Не работает вентилятор радиатора причин. Не включается вентилятор охлаждения радиатора. Возможные неполадки в работе электровентилятора

Проблемы с вентилятором охлаждения, как правило, возникают у подержанных автомобилей, с приличным пробегом. Проявляется эта поломка по-разному, вентилятор может работать не стабильно, может включаться с опозданием или не включаться вовсе. Сегодня мы поговорим о последней неисправности, то есть о ситуации, когда вентилятор охлаждения не включается в определенный момент. Вы узнаете о том, почему это происходит, где искать причину, а также в какой последовательности. В качестве примера возьмем " ", однако сам способ и причины будут практически одинаковы для всех моделей ВАЗ.

Поиск поломки не столько трудоемкий, сколько всеобъемлющий, т. к. причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много, от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем, связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой бортовой сети автомобиля.

Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то первое, что приходит в голову большинству автомобилистов - проблемы с проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не включается. Как проверить термостат читайте .

Следующий претендент на проверку - предохранитель, который отвечает за вентилятор, если замените его целым.

Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в штекере, поэтому если с проводкой все "гуд", отключаем питание вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.

(ДВВ), расположенный на радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить их между собой, если вентилятор не заработал - и требует замены.

Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей, непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской). Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор включится то проблема была в плохом соединении.

Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле, затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше. Включится вентилятор - проблема заключается в неисправном реле.

Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.

Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы это проверить, можно воспользоваться "дедовским" способом. Берем лампочку, которая послужит в качестве "контрольки". Если лампочки нет, достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.

Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод - провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров, и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.

Проверяем следующим образом: подключаем провод к "+" клемме , второй конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем "чирк" на массу. Если напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.

Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе неожиданной, например - . Включение не происходит по той причине, что не поступает в цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом эффект известный как . Эта пробка препятствует нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело идут пузыри - у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.

 

String(10) "error stat"

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Проверка электропроводки

Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Замена предохранительного клапана бочка радиатора

Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Машина почти "кипит", а вентилятор охлаждения даже не думает включаться... Решаем проблему самостоятельно.

Здравствуйте, не давно мне пришлось ехать на автомобиле по бездорожью(ехали на рыбалку), в пути несколько раз застрял. Пока выезжал, машина несколько раз почти закипала, а вентилятор охлаждения не срабатывал.

Приехав домой, я решил эту проблему самостоятельно, думаю многие из вас, в некоторых случаях(смотря в чем причина неисправности) смогут отремонтировать свой авто самостоятельно.

Итак, самые распространенные причины отказа системы охлаждения приводом вентилятора и способы ремонта.

Вышел из строя непосредственно вентилятор охлаждения.

Эту неисправность довольно просто выявить самостоятельно. Для этого, вентилятор нужно напрямую замкнуть к АКБ. Проще всего это сделать с помощью двух проводов. Если вентилятор работает, значит с ним все хорошо, идем дальше. Обязательно обратите внимание на контакты фишек, возможно их стоит очистить и проблема решится.

Убедившись в исправности вентилятора, стоит проверить предохранитель вентилятора и реле. Очень часто перегоревший предохранитель или реле всему виной. Это неисправность №1 , которую проще простого устранить самостоятельно. Чтобы узнать, где именно находится предохранитель и реле в вашей машине, воспользуйтесь помощью интернета.

Неисправность №2.

Довольно часто из строя выходят датчики вентилятора. Как проверить исправность датчика? Сделать это можно следующим образом: Прогреваем автомобиль до температуры примерно 105-110 гр. На легковых инжекторных машинах обязательно должен был бы сработать вентилятор. Вентилятор не работает. Глушим двигатель и отключаем датчик. Отключив датчик, снова запускаем двигатель. Вентилятор заработал?

Датчик неисправен, меняем его на новый и радуемся жизни! Найти где в вашей машине установлен датчик вентилятора, вам тоже поможет интернет. Примерно вот так он чаще всего выглядит:

Неисправность №3.

Крышка расширительного бачка.

Самой распространенной неисправностью в системе охлаждения, считается выход из строя клапана, который находится в крышке расширительного бачка.

Этот клапан существует для поддержания нужного давления в системе. Когда клапан выходит из строя, антифриз может закипать в бачке, а вентилятор охлаждения не срабатывать.

Как же про верить его работоспособность?

Некоторые делают это на звук, кто-то на ощупь, но лучший способ, просто купить новую крышку. На любых автомобилях она стоит очень дешево, зато, вы будете уверены, что проблема точно не в ней.

