Нужна ли подсветка номера и какой она должна быть. Штраф за отсутствие освещения номерного знака Разрешена ли красная подсветка номера

В условиях бесконечного многообразия марок и моделей автомобилей на современных дорогах, все сложнее становится приобрести действительно уникальное транспортное средство. Для многих водителей этот вопрос встает настолько остро, что они решаются на дорогой и сложный тюнинг своего автомобиля.

Однако и здесь найти выход не так просто, как кажется. Дополнительные навесы увеличивают вес машины и могут ухудшить ее динамику. Качественная аэрография требует немалых финансовых вложений. Можно, конечно, изменить вид салона, добавив ему ретро-шика или наоборот – технологий, будто бы навеянных будущим.

Но большинству тех, кто решился выделиться из массы, хочется быть заметными снаружи, а не внутри. И при этом обойтись малыми средствами, а получить – максимальную уникальность. И они приобретают дополнительное освещение для автомобиля.

Нас часто спрашивают, разрешено ли такое оформление ТС? А некоторые жалуются на то, что подобная техника слишком отвлекает внимание на дороге, создавая аварийную ситуацию.

Разберемся, в каких случаях допускается немного подсветить свой автомобиль , и в какой именно цветовой гамме.

○ Световые приборы на автомобиле.

Разрешенные внешние световые приборы автомобиля включают в себя следующие позиции:

  • Фары ближнего и дальнего света.
  • Дневные ходовые огни.
  • Передние и задние противотуманные фары.
  • Передние и задние габаритные фонари.
  • Фонари освещения заднего номерного знака.
  • Стояночные фонари.
  • Световозвращатели.
  • Боковые фонари (указатели поворота).
  • Дополнительные фары (искатели, прожекторы).
  • Опознавательный фонарь автопоезда.

При отсутствии в конструкции автомобиля каких-либо из указанных световых приборов, они могут быть установлены дополнительно. Например, ДХО или противотуманные фары не предусмотрены во многих машинах ранних лет выпуска. Допустимо установить их самостоятельно или в автосервисе. Главное при этом – не вносить в конструкцию автомобиля такие изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем. Иначе потребуется официальное оформление таких изменений.

○ Наказание за подсветку днища автомобиля.

Светодиодные ленты под днищем автомобиля смотрятся необычайно привлекательно, особенно при движении его по ровной дороге. Отражаясь от дорожного покрытия, свет создает необычный летящий эффект. В продаже появились даже наборы для самостоятельной установки таких устройств.

Светящаяся лента под днищем автомобиля не включена в список внешних световых устройств.

Следует знать, что, согласно ГОСТ 8769-75 «Требования к внешним световым приборам», впереди автомобиля должны находиться только световые приборы белого или желтого цвета, сзади – только красного (исключение – фонари, подсвечивающие задний номер авто. Они обязаны быть только белого цвета, и никакого иного).

Нельзя устанавливать подсветку днища следующих характеристик:

  • Красную в передней части ТС и белую – в задней.
  • Красно-синюю подсветку , имитирующую цвет проблесковых маячков полицейских автомобилей.
  • Мерцающую подсветку.
  • Ту, которая светит за пределы автомобиля и не направлена строго под его днище.
  • Слишком яркую подсветку, ослепляющую других участников дорожного движения в темное время суток.

Если подсветка днища установлена по правилам, то штраф вам не грозит.

В случае отсутствия разрешающего документа на установку подсветки днища и пренебрежения правилами ее укрепления на автомобиле, это может быть классифицировано, как нарушение по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ:

  • «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

○ Наказание за неправильную подсветку номера.

ПДД предписывает управление автомобилем с хорошо различимыми, читаемыми номерами. Заляпанные грязью, потерявшие свое светоотражающее покрытие, они могут стать причиной того, что водителя привлекут к ответственности по ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ:

  • «Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

Подсветка заднего номера должна быть белого цвета. При отсутствии подсветки или в случае ее наличия, но иного цвета, нежели предусмотрено стандартами, правонарушение квалифицируется по той же статье.

С подсветкой переднего номера ситуация сложнее. В случае, если его подсветка отличается от норматива, правонарушение квалифицируется уже по ч.3 ст.12.5 КоАП РФ:

  • «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.»

Автомобилист может быть наказан и за отсутствие необходимой подсветки на ТС, и за ее наличие на некоторых деталях машины. Санкционные меры регламентируются разными статьями КоАП. Но иногда наказания удается вовсе избежать, при том совместив желаемый облик авто и требования закона.

Читайте в этой статье

Штраф за подсветку переднего и заднего номера

Задний номер автомобиля должен быть виден и в темное время суток, для чего рядом с ним располагается подсветка. Она состоит из нескольких лампочек. И водителю необходимо следить за тем, чтобы все они были в рабочем состоянии. Наказание из-за неисправной подсветки на расположенном сзади регистрационном знаке может налагаться по двум причинам:

  • Все лампочки перегорели, и номер не читается. Это нарушение наказывается по статье 12.2, части 1:

Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • Поскольку подсвечивание цифр и букв номера нужно только в темное время суток, остановить машину по этой причине днем и потребовать с водителя штраф сотрудник ГИБДД не имеет права.
  • Номер освещается неразрешенным для данного участка автомобиля цветом. Здесь допустимы только испускающие белые лучи лампочки. Все другие цвета попадают под ту же статью КоАП и приведут к требованию штрафа в 500 р. либо предупреждению.

Но чаще при установке подсветки на днище автомобиля, если лучи не выходят за его пределы, не имеют агрессивного цвета, не слишком яркие, сотрудники ГИБДД закрывают на это глаза. Лампочки в данном случае должны быть белыми, оранжевыми и желтыми на передней части, но не синими и не красными.

Не стоит устанавливать белые световые приборы на задний отдел днища, а красные – можно. Все остальные цвета находятся под запретом к использованию вне зависимости от того, на какую часть днища водитель хочет прикрепить лампочки.

О штрафе за подсветку автомобильного номера смотрите в этом видео:

Что будет за подсветку колес, решетки

Световые приспособления, расположенные на передней части авто и колесах, относятся к внешним сигналам. То есть присутствие здесь лишних лампочек является нарушением и наказывается по статье 12.4 КоАП:

  • за красную и любую иную подсветку на решетке и колесах, не соответствующую «Основным положениям…», налагается штраф в 3000 р. на физических лиц, 15000 — 20000 р. – на должностных, 400000 — 500000 – на юридических;
  • если установленные приспособления имитируют спецсигналы, штраф для граждан составит 5000 р., для должностных лиц – 20000 р., для юридических – 500000 р.

Накажут ли если, не горит лампочка, неработающая подсветка

Иногда на подсветке неисправна одна или 2 лампочки. При таких условиях символы на регистрационном знаке могут быть читаемыми и в темноте. Значит, по статье 12.2 водителя вроде бы наказывать не за что. Но это не значит, что он может ездить с потухшей лампочкой и не бояться штрафа. Ведь есть еще статья 12.5, часть 1, в которой сказано:

Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Требование госавтоинспекции предусматривает обязательную подсветку заднего номера автомобиля. Могут возникнуть сомнения, а нужна ли действительно такая подсветка, ведь от неё не зависит безопасность дорожного движения? Ответ категоричен – нужна. Такая мера необходима для того, чтобы и в тёмное время суток номер транспортного средства хорошо просматривался.

Лампа подсветки номерного знака относится к внешним световым приборам, а движение с неисправными световыми приборами является нарушением и облагается штрафом. Частичная неисправность также является нарушением.

Обоснование и размер штрафа

Стоит отметить, что наложение штрафа за отсутствие подсветки заднего номера может быть произведено только в тёмное время суток, когда номер становится нечитаемым . Знак должен быть легко читаемым на расстоянии 20 метров, и если перегорела одна лампочка, но остальные достаточно освещают номер, то штраф не может быть наложен.

Данное нарушение может повлечь за собой в лучшем случае предупреждение инспектора, или штраф 500 рублей. Чаще всего нарушитель получает только устное предупреждение, ведь доказать тот факт, что водитель знал о неисправности перед началом движения очень сложно. Доказать обратное также сложно, поэтому лишний раз рисковать не стоит.

Виды подсветки

Нынешние автомобили оснащены подсветкой заднего номера уже на этапе производства, но многих не устраивает качество освещения. В автомобилях советского производства такая функция не предусмотрена вообще. А может, есть простое желание обновить внешний вид своего авто? Тогда стоит более подробно ознакомиться с видами подсветки.

Стандартное освещение – это лампы накаливания, установленные в плафоне. Современное решение – это диоды, светодиодные ленты. Существует ещё один вариант подсветки – в комплекте с камерой заднего вида.

Чем фонарь подсветки номерного знака отличается от диодного освещения?

  1. Яркость освещения, у диодных ламп этот показатель намного выше.
  2. Срок службы, в среднем лампы накаливания служат в 2-3 раза меньше.
  3. Цвет. Для диодов есть возможность установить подсветку любого цвета.

Всё больше автолюбителей отдают предпочтение диодным приборам (как на фото внизу). Замена лампы подсветки номерного знака на такой прибор очень проста, достаточно открутить плафон и заменить одну на другую.

Установка своими руками

Как заменить подсветку заднего номера? Легко! И даже в сервис обращаться не придётся. Пошагово разберём все необходимые манипуляции.

  1. Подготовить материалы (рамка для номера автомобиля с подсветкой или отдельно элементы подсветки, термоусадка, ножницы, силиконовый герметик, зажигалка).
  2. Освободить от старых деталей все провода, удалить старую рамку.
  3. Все видимые стыки с элементами освещения и швы на рамке нужно герметизировать, чтобы предотвратить возможный контакт с водой. Если этого не сделать, то подсветка прослужит максимум 4-5 месяцев, контакты заржавеют, придётся менять всю рамку.
  4. Скрутить прежде освобождённые от изолятора провода на рамке и на багажнике автомобиля. Для предотвращения замыкания изолировать их термоусадкой.
  5. Рамку прикрутить на имеющееся место на задней части авто.
  6. Поставить номер на место.

Времени такая процедура займёт немного. В том случае, если планируется установка осветительных приборов самостоятельно, то немного времени займёт крепление диодов на рамку.

Рамка номерного знака с подсветкой может быть выполнена подобно освещению динамиков, изнутри. Для этого потребуется рамка, кусок оргстекла по размеру рамки толщиной 3 мм, светодиоды от 8 шт., фольга. Времени потребуется немного больше, но и результат будет интереснее.

  1. Диоды сточить до размера стекла.
  2. Заднюю часть и торец стекла закрыть фольгой.
  3. Свето элементы соединить со стеклом, направить на углы, залить герметиком.
  4. Вывести провода за рамку, подсоединить к авто.
  5. Прикрутить номер, который в свою очередь будет держать стекло и диоды.

Внимательно нужно герметизировать все соединения и провода силиконом, чтобы не пришлось разбирать конструкцию каждые 2-3 месяца.

Подробную инструкцию по установке подсветки своими силами вы найдете в этом видео:

Рамка номерного знака с подсветкой

Кто-то предпочитает сделать рамку с подсветкой собственными силами, а кто-то отдаёт предпочтение массовым производителям. И если выбор остался за готовыми рамками, то нужно обозначить несколько критериев выбора продукции:

  • прочность – аварии на дорогах случаются нередко. Рамка должна быть прочной, чтобы не сломаться при небольшом ДТП, а также выдержать перепады температур с лета на зиму;
  • точность размера – в большинстве случаев все рамки стандартного размера, но убедиться всё-таки стоит;
  • яркость и исправность подсветки – работоспособность всех элементов освещения лучше проверять при покупке.

Современные рамки способны умещать не только номерной знак, но и дополнительные надписи, где производитель, по желанию покупателя, укажет любую информацию.

Цветная подсветка

Выделить свой автомобиль, сделать его более ярким и оригинальным в тёмное время суток можно также с помощью подсветки заднего номера авто использую цветные диоды или ленту.

Цветов разнообразных масса, и сложности в установке такие приборы не имеют. Есть только один недочёт – установка таких приборов не соответствует ГОСТу, а значит, является правонарушением. ГОСТ 8769-75 говорит о необходимости установки одного или нескольких фонарей освещения заднего номера, которые должны излучать белый или бело-желтый цвет.

Почему такие требования к небольшой детали автомобиля? Использование дополнительных цветов подсветки может отвлечь внимание других водителей и тем самым спровоцировать ДТП. Желание выделиться может стоит 100 рублей штрафа или предупреждением в соответствии с КоАП 12.5 ч.1. Не стоит забывать, что автомобиль в первую очередь – это транспортное средство.

Итог

Что стоит усвоить и запомнить после прочтения всего вышесказанного:

  1. Государственный номер автомобиля должен быть подсвечен сзади.
  2. Отсутствие подсветки влечёт устное предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф в размере 500 рублей.
  3. Самостоятельная замена или установка световых элементов для освещения номерного знака производится легко и за короткий срок.
  4. Использование любых других цветов кроме белого или бело-жёлтого запрещено и может привести к штрафу в 100 рублей.

Не стоит пренебрегать установкой данного элемента освещения. Да, после установки номер авто будет хорошо виден, и в случае нарушения инспектор легко его прочитает и запишет. Но и в случае угона автомобиля доступность номера будет только на пользу, и, возможно, повлияет на скорость поисков.

Будьте внимательны к внешним осветительным приборам Вашего автомобиля и удачи на дорогах.

Согласно действующему законодательству, номерные знаки всех транспортных средств, тракторов, спецтехники и иных машин должны нормально читаться даже в темное время суток — для этой цели на технику устанавливаются фонари освещения заднего номерного знака, о которых подробно рассказано в данной статье.

Что такое фонарь освещения номерного знака?

Фонарь (огонь) освещения заднего номерного знака (ФОНЗ) — приспособление, предназначенное для освещения всей площади места установки заднего номерного знака на транспортных средствах, тракторах, мототехнике и машинах различного назначения.

ФОНЗ — это специальный внешний осветительный прибор, обеспечивающий нормальную видимость и чтение заднего регистрационного знака ТС в темное время суток на расстоянии не менее 20 метров. Характеристики, расположение и регламент использования данного фонаря стандартизированы (как в России, так и в зарубежных странах), поэтому в случае поломки или некорректной работы его необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить. Чтобы сделать верный выбор фонаря, следует разобраться в существующих типах этих устройств и их особенностях.

Типы и конструкция фонарей освещения номерного знака


Конструкция разборного фонаря освещения номерного знака со скрытой установкой

Фонари делятся на несколько типов по конструкции, типу источника света и электрическим характеристикам.

Сегодня существует целый ряд конструктивных исполнений ФОНЗ:

  • Одиночные (индивидуальные) — отдельный фонарь в своем корпусе, установленный сверху, снизу или по бокам от госномера;
  • Комбинированные — устройство, объединяющее в себе задний габаритный огонь и ФОНЗ;
  • Совмещенные — прибор, объединяющий несколько задних огней с ФОНЗ (задних указателей поворота, заднего противотуманного фонаря и т.д.);
  • Группированные — прибор, объединяющий в одном корпусе все задние огни, включая ФОНЗ.

В свою очередь, одиночные ФОЗН бывают двух основных типов:

  • Разборные — с заменяемым источником света;
  • Неразборные — источник света помещен в неразборный корпус.

Также одиночные фонари отличаются и способом монтажа:

  • Открытый монтаж — прибор имеет оформленный корпус, который располагается на кузове ТС;
  • Скрытый монтаж — фонарь помещен в компактный корпус, который монтируется в нише кузова, под декоративным элементом или в ином месте.

В первом случае фонарь освещения номерного знака является одним из элементов внешнего оформления автомобиля, такую конструкцию можно увидеть на старых УАЗах, многих отечественных грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах. Во втором случае корпус фонаря скрыт, виден может быть только его рассеиватель над, под или по бокам от номерного знака — такую конструкцию имеют фонари на основной массе современных ТС.

В качестве источника света во всех фонарях могут использоваться как стандартные лампы накаливания с различными типами цоколей, так и светодиоды. В одном приборе может располагаться одна или две лампы, либо целый ряд светодиодов.

Конструктивно все рассматриваемые приборы принципиально одинаковы. Если речь идет об отдельных фонарях, то их основу составляет пластиковый или металлический корпус, внутри которого располагается лампа (или лампы), а на наружной поверхности — прозрачный пластиковый рассеиватель. При этом отражатель в данных приборах, как правило, отсутствует. Обычно фонарь имеет вытянутую форму, чем обеспечивается наилучшее распределение светового потока при установке над или под номерным знаком.

ФОНЗ в совмещенных, комбинированных или сгруппированных осветительных приборах имеют аналогичную конструкцию, но их корпус обычно интегрирован с корпусом основного прибора.

На ТС может использоваться один или несколько ФОНЗ. Если фонарей два и более, они устанавливаются симметрично относительно номера, что обеспечивает его лучшее освещение. Допускается установка фонарей над, под и по бокам номера.

Характеристики и особенности использования фонарей освещения номерных знаков

Характеристики, особенности и порядок применения ФОНЗ, как и других внешних осветительных и сигнальных приборов ТС, регламентируются отечественными и международными стандартами. Данные приборы всех эксплуатируемых на территории России механических ТС должны отвечать требованиям стандартов ГОСТ Р 41.48-2004 (общий для всех осветительных и сигнальных приборов), частично ГОСТ 8769-75 (общий для осветительных приборов автомобилей, тракторов, троллейбусов и прицепов/полуприцепов), ГОСТ Р 50577-93 (регламентирует номерные знаки) и, что самое главное — ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН N 4, распространяется на автомобили и иную технику) и ГОСТ Р 41.50-99 (распространяется на мототранспорт), устанавливающие требования именно к приспособлениям для освещения задних госномеров.

В соответствии со стандартами, приспособления для освещения места установки заднего номерного знака должны отвечать следующим требованиям:

  • Установка — обязательная;
  • Цвет огня — только белый (бесцветный);
  • Сила света — такая, чтобы номер был виден на расстоянии до 20 метров;
  • Количество фонарей — любое;
  • Включение фонарей — обязательно включение данного огня одновременно с передними и задними габаритными огнями (а также с боковыми габаритными и контурными огнями, если они имеются).

ФОНЗ должны устанавливаться как на легковые и грузовые ТС, так и на трактора, спецтехнику, прицепы, полуприцепы и иную технику. Современное законодательство устанавливает наличие данных приборов и на мотоциклах, мотонартах и иной мототехнике.

Особо укажем, что, согласно пункту 3.6 "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС", отсутствие ФОНЗ, либо наличие осветительных приборов данного типа с любым цветом, отличным от белого, являются причиной запрещения эксплуатации ТС и наложения штрафа. Так что при поломке фонаря его необходимо как можно скорее заменить или отремонтировать.

Как правильно выбрать и заменить фонарь освещения номерного знака

В случае поломки фонаря его, как уже указывалось выше, следует отремонтировать или заменить в сборе, причем после этого данный прибор должен полностью отвечать стандартам. Поэтому на замену необходимо использовать фонарь или лампу того же типа, что были установлены на автомобиле ранее. Уверенность в том, что новый прибор обеспечивает необходимые характеристики, дает его маркировка — она должна содержать букву "L" (это обозначение приспособлений для освещения заднего номера) и знак сертификации "E" с той или иной цифрой. Данная маркировка наносится на рассеиватель или обратную сторону фонаря.

Работы по замене лампы или всего фонаря необходимо проводить в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Если фонарь разборный, то вся процедура, как правило, сводится к следующему:

  1. Выкрутить винты крепления фонаря или его рассеивателя;
  2. Демонтировать рассеиватель;
  3. Заменить лампу (лампы) либо другие поврежденные детали устройства;
  4. Собрать фонарь в обратном порядке.

Если фонарь неразборный, то порядок работ упрощается — достаточно вынуть прибор из своей ниши (обычно он держится на защелках, хотя возможно крепление и винтами), вынуть провод из электрического разъема и в обратном порядке установить новый фонарь.

В дальнейшем приспособления для освещения задних номерных знаков не нуждаются в обслуживании, и при правильном подборе и замене они обеспечивают нормальную эксплуатацию транспортного средства.