Нерпа чертежи самодельных аэросаней «выдра

Можно ли сделать аэросани своими руками? Давайте поищем ответ на этот вопрос. Надёжны ли будут аэросани, своими руками сделанные прямо дома? Не каждый человек готов довериться своим рукам и тому, что он может сделать сам.

Самодельные аэросани - это довольно интересный вид транспорта. Дело в том, что они двигаются за счёт воздушного винта, в народе его ещё называют пропеллером.

Чаще всего конструкция аэросаней трёхлыжная. Иногда бывает и четырёхлыжная, тогда на них можно передвигаться не только по снегу, но и по водной поверхности.

Представьте себе, как вы мчитесь по снежной равнине быстрее ветра, за вами поднимаются вихри снега - всё это возможно и реально, если у вас будут аэросани. Это очень удобный, скоростной, а главное, простой вид транспорта. Любой, кто с техникой «на ты», сможет соорудить аэросани своими руками.

Рассмотрим, как сделать их самостоятельно. Материалом послужит дерево. Конструкция будет трёхлыжная. Продольную балку корпуса и поперечную, на которую навесим задние лыжи, сделаем из сосновых брусков. Возьмём бруски сечением 35 на 40 мм, крепиться они будут болтами. Обратим внимание на стыковочные узлы, там нужно установить металлические угольники, а также шайбы, обязательно большого диаметра, так как они будут предотвращать смятие дерева.

Там, где будет установлена поворотная стойка для передней лыжи, а также там, где крепятся двигатель и задние лыжи (подвеска лыж), нужно предусмотреть скобы, пластины из металла и угольники. Лыжи возьмём опять же деревянные. Корпус, точнее его переднюю часть, нужно закапотировать. На капот можно установить велосипедную фару, а по бокам - металлические подножки. Сиденье для водителя можно сделать из куска фанеры толщиной примерно миллиметров 8. Сиденье должно упираться на две пружины, которые позаимствуем у седла для велосипеда. Важно обратить внимание на то, что бруски, крепящие двигатель, должны быть разной длины. Задний брусок длиннее, он будет служить оградой от воздушного винта.

На задних лыжах нужно сделать так называемые скобы-кабанчики, можно смастерить их из полосок стали размером 30 на 5 мм. Лыжи надо собрать с помощью трёх пластин фанеры, которые должны быть толщиной примерно 4 мм, крепиться они будут Фанеры по краям следует усилить брусками, лучше всего дубовыми. Подошвы лыж должны иметь продольные подрезы, также их необходимо оковать с помощью листового железа. Это нужно для того, чтобы при остановке аэросани не утопали в снегу. Управлять аэросанями будет передняя лыжа (её поворот).

У нас будет тросовая передача от рулевой колонки. Чтобы управлять двигателем, необходимо соорудить рычаги: рычаг газа и рычаг опережения зажигания. Проводку позаимствуем у мотоцикла, это будет или трос, или проволока, но обязательно в гибкой оболочке. Двигателем будет служить пускач ПД-10 от трактора, на нём установим цилиндр для воздушного охлаждения, тоже от мотоцикла, например от ИЖ-56. Над двигателем установим топливный бачок. Топливо будет подаваться самотёком. Вот и всё - перед вами аэросани самодельные. На них можно будет рассекать по заснеженным полям или просто по заснеженной местности. Главное, сделать всё на совесть, крепко и точно, чтобы ни в коем случае ваше транспортное средство не развалилось во время движения. Как видите, сделать аэросани своими руками можно, нужно только приложить усилия.

Аэросани – это уникальное транспортное средство, по проходимости по снегу этому виду транспорта нет равных. Поэтому, они считаются незаменимым помощником для любого рыболова. С точки зрения конструкции, это транспортное средство с полозьями для движения по снегу, а передвигается оно с помощью авиационного пропеллера, который вращает бензиновый двигатель.

Сани способны развивать скорость до 150 км/час, что является неоспоримым преимуществом перед снегоходами. При наличии кабины и мягкой подвески, аэросани могут оказаться наиболее комфортным транспортным средством после автомобиля. Но автомобиль по непроходимым просторам, засыпанным снегом, не поедет.

На первый взгляд, все очень сложно, но если вникнуть, то никаких сложностей нет, и аэросани реально сделать самому из подручных средств, не затрачивая огромных усилий.

Аэросани – это, по сути, бензопила, но при относительно не большой мощности удается развивать большую скорость. Например:

  • Обороты двигателя – 4700.
  • Мощность – 15 л.с.
  • Максимальное усилие пропеллера – 62 кг.
  • Диаметр винта – 1300 мм.
  • Наибольшее число оборотов винта – 2300.
  • Передаточное число редуктора – 1,85.
  • Площадь полозьев – 0,68 м квадратных.
  • Вместительность бака для топливного – 40-50 л.
  • Наибольшая скорость – 40-50 км/час.
  • Наибольшая скорость по твердому снегу – 50-70 км/час.
  • Наибольшая скорость по снегу, на просторах – 70-80 км/час.
  • Наибольшая скорость по снежному насту – 100-110 км/час.
  • Максимальный вес (без водителя) – 90,7 кг.
  • Максимальный вес с грузом – 183 кг.

