Необходимость замены фильтра в акпп. Фильтр акпп: когда нужно менять-виды фильтров и их особенности. Можно ли вылечить "больной" автомат, заменив масло и фильтр

Является сложным агрегатом, который сочетает в себе большое количество электронных, механических и гидравлических устройств. При этом в коробке автомат значительную роль играет трансмиссионная жидкость (масло) ATF.

Что касается ресурса, в зависимости от типа коробки, а также соблюдения ряда условий во время эксплуатации и своевременного обслуживания АКПП напрямую зависит общий срок службы агрегата. При этом под обслуживанием следует понимать не только замену масла в коробке автомат, но и вовремя замененный фильтр в АКПП.

Читайте в этой статье

Для чего нужно менять фильтр в автоматической коробке передач

Итак, большинство автовладельцев знают, что масла и технические жидкости в автомобиле нужно менять. При этом фильтрующие элементы можно встретить не только в двигателе, но и в коробке передач, а также в ГУР и других агрегатах. Однако на практике водители часто ограничиваются только регулярной , при этом даже во время замены масла в АКПП многие предпочитают не менять фильтрующий элемент.

Сразу отметим, такой подход никак нельзя назвать правильным. В АКПП, как и в двигателе, масляный фильтр коробки автомат предназначен для того, чтобы отложения, продукты износа, металлическая стружка и прочие загрязнения не попадали в коробку передач в целях предотвращения ускоренного износа и поломок.

При этом сама жидкость должна свободно проходить через фильтр, который одновременно с фильтрацией обеспечивает необходимую пропускную способность. Однако в процессе эксплуатации автомобиля указанный фильтр АКПП постепенно загрязняется, в результате жидкость ATF может не проходить через забитый фильтрующий элемент в полном объеме и под нужным давлением.

Вполне очевидно, что даже своевременная замена масла в коробке автомат (как частичная, так и полная) без замены масляного фильтра не решает проблему. Более того, в плане износа АКПП, езда на свежем масле, но с забитым фильтром, не сильно отличается от эксплуатации авто с ATF, которая прошла около 40-50 тыс. км.

Фильтр коробки автомат: когда менять и какие существуют фильтры АКПП

Существует несколько типов фильтров для коробки передач, которые устанавливаются на разные виды АКПП. Они отличаются по способу крепления, по площади фильтрации, могут иметь разный фильтрующий материал в своей основе.

Если коротко, все фильтры АКПП можно разделить на:

  • наружный фильтр;
  • внутренний фильтр;

Первый тип устанавливается снаружи АКПП и используется на старых автоматах. Указанный фильтр (магистральный фильтр АКП) напоминает масляный фильтр . Заменить такой фильтр просто, так как достаточно открутить старый и установить новый.

К минусам следует отнести малую площадь фильтрации, склонность к быстрому загрязнению и закономерному снижению давления жидкости ATF в АКПП. Результат — преждевременный выход из строя автоматической коробки передач в том случае, если замена фильтра выполнялась несвоевременно.

С учетом таких недостатков производители начали ставить фильтры внутри АКПП. Такие фильтры имеют многие современные автоматические трансмиссии. Площадь фильтрации в этом случае намного больше, чем у наружных аналогов, срок службы также заметно увеличен. Зачастую именно для таких фильтров ресурс составляет, в среднем, около 60 тыс. км., что позволяет менять их одновременно с маслом в коробке передач.

К недостаткам следует отнести большую стоимость самого фильтра по сравнению с наружным типом, а также необходимость снимать поддон АКПП, что обычно также требует замены прокладки поддона коробки автомат и других дополнительных работ.

Еще отметим, что некоторые авто могут иметь сразу два фильтра, то есть наружный и внутренний. При этом часто менять нужно только наружный элемент. С одной стороны, такой подход позволяет добиться лучшей фильтрации масла АКПП, однако повышается риск снижения давления масла в том случае, если оба фильтра окажутся забитыми при несвоевременном обслуживании.

  • Еще фильтры в АКПП могут иметь разный фильтрующий материал. Не вдаваясь в подробности, условно их можно разделить на металлические сетчатые и бумажные. Старые АКПП в качестве фильтрующего элемента обычно получали сетку из металла. Такой фильтр отличается долговечностью, так как его не обязательно нужно сразу менять (как минимум, через 1 замену масла). Зачастую, если отработавшее масло в коробке не грязное, достаточно снять сетчатый металлический фильтр АКПП и хорошо промыть.

При этом данное решение неплохо улавливает отложения, грязь и стружку средних размеров, однако мелкие загрязнения все равно проникают в коробку передач, активно циркулируя вместе с маслом. По этой причине в АКПП с такими фильтрами само масло нужно менять чаще.

