Не работает п. Изучаем основные причины неисправности отопительной системы автомобиля. Когда считать работу печки ненормальной

Если в ВАЗ 2109 не работает печка, это приводит к неудобствам в эксплуатации авто, особенно в зимнее время. Знание устройства отопительной системы, а также причин неисправностей позволит разобраться в проблеме и выполнить ремент печи самостоятельно.

[ Скрыть ]

Схема устройства печки ВАЗ 2109

Печь в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из следующих конструктивных элементов:

  • 1 — скоба, предназначенная для фиксации кожухов отопительного узла;
  • 2 — заслонка, использующаяся для управления режимами печки;
  • 3 — левая часть корпуса печки;
  • 4 — тяга заслонки, предназначенной для обогрева ног;
  • 5 — уплотнительный элемент радиаторного устройства;
  • 6 — сам радиаторный узел;
  • 7 — уплотнительный элемент отопительного узла;
  • 8 — электрический моторчик, предназначенный для активации и отключения системы;
  • 9 — кожухи вентилирующего устройства;
  • 10 — рабочее колесо вентилятора;
  • 11 — заслонка системы обогрева;
  • 12 — воздуховод, по которому осуществляется подача воздуха для обдува лобового стекла;
  • 13 — воздуховод, использующийся для обогрева бокового сопла;
  • 14 — само боковое сопло;
  • 15 — заслонка для управления центральным соплом;
  • 16 — толкательное устройство для лопаток;
  • 17 — ось лопатки;
  • 18 — непосредственно лопатка;
  • 19 — рычаг управления, предназначенный для перекрытия центрального сопла;
  • 20 — тяга заслонки, предназначенной для прогрева лобового стекла;
  • 21 — рычаг, использующийся для регулировки направления потока воздуха;
  • 22 — рычаг для управления подогревом воздушного потока, устанавливается в салоне машины;
  • 23 — рычаг для подачи воздушного потока для ;
  • 24 — рычажок для подачи воздушного потока в ноги пассажиров и водителя;
  • 25 — кронштейн рычагов управления отопителем;
  • 26 — скоба, использующаяся для фиксации оболочки тяги;
  • 27 — непосредственно сама тяга управления краником;
  • 28 — тяга управления заслонки отопительного узла;
  • 29 — заслонка, предназначенная для направления воздушного потока на обогрев ног;
  • 30 — оси рычагов управления системой прогрева воздушного потока;
  • 31 — стяжной винтовой хомутик;
  • 32 — клапан краника отопительного устройства;
  • 33 — корпус краника радиаторного устройства;
  • 34 — рычаг управления клапаном;
  • 35 — патрубки, предназначенные для соединения краника с радиаторным устройством печки ВАЗ 2109;
  • 36 — воздуховод внутренней вентиляционной системы;
  • 37 — технологические окна, по которым воздушный поток подается на ноги пассажиров, сидящих сзади;
  • 38 — краник отопительной системы;
  • 39 — технологическое окно, по которому воздушный поток подается на ноги водителя;
  • 40 — облицовка центральной стойки;
  • 41 — внутренняя поверхность центральной стойки;
  • 42 — воздуходув вытяжной вентиляционной системы;
  • 43 — декоративная обивка центральной стойки;
  • 44 — пластиковая облицовка дефлектора вытяжной вентиляционной системы;
  • 45 — прорезиненый клапан;
  • 46 — корпус дефлекторного устройства;
  • 47 — сам дефлектор;
  • 48 — отопительный узел (I);
  • 49 — схема функционирования печки на ВАЗ 2109 (II);
  • 50 — краник отопительного устройства (III);
  • 51 — вытяжная (IV).
Схема устройства отопительного узла

Отопительный узел включает в себя два пластиковых кожуха, соединенных друг с другом посредством скоб. В качестве уплотнения используется жгут, который устанавливается в пазы кожухов. Вентилирующее устройство, предназначенное для принудительной подачи воздушного потока в салон, фиксируется посредством двух болтиков на верхней части печки. На ВАЗ 2109 общая конструкция узла выполнена так, что владелец машины может демонтировать вентилирующее устройство со стороны подкапотного отсека мотора.

На кожухи вентилирующего устройства устанавливается электрический моторчик. На валу этого узла монтируется рабочее колесо вентилятора, который может функционировать в одном из трех режимов. Это обеспечивается благодаря двум спиралям резисторного устройства. Дополнительный резисторный элемент применяется для получения необходимой частоты вращения колеса вентилятора, он фиксируется в технологическое отверстие кожуха отопителя. Резисторная деталь подогрева фиксируется к правому кожуху посредством трех болтов.

Этот элемент состоит из:

  • двух рядов магистралей;
  • пластины охлаждения;
  • двух бачков, выполненных из пластмассы.

Кран отопительной системы состоит из корпуса и двух пар шлангов, подключается к охладительной системе посредством резиновых магистралей. При помощи насосного устройства выполняется циркуляция антифриза. На подводящем патрубке в кранике располагается пластинчатый клапан, в котором имеется отверстие для хладагента. Сам рычажок подключается к рукоятке, предназначенной для управления подогревом воздушного потока. Когда рукоятка поворачивается, в клапане открывается шланг, позволяющий антифризу попадать в радиаторный узел.

