Нормы списания моторного масла в бюджетных учреждениях. Приказ и акт на списание масел для машин

Надо ли медицинскому учреждению оформлять путевые листы? Какая форма должна быть у этого первичного учетного документа? Какие нарушения в оформлении путевых листов выявляются в ходе проведения контрольных мероприятий? По каким нормам происходит списание ГСМ? Какие ошибки в списании ГСМ чаще всего допускаются?

Оформление путевого листа – право или обязанность учреждения?

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 7 Инструкции № 157н и ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 3 Инструкции № 157н).

В редакции инструкций № 162н, № 174н, № 183н, действовавшей до вступления в силу Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н, было установлено, что выбытие материальных запасов производится в том числе на основании путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), который применяется для списания в расход всех видов топлива. Таким образом, путевой лист являлся первичным учетным документом для учета и списания ГСМ.

Государственные (муниципальные) учреждения применяли форму путевых листов, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата РФ № 78).

Сейчас инструкции № 162н, 174н, 183н не содержат такого требования. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Государственные (муниципальные) учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности применяют формы первичных учетных документов, приведенные в Приказе Минфина РФ № 52н. В этом документе форма путевого листа отсутствует. Из приказа следует, что основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Поскольку топливо (бензин, масла и др.) – объект материальных запасов (исходя из положений Приказа Минфина РФ № 52н), его списание может быть оформлено актом (ф. 0504230).

Здесь же отметим, что ведомственными нормативными актами может быть установлена необходимость при организации учета и списания ГСМ в учреждении применять путевые листы. Так, в Распоряжении Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2009 № 466-р «Об утверждении Положения об организации деятельности и типовых формах документов отделений скорой медицинской помощи городских поликлиник Санкт-Петербурга» сказано, что путевые листы оформляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему вызовов отделения, который обязан контролировать продолжительность вынужденных простоев и времени, затраченного на ремонт автомобиля.

Кроме того, путевые листы в обязательном порядке применяются при перевозке пассажиров в случаях, установленных законодательством РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» сказано, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист , лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ , водитель должен иметь и передавать для проверки работникам Ространснадзора карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

В частности, п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7,установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

По мнению ВС РФ, изложенному в Определении от 09.03.2017 № 309-КГ17-1326 на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2016 А60-62629/2015, если учреждение ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд , то оно обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, и обязано обеспечить:

1) заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов (указывать наименование и (или) номер путевого листа, заполнять сведения о собственнике (владельце) транспортного средства);

2) осуществление контроля технического состояния транспортных средств специалистами (назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям, провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию);

3) доведение до водителей необходимой информации путем проведения инструктажей (организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу, независимо от уровня квалификации и стажа работы; организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые, при перевозке детей, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей).

Ответ на вопрос о том, является правом или обязанностью медицинского учреждения применение путевых листов, отобразим в форме схемы.

Таким образом, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств и норм законодательства РФ оформление путевых листов является либо правом, либо обязанностью учреждения. В то же время, поскольку Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров установлено, что по результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (п. 17), рекомендуем оформлять путевой лист даже в случаях, когда прямого требования на использование этого документа законодательство РФ и ведомственные нормативные акты не содержат.

По какой форме должен быть составлен путевой лист?

Перечень обязательных реквизитов путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Учреждение в своей деятельности может использовать путевые листы по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 78, или разработать форму путевых листов самостоятельно, но при этом указать в них все обязательные реквизиты, названные в Приказе № 152.

Обязательными реквизитами являются (п. 3 Порядка заполнения путевых листов):

    наименование и номер путевого листа;

    сведения о сроке действия путевого листа;

    сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

    сведения о транспортном средстве;

    сведения о водителе;

    сведения о сроке действия путевого листа.

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Какие нарушения выявляются в оформлении путевых листов?

При проверке организации учета и расходования ГСМ проверяющими запрашиваются:

    журналы операций с поставщиками и подрядчиками, журналы операций с подотчетными лицами (к которым прикреплены документы, подтверждающие приобретение ГСМ);

    путевые листы;

    акты списания тосола, масел;

    оборотные ведомости.

Обычно в заполнении путевых листов допускаются следующие нарушения.

Отсутствие подписей и расшифровок ответственных лиц, в частности водителя.

Ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и подписавшие. Пунктом 13 Приказа № 152 установлено, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя учреждения, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Также в путевом листе в силу норм п. 16 Приказа № 152 должны присутствовать даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Они проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Отсутствие времени заезда транспортного средства на постоянную стоянку.

Пунктом 6 Приказа № 152 установлено, что сведения о транспортном средстве включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. Эти сведения являются обязательными реквизитами путевого листа, подлежащими заполнению. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя.

Отсутствие данных о выданном (заправленном) бензине.

Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки. Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается, то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету. При проверке ГСМ производится сопоставление сведений о заправках автомобиля топливом, отраженных в путевых листах, с данными авансовых отчетов подотчетных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие заправку автомобиля топливом.

