Обзор первых этапов FIA GT3 European Championship. Dodge поддержит европейские гонки FIA GT и FIA GT3 FIA GT3. Общий зачёт после четырёх этапов

Одновременно с представлением своих автомобилей в Европе, торговая марка Dodge была назначена "Официальным поставщиком автомобилей" для европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3 2006 года. На этих международных чемпионатах представлены специально подготовленные гоночные версии самых мощных и желанных во всем мире суперкаров, которые превращают гонки в исключительно зрелищное представление.

Dodge обеспечит шесть автомобилей для использования на гоночных трассах (и вне их) в каждом из раундов чемпионата FIA GT и FIA GT3 наступающего сезона, который начался 6 и 7 мая гонкой "Silverstone Supercar Showdown" в Англии.

Парк автомобилей Dodge будет состоять из "Официального автомобиля безопасности", "Официального пэйс-кара", одного "Официального медицинского автомобиля" и трех дополнительных автомобилей марки Dodge, которые будут служить в качестве "шаттлов" для VIP-персон и журналистов в ходе гонок.

Помимо предоставления этого парка "официальных автомобилей", марка Dodge также будет представлена в действии на гоночных трассах: девять из 78 автомобилей, которые будут состязаться в новом европейском чемпионате FIA GT3 2006 года, - это Dodge Viper Competition Coupes, которыми будут управлять гонщики французской и итальянской команд. Автомобили восьми других известных производителей обеспечат жесткую и бескомпромиссную борьбу в новой серии гонок, которая станет поистине незабываемым зрелищем для любителей суперкаров. Две гонки FIA GT3 поддержат избранные раунды чемпионата FIA GT.

"Марка Dodge исторически связана с автоспортом, и подобные гонки отлично дополняют многие атрибуты нашего бренда, такие как смелый дизайн и мощность", - сказал Стефан Лабу (Stephane Labous), Директор по международному маркетингу и связям Chrysler Group. - "Поэтому они вполне естественны для марки Dodge, и мы в восторге от того факта, что мы были назначены официальным поставщиком автомобилей для этих волнующих гоночных серий".

Комментируя достигнутое соглашение, Стефан Ратель (Stephane Ratel), Председатель SRO - организации, которая поддерживает и популяризирует эти гонки, - сказал: "Я восхищен тем, что SRO и Dodge пришли к соглашению о поставке официальных автомобилей для европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3 сезона 2006 года. В течение многих лет автомобили Dodge играли главную роль в гонках серии FIA GT. Модель Viper выиграла пять чемпионатов в период с 1997 по 2002 год, а также две гонки Proximus 24 Hours в Спа. В 2006 году начинается новая гоночная эра марки Dodge. Девять автомобилей Dodge Viper Competition Coupe примут участие в совершенно новом европейском чемпионате FIA GT3, что делает наше сотрудничество особенно уместным и своевременным".

Вслед за гонкой в Сильверстоуне, которая открыла сезон 6 и 7 мая, 10 гонок серии FIA GT пройдут в семи странах, включая Чешскую Республику, Германию, Бельгию, Францию, Италию, Румынию и Объединенные Арабские Эмираты. Гонки европейского чемпионата FIA GT3 будут сопровождать серию FIA GT в следующих четырех странах: Германия, Бельгия, Франция (Дижон) и Италия (Муджелло).

Чемпионат FIA GT представляет собой серию самых популярных международных гонок в мире суперкаров. Гоночные автомобили GT развивают мощность более 600 л.с. и способны развить максимальную скорость свыше 320 км/ч; они также соревнуются в гонках на выносливость, включая зрелищные 3-часовые и изнурительные 24-часовые гонки. В 2006 году чемпионат FIA GT посетит восемь стран и будет состоять из 10 этапов. Телевизионная аудитория гонок составит более 750 миллионов семей.