  • Чтобы увеличить срок службы АТФ и самой трансмиссии в качестве фильтрующего элемента в более современных АКПП используется бумага (фетровый фильтр). Данный материал способен задерживать не только крупные и средние загрязнения, но и мелкие. При этом ресурс такого фильтра меньше, а также фильтр нужно полностью менять, что неизбежно предполагает дополнительные расходы при замене масла в АКПП.

Когда нужно менять фильтр АКПП

Теперь перейдем к периодичности замены. Как правило, в мануалах и различных инструкциях по эксплуатации для современных авто производители не указывают, когда менять масло в коробке автомат и фильтр АКПП.

Зачастую данный агрегат официально считается необслуживаемым, однако на практике специалисты рекомендуют выполнять полную замену трансмиссионной жидкости ATF каждые 60 тыс. км. пробега. Параллельно должен быть заменен и масляный фильтр коробки автомат.

Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

  • Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
  • Станция технического обслуживания SPOT предлагает своим клиентам выгодные условия обслуживания. Так в цену замены масла в коробке автомат входит и замена фильтра, приобретенного отдельно.

    Мы делаем все для продления технического ресурса как обслуживаемых, так и необслуживаемых автоматических трансмиссий, при этом вы не затрачиваете на это лишних денег.

    Почему необходима замена фильтра при проведении ТО АКПП

    Замена масла в АКПП и фильтрующего элемента нужна автоматам старого и нового поколения, а также необслуживаемым моделям.

    Об износе технической жидкости в коробках, необходимости замены свидетельствуют такие признаки:

    • тугое переключение режимов;
    • рывки при переключении и разгоне;
    • запоздалая реакция на переключения;
    • пробуксовки или проскакивания при включении режимов.

    Проблемы возникают из-за попадания в масло фрикционных частиц, загрязнения, нагара, который неизбежно появляется в результате эксплуатации трансмиссии. Они забивают фильтр, из-за этого снижается давление ATF, что негативно сказывается на соленоидах и подвижных элементах коробки.

    Внимание!
    ATF - Automatic Transmission Fluid или жидкость для АКПП отличается красным цветом и жидкой консистенцией.

    Автоматические коробки передач оборудуются 3 типами системы фильтрации:

    • Фильтр размещается снаружи АКПП, что облегчает его замену. Но небольшой размер, как показывает практика, не обеспечивает нужную площадь фильтрации, в результате чего происходит быстрый износ фильтрующего элемента. Такая система используется на старых поколениях автоматов.
    • Фильтр размещается внутри трансмиссии - это увеличенная площадь фильтрации, которая осуществляется двухслойным фетром. Такая компоновка используется в 90% современных трансмиссий и даже частичная замена масла в АКПП требует замены фильтра.

    Частичная или полная замена масла в АКПП требует обязательной замены фильтра, так как его структура не подлежит восстановлению. Даже тщательная промывка не даст полного восстановления функциональных возможностей.

    Преимущества обслуживания автоматических трансмиссий на станции SPOT

    Наши специалисты решают технические задачи любой сложности, работают с необслуживаемыми трансмиссиями. Клиентам гарантируется деликатное отношение к автомобилям, узлам и агрегатам, а также:

    • оперативность проведения обслуживания;
    • выбор подходящего типа масла. При покупке его у нас, замена осуществляется бесплатно;
    • доступные цены на расходники и услуги;
    • честность;
    • комфорт.

    Звоните, приезжайте, мы обеспечим автоматической трансмиссии долголетие и отсутствие технических проблем.

    Частичное техническое обслуживание автоматической трансмиссии рекомендуется проводить каждые 30 000 км. Полную замену на 60 000 пробега. Такую информацию не найти в технической документации, так как современные автоматы рассчитаны на 120 000-150 000 пробега, что составляет гарантийный лимит. После его прохождения производителя не интересует, как будет работать трансмиссия.

    Поэтому, чтобы избежать серьезных поломок, следует менять масло и фильтр не реже, чем каждые 60 000 км. Это гарантирует долголетие, работу АКПП без сбоев.

    Постоянное очищение смазки, которая циркулирует по каналам корпуса коробки-автомат, играет исключительную роль в поддержании работоспособного состояния автоматической трансмиссии. Роль очистителя в подобных устройствах играет внешний фильтр, берущий на себя основной удар, который наносят посторонние частицы, присутствующие в масле. Сегодня мы расскажем, для чего нужен фильтр АКПП и какое строение он имеет в современном автомобиле.

