Неисправности акпп: выявления и возможности устранения. Неисправность акпп: признаки, причины, устранение Основные поломки акпп причины

Продолжительная эксплуатация авто приводит к неисправностям в работе АКПП. В последние годы тенденция, когда АКПП ломались постоянно, пошла на спад. Производители предлагают все более усовершенствованные агрегаты. Так, современные коробки передач при правильных условиях эксплуатации начинают «барахлить», лишь когда счетчик пересекает отметку в 150 000 км пробега.

Но даже самый аккуратный и внимательный водитель может столкнуться с проблемой в работе трансмиссии. О том, какие неисправности характерны для работы АКПП, а также как их устранить, вы узнаете в этой статье.

Неисправности АКПП

Все неисправности автоматической трансмиссии условно можно разделить на:

  • проблемы в электронике;
  • проблемы в гидравлической и механической системах.

Так, в электрике может выйти из строя контроллер, возникают замыкания, ломаются датчики системы управления, отказываются работать исполнительные элементы.

Электронные сбои распознать довольно легко – датчики в миг сигнализируют водителю о том, что АКПП «не ладит» с электрикой. Более того, запускаются аварийные программы работы, которые поддерживают функционирование коробки передач.

Неисправности гидравлической и механической систем гораздо шире:

  • износ дисков муфт, тормозных лент;
  • проблемы в работе гидротрансформатора;
  • неисправность в работе масляного насоса, засорение каналов;
  • износ валов и шестеренок;
  • поломки гидравлического блока.

Типичные причины неисправности АКПП

Обычно неисправности АКПП выражаются как в полной невозможности переключить рычаг, так и в невозможности переключить его на определенную передачу. В этом случае не рекомендуется передвигаться на авто со сломанной трансмиссией самостоятельно. Лучше вызвать эвакуатор и приехать на СТО для устранения поломки.

Иногда диагностировать сбои в работе коробки передач можно при помощи датчика. Они сигнализируют о проблемах водителю: недостаточном уровне масла или проблемах с переключением скоростей.

ВАЖНО! Точно диагностировать все неисправности можно только при помощи полной компьютерной диагностики.

Среди основных причин неисправности АКПП выделяют выход из строя кулисы рычага, утечку масла, сбои в блоке управления, неисправность работы гидроблока. Познакомимся с каждым из видов поломок более подробно.

Выход и строя кулисы рычага

Чаще всего именно это выводит из строя возможность переключения рычага трансмиссии. В итоге авто вовсе перестает двигаться. Данная проблема встречается в АКПП старого типа. В большинстве случаев исправить поломку можно путем полной замены кулисы и рычага.

Утечка масла

Диагностировать поломку можно, увидев масляные подтеки, появившиеся из-под уплотнительных прокладок. Определить неполадку легко – достаточно регулярного визуального осмотра деталей на яме. Как правило, достаточно просто заменить резинку и проблема исчезнет.

Блок управления

В отдельных случаях отмечаются неполадки в блоке управления. К примеру, он может неправильно набирать обороты или блокировать работу коробки передач. Как правило, починить такую неисправность сложно, поэтому рекомендуется полностью заменить устройство.

ВАЖНО! каждый автомобилист должен иметь свое устройство для диагностики неполадок в АКПП.

Гидроблок

Здесь поломка напрямую связана с неграмотным вождением. Так, водители, которые едут в мороз, предварительно не прогревая авто, эксплуатируют трансмиссию настолько, что уже через пару лет она выходит из строя.

Гидротрансформатор

Устранить неисправность можно только путем капитального ремонта. Определить поломку можно, если слышна необычная вибрация, стук, а также страдает динамика авто.

Как избежать проблем

В первую очередь стоит понять, что любой сбой в работе трансмиссии может быть вызван как физическим износом агрегата, так и стать результатом неправильной эксплуатации автомобиля. Большинство водителей забывают о том, что нужно вовремя менять масло в АКПП. Это приводит к проблемам со смазочной жидкостью, которая в конечном итоге становится причиной перегрева устройства.

В результате подвижные элементы коробки быстро выходят из строя и требуют либо полной замены, либо проведения дорогого ремонта.

Предотвратить сбои в работе АКПП довольно легко – важно просто правильно ухаживать за транспортным средством и не нарушать условия его эксплуатации. Избежать многих поломок поможет простой прогрев авто перед поездкой в морозную погоду, использование масла высокого качества, отказ от агрессивной манеры вождения.

Сложность в устранении неполадок АКПП состоит в том, что многие проблемы можно диагностировать и исправить, только лишь полностью разобрав агрегат. Сделать это в домашних условиях практически невозможно. Поэтому придется ехать на СТО и платить немалые суммы за проведение диагностики.

Сами мастера автосервисов охотно делятся своими методами диагностики.

