Общественный транспорт будущего: быстрее ветра и дешевле метро. Каким будет транспорт будущего? На земле, в воздухе и в воде Рассказ каким должен быть транспорт будущего

Ездить быстро и с комфортом — извечная мечта любого человека. Когда-то в карете или на дирижабле, сейчас — в автомобиле или самолете. А завтра?

Инженеры, конструкторы и изобретатели-любители не устают придумывать новые способы передвижения. Каждый день приносит новости о новых разработках — , летающие такси, “чудо-капсулы” и многое другое. Рынок транспорта развивается очень динамично и технологично.

Окинем взглядом транспортный тренд, оценим новейшие разработки, обозначим разработчиков и перспективы для инвестирования.

Революция мобильности

В наше время стало возможным то, о чем могли лишь мечтать в прошлом писатели-фантасты — гироскутеры, и другие футуристические средства передвижения. Сфера индивидуального транспорта развивается очень динамично. Что же касается общественного, то прогресс менее заметен. Большинство традиционных систем (самолеты, судна, поезда, автобусы, трамваи и троллейбусы) продолжают работать.

Однако революция в пассажироперевозках не откладывается. Наоборот, она только начинается. Об этом свидетельствует вал разработок и проектов, который с каждым днем становится все больше.

Конструкторы исходят из того, общественный транспорт будущего должен быть быстрым, удобным, доступным, безопасным и экологичным. Инвесторы и власть имущие добавляют: и рентабельным. Поэтому большинство стартапов отрасли готовятся вывести на рынок беспилотные системы на электротяге или гибридные (с использованием двигателей внутреннего сгорания). Преимущества очевидны — бесшумность, минимальные выбросы “парниковых газов”, надежность, высокий КПД. Дизайн предполагает обтекаемый корпус, комфортные сидения, прозрачные стены, а также оснащение Wi-Fi, скоростным Интернетом и другими благами цивилизации.

В центре особого внимания — трансформация инфраструктуры, развитие мобильности. В одном из американских городов власти помогают предпринимателям оборудовать крыши небоскребов под площадки для взлета и посадки аэротакси. Парковки и станции посадки- высадки пассажиров на, над и под землей — об их обустройстве думают еще на этапе концепта. Хороший пример подал германский стартап Volocopter, который разработал проект стоянок для летающих такси на высотных домах.

Общественный транспорт будущего все больше переходит под контроль искусственного интеллекта (ИИ). Сеть датчиков и камер в пассажирском салоне и по маршруту передают данные в единый центр, где их анализирует программа-диспетчер. Решения (регулирование потоков и дистанции движения, предотвращение заторов и пробок) принимаются без обязательного участия человека.

Рассмотрим наиболее реалистичные и инвестиционно привлекательные проекты, в зависимости от видов транспорта.

Надземные гонки

Надземный общественный транспорт будущего предполагает перемещение над землей, в контакте опор, рельсов или движущихся частей с ней. Его главное преимущество в городских условиях — большая экономия места в центре.

#1 Гирокар Семенова

Общественный транспорт будущего Insaat на базе устройства из прошлого — гироскопа в 2017 году спроектировал выходец из СССР, турецкий изобретатель Дахир Семенов. Примером такого аппарата служит знакомый с детства волчок (юла), который реагирует (балансирует) на изменение углов ориентации предмета, на котором стоит. Проекты гиробуса (автобуса с маховиком) воплощали в жизнь в 1950-х годах в Швейцарии, Бельгии и Бельгийском Конго.

Впрочем, Семенов позаимствовал идею у российского инженера Петра Шиловского, который в начале ХХ века разработал прототипы рельсовых двухколесных повозок и гиробайков. Правда, у первого они представляют собой балансирующие футуристические капсулы, которые оснащены мощными гироскопами. Гирокары скользят по монорельсу на двух опорах с колесами (высота над землей — несколько метров). Энергию для гироскопов дают солнечные панели на крыше и резервные батареи.

Эксперты называют проект Семенова вполне реализуемым, но очень затратным (малорентабельным).

#2 Струнный

Изобретатель из Беларуси Анатолий Юницкий придумал струнную надземную систему эстакадного типа SkyWay. Транспортные модули ездят в ней по рельсам-струнам из пучков стальной проволоки в бетонном корпусе, которые натянуты между опорами (высота – от нескольких метров). Вместо машинистов — автоматика. Предполагаемая скорость — 100-500 километров в час.

Проект SkyWay поддерживают власти Беларуси, хотя официальная наука признала его “недостаточно проработанным”. Компания Юницкого испытывает прототипы на полигоне под Минском и усиленно привлекает деньги инвесторов. Впрочем, центробанки Литвы, Латвии, Эстонии и Чехии признали SkyWay финансовой “пирамидой”.

#3 Маглев или поезд на магнитной подушке

Название технологии маглев дало явление магнитной левитации — подъем, движение и управление с помощью магнитного поля. Поезда движутся над монорельсом или в канале между магнитами, встроенными в надземные эстакады на опорах. Составы могут использовать 3 типа подвески — электродинамическую (сверхпроводящие магниты), электромагнитную и магнитную (постоянные магниты). Левитацию (полет без контакта с дорогой) создают отталкивание и притягивание магнитных полюсов. Ускорение придает линейный электродвигатель.

Максимальная скорость маглева — до 600 километров в час. Поезд отличают высокий КПД, низкий уровень шума и малая энергоемкость. Большой “минус” — огромная стоимость постройки и обслуживания колеи. Из-за этого большинство реализованных проектов (Германия, Южная Корея, Китай, Япония, Великобритания, СССР) были заморожены или переведены в обычный скоростной режим (100-120 километров в час). В коммерческой эксплуатации с 2002 года находится лишь сверхбыстрый маглев в Шанхае. Трассу построила германская компания Siemens, поезда — Transrapid. За 3 минуты состав разгоняется до 430 километров в час.

#4 Вакуумный Hyperloop

Скорость маглева ограничивает аэродинамическое сопротивление (трение о воздух). Чтобы его избежать и достичь большей скорости, американский миллиардер Илон Маск в 2013 году предложил идею вакуумного поезда Hyperloop (“Гиперпетля”) . Дорогую магнитную подушку в нем он заменил на дешевую воздушную.

Выглядит все примерно так: пассажирские капсулы двигаются в вакууме по алюминиевому электрическому рельсу внутри надземной стальной трубы (трубопровода). Как и в маглеве, ускорение придает линейный электродвигатель. Эффект воздушной подушки создают вентилятор, который нагнетает встречный поток под днище и компрессор для сжатого воздуха. Максимальная скорость капсулы — 1,1-1,2 тысячи километров в час. Затратность проекта — 7,5 млрд долларов, окупаемость — 20 лет.

Идею Hyperloop сейчас воплощают 3 группы компаний — Tesla и SpaceX, BIG и Virgin Hyperloop One, а также Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT) с региональными партнерами. В 2017-2018 годах они представили прототипы или концепты капсул и начали строительство испытательных полигонов. Британия, Украина, Швеция, Эстония, Нидерланды, Россия и Объединенные Арабские Эмираты заявили о готовности реализовать проект Hyperloop на своей территории. Первый участок коммерческой трассы HTT обещает запустить через 2 года, к началу международной выставки Expo-2020 в Дубае.

Маневры на земле

Для тех, кто не любит отрываться от земли, инженеры конструируют наземный общественный транспорт будущего. В тренде — эксперименты с двигателями и топливом, борьба с выбросами “парниковых газов”.

#1 Высокоскоростные железные дороги

В некоторых странах (около 25) еще с 1960-1980-х годов действуют высокоскоростные железнодорожные магистрали. Первая, Токайдо-синкансэн компании Japan Railways (Япония), стала самой загруженной линией в мире (375 тысяч пассажиров в день). Она электрифицирована, имеет европейскую колею. После модернизации скорость поездов увеличилась с 210 до 285 километров в час, на других синкансэн-магистралях — до 320. В 2020 году ее планируют довести до 360.

