Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения. Все об обгоне, правила обгона Правила обгона на трассе пдд

Даже бывалые водители путают эти два понятия. При обгоне вы не только опережаете другой попутно двигающийся автомобиль, но и выезжаете для этого на встречную полосу. Когда вы уходите в левый ряд и набираете скорость, чтобы опередить машину справа от вас, вы не выполняете обгон в истинном смысле этого слова. Вы делаете лишь с опережением. Различать эти два маневра (обгон и опережение) необходимо, так как знаки, запрещающие вам обгонять, вполне позволяют опережать другие транспортные средства.

В первую очередь, намереваясь выполнять обгон, вы должны обратить внимание на разметку. Одинарная или двойная сплошная разметка между встречными потоками движения запрещает вам обгонять. А вот если линия прерывистая или вовсе отсутствует, вы спокойно можете совершать данный маневр.

Вы можете обгонять другие машины, только если двигаетесь по двухполосной дороге, то есть имеющей по одной полосе для каждого направления движения. Выезжать на встречку для обгона из второго ряда строго запрещено, даже если на дороге отсутствует сплошная разметка. Это довольно частое нарушение правил, которое допускают современные автомобилисты.

Вы не можете обгонять другие машины, если на обочине установлен знак « » (3.20). Он не имеет для вас значения, если вы собрались пойти на обгон мотоцикла без коляски, повозки с лошадью или мопеда. Обогнать перечисленный транспорт вы можете даже при наличии запрещающего знака. Но предварительно вы должны обратить внимание на разметку дороги. Наличие таковой в виде двойной или одинарной сплошной линии запрещает вам любой обгон. А вот если она прерывистая, то вы смело можете обгонять или повозку даже при наличии запрещающего знака.

Если вы управляете грузовым авто с массой больше 3,5 тонн, то вам для вас может быть установлен еще один запрет обгона с помощью знака 3,22. Он запрещает вам обгон. Водители легковушек могут не смотреть на этот знак, к ним он не относится. Оба запрещающих обгон знака действуют до ближайшего перекрестка или до знака, отменяющего этот запрет.

И так: вы увидели, что разметка и знаки разрешают обгон. Следующее ваше действие – оценить, есть ли встречные автомобили на дороге и насколько далеко они от вас. Вы можете обгонять, если встречная полоса свободна на таком расстоянии, что вы успеете опередить машину впереди и вернуться в свою полосу, не создавая никому помех. Вы должны оценивать не только расстояние само по себе, но учитывать возможности своего автомобиля и разрешенную максимальную скорость на данном участке дороги. Мощной понадобится намного меньше времени для совершения обгона, чем, например, тяжелому дизельному микроавтобусу. Поэтому и расстояние до встречных автомобилей, которое достаточно для обгона, будет у этих машин совершенно разное.

До того как приступить к обгону, вы еще обязательно должны оценить видимость дороги впереди вас. Если вы приближаетесь к вершине горы, не стоит выезжать на встречку. В этой ситуации вы попросту не увидите вовремя машину, которая едет на вас. Также нельзя выполнять обгон вблизи резких поворотов по той же причине.

Есть еще несколько ограничений, не позволяющих вам выполнять обгон. Если в зеркала вы видите, что вас уже обгоняют, вы не можете начать обгонять. Причем началом обгона считается включение левого поворотника. Так что если на авто сзади вас уже мигает указатель поворота, значит, тот водитель уже начал вас обгонять. Соответственно, вы не должны создавать ему помех. Правила предписывают вам не только не создавать помех, но и двигаться с неизменной или меньшей скоростью в таком случае. Тоже ограничение на обгон для вас действует, если водитель впереди вас включил левый поворотник. Вам запрещено правилами обгонять автомобиль, уже совершающий данный маневр. Даже если водитель впереди вас не идет на обгон, а всего лишь объезжает препятствие, обгонять его вы тоже не можете.

Что касается обгона на перекрестках: вы можете совершать обгон, если на них нет светофоров. Но в этом случае вы должны двигаться только по главной дороге. Даже при отсутствии светофора вам запрещено обгонять кого-либо при движении по второстепенной или равнозначной дороге. Если перекресток оборудован светофором, обгонять вам нельзя ни в коем случае.

На данный момент (2014 год) в правилах не запрещено обгонять на пешеходных переходах, если на нем нет людей. Разумеется, если по переходу двигаются пешеходы, вы обязаны их пропустить, ни о каком обгоне тогда и речи быть не может. Но будьте внимательны: в ГИБДД обсуждали возможные изменения касательно этого пункта, поэтому стоит следить за обновлениями ПДД. В каждом новом издании правил могут быть изменения относительного обгона. Любому, даже самому опытному водителю, необходимо периодически освежать свои знания правил и следить за изменениями в них.

Обгон автомобиля — один из наиболее сложных маневров, который требует большой концентрации внимания, а также аналитической оценки как собственных сил, так и поведения остальных участников дорожного движения. Именно обгоны являются наиболее распространенными виновниками ДТП. Об этом далее в статье.

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:


обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.

  2. Следом за автомобилем, который уже начал обгон.

  3. Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.

  4. Если на дороге плохая видимость.

  5. На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.