В моей практике работы на СТО, бывали случаи, когда приезжали люди и рассказывали про то, что после отказа вентилятора охлаждения, они начинали поиски неисправности.

В итоге, тратили уйму времени и так и не находили причину. Я, первым делом отправлял их в магазин за новой крышкой расширительного бачка. Чтобы не соврать, почти в 50% случаев проблема решалась.

Помните, вентилятор охлаждения не будет срабатывать, если в системе недостаточно охлаждающей жидкости! Поэтому, перед тем как начать что-либо предпринимать, убедитесь, что в расширительном бачке достаточно ОЖ.

И еще, внимательно осмотрите провода идущие от вентилятора, а лучше проверить наличие питание с помощью мультиметра.

Вы читали статью: "Не включается вентилятор охлаждения на авто, 3 неполадки которые можно устранить без поездки на СТО"

Для владельцев классических становится одной из важных проблем. Помимо различных нюансов, которые приводят к перегреву а, неработающий вентилятор радиатора практически всегда, в жаркий день, становится причиной закипания . Почему может не включаться и как найти причину, подробно об этом можно узнать в данной публикации.


Проверка надежного соединения разъема питания вентилятора радиатора

Находим провод питания вентилятора охлаждения радиатора ВАЗ и проверяем надежность соединения на фишке. Как правило, данный разъем имеет обильный налет масляного налета. Рекомендуется тщательно очистить внутреннюю и наружную поверхность разъема, после чего проверить работоспособность вентилятора.

Проверка датчика вентилятора радиатора ВАЗ

Если после вышеперечисленных работ электровентилятор радиатора не запускается при температуре 85-90 градусов стоит обратить внимание и проверить датчик, которые управляет включением вентилятора. Чтобы проверить работоспособность датчика, необходимо при , снять клеммы и замкнуть их между собой. Если при выполнении данной процедуры, электровентилятор охлаждения радиатора запустился, значит, причина в неисправном датчике, и он подлежит замене.

Видео. Как найти причину неработающего вентилятора охлаждения радиатора ВАЗ

Главная задача вентилятора системы охлаждения – снижать температуру двигателя и радиатора, повышающуюся при работающем двигателе. Фактически, он направляет горячий воздух на улицу, заменяя его прохладным «внешним» воздухом, и тем самым снижая температуру двигателя, радиатора и охлаждающей жидкости (ОЖ).

Следует отметить, что вентилятор представляет собой один из двух важных элементов системы охлаждения (кстати, она в автомобилях ВАЗ считается гибридной). Вторым элементом является система жидкостного охлаждения.

Выделяют два типа вентиляторов – механические (присоединённые с помощью ремня к шкиву/коленвалу) и с электроприводом. Последний состоит из двух равнозначных частей – электродвигателя и системы управления (включающей в себя датчик температуры ОЖ и реле включения вентилятора). Как правило, пользователи ВАЗ имеют дело именно с вентиляторами с электроприводом.

Проблемы с вентилятором охлаждения радиатора могут возникнуть у любого автомобиля, чей возраст достаточно значителен, чтобы проявлять себя «старческими недомоганиями». Эти проблемы, в зависимости от ситуации, могут проявляться в нестабильной работе вентилятора, его запоздалом включении, либо полном отказе. В последнем случае вентилятор охлаждения попросту не включается – и это наиболее часто встречающаяся проблема.

Не включается вентилятор охлаждения ВАЗ

Так как эта проблема наиболее часто встречающаяся, то и внимания ей необходимо уделить больше всего. И в первую очередь необходимо отметить, что эта проблема может быть вызвана значительным количеством причин, а потому самым затратным (как минимум по времени) этапом будет диагностика.

Причиной по которой не включается вентилятор охлаждения 2110, равно как и практически любой другой модели производства АвтоВАЗ, может быть, например, из-за перегоревшего предохранителя. Это самый банальный повод отказа вентилятора, и самый простой с точки зрения исправления проблемы. По этой же причине зачастую не включается вентилятор охлаждения ВАЗ 2115 и других, более поздних моделей автомобилей ВАЗ. Для ликвидации этой неисправности достаточно заменить неисправный предохранитель на рабочий – и проблема ликвидирована. Заменить можно как один предохранитель (если вы уже разобрались в схеме или у вас есть на это время), так и блок предохранителей комплексно. Если автомобилю много лет, второй вариант предпочтительнее.