  • Определение поломки на слух. Как правило, сам автомобилист замечает, что АКПП начала звучать как-то иначе. Чаще всего, при неправильном «звучании» устройства требуется обычная замена масла и прочистка фильтров.
  • Определение поломки на тактильном уровне. Иногда может помочь обычная проверка электроцепи. Если неисправность более серьезная – специалист снимает поддон. Все эти манипуляции относятся к недорогой диагностике. Сегодня без демонтажа можно провести множество тестов: это и стол-тест, и снятие кодов неисправности и проверка давления на линии. Все эти действия сопровождаются доливом или полной заменой трансмиссионного масла.
  • «Разбор». Такие крайние меры необходимы, если не помогли две другие. Если виден аварийный режим агрегата, то тут важно разобрать трансмиссию на все детали. В большинстве случаев подобная разборка нужна авто, пробег которых превышает 200 000 км.

Автоматическая коробка передач – довольно требовательное устройство. Несколько правил, которые помогут «продлить жизнь» трансмиссии:

  • стартовать нужно плавно, без рывков;
  • не нажимать педали газа и тормоза одновременно;
  • не переключать рычаг в нейтральное положение при езде с горы;
  • включать заднюю передачу только после полной остановки авто;
  • проверять уровень масла каждые 10-15 тыс. км пробега;
  • менять масляной фильтр каждые 40-50 тыс. км пробега;
  • при эксплуатации авто в сложных условиях важно менять фильтр чаще – каждые 25 тыс. км пробега;
  • использовать только то масло, которое рекомендуется производителем, не допускать смешивания трансмиссионных масел разных видов.

Таблица признаков и причин неисправности

Признаки Причина
Авто буксует и не двигается вперед. Задняя скорость работает, как и прежде. 1. Заедание в одном из клапанов гидроблока.

2. Обрыв манжета муфты или ее износ.

3. Испорчены кольца муфты.

4. Износ фрикционных дисков.

Отсутствует задняя скорость. Отсутствует 3-я и 4-я скорость, при этом 1-я и 2-я скорость работают исправно.

2. Обрыв манжета муфты или ее износ

3. Испорчены масляные уплотнители, расположенные в кольце муфты.

Авто не движется ни вперед, ни назад. Невозможно активировать режим парковки, передача включается, но наблюдаются лишь рывки машины без движения. 1. Неправильная работа гидротрансформатора.

2. Нет достаточного количества трансмиссионной жидкости.
3. Масляной фильтр АКПП забит и требует срочной замены.

Движение возможно только на 3-ей скорости. 1. Испорчены фрикционные диски.

2. Износ колец муфты.

3. Заедание клапана гидроблока.

Система автоматически распознала неисправность и переключила авто в аварийный режим.

Авто едет нормально, но при подъеме на гору начинает буксовать. 1. Отсутствие масла или протекание масляной прокладки.

2. Пора менять фрикционы или муфту.

3. Из строя вышли соленоиды.

При нажатии на педаль газа скорость остается прежней. 1. Обрыв в проводке.

2. Датчик вышел из строя.

3. Не работает маслонасос.

4. Заедают клапаны.

При переключении на любую скорость появляется пробуксовка. 1. Фильтр трансмиссионного масла засорен;
2. Низкое качество расходного материала (масла), он требует замены.3. Не работает насос.
Авто не может ехать при прогреве до рабочей температуры, постоянно буксует. 1. Сломались фрикционные диски.

2. Износился гидротрансформатор.

Рабочая жидкость постоянно находится на низком уровне давления. 1. Забился гидроблок и соленоиды.

2. Низкий уровень смазки в системе.

3. Клапан сброса в насосе перестал правильно функционировать.

Обнаружена металлическая стружка в поддоне Испорчен скользящий подшипник.
Металлический скрежет при движении Износ подшипника дифференциала и шестеренок.
Гул АКПП (звук идет по нарастающей) Испорчен один из подшипников.
Удары при переключении рычага трансмиссии 1. Износ фрикционных дисков.

2. Засорение канальцев соленоидов и гидроблока.

3. Износ тормозной ленты.

Масло в агрегате вспенилось. Нехарактерный цвет смазки. Внутрь трансмиссии попала вода.
Пластмассовая стружка. 1. Испорчена пластмассовая втулка.

2. Поломка любого пластикового элемента.

При наборе скорости авто слегка буксует, но при наборе оборотов двигателя движется нормально. 1. Износ шлицев ступицы турбинного колеса в гидротрансформаторе.

2. Износ или разрыв поршневых манжетов.

Муфты при переключении пробуксовывают. 1. Засоренность мембраны фильтра.

2. Небольшой уровень масла.

3. Отсутствие должного магистрального давления.

4. Испорчена тормозная лента.

Гул в месте расположения дифференциала. 1. Износ шестерни дифференциала.

2. Увеличение зазора в одном из подшипников дифференциала, износ одного из них.

Диагностика АКПП своими руками сложна тем, что причиной одних и тех же симптомов может быть как ненадежный контакт в цепи электронного управления, так и неисправность, обнаружить которую можно только после полной разборки коробки передач. Рассмотрим методы самостоятельной диагностики, а также наиболее вероятные соответствия между симптомами и поломками АКПП.

В статье речь пойдет об автоматических коробках передач гидротрансформаторного типа, так как особенности поломок роботизированных КПП и вариаторов заслуживают отдельного рассмотрения.