При проведении такого сопоставления проверяющие обращают внимание:

    на дату и количество заправляемого топлива, указанные в путевом листе, оправдательном документе и данных бухгалтерского учета. Заправка должна быть произведена в рабочее время водителя. Если заправка автомобиля топливом по чекам была произведена в нерабочее время, то этот факт является основанием для дальнейших разбирательств;

    на соответствие объема израсходованного топлива и километража, указанного на обратной стороне путевого листа при описании маршрута движения автомобиля;

    на правильный расчет объема израсходованных ГСМ, подлежащего списанию со счетов бухгалтерского учета;

    на правильность отражения на счетах бухгалтерского учета записей по приему к учету и списанию ГСМ.

Отсутствие в путевом листе даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4, 5 ст. 24 Федерального закона № 323-ФЗ.

Указание даты (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя является одним из обязательных реквизитов путевого листа учреждения.

Какие нарушения допускаются при списании ГСМ?

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте утверждены Распоряжением № АМ-23-р. При отсутствии в этом нормативном акте норм списания топлива для автомобиля, эксплуатируемого учреждением, они могут быть установлены:

    внутренним локальным актом учреждения (приказом, распоряжением);

    Минтрансом либо специализированной организацией, в которую учреждение обратится с запросом для расчета нормы списания ГСМ по конкретному виду автотранспорта, не указанному в Распоряжении № АМ-23-р.

При проверке правильности списания горюче-смазочных веществ в учреждении часто выявляются следующие нарушения.

Ошибочное применение повышающей надбавки при определении расхода топлива автомобилем.

Распоряжением № АМ-23-р установлены надбавки при осуществлении работы автомобиля при определенных условиях. Норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые), от вида используемых топлив, от времени года, от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей. Нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности. Так, нормы расхода топлива повышаются:

    при работе в зимнее время (в зависимости от климатических районов страны увеличиваются с 5 до 20%). В приложении 2 к Распоряжению № АМ-23-р установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними;

    при эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования (надбавка может составлять до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%);

    при работе автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива (например, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, при плотности населения от 1 до 3 млн человек – до 20% и т. д.);

    при обкатке нового автомобиля, автомобиля, вышедшего из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом.

Норма расхода топлив может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15%.

Работником бухгалтерии при определении расхода бензина исходя из фактического пробега (км) не всегда надбавка применяется правильно. Например, при расчете расхода бензина исходя из фактического пробега (км) по г. Екатеринбургу применяется повышающая надбавка – 5%, хотя можно было бы применять повышающую надбавку к норме расхода топлива при работе автомобиля в городах с населением от 1 до 3 млн человек – 20%.

Счетные ошибки при определении расхода топлива.

Нормативный расход топлива в отношении конкретного автомобиля определяется по следующей формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D) , где:

– нормативный расход топлива, л;

Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При проведении мероприятий контроля проверяется правильность применения бухгалтером нормы расхода топлива на основании условий, в которых эксплуатировался автомобиль, и исходя из этого расчетным путем исчисляется размер списания бензина по норме. При определении условий эксплуатации автомобиля используется информация, отраженная в путевом листе. Например, дата, на которую составлен путевой лист, позволяет понять, в какое время нужно (и нужно ли) применять зимнюю надбавку для определения нормы расхода топлива. Обратная сторона путевого листа, на которой отражается маршрут следования автомобиля, помогает определить, как эксплуатировался автомобиль: в черте города или за городом, что позволяет решить, надо ли применять соответствующую надбавку за эксплуатацию автомобиля на дорогах общего пользования, так как автомобиль в этот день эксплуатировался на трассе, где расход топлива меньше.

В результате совершенной счетной ошибки списание бензина производится не по норме, а в большем или в меньшем объеме, что соответственно искажает фактические данные и показатели бухгалтерской отчетности.

Списание смазочных веществ без документов, подтверждающих ремонт автотранспортного средства.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов устанавливаются из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел и смазок утверждены Распоряжением № АМ-23-р. Списание смазочных средств осуществляется по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Как показывают результаты проверок, нередко по акту о списании материальных запасов списываются масла, смазочные жидкости (тосол) в размере, не соответствующем нормам списания.

Например, на балансе учреждения числится один автомобиль. В апреле по акту списан тосол в количестве 10 л. Приказом по учреждению утверждена норма расхода жидкости – не более 0,1 л на 100 л бензина. Расход бензина за списываемый период тосола составил 1 985,09 л. Исходя из этого норма расхода тосола должна составлять 1,985 л, а не 10 л. Никаких документов, подтверждающих проведение ремонта или технического обслуживания автомобиля, нет.

Приведем другой пример. В августе по акту о списании материальных запасов списано 17 л тосола. Списание тосола производилось в связи с ремонтом автомобиля (слив и замена). Проведение ремонтных работ подтверждает акт выполненных работ (датирован августом). Однако, как установлено проверяющими, в сентябре по акту списано еще 10 л тосола. Расход бензина за сентябрь составил 591,864 л. Исходя из этого норма расхода тосола за сентябрь должна быть 0,591 л. Превышение нормы расхода тосола за сентябрь – 9,409 л.

