Обозначает api. Классификация моторных масел по API. Класс API SA

Классификация API - для бензиновых двигателей, дизельных двигателей, трансмиссионных масел и двухтактных двигателей.
Система классификации моторных масел API развивается с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 гг., когда под руководством API была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No 1509). Все масла, получившие лицензию, включены в список EOLCS, который публикуется в Интернете.

По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) - состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения масла присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN
(категория SI - намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер, для проекта категории PS-06 планировалось название SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» была заменена следующей «L»).

C (Commercial) - состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, СB, СC, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4.

EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла - новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC "энергосберегающее" масло ("Energy Conserving" Oil).
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH - масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).

API - для бензиновых двигателей

SN Введена 1 октября 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие
SM Для двигателей 2010 г и раньше. В дополнении к категории SL улучшены антиокислительные и противоизносные свойства. Масла этой категории отличаются сохранением низкотемпературных свойств даже после длительных интервалов эксплуатации. Некоторые из этих масел могут также соответствовать спецификации ILSAC GF-4 и/или быть энергосберегающими (Energy Conserving)
SL Для двигателей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" пропускается для следующей категории "S"
SJ Для двигателей 2001 года или раньше. Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдержи¬вать нагрев, не образуя отложений. Могут применяться в тех случаях, когда рекомендованы масла уровня SH и более ранних
SH Для двигателей до 1996 года или раньше. По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII

API - для дизельных двигателей

CJ-4 Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.
Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов
CI-4 Введена в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов. Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR). Для использования с топливами с < 0.5% серы. Обеспечивают оптимальную защиту от высокотемпературных отложений в цилиндро-поршневой группе и низкотемпературных отложений в картере, обладает высокими противокоррозионными характеристиками. Замещает CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4
CH-4 Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4

API - для двухтактных двигателей

API - для трансмиссионных масел

GL-1 Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках
GL-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам Могут содержать антифрикционный компонент
GL-3 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2
GL-4 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5 Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5
MT-1 Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью
PG-2 Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами

Каждому автовладельцу полезно уметь расшифровывать информацию, размещенную на этикетках моторных масел. При использовании высококачественного продукта возможна стабильная продолжительная работа двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

Характеристики смазочных материалов должны соответствовать всем заявленным данным от изготовителей. Моторные масла работают под постоянным воздействием высокого давления в широком диапазоне температур. Поэтому к ним предъявляются требования повышенной жесткости.

Международные нормы

Чтобы облегчить выбор смазочного материала для автомобиля рекомендуется использовать общепринятые принципы классификации:

  1. ГОСТ.
  2. ILSAC.
  3. ACEA.

Набольшей популярностью пользуются системы ГОСТ, API, ACEA.

В зависимости от типа двигателя, смазочные материалы разделяются на бензиновые и дизельные. Вдобавок существует универсальный вид смазочного материала. Упаковка товара содержит информацию о назначении жидкости. Все моторные вещества содержат минеральную основу и специальные присадки в необходимом количестве.

По химическому составу смазочные материалы классифицируются на:

  1. Минеральные.
  2. Синтетические.
  3. Полусинтетические.

Информация о принадлежности вещества к определенному классу размещена на этикетке товара.

Упаковочная тара с моторным маслом извещает также о:

  • присадках, присутствующих в растворе;
  • штрих-коде;
  • классификации по плотности (вязкость поSAE);
  • советах от автопроизводителей;
  • категории моторного масла;
  • номере партии и дате выпуска.

Моторное масло API

Классификация моторных масел по API разделяет их по видам в соответствии со следующими факторами:

  1. Тип мотора.
  2. Режим работы двигателя внутреннего сгорания.
  3. Полезные свойства масла.
  4. Дата введения в эксплуатацию.

В зависимости от вида двигателя моторные масла делятся на категории «S» и «C». Для бензиновых и дизельных соответственно.

