Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой, а если и нужно, то сколько? Надо ли прогревать двигатель

На дворе XXI век, работой автомобильного двигателя уже давно управляет компьютер, который регулирует подачу топлива и зажигание в зависимости от внешних условий. Но большинство автолюбителей так и не успели перестроиться вслед за прогрессом, допуская ошибки при прогреве двигателя в холодное время года. Методики пуска и прогрева в мороз, актуальные 20 лет назад, для современных двигателей бесполезны, а иногда и вредны.

Нельзя не греть

Существует распространенное мнение, что современные автомобильные двигатели не нуждаются в прогреве перед началом движения. Это заблуждение. Прогрев двигателю необходим, езда на холодном моторе до добра не доведет.

«В эксплуатационных картах на все типы двигателей и во все времена есть четкое указание: прогрев двигателя необходим для достижения рабочих зазоров между деталями и приведения технических жидкостей к заданным показателям вязкости. Двигатель изготовлен из разных металлов, которые имеют разные показатели температурной деформации. Конструкция двигателя рассчитана на эксплуатацию в заданном температурном диапазоне, который достигается за счет прогрева мотора на холостом ходу », - рассказывает инженер Сергей Колчин.

Эксплуатация двигателя без прогрева может стать причиной серьезных его повреждений.

Нельзя греть двигатель «по температуре»

Традиционно прогрев автомобильного двигателя российские водители контролируют по показаниям датчика температуры. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания имеют рабочую температуру в 90 градусов. Но этот подход неверен. Для автолюбителя он может обернуться чрезмерным расходом топлива на прогрев и значительной потерей времени.

«Прогреть автомобиль на холостом ходу до 90 градусов при температуре в минус 20 можно. Но на это уйдет 30-40 минут. Тратить топливо и время на такой прогрев нецелесообразно», - говорит автомеханик Виталий Логинов.

Машинное масло густеет при низких температурах. Минеральное теряет вязкость при температуре 15-20 градусов мороза, «полусинтетика» при 25-30 градусах ниже нуля. Густое масло негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания.

«Масло в двигателе выполняет сразу три функции: смазка трущихся поверхностей, отвод продуктов износа и охлаждение подвижных деталей. В случае отрицательных температур последние два пункта не актуальны. Остужать холодный мотор не надо, а износ в этом режиме незначителен. Но вот смазки двигателю не хватает, из-за этого возрастает сила трения», - говорит Виталий Логинов.

Высокие силы трения ведут к высокому расходу топлива. Почти все современные автомобили имеют бортовые компьютеры, которые отображают показатели расхода. Виталий Логинов советует греть автомобиль «по расходу».

«Автмобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил на холостом ходу расходует 0,8-0,9 литра топлива в час. При запуске холодного двигателя этот показатель обычно составляет 2,7-3 литра в час. Для выхода двигателя на рабочий режим достаточно прогреть его до нормальных показателей. Ждать прогрева в 90 градусов – напрасная потеря времени и бензина», - считает Виталий Логинов.

Нельзя «газовать» во время прогрева

Некоторые автолюбители пытаются ускорить прогрев автомобиля за счет повышения оборотов двигателя. Но «газовать» холодным двигателем нельзя.

«Все зазоры в двигателе рассчитаны на определенную вязкость масла, при низких температурах вязкость смазки увеличивается, и она не способна протечь между трущимися поверхностями. Детали работают в режиме масляного голодания. Что ведет к их повышенному износу», - говорит Виталий Логинов.

Причем износ в этом случае носит резкий, почти взрывной характер. Могут выйти из строя кольца на поршнях, а на зеркале цилиндра образуются задиры и щербины, которые можно будет исправить только в ходе капитального ремонта двигателя.

Мотор нужно прогревать на холостом ходу, не дотрагиваясь до педали газа. В этом случае выход на рабочий режим пройдет без последствий.

Нельзя использовать подогреватели масла

Некоторые автолюбители для пуска двигателя в холодный период используют так называемые подогреватели масла. Это устройство представляет собой нагревательный элемент , который устанавливается в отверстие масляного щупа и подключается к автомобильному аккумулятору . Предполагается, что данное устройство прогреет масло, вернет ему текучесть и упростит прогрев. Но это всего лишь маркетинговая уловка. От этих устройств больше вреда, чем пользы.

«Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева двигателя в зимний период. Мощность этих устройств редко превышает 20-30 ватт, что явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном двигателе при температуре в минус 20. В некоторых случаях температура подогревателя настолько велика, что масло на его поверхности начинает пригорать, при этом весь объем остается холодным», - говорит Виталий Логинов.

Нельзя резко трогаться

Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно так же густеет при низких температурах и в коробке происходят процессы, аналогичные процессам в двигателе. После прогрева мотора, масло в коробке остается холодным. Поэтому резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 км\час первые 300-400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы масло в коробке начало выполнять свои функции.

Кажется, это делают все: заводят утром автомобиль и сидят внутри, пока «прогревается двигатель». Вероятно, вы это делаете для того, чтобы защитить двигатель. А значит, стали жертвой мифа, который на самом деле приносит больше вреда, чем пользы.

Последние 26 лет Кьятти изучает двигатели внутреннего сгорания, т. е. моторы, которые сжигают жидкое топливо, чтобы получить энергию. В настоящее время он даже курирует работу Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Если кратко, то вывод эксперта такой:

Работа двигателя автомобиля на холостом году в мороз не только заставляет вас тратить лишнее топливо, но и вредит двигателю.

Потому что когда мотор работает, а машина стоит, застывшее масло не успевает вовремя добраться до цилиндров и поршней. Результат - повышенная, недопустимая нагрузка на них.