Грузоподъемность – это полный вес транспортного средства с пассажирами и амуницией. В аэросанях могут находиться до 5-ти человек. Поэтому, в полном снаряжении вес транспортного средства может достигать 300 кг.

Другими словами, аэросани – это довольно вместительный вид транспорта, позволяющий перевозить людей и грузы на значительные расстояния в условиях тотальной заснеженности. Они так же могут оказаться не заменимыми в условиях рыбалки или охоты.

Дальность передвижения

Если на транспортном средстве установлен не мощный двигатель, то одного бака, емкостью в 40 литров хватает, чтобы проехать до 300 км.

Запас топлива

Как правило, устанавливается стандартный бак на 40-50 литров. Кроме этого, в дорогу нужно взять емкость с топливом, объемом в 20 литров. Этого топлива вполне достаточно, чтобы преодолеть значительное расстояние без дозаправки. В любом случае, нужно правильно рассчитывать запас топлива, так как в заснеженной глуши, вряд ли удастся дозаправиться.

По обычному укатанному снегу аэросани можно разогнать до 50-ти км/час, а по нетронутому, давно лежащему снегу – до 80-ти км/час. Наличие твердого наста позволяет разогнать конструкцию до 110 км/час. При подобной скорости появляется опасность опрокидывания, поскольку устойчивость аэросаней снижается.

Конструкция тормозов и пуска двигателя

Поскольку аэросани являются эксклюзивным видом транспорта, то система тормозов имеет далеко не классическую конструкцию. Конструкция тормозов напоминает своеобразные скребки, которые монтируются на концах задних лыж. Приводятся они в действие с помощью тросов, идущих от педали тормоза. При нажатии на педали, скребки опускаются вниз, чем и замедляют ход аэросаней.

Аэросани для рыбаков зимой, настолько полезные, как и лодка летом, хотя на плавсредстве летом далеко не заедешь. И, тем не менее, на аэросанях можно смело добраться до центра любого водоема, при наличии прочного льда. Хотя, если сравнить с автомобилем, то на аэросанях можно добраться и по глубокому снегу, чего не сделаешь на автомобиле. К тому же, толщина льда требуется несколько меньше, поскольку аэросани значительно легче.

Как сделать аэросани своими руками

Как показывает практика, изготовить аэросани не так уж и сложно, хотя придется запастись временем, инструментом, материалами для работы и чертежами. При этом, необходимо соблюдать точность в изготовлении, поскольку здесь законы физики и аэродинамики выдвигаются на передний план. От подобных знаний будет зависеть качественная работа всех агрегатов, а значит – долговечность транспортного средства.

Начинают изготавливать аэросани с изготовления корпуса, который состоит из каркаса и обшивки. Чтобы каркас имел значительную прочность, в конструкции предусмотрено два лонжерона. Они имеют следующие размеры: 35х35х2350 мм. Кроме них, в конструкцию введены силовые стрингеры в количестве 5-ти штук, размерами 20х12х2100 мм. Плюс ко всему, корпус располагает передним отсеком и отсеком сзади, где должен расположиться двигатель. Корпус должен иметь аэродинамические формы, поэтому он имеет сужение в передней части.

Весь корпус, на всем протяжении усилен четырьмя шпангоутами, расположенными на равном расстоянии один от другого. Они выполнены сплошными из фанеры, толщиной 10 мм. Шпангоуты, для большей надежности, особенно широкие, имеют поперечное усиление специальными балками.

В первую очередь монтируется нижняя рама, на которую устанавливаются шпангоуты. Здесь же монтируются распорки, которые крепятся к шпангоутам уголками. После этого, закрепляются стрингеры. Каркас клеится казеиновым клеем. Места стыков фиксируются с помощью марли, после чего, эти места обильно пропитываются клеем. Возможен и другой вариант: сначала бинт пропитывается клеем, а потом им обматывают точки соединений.

Корпус обшивается листами фанеры, а поверх монтируется обшивка из дюралюминия. Сидение для водителя может быть сделано так же из фанеры или установлено заводское пластиковое. В задней части, за сидением, располагается место для багажа, где могут храниться инструменты, запасные части, емкость с бензином, а также личные вещи рыболова.

Винтомоторная установка требует более серьезного подхода, нежели сборка кабины и корпуса. Для вращения винта большей частью берут двигатель от мотоцикла ИЖ-56. Вал винта монтируется на подшипник, который располагается на каркасе.

Двигатель крепится на деревянной плите, с помощью двух кронштейнов и четырех подкосов. Плита имеет размеры 385х215х40 мм. Плиту желательно обшить с двух сторон фанерой, толщиной 5 мм. К лапкам подкосов крепятся дюралюминиевые уголки.

Чтобы можно было регулировать клиноременную передачу на винт, между швеллерами и плитой предусмотрена пластина из фанеры или текстолита. Охлаждение двигателя осуществляется вентилятором, который установлен на картере посредством кронштейна.

