 1 сек, поправьте, если ошибаюсь).
За это время машина проедет на скорости 60 км/ч - 17 метров, на
скорости 90 км/ч - 25 метров, на скорости 120 км/ч - 33 метра.
Тормозной путь на нормальной дороге составляет на скорости 60 км/ч -
23-30 метров, 90 км/ч - 50-60 метров, 120 км/ч - более 90 метров
(http://www.autocentre.ua/.

Что
мы имеем? Чтобы успеть полностью затормозить со скорости 120 км/ч, надо
увидеть препятствие с расстояния более 120 метров! И напоследок вопрос
водителю, который считает, что нормально гонять на скорости 120 км/ч:
Вы действительно УВЕРЕНЫ, что при любых обстоятельствах, напр. ночью,
при свете встречных фар, сможете увидеть ЛЮБОЕ препятствие (резко
выскочившее на дорогу животное, автомобиль на обочине с выключенными
габаритами и т.д.) на Вашем пути с расстояния 120 метров? Цена вопроса
- жизнь…

Диаграммы построены на основании данных «Автомобильного справочника Bosch»,
изд. 1999 г.

помогите определить скорость автомобиля дэу сенс. тормозной путь до столкновения 24.1метр асфальтное покрытие сухое

за какое время произойдёт экстренная остановка а/м Газель бортовой, жвижущегося со скоростью 20 км/ч.,на мокром асфальтобетоне (используя средние данные), включая время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода?

мной была найдена программа в области авто техники и авто товароведения, разработанных сотрудниками лаборатории экспертных исследований ПАЛЕ. Эти программы помогут Вам быстро и безошибочно определять скорость транспортных средств (ТС) по следу их торможения, рассчитывать остановочный путь ТС, их удаление от заданной точки в различные моменты времени, определять допустимую скорость движения ТС по условиям видимости, движению на закруглении проезжей части, решать задачи анализа ДТП графическим и графо-аналитическими методами, определять остаточную стоимость транспортных средств. http://www.mobitech.net.ua/soft/7834 …-
16-light.html

привет,посчитайте мне пожалуйсто скорость автомобиля при тормозном пути 16 метров и массе 2235 кг

я нечего не понимаю

Стоял на обочине, сбила легковая автомашина - отлетел на 150м, можно ли примерно расчитать скорость данного авто.
С уважением Сергей

Распишите пожайлуста все законы при решении. Автомобиль удерживается тормозаме на склоне горы при уклоне не более 0,9 (tga=0,9). какова длина тормозного пути этого автоиобиля на горизонтальной поверхности при скорости 45 км.ч.

ДТП произошло не на оленять, а на авто. Ехал по пустой полосе. Ночь. На встречу идет колонна транспорта (не оленей). Вдруг, на расстоянии около 200 м до меня, из колонны встречного потока вылетает шумахер на КИА и несется мне навстречу. Думал отвернет. А хрен там. Оставалось метров 30-40, выключил скорость, а при 10-15 м понял - п..ц, нажал на тормоз. Удар. ВыВ больнице. несло на встречную полосу. Попал в больницу. Потом приперся следователь и говорит, что виноват я, потому, что вовремя не сбросил скорость и не остановился.
Подскажите, что делать.

Уточняю. ДТП произошло не на оленять, а на авто. Ехал по пустой полосе. Ночь. На встречу идет колонна транспорта (не оленей). Вдруг, на расстоянии около 200 м до меня, из колонны встречного потока вылетает шумахер на КИА и несется мне навстречу. Думал отвернет. А хрен там. Оставалось метров 30-40, выключил скорость, а при 10-15 м понял - п..ц, нажал на тормоз. Удар. Вынесло на встречную полосу. Попал в больницу. Потом приперся следователь и говорит, что виноват я, потому, что вовремя не сбросил скорость и не остановился.
Подскажите, что делать.