  6. Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
  7. На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Знак обгон запрещен

Данный знак обозначает, что в определенной зоне действия запрещается обгон любого транспорта, кроме тихоходного, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и двухколесных мотоциклов. Зона действия знака распространяется от места его установки до ближайшего перекрестка, а при отсутствии последнего — до конца населенного пункта.

Если на знаке присутствует желтый фон, значит данный знак является временным. Если стационарные и временные дорожные знаки противоречат друг другу, водитель должен руководствоваться временными знаками.

Обгон на пешеходном переходе

Обгонять автомобиль на пешеходном переходе категорически запрещено, даже если поблизости нет ни одного пешехода. За данное нарушение предусмотрен административный штраф или изъятие у водителя прав до шести месяцев.

Завершение обгона

При совершении обгона необходимо как можно быстрее завершить его. Поэтому сильнее надавите на газ с целью увеличить скорость между вашим авто и обгоняемым. Когда вы увидите обгоняющий автомобиль в зеркале заднего вида, следует включить правый поворотник и спокойно вернуться на свою полосу.

Очень часто бывает, когда водитель начал обгон на прерывистой линии, а закончил уже на сплошной, что расценивается инспекторами, как выезд на сплошную и запрещается ПДД. Именно поэтому при обгоне следует объективно расценивать дорожные условия и возможности автомобиля.

Штраф за обгон

На текущий момент штраф за обгон при нарушении ПДД составляет около 5000 рублей. Помимо этого, за такое нарушение также предусмотрено лишение права управления автомобилем сроком от четырех до шести месяцев.

Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

Что такое обгон?

Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

В статье использовано изображение с сайта avtohod.ru

Согласно статистике до 25% водителей систематически неправильно выполняют обгон. Порядка 30% процентов всех аварий случается при нарушении правил обгона. Причиной каждой 5 гибели человека на дороге является неправильно выполненный обгон.

Зачастую во время учёбы в автомобильных школах поверхностно касаются обучению курсантов правилам обгона других движущихся транспортных средств.

Особенно это касается движения на трассах, где очень часто высокие скорости просто не дают много времени на принятие решений.

Не каждый водитель знает, как правильно совершить обгон другого автомобиля и, совершая неправильные действия, стремительно приближается к роковой черте. Рано или поздно это приведёт к трагическим последствиям.

Согласно правилам дорожного движения обгоном считается манёвр автомобиля, при котором он временно покидает свою полосу движения с выездом на встречную полосу дороги для обгона транспортного средства, движущегося в попутном направлении.

После завершения манёвра машина обязана, возвратится в свою полосу движения. Использовать этот термин можно только для дорог с двумя полосами движения.

В ином случае манёвр будет трактоваться как опережение. Многие особенно неопытные водители путают оба термина и не всегда правильно ориентируются в них.

Когда запрещено совершать обгон?

Нужно помнить, что бездумное и безответственное совершение манёвра на высокой скорости зачастую приводит к трагическим последствиям.

Сотни унесённых жизней тому яркий и печальный пример.

Можно выделить следующие ситуации, когда обгон запрещён:

  1. Действие знака «обгон запрещён»;
  2. Водитель впереди едущего транспортного средства включил левый поворотник;
  3. Небольшое расстояние до едущего навстречу транспорта;
  4. Низкая скорость движения;
  5. Ваш автомобиль начали обгонять;
  6. Недостаточная видимость;
  7. На крутом повороте, ограничивающем видимость.

На первый взгляд выполнение манёвра для водителя не представляет особого труда и не требует специальных умений. Но жестокие цифры статистики и количества погибших на дорогах неумолимо свидетельствуют обратное.

Пренебрежение элементарными правилами дорожного движения в совокупности с неправильными действиями при выполнении манёвра расхолаживают водителя и заставляют его забыть о чувстве самосохранения.

Многие пренебрегают следующими правилами правильного обгона:

  1. Сократить дистанцию до впереди едущего транспорта;
  2. Убедиться, что встречная полоса свободна или расстояние до ближайшей машины достаточно для выполнения манёвра;
  3. Убедиться, что не обгоняет спереди или сзади едущее транспортное средство;
  4. Заблаговременно включить поворотник перед совершением манёвра;
  5. Увеличить непосредственно перед обгоном скорость движения автомобиля. Она должна быть выше минимум на 10-20 км/час, чем обгоняемого транспортного средства.
  6. Время обгона не должно занимать больше 5 секунд.

Как нельзя выполнять обгон?

Многие водители и особенно, которые недавно получили права, очень часто совершают рискованные обгоны, доказывая всем окружающим, как они считают, свою смелость и молодецкую удаль.

Как итог они, в последующем размазывая сопли и слёзы по лицу, убеждают следователя, что смерть невинных людей в результате ДТП не их вина, а роковое стечение обстоятельств.

Для того чтобы не оказаться на месте этих горе-водителей нужно чётко запомнить следующие ошибки, часто допускаемые при совершении обгона:

  1. Обгон нескольких транспортных средств;
  2. Совершение обгона по правой стороне;
  3. Обгон в условиях недостаточной видимости;
  4. Обгон на поворотах;
  5. Обгон на неисправном транспортном средстве;
  6. Обгон при буксировке другого автомобиля.

Систематическое нарушение правил обгона для многих водителей, к сожалению, становиться страшным уроком на всю его жизнь. Человеческие жертвы не стоят выигранной минуты времени и об этом должен помнить каждый водитель, садящийся за руль машины.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!