Монтаж ходовой части – это продолжение 2-х предыдущих этапов. В качестве лыж служит фанера, толщиной 10 мм. Для усиления их применяется более толстый брус, а верхняя часть лыжи обшивается нержавейкой. Весь механизм лыжи крепится к корпусу при помощи винтов М6.

Конструкция лыжи состоит, так же из подреза, который сделан из трубы, диаметром 8 мм. На концах труба сплюснута. Труба крепится в средней части крепления под «кабанчиком». Подрезы позволяют аэросаням сохранять устойчивость на поворотах.

Передняя часть лыж изгибается. Для этого, лыжа помещается в кипяток (только та часть, которую нужно изогнуть) и изгибается с помощью приспособления (стапеля). Чтобы передняя часть лыжи сохранила форму, устанавливается пластина из металла. Рессора лыжи сделана из дерева и имеет три части.

Из березы делается нижняя часть, которая имеет размеры 25х130х1400 мм. К ней крепится полуось. Верхняя и средняя часть – сосновые. Вместе они соединяются болтами М8 и листами дюралюминия. В передней части лыжи предусмотрен специальный амортизатор, который не дает возможности лыже зарываться в снег при движении. Сделан он из резинового жгута. Задняя часть аэросаней и так тяжелее, а вместе со жгутом лыжа всегда направлена вверх.

Ускорение движения аэросаней осуществляется за счет нажима на соответствующие педали, а изменение направления движения – посредством рулевой колонки.

Чтобы не было никаких проблем с работой аэросаней, лучше взять готовый пропеллер, так как самостоятельно его изготовить весьма трудно, тем более, с первого раза.

Любое транспортное средство должно иметь несколько обязательных приборов, таких, как спидометр, тахометр, амперметр и замок зажигания. Не помешает и указатель уровня топлива. Все основные приборы устанавливаются на передней панели, изготовленной из текстолита.

Можно установить какие-то дополнительные приборы, но только, если имеется, хоть какой-то смысл. Ну, например, GPS-навигатор, который может понадобиться, если путь длинный и незнакомые места.

В кабине так же должен находиться рычаг воздушной и дроссельной заслонки карбюратора. С левой стороны кабины желательно установить зеркало заднего вида, а сверху кабины – козырек.

Подобная конструкция намного проще, чем вышеописанная конструкция. В качестве двигателя здесь используется мотор от бензопилы. Несмотря на свою простоту, на подобных аэросанях вряд — ли кто-нибудь решится поехать на рыбалку.

Для передвижения на серьезные расстояния необходим мотор, мощностью около 12-ти л.с., а мощность мотора от бензопилы – всего лишь 4 л.с. Принцип монтажа такой же, как и в первом случае.

Если водоем расположен не далеко, всего в нескольких километрах, то можно проехать на рыбалку и на таких аэросанях, обустроив их местом для перемещения рыболовных принадлежностей.

Такая конструкция, как аэросани, требует особого внимания, так как имеется вращающая деталь, которая несет в себе потенциальную опасность для окружающих. Этой деталью является вращающийся винт или, как его называют, пропеллер. Чтобы в область его вращения не попал человек и не получил травму, его необходимо спрятать в специальный кожух. Кроме того, что этот кожух защитит окружающих, он защитит и сам винт от инородных предметов, которые просто его могут сломать.

В процессе работы следует строго соблюдать все размеры, данные на чертежах. Самостоятельное изготовление требует большой внимательности: необходимо проконтролировать каждое болтовое соединение, особенно на лыжах, так как они испытывают основную нагрузку.

В процессе эксплуатации следует регулярно проверять места крепления, а также сам пропеллер на дефекты. Кроме этого, следует обращать внимание на нормальную работу двигателя, на наличие горючего и уровня масла. Только так можно рассчитывать на безотказную работу самодельного устройства, тем более, если оно рассчитано на длительную эксплуатацию.

Аэросани способны облегчить жизнь рыбака и весьма существенно, особенно в заснеженных районах. Это единственное транспортное средство, не считая снегохода, на котором можно без проблем перемещаться в таких условиях на дальние расстояния.

Аэросани самодельные не способны преодолевать местность с крутыми подъемами. В этом состоит их конструктивная особенность. Все дело в том, что в качестве движителя установки выступает воздушный винт, иногда его еще называют пропеллером. Если вы решили самостоятельно изготовить аэросани, то можете использовать систему из трех лыж. Некоторые умельцы используют 4 лыжи, можно применить при проведении работ и несущий корпус. Последняя разновидность аэросаней предполагает возможность передвижения конструкции не только по снегу, но и по воде.

Аэросани самодельные могут иметь всевозможные разновидности конструкций. Система может быть одноместной, тогда предстоит использовать три лыжи. При изготовлении будет применяться балка корпуса, а также поперечная балка, предназначенная для монтажа задних лыж. Помимо прочего, нужно будет использовать подмоторную раму. Комплект брусков, применяемых в работе, должен иметь сечение, равное 35x40 мм. Фиксация элементов будет осуществляться на болтах М6. В месте стыковочных узлов нужно будет монтировать стальные уголки, а также шайбы значительного диаметра, они будут исполнять роль фиксатора, который предотвратит деформацию древесины.