Наиболее динамично развивает технологию Китай. Усиленное строительство таких линий поддерживает и финансирует правительство. Общая длина высокоскоростных железных дорог в Поднебесной превышает их суммарную протяженность в других странах — 22 тысяч километров. С 2011 года курсируют поезда, которые считают самыми быстрыми в этом классе. К примеру, G10 Fuxing, который с сентября 2017-го стал ходить по маршруту Пекин-Шанхай, развивает скорость 350 километров в час.

#2 Поезда на водородном топливе Coradia iLint

В конце лета 2018 года французская компания запустит в Германии первые в мире пассажирские поезда дальнего следования на водородном топливе Coradia iLint. Разработчики получили 8 млн евро в рамках государственной программы.

Правительство ФРГ решило отказаться от дизельных и электропоездов в пользу водородных из-за их экологичности. При сжигании топлива в последних не образуется “парниковых газов”. Одной зарядки водорода хватает на 800 километров.

#3 Электрические платформы и модули MOBi от AirspaceX

Общественный транспорт будущего MOBi — изобретение американской компании AirspaceX. К концу 2018 года стартап планирует собрать прототип наземной электрической платформы. К ней будут крепиться пассажирский и грузовой модули. Управлять платформой должен водитель.

В состав системы MOBi войдет также воздушная электрическая платформа с модулями для грузов и пассажиров. Она сможет летать около 2 часов на скорости до 290 километров в час.

#4 Электробусы

Электробусы (электрические автобусы) — по сути электромобили, которые используют как общественный транспорт будущего. Источником питания служат аккумуляторные батареи большой емкости. В начале XX века британская компания London Electrobus Co. использовала для перевозки пассажиров в Лондоне первые 20 электробусов, который собрали из французских компонентов.

В 2010-х годах, с началом “революции электромобилей” разработчики и инвесторы вновь обратили внимание на электрические автобусы. Со своими моделями на рынок вышло множество производителей — “Электронтранс” (Германия-Украина), “Белкоммунмаш” (Беларусь), Metro Shuttle (Великобритания), Zhengzhou Yutong Group (Китай), “Группа ГАЗ” (Россия) и другие. Лидером считают компанию Proterra (США). В сентябре 2017 года ее электробус Catalyst E2 Max пошел на рекорд — за 74 часа преодолел на одной зарядке 1772 километра.

В июне 2018-го российское ПАО “КАМАЗ” представило прототип беспилотного электробуса ШАТЛ с 5G-модемом. Его маршрут будет прокладывать компьютерная программа. Пассажир вводит лишь пункт назначения в специальном приложении. Телеметрическая информация с датчиков поступает через 5G-Интернет на сервер “КАМАЗа”. В производство ШАТЛ запустят в 2021-2022 годах.

#5 Мультимодальные устройства Ford

Мультимодальность (перевозки двумя и более видами транспорта) считают мейнстримом в разработке средств передвижения. Но пока другие создают объединенные сервисы, американский автопроизводитель Ford интегрировал аппарат из будущего в устройство из прошлого.

Авторы проекта встроили электромотоцикл в обычное двухместное авто между сиденьями. При желании технику можно отстыковать и использовать отдельно. Это обеспечит комфортный переход на электромобили к 2030 году. Разработка укрепила доверие инвесторов к Ford.

В турне — на космическом корабле

Трансфер до орбиты Земли на настоящем космическом корабле — даже эту мечту обещают и, похоже, смогут воплотить 3 компании.

#1 Big Falcon Rocket (BFR) от SpaceX

Илон Маск предложил использовать для межконтинентальных перелетов … космический корабль, который сооружает его компания SpaceX. Бизнесмен уверяет: звездолет BFR совершит суборбитальный полет по баллистической траектории и доставит пассажиров в любую точку планеты в течение часа. Путешествие на космической скорости будет стоить несколько тысяч долларов.

#2 New Shepard от Blue Origin

18 июля 2018 года американская компания Blue Origin основателя e-commerce-гиганта Amazon Джеффа Безоса в девятый раз испытала суборбитальный корабль для транспортировки туристов New Shepard. Тестирование системы спасения при авариях на большой высоте признали успешным. В пассажирской капсуле, рассчитанной на 6 человек (экипаж и туристы), находился лишь манекен. Со стартовой площадки в Техасе New Shepard запустили на высоту в 90 километров. Там капсула включила дополнительный двигатель, отстыковалась и поднялась до 120 (выше границы с космосом). Оттуда она на парашютах спустилась на землю, куда до того отдельно прибыла ракета-носитель.

По указанной схеме Blue Origin планирует возить туристов уже с начала 2019 года. Первыми, если верить инсайдерам, будут сотрудники компании. Пока каждый пуск оценивают в 10 млн долларов. О цене и начале продажи билетов топ-менеджеры хранят молчание.

#3 Virgin Galactic

Американский миллиардер Ричард Брэнсон дебатирует идею суборбитальных турне уже 10 лет. Столько же времени его компания Virgin Galactic продает билеты в космос (250 тысяч долларов за штуку). Их владельцами стали 700 человек. Компания собрала 1,4 млрд долларов (большая часть — у инвесторов Саудовской Аравии) и построила в штате Нью-Мексико первый в мире частный космопорт “Америка”.

Авиастроительная компания из США Scaled Composites соорудила для проекта уникальный самолет-носитель WhiteKnight2, которому дали имя матери Брэнсона Евы. По замыслу разработчиков, аппарат доставит космолет SpaceShipTwo с людьми (2 пилота и 6 пассажиров) на высоту 16 километров, где отстыкуется и вернется назад. Туристы с экипажем продолжат полет до границы с космосом и даже 5-6 минут побудут в невесомости. Все турне с возвращением на землю займет 2,5 часа. Первый из 5 космолетов компании разбился в октябре 2014 года, погиб один из пилотов. Коммерческие полеты хотят начать в конце 2018-го.

На работу и домой — по воздуху

Большинство разработчиков аэротакси ориентируются либо на VIP-клиентов, либо на представителей среднего класса, которые хотят каждый день попадать из дома на работу и обратно без пробок и заторов. Среди летательных аппаратов преобладают легкие самолеты с вертикальным взлетом-посадкой и вертолеты.

#1 Kitty Hawk

Американский стартап Kitty Hawk — признанный лидер в отрасли. Его основатель, генеральный директор и соучредитель Ларри Пейдж, решил воплотить мечту многих — передвигаться по воздуху каждый день. Компанию возглавил один из основателей секретного подразделения Google Себастьян Трун.

За 3 последних года команда стартапа успела разработать прототипы электрического беспилотного аэротакси Cora и пилотируемого аэромобиля Flyer, а также собрать 6,5 млн долларов инвестиций. Новинки усиленно тестируют в Новой Зеландии. Власти Страны Киви поддержали идею развернуть там сеть экологичных аэротакси.

Успехи Kitty Hawk не ускользнули от зоркого взгляда чиновников военного ведомства США. В 2017 году Пентагон стал тайным инвестором компании. Ей и другому американскому стартапу-разработчику аэротакси Joby Aviation, удалось привлечь суммарно почти 2 млн долларов.

#2 Uber

Американская компания Uber работает над проектом аэротакси с 2016 года. В разработке участвуют как ее инженеры, так и специалисты флагманов авиастроения — Bell Helicopter, KaremAircraft, Aurora Flight Sciences, Mooney International, Embraer и Pipistrel. Испытания аппарата, на котором вскоре должны остановить выбор, стартуют в 2020-ом, использование — в 2023-ом. В тестировании и внедрении аэротакси Uber поможет NASA.