Как это работает:

В нормальных условиях ваш автомобильный двигатель работает на смеси воздуха и испарившегося топлива - возьмем для примера бензин. Смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее - и это приводит к микро-взрыву, который и дает энергию двигателю.

Но когда на улице холодно, бензин испаряется плохо. Изначально ваш автомобиль компенсирует это, добавляя в смесь больше бензина, поэтому поначалу двигатель и работает на повышенных оборотах. И вот тут начинаются проблемы.

«Проблема в том, что когда в камеру сгорания попадает слишком много топлива, часть его остается на стенках цилиндра. - рассказывает Кьятти. - Бензин - отличный растворитель, и он реально смывает смазочные материалы со стенок, когда вы запускаете двигатель на морозе. Особенно это важно, если машина долго стояла на улице и не заводилась».

Это приводит к недостаточному смазыванию поршневых колец и гильз цилиндров. А они имеют решающее значение для запуска цилиндров и поршней, т. е. для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в двигатель вашего авто.

Резюмируем. Главная проблема с морозом - в том, что из-за него густеет масло. В итоге узлы трения работают «всухую», износ механических деталей в этом случае происходит значительно быстрее, чем обычно.

Но в каком случае мотор прогреется быстрее - если ехать или если стоять?

Вывод: вопреки распространенному мнению, работа мотора на холостом году не продлевает его жизнь, а лишь сокращает ее.

Кстати, именно об этом говорят производители современных авто: ни один из них НЕ рекомендует прогревать двигатель на стоянке.

И еще. Если у вас автоматическая коробка передач, то прогревать нужно и ее. Разумеется, единственный способ это сделать - медленно ехать, мягко управляя педалью газа. Для этого достаточно пары десятков секунд: как раз столько обычно требуется, чтобы выехать со двора.

Простое решение

После того, как ваш мотор прогреется до 4,4 градуса по Цельсию, обороты начнут падать. И вы увидите это по шкале тахометра. Попутно вы заметите, что в салон стал поступать теплый воздух. Но не путайте тепло от радиатора с теплом двигателя!

«Работа на холостом ходу заставит двигатель греться медленнее обычного. Это значит, что электроника машины будет продолжать активно насыщать цилиндры топливной смесью», - рассказывает Кьятти.

Так что самый быстрый и лучший способ прогрева автомобиля - подождать секунд 30–60 после того, как вы завели мотор, и спокойно начинать движение. А можно и вообще не ждать.

Главное при этом - не слишком активно нажимать на педаль газа в первые минуты движения. «Будьте нежны с автомобилем в первые 5–15 минут езды. Так вы избавите мотор от ненужного стресса», - рекомендует эксперт.

Плюс ко всему, это банально невыгодно. Недостаточно прогретый мотор тратит минимум на 12% больше топлива, чем обычно. Если вы сильно давите на педаль газа сразу после выезда на дорогу, то просто тратите лишнее топливо, не получая никаких выгод. В этом нас уверяет инженер-механик из Массачусетского технологического института.

Корни мифа

Некоторые мифы весьма живучи, и этот - не исключение. Основанием для него стала эпоха, когда все бензиновые двигатели были карбюраторными. Но еще в 1980-х стали использовать электронный впрыск топлива, который сделал это «правило пяти минут» неактуальным.

Ключевое отличие тут в том, что электронный впрыск топлива сам регулирует состав воздушно-топливной смеси, которая попадает в цилиндр. Карбюратор так делать не умел: в нем не было для этого специального датчика. Но так как машин с карбюраторами больше не делают, то и потребности в холостом ходу нет никакой.

Машину можно назвать живым существом: она «дышит» воздухом, «кушает» топливо, бегает и имеет «сердце» − . Чем еще она напоминает человека. В холода люди начинают жить по-другому: одеваются теплее, следят за здоровьем, берегут легкие, а автомобилю может понадобиться особый прогрев двигателя. Это очень важно, чтобы надолго сохранить жизнь и прекрасные технические качества двигателя.

И вот холода уже настали, а значит, более злободневным стал вопрос: нужно прогревать двигатель или в этом нет необходимости. Почему мы затронули этот вопрос? Несколько десятилетий назад на дорогах страны были преимущественно. С ними возни хватало: и дроссельную заслонку открой, в то же время проследи, чтобы двигатель не «захлебнулся».

Но сейчас водители предпочитают, которые несколько отличаются от карбюраторных. Поэтому в преддверии морозных дней возникает дилемма: прогревать ли двигатель или вполне достаточно повернуть ключ в замке зажигания, включить передачу и двигаться в нужном направлении. Сейчас мы разберем этот вопрос, и заметьте, он будет значительно влиять на безопасность поездок, надежность работы двигателя и в итоге получите значительную экономию при эксплуатации автомобиля.

Прогревать или нет – вот в чем вопрос

Давайте рассмотрим, что происходит в момент включения зажигания. Бензин и необходимое количество кислорода в виде горючей смеси попадают в камеру сгорания. Электрическая система двигателя подает ток на свечу зажигания. Как результат, происходит воспламенение горючей смеси, которая значительно увеличивает давление внутри цилиндров, это способствует движению поршневой группы двигателя, а они, в свою очередь, через детали и механизмы вращают колеса.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на быстрый запуск двигателя, это температура масла в картере двигателя. Масло поступает в мотор только после его запуска. Но в первые минуты начинается довольно интенсивное трение деталей, это способствует их износу, но чем больше поднимается температура, тем быстрее нагревается масло до необходимых рабочих показателей. Масло разливается между деталями, трение снижается, продуктивность увеличивается, и как результат, двигатель работает равномерно и стабильно.