Компьютерная диагностика АКПП

Если на вашем автомобиле установлена АКПП, работой которой управляет электронный блок управления (ЭБУ), то проверку следует начинать с компьютерной диагностики. На многих автомобилях полноценную диагностику можно провести только с помощью дилерских сканеров, заточенных под конкретную марку автомобилей. Зачастую только в памяти этих приборов имеются допуски параметров датчиковой аппаратуры, участвующей в работе АКПП. Сравнивание показаний в реальном времени помогает с большей точностью интерпретировать причину поломки. В большинстве автосервисов вам предложат провести диагностику мультимарочным сканером. Ввиду высокой стоимости, большого смысла в покупке мультимарочника для личного пользования нет.

Своими руками вы можете провести диагностику, используя специальный шнур для подключения к разъему OBD II и программное обеспечение, позволяющее прочитать ЭБУ двигателя и АКПП на вашем автомобиле. К примеру, для диагностики автомата на авто производства VAG-Group вам потребуется адаптер VAG-COM KKL и оригинальное либо взломанное ПО. Целью компьютерной диагностики АКПП является поиск кодов неисправностей, записывающихся в память ЭБУ при самодиагностике и обнаружении некорректной работы тех либо иных устройств. Проблем с поиском расшифровки кодов неисправности у вас возникнуть не должно.

Если по поисковому запросу по конкретной модели авто информацию найти не удается, ищите расшифровки по модели АКПП. Очень часто одни и те же автоматические коробки передач устанавливаются на автомобили совсем несвязанных между собой концернов.


Не спешите делать заключение

Коварство компьютерной диагностики в том, что ошибка может возникнуть не вследствие механического износа внутри КПП, а по причине плохого контакта либо окислов в разъемах электропроводки. Поэтому перед снятием и разборкой АКПП необходимо проверить жгут проводки и разъемы. Окислы, надламывание проводов вполне могут стать причиной пинков, задержек при переключении либо активации аварийного режима АКПП. Методы проверки проводки своими руками:

Случай из практики

Если вы хотите проверить АКПП своими руками, обязательно разберитесь в принципе работы автоматической коробки передач и связи ЭБУ АКПП с системами, задействованными в работе двигателя автомобиля. В качестве поучительного примера приведем случай с Volkswagen Passat B5 и АКПП 5HP19 от ZF. Признаки неисправности АКПП вполне типичны – рывки при переключении передач. После неудачной диагностики специалисты приговорили КПП к капитальному ремонту (замена пакетов фрикционов, ремонт «бублика», замена гидроблока), но результата дорогостоящий ремонт АКПП не дал. Как позже оказалось, проблема скрывалась в некорректных показаниях расходомера воздуха. Суть дела в том, что для обеспечения плавности хода 5HP19 необходимо понимать расчетную величину нагрузки на мотор. Показания ДМРВ и ДПДР часто используются АКПП для выбора корректного временного интервала между переключениями передач, поэтому неисправности датчиков могут влиять на работу коробки передач (https://www.youtube.com/watch?v=3JIsL5Euys0).

Состояние масла

Любая жидкость ATF имеет ресурс, прописывает производитель КПП. Особенно чувствительны к срокам замены современные АКПП, в которых для улучшения динамических характеристик и меньшего расхода топлива блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в АКПП старого образца. Это приводит к попаданию в масло большего количества фрикционной пыли, которая забивает каналы в гидроблоке, выступает в качестве абразива, повреждая рабочие поверхности соленоидов, клапанов.

Черное масло свидетельствует о том, что его долго не меняли. Горелый запах говорит о том, что происходит перегрев фрикционных элементов. Чрезмерно загрязненный фильтр приводит к падению давления масла, что на поведении автомобиля отображается толчками при переключении передач (чаще на холодную).