#3 Lilium Jet

Стартап из Германии Lilium Jet спроектировал самую быстроходную модель электрического аэротакси. За это некоторые называют ее “летающим Ferrari”. 5-местный аппарат Lilium (“Лилия”) летает на скорости до 300 километров в час. Чтобы придать ему роскошный вид, стартаперы привлекли известного автодизайнера Фрэнка Стефенсона. Китайский интернет-гигант Tencent вложил в Lilium Jet 90 млн долларов.

#4 Bell Helicopter

Канада стала вторым после Новой Зеландии государством в мире, которое официально поддержало проекты транспорта будущего. На разработку городского беспилотного аэротакси и вертолетов нового поколения федеральное правительство выделит 49,5 млн долларов.

Деньги получит международный консорциум из 19 участников (авиапроизводители, колледжи и университеты) во главе с канадской “дочкой” американской компании Bell Helicopter. Она будет основным подрядчиком и инвестором (вложение — 125 млн долларов). В январе 2018 года Bell Helicopter представила проект салона аэротакси Urban Air Taxi.

#5 Workhorse

В мае 2018 года американский производитель электромобилей Workhorse успешно испытал беспилотное гибридное аэротакси Surefly. Силовая установка дрона состоит из бензинового электрогенератора и резервной аккумуляторной батареи. Пассажир должен набрать на клавиатуре лишь пункт назначения. Маршрут прокладывает компьютер. Основной упор разработчики сделали на безопасности полета. К 2020 году Surefly хотят запустить в производство.

#6 Transcend Air

Американская компания Transcend Air разработала концепт междугородного аэротакси для бизнесменов и других VIP-путешественников. Разработку 6-местного электровертолета Vy 400 хотят закончить к 2024 году. Он будет курсировать между деловыми центрами мегаполисов на скорости до 652 километра в час.

Максимальная дальность полета превысит 724 километра. Например, расстояние между Монреалем и Торонто Vy 400 покроет за 60 минут. Стоимость перелета составит 325 долларов. Прочный и легкий аппарат с корпусом из углеродного волокна сможет вертикально взлетать и садиться. Аэротакси оборудуют автопилотом, сенсорами и системой автоматического управления двигателями.

В туннелях под землей. The Boring Company

Компания Илона Маска The Boring Company реализует проект подземного электробуса Loop. Стартап привлек 115,52 млн долларов. 90% суммы внес … сам Маск, став первым крупным инвестором.

На презентации проекта в мае 2018-го основатель The Boring Company рассказал, что получил разрешение властей на бурение туннелей в Вашингтоне, Чикаго и Лос-Анджелесе. В последнем компания сотрудничает с городским метрополитеном. В городе Ангелов она планирует построить сеть туннелей с тысячами крошечных станций, куда пассажиров будут доставлять лифты.

Подземные электробусы смогут передвигаться быстрее, чем в метро — со скоростью 240 километров в час. Вояж из центра города до аэропорта займет всего 8 минут. Стоимость поездки составит 1 доллар. Чтобы сократить расходы, Маск запустит в продажу сверхпрочные кирпичи из туннельных отходов.

“Порхая” над водой. Sea Bubbles

Роль водных такси во многих городах выполняют обычные катера и теплоходы. Их использование приносит мало прибыли и чревато загрязнением окружающей среды. Прорыв в этой отрасли сделал французский стартап Sea Bubbles. В мае 2018-го он представил экологичный гибрид катера и электромобиля. 5-местное водное электротакси на воздушной подушке при разгоне приподнимается на полметра и “порхает” над водой. Заряда батарей хватает на 3 часа.

Презентация на международном форуме инноваций Viva Technology-2018 в Париже вызвала интерес у инвесторов и частных компаний, которые раскупили все 20 штук из первой партии. К 2050 году стартаперы надеются сформировать сеть водных электротакси в 50 крупных городах мира.

Инвестиции в скорость

Уследить за всеми новинками, которые выходят на рынок, нелегко. Но даже поверхностный анализ того, что преподносят как общественный транспорт будущего, показывает: не все в теории «красивые» проекты могут быть реализованы в обозримом будущем. Рентабельность и коммерческая успешность некоторых вызывает обоснованные сомнения. Для потенциальных инвесторов это может означать — лучше не зацикливаться на чем-то очень заманчивом и «сверхскоростном», а использовать все возможности для вложения средств. Рассмотрим лишь те, что лежат на поверхности.

#1 Стартапы и технологии

Для некоторых компаний общественный транспорт будущего стал основным бизнесом. Их круг не ограничивается уже перечисленными. При этом степень риска для инвестиций возрастает в разы, если компания новая и не связана с более опытными игроками отрасли.

#2 Новые виды топлива

Переход на возобновляемые виды горючего пробуждает интерес к биотопливу. Уже есть прототипы самолетов, которые летают без керосина. Например, лайнер авиакомпании Qantas преодолел расстояние между США и Австралией на биотопливе из особого сорта горчицы.

#3 Фотоэлементы

Почти все прототипы разработчики пытаются оборудовать солнечными батареями. Они позволяют подзарядить аккумулятор и не только. Акции производителей фотоэлементов точно не упадут.

#4 3D-принтеры

Некоторые авиагиганты уже сейчас печатают запчасти для самолетов на 3D-принтере. Так быстрее. Вкладывайте в это “чудо техники”. Не прогадаете.

#5 Металлы

Как и раньше, рынок транспорта поглощает много металлов: железа, алюминия и даже лития (для батарей). Цены на них будут расти. Следите за котировками.

Резюме . Красивые картинки концептов скрывают “сырость” замыслов и решений. Увы, так сейчас можно охарактеризовать состояние отрасли. Общественный транспорт будущего больше ориентирован на привлечение средств и “раскрутку” разработчиков. Лишь единицы предлагают реалистичные и перспективные проекты. Но даже хорошие бизнес-идеи часто остаются невостребованными или замороженными посередине пути.

Вот почему серьезные инвесторы сейчас вкладывают сразу в несколько компаний. Перераспределение средств дает гарантию от потерь. Прибыль сулят разработки в секторе беспилотных электробусов, аэротакси и высокоскоростных поездов. Большой риск таят проекты струнного транспорта и гирокары.

Если вас влечет перспектива не просто вложить деньги в общественный транспорта будущего, но и войти в историю, попробуйте. Может, именно вы подтолкнете прогресс и первым прокатитесь на чем-то, что будет быстрее ветра …

Подготовил Станислав Клопот

2016

Транспортные средства в США становятся более топливосберегающими

Новые стандарты, введенные администрацией президента Обамы, подняли топливосберегательность пассажирских автомобилей (легковых автомобилей, кроссоверов, внедорожников, фургонов и пикапов) до среднего показателя в 14,5 км на литр (примерно 7 л на 100 км).

Это приведет к снижению загрязнения диоксидом углерода почти на миллиард метрических тонн и сохранит 1,8 миллиарда баррелей нефти. Кроме того, средний потребитель сэкономит около $3 000 за весь срок эксплуатации автомобиля, даже принимая во внимание высокую стоимость первоначальной покупки.

Подобная эффективность стала возможна благодаря меньшим и более эффективным двигателям с прямым впрыском и/или турбокомпрессором; более совершенной автоматической трансмиссии с двухдисковым сцеплением; гибридным электрическим системам, экологичным дизельным двигателям, покрышкам с меньшим сопротивлением качению, более аэродинамическому дизайну и облегченным материалам.

Однако США все еще отстают от остальных развитых стран и должны внедрить многие инновации. Например, новые транспортные средства в Европе и Японии в среднем имеют эффективность 21-22 км на литр (около 4,5 л на 100 км), и большинство из них имеют технологию стоп-старт.