В завершение отметим, что описанные в примере нарушения могут быть квалифицированы проверяющими как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а административные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Напомним, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету в силу норм данной статьи понимается в том числе:

    искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

    регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

    ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

    отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Линкольн А.) anonymous (гость) #5 8 июля 2010, 14:21 Ой, а скажите пожалуйста если масло было заменено не собственными силами а с привлечением сторонней организации по заказ-наряду, я его с 10,5 перекинула на 10,7 можно ли с 10,7 списывать не сразу а согласно расходу топлива? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Тати Беларусь, Между Минском и Римом #6 8 июля 2010, 14:27 я понимаю, что списывать вы должны согласно имеющимся документам. т.е. масло ваше вы передали на ТО для замены? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

400 bad request

В данном случае заказ-наряд, оформленный ОДО «Альфа», будет выглядеть следующим образом: ОДО «Альфа» (предприятие) Серия БА УНН 100000252 ЗАКАЗ-НАРЯД № 0383258 Заказчик: ООО «Сигма», р/с 3012300001111 в ОАО «Белгазпром- оформления 12.09.2008 банк», г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2, код 742 Дата исполнения 12.09.2008 Адрес: г.Минск, ул.Осипенко, 50 фактического исполнения 12.09.2008 Владелец: ООО «Сигма» Исполнитель: ОДО «Альфа», р/с 3012000000222 Принадлежность Код оплаты в ОАО «Белорусский Народный Банк», г.Минск, пр-т Независимости, д.87А, код 765 Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак Легковой автомобиль VW Passat 2008 30 172 б/н WVW078789DVG342 1111MI-7 1. Выполненные работы Номер позиции Наименование работ (код) Норматив времени, ч Процент надбавки Стоимость услуг Исполнитель 1 2 3 4 5 6 1.

Вход на сайт

Перечислены денежные средства за масло и фильтр 60 51 50 111 Оприходовано масло и фильтр 10-5 60 42 467 Отражена сумма НДС, выставленная поставщиком маслаи фильтра 18 60 7 644 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 7 644 Переданы масло и фильтр для замены исполнителю 10-7 10-5 42 467 Отражена стоимость услуги по замене масла и фильтра 20, 26, 44 60 29 400 Отражена сумма НДС по услуге по замене масла и фильтра 18 60 5 292 Перечислены денежные средства за услугу по замене масла и фильтра 60 51 34 692 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 5 292 Списана стоимость фильтра и масла на основании заказа-наряда 20, 26, 44 10-7 42 467 Пример 3 ООО «Сигма» осуществляет замену масла и фильтра собственными силами.

Бухгалтерский учет: бухгалтерский учет операций по замене масла моторного

И еще бывает масло летнее и зимнее, хотя многие сейчас заливают круглый год одинаковое масло, которое и для жары и для холода.Если вы заливаете масло летнее и зимнее, и документально характеристики масла позволяют определить — летнее оно или зимнее, значит его нужно менять в зависимости от сезона, и в акте указать — что произведена замена летнего масла на зимнее к примеру, в связи с наступлением соответствующего сезона. Но исходя из того, что замена масла согласно Правил по нормированию расходов по ГСМ зависит от пробега, кол-во масла, которое соответствует пройденному километражу, я бы списала на вычеты, а кол-во масла сверх этого — на расходы за счет чистой прибыли.

Как правильно оформить списание моторного масла?

Согласно рекомендации завода-изготовителя определяется ресурс наработки транспортного средства, по истечении которого масло подлежит замене. Учет расходов, связанных с заменой моторного масла Работы, связанные с заменой масла, можно осуществлять как с привлечением сторонней организации (индивидуального предпринимателя), так и собственными силами.


Внимание

В зависимости от этого различается также бухгалтерский учет операций по замене моторного масла. Надо также отметить, что работа по замене масла моторного и фильтра оформляется заказом-нарядом формы 3Н-1, бланк которого утвержден приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267.

Заказ-наряд применяется для определения объема услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Бланк заказа-наряда является бланком строгой отчетности, имеет учетную серию и номер.

Важно

При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта.

При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница -5 град. С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.
2. При работе автотранспорта в городах с населением: – свыше 3 млн человек – до 25 %; – от 1 до 3 млн человек – до 20 %; – от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %; – от 100 до 250 тыс.

Как списать масло моторное при замене

Значительно ухудшаются его противоизносные свойства. В случае разжижения масла топливом снижается его вязкость, возрастает скорость изнашивания трущихся деталей.

Инфо

Некоторые неисправности двигателя сопровождаются ускоренным загрязнением масла сажей, которая увеличивает его вязкость сверх нормы и ухудшает противоизносные свойства. Таким образом, замена масла в неисправном двигателе на практике означает, что мотор длительное время будет работать на непригодном масле, а это еще более снизит его ресурс, надежность, а в иных случаях даже приведет к аварийному выходу из строя.

С транспортным средством заказчику передается сервисная книжка, где подробно указана последовательность действий механика при проведении технического обслуживания, а также перечислены все необходимые расходные материалы.
Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов». Пример 29. Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости. Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб. По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб. В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.