Основные неисправности и их симптомы

Симптомы / характерные особенности. Возможные причины поломки.
Из коробки доносится металлический стрекот при работе в режиме холостого хода. Чрезмерный износ фрикционных дисков, одного из барабанов либо гидротрансформатора.
Пинки, рывки при переключениях вследствие недостаточного давления масла в магистралях.
  1. Засорение каналов гидроблока продуктами износа фрикционных дисков.
  2. Низкий уровень масла.
  3. Наличие подсоса воздуха во всасывающем трубопроводе (часто при этом ).
  4. Подклинивание клапана сброса избыточного давления жидкости ATF.
  5. Износ сальников, уплотняющих втулок.
  6. Забит фильтр очистки масла.
  7. Износ масляного насоса.
Масло приобрело коричнево-белый цвет, изменило консистенцию. Наблюдаются пробуксовывания, толчки. Попадание внутрь АКПП воды.
Коробка автомат работает только на холодную. После прогрева начинается пробуксовывание (вплоть до полного обездвиживания автомобиля).
  1. Изношенные фрикционные диски пакетов или/либо фрикцион ГДТ.
  2. Потери давления жидкости ATF (после прогрева масло становиться жиже, поэтому маслонасосу тяжелее нагнать давление).
  3. Износ маслонасоса.
Потеря динамических характеристик автомобиля (именно вследствие пробуксовывания АКПП), запоздалое переключение передач. Выход из строя гидротрансформатора.
Толчки при смене передач.
  1. Износ пакетов фрикционов.
  2. Старое масло с большим количеством продуктов износа, препятствующее нормальной работе гидроблока.
  3. Износ элементов гидроблока.
  4. Износ либо неправильная регулировка тормозной ленты.
Машина начинает движение при переводе селектора в положение «N»
  1. Проблема в подклинивании сцепления (поршня) какой-либо из муфт.
  2. Сцепление фрикционных и стальных дисков вследствие долгой пробуксовки и высокой температуры.
При переключении селектора в положение D или R происходит ощутимый толчок, но автомобиль не движется.
  1. Проблема в работе гидротрансформатора.
  2. Слишком низкий уровень масла.
  3. Малое давление масла, причиной чего может стать износ маслонасоса, негерметичность магистралей либо забитый фильтр.
КПП никоим образом не реагирует на смену положения селектора.
  1. Неисправность ГДТ.
  2. Поломка мехатроника (гидроблока).
  3. Полностью забитый фильтр.
  4. Критически низкий уровень масла.
  5. Износ поршней, манжет пакетов.
  6. Неисправность ведущей шестерни маслонасоса.
  7. Чрезмерный износ пакетов фрикционов.
Постоянный вой, гул либо вибрации, усиливающиеся с набором скорости.
  1. Проблема с ГДТ.
  2. Износ сателлитов дифференциала.
Включается только 3-я скорость (возможно, периодически) В процессе самодиагностики системой управления была обнаружена неисправность. Для сохранения автоматической коробки передач ЭБУ переводит ее в аварийный режим.

С чего стоит начать

Правильная диагностика АКПП любого автомобиля начинается со сбора информации. Часто те либо иные модели коробок имеют характерные проблемы – «болезни», симптомы и решение которых хороши известны. Также не следует пренебрегать визуальным осмотром. Если конструкцией не предусмотрен щуп для проверки уровня масла, а в местах стыков АКПП с двигателем, в месте крепления поддона либо входа жгута проводки наблюдается большая течь, то вполне вероятно, что причиной толчков, пробуксовываний является недостаток жидкости АТФ или потеря давления в системе.

Если в процессе диагностики в электронной части проблем не было обнаружено, то дальнейшая дефектовка состояния гидроблока, фрикционов, ГДТ и ремонт АКПП возможны только после снятия и полного разбора коробки передач. Если у вас недостаточно слесарных навыков и теоретической подкованности, то ремонт АКПП руками специалиста будет всегда результативней.

Коробка-автомат – один из основных узлов транспортного средства, поломка которого может понести ощутимые потери для бюджета автомобилиста. Поэтому даже начинающий автомобилист должен разбираться в том, какие неисправности АКПП существуют и как их выявить. Подробнее об основных поломках этого агрегата, причинах и способах их устранения вы сможете узнать на нашем ресурсе.

[ Скрыть ]

Признаки проблем с АКПП


Не секрет, что в ходе эксплуатации транспортного средства на автоматическую трансмиссию возлагаются большие нагрузки, которые могут стать причиной поломки коробки передач. И хотя в последнее время автомобильные производители делают все, чтобы увеличить ресурс службы этих агрегатов, все равно «автомат» считается одним из самых уязвимых узлов. Что касается неисправностей и их признаков, то они могут быть самыми разнообразными. К примеру, при поломках в работе гидроблока во время переключения скоростей могут возникнуть толчки и рывки. Однако, толчки могут быть самыми разными, их существует много типов и все они говорят о разных поломках.

Особенно, если поломки прогрессируют, толчки и рывки могут изменяться. Если возникают подобные проблемы в эксплуатации узла, владелец транспортного средства должен как можно быстрее заняться поиском неисправностей или обратиться к специалистам. Также следует отметить, что неисправности автоматической коробки передач могут быть выражены в невозможности переключить ту или иную скорость. Либо же в полной блокировке передач. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то эксплуатировать свое транспортное ни в коем случае нельзя, иначе проблема может усилиться.

Иногда неисправности АКПП могут быть определены с помощью регуляторов и прочих датчиков, которыми оборудован агрегат.

Такие устройства позволяют автомобилисту определить и предупреждают его о:

  • недостаточном уровне трансмиссионной жидкости в системе;
  • недостаточном давлении рабочей смазки;
  • перегреве автоматической трансмиссии;
  • выходах из строя других датчиков;
  • проблемах с переключением режимов.

Собственно, то же самое может сделать и бортовой компьютер, выдав на панель управления сообщение водителю путем активации лампочки Check Engine. Однако следует отметить, что большая часть подобных сообщений о поломках трансмиссии носят неточный характер. Соответственно, определить точно неисправности АКПП позволит только полная компьютерная диагностика или разбор и переборка агрегата. Также следует отметить, что в некоторых отдельных случаях даже диагностика не поможет, в результате чего возникнет необходимость демонтажа трансмиссии.