    Назначение

    Фильтр АКПП, как и любой другой элемент-очиститель, предназначен для того, чтобы отсеивать посторонние частицы и обеспечивать максимальную чистоту того масла, которое циркулирует в корпусе коробки-автомат.

    Откуда вообще берутся подобные частицы и из чего они состоят? Ведь на первый взгляд кажется, что корпус коробки-автомат абсолютно герметичен и не допускает попадания каких-либо частиц и пыли извне.

    Тем не менее частицы периодически появляются, и это давно подтвержденный факт. Чтобы понять, откуда они берутся, стоит немного углубиться в механику процессов, протекающих в АКПП.

    Коробка-автомат, как и механическая трансмиссия, при езде постоянно находится в движении: с огромной скоростью вращаются фрикционы, шестеренки и другие активные элементы, которые обеспечивают равномерное передвижение машины.

    Из-за высокой скорости вращения и сильнейшего трения все детали постепенно истираются и приходят в негодность. Ко всему прочему, трансмиссия постоянно нагревается и достигает достаточно высоких температур.

    Конечно, по всему корпусу постоянно циркулирует смазка, находящаяся под давлением. Она не просто обеспечивает экстремальное снижение трения фрикционов друг об друга, главная задача смазки - предотвращение перегрева механизмов в результате их взаимодействия. Кроме того, для присутствует собственный картер, обтекаемый потоками встречного воздуха.

    Но как бы совершенна ни была система смазки «автомата», износа деталей избежать не удается. Со временем из-за трения от механизмов отпадают частицы металла и композитов, которые попросту отсеиваются в смазку и начинают в ней циркулировать. Такой эффект способен серьезно навредить коробке-автомат: засорение каналов способствует нечеткому переключению передач, банальному перегреву и выходу из строя дорогостоящего агрегата.

    С этой целью и вводится внешний фильтр: его задача - очищение масла от посторонних частиц и приведение агрегата в рабочее состояние.

    Строение

    Внешний фильтр и его строение очень похожи на те, что используются при проектировании обыкновенного фильтра в двигателе автомобиля. «Автомат», так же как и двигатель, постоянно работает с составляющими, которые трутся друг об друга и со временем образуют посторонние частицы металла.

    Фильтр встраивается в ту часть трансмиссии, которая содержит наибольшее количество смазки - ее картер - и работает до тех пор, пока количество частиц не станет критическим, и фильтр не засорится.

    Сам фильтр состоит из корпуса, который выполняется из алюминия или толстого пластика. Фильтрующая поверхность, содержащаяся внутри корпуса, выполняется из специальной бумаги, которая способна накапливать в себе все попадающие на нее загрязнения. Бумага складывается в форму гармошки, что позволяет автоматически увеличить фильтрующую поверхность и повысить эффективность работы фильтра.

    Корпус имеет два канала: входной и выходной. Попадая во входной канал, масло протекает через сложенную бумагу: здесь все посторонние частицы отсеиваются и откладываются на ее поверхности. На выходе получается масло, очищенное от многочисленных загрязнений и не способное причинить вред гидротрансформатору и фрикционам.

    Подводим итоги

    Внешний фильтр трансмиссии позволяет продлить ресурс этого дорогостоящего и сложного агрегата. Если производить регулярную диагностику и проверку состояния фильтрующего элемента, то срок службы АКПП многократно увеличится, и владельцу не придется растрачиваться на дорогостоящее обслуживание и ремонт.

    Автоматическая коробка передач, далее АКПП, устроена так, что, при замене масла, традиционными способами, слить масло из коробки полностью не получится. Дело в том, что в отличии от двигателя, где все масло находится в поддоне, и для того что бы его слить, достаточно отвернуть сливную пробку. В поддоне АКПП находится только часть масла (меньше половины), большая часть масла находится в гидротрансформаторе и многочисленных каналах и емкостях внутри АКПП. Таким образом получается, несливаемый остаток масла в АКПП превышает половину

    На данный момент существует два основных способа замены масла в АКПП:

    - частичная замена масла в АКПП
    - полная замена масла в АКПП

    Давайте подробнее рассмотрим оба способа или существующие варианты замены масла. Все эти варианты имеют право на жизнь, но результат получается несколько разный.

    Частичная замена масла в АКПП:

    Частичная замена тоже бывает разная. Давайте рассмотрим какие бывают варианты частичной замены:

    1) Частичная замена по принципу слил / залил.

    Это самый простой способ замены, самый дешевый и самый малоэффективный.
    - из коробки сливается масло, как правило это +/- четыре литра, а затем заливается такое же количество нового масла. При этом внутри коробки у Вас получается коктейль из старого и нового масла. Масляный фильтр при этом не меняется.