помогите определить скорость автомобиля дэу леганза. тормозной путь до столкновения 11,3метр асфальтное покрытие сухое

Помогите определить скорость автомобиль калина с abs.С момента наезда до полной остановки 5,2м.При сухом асфальте и при отсутствии тормозного следа

Вопрос интересный. У кого тормозной путь будет больше?
1 случай: Легковой автомобиль без ABS или негруженого камаза.
2 случай: Легковой автомобиль без ABS или груженого камаза.
здесь вопрос вот в чём. Масса грузового автомобиля в разы больше массы легкового, но и коэффициент сцепления у грузового в разы больше. Что же всё-таки решает?

РАСЩЕТАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СКОРОСТЬ АВТО ВАЗ-2106 ЕСЛИ ИЗВЕСТЕН ТОЛЬКО ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ 14 МЕТРОВ.АСФАЛЬТ СУХОЙ.

Помогите пожалуйста определить скорость авто Субару Форестер вес авто 1440кг тормозной путь 49 метров! На сухом асфальте!

Помогите пожалуйста определить скорость авто Ваз2109 Ехавшее с горки где то ппроцентов 7-8 уклон….Путь торможения 15.5 метров…

Народ помогите плз. Какая скоростсь была у автомобиля Ваз-2114,если тормозной путь был 72метра. (колодки новые)

http://lg.vgorode.ua/news/76504/ здрасте я вадитель девятки. виноватым признали меня. водитель митсубиси ланцера перед дтп даже не тормозил. тоесть нет тормозного пути. меня от точки судара откинуло на 38 метров. блок мотора лопнул. как приблизительно расчитать для себя скорость митубиси. водитель митсубиси сказал что ехал 60 км в час. заранее спасибо

методичку по расчету тормозного пути, столкновения, наезда на пешеходов скину всем кто напишет на почту sneg-chudoсобакаramblerточкару

и почему у меня тормозной путь со 120км/ч не превышает 60 метров?

Тут многие просят рассчитать скорость по тормозному пути, массе и т.д. но этого не достаточно в тех случаях, если столкновение все таки произошло!
В этом случае необходимо учитывать повреждения автомобиля, ведь не будь препятствия на пути, то тормозной путь, наверняка, был бы гораздо длиннее! Чем сильнее повреждение - тем больше нужно прибавить к длине следа шин. А вот как определить сколько прибавить. Ведь конструкция и жесткость у авто различные!

ОЧЕНЬ важно. Шеволле авита тормозила 25 метров по СУХОМУ асфальту имея возможность объехать СПРАВА поворачивающий на заправку КАМАЗ. В результате - мощный удар в бак кАМАЗУ. Торможение ЭКСТРЕННОЕ -след от тормозов - как черная краска на асфалте. Менты приехали купленые и говорят что скорость была 40 км и виноват КАМАЗ что не уступил дорогу. КАПЕЦ че делать Какая скорост. ТЮРЬМА светит. памагите люди добрые …… я не видел шевроле …. ее не было слева …

у меня такая ситуация … одностороннее движение две полосы я двигаюсь по правой стороне с левой стороны авто делает манёвр без поворотников и не убедился в безопасности перед поворотом. мой тормозной путь составлял 13-15 метров асфальт гололёд инспектор говорит убаютка как расчитать скорость?

http://in-drive.ru

Наверное, знает большинство автовладельцев. Даже если вы не замеряли динамику разгона своей машины, вы наверняка смотрели заводские технические характеристики вашего авто, где обычно автопроизводитель указывает минимально возможное время разгона с 0-100 км/час. Но теперь вопрос: сколько времени нужно, чтобы остановить вашу машину? Вы знаете это? Уверены, что нет. Но, оказывается, рассчитать расстояние тормозного пути можно достаточно легко с помощью простой формулы. Мы расскажем вам, как это делается.

Нет такой вещи во Вселенной или материи, которая может мгновенно остановиться. Также и любой автомобиль, когда вы нажимаете педаль тормоза, не сразу может остановиться. Дело в том, что для того чтобы автомобиль или любой объект в нашем мире остановился, необходимо, чтобы он потерял энергию, которая его движет. В результате у любого автомобиля есть тормозной путь, который он проезжает с момента нажатия педали тормоза до момента полной остановки. Это и есть .