Европейский чемпионат FIA GT3 является новым проектом 2006 года. Он основан на более экономичном подходе по сравнению с высшей серией гонок GT, однако, в то же время, сохраняет зрелищность состязаний суперкаров и использует самые лучшие гоночные трассы. Регламент чемпионата FIA GT3 разрешает лишь очень незначительные модификации для гоночных автомобилей и требует применения шин от единого поставщика. В 2006 году в этом чемпионате, который будет состоять из пяти этапов (десять гонок), примут участие автомобили девяти престижных марок.

Кроме европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3, SRO также поддерживает национальные серии "British F3" и "British GT" в Великобритании, а также основную национальную гоночную серию Франции - чемпионат FFSA GT.

Но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причём изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

В 2007 г. были добавлены Jaguar XKR, Ford Mustang, Ford GT и Morgan, а Venturi Atlantic исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе BMW 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причём они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причём несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

Также категория GT3 набирает популярность и уже допущена в Британском, Австралийском, Французском и Бельгийском чемпионатах GT. Подобные же машины принимают участие и в гонках серии ГрандАм .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с ещё большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport (Porsche 997 GT3)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Matech Racing (Ford GT)
2009 Кристофер Хаасе
Кристофер Мис
(Phoenix Racing (Audi R8 LMS)
Hexis Racing (Aston Martin DBRS9)
2010 Даниэль Кайлвитц
Кристиан Хоэнадель
(Callaway Competition (

В 2016 году бессменный предводитель движения GT Стефан Ратель скомпоновал два своих первенства так, что на выходе может получиться самый представительный чемпионат, по своей мощи уступающий лишь временам господства на трассах заводских команд. Для этого француз оптимизировал число этапов Blancpain GT Series (увы, в том числе и за счет ликвидации российской гонки) и плотнее обозначил взаимосвязь спринтерской и марафонской серий, в которых теперь используются одинаковые типы шин Pirelli. Тем самым, Ратель добился привлечения небывалого числа участников: на старт первых часовых заездов в Мизано было заявлено 39 экипажей!

Старт сезона-2016 получился эффектным: четыре десятка машин уходят в ночь. Причем, на первых кругах даже обошлось без аварий!

В прошлом сезоне итальянский автодром принимал один из заключительных этапов Blancpain GT Series. Однако, несмотря на разницу в календаре, гонщикам пришлось выступить почти в тех же условиях, что и в 2015-м: квалификационная гонка, которая стартовала после заката солнца, прошла после дождя, а основной заезд порадовал участников сухой трассой. В составе тех, кому предстояло показать класс в весьма непростых условиях, было очень много известных имен, а в группе записных фаворитов произошли значительные изменения.

Безусловно, главный претендент на победу от армады Audi - бельгиец Лоренс Вантор, который за последние годы стал единоличным лидером марки в GT3. В этом году компанию ему составляет куда менее известный соотечественник Фредерик Вервиш. Прошлогодний сменщик лидера Audi, голландец Робин Фряйнс, теперь едет с младшим братом Лоренса, Дризом Вантором. Вообще же, из 12 заявленных в Мизано новеньких купе R8 LMS ровно половина представляла коллектив WRT, с 2010 года являющийся «придворным» при немецкой марке. Даже куда более опытная команда Phoenix, более десяти лет сотрудничающая с Audi не только в GT, но и в DTM, не первый сезон находится в тени бельгийцев. Вот и сейчас одних только усилий многоопытного Маркуса Винкельхока явно будет недостаточно, чтобы на постоянной основе опережать коллектив WRT, у которого, помимо Вантора, есть еще Кристофер Мис, Кристофер Хассе, Рене Раст и выпускник молодежных чемпионатов Уилл Стивенс.

Один из лидеров марки Ferrari в серии Рателя, команда Rinaldi, так и не успела получить новые турбокупе 488. Однако и с прошлогодней «атмосферной» техникой немцам удалось биться на равных с машинами заводского коллектива AF Corse!