    2) Частичная замена слил / залил + замена масляного фильтра.

    Здесь все тоже самое как в частичной замене №1, только добавляется замена масляного фильтра. Данная замена сложнее и дороже, так как для замены фильтра требуется снимать поддон. При этом эффективность такой замены не сильно лучше первого варианта. В данном случае для замены требуется +/- 4 литра масла.

    3) Частичная замена в несколько приемов.

    При данной замене получается относительно хороший результат в плане замены масла.
    Основной минусы данной замены в том, что здесь не меняется масляный фильтр и требуется много времени и масла, примерно +/- 16 литров.

    Сливаем и заливаем масло в АКПП как в первом или во втором способе
    - далее заводим автомобиль и проезжаем некоторое расстояние
    - затем опять сливаем и заливаем масло
    - опять едем кататься
    - и так делаем до тех пор пока не начнет сливаться достаточно чистое масло
    - обычно для достижения хорошего результата требуется не менее трех - четырех подобных замен

    4) Частичная замена в несколько приемов + замена масляного фильтра

    Это самый полный и можно сказать правильный способ частичной замены масла. При данной замене получается самый хороший результат который можно достичь при частичной замене.
    Основной минусы данной замены такие же как в третьем способе, + сюда добавляется стоимость работ по замене фильтра и стоимость фильтр. Поэтому это получается самый дорогой из существующих способов замены масла.

    Сливаем и заливаем масло в АКПП несколько раз, пока масло не станет чистым как в третьем способе
    - затем меняем масляный фильтр

    Полная замена масла в АКПП:

    Полная замена масла в АКПП с помощью специальной установки позволяет получить более качественный результат. При этом нужно значительно меньше времени, масло меняется полностью за один раз, требуется меньше масла для замены.
    Полную замену масла в АКПП можно делать так же как и частичную с заменой масляного фильтра и без замены.

    Как работает установка для замены масла в АКПП?

    Установка подключается в разрыв магистрали охлаждения масла АКПП. Таким образом, масло циркулирует через установку. Далее, когда включается процесс замены, установка разрывает круг и, с одной стороны масло вытекает из АКПП, а с другой стороны, подается новое масло, в точно таком же количестве, сколько вытекает. Таким образом, в процессе замены АКПП работает, но, при этом, не замечает, что происходит замена масла, так как замена происходит с помощью штатного насоса который находится внутри АКПП. Задача установки отслеживать количества масла, которое вытекает и подавать точно такое же количество обратно.

    1) Полная замена масла без замены фильтра

    Подключается установка для замены масла в АКПП
    - запускается процесс замены

    Данная замена масла дает хороший результат по замене масла. Минус только один, остается старый фильтр. Такую замену хорошо использовать в случае, если Вы хотите чаще менять масло. В таком случае можно чередовать, один раз меняете масла с заменой фильтр, в другой раз меняете масло с заменой фильтра.
    При данной замене Вам потребуется порядка 10-12 литров масла.

    2) Полная замена масла в АКПП с заменой фильтра

    Такая замена масла дает самый превосходный результат. При этом, существует два способа такой замены масла:

    - Первый способ - назовем его эконом

    Сливаем старое масло из АКПП
    - снимаем поддон
    - меняем масляный фильтр

    - заливаем свежее масло
    - подключаем установку
    - производим замену масла

    - Второй способ - максимальный

    Подключаем установку
    - делаем замену масла в АКПП
    - сливаем масло
    - снимаем поддон
    - меняем масляный фильтр
    - промываем поддон и магнит, устанавливаем поддон
    - заливаем свежее масло

    На первый взгляд эконом вариант и максимальный кажутся одинаковыми, есть только разница в порядке действий. На самом такая разница в порядке действий позволяет сохранить новый фильтр максимально чистым.
    В эконом случае, сначала меняют фильтр, а потом прогоняют масло, таким образом, частично старое масло проходит через новый фильтр
    В максимальном варианте, сначала меняют масло, потом меняют фильтр. В этом случае, старое масло не проходит через новый фильтр и он остается максимально чистым.

    Казалось бы, при равенстве трудозатрат, логично выбрать максимальный способ замены. Но есть одно но, данный способ получается дороже, так как при таком способе замены, потребуется примерно на 4-ре литра масла больше. Учитывая не дешевую стоимость масла и, при этом, мизерно не существенную разницу в полученном конечном результате, получаем, что оптимально выбирать именно эконом полную замену масла.