Причины

Если признаки неисправности АКПП вам понятны, то перед тем, как разобрать способы их устранения, рассмотрим основные причины. Список основных причин поломок автоматических трансмиссий представлен ниже. Только исходя из причин можно определить, как дальше быть с автомобилем.


Кулиса рычага

Если вы являетесь владельцем автомобиля с АКПП старого типа, в которой селектор и трансмиссия связаны непосредственно механическим образом, то знайте, что кулиса рычага часто становится виной проблем. Кулиса селектора коробки передач иногда ломается, в результате чего изменение режимов становится невозможным. Как показывает практика, в большинстве случаев подобные поломки решаются путем замены рычага и кулисы.

Что касается признаков, то проблемы, связанные с кулисой, проявляются затруднением перемещения рычага АКПП. В итоге селектор может и вовсе перестать двигаться, соответственно, активация того или иного режима будет невозможной. В некоторых агрегатах работы по замене кулисы можно осуществить без снятия трансмиссии.

Утечка масла

Часто на практике неисправности АКПП вызваны утечкой трансмиссионной жидкости из системы, при этом протечка в основном наблюдается из-под уплотнительных резинок. Поэтому мы рекомендуем всем автомобилистам периодически производить визуальный осмотр агрегата на яме или эстакаде. Если вы заметили какие-либо признаки утечки, то это свидетельствует о необходимости срочного ремонта. Как правило, такие проблемы решаются быстро, их устранение не вызывает труда, поскольку оно решается путем замены резинок и замене рабочей жидкости.

Всегда визуально проверяйте состояние агрегата, это поможет выявить неисправность трансмиссии.

Блок управления

Иногда некорректная работа автоматической коробки передач может быть обусловлена проблемами в работе блока управления. В частности, этот блок может некорректно выбирать обороты для переключения режимов либо же он может и вовсе заблокировать работу агрегата. Как показывает практика, ремонт блока управления обычно мало помогает. Поэтому обычно подобные проблемы решаются исключительно заменой устройства, а также прилегающих к нему шлейфов.

Поломки гидроблока

Выход из строя гидроблока также является часто встречаемой проблемой. К примеру, при неправильной эксплуатации трансмиссии. Если автомобилист не прогревает авто в мороз перед выездом, а сразу же начинает двигаться, то гидроблок будет самым уязвимым узлом в этом случае. Подобные неисправности проявляются в виде ударов, толчков или вибраций, иногда транспортное средство может и вовсе не завестись. Если у вас современный автомобиль, то о поломке гидроблока вы сможете узнать из сообщения от бортового компьютера.

Неисправности гидротрансформатора

Как показывает практика, подобные поломки можно решить только ремонтом. Что касается стоимости, тов случае с гидротрансформатором она будет значительно ниже, чем с гидроблоком и ЭБУ. Если гидротрансформатор работает некорректно, то вы будете слышать стуки, вибрации, шелест, заметите, как ухудшилась динамика, а при замене рабочей жидкости вы заметите металлическую стружку в поддоне.

Как избежать проблем?

О причинах и признаках поломок мы рассказали, теперь подробно остановимся на способах их устранения. Сразу же следует отметить, что все причины условно делятся на те, которые вызваны механическим износом и те, которые появились в результате неверной эксплуатации авто. На практике многие автолюбители далеко не всегда вовремя меняют рабочую жидкость в коробке, со временем отсутствие смазки может стать причиной перегрева агрегата. В итоге все подвижные компоненты трансмиссии гораздо быстрее ломаются, единственным способом их устранения является замена. Поэтому автолюбителям с коробкой-автомат следует периодически осуществлять диагностику смазывающей жидкости в системе.

Еще одним способом устранения возможных проблем является регулярный прогрев коробки передач зимой, что избавит автовладельца от неисправностей, связанных со смазкой подвижных компонентов. В результате использования некачественного масла страдают соленоиды, а их замена может занять не только много времени, но и немалые финансовые затраты. Не стоит забывать и о том, что подобные трансмиссии всегда чувствительны к агрессивному и быстрому стилю езды. Более того, при постоянной работе мотора на повышенных оборотах очень быстро стачиваются и сгорают фрикционы трансмиссии. Поэтому мы рекомендуем воздержаться от такой манеры вождения.

Еще одной сложностью в устранении поломок трансмиссии является то, что выявить неисправность в большинстве случаев можно только в результате демонтажа и разбора АКПП. Соответственно, трансмиссию нужно будет снимать с машины. Как показывает практика, в домашних условиях осуществить качественный ремонт очень сложно, практически невозможно, поэтому в таких случаях лучше обращаться к специалистам. Ремонт элементов трансмиссии заключается в смене вышедших из строя компонентов. Здесь же нужно отметить, что вне зависимости от способа устранения поломки, ремонт АКПП всегда будет сложнее «механики» из-за конструктивных особенностей агрегата.

Как диагностируется?

Устранение поломок начинается с их диагностики.