Но на самом деле тормозной путь любого авто зависит не только от его характеристик и тормозной системы, но и от реакции водителя при нажатии педали тормоза. Ведь для того чтобы принять решение о необходимости торможения и нажать педаль тормоза, требуется время, которое хоть и минимально, но достаточно, чтобы машина успела проехать немаленький путь. Особенно это важно при большой скорости движения, где за какие-то доли секунды автомобиль проезжает приличное расстояние. Итак, в итоге, чтобы рассчитать реальную длину тормозного пути, нужно учитывать не только время и расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до момента остановки машины, но и время, необходимое для принятия решения о торможении. Дело в том, что при принятии решения о торможении мы тратим драгоценные секунды. Вот пример:

  • Время отклика : Прежде чем водитель нажмет педаль тормоза, он должен оценить дорожную ситуацию и определить, необходимо ли торможение. Также нужно понять, какое необходимо торможение - полная остановка автомобиля или простое снижение скорости. Обычно, согласно многочисленным исследованиям, большинству водителей для этого требуется около 0,1 секунды.
  • Время, необходимое для нажатия педали тормоза : После того, как водитель понял, что должен тормозить, необходимо еще примерно 0,8 секунды, для того чтобы переместить ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

Кроме того, даже при нажатии педали тормоза есть еще небольшая потеря времени, связанная с тем, что при нажатии педали тормоза автомобиль, как правило, не начинает резко тормозить. А для того чтобы машина реально начала резко снижать скорость, надо усилить давление на педаль тормоза (пороговое время, необходимое для требуемого тормозного давления в тормозной системе). Также у всех автомобилей разное время отклика на нажатую педаль тормоза. Здесь все, конечно, зависит от конструкции тормозной системы и наличия различной электроники, контролирующей тормоза автомобиля.

Вы не поверите, но для того чтобы машина реально начала тормозить после нажатия педали тормоза, необходима еще почти 1 секунда времени. Вы представляете, как это много при движении на большой скорости? За эту лишнюю секунду вы можете проехать очень большой путь.

Что такое формула тормозного пути?

В общем, торможение автомобиля делится на два вида. Например, есть нормальное торможение, а есть экстренное, когда вам нужно резко остановить машину, чтобы избежать аварии.

При торможении в повседневной жизни, допустим, если вы хотите остановить автомобиль на светофоре, вы обычно нажимаете педаль тормоза намного плавнее и мягче, чем при необходимости полностью остановить автомобиль на парковке во дворе. В этом случае вы не применяете в машине максимальное тормозное усилие. При таком плавном и мягком торможении, как правило, (тормозное расстояние) увеличивается. Примерное расстояние тормозного пути при нормальном торможении можно рассчитать по следующей простой формуле:

(Скорость в км/ч: 10) x (скорость в км/ч: 10) = тормозной путь в метрах

При экстренном торможении педаль тормоза, как правило, нажата целиком и с полной силой. Из-за более высокой силы торможения обычно тормозной путь машины сокращается примерно в 2 раза. Поэтому длину тормозного пути можно также вычислить по следующей формуле:

(Скорость в км/ч: 10) x (скорость в км/ч: 10) / 2 = тормозной путь в метрах

Внимание: Вычисляемый по этим формулам тормозной путь является лишь приблизительным значением и подсказкой для водителей. На самом деле в реальности тормозной путь может быть как меньше, так и больше. Ведь расстояние тормозного пути зависит от навыков и опыта вождения водителя, от технической исправности автомобиля, его конструкции, марки, модели, состояния дорог, состояния протектора резины и многих других факторов, которые напрямую влияют на длину тормозного пути. Но благодаря этим формулам вы примерно сможете высчитать среднюю длину тормозного пути машины при определенной скорости движения. Это позволит вам скорректировать ваш стиль управления автомобилем, а также станет хорошим пособием для водителей-новичков.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?