Как списать масло моторное при его замене в бюджетных организациях

Сумма руб.(прописью) Семьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят семь рублей Кассир штамп (сумма прописью) Окончательная стоимость заказа Получено в окончательный расчетСумма руб.(прописью)« » г. Кассир штамп работ запчастей всего ставка НДС, % сумма НДС, руб. окончательная стоимость заказас НДС, руб. 29 400 42 467 71 867 18 12 936 84 803 Восемьдесят четыре тысячи восемьсот три рубля (сумма прописью) С объемом работ согласен, с правилами пользования СТО ознакомлен В.Н.Побат(подпись заказчика) Заказ оформил Т.П.Горбач(подпись) (И.О.Фамилия) Заказ исполнил слесарь С.П.Бурко(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) Объем и качество выполненных работ проверил начальник пр-ва (должность) В.П.Иванов(подпись) (И.О.Фамилия) «12» сентября 2008 г. Претензий к выполненным работам не имею, заказ получил В.Н.Побат(подпись)«12» сентября 2008 г.

Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения. Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.

Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».

Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф.

MI-7 Масло л 10 2 345 23 450 Плановая замена на легковом автомобилеVW Passat гос. номер 1111MI-7 ИТОГО 42 467 Председатель комиссии главный инженер В.В.Несмелов Члены комиссии: начальник производства А.М.Минченко ведущий бухгалтер Ю.Б.Прокопенко В бухгалтерском учете ООО «Сигма» операции по замене масла и фильтра отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Перечислены денежные средства за масло и фильтр 60 51 50 111 Оприходовано масло и фильтр 10-5 60 42 467 Отражена сумма НДС, выставленная поставщиком 18 60 7 644 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 7 644 Списана стоимость фильтра и масла на основании акта на списание 20, 26, 44 10-5 42 467 04.11.2008 г. Тамара Ветрова, аудитор Журнал «Главный Бухгалтер.

400 bad request

Внимание

НДС, руб. 29 400 29 400 18 5 292 34 692 Тридцать четыре тысячи шестьсот рублей (сумма прописью) С объемом работ согласен, с правилами пользования СТО ознакомлен В.Н.Побат(подпись заказчика) Заказ оформил Т.П.Горбач(подпись) (И.О.Фамилия) Заказ исполнил слесарь С.П.Бурко(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) Объем и качество выполненных работ проверил начальник пр-ва (должность) В.П.Иванов(подпись) (И.О.Фамилия) «12» сентября 2008 г. Претензий к выполненным работам не имею, заказ получил В.Н.Побат(подпись)«12» сентября 2008 г.


Операции по замене масла и фильтра с привлечением сторонних организаций, но с предоставлением масла и фильтра для выполнения работ заказчиком в бухгалтерском учете ООО «Сигма» необходимо отразить следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Вход на сайт

Бухгалтерский учет: бухгалтерский учет операций по замене масла моторного

Начиная со старых.::. Начиная с новых Автор: КЭТ Добавлено: #1 Вт Дек 21, 2010 21:07:46 Заголовок сообщения: Как правильно оформить списание моторного масла? как правельно оформить списание моторного масла?Кроме акта на списание нужно ли делать какие -нибудь расчеты? Автор: tafel Добавлено: #2 Вт Дек 21, 2010 21:31:24 Заголовок сообщения: КЭТ,Посмотрите здесь Как списать моторное масло для автомобиляhttp://www.balans.kz/viewt=21927 Удачи! Автор: magnolia Добавлено: #3 Вт Дек 21, 2010 21:32:16 Заголовок сообщения: Насколько я знаю, замена масла зависит также от пробега, есть характеристики по времени использования, и есть по пробегу, они действуют совместно, то есть если время после замены масла еще не вышло, но пробег уже превысил норму по замене — нужно менять, или наборот — если пробега еще недостаточно для замены масла, но времени прошло достаточно — тогда тоже нужно менять.

Как правильно оформить списание моторного масла?

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где Qн – нормативный расход топлива, литры; Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S – пробег автомобиля, км; D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.

Важно

Замена масляного фильтра и масла 039 0,92 29 400 С.П.Бурко 2. Запасные части и материалы, оплачиваемые заказчиком Номер позиции Наименование запчастей и материалов Номенклатурный номер Единица измерения Количество Цена Сумма Отпустил 1 2 3 4 5 6 7 8 ИТОГО 3.


Запасные части и материалы, принятые от заказчика Номер позиции Наименование запчастей и материалов Номенклатурный номер Единица измерения Количество Состояние Принял в производство 1 2 3 4 5 6 7 Фильтр масляный шт. 1 новый С.П.Бурко Масло л 5 С.П.Бурко Первоначальная стоимость заказа Получил аванс по квитанции№ безналичный расчет« » г. работ запчастей всего 29 400 29 400 Сумма руб.(прописью) Двадцать девять тысяч четыреста рублей Кассир штамп (сумма прописью) Окончательная стоимость заказа Получено в окончательный расчетСумма руб.(прописью)« » г. Кассир штамп работ запчастей всего ставка НДС, % сумма НДС, руб.

Как списать масло моторное при замене

В исправном двигателе происходит естественный процесс старения масла, но помимо этого его свойства ухудшаются из-за окисления, срабатывания присадок, внешних загрязнений — чаще всего вследствие протечки в картер охлаждающей жидкости, разжижения масла топливом, чрезмерного загрязнения его сажей и др. В инструкциях по эксплуатации производители техники чаще всего указывают сроки замены масла, определенные ими при эксплуатационных испытаниях или обычной эксплуатации большого числа автотранспортных средств, что дает возможность для статистической обработки данных.