Ещё одной причиной, по которой не включается вентилятор охлаждения Калина или Приора, может стать неисправность какого-либо элемента электросети вашего авто. В этом случае, во всяком случае, для неопытных мастеров, гораздо проще и быстрее будет обратиться за помощью к профессионалам, поскольку даже диагностика потребует немало усилий – и применения специальной диагностической аппаратуры (для «прозвона» электропроводки).

Кроме того, если не включается вентилятор охлаждения причины можно обнаружить и в термостате, – если последний неисправен, то система может попросту не реагировать на необходимость подключения системы охлаждения. Вышедший из строя или заклинивший термостат блокирует циркуляцию охлаждающей жидкости в системе (в том числе, и через радиатор), датчик радиатора не фиксирует повышенные температуры ОЖ, вентилятор не включается – а двигатель «закипает» уже через несколько минут работы. Термостат рекомендуется проверить в первую очередь, если вы обнаружили отказ вентилятора.

В руководствах пользователя прописано, что не включается вентилятор охлаждения 2107 зачастую по причине неисправной проводки. Действительно, эта причина может иметь место, однако в тройку лидеров по частоте не входит. Как правило, проблемы возникают в ситуациях, когда на протяжении многих лет проводка вентилятора не меняется. Трухлявая проводка – не просто основание для отказа вентилятора, но и возможная причина куда более серьёзных неисправностей и даже возгораний, поэтому контроль в этой сфере совершенно необходим.

Во многих источниках можно найти информацию о том, что не включается вентилятор охлаждения 2114, например, по банальной причине – сам вентилятор неисправен. Это случается сравнительно редко, однако может быть причиной проблемы. Выйти из строя может как сам по себе вентилятор, так и штекер (второе чаще, и относится скорее к предыдущему пункту).

Датчик включения вентилятора (он находится на радиаторе) также может оказаться неисправным – а это ведёт к блокированию работы вентилятора. Выявление неисправного блока осуществляется последовательной проверкой работоспособности отдельных элементов системы. Исключая тот или иной элемент, соединяем проводку напрямую: если видим искру или признаки жизни подаёт сам вентилятор, значит, «слабым звеном» является именно исключённый элемент.

Ещё одна причина, по которой не включается вентилятор охлаждения 2109, 2107, 2114 и прочие модели ВАЗ. Это прогоревшая прокладка под головкой. В этом случае движению охлаждающей жидкости препятствует воздушная пробка, которую можно легко диагностировать по пузырям, появляющимся из расширительного бачка во время работы двигателя. Заменив прокладку, вы легко решите эту проблему. Однако важно обратить внимание и на состояние цилиндра – при такой проблеме (в особенности, если появилась она некоторое время назад) в цилиндре вполне могут обнаружиться трещины.

Слишком часто включается вентилятор охлаждения

Эта проблема возникает сравнительно редко, и здесь нужно очень чётко понимать, где есть норма, а где уже следует провести диагностику системы. Начинающие автомобилисты, прочитав в руководстве пользователя о том, что вентилятору «положено» включаться лишь на температуре 105 градусов, волнуются из-за того, что включение системы охлаждения происходит и на более низкой температуре.

На самом деле, всё обстоит несколько иначе. Нормой следует считать именно температуру 85-95 градусов, выше должна срабатывать система охлаждения, в противном случае, велик риск «закипания» двигателя. Однако многое зависит и от условий движения – одно дело на трассе, и другое – в городе, а в особенности, при движении в пробке. Если в пробках вентилятор включается каждые полторы минуты – это свидетельствует о том, что система работает хорошо, ведь двигатель на 10-15 километрах в час, да ещё в режиме «метр едем-стоим» работает при повышенных нагрузках. Соответственно, включение вентилятора свидетельствует о его исправности.

На всякий случай лучше проверить термостат на предмет работоспособности, целостность прокладки ГБЦ.

Кроме того, можно проверить расход охлаждающей жидкости – если ОЖ «уходит» слишком быстро (например, с полной загрузки до минимума проходит меньше месяца), необходимо как можно скорее проверить на предмет протечек. И, скорее всего, таковые обнаружатся.

Снижение эффективности работы системы охлаждения может происходить и из-за банальных засоров (отложения) и технических побочных эффектов (воздушная пробка). В первом случае рекомендуется промыть радиатор с обычным чистящим средством. Что касается воздушной пробки, то её можно либо попробовать «выдавить» на большой скорости, однако это чревато проблемами с дорожной полицией, а в особо запущенном случае – аварией с летальным исходом. Куда продуктивнее окажется обычная «прокачка» в гараже. Тем более, что инструкций по устранению воздушной пробки достаточно много.

Удачи на дорогах вам и вашему ВАЗу!