Составляющие конструкции

Аэросани самодельные в области монтажа поворотной стойки спереди расположенной лыжи предполагают наличие стальной пластины, скоб, а также угольников. Лыжи должны быть выполнены из древесины. Передняя область корпуса закрывается элементом, который станет выполнять роль капота. На его боковинах располагаются стальные скобы. На верхней части капота будет вмонтирована велосипедная фара. Сиденье для водителя можно изготовить из фанеры, необходимо взять полотно, толщина которого равна 8 мм. Передней частью этот элемент будет опираться на две пружины, позаимствованные от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых монтируется мотор, обладают разной длиной. Задний брусок будет длинным, он крепится трубчатыми стойками и исполняет роль ограждения воздушного винта. На его концах нужно закрепить выгнутые по радиусу пропеллера пластины. Последние в процессе работы нужно будет покрасить в красный цвет. Задние лыжи обладают скобами-кабанчиками. Их можно изготовить из полосовой стали, из которой предварительно вырезается заготовка с размером 5x30 мм.

Аэросани самодельные будут иметь в составе, как уже было сказано, скобы-кабанчики, с помощью которых лыжи монтируются на болтах М10 к уголкам. Последние сопрягаются с брусками поперечной балки.

Особенности изготовления лыж

Лыжи собираются с помощью казеинового клея. Предварительно необходимо подготовить три пластины, изготовленные из фанеры. Нужно использовать фанеру толщиной в 4 мм. По краям лыжи нужно усилить фасонными дубовыми досками. Подошвы лыж в нижней части должны быть укреплены листовой сталью. Помимо прочего, их нужно снабдить поперечными подрезами. Для того чтобы лыжи не врезались в снег при зависании, на них нужно монтировать оттягивающие тросы с пружинами.

Моторная часть

Самодельные аэросани управляют поворотом передней лыжи. От рулевой колонки идет тросовая передача. Для управления мотором конструкцию предстоит снабдить рычагами газа, кроме того, будет нужно опережение зажигания. Проводку можно позаимствовать у мотоцикла. Мотором будет выступать тракторный пускач ПД-10. На пускаче нужно установить цилиндр воздушного охлаждения, который можно взять от мотоцикла ИЖ-56. Что касается топливного бака, его следует расположить под мотором. Топливная подача будет осуществляться самотеком.

Альтернативный вариант изготовление аэросаней

Самодельные аэросани можно изготовить и по другой технологии. Как и в первом случае, они будут одноместными, но снабдить их предстоит четырьмя лыжами. При этом следует придерживаться главного принципа, который выражен в применении как можно меньшего числа дефицитных материалов. Это значительно удешевит конструкцию и сделает ее максимально простой. При этом рекомендуется обратить внимание на снижение веса. Несмотря на то что данная конструкция будет обладать четырьмя лыжами, а не тремя, как в предыдущем варианте, она должна получиться легче.

Изготовление корпуса

Самодельные аэросани с маломощным двигателем изготавливаются в данном случае из брусков. Предстоит подготовить перед началом работ и еловые доски, которые должны иметь толщину, равную 16 мм. Лыжи нужно монтировать симметрично по отношению к двум поперечно расположенным доскам. Передние лыжи будут управляемыми. Они будут иметь в составе кронштейны. Крепление необходимо осуществлять болтом М10, который будет выступать осью. Очаг, отвечающий за управление, будет совмещен с вилкой. Метод сопряжения рычагов управления левой и правой лыжами, а также тросом управления будет жестким. Трос необходимо направить через ролики, оттуда он будет уходить на барабан рулевой колонки, где крепится болтом М6. Поперечная тяга обладает с обоих концов наконечниками, предназначенными для регулировки параллельности положения лыжи. Поворотная скоба в области оси на передней доске проходит сквозь бруски, которые имеют сечение 30x30 мм. Лыжи, расположенные сзади, крепятся посредством уголков и болтов М10.

Особенности изготовления лыж

Перед тем как сделать самодельные аэросани, необходимо изучить конструкцию лыж. Она должна быть коробчатой. Применяя оцинкованное железо, предназначенное для проведения кровельных работ, нужно изготовить ходовую подошву. Необходимо выбирать железо, толщина которого равна 1,2 мм. На подошве следует монтировать два подреза, которые нужно выполнить из металлического уголка, он должен иметь габариты, равные 8x20 мм. Каркасом лыжи они должны быть сопряжены с шурупами, которые имеют потайные головки. Зубчатый стальной скребок, который нужно установить на стальном деревянном рычаге, сопрягается с педалью тормоза. Если нажать на нее, рычаг будет опущен, а зубчатый скребок будет обеспечивать торможение конструкции, при этом он станет врезаться снег. В свое естественное положение тормоз будет возвращён пружиной.