Интервалы замены масла указывают в километрах пробега, часах работы двигателя или на основе количества израсходованного топлива. Когда в масло попадает охлаждающая жидкость, особенно содержащая этиленгликоль, его вязкость резко возрастает, загрязнения коагулируют, образуя осадок, забивающий маслопроводы и фильтры.

Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г. Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км. Для учреждения нормы расхода ГСМ.
смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива. Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях: 1.

Как списать масло моторное при его замене в бюджетных организациях

В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %: 20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л. Всего израсходовано топлива 15 апреля 2006 г. 53,1 л (7,5 + 42,9 + 2,7).

Инфо

Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %). При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.


Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.
Пример 1 ООО «Сигма» производит техническое обслуживание автомобиля на станции, принадлежащей ОДО «Альфа». Работа по замене масла моторного и фильтра оформляется ОДО «Альфа» заказом-нарядом (бланк 3Н-1) в следующем порядке: ОДО «Альфа» (предприятие) Серия БА УНН 100000252 ЗАКАЗ-НАРЯД № 0383258 Заказчик: ООО «Сигма», р/с 3012300001111 в ОАО «Белгазпром- оформления 12.09.2008 банк», г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2, код 742 Дата исполнения 12.09.2008 Адрес: г.Минск, ул.Осипенко, 50 фактического исполнения 12.09.2008 Владелец: ООО «Сигма» Исполнитель: ОДО «Альфа», р/с 3012000000222 Принадлежность Код оплаты в ОАО «Белорусский Народный Банк», г.Минск, пр-т Независимости, д.87А, код 765 Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак Легковой автомобиль VW Passat 2008 30 172 б/н WVW078789DVG342 1111MI-7 1.

Полученное количество умножаете на учётную стоимость и полученное списываете на затратные счета! Если же у вас техобслуживание производится на СТО, то выдаётся наряд на работу с расчётом работы, потреблением гсм. Мы такое не оприходуем, просто списываем на затраты документом «Услуги сторонних организаций» в програмее 1С.


Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Срочно! Ищу родственников в Таиланде, Египте, можно на Мальдивских островах… Соскучилась страшно, сил нет! Тати Беларусь, Между Минском и Римом #3 8 июля 2010, 12:45 а вы тут случаем не ошиблись??? Расход считается применительно к расходу топлива, а не к пробегу!!! Так что сначала подсчитаем, сколько было израсходовано топлива: 188*8,8/100=16,5л, а затем уже рассчитываем расход масла: 2,4*16,5/100=0,396 л. Киньте в меня чем -нибудь, если я не права.

Немало бюджетных учреждений используют в своей деятельности автомобили. Очевидно, что ни один из них не может функционировать без моторного масла. Его периодическая замена необходима для нормальной работы двигателя авто. Но это вовсе не новость для бухгалтеров бюджетных учреждений. А вот как часто следует менять моторное масло, какие нормы его расхода и, самое главное, что потом делать с отработанным маслом, знают не все. Тем, что нам известно по данному вопросу, охотно поделимся с вами в этой статье.

Мы с вами уже знаем, как правильно заправить «железного коня» (см. статью «Талоны, смарт- и скретч-карты на горючее: что и как правильно применять» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 41), а также как заменить в нем тормозную и охлаждающую жидкость (см. «Списываем тосол и тормозную жидкость» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 20). Остается лишь заменить моторное масло и - полный вперед!

Однако моторное масло отличается от того же горючего тем, что последнее полностью сгорает в процессе работы автомобильного двигателя. Тогда как масла после отработки ими своего функционального ресурса требуют слива из автомобиля. И с учетом этого возникает закономерный вопрос: что делать с таким отработанным материалом? Но, чтобы было, что сливать, сначала нужно что-то залить. Поэтому для начала выясним нюансы замены моторного масла.

Замена моторного масла

С какой периодичностью следует проводить замену масла в двигателе автомобиля?

Порядок проведения технического обслуживания (в том числе замены моторного масла) и ремонта дорожных транспортных средств определен Положением № 102 . Согласно п. 3.7 этого Положения техническое обслуживание транспортного средства необходимо выполнять в планово-обязательном порядке, включая определенный этим документом и инструкциями производителей перечень обязательных работ. В частности, первое техническое обслуживание рекомендовано осуществлять с периодичностью в соответствии с таблицей 1 ( п. 3.9 Положения № 102 ). Примерный перечень операций ТО-1 приведен в приложении А к Положению № 102 . Работы по замене масла в поддоне картера двигателя как раз входят в этот перечень операций. Согласно таблице 1 такое техобслуживание для легковых автомобилей и автобусов должно проводиться каждые 5000 км .

Важно! Если определенная в таблице 1 периодичность обслуживания отличается от периодичности, установленной документацией завода-производителя, следует руководствоваться указанной документацией .