World View Enterprises - молодая стартап компания, основанная в Аризоне, в 2016 г. начинает предлагать суборбитальные полеты с использованием капсулы, поднимающуюся воздушным шаром на 32 км в небо. Несмотря на то, что определение «космического пространства» начинается с высоты в 100 км, тем не менее, перед пассажирами открывается великолепный вид на Землю. Клиенты платят $75,000 за поездку, которая длится четыре часа. Капсула свободно вмещает до восьми пассажиров. Механизмы безопасности позволяют шару плавно спуститься вниз, гарантируя благополучное возвращение в случае неисправности.

2017

Продажи электрических и гибридных грузовых автомобилей ежегодно достигают 100 000


Годовой объем производства электрических и гибридных транспортных средств на данный момент превосходит 100 000 во всем мире. Среди них гибридные электрические механизмы, подзаряжаемые гибриды, аккумуляторно-электрические, подзаряжаемые электрические варианты с механизмом отбора мощности.

Между 2011 и 2017 годами общий рынок тракторов стабильно растет на 4% в год. Однако рынок гибридных и электрических тракторов растет почти в 12 раз быстрее, на 47%. Частично это произошло в ответ на изменчивость поставок нефти и газа, однако также благодаря значительным улучшениям технологий и, в частности, падающей цене на аккумуляторы.

Общая стоимость гибридных и электрических механизмов остается самым большим барьером на пути полного захвата рынка, но в течение ближайших лет данное положение значительно улучшится благодаря новой технологии аккумуляторов, которая улучшает скорость и диапазон транспортного средства. Также удалось достигнуть прорыва в продолжительности зарядки, как и доступности станций электрической заправки (на данный момент 7,7 миллионов во всем мире). Также становятся доступны моторы, не использующие редкие металлы.

Самый большой рынок все еще находится в азиатской части Тихого океана, приблизительно 41 000 транспортных средств продается ежегодно. Постепенно этот регион догоняет Северная Америка, где их количество достигает 26 000. С ростом цен на нефть гибридные и электрические автомобили постепенно станут более рентабельными, чем работающие на ископаемом топливе. Технология в целом продолжает изменять форму промышленности. Производители рассматривают возможности производства, например, безоператорных, полностью автоматизированных автомобилей.

Существуют большие выгоды для экологии в использовании электрической техники, поскольку грузовые автомобили являются источником значительного загрязнения выбросов транспорта, которые вместе производят более 13% эмиссий углеводородов в мире.

2019

Технология взаимодействия автомобилей внедряется в ряде стран

Многие автомобили в мире уже тем или иным образом присоединены к сети Интернет. К 2019 году появилась еще одна технология, предоставляющая возможность беспроводной связи между автомобилями. Используя сочетание беспроводной связи и сигналов GPS, система способна предупреждать водителей о потенциальных опасностях или препятствиях. Например, если автомобиль, находящийся через два автомобиля от Вас, резко тормозит, а водитель непосредственно находящегося перед Вами автомобиля, нет, то система велит водителю затормозить с помощью громких сигналов и мигающего красного сигнала на ветровом стекле.

Благодаря связи между автомобилями и городской инфраструктурой езда на дорогах стала намного более безопасной, в то время как пробки и выбросы углеродов уменьшились. Фактически, технология настолько эффективна, что в некоторых странах количество аварий со смертельным исходом сократилось на 80%. Вскоре она стала обязательной в связи с очевидными выгодами для экономики и безопасности.

Автоматические грузовые перевозки


Автономная перевозка пассажиров скоростным общественным транспортом уже применяется в некоторых аэропортах и сетях метрополитена в городах. К 2019 году она начала распространяться на дорогах общего пользования, появилось значительное количество автоматических грузовиков. Они способны самостоятельно перемещаться на сотни километров, опознавая транспорт и препятствия с помощью продвинутой технологии GPS.

У них есть несколько преимуществ по сравнению с транспортом, управляемым людьми: они способны ехать сутками, не уставая, не болея, не требуя зарплаты или обучения. Грузовики также способны выявлять механические или компьютерные неполадки. Среди автоматизированных средств передвижения в скором времени будут автомобили, такси и другие виды дорожного транспорта, которые получат широкое распространение в 2030-е годы.

2020

Первый экономически самостоятельный город без автомобилей в континентальном Китае

Проект под названием Great City — экологически устойчивый, не наносящий ущерба окружающей среде город-спутник, построенный на участке площадью около 3 км² поблизости города Чэнду в Центральном Китае. Эта футуристическая инженерная разработка, достроенная в 2020 году является отсылкой к проблемам перегруженной инфраструктуры, присущим большинству урбанистических центров Китая; город не потребляет много энергии и не загрязняет окружающую среду выбросами углерода, в отличие от множества беспорядочных пригородных застроек.

Great City стал домом для 30 тысяч семей, или 80 тысяч человек, многим из которых предоставляется возможность работать в рамках проекта. Перекликаясь с задумками Жака Фреско и его проектом «Венера», город устроен так, что расстояние между двумя любыми его точками преодолевается пешком за 15 минут, фактически устраняя потребность в автомобилях. Город сообщается с Чэнду и близлежащими окрестностями мощной сетью транспортных коммуникаций, образующей региональный транзитный узел в центре города, вынесенный под землю.

Great City потребляет на 48% меньше энергии, на 58% меньше воды, наносит на 89% меньше вреда от захоронения отходов и вырабатывает на 60% меньше углерода, чем любые другие пригородные поселения. Из 800 акров городских территорий работающие и живущие в нем люди занимают 40% земельного пространства, остальная его часть отведена под открытые зеленые насаждения и земледелие. Проект города задуман как прототип или модель для воспроизводства подобных ему поселений по всей стране. Ранее уже существовал город без автомобилей, расположенный на крошечном острове Гуланъюй, вблизи острова Сямынь, но Great City намного превосходит его в размерах, к тому же, он является первым подобным городом, построенным на материковой части Китая.

Около миллиона «умных» парковочных мест к 2020 году


Столкнувшись с растущей экологической и хозяйственной нагрузкой на транспорт, пересматривается как и где осуществляется парковка в городах, разрабатываются более сбалансированные способы управления парковочными местами.

Благодаря новой технологии, инновационные подходы к парковке становятся краеугольным камнем городской миграционной стратегии. Согласно новому отчету от Navigant Research, количество установленных на улицах парковок с «умными» технологиями превзойдет 950,000 машиномест во всем мире к 2020 году, в шесть раз увеличив годовую выручку.

«Парковки значительно эволюционируют с момента появления первых метров стоянки в Оклахома-Сити в 1935 году,» говорит Эрик Woods, директор по исследованиям. «Благодаря новым технологиям, повышением операционной эффективности и сокращением ожидания клиентов, открываются широкие перспективы на роль парковки в городах».

Сутью смарт-парковки является подключение водителей и парковщиков (или автоматических устройств парковки) в единую систему для оптимизации использования парковочного потенциала и уменьшения заторов на дорогах. Ряд технологий обеспечивают основу смарт-паркинг решений, в том числе автомобильные датчики, беспроводные коммуникации, и данные Google Analytics. Смарт-паркинг внедрён в смартфон в качестве приложения для обслуживания клиентов, осуществления мобильного платежа и в автомобильные навигационные системы.

В основе смарт-паркинг концепции является возможность доступа, сбора, анализа, распространения информации в реальном времени. В будущем, это станет частью растущего «Интернета Вещей», который способствует ещё большему взаимодействию устройств, систем и людей и существенно повышает удобство и эффективность мира вокруг нас.

2025

Многие страны радикально перестроили железнодорожную транспортную инфраструктуру.

В Испании было проложено более 10000 километров высокоскоростной железной дороги, что сделало Испанию страной с самой развитой сетью железных дорог в мире. На сегодняшний день 90% населения страны живет в пределах 50 километров от ближайшей станции скоростного поезда.