Как мы уже сказали, чтобы рассчитать весь тормозной путь, нужно учитывать потерю времени при принятии водителем решения о торможении (то есть время реакции водителя). Для этого нужно использовать другую формулу, которая обеспечивает более точный приблизительный расчет тормозного расстояния, которое проедет автомобиль в момент принятия решения о необходимости остановки. Вот эта формула:

(Скорость в км/ч: 10) x 3 = путь реакции в метрах

В итоге, сделав вычисление по вышеуказанным формулам, вы можете вычислить приблизительный итоговый тормозной путь вашего автомобиля при любой скорости движения. Вот пример. Если вы управляете своим автомобилем со скоростью 50 км/ч, то с помощью приведенных формул вычислите следующие значения:

  • Тормозной путь при принятии решения о торможении на этой скорости (реакция на дорожную ситуацию + принятие решения о торможении + время, необходимое для перемещения ноги с педали газа на педаль тормоза, а также время отклика тормозной системы на нажатую педаль тормоза) составит где-то (50/10) х 3 = 15 метров. То есть пока вы будете принимать решение о торможении при скорости в 50 км/ч, ваша машина проедет 15 метров.
  • Тормозной путь при нормальном торможении (с момента нажатия педали тормоза до момента остановки машины) составит около (50/10) х (50/10) = 25 метров.
  • При экстренном торможении тормозной путь, как мы уже отметили, сокращается примерно в два раза. Соответственно, расчет тормозного расстояния автомобиля, который движется со скоростью 50 км/ч, будет выглядеть следующим образом: (50/10) x (50/10) / 2 = 12,5 метров.
  • В результате теперь мы можем вычислить реальный итоговый тормозной путь автомобиля. Так, при нормальном (не резком, а обычном) торможении итоговый тормозной путь составит около 40 метров. При экстренном торможении - не менее 28 метров.

Примечание: Обратите внимание, что если скорость автомобиля будет выше всего в два раза, его итоговый тормозной путь увеличится в четыре раза!!!

То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, - это чистый воды миф среди многих автолюбителей. Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители.

Пример расчета тормозных и остановочных расстояний

Скорость, в км / ч

Путь, пройденный автомобилем

во время реакции водителя, в метрах

Тормозное расстояние, в метрах

(с момента нажатия педали тормоза

до полной остановки машины)

Итоговый тормозной путь, в метрах

6,25

13,75

Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?


Конечно же, является скорость автомобиля, с которой он движется по дороге. Также на тормозной путь влияет качество установленной на машину тормозной системы. В том числе важную роль, несомненно, играет и состояние дороги (снег, лед, качество асфальта/бетона, трещины в дорожном покрытии, листья, лужи и т. п.). И само собой, не стоит забывать о состоянии шин автомобиля. Ведь в определенных случаях изношенная резина сильно увеличит тормозной путь автомобиля, так как не сможет передавать нормальную тормозную способность дорожному покрытию в отличие от новых шин, имеющих нормальное сцепление с дорогой.

Также ясно, что на мокрой поверхности тормозное расстояние машины больше, чем на сухом асфальте.

Не стоит забывать и об уровне подготовки водителя. Особенно важна, как мы узнали, для итогового тормозного пути скорость реакции водителя на дорожную ситуацию, требующую остановки автомобиля. Но скорость реакции за рулем зависит не только от опыта вождения. Например, знаете ли вы, что когда вы садитесь за руль в сонном состоянии (не выспались, устали или долго находились за рулем), то скорость реакции может замедлиться почти в два раза по сравнению со скоростью реакции хорошо отдохнувшего водителя.


В целом же на скорость принятия решения за рулем (скорость реакции) влияет много факторов: возраст водителя, алкогольное или похмельное состояние, употребление определенных медикаментов и в целом состояние здоровья. Так, при многих хронических заболеваниях скорость реакции многих водителей существенно снижается. Следовательно, все эти факторы серьезно влияют на тормозной путь автомобиля.

Представления о тормозном пути (что это такое, как определяют тормозной путь и для чего это нужно) необходимы каждому водителю. Знания эти будут для вас актуальными:

при выборе безопасной дистанции во время движения;

При экстренном торможении;

При «разборе полетов» в случае ДТП (используя формулу тормозного пути, можно доказать полиции, что вы не нарушали скоростной режим и реагировали своевременно).

Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля

Тормозной путь авто – это дистанция, которую преодолело ваше авто с момента нажатия на педаль тормоза до момента окончательной остановки. Измеряют данное расстояние в метрах. Даже самые лучшие тормоза не смогут молниеносно остановить транспорт на дороге. Двигаясь по сухому асфальту с минимальной скоростью в 10 км/ч, машина при блокировке колес проскользит еще 65 см, а при скорости 20 км/ч – тормозной путь составит 2.6 м (в гололед это уже будет 13 м!). Можно представить, насколько возрастет расстояние торможения при поездке по автостраде при 100 км/ч, когда машина пролетает 28 мв секунду.


Интересный факт! Легковая машина проходит за каждую секунду движения 5 м при скорости 30 км/ч и 33 метра при 120 км/ч.

Чем отличаются остановочный и тормозной пути автомобиля

Остановочный путь – пройденное авто расстояние с того момента, когда водителем обнаружена угроза, и до момента полной остановки авто. Такое расстояние, как правило, превышает тормозной путь легкового автомобиля. Главная причина - разная реакция людей. В большинстве случаев скорость реакции составляет 0,5 сек. Ряд факторов увеличивает время реакции:

усталость, плохое самочувствие, алкогольное или наркотическое опьянение, а также влияние некоторых лекарственных препаратов;

Уровень водительских навыков и мастерства (скорость реакции профессионала – 0,3 сек, у новичка – 1,7-2 сек);

Другая причина – время срабатывания тормозной системы авто различается. Гидравлический тормоз срабатывает через 0,2 с, пневматический – 0,6 (это значит, что торможение автомобиля начнется через 0,1-0,3 с и достигнет максимума еще через 0,3-0,5 с).

Важно! Величина остановочного пути должна быть всегда меньше расстояния до идущего впереди в попутном направлении автомобиля – данная дистанция будет безопасной.

Какие факторы влияют на тормозной путь

На длину тормозного пути влияют несколько факторов:

скорость – с ее повышением путь удлиняется. На дороге с сухим покрытием, при скорости автомобиля 60 км/ч, тормозной путь составит 23,5 м.

умение водителя тормозить в экстремальной ситуации (оптимальное решение – не выключая сцепления несколько раз нажимать на тормоз; при резком торможении можно потерять управление);

Техническое состояние автомобиля (прежде всего шин и тормозов);

Дорожные и погодные условия. Эффективность торможения автомобиля и сцепление с дорогой отражены в коэффициентах. Чем выше – тем лучше сцепление. Показатели различаются от 0,7 (на сухом асфальте) до 0,1 (по льду);

Движение на подъем, под уклон или ровной поверхности.

Важно! При увеличении скорости автомобиля вдвое, тормозной путь возрастет в четыре раза!

Как правильно рассчитать тормозной путь автомобиля

Во время движения по автодороге водителю нет смысла заниматься расчетами тормозного пути. Достаточно держать в памяти усредненные показатели. При нормальных условиях тормозной путь легкового автомобиля составит при скорости:

50 км/ч – 16,3 м;

60 км/ч – 23,5 м;

70 км/ч – 32,1 м;

80 км/ч – 41,9 м;

90 км/ч – 53 м;

100 км/ч – 65,5 м;

Интересный факт! Степень загрузки транспорта или его масса не влияют на тормозной путь. При буксировке прицепа (без тормозов) его масса повлияет на процесс торможения буксировщика. Если прицеп весит половину массы авто, длина тормозного пути увеличится в 1,5 раза.

На мокром асфальте и во время гололеда эти показатели будут увеличиваться в разы. Существует универсальная формула, которая позволит правильно расcчитать,чему равен тормозной путь авто:

S =V2/2μg ,

где V- скорость в начале торможения (в м/с),

μ - показатель сцепления шин с покрытием дороги.

Как рассчитать скорость авто по тормозному пути

В случае ДТП длина тормозного пути измеряется рулеткой, фиксируется в протоколе и может использоваться при вычислении скорости движения. Метод прост, не занимает много времени, дает точный результат и проверен практикой. Главное условие – наличие тормозного пути. Так, тормозной путь 20 метров укажет на то, какая скорость была в момент нажатия на тормоз - около 60 км/ч.

Существует ряд математических методик и формул для вычисления начальной скорости во время торможения. Более простым решением будет воспользоваться «Калькулятором скорости» на одном из автосайтов. Нужно указать длину тормозного пути и основные обстоятельства (вид автомобиля, дорожное покрытие и его состояние и т.д.), и калькулятор выдаст искомую цифру.

Подписывайтесь на наши ленты в

Когда водитель-новичок садится за руль, через две-три поездки он убеждается на личном опыте: тормозной путь не всегда одинаков. В некоторых ситуациях это расстояние оказывается жизненно важным, поэтому каждый обязан уметь рассчитывать тормозной путь своего автомобиля.

С точки зрения теории, тормозной путь – это дистанция, которую преодолело транспортное средство от момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Эта цифра зависит от нескольких факторов: скорости, дорожного покрытия, изношенности тормозной системы, разновидности шин и их состояния. Для расчета тормозного пути применяется формула S = Kэ x V x V/(254 x Фc). Обозначение S – это длина тормозного пути в метрах, Kэ – тормозной коэффициент (у легковой машины этот показатель равен единице), V – скорость в начале торможения (в км/ч), Фc – коэффициент сцепления с дорогой. Последнее значение зависит от погоды: для сухого асфальта оно равно 0,7, для мокрого – 0,4, для укатанного снега – 0,2, а при гололеде – 0,1.


Но при движении водителю не до формул, его интересуют конкретные цифры. И на этот случай известны средние показатели в условиях нормальной дороги. При скорости 60 км/ч длина тормозного пути составит около 17 метров, при 90 км/ч – 50-60 метров, а при скорости 120 – от 90 метров и более. Обратите внимание: если увеличиваем скорость вдвое, длина тормозного пути возрастает в 4 раза!


Важно осознавать, что длина тормозного пути обуславливается еще и другими факторами. Водитель, увидев препятствие, должен принять решение о торможении, переместить ногу на соответствующую педаль, нажать ее. У профессиональных гонщиков на это уйдет от 0,3 секунды, у новичка за рулем – от 1,7. Кроме того, тормозная система тоже срабатывает не молниеносно. Легковой автомобиль замедлится через 0,1-0,3 секунды, далее еще 0,3-0,5 с будет возрастать тормозное усилие от нуля до максимального значения. Все это лишь мгновения, но машина движется, препятствие ближе с каждой секундой.


Чтобы снизить вероятность внезапного торможения, достаточно придерживаться нескольких правил. Реально соотносите скорость с условиями дорожного движения. Сохраняйте достаточную дистанцию с впереди идущим авто, чтобы в случае резкого его торможения вы успели отреагировать. Чем новее легковушка, тем короче может оказаться ее тормозной путь. И наоборот: не перестраивайтесь перед грузовиками и автобусами, поскольку их тормозная система требует большего времени для остановки. Не отвлекайтесь и при возможности следите за ситуацией на дороге через стекла передней машины. Регулярно осматривайте тормоза на предмет изношенности колодок и шлангов, своевременно ремонтируйте неисправности.


Не забывайте, что выжав педаль тормоза до предела, вы можете полностью заблокировать колеса, тогда машина станет неуправляемой. Будьте внимательны на дороге, соблюдайте умеренный скоростной режим, и сможете обезопасить себя, своих пассажиров и других участников движения от дорожно-транспортных происшествий.