Также периодичность техобслуживания в целом и замены моторного масла в частности в значительной степени зависит от условий эксплуатации (рельефа местности, технической категории автомобильных дорог и т. п.). Таким образом, в первую очередь нужно ориентироваться на периодичность замены моторного масла, определенную заводом-изготовителем соответствующего автомобиля. На практике моторное масло меняют, как правило, через каждые 7000 - 8000 км . Также желательно каждые 1000 - 2000 км пробега все-таки заглядывать под капот и проверять уровень масла. Чтобы определить, нужно ли добавлять моторное масло, следует воспользоваться масляным щупом, который отражает его уровень в двигателе.

Какими нормами расходов моторного масла следует руководствоваться?

Для планирования потребности в горюче-смазочных материалах, контроля за их расходами и ведения отчетности бюджетные учреждения руководствуются Нормами № 43 . Об этом должно быть указано в приказе об учетной политике учреждения или же в отдельном приказе, которым будет установлено, что при списании горюче-смазочных материалов надо использовать именно Нормы № 43 .

Для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло - до 2,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

трансмиссионное масло - до 0,4 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

специальные масла - до 0,1 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

пластичные (консистентные) смазки - до 0,3 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н;

Для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло - до 1,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

трансмиссионное масло - до 0,15 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

специальные масла - до 0,05 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

пластичные (консистентные) смазки - до 0,1 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н.

При этом нормативы расходов смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет . В то же время для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км , такие нормы могут быть увеличены до 20 % . Но такое увеличение обязательно должно быть надлежащим образом обосновано .

Необходимо понимать, что нормативы расходов смазочных материалов включают в себя замену смазочных материалов во время технического обслуживания и периодическое их добавление в процессе эксплуатации.

Внимание! Нормативные расходы соответствуют предельно допустимым расходам. То есть они могут быть значительно выше, чем обычные расходы смазочных материалов автомобилей в удовлетворительном техническом состоянии. Особенно это касается авто современных конструкций.

Временные нормы расходов смазочных материалов вводятся в действие приказом руководителя учреждения и распространяются только на автомобили данного учреждения. Причем уже из названия таких норм понятно, что они будут действовать не постоянно, а только в течение определенного времени. А конкретно, при введении в действие в Украине постоянных норм расходов топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей эти нормы утратят свою силу.

Теперь о том, как определить предельно допустимые расходы смазочных материалов для конкретного пробега служебного автомобиля. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой:

Q с = Q н х Q г : 100 л ,

где Q с - нормативные расходы смазочных материалов для фактического пробега автомобиля;

Q н - временный норматив расходов смазочных материалов на 100 л израсходованного горючего;

Q г - нормативные (исходя из базовой линейной нормы) расходы горючего исходя из фактического пробега автомобиля.

Пример 1 . Заведение здравоохранения имеет на балансе специализированный медицинский автомобиль ГАЗ-32214. Приказом руководителя заведения установлен временный норматив расхода моторного масла для этого автомобиля на уровне 1,8 л в расчете на 100 л израсходованного горючего. С учетом инструкции производителя руководителем учреждения принято решение о проведении замены моторного масла через каждые 7000 км пробега. Нормативный расход горючего (с учетом базовой линейной нормы) на этот пробег - 1456 л (20,8 л/100 км х 7000 км).

Таким образом, нормативные расходы моторного масла равны: 1,8 л х 1456 л: 100 л = 26,21 л. То есть это максимально возможное количество моторного масла, которое можно списать на работу такого автомобиля в течение выполнения им пробега в 7000 км.

Для замены масла в картере двигателя, как правило, требуется 5,5 - 6 л масла. Остальные 20,21 л (26,21 - 6) водитель может добавлять по мере необходимости.

По каким КЭКР планировать расходы на замену моторного масла?

Для того чтобы правильно запланировать расходы на замену моторного масла в служебном авто, прежде всего нужно четко понимать, каким способом будет проводиться такая операция. Ведь здесь есть два варианта развития событий:

Или замена выполняется собственными силами учреждения без привлечения сторонних специалистов (штатным водителем, механиком учреждения). Этот вариант выполнения работ по замене моторного масла является более распространенным;

Или замена производится на СТО .

Если вы избрали первый вариант, тогда сначала нужно приобрести моторное масло. Расходы на приобретение таких материалов согласно п. 15 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 следует планировать и осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Если же в учреждении нет специалиста, который мог бы заменить моторное масло в автомобиле, то придется обратиться в СТО. Оплату услуг по техобслуживанию транспортных средств (в том числе и замене масла в двигателе) следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Этого требует п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333 . По большей части, исполнитель работ использует собственные расходные материалы, поэтому в отдельном приобретении масла нет необходимости.

Как правильно отразить в учете операцию по замене моторного масла?

Для учета смазочных материалов в Плане счетов предназначен субсчет 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы». Учет по этому субсчету следует вести в разрезе видов горючего и смазочных материалов. То есть для учета моторного масла определенного вида и производителя необходимо открыть отдельный аналитический счет в рамках субсчета 235.

Что касается документального оформления операции по замене моторного масла в служебном автомобиле, то здесь опять-таки все зависит от способа выполнения такой замены. В частности, при проведении замены собственными силами учреждения списание моторного масла следует оформлять Актом списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 . В акте обязательно нужно указать, для техобслуживания какого конкретно автомобиля было использовано моторное масло. Основанием для выполнения работ по техническому обслуживанию служебного автомобиля должно быть распоряжение руководителя учреждения.

Зато, если замена масла осуществляется на СТО, отношения с исполнителем работ прежде всего следует оформить договором . Также взаимоотношения между заказчиком и исполнителем услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств (далее - КТС) урегулированы Правилами № 615 . Так, в момент передачи подрядной организации транспортного средства оформляется Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) для предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 2 к Правилам № 615 ), который составляется в двух экземплярах. В свою очередь, Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 3 к Правилам № 615 ) удостоверяет факт предоставления услуг. В случае замены эксплуатационных жидкостей (в том числе моторного масла) при техническом обслуживании КТС исполнитель указывает в данном акте их наименование, маркировку и необходимые эксплуатационные параметры. Кроме того, после завершения работ исполнитель должен предоставить заказчику следующие документы ( п. 8 разд. VІІ Правил № 615 ):

1) счет-фактуру, наряд-заказ, накладную, квитанцию и т. п.;

2) гарантийный талон (один экземпляр);

3) приложения к эксплуатационной документации;

4) справку-счет на составные части, приобретенные и установленные исполнителем на КТС.

Утилизация отработанных моторных масел

Что делать с отработанным моторным маслом?

Ответ однозначный - утилизировать . Ведь отработанные нефтепродукты, не пригодные для использования по назначению (в том числе отработанные моторные, индустриальные масла и их смеси), являются опасными отходами . Они относятся к разделу А Желтого перечня отходов .

Механизм сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных моторных масел регламентирован Порядком № 1221 . Действие этого Порядка распространяется на субъектов хозяйствования всех форм собственности , в процессе деятельности которых на территории Украины образуются отработанные масла ( п. 3 Порядка № 1221 ). Такие субъекты хозяйствования считаются потребителями масел (смазок).

Основные обязанности потребителей масел (смазок) приведены в п. 6 Порядка № 1221 . В частности, они должны:

Обеспечить раздельный сбор отработанных масел;

Сдавать отработанные масла на приемные пункты или непосредственно переработчикам отработанных масел (смазок);

Осуществлять первичный учет в отношении приобретенных масел, их использования, дальнейшего обращения с отработанными маслами;

Подавать информацию о состоянии обращения с отработанными маслами. Такая информация подается ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Госэкоинспекцию по форме в соответствии с приложением 5 к Порядку № 1221 . Это требование не касается субъектов хозяйствования, которые проводят замену масел (смазок) в транспортных средствах в пунктах замены.

Таким образом, каждое учреждение должно либо самостоятельно обеспечить утилизацию отработанных масел, либо поручить это специализированному предприятию. Если учреждение не может самостоятельно обеспечить их утилизацию, оно должно заключить договор или с переработчиком масел, или с пунктом их приема.

Факт приема отработанного моторного масла специализированное предприятие должно подтвердить актом приема отработанных масел (смазок) в соответствии с приложением 3 к Порядку № 1221 . Этот документ оформляется в двух экземплярах. Один из них предоставляется учреждению, которое сдает указанные отходы, а второй остается у принимающего их субъекта хозяйствования, который имеет лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами ( п. 13 Порядка № 1221 ).

Самым правильным будет сдать отработанное моторное масло на переработку специализированному предприятию. Сейчас пунктов приема таких отходов немало в каждом городе. Однако они часто устанавливают минимально допустимое для сдачи количество таких масел. Поэтому возможно его придется некоторое время накапливать, прежде чем сдать на переработку.

Также отработанное масло может быть использовано в хозяйственных целях. Например, его иногда применяют для смазывания деталей в разных инструментах (бензопила, сучкорезы, мото-косы и т. п.). Не секрет и то, что обработка деревянных поверхностей (исключительно для наружных работ) отработанным маслом предотвращает их порчу под воздействием окружающей среды.

Именно от того, как вы планируете в дальнейшем использовать отработанное моторное масло, и будет зависеть порядок его учета.

Нужно ли оприходовать отработанное моторное масло? Каков порядок его учета?

Запасы признаются активом при условии, что их можно достоверно определить, а также если использование таких запасов предусматривает получение будущих экономических выгод . Указание на это содержит п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 123 . Значит, отработанное моторное масло следует оприходовать на баланс учреждения, если вы можете сдать его на переработку и получить за это хоть какой-нибудь доход. Также нужно оприходовать такое масло, если вы планируете его использовать для хозяйственных нужд учреждения. Зато в случае, когда за утилизацию отработанного масла вам не платят, а вам самим придется заплатить (и такое возможно), тогда зачислять его на баланс учреждения нет никакого смысла. Достаточно будет вести только количественный учет этих отходов.

Для учета запасов, удерживаемых с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, Планом счетов предусмотрен субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Поэтому отработанное масло, которое учреждение планирует передать (реализовать) специализированному предприятию для утилизации, следует учитывать на этом субсчете. Тогда как учет отработанного масла, которое планируется оставить в учреждении и использовать для хозяйственных целей, целесообразно вести на субсчете 239 «Прочие материалы».

В целом порядок учета отработанного масла мало чем отличается от порядка учета металлолома, о котором мы уже не раз рассказывали на страницах нашей газеты. Оприходование такого масла (аналогично оприходованию металлолома) следует оформлять накладной (актом о приеме материальных ценностей). Результаты его оценки также нужно отразить в акте оценки произвольной формы. Стоимость таких материалов определяют исходя из цены их возможной реализации.

Важно! Если отработанное масло остается для непосредственного использования в учреждении (не сдается специализированному предприятию для переработки), не позднее последнего рабочего дня месяца на сумму таких материалов необходимо составить и подать в органы Госказначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме .

Рассмотрим порядок отражения операций по замене моторного масла в служебном автомобиле на счетах бухгалтерского учета на условном примере.

Пример 2 . Больница приобрела 6 л моторного масла для технического обслуживания кареты скорой помощи (ГАЗ-32214). Стоимость моторного масла - 420 грн. (в том числе НДС - 120 грн.). Замену масла в поддоне картера двигателя автомобиля произвел водитель больницы. Стоимость использованного масла списана на фактические расходы на основании акта списания по типовой форме № З-2.

При замене моторного масла из автомобиля было слито и оприходовано 5,5 л отработанного масла. Согласно акту оценки его стоимость составляет 27,50 грн. (5,5 л х 5 грн.). Руководством было принято решение о передаче отработанного масла на переработку специализированному предприятию. Факт передачи отходов специализированному предприятию был удостоверен актом приема отработанных масел (смазок).

Денежные средства за сданное отработанное масло в сумме 27,50 грн. поступили на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

В бухгалтерском учете эти операции следует отображать так:

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Перечислены средства поставщику за приобретенное моторное масло

Оприходовано моторное масло

Списано использованное моторное масло для техобслуживания автомобиля

Оприходовано отработанное масло, которое подлежит сдаче специализированному предприятию

Начислен доход от реализации отработанного масла

Передано на основании акта отработанное масло специализированному предприятию

Поступили средства от специализированного предприятия на специальный регистрационный счет учреждения

* Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги» при оприходовании отработанного масла нецелесообразным, поскольку у учреждения в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче его специализированному предприятию.

Начисление дохода проводится при реализации отработанных масел специализированному предприятию.

На этом все. Берегите природу и уважайте закон!

Нормативные документы

КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Желтый перечень отходов - Желтый перечень отходов, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1102.

Порядок № 1221 - Порядок сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных масел (смазок), утвержденный постановлением КМУ от 17.12.2012 г. № 1221.

Постановление № 118 - постановление КМУ «Об утверждении Порядка подачи декларации об отходах и ее формы» от 18.02.2016 г. № 118.

Положение № 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Нормы № 43 - Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Инструкция № 333 - Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

План счетов - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Правила № 615 - Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.2014 г. № 615.

ДСанПіН 2.2.7.029-99 - Государственные санитарные правила и нормы «Гигиенические требования обращения с промышленными отходами и определение их класса опасности для здоровья населения» ДСанПіН 2.2.7.029-99, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.07.99 г. № 29.

НП(С)БУ 123 - Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

1. Нормы расхода смазочных материалов предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них.

2. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100л расхода топлива.

3. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

4. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

5.Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации.

6. Для мотоциклов, мотопомп, судов и катеров, механизированного инструмента и аварийно-спасательного оборудования разрешено устанавливать нормы расхода смазочных материалов на основании технической документации заводов-изготовителей указанных механизмов (наставлений, руководств и инструкций по эксплуатации и обслуживанию, технических условий, паспортов).

7. Для двухтактных двигателей норма расхода масла для приготовления смеси 1:40.

8. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок на 100л общего расхода топлива автомобиле

Марка, модель автомобиля

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Легковые автомобили

Автомобили зарубежного производства, ВАЗ всех моделей и модификаций

ГАЗ-3102 всех модификаций

УАЗ-469, -3151 всех модификаций

Автобусы

ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206 всех модификаций

РАФ-2203 всех модификаций

УАЗ-452, -2206, -3962 всех модификаций

КАВЗ-685 всех модификаций

Грузовые автомобили

ГАЗ-53, -53-27, всех модификаций

ГАЗ-3307 всех модификаций

ЗИЛ -130, -131

ЗИЛ – 5301; -431412; -4333; -4333-62

УРАЛ -430; -43202; -5557; -4320

КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех модификаций

КрАЗ -255Б; -257

Магирус Дойц

Мерседес Бенц

Самосвалы

МАЗ-5551 всех модификаций

9.Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок на 100л общего нормируемого расхода топлива:

Норма расхода масел ПТС (плавающий транспортер).

Примечание.

1.Для пожарных машин, у которых при работе специального агрегата одновременно работает счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается. Учет расхода топлива в этом случае производится по показанию счетчика пройденного пути спидометра и по норме расхода жидкого топлива на100 кмпробега. (1м/ч-50л).

2.Для мотоциклов, мотопомп, пожарных судов и катеров, механизированного инструмента и аварийно-спасательного оборудования разрешено устанавливать временные нормы расхода смазочных материалов на основании технической документации заводов-изготовителей указанных механизмов (наставлений, руководств и инструкций по эксплуатации и обслуживанию, технических условий, паспортов и т.п.).