Чтобы более просто понять этот принцип, представьте: желе и горячее масло. В желе даже ложка проворачивается с трудом, а во втором варианте даже картошка подпрыгивает на сковородке.

Время необходимое для прогрева

Мы уже в начале статьи разобрали сезонные изменения эксплуатации автомобиля. Необходимо менять не только резину, но и по-иному производить прогрев двигателя. Базовой возьмем рабочую температуру мотора, она составляет примерно 90° C, от этого и будем отталкиваться. Если на улице +20 градусов, достигнуть нужной температуры можно намного быстрее, чем при -10°, и тем более –20° C.

Конечно, сложно совместить температурный режим и время прогрева. Каждый автомобиль имеет свои особенности, свою мощность, и даже индивидуальные места парковки. Что тоже отражается на периоде готовности мотора к движению.

  1. Рассмотрим интересную инновацию, которая облегчает прогрев мотора: «Дистанционный запуск двигателя». Замечательная высокотехнологичная функция, прекрасная во всех отношениях. Вы спокойно занимаетесь своими утренними процедурами: гимнастикой, собираете детишек в школу либо бреетесь, просматриваете почту в интернете, по сути, не строите свою жизнь под потребности горячо «любимой машины». Достаточно выйти на улицу, сесть в авто и спокойно двигаться по нужному маршруту. Но для того чтобы таким образом сделать более комфортной подготовку к поездке, необходимо установить на своем автомобиле современную и надежную автосигнализацию, имеющую функцию запуска двигателя дистанционно. В этом случае обороты двигателя при прогреве становятся стабильными.
  2. Более доступный вариант обычный прогрев машины. Казалось бы, в чем сложность? Однако, при низких температурах есть свои нюансы. Одно дело, если машина провела ночь пусть даже в неотапливаемом гараже. Для стабилизации оборотов достаточно 5 минут. Это при условии, что температура не падала ниже -5 градусов. При более низких температурах не только увеличивается время прогрева, но и режим движения должен быть несколько иным. Стартовать необходимо медленно, не перегазовывать, набирать скорость как бы с «ленцой».

Эти моменты дадут положительный результат, если вы заблаговременно позаботитесь о на зимний вариант, а в систему охлаждения зальете высококачественную жидкость.

Прогрев двигателя в теплую зиму и при плюсовых температурах

Давайте поговорим о том, что не всегда бывают морозные зимы, и не за горами весна, что советуют специалисты в этом случае, стоит ли прогревать двигатель, или «сел, включил зажигание и замечательно». Однозначного ответа нет. С одной стороны, эта процедура не совсем положительно влияет на окружающую среду. Давайте говорить откровенно, в основном мы пользуемся отнюдь не экологически чистыми автомобилями.

Но есть и другая более весомая сторона этого вопроса: долговременная эксплуатация мотора. Согласитесь, постоянные «шоковые» нагрузки никак не будут содействовать нормальной работе «сердца» автомобиля. Поэтому «ласковый» прогрев помогает в любое время года стабилизировать обороты. И как результат, двигатель начинает работать без стресса и перегрузок.

Мнение специалистов

Большинство конструкторов и создателей автомобилей рекомендуют использовать высококачественную («Тосол» и т. п.), хорошее масло. Большинство тестов показали интересные результаты. На непрогретом двигателе износ не наблюдается, но при условии небольшой нагрузки.

Инженеры объясняют эту особенность тем, что небольшая нагрузка помогает двигателю медленно, но при этом более эффективно добиться необходимой рабочей температуры мотора. Если объяснить по-простому, не газуйте сильно в момент включения зажигания и забудьте о быстрых стартах.

Но при этом на вопрос прогревать ли двигатель зимой спецы дают однозначный ответ: да. В необходимо прогревать не менее 30 секунд, а карбюраторные примерно 1−2 минуты.

Низкие температуры воздуха сейчас и грядущие морозы в недалеком будущем заставляют задуматься о правильной подготовке автомобиля к поездке. Вы можете выбрать тот вариант, который более вам подходит: установить «умную» электронику либо правильно прогревать автомобиль после стоянки на морозе. Но в любом случае стоит прислушаться к приведенным выше советам, это позволит надолго сохранить мотор, и вы будете избавлены от проблем.

Вопрос необходимости прогревания двигателя в зимний период до сих пор остается открытым, движение с не прогретым мотором снижает его износостойкость. Низкий температурный режим приводит к сгущению масла, что мешает его доступу к деталям и приводит к уменьшению качества работы ходовой.

Прогрев машины зимой - обязательное условие, если вы хотите долгой службы авто.

Нужно ли прогревать машину зимой

Автомобили, выпущенные лет десять назад, нуждаются в длительном прогревании, а современные модели транспортных средств обходятся несколькими минутами для улучшения производительности двигателя. Выделяют следующие причины, аргументирующие необходимость прогревания двигателя зимой:

  • зависимость густоты и полезных свойств масла от температурного режима;
  • на холоде зазоры изнашиваются быстрее;
  • потеря динамики, приемистости езды при пониженной температуре;
  • возможность повышения расхода горючего;
  • снижение обзорности и повышение риска ДТП как результат.

Чрезмерная густота моторного масла отрицательно сказывается на сроках эксплуатации механизмов – когда детали смазываются хуже, а обороты при этом высокие, износостойкость снижается. После прогревания масло набирает нужную консистенцию, восстанавливая полезные свойства. Двигателю в таком случае смазки хватает, срок эксплуатации повышается.

Зазоры на переохлажденном моторе отклоняются от установленной нормы, что приводит к риску быстрого изнашивания при интенсивных оборотах. После прогревания двигателя они приходят в нормальное состояние. Нестабильность работы выражается в потере динамики езды, «чихании» механизма.

Подобный характер движения приводит к перерасходу топлива как реакции на разницу в температуре топливовоздушной смеси и окружающей среды. Удовольствие от езды в холодном автомобиле вы вряд ли получите, а покрытые инеем стекла снижают обзорность, что увеличивает риск попадания в ДТП.

Как правильно прогревать двигатель

Если прогревать двигатель неправильно, ресурс его уменьшается. Грамотный подход к знанию порядка прогревания машины избавит вас от ненужных хлопот и продлит срок эксплуатации транспортного средства. Правильно будет:

  • начать с аккумулятора, чтобы под воздействием холода он не терял свои свойства, - нагрузить его, включив на 15 секунд дальние фары. Этого времени достаточно для прогрева электролита;
  • отключить дальний свет для восстановления АКБ в течение 30 секунд;
  • закрыть радиатор с наружной стороны для ускорения процесса (или набросить сверху войлок);
  • произвести запуск мотора;
  • если КПП механическая – нажать педаль сцепления, чтобы разгрузить коленвал, КП и подержать 2-3 минуты для разогрева масла;
  • когда автомобиль не завелся, делаем перерыв на 2-3 минуты для восстановления аккумулятора. Нужно следить, чтобы стартер вращался не дольше 20 секунд. Если машина и далее не заводится – пора перейти к поиску неисправностей;
  • после того, как мотор завелся, включить печку, чтобы подогреть салон – воздух направится сначала в него, а потом на лобовое стекло. Это позволит избежать появления микротрещин между стеклом и кузовом;
  • отправляться в путь на минимальной скорости (40 км/час), чтобы дать двигателю разогреться сильнее.

Пройдя 5-6 километров дороги, транспортное средство восстановит функции и будет готово к эксплуатации в обычном скоростном режиме.

Популярные заблуждения

Среди автолюбителей распространены мифы, связанные с прогревом машины. Некоторые из них необоснованны или являются преувеличением. Обратим внимание на распространенные заблуждения.

  • Миф первый: если прогревать автомобиль на холостом ходу, горючего израсходуется больше. Перерасход топлива имеет место, но это ощутимо только в том случае, если машина прогревается в течение 20-30 минут. За 2-3 минуты прогрева бензина израсходуется меньше, но зато механизмы сработают исправно.
  • Миф второй: прогревать мотор вредно. Это связано с образованием смоляного налета на клапанах. Они могут застопориться из-за неплотного прилегания к седлу, но полностью из строя двигатель не выйдет. Взамен могут поломаться турбины, если машину не прогреть. Вреднее обходиться без предварительного прогрева.
  • Миф третий: зимой можно обойтись без разогрева автомобиля. На самом деле, если не ограничиться хотя бы небольшим прогревом сроком в 2 минуты, поршневая машины придет в негодность. Топливо будет плохо испаряться, и на механизме образуется конденсат, что повлечет за собой износ из-за коррозии. Когда такой конденсат с содержанием серы и с избытком воды попадет машинное масло, фильтры забьются вместе с каналами.

Не стоит принимать всерьез заблуждения по поводу разогрева машины, но на некоторые детали обратить внимание можно.

Важные особенности

От того, каким образом происходит подача топлива, с помощью инжектора либо карбюратора, схема прогрева не меняется. Запускается двигатель одинаково, но есть особенности, которые стоит учитывать.

Если автомобиль работает на дизельном топливе, то помните, что оно бывает трех видов – с разным октановым числом, температурой воспламенения:

  • летнее – для температурного режима в пределах +1 градус и выше;
  • зимнее – используется при температуре от 0 до -30 градусов;
  • арктическое – применяется в северных широтах.

Неполадки с запуском машины могут быть результатом использования зимой летнего горючего.
Смотрите, видео о том, как прогревать машину:

Итог

При наличии бортового компьютера можно легко определить момент завершения прогрева. При отсутствии электроники и наличии карбюраторного двигателя о разогреве масла сигнализирует стрелка датчика температуры для охлаждающей жидкости, когда она сдвинется, а обороты вхолостую понизятся. Процесс завершится, когда температура поднимется до 50 градусов. Сразу увеличивать обороты не рекомендуется. После прогрева охлаждающей жидкости до 80 градусов можно набирать разгон.

Тщательное прогревание автомобиля в зимний период позволит продлить срок службы благодаря торможению изнашивания механизмов. Прогревать двигатель важно, но излишне усердствовать тоже не стоит – во всем нужна мера.

Как подсказывает душа любому автомобилисту - греть надо. Это заложено еще отцами и дедами.

Инструкции к новым иномаркам говорят об обратном. Уселся поудобнее в холодный автомобиль, включил зажигание - и можно трогаться. Кому же верить, и как делать правильно? Поиск ответа приводит к нескольким факторам: экология, ресурс двигателя, экономия топлива, климатические условия.

Особенности прогрева

Полностью мотор будет прогретым, как только все рабочие жидкости достигнут показателя рабочей температуры, т. е. перестанут нагреваться дальше. Быстрее остальных получает температуру антифриз. С ним начинают оттаивать и верхние элементы мотора - головка, поршни.

А вот с маслом в поддоне дело обстоит совсем иначе: оно греется намного медленнее. Как это увидеть? Каждый, кто обращает внимание на бортовой компьютер, может заметить, что даже после полного нагрева охдаждайки расход горючего на холостых может снижаться. В этом и кроется ответ: дело в непрогретом масле. Дольше всех набирается теплом нейтрализатор. После этого токсичность газов выходит на свой привычный уровень. На скорость прогрева сильно влияет режим эксплуатации мотора.

Прогревать или нет: за и против

Те, кто говорят о полезности прогрева, утверждают, что холодный двигатель при нагрузках изнашивается гораздо быстрее. Однако многочисленные испытания показали неточность этого предположения. Длительный прогрев с появлением современных автомобилей стал избытком прошлого. Однако можно ли так однозначно ответить на этот вопрос?

При перегреве особенно страдают свечи. В этот момент быстро обогащается топливовоздушная смесь, свечи заливаются и быстро изнашиваются.

Езда на холодном моторе

Современные автомобили со встроенной системой впрыска, позволяющей самостоятельно менять параметры силового агрегата , отлично обходятся и без прогрева. Его заменяет работа электроники. Одно правило, требующее соблюдения при езде на холодном моторе, - не стоит раскручивать его до максимальных оборотов. Некоторое время нужно подождать нагревания рабочих жидкостей.

Прогрев современного авто

Электронные системы прогрева, которыми оснащены многие иномарки, рассчитаны на мягкие европейские зимы. Суровые реалии российских холодов - это то, чего меньше всего ждут технологичные модели, поставляемые в Россию. Если для южных регионов эта правило не работает, то жителям средней полосы придется регулярно выполнять такую важную процедуру, как прогрев. С учетом этой особенности можно сказать, что прогревать импортный автомобиль все же нужно. Однако какие при этом нужно соблюдать требования? Для современной машины достаточно 3-5 минут, чтобы все жидкости и детали пришли в рабочее состояние и смогли полноценно справляться со своими задачами.

  • От 5 градусов до 0 - стекло при таком заморозке еще не покрывается корочкой льда. Время работы двигателя на холостом ходу не должно превышать 2 минут, лучше подождать 1,5 минуты.
  • От 0 до -10 - время прогрева можно увеличить до 2-2,5 минут.
  • От -10 до -20. Греть железного зверя нужно уже в течение 3-5 минут. За это время успеет получить достаточно тепла даже салон автомобиля.
  • Если температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза, стоит оставлять машину работать на холостых не менее 5 минут.

Если желания ждать прогрева совсем нет, поможет сигнализация с автозапуском.

Расход топлива и износ двигателя

При прогреве расход горючего увеличивается примерно на 5%. Если процедура выполняется дважды в день, есть повод задуматься о сокращении времени прогрева. При длительной работе на холостых топливовоздушная смесь быстро обогащается, что приводит к ее неполному сгоранию в камере. Это влечет за собой образование нагара на стенках. Впоследствии двигатель может потребовать дорогостоящего ремонта. У дизеля пи длительном прогреве страдают форсунки, которые быстро закоксовываются.

Нужно ли прогревать машину зимой, и стоит ли прогревать двигатель вообще? Эти вопросы интересую многих автолюбителей, ведь на прогрев двигателя до рабочей температуры, особенно в сильный мороз, требуется достаточно много времени. Да и расход топлива увеличивается. А что будет, если машину не прогревать? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Во многих руководствах по эксплуатации пишут, что двигатель машины нужно прогревать на холостом ходу, но, сколько и как правильно это делать – не сказано.

Возможны три варианта прогрева двигателя зимой:

  1. Надо прогревать двигатель автомобиля до рабочей температуры на холостом ходу;
  2. Можно прогревать машину 3-5 минут, пока чистишь снег снаружи;
  3. Совсем не прогревать мотор – нужно заводить автомобиль, и сразу ехать.

О том, какой из перечисленных способов прогрева двигателя зимой окажется самым экономным и эффективным, смотрите видео в конце этой статьи.

Забегая наперед, скажем – прогрев двигателя автомобиля зимой необходим. А о том, сколько времени для этого требуется, и как правильно прогревать машину зимой перед поездкой, читайте ниже.

Почему нужно прогревать двигатель зимой

Для того чтобы понять, нужно ли прогревать двигатель зимой или нет, необходимо ближе познакомиться с процессами, происходящими в моторе сразу после холодного запуска. Подробно о принципе работы ДВС читайте .

Рабочий зазор между поршнем и стенкой цилиндра составляет всего лишь несколько сотых долей миллиметра. Когда после холодного пуска вы даете двигателю хотя бы 2-3 минуты погреться на холостом ходу, то и тонкостенный поршень, и массивный цилиндр успевают прогреться до плюсовой температуры.

Если с промерзшим двигателем сразу отправиться в путь, да ещё и поддать как следует "газку", то можно задрать мягкие юбки поршня.

Под нагрузкой тонкий алюминиевый поршень прогревается гораздо быстрей, в отличие от массивной чугунной гильзы цилиндра. Коэффициент расширения у алюминия также гораздо больше. Как результат:

  • зазор между поршнем и цилиндром уменьшается до нуля,
  • масляная пленка рвется,
  • появляются задиры и следы интенсивного износа на поверхности поршня.

Другой момент – моторное масло, которое исполняет роль смазки в двигателе, зимой сильно загустевает. А при двадцати градусном морозе даже новое масло с вязкостью 10W-40 превращается в кисель (подробней про вязкость моторного масла). Загустевшее на холоде масло, хуже просачивается сквозь зазоры и каналы в системе смазки, ещё и поэтому нельзя сразу давить на газ, если мотор насквозь холодный.

Ускоренный износ вкладышей и постели распредвала тоже нередко бывает следствием банальной спешки и нежеланием прогревать двигатель.

В конце концов, в непрогретой машине зимой просто холодно и некомфортно находиться (ещё и стекла сильно потеют), поэтому прогревать её однозначно нужно. А если у вас нет времени и желания прогревать двигатель в автомобиле каждый раз перед поездкой, тогда вам стоит задуматься об установке предпускового подогрева двигателя .

Как правильно и сколько нужно прогревать машину зимой

Так как же правильно прогревать машину зимой? Греть двигатель на месте по 10, 15 или 20 минут? Нет, этот метод тоже не очень хорош, поскольку он влечет за собой перерасход горючего, потерю времени и лишнее загрязнение окружающей среды. При прогреве двигателя зимой разумнее придерживаться золотой середины и выбирать длительность прогрева в зависимости от мороза.

Обычно двигатель надо прогревать не менее двух-трех минут, чтобы без вреда для него можно было отправиться в путь. Как только обороты двигателя станут снижаться, можно начинать движение. Но есть несколько условий:

  • Поначалу двигайтесь медленно и аккуратно, ведь масло в коробке передач и амортизаторах тоже замерзло;
  • Сильно не нагружайте двигатель и не допускайте чрезмерного повышения оборотов;
  • Во время движения используйте низшие передачи;
  • Лишь по мере того, как стрелка указателя температуры пойдет вверх, постепенно повышайте скорость движения.

Запомните, легкая физзарядка для двигателя – это не блажь, а осознанная необходимость. Поэтому у ответственного водителя больше не должно возникать вопросов по поводу того, надо ли прогревать машину зимой.

Видео: как нужно прогревать двигатель зимой

Как известно, езда на непрогретом автомобиле в холодное время года не только некомфортна и неэкономична, но и снижает срок службы отдельных узлов и агрегатов. В случае с АКПП это особенно актуально. Поэтому нередко у автовладельцев возникает вопрос о том, сколько нужно прогревать машину автомат зимой.

Читайте в этой статье

Зачем нужно прогревать машину

Большинство автомобилистов уверены в . И температура воздуха играет здесь второстепенную роль. Прогрев проводится для того, чтобы привести масло в моторе, а также и в коробке передач в состояние, более подходящее для работы.

Оптимальная температура для функционирования большинства двигателей . В таких условиях узлы и детали воспринимают нагрузки с минимальным ущербом, что, в свою очередь, способствует продлению их срока службы.

В определенной степени можно провести аналогию с человеческим организмом. Ведь при нагрузках, особенно резких, без предварительной разминки (прогрева) велика вероятность получить растяжение или даже разрыв связок и мышц. С агрегатами то же самое, только в и тепловые зазоры после прогрева приходят в норму, размягчаются уплотнения, разжижается масло и т.д.

Что в итоге

По большому счету, ответ на вопрос о том, сколько надо прогревать машину с коробкой-автомат, зависит от температуры воздуха на улице, а также от того, как долго машина простаивала. Главное, добиться нормальной рабочей температуры масла без значительного износа трансмиссии.

На практике многие прогревают АКПП как на месте, так и в движении. Если мороз сильный, тогда до полного прогрева масла в автомате нужно избегать режима кик-даун, высоких оборотов, пробуксовок, активных разгонов и т.д. Если говорить о том, сколько нужно греть зимой автомат в движении на той или иной марке и модели машины, обычно для прогрева нужно проехать в щадящем режиме около 10-15 км.

Напоследок отметим, несмотря на скептицизм некоторых мастеров и продавцов в автосалонах, привычка переключать (рычаг) АКПП при прогреве зимой лишней не будет, хотя летом от такой манипуляции можно отказаться. Тем более, это нередко прописано в мануале, так что несколько переключений в зимний период не причинят особого вреда.

Читайте также

Греть или не греть двигатель зимой перед поездкой. Почему двигатель следует прогревать, как правильно прогревать мотор перед началом движения и при езде.

  • Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.
  • Мотор является сердцем любого транспортного средство. Именно благодаря нему совершается самая основная функция любого автомобиля – передвижение. Забота о двигателе и правильная эксплуатация позволяет сохранить его срок службы. В этой статье мы поговорим о таком явлении, как прогрев двигателя автомобиля, сколько по времени на это нужно отводить зимой и летом, и какие обороты допустимы при прогреве.

    Нужно ли прогревают двигатель?

    Каждое утром, большое количество водителей выходит из домов, садятся в свои машины и запускают мотор на определенный промежуток времени. Всем давно известно, что перед началом движения мотор автомобиля нуждается в прогреве, но не все знают для чего.

    Для начала постараемся разобраться, что происходит с двигателем после полного остывания и что происходит с ним после первого запуска. Итак, оставив автомобиль под окном на целую ночь происходит следующая картина. Если время действия – лето, то остывает подкапотное пространство и металл , впускная система автомобиля также теряет свою рабочую температуру, кроме того, в ней образуется конденсат. В топливной системе также уменьшается давление.

    Помимо системы впуска и выпуска, все масло, случайны образом осевшее на деталях двигателя, стекает вниз в поддон и не остается на верхних частях двигателя.

    Все это способствует уменьшению эффективности работы двигателя, и уменьшает его ресурс в процессе запуска. Кроме того, зимой происходит не только остывание, но и обледенение впускной и выпускной системы, что препятствует нормальной подаче топлива и выпуску отработавших газов. Конденсат может находиться не только в коллекторе, но и внутри цилиндров. Теперь самое время узнать, что происходит во время прогрева двигателя.

    В процессе запуска, мотор начинает работать практически «на сухую». постепенно восстанавливается и детали начинают смазываться полностью. А это значит, что и коленчатый вал будет вращаться гораздо лучше, так как при этом уменьшается трение между различными деталями.

    Топливная система прокачивается самостоятельно или вручную. Для этого в ней создается большое давление, а уровень бензина в топливовоздушной смеси серьезно увеличивается. Мотор переходит в режим больших оборотов, где достигает рабочей температуры гораздо быстрее. Лед со стенок впускного и выпускного коллектора начинает исчезать, после чего процесс прогрева ускоряется.

    Что будет, если не прогревать мотор

    Что же будет, если поехать на не прогретом моторе? Во-первых, двигатель сразу получит нежелательную нагрузку, которая сопровождается сухим трением, не эффективной подачей топлива и выпуском отработавших газов. Карбюраторные автомобили в таком режиме попросту начинают глохнуть, поэтому на них сразу полностью закрывают воздушную заслонку. Что касается инжекторных, то в таком режиме продолжать работать они вполне могут. Поездка на не прогретом моторе сопровождается провалами при нажатии на педаль газа. В некоторых случаях ощущаются даже прострелы, что может легко сбить зажигание. Расход топлива, при этом, возрастает, а мощность заметно теряется.

    Прогрев двигателя нужен для того, чтобы привести систему смазки и систему подачи топлива в полностью рабочее состояние и, тем самым, обеспечить нормальное функционирование мотора.

    Сколько нужно греть мотор зимой и летом?

    Время прогрева мотора, каждый водитель выбирает для себя сам. Это время будет зависеть от его терпения, а также от особенностей работы двигателя. почти всегда прогреваются дольше инжекторных. Это объясняется их невозможностью эксплуатации до тех пор, пока холостые обороты не станут стабильными.

    Для экономного и эффективного прогрева двигателя рекомендуется использовать следующее время. Запустите мотор с полностью закрытой воздушной заслонкой и убирайте ее до тех пор, пока обороты не станут держаться на стабильном уровне. Дальше можете выбрать для себя два пути. Первый - начать движение после того, как стрелка температуры достигнет 50 градусов Цельсия. Второй – постепенно убавлять подсос, пока мотор не начнет свою нормальную работу без него. Время прогрева, при этом, бывает обычно одинаковым.

    Стоит учесть, что при работе на прибавленном подсосе мотор потребляет больше топлива, но и прогревается намного быстрее, а при экономном использовании этого приспособления потребляет топлива меньше, однако и прогревается заметно дольше.

    Инжекторный двигатель имеет другие особенности прогрева. Их можно условно разделить на зимнее и летнее время. Дело в том, что в таких моторах компьютер сам определяет время прогрева двигателя и дает следующие признаки, характеризующие полную готовность мотора: сигнал на бортовом компьютере и снижение оборотов двигателя. Наиболее актуальным является именно второй признак.

    В летнее время после того, как обороты двигателя спадают, можно сразу же начинать движение на автомобиле. Обычно, это происходит в течение 2-3 минут. В зимнее время, эксплуатация автомобиля допустима, после выдержки 1-2 минут после того, как обороты спали. Это и будет считать временем прогрева двигателя.

    Допустимые обороты при прогреве двигателя

    Давать нагрузку не прогретому двигателю нельзя. Именно поэтому, нужно точно знать, какие обороты допускается использовать во время подготовки двигателя к эксплуатации. Чаще всего, это актуально для карбюраторных автомобилей, так как инжекторный мотор «сам знает», когда и сколько должно быть оборотов.

    Итак, перед запуском карбюраторного двигателя полностью вытаскивают подсос. Как только мотор запустится, обороты будут находиться на уровне 2000 об/мин. Теперь необходимо убавить это значение до 1500. Постепенно убавляйте подсос и если обороты будут неустойчивыми, то прикройте заслонку до требуемого уровня. Как только стрелка тахометра немного поднимется, а обороты возрастут, то заслонку нужно открыть до тех пор, пока обороты не начнут находиться на грани между неустойчивыми и устойчивыми. Это может быть и 1200 и 1300 об/мин.

    Статья о том, как прогревать машину в холодную погоду - нужно ли прогревать, как это делать правильно, советы и рекомендации. В конце статьи - интересное видео о том, прогревать ли мотор или нет.

    Содержание статьи:

    Наступление зимы – это испытание и для людей, и для техники. Далеко не все автовладельцы оставляют свой транспорт в гаражах или на отапливаемых паркингах, отдавая предпочтение уличным автостоянкам или дворовой территории своего дома. Изо дня в день понижающаяся температура заставляет водителей все раньше утром выходить на очистку машины от снега и льда, а также на тщательный прогрев двигателя.

    Молодые автолюбители, особенно автоледи, не понимают, зачем нужно долго прогревать машины. Они уверены, что современные модели способны моментально включиться в работу и помчать владельца по делам.


    Однако отрицательная температура существенно влияет на работу всех механизмов, увеличивая нагрузку не только на двигатель, но и на системы обогрева и охлаждения.

    Также под воздействием холода сразу ярко проявляются все технические неисправности, которые при стандартной погоде могут не беспокоить водителя.

    Именно поэтому обращению с автомобилем зимой необходимо учиться, чтобы самому не способствовать ускоренному износу металлических элементов конструкции.


    Современные люди очень любят черпать информацию из Интернета, где она зачастую бывает достаточно противоречива. Например, в инструкции по эксплуатации автомобиля прописано, что можно начинать поездку без предварительного прогревания, тем более на улице. А в скандинавских странах, несмотря на сравнимые по силе с российскими морозы, и вовсе запрещено законом вхолостую гонять двигатель на территории жилых зон.

    Топливо в работающем без нагрузки агрегате прогорает не целиком, наполняя пары чрезвычайно опасными оксидами азота. Именно поэтому в рамках активной борьбы за чистоту окружающей среды производители запрещают прогревать машины.


    Так какие же действительно весомые аргументы можно привести в качестве преимущества прогревания двигателя перед поездкой морозным утром?

    Густота моторного масла

    В сервисной книжке к автомобилю можно найти указания производителя по параметрам используемого масла в зимний и летний период. Например, минеральное масло категорически не применимо в холодный период, так как имеет свойство замерзать уже при -10 градусах.

    Полусинтетические масла обладают большей стойкостью к температурным перепадам, но и они не подходят для слишком низких температур.

    А вот чистая синтетика умеет подстраиваться под разные температуры, не теряя своих качеств ни при охлаждении двигателя, ни при его нагреве. Но даже оно в зависимости от степени мороза на улице загустевает, а потому первое время работы двигателя не функционирует так, как должно. Эффективность смазки снижается, усиливается трение ключевых деталей двигателя, вызывая их ускоренный износ.

    Если же позволить маслу нагреться, дав мотору поработать некоторое время на холостом ходу, оно избавится от чрезмерной вязкости, снова обретет текучесть и сможет эффективно распределиться по агрегату.

    Безопасность


    Отогревать зимой необходимо не только двигатель, но и прочие элементы автомобильной конструкции. На морозе лобовое и прочие стекла тоже основательно замерзают и покрываются тонким слоем льда.

    Многие водители не любят полностью очищать стекла, будь-то грязь от бездорожья, дорожная пыль, снег или корка льда - они протирают себе небольшое слуховое окошко и отправляются в путь. Это крайне опасно для самого водителя и соседей по дорожному движению, так как обзор при грязных окнах сильно ограничен и может невольно спровоцировать ДТП.

    Износ деталей и узлов

    Со школьных уроков физики мы знаем, что на морозе предметы имеют свойство сжиматься в размерах. Касается это и металлических деталей автомобильного двигателя, которые незначительно, но уменьшаются и в холодном моторе работают некорректно.

    Чтобы не способствовать износу элементов и минимизировать влияние отрицательных температур, требуется не менее 10 минут дать двигателю поработать на холостом ходу.

    Расход топлива

    Водители, следящие за расходом топлива своего автомобиля, обязательно заметят, что холодный двигатель будет потреблять ощутимо больше. Причем касается это и бензиновых, и дизельных агрегатов, ведь на морозе образование топливно-воздушной смеси происходит медленнее. Чтобы воспламенить ее, необходимо еще больше усилий для борьбы с вязким топливом и холодным воздухом, а для этого надо активно «кормить» двигатель горючим.

    Аккумулятор

    Зачастую водители непроизвольно вредят автомобильному аккумулятору, когда на холоде вместо постепенного обогрева стекол запускают достаточно агрессивный электрический нагрев. В таком случае холодный аккумулятор пытается обеспечить все источники потребления необходимой энергией, сам же теряет плотность электролита и срок эксплуатации батареи.


    Опросы, проводимые автомобильными журналами и порталами, показывают следующие результаты:
    • 38% автовладельцев обязательно тщательно греют машину перед поездкой зимой;
    • 27% делают это периодически, при слишком низких температурах;
    • 19% греют двигатель крайне редко;
    • 15% не делают этого никогда.
    Автомобили старых конструкций, карбюраторные двигатели прогревать нужно в обязательном порядке. Топливно-воздушная смесь в них образуется без применения электроники, а лишь путем физических процессов. Такая машина не сможет тронуться с места без жара определенной температуры, а, кроме того, в силу своей конструкции будет плохо переносить нагрузки от перепада температур.

    Для того, чтобы сберечь наиболее важные детали и узлы автомобиля, требуется всего 15-20 лишних минут утром.

    Подготовка двигателя

    Быстрее пробудить утром мотор поможет кратковременное включение ближнего света. Затем следует выжать сцепление, отключая стартер от трансмиссии и коленчатого вала.

    Нейтральную передачу необходимо выключить, упростив запуск двигателя на морозном воздухе.


    Для дизельного мотора потребуется подождать, пока перестанет гореть спираль подогрева свечей, которыми рекомендуется воспользоваться несколько раз для хорошего прогрева.

    Запуск


    Если с первой попытки двигатель не завёлся, то не нужно вновь и вновь мучать его, сажая аккумулятор. После первого раза батарее понадобится минута для восстановления, после чего можно повторить попытку.

    После запуска двигателя не надо сразу же включать обогрев стекла, тогда большая часть образовавшегося тепла отправится на другие нужды. Греть стекла следует после обогрева остального салона, потому что если на них есть мельчайшие трещины или сколы, поток теплого воздуха спровоцирует их увеличение.

    Начало движения

    Холодный двигатель будет функционировать на высоких оборотах – около 1200-1300 оборотов в минуту, тогда как в прогретом состоянии этот показатель будет варьироваться в пределах 1000 оборотов. Когда тахометр покажет падение оборотов мотора, это будет сигналом к возможности начинать движение.

    Заключение

    За последние десятилетия инженеры достигли отличных результатов в области технологий по защите двигателей при холодном запуске. В современных автомобилях электроника самостоятельно готовит смесь, мотор быстро и легко заводится, синтетическое масло для зимнего периода эффективно разбрызгивается и надежно окутывает детали защитной пленкой. Таким образом и трансмиссия, и сам мотор в состоянии активно работать даже при крайне низких температурах.

    Но инженеры не могут отменить законы физики и полностью избавить элементы автомобильной конструкции от нежелательного трения. Поэтому любую модель рекомендуется в обязательном порядке прогревать как при суровом морозе, так и при прохладной погоде. Сколько времени потребуется для каждой конкретной машины для разогрева ключевых деталей и узлов, автовладелец научится определять самостоятельно.

    Элементарный ритуал займет не много времени: завести двигатель, погреть салон, стекла, смахнуть снег, отчистить лед и аккуратно, на ровной скорости отправится в путь. Зато он избавит водителя от лишних поломок, износа деталей и ускоренного старения автомобиля.