Спецификация моторных масел по API

Маркировка по API начинается с указания категории «S» или «C». Затем стоит знак, определяющий класс моторной жидкости. Данная величина зависит от уровня полезных характеристик.

Чтение маркировки API:

  1. ЕС - масло энергосберегающее.
  2. Римские цифры - экономия топлива.
  3. «С» - для дизельных моторов.
  4. «S» - для бензиновых.
  5. Универсальные марки обозначаются символами через дробь (к примеру, АPISL/СF).
  6. Буквы, стоящие после «S» или «С», говорят о степени рабочих характеристик, они находятся в интервале от А до N (наиболее высокий показатель классности продукта).
  7. Дизельные масла бывают 2-х тактные и 4-х тактные (в конце стоит 2 или 4 соответственно).

После прохождения проверок по API и SAE и фиксирования их соответствия требованиям качества, на этикетках ставится оригинальный круглый знак с соответствующими надписями:

  • вверху - APISERVISE;
  • в центре - SAE с указанием вязкости;
  • внизу - степень энергосбережения.

Моторная жидкость, соответствующая спецификации API, способствует повышению износоустойчивости и снижению риска выхода из строя двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом также сокращается расход горючего, моторного масла, исчезают посторонние звуки в моторе, улучшаются ходовые показатели.

Одним из основных достоинств являются стабильность работы силового агрегата при минусовых значениях температуры и уменьшение вредных выбросов.

Виды смазочных жидкостей по SAE

Таблица SAE разделяет моторные масла по плотности в зависимости от температуры окружающей среды. В состав таблицы SAE заложены три типа смазочных материалов, отличающиеся по своей структуре:

  1. Зимние масла.
  2. Летние смазочные жидкости.
  3. Всесезонные виды масел.

Смазочные материалы, относящиеся к первой категории, имеют наиболее жидкую консистенцию. Это облегчает запуск мотора при низких минусовых температурах за бортом автомобиля. Такой вид смазочного материала классифицируется по SAE литерой W (5 W, 10 W и пр.).

Моторные масла, обозначаемые буквой W, не рекомендуется использовать в летнее время, т. к. слишком жидкая консистенция данного смазочного материала не способствует образованию смазывающей пленки на рабочих поверхностях деталей силового агрегата. Смазочный слой не образуется, полезные функции при этом не выполняются.

Масла летней категории показаны к применению при температурах воздуха выше 0°С. Их уровень вязкости достаточно большой. При высоких атмосферных температурах текучесть летних сортов смазочных материалов позволяет эффективно смазывать рабочие детали и узлы двигателя внутреннего сгорания.

Летние смазки не рекомендуются для использования в зимние холода, масло, обладающее высокой вязкостью, не позволит запустить двигатель при морозе.В маркировке летних смазочных материалов отсутствуют какие-либо литеры. Обозначение состоит из голых цифр, указывающих на вязкость вещества по SAE (10, 15 и пр.).

Наибольшей популярностью пользуются всесезонки. Среди аналогов они более всех востребованы на автомобильном рынке. Моторное масло всесезонное рекомендуется использовать в любую погоду при высоких и низких температурах окружающей среды. Они имеют двойную маркировку по SAE (например, SAE 10W-30).

Вязкость является определяющей в маркировке смазочной жидкости. Однако, при правильном выборе моторного масла для своего автомобиля необходимо учитывать также и другие его характеристики:

  • влияние на износостойкость деталей;
  • моющие свойства;
  • устойчивость против окислительных процессов;
  • антикоррозийные свойства и пр.

Перед покупкой смазочного материала для своего автомобиля необходимо учитывать важные факторы, которые имеют большое влияние на стабильность работы силового агрегата, а также на срок службы его деталей и узлов.

В данный перечень факторов входят следующие позиции:

  1. Какое масло выбрать по химическому составу - минеральное, синтетическое, полусинтетика.
  2. Изучение требований по уровню вязкости по SAE (летнее, зимнее, всесезонное, допуски по вязкости).
  3. Наличие необходимых присадок в соответствии с классификациями по системам API и ACEA.
  4. Определение рекомендованных марок и моделей автомобилей для использования конкретной смазки (данная информация содержится на этикетке товара).
  5. Изучение дополнительных параметров и допусков смазочных жидкостей (например, пометка Longlifeсвидетельствует о его применении в автомобилях, имеющих увеличенный период между сервисными сроками полной замены моторного масла).
  6. Некоторые моторные жидкости предназначены для использования в силовых агрегатах, оборудованных интеркулерами, турбонаддувом, регулируемой высотой подъема клапанов, фазами газораспределительного механизма (ГРМ), снижением температуры рециркуляционных газов.

APIпереводится дословно - Американский Институт Топлива. Сотрудники API проводят сертификацию и лицензирование новых моторных масел всех марок. Они также разрабатывают новые современные спецификации и стандарты качества для масляных жидкостей, используемых в дизелях и бензиновых движках.

Базовые смазочные материалы также подвергаются тщательному анализу и проверкам.

Дополнительные классификации к системе API

Разделения современных смазочных материалов только на дизельные и бензиновые недостаточно. Технологии по производству двигателей внутреннего сгорания растут, в соответствии с этим, усиливаются требования и к маслам. Сотрудники API работают над созданием новых стандартов и спецификаций.

На их базе создаются организации для осуществления лицензирования и сертификации смазочных продуктов: ILSACGF, EnergyConserving (EC).

Требования по APISM

В соответствии с требованиями новых спецификаций, моторные масла класса APISM должны соответствовать следующим дополнительным требованиям:

  • обеспечение стойкости против износа деталей и узлов силового агрегата;
  • увеличенный промежуток времени между полными заменами масла;
  • сохранение заявленных полезных свойств и характеристик в течение всего времени эксплуатации;
  • противостояние к окислительным процессам;
  • морозоустойчивость смазки.

Требования по классификации APISN

В связи с появлением моторов с различными «наворотами», появляются дополнительные требования к смазочным материалам. Моторные масла, прошедшие сертификацию поAPISN, соответствуют следующим требованиям:

  1. Энергосбережение, такие смазки пригодны для использования в автомобилях, работающих на биотопливе.
  2. Обеспечение более высокой износостойкости силового агрегата.
  3. Чистота выхлопных газов.
  4. Сохранность уплотнительных элементов движка.

Последний пункт свидетельствует о заботе производителей смазочной продукции о прокладках и сальниках двигателей внутреннего сгорания. APISN требует от производителей контролировать двигатель, его узлы и детали, а также состояние резино-технических изделий, установленных в двигателях.

Сама суть моторного масла в двигателе заключается в том, чтобы не допустить перегрева движущихся элементов и как следствие преждевременного износа. Если моторное масло подобрано правильно, функции исполняются и его стабильная масляная пленка не допускает излишнего трения – силовой агрегат прослужит долго и без поломок.

Принято считать рабочей температурой двигателя t° около 90 градусов . Но если разобраться, то это температура антифриза, а в двигателе она может достигать 150 градусов. Все зависит от типа двигателя и манеры езды водителя.

Одним из основных условий для стабильной работы силового агрегата является правильно подобранная вязкость.

Если подбор был правильным, моторное масло гарантированно будет оставаться на поверхности трущихся элементов вне зависимости от его температуры.

Значение вязкости указывается чаще всего двумя цифрами через W (например 10 W 40 )

API классификация для моторных масел по шкале S

Для обозначения принадлежности масла именно к бензиновым, было принято в начале класса ставить букву S (то есть Service ). После нее следуют буквы по алфавитному порядку, что характеризует актуальность класса моторного масла .

категория введена в 2010г. Моторные масла имеют максимально низкое содержание фосфора, что дает возможность использования актуальных сегодня систем фильтрации выбросов, а так же высокий уровень энергосбережения. Не взирая на показатели текучести при высоких температурах, API SN можно отнести согласно нормам ассоциации европейского автомобилестроения к C2, C3 и C4.

API SM

масла данной категории отличаются повышенными, по сравнению с предыдущими классами, стойкости к коррозии и окислению. Часто встречается категория API SM в сопровождении ILSAC с энергосберегающими свойствами. Возможно применение масла, если рекомендована одна из предыдущих категорий.

API SL

категория действует по сей день. Обратите внимание, что в последовательности букв после S в категориях, пропущена буква К (т.е. SK). Сделано это умышленно ввиду того, что одна из корейских, торгующая маслами, организаций использует это сочетание букв в своем корпоративном имени. API SL превышает по свойствам предыдущие категории.

API SJ

эта категория действует и по сей день. Согласована в 1996г. Превышает все допуски, которые были приняты ранее. Применяются для легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков. Есть вероятность сертифицирования по классу масел с энергосберегающими свойствами EC.

API SH

ориентированы масла такого класса на бензиновые двигатели производства после 1996 г. Сегодня возможность применения этой лицензионной категории возможно, но при условии дополнения другой категории API (например SH/EC) Если масло относили к категории экономящих топливо, то присваивали допуск ряда EC II.

API SG

ориентированы на автомобили производства после 1989 г. Могут использоваться во всех транспортных средствах кроме высоконагруженных. Имеет более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с предшествующим допуском. Отличные защищающие свойства от отложений в высокотемпертатурной среде. Данная категория сегодня считается устаревшей. Допускается использование этилированного бензина.

API SF

устаревший класс, подразумевает модели автомобилей созданные после 1988 г., уже применялась более-менее жизнеспособная антиокислительная, антикоррозионная и противозадирная присадки. Добавленные моющие свойства. Топливо – этилированный бензин.

API SE

устаревший класс, создан для форсированных двигателей разработанных (с 1972 – 80 г.г.)

API SD

устаревший класс, предназначен для нагруженных форсированных автомобилей (с 1968 – 71 г.г.)

API SC

устаревший класс, разработан (с 1964 – 67 г.г.) для нагруженных автомобилей того времени.

API SB

использование такого масла можно встретить только при условии требований автопроизводителя. Применяется в малотоннажных автомобилях.

API SA

допуск подразумевает возможность использовать топливо с низким содержанием серы и в не нагруженных двигателях малотоннажных автомобилей

Наверное, любой автолюбитель согласится с тем, что залогом долговечной и безотказной работы двигателя является использование качественных моторных масел, характеристики которых в максимальной степени соответствовали бы заданным заводом-производителем параметрам. Учитывая тот факт, что автомобильные масла работают в широком диапазоне температур и при большом давлении, а также подвергаются воздействию агрессивных сред, к ним предъявляются очень серьезные требования. С целью упорядочения масел и облегчения процедуры их подбора для конкретного типа двигателя был разработан ряд международных стандартов. В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел :

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по SAE

Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры. Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:

  • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
  • Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачивание

Прокачиваемость

Вязкость, мм 2 /с, при 100 °С

Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1

Максимальная вязкость, мПа*с

6200 при -35 °С

60000 при -40 °С

6600 при -30 °С

60000 при -35 °С

7000 при -25 °С

60000 при -30 °С

7000 при -20 °С

60000 при -25 °С

9500 при -15 °С

60000 при -20 °С

13000 при -10 °С

60000 при -15 °С

3.5 (0W-40; 5W-40;10W-40)

3.7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость , которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости. Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS. Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала. Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV. Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними. Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа*с.

Для летних масел установлены минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100 °С, а также показатели минимальной динамической вязкости при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .

Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.

Эксплуатационные условия

Категория S
Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.
Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.
Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.
Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.
Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория С
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3 З /8, 4 З /6, 4 З /8, 4 З /10, 5 З /10, 5 З /12, 5 З /14, 6 З /10, 6 З /14, 6 З /16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 °С

Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм 2 /с, не более

По области применения все моторные масла подразделяются на шесть групп – А, Б, В, Г, Д, Е.

Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85:

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные масла не имеют индекса в обозначении.

Пример обозначения моторного масла:

M – 4 З /8 – В 2 Г 1

М – моторное масло, 4 З /8 – класс вязкости, В 2 Г 1 – может применяться в среднефорсированных дизелях (В 2) и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1).

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Год введения

Описание

Устарела

Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60
Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20
Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.
Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

Под аббревиатурой API необходимо понимать классификацию моторных жидкостей API, благодаря указанной системе, разработанной Американским Институтом Нефти, можно выбрать смесь в зависимости от типа топлива, применяемого для авто и по году выпуска мотора с учетом его технических характеристик.

По стандартам указанной системы моторные жидкости разделены на три класса:

  • S (Service) включает смеси для моторов, работающих на бензине;
  • C (Commercial), вмещает жидкости для приводов, работающих на ДТ;
  • EC (Energy Conserving), включает в себя жидкости энергосберегающие с низкой вязкостью, легкотекучие, уменьшающие потребление топлива.

Маркировка каждого класса автомасел состоит из двух букв латинского алфавита. Первая указывает тип топлива, применимый для автомобиля, вторая обозначает, качественные характеристики моторной смеси, чем дальше по алфавиту расположена вторая буква, тем лучшими свойствами обладает масло. Для моторов, работающих на ДТ, классы дополнительно разделены на четырехтактные и двухтактные моторы, подклассы соответственно маркируются арабскими цифрами 4 и 2.

Для универсальных автомасел (дизельных и бензиновых) применяется двойная маркировка, например, SF/CC, для какого топлива больше подходит масло указывает первая буква обозначения.

По стандарту API есть классы, исключенные из классификации, но машины со старенькими двигателями продолжают нуждаться в этих классах, поэтому согласно указанной системы, класс, который находится на порядок выше, заменяет нижестоящий.

Кроме требований к вязкости и трибологическим свойствам смесей, учитывается их влияние на систему очистки выхлопных газов, взаимодействие с сажевыми фильтрами. Для моторов с нейтрализаторами, сажевыми фильтрующими элементами применяются категории жидкостей с уменьшенным количеством сульфатной золы, фосфора и серы.

Подробно о спецификации API вы можете узнать, просмотрев видео:

Классы для бензиновых моторов

В таблице 1 приведена классификация моторных смесей с маркировкой S.

Таблица 1. Автомасла для приводов, работающих на бензине.

Положение Применение Класс по API
Актуальный Вступил в силу с 1.10.2010. В смесях предусмотрено ограниченное количество фосфора. Для возможности использовать их с приводами, оснащенными системами нейтрализации отработанных газов. SN
Актуальный Принят 30.11.2004. Для современных силовых агрегатов турбированных, многоклапанных, для которых необходимы смеси с увеличенной стойкостью к окислительным реакциям, обладающие улучшенными противоизносными и антикоррозийными характеристиками. SM
Актуальный В машинах старше 2000 г. Автомасла обладают маленьким расходом на угар, стабильной динамической и кинематической вязкостями, характеризуются увеличенным интервалом замены. SL
Актуальный Применимы для силовых агрегатов старше 1996 г. Обладают хорошими моющими, эксплуатационными свойствами, предотвращают образование нагара на элементах двигателя, обеспечивают пуск мотора без прогрева.

Подходят для всех более ранних моделей моторов.

SJ
Устарелый Этот допуск является условно актуальным и может выступать как дополнительный к действующим категориям по классификации. Применяется для автомобилей старше 1996 г, разработанных для тяжелых условий эксплуатации. Обладают хорошими антиокислительными, антикоррозийными, антинагарными свойствами. SH
Устарелый Моторные жидкости, предназначены для моторов с 1989 по 1993 г. и старше. Обладают улучшенными свойствами защиты элементов двигателя от образования нагара, препятствуют реакции окисления в автомаслах. Разработаны на основе купажа присадок, обеспечивающего антикоррозийные и антинагарные свойства смесям. SG
Устарелый Автомасла, предназначены для использования в моторах от 1980 по 1989 г. и старше. Характеризуются улучшенной защитой от износа. Обладают хорошими противоокислительными свойствами, препятствуют образованию коррозии и нагара на поршнях SF
Устарелый Непригодны для применения в силовых агрегатах старше 1979 г. Разработаны для моделей 1972-1979 г. Используются в высокофорсированных моторах, работающих в экстремальных эксплуатационных условиях. SE
Устарелый Использовались для авто 1968-1971 г. Исключительно по рекомендации дилера транспортного средства. Предназначены для среднефорсированных силовых агрегатов, работающих при экстремальных условиях эксплуатации. Применение в более современных двигателях может привести к поломке. SD
Устарелый Разработаны для автомобилей с 1964 г. Препятствуют образованию нагара на элементах мотора, защищают от коррозии. SC
Устарелый Применялись для силовых агрегатов тридцатых годов двадцатого века. Характеризовались легкой защитой от коррозии, износа и окисления. Применялись при легких условиях эксплуатации. Их использование определялось рекомендациями производителя машины. SB
Устарелый Применялись в моторах, работающих на бензине и ДТ, защита двигателя обеспечивалась без применения каких-либо присадок. SA

Спецификация для дизельных приводов

В таблице 2, указана спецификация моторных жидкостей по API с маркировкой С.

Таблица 2. Автомасла для приводов, работающих на дизеле.

Положение Применение Класс по API
Актуальный Принят 1.10.2006. Рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрующими элементами и другими системами обработки отработанных газов. Отвечают допускам автомасел по токсичности выхлопных газов, введенным с 2007 г. Для них применимо топливо с массовой долей серы до 0,05%. Автомасла этой группы должны содержать зольности до 1%, серы до 0,4%, фосфора не более 0,12%. СJ-4
Актуальный Утвержден с 2002 г. Жидкости применимы для современных двигателей с разнообразными типами впрыска и наддува. Содержат моюще-диспергирующие присадки, обладают устойчивостью к окислительным реакциям, препятствуют сажеобразованию, различных отложений на элементах двигателя. Улучшена текучесть автомасел, уменьшен расход на угар при более высоких температурах, имеют устойчивый показатель вязкости. Отвечают нормам токсичности и экологичности, вступившим в действие с 1.10.2002. Допустимо использование топлива с количеством серы до 0,5% от общей массы. CI-4
Актуальный Принят с 1.12.1998. Используются в четырехтактных приводах, отвечают допускам токсичности отработанных газов, принятым с 1998 года. Используются в авто, для которых применимо топливо высокого качества, с количеством серы до 0,5%, при этом срок замены масла значительно не уменьшится при использовании топлива с количеством серы более 0,5%. CH-4
Актуальный Утвержден с 1995 г. Моторные смеси применимы в экстремальных эксплуатационных условиях, при использовании грузовых машин, автобусов, тягачей. Препятствуют пенообразованию, нагарообразованию, обладают хорошими трибологическими свойствами, устойчивостью показателя вязкости при различных температурных режимах. Класс создан в соответствии с нормами экологичности и токсичности редакции 1994 года. Главным минусом этих автомасел есть зависимость периода замены от качества применяемого топлива. CG-4
Устарелый Применимы в четырехтактных дизельных моторах старше 1990 года. Используются при высокоскоростных режимах эксплуатации авто. Содержат присадки, снижающие расход масла на угар, обеспечивающие защиту поршневой группы от образования нагара. Если есть рекомендации производителя машины, масла применяются и для бензиновых силовых агрегатов. CF-4
Актуальный Утвержден в 1994 г. Применимы для двухтактных приводов, работающих в тяжелых условиях эксплуатации с увеличенной нагруженностью. Имеют в составе присадки, обеспечивающие защиту элементов двигателя от износа. Обладают улучшенными качествами очистки, для предотвращения отложений на внутренних частях двигателя. CF-2
Актуальный Для приводов с 1990 по 1994 г. Применяются для внедорожной техники с моторами, работающими на топливе с большим количеством серы (более 0,5%). Имеют присадки, предотвращающие отложение образований на поршневой группе, препятствуют износу и коррозии на подшипниках, выполненных из меди. CF
Устарелый Применимы в моторах старше 1983 г. Моторные смеси разработаны для сверхмощных турбированных двигателей, для которых характерна увеличенная компрессия. Использовались в силовых агрегатах с маленькой и большой частотой оборотов вала, рассчитанных на эксплуатацию при тяжелых режимах работы. CE
Устарелый Введен в эксплуатацию с 1985 г. Моторные смеси применялись в сверхмощных приводах, работающих на ДТ с двухтактным рабочим циклом (сельскохозяйственная техника). Обладают по сравнению с CD, увеличенными требованиями по защите мотора от износа. CD-II
Устарелый Утвержден в 1955 г. Моторные жидкости использовались в приводах повышенной мощности (сельскохозяйственная техника), а также для применения в обычных силовых агрегатах атмосферных и турбированных с увеличенной компрессией, для которых нужно обеспечить защиту от образования нагара и предотвратить износ. Применялись даже для использования топлива с большим количеством серы, но строго в соответствии с рекомендациями производителя машины. CD
Устарелый Принят в 1961 г. Для моторов, эксплуатировавшихся в режимах со средней нагрузкой. При условии наличия рекомендаций дилера машины эти моторные смеси применялись в бензиновых приводах. В сравнении с более ранними классами, указанные смеси, обеспечивали большую защиту от нагара при более высоких температурах, препятствовали образованию коррозии на подшипниках. CC
Устарелый Принят в 1949 г. Масла применялись в силовых агрегатах, работающих при средней нагрузке. Использовалось топливо с увеличенным количеством серы, при этом не предъявлялись повышенные требования к свойствам моторных смесей. Эти масла использовались для двигателей с наддувом, работающих в легком или умеренном режимах. CB
Устарелый Смеси, которые использовались в 1940-1950 г. Для малонагруженных двигателей, работающих на дизельном топливе. При их использовании не предъявлялись повышенные требования к характеристикам топлива. Они обеспечивали защиту от нагара поршневой группы, а также препятствовали образованию коррозии. CA

Маркировка на канистре

Автомасла, состав которых был подвержен лабораторным исследованиям и отвечает стандартам API и SAE, маркируются с помощью графического круглого знака, который указывает на вязкость моторной смеси и категорию качества, соответствующую классификации моторных жидкостей по API.

Такое обозначение применяется только для энергосберегающих жидкостей, наивысшего качества. Например, знак, изображенный на рисунке 1, указывает: жидкость всесезонная. Может применяться в температурном диапазоне -30 0 С до +25 0 С. При этом обеспечит холодный пуск мотора без прогрева и прокачивание смеси по смазочной системе, плюс предотвратит перегрев мотора при высокой плюсовой температуре за бортом авто. На эти характеристики всесезонной смеси указывает надпись SAE 5w-30. Из надписи API Service SN следует: моторное масло разработано для новейших бензиновых моторов. Его можно использовать для приводов, работающих на биотопливе, они обеспечивают максимальную защиту экологии, продолжительный ресурс двигателя. Надпись внизу знака указывает на энергосберегающие свойства смеси и увеличенный период замены.

Рисунок 1. Маркировка моторных жидкостей.

Выбирая моторную жидкость необходимо учитывать рекомендации дилера авто, так как масло слишком густое или сильно жидкое не сможет защитить мотор от износа: приведет к сухому трению деталей, а это прямой путь к капитальному ремонту силового агрегата.

Для двигателей японских автомобилей используется система ILSAC, совместно с API, такие жидкости обладают небольшим расходом на угар, содержат минимальное количество фосфора и серы. Их можно применять в моторах, оснащенных фильтровальными элементами выхлопных газов.