Есть несколько способов:

  1. Выявление поломок на слух. Во многих случаях диагностика работы АКПП может заключаться в том, чтобы услышать неисправность. Как правило, если агрегат начинает работать по-другом, автомобилист сразу же узнает об этом. Устранение неисправностей легкого типа заключаются в очистке того или иного регулятора от масла или заменой рабочей жидкости. Иногда достаточно только добавить масла в систему.
  2. Второй тип диагностики именуется специалистами как «потрогать». На этом уровне выявить поломку часто помогает диагностика электропроводки, обычно эта процедура занимает несколько минут. Если поломка более серьезная, то ее можно попытаться обнаружить при демонтаже поддона. Кроме того, без снятия агрегата мастер может определить неисправность путем измерения давления в системе или снятия кодов поломок.
  3. Третий тип диагностики неисправностей и их устранения является демонтаж и полная переборка агрегата. В том случае, если коробка передач перешла в аварийный режим работы, то для выявления поломки необходимо будет только разбирать трансмиссию. Как правило, необходимость демонтажа и разбора возникает в случае с агрегатами, прошедшими более 200 тысяч км пробега. Обычно при таком пробеге возникает необходимость замены фрикционов.

Таблица – помощник по определению поломки автомата

Признаки Причины
Машина не может поехать вперед, наблюдается пробуксовка, задняя скорость работает нормально. Эти признаки говорят об изношенных фрикционах, муфте переднего направления. Также проблема может заключаться в поломке манжета поршня, износе колец муфты или заедании одного из клапанов гидроблока.
Не включается задняя скорость. Третья и четвертая передачи также отсутствуют, работают только первые две скорости.
  • Износились фрикционы;
  • оборвался манжет поршня;
  • отработали свой ресурс уплотнительные резинки масляных колец.
Авто не едет ни вперед, ни назад. Если активируется режим парковки или нейтральной передачи, да в принципе при любой скорости появляются рывки, передача включается, но без движения.
  • Некорректно функционирует гидротрансформатор;
  • недостаток трансмиссионной жидкости;
  • забитый масляный фильтр АКПП, необходимо заменить.
Авто движется только на третьей передаче. Износились фрикционы или муфты, манжет поршня, кольца заело клапан гидроблока.
На холодном появились рывки. Замусорены соленоиды, гидроблок, иногда дело в плохом масле.
Не включается задняя скорость. Износ тормозной леты, манжета поршня, штока.
Машина не едет совсем, скорости включаются без рывков. Не работает гидротрансформатор, сломалась шестеренка насоса, отсутствует масло в системе, забился фильтр, поломка соленоида или клапана.
Появился шум при работе агрегата, вибрации, стуки. Звуки усиливаются при наборе оборотов. Нужно менять подшипник.
Включается только задняя, первая и вторая передачи, после прогрева могут включаться все. Проблема в соленоиде или забитом клапане гидроблока.
Скорости включаются при повышенных показателях скорости. Нужно отрегулировать трос дроссельного клапана, прочистить фильтр или заменить клапан.
Машина еде в целом нормально, но при подъеме начинает буксовать и сбрасывать скорость.
  • Нужно добавить масло;
  • заменить фрикционы или муфту;
  • вышел из строя маслонасос;
  • вышли из строя соленоиды.
При нажатии на газ скорость не переключается.
  • Вышел из строя датчик или произошел обрыв в проводке;
  • заедают клапаны;
  • неисправность тросика ДЗ.
При трогании с места появляется пробуксовка, других проблем не наблюдается.
  • Износились шлицы ступицы турбинного колеса;
  • нужно заменить манжет поршня.
Пробуксовка проявляется при переключении всех скоростей.
  • Засорился фильтр трансмиссионного масла;
  • качество расходного материала низкое, масло надо поменять, поскольку оно отработало свой ресурс эксплуатации;
  • вышел из строя насос.
При прогреве авто до рабочей температуры начинает пробуксовка, машина может вовсе не ехать.
  • Неисправны фрикционные диски;
  • износился фрикцион гидротрансформатора.
На нейтральной передаче появляется шум. Износились фрикционы одного или нескольких барабанов.
Трансмиссионная жидкость начала пениться, в целом цвет масла неестественный. Иногда наблюдается пробуксовка. Скорей всего, причиной является попадание влаги внутрь агрегата.
Низкое давление рабочей жидкости.
  • Гидроблок или соленоиды нужно почистить;
  • уровень смазки в системе следует проверить;
  • также нужно проверить работоспособность клапана сброса в насосе.
В поддоне обнаружены металлические частицы. Возможно, износился скользящий подшипник или скоро из строя выйдет планетарная шестеренка.
Скрежет металла при движении. Необходимо произвести замену шестеренок или подшипника дифференциала.

Подробно об основных неисправностях в работе автоматической трансмиссии и рекомендациях по использованию узнайте из видео.

АКПП - автоматическая коробка переключения передач - является одним из главных узлов любого автомобиля. Выход из строя данного элемента чреват серьезными проблемами, и откладывать разрешение проблемы не рекомендуется. Естественно, любой автомобилист должен иметь базовые познания, касающиеся поломок АКПП, в том числе их причин и способов устранения этой неприятной ситуации. Отметим, что мы не стали анализировать проблемы конкретных марок, поскольку все автоматические коробки передач схожи по своему устройству, признакам и причинам неисправностей.