Среди главных оппонентов Audi произошли рокировки. Один из прошлогодних чемпионов, Максимилиан Бук, теперь едет на купе Mercedes: команда HTP, переждав сезон, который для предыдущей модели был последним (и не самым удачным), снова выступает в составе Трехлучевой звезды. Это позволило Буку составить сильный экипаж с Домиником Бауманом, в то время как остальные дуэты у HTP не так хорошо сбалансированы. Легендарный Бернд Шнайдер вынужден выступать со вчерашним «любителем», Жюлем Шимковяком. А еще среди клиентов AMG нужно отметить и французский коллектив ASP, ранее выступавший на Ferrari. В новом сезоне за их ведущий экипаж едут чемпион Европы в Формуле-3 Феликс Розенквист и чемпион американской серии Indy Lights Тристан Вотье.

Бывший напарник Бука, Винсан Абриль, остался с Bentley и даже пошел на повышение - в «придворную» команду M-Sport (хотя заводские коллективы в GT3 запрещены, это всего лишь формальность, так как подопечные Малкольма Уислона сами строят эти машины). Там напарником прошлогоднего чемпиона стал опытный Стивен Кейн.

Марку BMW отныне на самом высоком уровне в GT3 представляют не бразильцы из AH Competicoes, у которых возникли финансовые трудности, а команда Rowe Racing, переметнувшаяся из лагеря Мерседеса. В ее распоряжении - «свежие» купе M6, пришедшие на замену вертлявым, но недостаточно быстрым машинам Z4. Управлять новинками призваны известные в мире GT австрийцы Филипп Энг и Александр Симс, а также не менее быстрые голландцы Стеф Дюссельдорп и Ник Катсбург - причем, последнему приходится совмещать эти выступления с работой в заводском коллективе Lada в WTCC.

На домашнем автодроме от пилотов Lamborghini ждали успешных выступлений, но даже заводские гонщики в Мизано не смогли ничего противопоставить конкурентам. Удастся ли им реабилитироваться на более скоростной трассе в Монце?

К сожалению, российских спортсменов среди участников гонки в Мизано не оказалось. Так и не материализовались надежды увидеть на старте команду Алексея Васильева, хотя еще поздней осенью была вероятность, что наш пилотк окажется за рулем одного из новеньких купе Mercedes AMG GT3.

А сами гонки выдались весьма интересными. По ходу ночного спринта напряженное действо было дополнено спецэффектами: красочный салют исполнило купе McLaren 650 S, окатив снопом искр и пламенем из выхлопной трубы следовавшего по пятам соперника. А на самой финишной черте один из участников «серебряного» кубка, где соревнуются начинающие покорители GT3, выдал настоящий трюк, заехав одним бортом на мокрую траву и отправив свое купе Audi во вращение в сантиметрах от бетонной стены.

В самом начале гонки Лоренс Вантор просто уничтожил конкурентов своим темпом, с первого же круга привезя им несколько секунд. Ставка бельгийцев на дождевые шины работала - трасса после вечернего ливня была все еще мокрой. Даже тот факт, что в бой уходило почти 40 машин, которые очень быстро просушили траекторию, вряд ли помешало бы Вантору удержать солидное преимущество. Однако против Лоренса оказалось то, что заезжать на смену шин ему пришлось буквально с открытием окна пит-стопов. Продержись он на трассе еще пару-тройку кругов, и бельгиец смог бы воспользоваться внезапно организованной дирекцией гонки «виртуальной» нейтрализацией, когда все пилоты одновременно сбросили скорость - на каком-то из участков работникам потребовалось убрать с траектории обломки.

Больше всех выиграли от неожиданной нейтрализации те, кто рискнул стартовать на сликах и терял поначалу по 5-6 секунд с круга. Однако в итоге чемпион Формулы-2 2009 года испанец Энди Соучек (Bentley M-Sport) и Александр Симс (Rowe BMW) остановились позже всех, пока соперники ехали по трассе с черепашьей скоростью, и выпустили своих сменщиков Максима Суле и Филиппа Энга на лидирующие позиции. Как ни высказывал после финиша свое недовольство произошедшим Вантор, но бельгийцу пришлось смириться с третьей позицией. Зато зрители отправились на боковую, предвкушая не менее захватывающую основную гонку.