    Автоматическая коробка переключения передач является одним из наиболее дорогостоящих элементов автомобиля. В зависимости от модели и правильности эксплуатации, ресурс агрегата может варьироваться в значительных пределах. Чаще всего, к моменту выхода из строя коробки передач, гарантия на машину подходит к концу, и водителю приходится за свой счет оплачивать ремонт АКПП. Чтобы отсрочить момент поломки трансмиссии, нужно регулярно менять ее расходные материалы: масло и фильтр. И если о многие водители знают, то про фильтр они чаще всего забывают.

    Зачем менять фильтр в АКПП

    Фильтрующие элементы установлены сразу в нескольких агрегатах автомобиля, в том числе в автоматической коробке передач. Задача данного фильтра не отличается от предназначения, например, масляного. Он необходим, чтобы в элементы трансмиссии не попадала грязь, металлическая стружка и другой «мусор», способный им навредить. При этом масло (жидкость) должна проходить без нареканий.

    С течением времени фильтр забивается мусором, который он задерживает, из-за чего уже не может пропускать под необходимым давлением жидкость ATF. Это приводит к тому, что масляный насос не может работать в прежнем режиме, то есть снижается давление масла. Данный фактор негативно сказывается на элементах АКПП, в том числе фрикционных дисках, соленоидах и других компонентах. По причине образовавшегося низкого давления, фрикционы не смогут нормально сжиматься и начнут «пробуксовывать», что отразится на их износе в негативную сторону, иначе говоря, он ускорится.

    Вовремя заменив фильтр в АКПП, можно избежать описанных выше проблем.

    Как часто менять фильтр в АКПП

    Практически никогда в инструкции по технической эксплуатации автомобиля производители не указывают рекомендованные сроки замены фильтра автоматической коробки передач. При этом выполнять такую работу необходимо, если есть желание максимально долго поддерживать трансмиссию в рабочем состоянии.

    Согласно рекомендациям мастеров, лучшим решением является замена фильтра в АКПП одновременно с заменой жидкости ATF. Для современных автомобилей рекомендованный срок замены жидкости составляет 60-70 тысяч километров пробега. В более старых автомобилях данный срок около 30-40 тысяч километров пробега.

    Важно: Некоторые современные автомобили оснащаются необслуживаемой трансмиссией, у которой отсутствует поддон с фильтром. Иначе говоря, чтобы в ней заменить фильтр, потребуется практически полностью разобрать коробку передач, и выполнять такую работу должны профессионалы. Чтобы фильтр в такой трансмиссии оставался чистым максимально долго, рекомендуется в два раза снизить пробег до полной замены жидкости в коробке передач. Иначе говоря, если в обычных современных автомобилях менять масло в АКПП нужно 1 раз на 60 тысяч километров, то в необслуживаемой трансмиссии 1 раз на 30 тысяч километров.

    Какие бывают фильтры АКПП

    Фильтры для автоматической коробки передач активно эволюционировали за последние несколько лет, вместе с самой трансмиссией. Разработчики стараются увеличить их ресурс, снизить стоимость и сделать более экологически чистыми.

    По типу крепления фильтры АКПП можно разделить следующим образом:


    Минусы такого решения очевидны – фильтр находится внутри коробки передач, и его замена вызывает трудности. В некоторых типах трансмиссий имеется поддон, скрутив который, можно заменить фильтр, в других его нет, и замена фильтрующего элемента не предполагается.

    Стоит отметить, что на малом количестве моделей автомобилей применялась «гибридная» технология фильтрации масла АКПП. Устанавливались два фильтра – внутренний и внешний, которые совместно фильтровали жидкость. Чаще всего, в таких трансмиссиях требовалось менять только внешний фильтр.

    Помимо разделения по типу крепления, фильтры в АКПП отличаются по материалу фильтрующего элемента:

    • Металл. В старых фильтрах часто фильтрующим элементом была мелкая металлическая сетка. Она задерживала различный мусор, но не весь. Мелкая грязь, сажа, гарь и другие микрокомпоненты проходили сквозь фильтрующий элемент и попадали в трансмиссию. Из-за этого менять масло нужно было как можно чаще, чтобы уменьшать количество вредных примесей в нем. При этом плюсом такого фильтра была долговечность, когда он забивался, его можно было снять, промыть и установить на место.
    • Бумага. Текущие фильтры в АКПП выполняются из бумаги, как, например, масляные фильтры двигателя. Такие фильтрующие элементы значительно лучше металлических вариантов удерживают мусор, в том числе и мелкий. Однако, их нельзя промыть при загрязнении, что предполагает затраты на покупку новых элементов.

    Своевременная замена фильтра в автоматической коробке передач позволяет увеличить ее срок службы на 30-50%.