Признаки неисправности АКПП

Признаки неисправности автоматической коробки передач могут быть совершенно разные (конкретные примеры описаны в таблице неисправностей ниже). Эксплуатация любого автомобиля неизменно сопряжена с серьезными нагрузками на трансмиссию, в результате чего может выйти из строя АКПП. Хотя подавляющее большинство известных брендов стараются предельно увеличивать эксплуатационный срок каждого из составляющих элементов, коробка передач все еще остается сравнительно уязвимой. Наиболее характерный «симптом» неисправности - возникновение толчков и рывков во время езды.

Сразу стоит лишь отметить, что возникновение неисправностей обязывает вас обратиться к специалистам как можно скорее; «задержавшись», вы можете усугубить. Также возникновение проблем с АКПП нередко становится одной из первопричин ДТП: вождение машины с вышедшей (или выходящей из строя) коробкой передач - серьезный риск для жизни.

Подавляющее большинство современных автомобилей оснащено специальными датчиками и регуляторами, которые уведомляют водителя о:

  • низком уровне трансмиссионной жидкости;
  • появлении неполадок с изменением режимов;
  • слишком высокой температуре автоматической трансмиссии;
  • слабом давлении рабочей смазки.

Основные причины неисправностей

  • Протечка. Одна из самых распространенных неисправностей - протечка масла. Чаще всего это происходит ввиду износа сделанных из резины уплотнителей. Выявить протечку трансмиссионной жидкости автомобилист способен и самостоятельно - достаточно визуально осмотреть транспортное средство на яме либо эстакаде. Заметив подтеки, не стоит мешкать с ремонтом, поскольку проблема может быть решена в минимальные сроки: чаще всего достаточно . Вообще, с определенной периодичностью проводить визуальный осмотр рекомендуется каждому автомобилисту: нередко это позволяет заблаговременно выявить проблему и таким образом сократить расходы на ремонт.
  • Рычажная кулиса. Если ваш автомобиль оснащен коробкой передач старого типа, где селектор и трансмиссия сочленены «традиционно» (механическим способом), первые подозрения должны упасть на рычажную кулису. Выход из строя кулис селектора в подавляющем большинстве ситуаций делает невозможным переключение режимов езды. «Преимущество» такой проблемы - простота ее разрешения: для исправления неполадок достаточно будет сменить рычаг и кулисы, стоимость которых сравнительно невысока. Характерный «симптом», на который стоит обратить внимание, - затрудненное изменение положение рычага коробки передач. Если селектор и вовсе не перемещается, будет невозможно выставить скорость.
  • Управляющий блок. В отдельных ситуациях сбои в роботе АКПП обуславливаются неисправностью управляющего блока. Например, последний подчас «ошибается» в выборе оборотов при переключении режимов езды; в отдельных случаях может даже возникнуть блокировка всей работы. Это достаточно «тяжелая» неисправность, при которой ремонт подразумевает не починку (обычно невозможную), а замену поврежденного элемента на новый. Меняют также и прилегающие шлейфы.
  • Гидравлический блок. Поломка гидравлического блока - одна из самых распространенных проблем. Происходит она ввиду самых разных причин; пример - неграмотная эксплуатация трансмиссии. Если вы не прогреваете машину перед выездом при достаточно низких температурах (особенно актуально в реалиях суровых российских зим), а сходу начинаете передвижение, срок службы гидравлического блока существенно сокращается. Симптоматика здесь достаточно яркая: это удары, толчки, вибрация; в отдельных случаях машина может даже «отказаться» заводиться. В случае с современными транспортными средствами, оборудованными бортовым компьютером, диагностика не потребуется: о проблеме система уведомит вас автоматически.
  • Гидравлический трансформатор. Характерные признаки поломки трансформатора: появление странного шелеста, вибраций, стуков; ухудшится динамика, а при смене рабочей жидкости можно будет увидеть в поддоне небольшое количество стальной стружки.

Профилактика неисправностей

Лучший способ разрешения проблемы - ее предотвращение. Вкратце рассказав о распространенных неполадках (более детальный анализ будет приведен ниже), выделим и определенные профилактические меры - правила, соблюдение которых пусть и не гарантирует отсутствие неисправностей АКПП, но серьезно снижает их вероятность:

  • Рабочая жидкость. Регулярная замена смазывающей жидкости - залог отсутствия проблем с АКПП. Игнорируя это правило, вы существенно снижаете эксплуатационный срок коробки передач.
  • Прогрев. Выше уже было сказано, что зачастую поломки случаются в зимний период. Обязательно прогревайте автомобиль: это позволит минимизировать вероятность неисправностей, которые связаны со смазкой подвижных элементов системы.
  • Езда. АКПП изнашивается намного быстрее при «агрессивном» стиле езды. Не стоит напрасно «прибавлять скорость», даже когда ситуация на дороге располагает к подобному. Регулярная работа двигателя на высоких оборотах приводит к стачиванию элементов и сгоранию фрикционов трансмиссии.