В Британии практически закончена первая часть протяженной высокоскоростной линии. Эта линия пройдет по центральной оси страны и соединит Лондон со вторым по величине городом Англии Бирмингемом. Позже линия будет проложена до Манчестера и далее на север. Поезда будут способны развивать скорость до 250 миль в час, значительно сокращая время в пути.

В Японии скоро планируется пустить высокоскоростной поезд на магнитной подушке между Токио и Нагоя. Эксперименты, проведенные в предыдущие десятилетия, показали возможность строительства прямого железнодорожного туннеля сквозь Южные Японские Альпы. Поезда первого поколения уже установили мировой рекорд скорости равный 581 километров в час (или 361 миле в час). Недавние разработки в области конструирования вагонов позволяют еще больше увеличить скорость, что делает поезда достаточно быстрыми для соперничества даже с коммерческими авиалиниями.

Многие страны также инвестируют в железнодорожный транспорт из-за его высокой скорости и удобства. Кроме того растущие цены на топливо, а также экологические факторы сделали автомобильный и авиатранспорт менее желанными для путешествий. Даже в Америке, где на протяжении десятилетий развитию железнодорожной сети не уделялось должного внимания, наблюдается большой прогресс в этой области.

Завершена полная модернизация системы воздушного транспорта США


Последняя стадия модернизации воздушно-транспортной системы нового поколения (Next Gen) была завершена в этом году. Эта программа включает в себя полную перестройку существующей сети воздушного транспорта. Причиной множества сбоев национальной воздушной системы (NAS) было широкое использование устаревших технологий. Например, навигационная система, основанная на наземной сети радаров, использовала технологии 1940-х годов.

На протяжении 2010-х, а также вначале 2020-х в рамках проекта NextGen была проведена обширная модернизация всей навигационной системы, которая затронула как наземную инфраструктуру, так и компьютерные системы. Сотни наземных станций были построены, что позволило спутникам полностью охватит территорию страны. Были разработаны новые правила безопасности и навигации, что позволило сократить полетное время, а также внедрить более совершенные динамические методы контроля воздушного трафика.

Успехи вычислительной техники и цифровой связи позволили создать полностью интегрированную и более эффективную национальную систему. Одно из самых крупных технических достижений - это полная замена старой радарной навигационной системы на современную GPS-версию. Это делает возможным создание трехмерных детальных моделей воздушных коридоров, учитывая различную топографию местности и погодные условия. Благодаря новой системе пилоты могут выбирать оптимальные кратчайшие маршруты. К 2018 каждый крупный аэропорт США был оборудован такой навигационной системой.

Рулежка по посадочной полосе осуществляется с помощью автоматизированных систем. Они собирают данные о положении каждого самолета и транспортного средства и в реальном режиме времени пересылают пилотам и диспетчерам детальную информацию о движении на летном поле.

Все эти улучшения позволяют добиться значительного снижения времени полета, уровня загрязнения атмосферы и расхода топлива. Задержки вылетов сократились примерно на 40 процентов, что экономит десятки миллиардов долларов. Экономится свыше 1,4 миллиарда галлонов топлива, и уровень выброса углекислого газа снизился до величины равной 14 миллионам метрических тонн. Эти показатели продолжают стабильно снижаться год от года.

Функциональность, эффективность и даже форма самолетов продолжают совершенствоваться. Несколько революционных конструкций со значительными технологическими и экологическими преимуществами были разработаны в последнее время.

Американские стандарты экономии топлива значительно ужесточились

В дополнение к переменам в сфере железнодорожного и воздушного транспорта, значительные улучшения наблюдаются и в сфере автомобильного транспорта. В США стандарты экономии топлива достигли значения почти 4,2 л на 100 км для легковых автомобилей и 6 л н 100 км для грузовых автомобилей. Другими словами, теперь машины должны проезжать почти в два раза большее расстояние на том же количестве топлива, что и в 2010 году.

Эти действия по повышению эффективности, предпринимаемые администрацией Обамы, являются результатом озабоченности по поводу энергетической безопасности и сокращения зависимости США от иностранной нефти. Еще одним фактором является настоятельная необходимость сократить выбросы углекислого газа. Легковые автомобили достигли среднего показателя 34 миль на галлон к 2016 году и такая успешная тенденция продолжилась и в 2020-х годах. Благодаря этой программе выброс парниковых газов сократился примерно на 6 миллиардов метрических тонн - это больше, чем общее количество выбросов CO2 по всей территории Соединенных Штатов в 2010 году.

Электрокары и гибридные автомобили быстро растут в числе, благодаря снижению их стоимости и повышению срока службы аккумуляторов. К началу 2030-х годов, они будут составлять большинство новых автомобилей на дорогах страны.

2027

Токио и Нагоя соединяются высокоскоростной магистралью на магнитной подвеске

Два крупнейших города Японии Токио и Нагоя теперь связаны Тюо Синкансэн - высокоскоростной железнодорожной магистралью с поездами на магнитной подвеске. Магистраль длиной 286 км проходит в низовье Японских Альп (гор Акаиши) и позволяет развивать скорость до 505 км/ч, что сокращает время в пути до 40 минут. Построенная компанией Central Japan Railway, она обошлась в 9 триллионов иен (115 миллиардов долларов США); маршрут будет продлен до Осаки к 2045 году.

Годовые продажи легковых автомобилей на водородных топливных элементах достигают 1 миллиона


Первые автомобили, использующие водородные топливные элементы, появились еще в ходе космической гонки времен холодной войны. Однако, они были громоздкими, неэффективными и дорогими. Только в начале 21-го века производители автомобилей стали подходить к этой концепции более серьезно.

В 2003 году президент Джордж Буш выдвинул Водородную топливную инициативу (ВТИ), которая впоследствии была законодательно реализована через Акт об энергетической политике 2005 года и Передовую энергетическую инициативу 2006 года. Они были направлены на дальнейшее развитие водородных топливных элементов и инфраструктуры с целью производства коммерческих автомобилей на топливных элементах. К 2008 году в проект было инвестировано более 1 миллиарда долларов.

Тем не менее, Министерство энергетики США позже изменило свои приоритеты в пользу транспортных средств на аккумуляторах. Основными проблемами оказались высокая стоимость и отсутствие инфраструктуры, усугубляемые проблемой развертывания заправочных станций на такой огромной территории. Это заставило американских автопроизводителей приостановить развертывание водородных автомобилей. Иная ситуация сложилась в Европе, где, благодаря меньшим географическим площадям, у правительств были серьезные планы по развитию необходимой инфраструктуры. Подобные инициативы также были начаты в Японии и Южной Корее.

Помимо обширной инфраструктуры, дальнейшие достижения в области технологии позволили уменьшить размер, вес и стоимость водородных топливных элементов. К 2027 году общемировой годовой объем продаж этих экологически чистых транспортных средств впервые достиг одного миллиона. И, хотя это составляет все еще лишь незначительную часть от общего объема продаж автомобилей, эта промышленность в настоящее время вступает в период бурного роста.

2030

Большинство новых транспортных средств - это электромобили или гибриды


Сокращение поставок сырой нефти привели к основным экономическим потрясениям. Транспорт больше всего пострадал от этого, да и стоимость проезда становится одним из наиболее важных вопросов в современном мире.

В рамках восстановления мер, принятых во всем мире, происходит переход на альтернативные источники энергии. Наряду с этим, новое поколение использует меньшие по размеру и более эффективные транспортные средства. Большинство новых автомобилей в настоящее время - это электромобили и гибриды, которые становятся обычным явлением в городах.

Острая конкуренция на этом новом рынке привела к выпуску ряда технологических достижений. Литий-ионный аккумулятор - самый дорогой компонент автомобиля - значительно снизился в стоимости, а также стал легче и быстрее для подзарядки. Время, когда автомобиль может двигаться без перезарядки увеличено, что делает их пригодными для длительных поездок.

Энерго-индуцированные потребительские рейсы в электрических и гибридных транспортных средствах значительно возросли и могут быть сопоставимы лишь с введением в эксплуатацию портативных мобильных телефонов. Они оказались особенно популярны в Китае, где правительство добилось широкой модернизации транспорта и инфраструктуры.

http://luckyea77.livejournal.com/1144969.html

Морозова Марина Юрьевна

В рамках тематической недели по теме «Транспорт» мы решили провести конкурс детского рисунка «Автомобиль будущего или автомобиль моей мечты » . Детям предложили подумать и представить, какие автомобили они хотели бы увидеть на улицах городов или управлять ими, когда они станут взрослыми. Дети должны были нарисовать автомобиль и составить небольшой описательный рассказ.

Рисунок и рассказ Лизы Л.: «Моя машина называется «Многомобиль 7-Я» . Он хорошо подходит для большой семьи, в него может поместиться вся семья : мама, папа, три моих старших брата и я. Мой автомобиль не загрязняет атмосферу, он бережёт экологию : вместо выхлопных газов вырабатывается радуга, и это всех радует».


Рисунок и рассказ Анфисы Ш.: «Моя машина работает без бензина. Днем она работает от солнечного света, а ночью от света Луны, поэтому воздух не портится».



Рисунок и рассказ Никиты О.: «Мой автомобиль сделан из двух шаров. Внутри – кабина. Снаружи батареи. Они получают энергию из космоса. Автомобиль может катиться по любой поверхности – земле, воде или горам».



Рисунок и рассказ Марты Н.: «Моя машина без колёс – на воздушной подушке. Называется моя машина - «Фруктовая» , потому, что заправляется ягодами и фруктами. Выхлопные газы безвредные и приятно пахнут. Управляет моей машиной робот, у него на груди навигатор с картой. Ещё у моей машины есть крылья, чтобы перелетать реку или яму. Стены у машины прозрачные».



Рисунок и рассказ Дениса А.: «Моя машина вездеход, вездеплав и везделёт. Она ездит по дороге, плавает в реке и летает в небе. Заправляют её мыльной водой, чтобы было не скучно – пускает разноцветные мыльные пузыри».



Все дети очень старались. Их автомобили были безвредными : кто - то

заправлял свою машину на АЗС не бензином, а цветами. У кого – то из выхлопной трубы выходили не вредные газы, а воздушные шары, цветы или радуга. Были автомобили , которым и вовсе не нужен бензин – они летали на воздушных шариках.

И это было приятно, ведь дети думали о том, чтобы окружающая нас среда не загрязнялась.




Эти рисунки будут представлены на конкурсе.


Вот такими прекрасными работами нас порадовали наши дети!

Наша цивилизация развилась, благодаря транспорту. Чем более совершенными были средства перевозки людей и грузов, тем ощутимее был прогресс. В прошлом веке свершилась настоящая техническая революция. В нашу жизнь прочно вошли самолета, поезда, автомобили. Сегодня добраться из одного уголка планеты в другой можно за часы. А для путешествия вокруг света уже не требуется 80 дней, как это было в XIX столетии.

Но транспорт продолжает развиваться, мы можем предположить, как он будет выглядеть в будущем. Наверняка человечество начнет использовать вновь открытые технологии, позволит людям путешествовать с помощью индивидуальных средств быстрее и на большие расстояния. Оказывается, примеры и проекты транспорта будущего уже есть среди нас, надо просто оглядеться вокруг.

Гиперпетля. Сюжет, когда гениальный миллиардер занимается разработкой инновационного электромобиля, занимается космическими программами и изобретает альтернативную банковскую систему, возможен лишь в фантастических фильмах. На самом деле в реальности такой персонаж существует. Илон Маск основал такие компании, как «Tesla Motors», «SpaceX» и «PayPal». Сейчас же он занят революционным изменением системы общественного транспорта. Не так давно миллиардер опубликовал свою идею сверхбыстрой междугородней транспортной системы. Благодаря ей можно было бы добираться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско всего за 35 минут. Система получила название Гиперпетля и представляет собой установленную на опорах стальную трубу. В ней со скоростью 1200 километров в час должны будут передвигаться алюминиевые капсулы с людьми и автомобилями. А энергию на работу такого транспорта даст Солнце. Недостаток у этой системы один - ее стоимость. Маск подсчитал, что постройка Гиперпетли на первом этапе составит 70 миллиардов долларов, а в перспективе эта сумма возрастет до еще более ошеломляющих 100 миллиардов. Есть у Гиперпетли и свои критики. Многие считают ее излишне дорогой, другие - непрактичной и даже слишком медленной. Как бы то ни было, упрямый миллиардер продвигает свой проект. Стартап под названием «Hyperloop Transportation Technologies, Inc.» показал график создания прототипа, где датой значится первый квартал 2015 года. Время покажет, насколько в будущем будет востребован такой транспорт. Вполне вероятно, что мы уже близки к сверхскоростным перемещениям между городами с помощью Гиперпетли.

Автомобили на основе ядерной энергии. Сегодня вопросы использования ядерной энергетики довольно неоднозначны. Относительная дешевизна соседствует с большой опасностью. Тем не менее в будущем пока не видно альтернатив ядерной энергетике. Неслучайно одна американская компания даже разрабатывает транспорт на основе радиоактивного топлива. Долгие годы лазерные энергетические установки работали на основе использования свойств тория. Именно он и ответственен за сохранение в ядре нашей планеты высокой температуры. Государственные проекты посвящены использованию тория на атомных электростанциях, а вот у компаний, работающих с лазерными энергетическими установками, цели иные. Они хотят создать двигатель для автомобиля, который будет работать за счет крошечного кусочка радиоактивного вещества. Торий будет выделять тепло, которое сможет превращать воду в пар. Тем самым будет запущена группа небольших турбин, позволяющих вырабатывать электричество. Достоинство тория - его высокая плотность, а значит и перспектива получить много энергии из небольшой массы вещества. Подсчитано, что кусочка в 8 грамм хватит, чтобы обеспечить автомобиль энергией на сто лет. Другими словами, за топливо водителям платить не придется. Такая перспектива будущего радует многих, не пугают даже риски работы с радиоактивным веществом.

Суперкавитация. Идея суперкавитации в морской инженерии в последнее время все популярнее и популярнее, набирая поклонников. Так называют эффект, основанный на слое газовых пузырьков, образованном вокруг какого-то погруженного в жидкость объекта. Понять это просто - достаточно посмотреть на корпус субмарины, окруженный пузырьками. Оказывается, газ уменьшает трение до 900 раз по сравнению с обычными условиями. Это позволяет подводному телу перемещаться намного быстрее относительно обычных условий. Лодка, использующая эффект суперкавитации, была бы ценной находкой для любого военно-морского флота. Мало того, что она быстро перемещается и тратит мало топлива, так еще и ее форма препятствует обнаружению гидролокаторов. Такая субмарина сможет даже обгонять торпеды. А пытается создать подводную лодку будущего частная компания «Juliet Marine Systems» из Портсмута, штат Нью-Гемпшир. Проект получил название «Призрак». Такая субмарина должна изначально охранять военно-морские суда, отбивать нападения пиратов на торговые корабли. И кто сказал, что скоростная подводная лодка не может быть транспортом, быстро перебрасывая тех же военных к берегам противника?

Martin Jetpack. В журнале «TIME» в 2010 году были опубликованы полсотни самых перспективных изобретений человечества. Одним из них стал «Martin Jetpack», названный самым практичным реактивным ранцем в мире. Если раньше считалось, что такой транспорт будет присутствовать лишь в космической эре, то сегодня плод воображения писателей-фантастов стал реальностью. Занимается этим проектом новозеландец Гленн Мартин. Он уже тридцать лет продвигает перспективное изобретение, уверяя, что скоро начнется и коммерческая продажа ранца для полетов. «Martin Jetpack» управляется небольшими воздушными винтами и может работать до получаса за одну сессию. С помощью такого ранца можно достигнуть скорости в 74 километра в час и подняться на высоту до 900 метров. Быстрое скольжение на такой высоте с помощью рюкзака может быть востребовано у пожарных и спасателей. Именно для служб оперативного реагирования в настоящее время и разрабатывается это устройства. А для тех, кто хочет научиться быстро и высоко передвигаться с помощью реактивного ранца, он будет доступен в продаже в середине 2014 года за 200 тысяч долларов.

Город велосипедов. Велосипеды являются простым и экологическим видом транспорта. Идеально было бы, если бы все добирались с его помощью на работу. Вот только людям придется прилагать для этого усилия. Правда, есть вероятность, что в будущем такие поездки станут более легкими. В 2006 году в Торонто были опубликованы планы по созданию всесезонной, высокоскоростной и экологически чистой транзитной системы. Мало того, что она будет очень тихой, так еще и позволит оздоравливать людей. Иными словами, появится велосипедная дорожка на стероидах. Эту идею придумал канадский архитектор Крис Хардвик. Он планирует построить трубу для трехполосного движения велосипедов и поставить ее на опоры. Трубы разделят по направлениям, что позволит создать попутный ветер с помощью циркулирующего воздуха. Это позволит улучшить эффективность велосипедов на 90 процентов и разгоняться до 50 километров в час. Проект получил название «город велосипедов». Он отлично подойдет для мест с холодным климатом, так как велолюбители будут внутри труб защищены от неприятностей погоды. И хотя такая идея сразу же вызвала воодушевление, проект отложили на время из-за недостатка в финансировании. Правда, это не означает, что о нем забыли. Так что вполне вероятно, что в будущем над нашими головами будут проноситься не аэротакси, а банальные велосипеды.

Next. Среди многочисленных проектов компании Google выделяется беспилотный автомобиль Next. Наполовину это такси, а на половину - сегвэй. Внешне конструкция напоминает оригами, а особый акцент делается на взаимодействии устройства с социумом. Чтобы понять, чем же является Next, надо его сперва увидеть. Дизайнер Томмасо Гекчелин видит в будущем мир, в котором вызвать транспортное средство можно будет с помощью смартфона. Приедет автономный модуль Next, который заберет пассажира. После посадки на конфигурируемое согласно пожеланиям человека кресло двери закроются. На четырех колесах этот модуль будет двигаться по дороге, пока не встретится с аналогичными ему машинами. Тут и произойдет волшебная метаморфоза. Сиденье останется в вертикальном положении, а вот сам модуль перестроится - у него останется два колеса и он присоединится к общей группе. Перед человеком появится панель, и ему будет казаться, что он пересел в поезд. Да и отключиться модуль так же легко, как и присоединиться. После приближения к месту назначения произойдет отстыковка, чтобы беспроблемно высадиться в нужной точке. Идея звучит поистине фантастически. Для того чтобы она была реализована, стоит пройти немалый путь. Проект Гекчелина предусматривает целый график разработки и внедрения новых технологий. Только тогда Next можно будет построить и запустить в массовое производство. Для начала надо научиться создавать дешевые наноматериалы, потребительский беспилотный автомобиль, к нему высокоемкий аккумулятор и дешевые солнечные батареи. По планам дизайнера человечество будет готово к запуску его проекта уже в 2025 году.

Колелинио. В настоящее время зип-лайны являются своеобразным аттракционом. Но в будущем эти маршруты могут стать частью транспортной системы. Именно такая концепция была выдвинута Мартином Ангеловым на конференции TEDx в Салониках в 2010 году. Был предложен проект, в котором небо было бы перечеркнуто множеством проводов, которые и позволят людям переноситься с места на места. Разве это не выгоднее, чем создавать тяжелые автомобили и дороги для них? Реализация такой идеи убрала бы машины с улиц и внесла бы свой вклад в создание экологичной транспортной инфраструктуры. Путешествующие с помощью системы Колелинио будут пристегиваться в сиденьях, а питание даст аккумулятор посредством тугого провода. Затем начнется движение по зип-лайну, приближаясь к земле в пешеходных зонах и поднимаясь выше в оживленных местах. Но есть в этом проекте и свои недостатки. Как будет работать Колелинио, если установится плохая погода? Что делать тем, кто боится высоты, и как вообще будут реализованы вопросы безопасности? Но отказываться от этой инновационной идеи не стоит, надо только дождаться, пока кто-то переосмыслит ее и воплотит в реальность.

Скайлон. «Скайлон» позиционирует себя, как преемник «Конкорда». Этот самолет развивал сверхзвуковую скорость, но из-за проблем в конструкции окончательно был выведен из эксплуатации в 2003 году. Но в 2013 году Великобритания заявила о желании потратить более 90 миллионов долларов на разработку «Скайлона». Этот самолет должен стать очень быстрым, обгоняя звук в пять раз. «Скайлон» сможет вылетать с орбиты Земли в космическое пространство. Стартовать же самолет сможет с обычного аэродрома. Перелет с 300 пассажирами из Лондона в Сидней займет всего четыре часа. С помощью этого транспортного средства можно будет также доставлять грузы весом до 15 тон на Международную космическую станцию. И разработка уже началась. Вот только сразу обнаружились некоторые серьезные проблемы. Так, глава Международного центра Массачусетского технологического института по воздушной транспортировке Джон Хасман заявил, что «Скайлон» с точки зрения научной фантастики смотрится очень логично. Вот только в реальности создать такое транспортное средство очень непросто. Да и суммы в 90 миллионов долларов хватит только на первоначальные расходы. Окончательная же стоимость проекта может превысить и миллиард долларов. Однако ученые и журналисты смотрят оптимистично на реализацию этого проекта. Согласно планам к 2017 году уже будет готов прототип. Реальный же летательный аппарат появится еще через пару лет. А дальше наступить то будущее, которое казалось далеким - через космос можно будет долететь до любой точки планеты всего за 4 часа. Так считает глава компании «Reaction Engines» Алан Бонд. Именно это предприятие и занимается разработкой двигателей самолета будущего.

Скарабей. Этот мотоцикл является родственником знаменитого Харлей Дэвидсона, вот только выглядит словно путешественник во времени. Концепт является обтекаемым устройством, не особенно напоминая своей формой именитого предшественника. Скарабей является закрытым устройством, с местом для багажа. А работает оно на биотопливе, электрических батареях или обычном топливе. Этим концептом можно управлять вручную, а можно дать ему возможность двигаться самостоятельно по специальным путям. И для города такое средство подойдет наилучшим образом. Скарабей хотя и передвигается на четырех колесах, может для облегчения парковки наклониться на два из них. Замечательно, что это устройство еще и складное. Концепт «Скарабея» придуман дизайнером Дэвидом Мигелем Морейра Гонсалвесом. Он решил создать такую машину, которая бы помогала охранять окружающую среду. В изначальных планах значилось, что планируется новая система транспорта, которая состояла бы из революционного средства и соответствующей инфраструктуры. Система должна стать настолько устойчивой, чтобы быть адаптированной к разным городским условиям. Дизайнер подметил, что люди выбирают личные автомобили, а не общественный транспорт. Именно поэтому Гонсалвес попробовал создать легкий и экологический транспорт, сохраняющий при этом свою индивидуальность. Вот только ни одного Скарабея пока еще построено не было. Но, как знать, быть может в ближайшем будущем они помогут нам совершать экологически чистые прогулки и путешествия.

Скайтрэн. «Плодородный полумесяц» на Востоке считают древней колыбелью цивилизации. В самом его центре находятся Израиль и Тель-Авив. Но это вовсе не пустынная местность, тут кипит жизнь. Тель-Авив - шумный и современный город, не умолкающий все 24 часа. Следовательно, тут есть и традиционная транспортная проблема. Именно поэтому в Тель-Авиве решили создать воздушный магнитный транспорт не в далекой перспективе, а в ближайшем будущем. Новая система получила название «Скайтрэн». Ее создатели, как и во многих других фантастических транспортных проектах, подняли взор в небеса. Было решено, что «Скайтрэн» будет передвигаться по металлическим дорожкам на высоте в шесть метров. Фактически даже движения непосредственно по дорожкам и нет - вагончики-капсулы висят над ними, попросту паря без какого либо трения за счет магнитной левитации (технологии Маглев). Пассажиры могут вызвать вагончик к ближайшей станции с помощью приложения на своем смартфоне. Добраться к транспортному средству можно будет с помощью обычной лестницы наверх, к платформе. Планируется, что вагончики будут работать независимо друг от друга и доставлять пассажиров максимально близко к месту назначения, в зависимости от возможностей дорожек. Генеральный директор Скайтрэна, Джерри Сандерс, считает, что поездка обойдется чуть дороже, чем в обычном автобусе, зато дешевле, чем в такси на такое же расстояние. А с учетом установки солнечных батарей транспортная система обещает быть еще и экологически чистой. Скайтрэн сможет разгоняться до 240 километров в час, но на первых стадиях будет работать медленнее. Людям надо постепенно привыкать к новому ритму и к тому, что будущее уже пришло. Форма вагончиков словно бы пришли из комиксов 1950-х, да и сама система как-будто срисована оттуда. Однако именно таким и видится будущее муниципальным властям Тель-Авива. Как знать, быть может этому примеру последуют и другие города, и мы вскоре все будем летать по небу?

В Калифорнии произошло первое в мире ДТП с участием пешехода и прототипа беспилотного автомобиля от Uber, который совершал тестовый заезд. Местные власти пришли к выводу, что автомобиль не виноват, а женщина переходила дорогу в неположенном месте. В Uber и Toyota временно приостановили испытания всех своих беспилотников. Однако другие компании не отказались от своих проектов, и уже в ближайшие годы некоторые из них выйдут в массовое производство. «Новая газета» сделала подборку того, на чем человеку предстоит передвигаться в городе будущего.

Секция Земля: автомобиль без водителя

Над разработкой беспилотного автомобиля бьются ученые из разных стран, в том числе и в России. Однако создать беспилотник так еще никому и не удалось: во всем мире существуют лишь прототипы таких машин. При этом ученым ясно уже сейчас: машина без водителей — неизбежное будущее, остается лишь вопрос: кто первый? В России первый настоящий беспилотник планируется вывести на глобальный рынок к 2025 году.

Особое внимание транспортной системе уделяют в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Страна уже давно известна всему миру своими футуристичными планами по изменению города. Не так давно власти начали сотрудничать с американской компанией, которая предлагает вывести на дороги «автономные кубы» . Заказать куб можно при помощи приложения, и он, либо может доставить тебя в любое место, либо доставить тебе еды или вещи из магазина. Кубы способны отделяться друг от друга прямо по ходу движения.

Пассажирам, которые боятся ездить на беспилотных автомобилях, бюро NBBJ предложило пересесть на метро. Однако в метро будущего нет машинистов и поездов, а есть траволаторы . По замыслу архитекторов (на примере лондонской кольцевой линии), вместо рельс будут три движущиеся дорожки: от самой медленной (5 км/час) до самой быстрой (24 км/час). Передвижение на траволаторах позволит не останавливаться на каждой остановке, что значительно ускорит время передвижения.

Проект траволаторов в лондонском метро. Фото: NBBJ

Изменить представление о способе передвижения попытались и разработчики лифтов ThyssenKrupp. В компании предложили разработать лифтовую систему, которая передвигается по горизонтали. Пользователи интернета уже успели назвать эту систему «лифтом Вилли Вонки» .

Секция Воздух: летающие такси

На днях российские СМИ облетела новость о том, что в Новой Зеландии испытали прототип беспилотного летательного устройства Cora . Двигатели дрона работают от электрических батарей, он также способен взлетать на высоту от 150 до 900 м и приземляться вертикально. В планы владельцев входит создать собственную службу воздушного такси.


Cora. Фото: Thomas Heinser / KITTYHAWK

Создать свою службу летающего такси пытаются и на другом континенте: в Северной Америке. В начале февраля компания Airbus протестировала аппарат под названием «Alpha One» в рамках проекта Vahana. Пока прототип летающего такси поднимается на высоту около 5 метров и летает 53 секунды, однако у Airbus большие планы.

Еще один проект, в котором участвует Airbus, Audi и Italdesign, называется Pop.Up Next . На Женевском автосалоне 2018 разработчики представили кабину, которую можно, либо прицеплять к летному, либо к наземному модулю. Транспортное средство оснащено системой распознавания речи и мимики для облегчения навигации.

Для тех, кто устал от суеты мегаполиса, дизайнер Тьяго Баррос предлагает прокатиться на летательном аппарате Passing Cloud . Это стальная конструкция с воздушными шарами в форме облака похоже на дирижабль, который движется со скоростью ветра и зависит от его направления. «Это уникальное путешествие, плавание в атмосфере на облаке, с открытым графиком и неизвестным концом. Это путешествие, которое становится судьбой», — пояснял Баррос.


Passing Cloud. Фото: Tiago Barros Studio

Секция Вода: (пока) единственный подводный автомобиль

Не секрет, что многие разработчики вдохновлялись идеями о создании вещей будущего, посмотрев какой-нибудь фильм. Автомобиль sQuba — один из таких примеров. Разработчик увидел, как в фильме о Джеймсе Бонде 1970 года «Шпион, который меня любил» машина въехала в воду и создал такую же. Однако пока sQuba может погружаться на глубину до 10 метров, а пассажирам придется надеть акваланг.


sQuba. Фото: Rinspeed

Илон Маск, которому подвластно все

Какие фильмы смотрел в детстве Илон Маск, остается только догадываться. При этом идеи, которые предлагает осуществить Маск, не могут не поражать, чего стоит запуск личного автомобиля Tesla на орбиту Солнца с манекеном в скафандре под музыку Bon Jovi?

Компания Tesla Motors уже показала автомобиль, который проехался по городу без помощи водителя. Еще компании Маска разработали электрические грузовики Tesla Semi .


Фото: Tesla

Однако на этом Маск не останавливается. У него есть идея о создании пятого вида транспорта — капсулы, которая едет в тоннеле без воздуха или Hyperloop . Предполагается, что скоростной поезд сможет преодолевать по подземным тоннелям расстояние примерно в 300 км за 29 минут (сейчас проехать на машине это расстояние можно за 3,5-5 часов).

Маск также презентовал концепт подземного электробуса . Машина должна ездить в тоннелях со скоростью 241 км/час, при этом она будет автоматически переключаться между тоннелями и лифтами.

Еще одна большая идея Маска: перелеты между двумя точками на Земле, которые будут занимать меньше часа. Согласно этой концепции, люди будут летать на возвращаемых ракетах и космических кораблях . Обойдется такое удоволсьтвие, по подсчетам Маска, не больше, чем тариф экономкласса а самолет.

Предприимчивый бизнесмен мечтает изменить способы передвижения не только на земле, но и между планетами. Для этого он занимается разработкой ракеты, которая сможет доставить людей на Марс, чтобы его колонизировать.