Максим Суле благодарит свой автомобиль за безупречную работу в квалификационной гонке

И она их не разочаровала. Правда, вопрос с победителем был, по сути, решен в первые 15 минут, когда Вервиш смог справиться с сопротивлением со стороны лидировавшего Филиппа Энга. В этот же момент австрийца обогнал и Бауманн - его купе Mercedes было явно на самой грани по сцеплению на торможении, и менее юркая предыдущая модель AMG вряд ли справилась с таким маневром. В итоге Вантор и Вервиш довели дело до победы, Бук и Бауманн получили очки за второе место, а третье досталось Энгу и Симсу.

Старт основного заезда. Вервиш (крайний слева) еще только примеривается к атакующим действиям, а вот Симс (BMW) уже обгоняет замешкавшегося на старте Суле (Bentley)

Позади фаворитов гонки (да и всего сезона) все было куда интереснее. Началось все с крайне необдуманной атаки Дриза Вантора против Максима Суле, после чего победитель ночного заезда был вынужден пропускать весь пелотон. Но этот и другие инциденты все же остались в тени той бескомпромиссной борьбы, которую вели остальные гонщики. Например, Бернд Шнайдер из второго десятка умудрился пробиться аж на седьмую позицию!

Хороший прогресс на свой счет записали и гонщики новообразованной команды Garage 59. Этот коллектив, выступающий на купе McLaren 650 S, по сути, тоже является «придворным». Плюс в его составе не только сильные заводские гонщики Роб Белл и Альвару Парент, но и новый гоночный директор, Баз Ляйндерс, перешедший из закрывшего свою деятельность в GT3 известного коллектива Marc VDS.

Новые купе Mercedes AMG GT3 быстры, но порой преподносят пилотам неприятные сюрпризы

Правда, самому шасси McLaren 650 S это не особо помогает. Оно еще в бытность моделью MP4-12C было крайне требовательным к шинам и мастерству гонщика, и по сей день остается таким же норовистым на мокрой трассе. А вот «посуху» дела идут куда лучше: опытные пилоты вполне могут бороться за подиумы. Что до технических неисправностей типа фейерверка из выхлопной трубы, то досадные неполадки случаются и у других, более крупных игроков. Так, явные трудности испытывают с техникой клиенты AMG - новое купе с ходу оказалось быстрым, но вот его надежность пока не на высоте. С самого начала года представители марки сходят из-за отказов техники: Шнайдер на марафоне в Дубае остановился чуть ли не в первый час борьбы, да и в Мизано Розенквисту пришлось променять добытое было третье место в гонке на обидную «баранку». Если так пойдет и дальше, то составить конкуренцию Вантору соперникам будет тяжело. Следующее испытание пилотов GT3 на прочность - первый этап марафонского чемпионата Blancpain, который пройдет в Монце через две недели.

Porsche 997 GT3 Cup S

Team Modena Lamborghini Gallardo GT3

Европейский чемпионат FIA GT3 - чемпионат по кольцевым автогонкам на спортивных машинах типа Гран Туризмо, организованный SRO (Stephane Ratel Organization) Стефана Рателя, и проводимой под эгидой ФИА . Идея чемпионата восходит с серии FIA GT , но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причем изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

  • Ascari KZ1-R
  • Aston Martin DBRS9
  • Corvette Z06R GT3
  • Dodge Viper Competition Coupe
  • Ferrari F430 GT3
  • Lamborghini Gallardo GT3
  • Lotus Sport Exige GT3
  • Maserati Gran Sport Light
  • Porsche 997 GT3 Cup S
  • Jaguar XKR GT3
  • Ford Mustang FR500GT
  • Ford GT GT3
  • Morgan Aero 8
  • BMW Alpina B6 GT3
  • Audi R8 LMS

В 2007 г. были добавлены Ягуар XKR, Форд Мустанг, Форд ГТ и Морган, а Вентури Атлантик исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе БМВ 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причем они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причем несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с еще большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport(Порше Карерра)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
Martini Callaway Racing(Шевроле Корветт)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing(Шевроле Корветт))
Matech Racing (Форд ГТ)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .