Новые военные грузовые автомобили. Армейские грузовики россии

Из этого поста вы узнаете о новом армейском грузовике, который в ближайшем будущем войдет в серийный выпуск и пополнит ряды нашей армии. Коробка-"автомат", пневмоподвеска, кондиционер - и это далеко не полный список обязательного оборудования, которое будет устанавливаться на "Тайфун-У".

"Тайфун-У" ("Урал"-6309)

Длина: 9 265 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный объемом 7 литров, с турбонаддувом.

Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 –1 600 об/мин.

Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 38 млн рублей.

"Тайфун" - совершенно новый для России вид боевой колесной техники. Он не предназначен для участия в боевых действиях (в отличие от БТР), но способен защитить личный состав, перевозимый в кузове, от внезапного нападения из засады.

Попытки делать бронированные версии на базе серийных грузовиков делались неоднократно. Но все эти кустарно доработанные автомобили не выдерживали испытаний взрывами и обстрелами. Поэтому Минобороны решило заказать бронегрузовик, созданный "с нуля". Причем сразу два - один поручили делать КамАЗу, другой - заводу "Урал" в Миассе. Предприятия остались верны своим традициям: камазовцы выпустили бескапотную версию "Тайфун-К" (о ней речь пойдет ниже), а уральцы - капотную "Тайфун-У".

"Тайфун-У" бронирован по самому высшему стандарту ГОСТ 6а и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне (кроме водительского и крайнего правого) подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

В отличие от древних "Уралов" разработки 50-х годов, здесь весьма продвинутая техническая "начинка", которая еще недавно была немыслима для тяжелых армейских грузовиков. Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, прямо как на Range Rover последнего поколения.

Двигатель - ярославская рядная "шестерка", но тут не обошлось без импортных комплектующих из стран, с которыми Россия ведет "войну санкций". Чем в случае введения торгового эмбарго заменить систему впрыска Bosch и турбину Borg Warner, пока не понятно.

"Тайфун-У" - это целое семейство бронеавтомобилей. Первой выпустили 6-колесную версию с кабиной, отделенной от салона. На очереди двухосная 4-колесная модификация с укороченным кузовом, а также 6-колесный "бронеавтобус", где кабина и салон располагаются в едином бронемодуле. Позже появится и длинная версия с четырьмя осями и восемью колесами.

"Тайфун-К" (КамАЗ-63968)

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный, объемом 7 литров с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 450 л.с. при 2 300 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 – 1 600 об/мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 48 млн рублей.

Бронированный КамАЗ - более дорогой конкурент и одновременно ближайший родственник "Тайфуна-У". Бескапотная компоновка, как известно, актуальна для гражданских грузовиков потому, что при той же габаритной длине позволяет ставить более длинную грузовую платформу. Когда речь идет о взрывозащищенных машинах, преимущество "бескапотников" теряется. Моторный отсек, вынесенный вперед, играет роль буфера при наезде на мину, а в случае подрыва "Тайфуна-К" (равно как и любого другого бескапотного грузовика), весь удар придется на кабину.

Двигатель у грузовика из Набережных Челнов такой же ЯМЗ, хотя в перспективе сюда можно ставить и дизельный V8 собственной разработки КамАЗа. Подвеска тоже пневматическая, а ведущие мосты скомпонованы по-другому: один находится сзади, а два - спереди, чтобы компенсировать изрядный вес фронтальной части. Причем оба передних моста управляемые, чего нет у "Урала".

А вот с коробкой передач - проблема. Камазовцы решили использовать не белорусскую МЗКТ, а… американскую Allison. Кроме того, бронелисты заказывают в Германии, а колеса - во Франции. Договора на поставку заключались, конечно же, до того, как НАТО в военной доктрине РФ признали главным потенциальным противником.

"Тайфуны-К" уже приняли на вооружение и даже выпустили на парад в честь Дня Победы 9 мая. Однако пока (в отличие от "Тайфуна-У") машины засекречены и недоступны для журналистов. Что будет с машинами из-за усложнившихся отношений с Западом, пока не понятно. Но камазовцы уже разработали опытный образец восьмиколесного грузовика под кодовым названием "Торнадо" с собственным 550-сильным турбодизелем и такой же, как у "Тайфуна-К", кабиной.

Кстати, на августовских учениях Минобороны на юге России, где испытывали перспективную технику, "Тайфунов-К" не было. Далекоидущие выводы делать рано, но с реализацией проекта наметились явные сложности.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М"

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.
Максимальная мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 883 Нм при 1 400-1 600 об/мин.

Расход топлива: более 32 л/100 км (расчетный).
Стоимость: 8-10 млн рублей.

Две версии одного и того же по смыслу автомобиля. Один собирают в Миассе на УралАЗе, другой в московском "Институте спецтехники". Эти бронеавтомобили гораздо проще и дешевле "Тайфунов" и предназначены для внутренних войск. Вместо принципиально новой гидропневматической подвески - старинное шасси от "Урала"-55571, о котором мы уже рассказывали в прошлой публикации о старой военной технике. Под капотом - старенький дизель ЯМЗ-236. Вместо коробки-"автомата" - традиционная "мешалка" с пятью ступенями.

Номинально, по желанию заказчика, "Федералы" и "Уралы-ВВ" можно оснастить защитой по тому же шестому классу безопасности, что у "Тайфуна". Салон здесь объединен с кабиной в бронекапсулу, а дно также способно рассеивать взрывную волну. Впрочем, от взрывов серийные грузовики, пусть и серьезно бронированные, защищать так же эффективно, не могут.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М" отличаются друг от друга рядом компоновочных решений, и те, кому довелось изучить их вживую, говорят, что московский грузовик спроектирован более толково, чем уральский. К тому же ориентировочная цена "Федерала" на 2 млн рублей меньше. И все-таки в упомянутых выше военных учениях в августе участвовал именно "Урал-ВВ".

"Скорпион" ЛША-2

Длина: 4 890 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: дизельный.
Максимальная мощность: 136 л.с.
Максимальный крутящий момент: 300 Нм.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 13,2 л/100 км.
Стоимость: нет данных.

Про этот автомобиль известно мало. Производитель, ЗАО «Корпорация "Защита"», скуп на технические данные. "Скорпион" явно собран на чужих агрегатах, так как компания не является полноценным автопроизводителем и специализируется на бронировании серийных автомобилей.

В минувшую пятницу, 15-го февраля, отмечалась очередная дата вывода советских войск из Афганистана. Теперь, в нынешние времена, в странах Ближнего Востока и в Афганистане в том числе, застряла другая армия, натовская. Всю политическую подоплёку сложившейся ситуации оставим специалистам, их много, хлеб все кушать хотят, да и не интересно это мне. Сегодня, прочитав у Амонова об армейском грузовике М35, я заинтересовался этим ветераном и нашёл неплохой его обзор в журнале Club 4x4 .


Оригинал взят у amonov в Стальные повозки переносчиков демократии.
Тяжела и неказиста жизнь переносчика демократии. Нужно нести факел свободы темным народам, но темные народы озарять себя светом демократии не торопятся, а хуже того - норовят пристрелить факелоносцев.
Головная боль любой армии в любом локальном конфликте - коммуникации. Злодеи не хотят вступать в отрытое противостояние с армией, а норовят пожечь да пограбить колонны снабжения. Война в Ираке и Афганистане не стала исключением. Американцы быстро поняли, что конвои надо защищать. Пришлось вспомнить подзабытый опыт войны во Вьетнаме, ремонтные батальоны быстро построили ган-траки для сопровождения колонн. И техника все та же, что и во Вьетнаме - грузовики М35. Технология дела простая - брони на кузов и кабину наварили, 2-3 пулемета поставили и в дело.

А где же хваленые MRAP? Как где? На картинках и новостях. MRAP на всех не хватает. Тем более первые MRAP показали себя не с лучшей стороны. Вот и приходится американской армии использовать то что попроще и подешевле.

Отдельное внимание заслуживают пулеметы, установленные на некоторые грузовики. Это старые, добрые немецкие MG. Уже сейчас у американской армии 65 процентов оружия иностранного производства.








Военный грузовик М35 был создан безвестной ныне REO Motor Car Company и стоял на вооружении армии США 40 лет... «Военные автомобили широко применяются во всех вооруженных конфликтах и «малых войнах», развязанных силами реакции.

Крупные империалистические государства охотно поставляют автомобили прогнившим антинародным режимам, душителям свободы. Американские РИО были неотъемлемой деталью грязной войны во Вьетнаме» (Леонид Гоголев, «Автомобили в боевом строю»).


Собственно, это было самое главное и основное, что полагалось знать обычному советскому человеку про военную технику загнивающего Запада. Специалисты - военные и автомобильные инженеры - имели доступ к несколько другой литературе, где не было никакой идеологии, зато содержались весьма интересные подробности. В том числе и по экспериментальной технике наиболее вероятного противника. Однако даже там авторы постоянно путались в деталях, пытаясь на пальцах пояснить, чем отличается модификация А1 от А2, не говоря уж о А5. Увы, посмотреть и пощупать машины живьем было совершенно нереально. Если цивильные иномарки с конца 80-х потекли сначала ручейком, а затем сплошным потоком, то с «армейцами» все оказалось сложнее.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Так вышло, что в начале 90-х какой-то очередной американский благотворительный фонд, руководство которого явно начиталось тогдашних, уже постсоветских газет и пришло в совершеннейший ужас, решил срочно спасти голодающих Украины. Денег хватило на два армейских грузовика с гуманитарной помощью. При этом грузовики как устаревшие (60-е годы выпуска) сошли за «упаковку» грузов. Иными словами, возвращать их было не надо. Как-то очень быстро обе машины оказались в руках ценителей старинных автомобилей. Один из них сейчас находится в музее старинных автомобилей «Фаэтон» в городе Запорожье.

ДВЕ С ПОЛТИНОЙ

После окончания Второй мировой американцы решили заменить чем-то одним весь разношерстный парк полноприводных трехосных машин грузоподъемностью 2.5 тонны по бездорожью (4.5 тонны по асфальту), которые в годы войны выпускали сразу несколько фирм. Был проведен конкурс, который в 1949 году выиграла фирма REO Motor Car Company, представившая модель с односкатными колесами на всех осях, бензиновым двигателем, автоматически подключаемым передним мостом и простой в изготовлении кабиной с брезентовым верхом. Впрочем, выпускали его и с цельнометаллической кабиной.

Новый автомобиль был стандартизирован как М34 и пошел в серию в 1950 году. Однако вскоре военные захотели получить еще и модификацию с двухскатной ошиновкой, более пригодную для эксплуатации в Европе. Так появилась модель М35. А производство М34 передали фирме Studebaker. До 1962 года М34 и М35 выпускались исключительно в бензиновом варианте, затем они обзавелись новым многотопливным двигателем LDS427, разработанным фирмой Continental совместно с германской компанией MAN.


Улучшенная версия получила наименование М35A1. Далее мотор обзавелся турбонаддувом, а в качестве единственного варианта коробки передач была принята 5-ступенчатая (до этого ее ставили не на все М35). Автомобиль получил обозначение M35A2, и с этим индексом, претерпев множество изменений, его выпускали разные фирмы (компания REO прекратила свое существование в 1975-м) вплоть до 1989 года.


Забавный факт об американской системе обозначений. Эвакуатор на базе М35 имел обозначение М60. Однако так же назывался основной танк и единый пулемет! Не иначе чтобы запутать противника, которому удалось подслушать/расшифровать переговоры. К примеру, скажет американский офицер: «Пришли мне завтра три М60». А нашему военному советнику во Вьетнаме остается только гадать, что имелось в виду - пулеметы, грузовики или сразу танки?

Легкий доступ. Подняв капот, можно откинуть боковины. Обратите внимание на воздухозаборник предпускового подогревателя

ЛЕЙ ВСЕ, ЧТО ГОРИТ!

Автомобиль перемещается в пространстве благодаря рядному шестицилиндровому многотопливному двигателю White LDT427, где LDT означает что-то вроде «турбо - чистый воздух». Работает мотор на дизельном топливе (основной режим), а также на бензине, керосине и, как написано в одной умной советской книжке 1967 года, «на всех сортах топлива реактивных двигателей с цетановым числом от 18 до 60». В общем, какой склад захватим у противника во время наступления, такое топливо и зальем. Вот только мощность при работе на бензине ощутимо падает - до 113 л. с.


Чтобы ТНВД American Bosch случайно не испортился от недостатка масла (бензин смазочными свойствами не обладает), перед заправкой желательно смешать бензин с моторным маслом в пропорции 60:1. Практически как в двухтактном моторе. А для того чтобы при езде на бензине не образовывалось паровых пробок, прямо на топливном баке установлен мощный электрический насос. Сам двигатель работает по известному в узких кругах MAN-процессу, т. е. пленочному образованию горючей смеси. Топливо впрыскивается на поверхность сферической камеры сгорания, расположенной прямо в поршне, и испаряется медленно и послойно, что обеспечивает плавное сгорание.

Рабочий объем составляет 7.8 литра. Мощность - 134 л. с. при 2600 об/мин. Крутящий момент - 461 Нм при 1400 об/мин. На музейной машине стоит мотор в зимнем исполнении с предпусковым подогревателем воздуха, вполне естественно сблокированным со сверхмощной автономной печкой. В случае необходимости можно быстро установить шноркель, сняв специальную крышку с патрубка воздушного фильтра. Дооборудованный таким образом М35 без проблем преодолевал брод глубиной до двух метров.


ГОНОЧНЫЙ ГРУЗОВИК

Не помню, была ли эргономика объявлена в СССР лженаукой, но в США создатели М35 о ней явно даже и не вспоминали. Приборы, кнопки, тумблеры и рычажки раскиданы почти что в произвольном порядке. Кнопка запуска двигателя - микроскопическая. Видимо, чтобы враги не смогли ее найти и угнать ценный грузовик. Впрочем, если вы не активируете топливоподкачивающий электронасос, то жать на эту кнопку бесполезно. Мотор не заведется.

Забавно, что при этом машину, с которой довелось познакомиться мне, похоже, эксплуатировали где-то в южных широтах. Стекла и стеклоподъемники демонтированы вместе с утеплением кабины. Благодаря чему при осмотре удалось добраться до единственной сохранившейся под потолком табличке с данными производителя. Судя по дате, выбитой на алюминиевом прямоугольнике, я имел дело с М35, собранным в конце 1963 года. Хотя не исключено, что это дата изготовления кабины, которую переставили с другого грузовика во время ремонта.


Устроившись за огромным рулем, я выжал довольно тугое длинноходовое сцепления (идеально подходит для не очень опытного солдата, привыкшего на гражданке к типичной американской автоматической коробке передач) и включил сразу вторую скорость. Первая - для бездорожья. Никаких двойных выжимов (американцы не поленились установить синхронизаторы), хотя на многих М35 встречаются и селективные полуавтоматы с пневматическим переключением. Ощущения при «втыкании» передачи примерно как на советских ЗИЛ-157К или ГАЗ-63. Прямо чувствуешь, как преодолеваешь сопротивление металлических частей КПП.

Дизель рвет машину с места прямо-таки с легковым ускорением. Даже как-то неожиданно. Правда, делает он это с невероятным грохотом, который на высоких оборотах даже заглушает пронзительный свист турбины. Оно и понятно. Установленная вертикально выхлопная труба расположена почти точно над правым ухом пассажира. К слову, длительное путешествие в качестве второго члена экипажа опасно для здоровья. Я попробовал, и уже через 10 минут поездки от рева дизеля у меня заложило ухо. А через 15 минут оно стало побаливать. Надо было бы взять с собой защитные наушники, о чем честно предупреждает огромная желтая табличка на пассажирской двери.


Руль, к моему удовольствию, оказался на редкость легким для столь древнего грузовика. Но не потому, что там установлен гидроусилитель, а потому, что передаточное число рулевого редуктора достигает каких-то невероятных значений. Обратная сторона медали - крутить руль надо очень быстро и энергично, иначе нетрудно потерять свою полосу или вылететь из поворота на полной скорости. А она достигает 90 км/ч.

Педали старинные - напольные. Сразу видно, в каких годах работали конструкторы, проектировавшие М35. Гидропневматические тормоза совсем не тяжелые и останавливают грузовик плавно, без присущего пневматике 40-50-х годов прошлого века резкого схватывания. И при этом не шипят. Забавный факт: благодаря такой конструкции тормозной системы и полной массе меньше 26 тыс. фунтов (около 12 тонн) по американским правилам во многих штатах М35 можно управлять с обычными правами. А что? Скорость и динамика вполне приличные, обзорность - великолепная, разве что капот слишком длинный, управляемость - приемлемая, подвеска в меру жесткая, машина не «козлит» даже при езде порожняком. Неудивительно, что списанные из армии, но еще вполне живые М35 весьма популярны среди американских любителей милитари, коллекционеров, пожарных и фермеров. Обычные перевозчики ими брезгуют. Не экономичен, да и комфорт не тот. Армия, знаете ли…

Автор Юрий Голубовский, фото автора.

АМ ДЖЕНЕРАЛ (AM GENERAL). Саут Бенд, США.

Образованная в процессе централизации американского военно-промышленного комплекса корпорация "АМ Дженерал" являлась головным изготовителем широкой гаммы стандартизованных автотранспортных средств для вооруженных сил США и многих стран мира. Своим родоначальником она считает фирму "Оверленд" (Overland), ставшую в начале ХХ века основой компании "Виллис-Оверленд" (WillysOverland). После войны она вошла в группу "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), которая в 1964 г. на заводе "Студебекер" (Studebaker) в Саут Бенде наладила выпуск армейских грузовиков 2,5- и 5-тонного классов, ранее изготовлявшихся разными фирмами США. В 1967 г. там было образовано Отделение военной техники и выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division). Зимой 1970 г., когда фирму "Кайзер Джип" выкупила корпорация "Америкэн Моторс" (American Motors Corporation), оно превратилось в Отделение продукции общего назначения (General Products Division), а 1 апреля 1971 г. получило статус компании "АМ Дженерал". Аббревиатура AM указывала официального владельца — концерн "Америкэн Моторс", хотя с первых же дней существования "АМ Дженерал", выполнявший в основном государственные военные заказы, фактически являлся самостоятельной компанией.

Так в распоряжении "АМ Дженерал" оказалась практически вся гамма стандартизованной военной автотехники. Ее возглавляли джип М151А2 и его производные — санитарные машины М718А1, штабные М107/М108 и шасси М825 для безоткатного орудия. До конца 80-х гг. было собрано 95 тыс. автомобилей серии М151. Гамма пикапов М715 была преобразована в серию АМ715, включавшую также шасси АМ724 и санитарную машину АМ725. Они отличались возросшей до 150 л.с. мощностью, усилителем привода тормозов, увеличенной базой (3327 мм) и рядом деталей. В 1978-79 гг. совместно с фирмой "Пейс Индастриз" (Pace Industries) были разработаны бронеавтомобили АМ330 и АМ331 (4x4) с 20- и 25-мм пушками, а также бронетранспортер АМ301, оснащенные 300-сильным дизелем V6 и автоматической коробкой передач. Со временем они послужили основой бронемашин "Драгун" (Dragoon), выпускавшихся компанией "Эй-Ви Текнолоджи" (AV Technology). В 1985 г. "АМ Дженерал" приступил к серийному производству своего самого известного автомобиля "Хаммер" (Hummer), которому здесь посвящена отдельная статья.

Стандартизованная 2,5-тонная серия М35 (6x6) до 1989 г. выпускалась в варианте А2 с многотопливным 140-сильным двигателем "Континентал LD-465-1C" (Continental) и 5-ступенчатой коробкой передач. В нее входили шасси М44А2 и М45А2, грузовики М34А2, М35А2 и М36А2 с удлиненной базой, цистерны М49А2 и М50А2, фургон М109А3, седельный тягач М275А2, самосвал М342А2, мастерская М185А3 и различные специальные шасси. Их развитием стала серия М600 с 12-вольтовым электрооборудованием, предназначенная для подразделений НАТО в странах Европы. В нее вошли грузовики М602 и М621 (аналоги моделей М35 и М34), цистерны М610 и М611 (М50/М49), седельный тягач М607 (М275), фургон М613 (М109), самосвал М624 (М342) и др. В общей сложности в Саут Бенде было собрано свыше 150 тыс. грузовиков 2,5-тонного класса. В рамках программы их переоснащения в 1993 г. компания "АМ Дженерал" начала выпуск реконструированного автомобиля М35А3 со 170-сильным дизелем "Камминс" (Cummins), автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, регулировкой давления в шинах, новыми узлами шасси и передней облицовкой. До апреля 1999 г. было собрано 5484 машины.

Стандартизованную 5-тонную серию М54 компания "АМ Дженерал" выпускала недолго, собрав последние из 112 тыс. машин этой гаммы. Еще в 1970 г. ее предшественники приступили к разработке нового семейства, но эта работа была завершена на "АМ Дженерал". В конце 1971 г. в Саут Бенде началось изготовление новой 5-тонной гаммы М809 (6x6) полной массой 14,0-15,2 т, оборудованной дизелем "Камминс NHC250" (14,0 л, 243 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач, двойной главной передачей, гидропневматической тормозной системой, гидроусилителем рулевого управления и 24-вольтовым электрооборудованием. Базовыми являлись шасси М809, М810 и М811/812 с колесными базами 4547, 4242 и 5461 мм соответственно, на которых выпускались грузовики М813 и М814 с металлическими кузовами со съемными скамейками на 26-30 солдат, инженерное шасси М815, ремонтно-эвакуационные машины М816 и М819, самосвал М817 с 3,8-кубовым кузовом, седельный тягач М818 и фургоны М820/820A2. Развитием серии М139 стала модель М821.

В январе 1977 г. совместно с 6 американскими фирмами компания "АМ Дженерал" приняла участие в конкурсе на создание тяжелых армейских автомобилей полной массой 23-34 т. Уже в июне она стала победителем, представив самые дешевые машины, за основу которых было принято крановое шасси "Центавр" (Centaur) компании "Си-Си-Си" (ССС). На их основе разработали 14-тонные седельные тягачи М915 (6x6), М916 (6x6) и 20-тонные М920 (8x8), работавшие в составе автопоездов полной массой 48-61 т, а также 20-тонные самосвалы М917, распределители битума М918 (6x6) и шасси М919 (8x8) для бетоносмесителей. Их комплектовали 6-цилиндровым дизельным двигателем "Камминс NTC400" (14,0 л, 400 л.с.), полуавтоматической 16-ступенчатой коробкой передач "Катерпиллар" (Caterpillar), одноступенчатой раздаточной "Ошкош" (Oshkosh) с пневмоприводом, задней тележкой "Хендриксон" (Hendrickson) и шинами с посадочным размером 20 или 22 дюйма. С января 1983 г. выпускались тягачи М915А1 (6x6) и эвакуаторы М920А1 (6x6) с автоматической 5-ступенчатой коробкой "Эллисон" (Allison). До конца 1984 г. машин этого модельного ряда собрали 7,3 тыс. единиц.

В 1975 г. компания "АМ Дженерал" разработала замену своей же 5-тонной серии грузовиков. Первый заказ на них был получен лишь в апреле 1981 г., а производство семейства М939 (6x6) началось в 1982 г. Конструктивно эта гамма почти не отличалась от серии М809, не считая использования новых автоматической 5-ступенчатой коробки передач "Эллисон", 2-ступенчатой раздаточной коробки, пневматического привода тормозов и установки более надежных мостов "Рокуэлл" (Rockwell). Впервые на этих машинах появились система диагностики и кабина с усиленной звукоизоляцией, а непритязательную облицовку стандартизованных грузовиков заменила новая передняя панель со встроенными световыми приборами. В семейство входили базовые шасси М939, М940/М941 и М942/М943/М944 с лебедкой, имевшие соответственно те же размеры колесной базы, что и аналоги из серии М809. На их основе была создана еще более обширная гамма машин: бортовые грузовики М923, М924 и М927 с разными видами кузовов и их варианты М925, М926 и М928 с лебедками, ремонтно-эвакуационные машины М933/М936, самосвалы М929/М930, седельные тягачи М931/М932, фургоны М934/935 и шасси М942/М945 для специального оборудования. Они имели полную массу 14,2-21,0 т, развивали скорость 84 км/ч и преодолевали подъемы крутизной до 60%. С 1985 г. выпускалась обновленная гамма А1 для эксплуатации в заснеженных и пустынных регионах, снабженная закрытой цельнометаллической кабиной или открытой с мягким верхом, централизованной системой подкачки шин и АБС. До 1992 г. машин этой гаммы изготовили 21 тыс. экземпляров. В конце 80-х гг. компания "АМ Дженерал", приняв участие в конкурсе на танковый тягач НЕТ, построила опытный образец М1А1 (8x8), но победителем была объявлена фирма "Ошкош". С конца 90-х гг. главной заботой "АМ Дженерал" является серийное производство "хаммеров", а также реконструкция ранее выпущенных грузовиков.

Бурная деятельность компании "АМ Дженерал", превратившейся в 80-е гг. в американского монополиста в области военной автотехники, всегда привлекала внимание крупных корпораций. 20 сентября 1983 г. фирму "АМ Дженерал" выкупила аэрокосмическая компания ЛТВ (LTV), а после ее банкротства с апреля 1992 г. "АМ Дженерал" входит в состав сталелитейной группы "Рэнко" (Renco Group). В 90-е гг. компания "АМ Дженерал" получила статус корпорации (AM General Corporation, AMG). Аббревиатура АМ теперь имеет обезличенное значение: в ней зашифровано слово Automotive (автомобильный), поэтому ее полное наименование сейчас можно перевести двояко — "Автомобильная корпорация продукции общего назначения" или "Генеральная автомобильная корпорация".

Сегмент тяжелых военных грузовиков развивается довольно-таки размеренными темпами: время революций в этом сегменте уже закончилось или пока не настало. И все же европейские производители из года в год привозят на главную отраслевую выставку Eurosatory новинки, некоторые из которых засекречены – например, перспективные итальянские IVECO. А еще в этом году на армейском салоне дебютировали белорусские грузовики Волат производства Минского завода колесных тягачей.

Боевой триумвират на взлете: грузовики Renault и Volvo

Самую обширную экспозицию представила хозяйка салона - французская военно-промышленная компания Renault Trucks Defense, созданная несколько лет назад под эгидой шведского концерна Volvo AB. Теперь в нее входят местные филиалы АСМАТ и Panhard, а также американская фирма Mack. На Eurosatory-2016 ее выставочная площадь была заполнена в основном колесными бронемашинами прежних выпусков, и обнаружить там образцы новой автотехники оказалось нелегко.

Главной автомобильной новинкой группы Renault стал военизированный седельный тягач К520Т (6х4) для буксировки полуприцепов с тяжелой боевой техникой, унифицированный с коммерческим семейством К для строительства. Машина, выполненная по нормам НАТО и приспособленная для переброски транспортными самолетами, оснащена 520-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач, передним толкающим брусом, системой радиосвязи, легким бронированием кабины и моторного отсека.

Тяжелый военизированный трехосный дорожный тягач Renault К520Т

Седельный тягач К520Т способен работать в составе 120-тонных автопоездов

Самым крупным автомобилем в экспозиции Renault традиционно было 460-сильное шасси Kerax (8×8) с бронекабиной и защитой днища от пехотных мин, пулеметом на крыше и видеокамерами. Машина служит для доставки топливной цистерны вместимостью 15,2 тыс. л, смонтированной в контейнере со сдвижными бронированными шторками.

Грузовик Renault Kerax с контейнером для перевозки топливных цистерн

После краткого перерыва на салоне появилась шведская компания Volvo со своим новым 500-сильным автомобилем FMX (8×8) со всеми односкатными колесами. Он унифицирован с тяжелыми серийными грузовиками и также предназначен для перевозки и перегрузки армейских контейнеров и военных систем массой до 26,5 т.

Четырехосный контейнерный перегружатель на автомобиле Volvo FMX

Mercedes не всегда впереди: замедление на марше

Так уж повелось, что каждые два года самым притягательным местом Eurosatory являлась экспозиция корпорации Daimler AG, где всегда можно было познакомиться с новыми и исключительно лучшими в мире образцами военной автотехники. Но на этот раз что-то сбилось в этой традиции: новых военных грузовиков здесь практически не было. Главную визуальную нагрузку приняли на себя стоявшие рядом друг с другом несущественно модернизированные седельные тягачи, привлекавшие публику своей ярко переливавшейся на солнце серебристой окраской, за что журналисты прозвали их серебряными мальчиками.

Серебристый капотный седельный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS

Обновленный капотный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS (6х6) с 428-сильным силовым агрегатом, широкими односкатными колесами и увеличенной полной массой являлся развитием прежней модели 3343AS, дополненной новым кондиционером в удлиненной кабине и электронными системами блокировки дифференциалов и изменения давления воздуха в шинах.

Бескапотный седельный тягач Mercedes-Benz Actros-4661AS из серебряной серии

Оснащение машины Actros-4661AS сродни сложнейшему космическому аппарату

Очень эффектно смотрелся вседорожный тягач Actros -4661 AS (8 8) полной массой 33,5 т с усиленной рамой, односкатными колесами и стандартной удлиненной кабиной. В его комплектацию вошли дизель V 8 мощностью 612 л. с., механическая 16-ступенчатая коробка передач, два бака на 1 200 л топлива и два типа лебедок с тяговым усилием по 25 тс. К «серебряному семейству» относился также обычный многоцелевой пятитонный вездеход Unimog U 5000.

Специальное шасси Unimog U4023 для установки санитарных кузовов

Внутреннее оснащение типовой армейской машины медицинской службы

Новинкой поколения Unimog стало спецшасси U4023 с 231-сильным дизелем, восьмиступенчатой коробкой с шестью передачами заднего хода, валами отбора мощности и лебедкой, предназначенное для монтажа армейских санитарных кузовов. Семейство Arocs представлял 428-сильный дорожный седельный тягач 2643LS (6х4) с автоматической коробкой передач и легкобронированной кабиной.

Военизированный дорожный седельный тягач Mercedes-Benz Arocs-2643LS

Раскрытые секреты IVECO: три мировых новинки!

В этом году вся огромная выставочная площадь военного отделения IVECO Defence Vehicles опять была обнесена табличками с перечеркнутым фотоаппаратом, а за всеми движениями посетителей зорко следил верзила, упрямо сопровождавший каждого подозрительного типа до выхода. Правда, в этом году фирме IVECO было что скрывать: наверстывая упущенное, она представила сразу три мировых премьеры и свои перспективные разработки, о которых на пресс-конференции подробно рассказала журналистам.
Первой новинкой была длиннобазная четырехместная бронемашина LMV-2 с повышенной до 1,5 т полезной нагрузкой. Это модернизированный вариант известной версии LMV, наделенный 220-сильным двигателем, автоматической трансмиссией, новой электроникой и усиленной защитой экипажа.

Первая презентация бронемашины IVECO LMV второго поколения

Для перспективной замены легких машин Daily впервые были показаны многоцелевые военные авто M70.20WM (4х4) с откровенно «хищным» дизайном. Он воплотился в необычном облике грузовика с двойной кабиной и фургона с полезной нагрузкой 3,65 и 3,25 т соответственно. В качестве силовых агрегатов на них будут применять разные двигатели мощностью 146–197 л. с., автоматическую или механическую коробки передач. Их максимальная скорость - 110 км/ч.

Базовый грузовик IVECO новой серии M70.20WM с двойной кабиной

Фургон из гаммы M70.20WM с силовым агрегатом мощностью 175 л. с.

Во второй раз на Eurosatory присутствовал перспективный армейский грузовик Trakker AT380T-WM (6х6) со стандартной кабиной, односкатной ошиновкой, экологически более чистым дизелем Cursor (Евро-6) мощностью 500 л. с. и новой автоматической 16-позиционной коробкой передач ZF Eurotronic с электронной системой слежения за работой трансмиссии.

Перспективный грузовик IVECO Trakker AT380T-WM с новыми агрегатами

Третьей премьерой стал танковый седельный тягач M1250.70T-WM (8х8) с задними двускатными колесами, рассчитанный на букировку по дорогам общего пользования полуприцепов с бронетехникой и воинскими грузами, общая масса которых достигает 125 т. Он оснащен 680-сильным двигателем Cursor, автоматической 12-позиционной коробкой ZF, австрийскими мостами Steyr, типовой кабиной с бронезащитой и лебедкой с тяговым усилием 25 тс.

Мировая премьера тяжелого седельного тягача IVECO M1250.70T-WM

Танковый 680-сильный тягач М1250 с задними двускатными колесами

Автомобильные сенсации из Беларуси

Впервые за годы существования Eurosatory в ряд наиболее крупных изготовителей военной автотехники вошла Беларусь, представившая новинки Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в экспортном исполнении. Это целое семейство унифицированных армейских грузовиков марки «Волат» мощностью от 215 до 520 л. с. с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, дополненное легкой бронемашиной. Новый малый тактический автомобиль МЗКТ-500200 (4х4), оснащенный дизелем ЯАЗ-53452 от нашего «Тигра» и механической пятиступенчатой коробкой передач, внешне чем-то напоминал былой ГАЗ-66.

Новый трехтонный военный грузовик МЗКТ-500200 с ярославским мотором

В отличие от него на грузовиках МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600123 (8х8) применяются американские дизели Caterpillar C13 мощностью 440 и 520 л. с. и автоматические шестипозиционные коробки передач. Эти машины оборудованы независимой гидропневматической подвеской, бортовыми редукторами, блокируемыми дифференциалами, антиблокировочной системой и достигают скорости 105 км/ч.

Экспортный 10-тонный вариант МЗКТ-600103 с иностранными агрегатами

Новый 520-сильный 17-тонный тактический автомобиль МЗКТ-600123

Самый мощный автомобиль принимал участие в демонстрационных заездах по декоративной пересеченной местности. Два раза с небольшого расстояния он не смог преодолеть 40-процентный подъем по мокрому грунту, вызвав свист, топанье ногами и улюлюканье западноевропейской толпы, но в третий раз с ходу преодолел это препятствие под аплодисменты с трибун.



Фрагменты показательного выступления четырехосного грузовика Волат

Новая профессия Scania - топливоразливной автопоезд

После короткого отсутствия на салоне вновь появилась шведская фирма Scania, показавшая новый седельный тягач Р440 (8х6) с 13-литровым дизелем мощностью 440 л. с., автоматической трансмиссией, тормозом-замедлителем Allison, противопульным бронированием и противоминной защитой кабиной, а также собственной пулеметной точкой. На демонстрационном показе в составе автопоезда Carapace он с легкостью буксировал по бездорожью армейскую топливозаправочную цистерну вместимостью 22 тыс. л.

Новый односкатный военный седельный тягач Scania P440 CA8х6HHZ

Демонстрация автопоезда с тягачом Scania и полуприцепной цистерной

Топтание на месте: есть ли будущее у военных грузовиков?

Прошло несколько лет, как мы задались этим вопросом, и нынешний салон вновь доказал, что время классических армейских грузовых машин сочтено. Сегодня западные военные грузовики стали напоминать ощетинившихся ископаемых существ на многочисленных колесах с массивными бронекабинами, сложной электроникой и видеокамерами, сверхдорогими средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа буквально от всех видов оружия и даже с собственными боевыми системами. При этом большинство фирм склоняются к прямо противоположному направлению с применением наиболее дешевых серийных агрегатов от коммерческих машин. Примером решения этих проблем является продукция немецкой компании MAN.

С переходом отделения армейских автомобилей MAN в состав военно-промышленной группы Rheinmetall MAN его активность существенно снизилась в пользу бронетехники марки Rheinmetall. Единственной и запоздалой новинкой стал армейский грузовик НХ-40М (4×4), созданный на коммерческом шасси TGА с армейской кабиной нового образца. Он оборудован 340-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач ZF и планетарными колесными редукторами.

Военный грузовик MAN НХ-40М на шасси TGА с обновленной кабиной

Эта модель является эволюцией классического для фирмы MAN типового военного семейства с разными агрегатами и колесными формулами. Входящий в него и представленный на Eurosatory-2016 многоцелевой 440-сильный автомобиль НХ (8×8) полной массой 38 т оснащен автоматической трансмиссией и прежней модульной кабиной с интегрированной бронезащитой.

Типичная продукция компании MAN - тактический автомобиль серии НХ

Чешский завод Tatra, постоянный участник салонов Eurosatory, давно исчерпал силы и фантазию в процессе долгой модернизации и расширения своей известной гаммы многоосных военных машин Т815-7, составляющих семейство Force. В этом году впервые его единственными представителями на салоне стали два одинаковых шасси T815-7T3RC1 (8×8) с 408-сильными дизелями с традиционным «татровским» воздушным охлаждением, механическими 14-ступенчатыми коробками передач и традиционной трубчатой хребтовой рамой. Их отличия состояли лишь в конструкции двойных шестиместных кабин - упрощенная более комфортная и полностью бронированная, что отразилось на величине полезной нагрузки.

Универсальное 24-тонное шасси T815-7T3RC1 с упрощенной кабиной

Помимо упомянутых здесь новинок, особенностью Eurosatory-2016 стали экзотические военные аэромобили, машины-роботы, аэродромные пожарные, автопушки и быстро разрастающееся семейство полицейских машин и водометов, а огромное количество колесных бронемашин заставляет посвятить им следующую статью.

Если и случиться когда-нибудь вооруженному конфликту России с США, то это будет ядерная война, а не наземная операция. Но в период обострения отношений вдвойне любопытно посмотреть, какими автомобилями сейчас располагает американская армия.

Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.

Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.

Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.

HMMWV

Длина: 4,6 метра.
Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра.
Отдача: 190 л.с. и 380 Нм.
Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 676 кг.
Максимальная скорость: 88 км/ч.
Дорожный просвет: 410 мм.

Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале.

Вначале немного о названии. HMMWV - это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.

Многие ошибочно думают, будто бы Humvee - детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой.

В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.

Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle

Длина: 4,57 метра.
Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра.
Отдача: 150 л.с. и 350 Нм.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 041 кг.
Максимальная скорость: 136 км/ч.
Дорожный просвет: 350 мм.

Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии.

Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV - «легкий ударный транспорт».


Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное - Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно.

Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.

International MaxxPro

Длина: 6,5–7,2 метра.
Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра.
Отдача: 330–375 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг.
Дорожный просвет: 350 мм.

Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro - не просто автомобиль, а тяжелый MRAP - Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.

Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о .

Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса - маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран.

Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.

Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter

Длина: 15,8 метра.
Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92.
Отдача: 500 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8.
Снаряженная масса: 19 500 кг.

Dragon Runner

Длина: 38 см.
Снаряженная масса: 4 кг.

Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» - один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами».

Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить - в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать.

Из «вооружения» у Dragon Runner - только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.

Военная автомобильная техника – это огромная категория транспортных средств с различными целями назначения. Основными их отличиями является повышенная функциональность, иногда специфической направленности, доступность перемещения по наиболее сложным для проходимости местностям и наличие дополнительного оборудования. Отдельным подвидом такой автомобильной техники выделяют военные грузовики. Существуют два вида грузовых авто военного назначения:

  • Машины общего назначения, используемые для транспортировки различных твердых грузов. Преимущественно такие транспортные средства дополнительно оснащены скамейками и тентами, что позволяет помимо грузов перевозить и людей. Военные грузовики общего назначения нередко используют для буксировки прицепов и других видов военной техники.
  • Специализированные грузовики предназначены для транспортировки специфических грузов. К данному подвиду военной автомобильной техники относятся автоцистерны, самосвалы и т.д.
Грузовые машины военного назначения обеспечивают высокую мобильность войск. Среди их основных задач отмечается транспортировка людей на поле боя и из его пределов, быстрая доставка раненных в медицинские учреждения, перевозка боеприпасов и различных видов вооружения, буксировка высокомощных средств артиллерии и т.д. Помимо визуального отличия от обычных грузовых автомобилей, представленного защитным окрасом, в военных грузовиках отмечается их расширенный функционал и наличие дополнительного оборудования. Каждая страна, имеющая свою армию, содержит на вооружении специализированный автопарк. Содержание таких машин довольно недешевое, поэтому уровень их мощности зависит от развития самой страны. В истории известны случаи, когда при внезапном начале войны в качестве военной автомобильной техники использовались устаревшие машины, что заметно снижало степень боеспособности целого государства.

Военные грузовики США

Уже более века американские военные грузовики стремительно совершенствуются и на сегодняшний день позиционируются, как одни из наиболее мощных представителей современного технического прогресса. К созданию такой техники американцы используют особый подход, ориентируясь на военную тактику и возможности своего производства. Военные машины высокоразвитой страны представляют собой тяжеловесные грузовики, массой не менее восьми тонн. Среди настоящих гигантов американских транспортных средств данной категории следует отметить:

Oshkosh PLS – внедорожник 10х10, предназначенный для транспортировки унифицированных контейнеров, объединяющихся с шасси различными типами креплений. Используется Oshkosh PLS в качестве тягача, грузового авто или прицепа. Бездорожье данному автомобилю не страшно, поэтому уровню его проходимости может позавидовать любой производитель. Ультрасовременные американские системы Oshkosh PLS и LVS оснащены поддонами, пультами ДУ, мультилифтами и другими девайсами, делающими такую военную технику многофункционально и, соответственно, применимой для решения любых боевых задач.

НЕМТТ – категория автомобилей, которой располагает американская армия еще с 1982 года. За годы своего использования автомобили прошли не один этап модернизации и сегодня по праву считаются гигантами американской военной авто техники. К примеру, модель НЕМТТ-А3 может перевозить грузы, общим объемом в 13 тонн. При этом она способна развивать скорость до 105км/час. Эффективность использования данной модели в качестве тягача обусловлена ее возможностью транспортировать десятитонные грузы, преодолевая подъемы с наклоном в 60°. Другие модели данного семейства автомобильной военной техники находят свое применение в транспортировке воды, противоракетных и ракетных установок и других крупногабаритных грузов.

Возможности и мощь вооружения американской армии сегодня неуклонно совершенствуются. В разработках находятся военные автомобили, оснащенные лазерными установками, дистанционным управлением, броней наилучших образцов, системой распознавания пешеходов и находящегося в определенном радиусе транспорта и т.д.

Военные грузовики российской армии

Не менее насыщенной является история военного автопарка грузовых машин российской армии. Ярким представителем отечественной техники можно назвать «Урал». Военный грузовик «Урал-375» – настоящая легенда отечественной военной автомобильной техники, сошедшая с конвейера в 1961 году. Спустя 16 лет были выпущены другие не менее популярные модели данного производителя – Урал-4320 и Урал-5323. В наше время автомобили семейства Урал представляют основную часть отечественного армейского автопарка. Это машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Их грузоподъемность колеблется от 4,2 до 10 тонн. Используются «уралы» для буксировки, транспортировки людей и грузов. Среди основных их преимуществ отмечаются максимальная проходимость, достаточно высокая скорость и многофункциональность.

«Изюминкой» отечественного вооружения является Урал-3А-Тайфун, получивший немалое количество наград и признание всего мира. Его максимальная скорость – 105 км/час в обычных условиях, и 50 км/час в условиях повышенной сложности (пробитые колеса, труднопроходимая местность и т.д.). Объем его бака составляет 300 литров, причем бак оснащен дополнительной защитой, препятствующей возгораниям и другим повреждениям. Запас хода «Тайфуна» – 1800 км. Стоит также отметить, что его вес достигает 24 тонн. Данная модель военных автомобилей «Урал» оснащена электронной системой управления, что заметно повышает ее эффективность и функциональность.