Моторная часть

Самодельные аэросани, чертежи которых предстоит рассмотреть еще перед началом работ, должны быть выполнены с мотором, который аналогичен установленному на вышеописанной модели. Монтаж двигателя нужно производить цилиндром вниз. Используя полосовую сталь, нужно изготовить подмоторную стойку. Предварительно предстоит подготовить металлические элементы размером 8x30 см. Бензобак нужно монтировать над мотором, подача топлива будет производиться самотеком. Зажигание обеспечивается агрегатным магнето. Регулировка опережения зажигания производится методом поворота кронштейна магнето. Используя консервную банку, нужно изготовить воздухосборник, который следует расположить на карбюраторе. Входное отверстие этого элемента должно быть закрыто фильтром, который нужно собрать из стальной сетки. Последняя укладывается в 10 слоев. Эта манипуляция позволит исключить забрызгивание двигателя и попадание в него снега. Самодельные аэросани с двигателем "Лифан" позволят вам наслаждаться зимней охотой и рыбалкой.

В редакцию нашего журнала продолжают поступать многочисленные письма от самодеятельных конструкторов: интерес к подобному виду снегоходной техники среди самых разных возрастных категорий не ослабевает. Но характер писем нередко говорит о том, что многие строители начинают изготовлять аэросани, не очень четко представляя себе, что же они хотят построить, какой видят будущую машину, с чего нужно начинать работу. Естественно, из-за этого допускают досадные ошибки, а в итоге получают конструкцию без желаемых эксплуатационных и технических характеристик.

Многолетний опыт конструирования самых разнообразных машин показывает, что для успешного выполнения работы необходимо придерживаться строгой последовательности на всех ее этапах - от зарождения идеи до воплощения в металле.

Любители, самостоятельно строящие аэросани, как правило, допускают серьезную Ошибку, игнорируя один из первых обязательных моментов в процессе конструирования - разработку технического задания на создаваемую ими конструкцию.

Техническое задание (или технические требования) - отправной документ для всей дальнейшей работы: проведения расчетов, детальной разработки конструкции, последующего ее изготовления. В нем записывается то, что конструктор хотел бы получить от машины, агрегата, детали. То есть ставится конкретная конструкторская цель, которую надо достичь в процессе работы.

Следует подчеркнуть, что поставить правильно задачу, учитывая реальные возможности ее последующего решения, но без необходимых исходных данных, очень трудно. Однако сделать это можно, если предварительно изучить накопленный другими опыт, детально ознакомиться с ранее построенными, испытанными и показавшими хорошие результаты конструкциями.

Потребуется также определенный багаж теоретических знаний, особенно по эксплуатации машины и ее отдельных агрегатов - и без этого невозможно наметить точную программу действий.

Правильно составленные технические требования во многом определяют не только схему будущей машины, но и ее важнейшие элементы. Еще не выработаны форма и габариты, не обозначена конструкция отдельных узлов, а задание уже позволяет иметь все основные данные, которые потребуются при расчетах и проектировании.

Каждый конструктор индивидуален в своих творческих решениях. Поэтому создаваемые любителями аэросани - даже одного типа, аналогичные по назначению, мощности установленного двигателя, - могут быть различными как по техническим характеристикам, так и по решению общей схемы и отдельных узлов. Это во многом зависит еще и от ряда частных причин, которые определяются доступностью материалов и готовых узлов, производственными возможностями, наличием мастерской, станочного оборудования, необходимого инструмента и даже местными условиями эксплуатации.

В технических требованиях на аэросани любительской постройки обязательно должны быть записаны и предварительно решены следующие вопросы.

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

От четкого определения, для чего создается машина, зависит комплекс требований к ней: скажем, проходимость аэросаней по зимнему бездорожью, общая схема и многие другие характеристики. Если, например, сани будут служить для охоты, машина должна обладать высокой степенью проходимости.

Степень проходимости аэросаней, их ходовые характеристики определяются динамическим коэффициентом «качества», который находят по формуле:

где К - динамический коэффициент, Т - тяговое усилие воздушного винта в кгс, развиваемое им при работе на месте, то есть без поступательного движения аэросаней, Gx - ходовой вес аэросаней в кгс.

Величина коэффициента К для аэросаней любительском постройки колеблется в пределах 0,2-0,3. Но следует помнить, что чем больше эта величина, тем более проходимей в условиях зимнего бездорожья получится машина. Конструктор выбирает величину динамического коэффициента, ко следует стремиться, чтобы он был не менее 0,2. Приведенная формула К может быть использована и для определения Т и Gх.

Т = Gх· К; и Gx = T/K,

Эти величины для проведения предварительного расчета могут быть определены и следующим образом:

где N - мощность двигателя в л. с., 0,8 - коэффициент, обеспечивающий надежность и ресурс работы двигателя; Ту - удельная тяга воздушного винта в кгс, то есть развиваемое им усилие в кгс, приходящееся на одну л. с. мощности двигателя.

Удельная тяга Ту зависит от диаметра воздушного вита и мощности двигателя. Она определяется по нагрузке на ометаемую воздушным винтом площадь, уменьшаясь с увеличением этой нагрузки. При мощности двигателя до 12 л. с. - 4,5 кг/л. с., 20 л. с. - 4,0 кг/л. с., 50 л. с. - 3,5 кг/л. с., 100 л. с. - 3,0 кг/л. с., 260 л. с. - 2,6 кг/л. с.

Более точно тяговое усилие определяется по формуле:

T = (33,25·h·D·N) 2 /3

где 33,25 - коэффициент; h - КПД воздушного винта (для самодельных он колеблется в зависимости от правильности расчета и качества изготовления от 0,65 до 0,82, или от 65 до 82%); D - диаметр винта в метрах, и N - мощность двигателя.

Величина Gx может быть определена, исходя из того, что ходовой вес не должен превышать 12 ÷ 15 кгс на одну лошадиную силу мощности двигателя.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ АЭРОСАНЕЙ

В нее входит вес экипажа, пассажиров, перевозимого груза и запаса горючего.

Эта нагрузка дается для аэросаней с лыжами на подошве из обычной углеродистой стали, коэффициент трепня которой о снег принят за 100%. При использовании вместо стали материалов с более низким коэффициентом трения - латунь, полиэтилен низкого давления, фторопласт-4 - эта величина может быть увеличена. В этом случае G1x определяется из выражения

G 1 x = Gx·100/f,

где f - отношение коэффициента трения исходного материала к коэффициенту трения углеродистой стали.

Для материалов, применяемых на подошвах лыж, коэффициенты трения будут следующими: углеродистая сталь 1,0, или 100%, дерево (ясень) 0,97, арктилит 0,935, нержавеющая сталь 0,810, дюралюминии 0,790, полиэтилен 0,735, фторопласт 0,730, латунь 0,710.

ДАЛЬНОСТЬ ХОДА

Расстояние, которое аэросани должны преодолевать на имеющемся в баках запасе горючего и масла, без дозаправки в пути.

ЗАПАС ТОПЛИВА

Упомянутый выше запас горючего, в свою очередь, определяет необходимую емкость топливных баков (плюс 5% аварийного запаса).

СКОРОСТЬ АЭРОСАНЕЙ

В технических требованиях обычно записываются две величины скорости движения аэросаней: Vт - техническая, то есть скорость фактического движения по трассе, без учета времени, затрачиваемого на стоянки в пути. Vмакс - максимально возможная, то есть скорость, которую могут развивать аэросани при работе двигателя на максимальной мощности и при полной (расчетной) загрузке. Максимальная скорость определяется на мерной дистанции при движении по целинному снегу при температуре наружного воздуха от -5 до -20°, иначе говоря, при хорошем скольжении лыж по снегу. Мерная дистанция должна быть прямой, без препятствий из снежных застругов, торосов; длина ее - не менее 0,5 км.

РАДИУС ПОВОРОТА

Замеряется по внутреннему следу лыж аэросаней при скорости, обеспечивающей безопасность его выполнения, обычно 5 км/ч.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЙ ПОДЪЕМ

Указывается угод подъема, доступный для преодоления машиной с нормальной весовой нагрузкой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В этот раздел технического задания строитель аэросаней записывает то, что, по его мнению или на основании изучения предыдущего опыта, должно быть отражено в конструкции будущей машины. Сюда вносится ограничение размеров машины или, наоборот, увеличение длины кузова для перевозки каких-то габаритных грузов. Некоторые требования могут отражать и взгляд конструктора на желаемую схему машины или ее отдельные элементы - на основании изучения имеющегося опыта. Например, «аэросани должны быть выполнены по четырехлыжной схеме - как более устойчивой и имеющей меньшее сопротивление движению по сравнению с трехлыжной» и т. п.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Воздушный винт является одним из наиболее опасных (для окружающих) элементов конструкции. Высокие обороты делают описываемый им круг прозрачным, глаз человека не воспринимает его «плоскость». Поэтому совершенно необходимо:

ОГРАЖДЕНИЕ ВИНТА

Для предупреждения людей об опасности оно обычно окрашивается яркой красной краской.

СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ

Она чаще всего обеспечивается рычажно-штыревыми или скребковыми устройствами.

СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

Наиболее часто используемый большинством любителей запуск двигателя проворачиванием его за воздушный винт руками (при включенном зажигании) категорически воспрещается. Нужен стартер.

НАРУЖНОЕ СВЕТООСНАЩЕНИЕ

Зимой продолжительность светового дня очень невелика, а в северных широтах наступает полярная ночь, поэтому на аэросанях должны быть установлены фары, позволяющие водителю хорошо видеть дорогу.

КОМПОНОВОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ АЭРОСАНЕЙ

После составления технических требований можно приступить к следующему етапу работы - предварительному расчету и выполнению компоновочного чертежа аэросаней. Эти работы проводятся параллельно. При этом техническое задание будет ориентиром: оно уточнится в процессе расчетов.

Такой чертеж - основа проектирования будущей машины. На нем определяются размещение всех элементов конструкции, места водителя и пассажиров, намечаются общие контуры корпуса, расположение дверок, окон, люков, проводится увязка всех основных размеров.

Многие любители технического творчества, стремясь ускорить работу, опускают такой важный этап, как изготовление чертежей машины.

Это ошибочная практика. Опыт показывает, что время, затраченное на выполнение чертежей, отработку на них деталей и размеров, сторицей окупается благодаря сокращению затрат на увязку и подгонку деталей во время постройки, не говоря уже о том, что нерадивые конструкторы больше теряют из-за вынужденной переделки отдельных деталей.

Компоновочный чертеж выполняется в трех проекциях в масштабе не менее 1:5 при необходимости с дополнительными сечениями, разрезами а выносками отдельных узлов.

В процессе компоновки следует также обращать внимание на требования техники безопасности. Основные из них следующие.

На аэросанях открытого типа расстояние от спины водителя до плоскости вращения воздушного винта должно быть не менее 0,8 м.

Размещенные за спиной водителя вращающиеся приводы - шкивы, цепи, ремни - необходимо прикрыть предохранительными щитками.

В корпусе закрытого типа важно обеспечить надежное крепление и удобство пользования дверцами и люками. Не последнее место в этих требованиях занимает и необходимость в хорошем обзоре дороги с места водителя: угол зрения через лобовое стекло должен обеспечивать видимость уже с 5 м от носков передних лыж.

Ветровое стекло полезно защитить от обмерзания - например, установкой двойных стекол, а также снабдить стеклоочистителями.

Топливные баки и аккумуляторные батареи обязательно отделяются от кабины герметичной перегородкой.

Обогревать кабину следует за счет автономных отопителей: нельзя для этих целей прокладывать выхлопные трубы по корпусу.

Воздушный винт по ширине машины не должен выступать за внешние кромки лыж; расстояние от конца лопасти до днища корпуса не менее 50 мм, а до подошв лыж - не менее 250 мм. Концы задних лыж не должны попадать в плоскость вращения винта.

А какая предпочтительна наружная окраска аэросаней? Любая, но обязательно яркая, хорошо различимая на снегу с большого расстояния.

Прокрутка вверх

Что такое аэросани? Это незаменимый помощник в передвижении по заснеженным лесам, полям и другим местностям. С технической точки зрения, это автоматическое транспортное средство, которое вместо колес имеет полозья, а двигается за счет классического мотора внутреннего сгорания и пропеллера.

На таких санях развивают скорость до 140 км/час. Скорость – главное преимущество аэросаней перед снегоходами. А если оснастить еще кабиной и усовершенствовать подвеску, то комфортней передвижения по глубокому снегу не найти. Конструкция настолько простая, что смастерить самостоятельно из подручных средств не составляет труда.

Технические характеристики аэросаней

По техническим свойствам аэросани мало отличаются бензопилы. Однако при малой тяге удается развить высокую скорость.

  • 4700 об/мин мощность двигателя;
  • 15 л.с.;
  • 62 кг — максимальная сила тяги винта;
  • диаметр винта 1300 мм;
  • 2300 — максимальное число оборотов винта в минуту;
  • 1,85 — передаточное отношение редуктора;
  • 0,68 кв.м. – площадь скользящей поверхности полозьев (лыжи);
  • 40-50 л. — объем топливного бака;
  • 40-50 км/час – максимальная скорость;
  • 50-70 км/час — максимальная скорость по укатанному снегу;
  • 75-80 км/час — максимальная скорость по снежной целине;
  • 100-110 км/час – максимальная скорость по насту;
  • 90,7 кг – вес без водителя (сухой вес);
  • 183 кг – полный снаряженный вес.

Грузоподъемность

Под грузоподъемностью понимается вес водителя, пассажиров, грузов и дополнительного топлива. В аэросани на борт берут 1-5 пассажиров. Вес груза на борту достигает 300 кг.

Таким образом, аэросани становятся подспорьем при перемещении грузов и людей между отдаленными населенными пунктами в заснеженных районах. Так же они станут незаменимы во время охоты, чтобы оттащить тушу или добрать до нужного квадрата.

Дальность хода

Если на аэросанях установлен малолитражный двигатель, то на одном стандартном баке в 40л. При крейсерской скорости удается преодолеть до 300 км.

Запас топлива

Количество топлива в машине напрямую зависеть от объема топливного банка. В среднем это 40-50 литров. В соотношении веса и занимаемого объема это считается стандартом, который гармонично распределяет нагрузку.

Поэтому удается преодолевать длинные дистанции без дозаправки. Кроме того, на борт берется дополнительная канистра с топливом объемом до 20 л, и при израсходовании запаса в баке долить дополнительный и добраться до места назначения.

Скорость

По укатанному снегу скорость саней 40-50 км/час. При движении по глубокому снегу и целине 75-80 км/час. Наст позволяет разогнаться до 110 км/час. Однако на такой скорости передвигаться опасно, снижается устойчивость машины и появляется риск опрокидывания.

Как поймать больше рыбы?

За 13 лет занятия активной рыбалкой я нашел много способов, как улучшить клев. И вот самые эффективные:
  1. Активатор клева . Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов , входящих в состав и стимулирует ее аппетит . Жаль , что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу .
  2. Более чувствительные снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта .
  3. Приманки на основе феромонов .
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.

Система торможения и пуска двигателя

Тормоза на механизированных санях устанавливаются в виде скребка на задней лыже. При надавливании водителем на педаль тормоза с помощью тросовой системы скребки опускаются на землю и замедляют ход.

Пуск двигателя производится либо за счет раскручивания маховика с помощью троса, либо за счет системы зажигания через ключ.

Особенности аэросаней для рыбаков

Для рыбаков зимой аэросани это все равно, что лодка летом. На них не составляет труда добраться до центра водоема по льду, нагрузить улов и довезти к берегу. За счет легкости конструкции сани не представляют опасности при передвижении по льду (если это не начало или конец зимы, когда лед тонкий).

Как сделать аэросани

Изготовить аэросани самостоятельно не трудно. Однако для этого понадобится время, инструменты, заготовочные материалы и чертежи. Точный расчет и соблюдения требований, предъявляемых законами физики к машинам, передвигающимися по снегу и на винтовом приводе, зависит безопасность и долговечность агрегата.

Корпус

Изготовление аэросаней самостоятельно начинается с корпуса. Он состоит из каркаса и обшивки. Для нормальной прочности каркаса в нем предусмотрены два лонжерона. Стандартные размеры для них 35х35х2350 мм. Конструкцию укрепляют силовыми стрингерами размером 25х16х2850 мм и пятью поддерживающими стрингерами (20х12х2100мм). Так же в корпусе есть передняя часть и отсек для двигателя на задней части. Для обтекаемости кузова к переду кабина сужена.

На протяжении всего корпуса с равной удаленностью друг от друга установлены 4 шпангоута (круговые балки). Они монолитные и сделаны из фанеры толщиной 10 мм. Самые широкие шпангоуты для надежности и устойчивости конструкции усилены поперечными балками в распорку на верхней части.

Сначала устанавливается нижняя рама, на которую монтируются шпангоуты. В них устанавливаются распорки, прикрепляемые к шпангоутам уголками. Затем прикрепляются стрингеры. Каркас склеивается казеиновым клеем. Места стыков обматываются марлей и пропитываются клеем (либо уже пропитанного клеем бинтом).

Корпусные борта обшиваются листами из фанеры. Поверх устанавливает обшивка из дюралюминия. Внутри кабины монтируется сидение для водителя из фанеры или устанавливается готовое пластиковое. Сзади водительского места расположено багажное отделение. В нем хранятся инструменты, расходные запчасти, дополнительная канистра с топливом и личные вещи водителя.

Винтомоторная установка

Монтаж винтомоторной установки – процесс сложнее сборки кабины. Для привода винта чаще применяют мотоциклетный двигатель, например, ИЖ-56. На каркасе устанавливается подшипник, в который затем помещается вал винта.

С помощью двух кронштейнов двигатель прикрепляется за счет четырёх подкосов к деревянной плите размером 385х215х40 мм. Плита с двух сторон обшивается листами фанеры толщиной 5 мм. Лапки подкосов укрепляются дюралюминиевыми уголками.

Для последующей регулировки натяжения клиновидного ремня между швеллерами и несущей плитой помещается пластина из фанеры или текстолита. Двигатель охлаждается за счет вентилятора, который размещается на картере за счет кронштейна.

Ходовая часть

Третьим этап сборки самоделки — монтаж ходовой части. Для изготовления лыж используется фанера толщиной 10 мм. Для усиления применяется березовый брус, а сверху лыжа покрывается листовым металлом из нержавеющей стали. Крепежный механизм лыжи к корпусу, называемый «кабанчиком», прикрепляется болтами М6.

На лыже предусмотрен подрез из стальной трубки диаметром 8 мм. Концы трубки сплюснуты. Они крепятся посередине под кабанчиком. Функция подрезов заключается в сохранении устойчивости машины при поворотах.

Передняя часть лыжи изогнутая. Чтобы изогнуть фанеру, она нагревается в кипятке и с помощью стапеля придается форма. Для сохранения устанавливается металлическая пластина. Рессора лыжи выполнена из дерева и состоит из трех частей.

Нижняя часть готовится из березы, имеет размеры 25х130х1400 мм и к ней прикрепляется полуось. Средняя и верхняя части выполнены из сосны. Вместе они стянуты дюралюминиевым листом и болтами М8. На передней лыже предусмотрен своеобразный амортизатор, который предотвращает зарывание в снег при движении.

Он представляет собой резиновый жгут. За счет того, что задняя часть машины тяжелее, в совокупности со жгутом лыжа не проваливается в снег и остается носом чуть выше горизонтальной оси.

Ускорение и торможение аэросаней происходит за счет надавливания на соответствующие педали, а поворачиваемость обеспечивается рулем.

Для упрощения сборки конструкции пропеллер лучше приложить готовый. Самостоятельное изготовление дело трудное и получается не у каждого.

Оборудование самодельных аэросаней

Сани на винтовом ходу оборудуют разнообразными приборами. Однако на переднюю панель, выполненную из листа текстолита, обычно устанавливают показатель уровня топлива, тахометр, спидометр, замок зажигания и амперметр.

Поставить можно еще множество приборов, однако целесообразность неоправданна. Внутри кабины расположен рычаг воздушной и дроссельной заслонки карбюратора. С левой стороны устанавливается зеркало, а на верхней части кабины внутри козырек.

Аэросани с двигателем из бензопилы