Базовые способы диагностики неисправностей АКПП

  • Звуки. В случае поломки АКПП зачастую можно диагностировать проблему «на слух». Неисправности нередко обнаруживают себя в виде скрипов и странного скрежета, зачастую сопровождающихся вибрацией. Если агрегат вышел из строя, опытный автомобилист понимает это практически мгновенно. Однако не спешите бить тревогу: иногда для устранения неисправностей достаточно очистить регулятор от масла либо поменять рабочую жидкость (например, добавить в систему масло).
  • Манипуляции. Подчас для диагностики проблемы потребуется провести внимательный осмотр системы электрической проводки автомобиля. Если вы знаете конструкционное устройство автомобиля, это не займет больше десяти минут. Если неисправность АКПП серьезная, она может обнаружиться после снятия поддона. Также рекомендуется измерить системное давление и снять коды неисправностей.
  • Переборка. Конечно, наилучшим способом диагностики остается демонтаж АКПП и последующая переборка устройства. Если коробка передач находится в аварийном режиме, достаточно разобрать трансмиссию. Чаще всего необходимость в демонтаже и переборе появляется в случае с автомобилями, которые прошли достаточно большие расстояния - более ста тысяч километров. Следствием может стать износ, а значит, и необходимость смены фрикционов.

Детальные способы анализа


Если на вашем транспортном средстве стоит АКПП, которая управляется за счет электронного блока, можно провести компьютерную диагностику. В этом случае придется использовать шнур для подключения к разъему OBD II и программное обеспечение, которое даст возможность чтения данных с АКПП. Цель подобных манипуляций - поиск кодов ошибок, которые записываются в памяти ЭБУ двигателя. Расшифровать полученные данные несложно. Если вы не смогли найти коды ошибок в интернете по модели вашего автомобиля, поищите их по модели АКПП.

Нужно учитывать важный момент: компьютерная диагностика не может выявить проблемы, связанные с плохими контактами либо окислением в разъемах электрической проводки. Поэтому дополнительно потребуется детальная проверка проводки и разъемов. Появление окисления, деформация проводов - все это может быть причиной сбоев в работе коробки передач. Изучение электропроводки предполагает следующие этапы:

  • Визуальный анализ (нужно искать «окислы», проверять целостность и соединения).
  • Использование мультиметра, с помощью которого можно осуществить проверку проводов. Также рекомендуется уточнить значение и параметр напряжения на контактах управляющего модуля.
  • Используется галогенная лампа и безопасный выключатель. Выполнив проверку электрической проводки без нагрузки, вы сможете уточнить наличие разрыва в цепи. Однако учитывайте, что качество контакта таким образом проверить невозможно.
Если у вас нет необходимого оборудования и достаточного опыта, вы можете .

Таблица неисправностей

Проанализируем распространенные неполадки в виде таблицы соответствия признаков причинам (мы опустили часть тех ситуаций, с которыми автомобилистам приходится сталкиваться крайне редко):

Признаки неполадки Причины
Автомобиль не двигается вперед, начинает буксовать. Могли износиться фрикционные диски, манжеты поршневой муфты, кольца муфты; вероятно, возникли неполадки с клапаном гидравлического блока
Не включаются задняя, третья и четвертая передачи. В результате износа вышла из строя одна из следующих составляющих системы: фрикционный диск, поршневой манжет, масляный уплотнитель муфтового кольца.
При попытке смены передачи вы чувствуете серьезный толчок, но нет передвижения ни в одну из сторон. Вышел из строя гидравлический трансформатор либо в системе элементарно нет масляной смазки (мог выйти из строя масляный фильтр).
Транспортное средство движется только на третьей скорости. Здесь вариантов много: могли износиться фрикционные диски, муфты, манжета поршня, кольца муфты; иногда также заедает клапан гидравлического блока.
Невозможна езда при переключении на заднюю передачу. Чаще всего ситуация обусловлена износом тормозной ленты (либо манжеты ее поршня) или деформацией штока поршня.
Переключение передач «на холодную» (без прогрева) сопровождается толчком. Скорее, всего возникли проблемы с соленоидами либо гидравлическим блоком.
Машина не двигается ни назад, ни вперед, а при переключении с «P» на «N» происходит толчок. Среди возможных первопричин: неисправность гидравлического трансформатора, износ манжет поршней пакетов, недостаток рабочей жидкости, неисправность ведущей шестерни масляного насоса, проблемы с соленоидом, износ масляных уплотнителей кольца муфты, загрязнение фильтрационной сетки.
Машина гудит и вибрирует (зачастую проявляется при больших оборотах) Износились подшипники.
Включатся только задняя, первая и вторая передачи. Возможно, проблема в загрязнении клапана в гидравлическом блоке либо в соленоиде.
Автомобиль двигается лишь при нахождении селектора в «N» Возникли проблемы с регулировкой троса либо рычага, заедает поршень одной из муфт либо произошла сварка фрикционных дисков с другими элементами системы.
На высоких скоростях передачи переключаются «сами собой». Возможно, неправильно отрегулирован тросик дроссельного клапана (он нередко и вовсе выходит из строя) либо произошел засор в фильтрационной системе.