Процедура управления отопительным узлом выполняется посредством рычагов, расположенных в салоне на центральной консоли. Их фиксация осуществляется на осях пластикового кронштейна. Рычаг управления системой обогрева воздействует на рукоятку краника посредством тяги, а также на рычаг приводного устройства. Когда заслонка привода перемещается в правую сторону, она открывается. Это позволяет воздушному потоку вентилирующего устройства поступать на радиаторный узел.

Канал Автоэлектрика ВЧ представил ролик о схеме, устройстве и принципе действия отопительного узла на автомобилях ВАЗ 2109.

Как самостоятельно снять и разобрать печку ВАЗ 2109?

Если печка перестала работать, то ее придется ремонтировать, для решения проблемы надо выполнить демонтаж и разбор устройства:

  1. Производится слив хладагента из силового агрегата машины, при выполнении задачи надо открыть краник отопления. Под сливное отверстие устанавливается емкость. После слива выполняется разбор центральной консоли, демонтируется воздуходув внутренней системы вентиляции.
  2. При помощи отвертки с крестовым наконечником выкручиваются саморезы, которые фиксируют к консоли кронштейн рычагов управления печкой. После этого кронштейн вместе с тягами отводится вниз.
  3. Отключается штекер от выключательного устройства электрического мотора вентилятора. Производится демонтаж рычага управления устройством.
  4. Чтобы произвести снятие переключательного механизма, с помощью пинцета надо открутить пластмассовую гайку. Она фиксирует к кронштейну переключатель. После этого узел демонтируется.
  5. Извлекается патрон со световым индикатором подсветки управляющего устройства печи. С использованием отвертки скоба фиксации к кронштейну оболочки тяги освобождается. Сама тяга демонтируется из ручки приводного устройства заслонки. Аналогичным образом выполняется демонтаж оставшихся тяг управления.
  6. Чтобы снять печку, надо разобрать центральную консоль. От радиаторного устройства отключаются магистрали. Саму печку можно демонтировать с радиаторным узлом. Скоба, которая фиксирует тягу заслонки системы прогрева лобового стекла, отсоединяется от кожуха печки. Производится демонтаж тяги с ручкой заслонки.
  7. При помощи головки на 10 надо открутить 4 фиксирующих гайки, которые крепят кожух печки к кузову. Открутив гайку, расположенную спереди слева, производится снятие со шпильки клеммы кабеля массы электромотора вентилирующего устройства.
  8. Производится отключение разъемов от резисторного устройства. Также отсоединяются электроцепи моторчика вентилятора. Отопительный узел демонтируется вместе с вентилирующим устройством.
  9. С использованием отвертки с крестовым лезвием выкручиваются болты, фиксирующие вентилирующее устройство к печи. Вентилятор демонтируется.
  10. Той же отверткой откручивается саморез, фиксирующие резисторный элемент электрического мотора. Затем выкручивается еще три самореза, расположенные на левой крышке печки. Крышка демонтируется.
  11. Затем семь защелок, фиксирующие две части кожуха друг к другу, освобождаются. При помощи крестовой отвертки саморез, который крепит две части корпуса, откручивается. Этот элемент располагается справа в небольшом углублении.
  12. Канцелярским ножом разрезается уплотнительный элемент от плоскости штекера. Две части корпуса отопительного узла разделяются.
  13. Ручка заслонки обогревательной системы лобового стекла выводится из отверстия внешнего рычага приводного устройства. Выполняется демонтаж заслонки.
  14. При помощи пинцета или плоскогубцев сжимаются усики фиксирующего устройства. Производится снятие ручки привода заслонки, использующейся для обогрева ног. Заслонка демонтируется. Аналогично снимается заслонка управления отопителем. Дальнейшая процедура сборки устройства производится в обратном порядке.

Неисправности печки ВАЗ 2109

Все причины проблем, связанные с работой системы отопления ВАЗ 2109, можно исправить самостоятельно.

Проблемы в работе отопительного узла могут быть связаны с:

  • поломкой термостата;
  • появлением воздушной пробки в системе отопления;
  • засорением радиаторного устройства;
  • поломкой помпы;
  • падением уровня хладагента;
  • поломкой краника.

Поломка в термостате

О выходе из строя термостата в печке ВЗ 2109 может сообщить нестабильная работа отопительного узла в целом. Температура двигателя будет резко падать или увеличиваться, что приведет к перегреву силового агрегата.

Для диагностики термостата надо завести ДВС и потрогать нижнюю магистраль под устройством. Она должна быть холодной и нагреваться по мере прогрева силового агрегата.

Как самостоятельно заменить термостат?

Замена устройства выполняется так:

  1. Открывается капот, выкручивается крышка расширительного резервуара с антифризом.
  2. Под сливное отверстие подставляется емкость, выкручивается крышка и сливается хладагент из радиаторного устройства.
  3. Затяжка хомутов ослабляется, для этого используется отвертка.
  4. Три патрубка с хладагентом отсоединяются от корпуса термостата.
  5. Затем ослабляется затяжка хомутика и устройство демонтируется вместе с магистралью. От термостата надо отсоединить короткий патрубок.
  6. Устройство опускается в воду, которую надо заранее подогреть примерно до 80 градусов. При нагреве жидкость надо перемешивать. Для определения температуры используется термометр.
  7. Когда температура воды поднимается примерно до 87 градусов, клапан устройства должен открыться. Если он не открывается, то термостат подлежит замене. Процедура монтажа устройства выполняется в обратной последовательности.

О процессе замены термостата рассказал пользователь Сергей Серж.

Образование воздушной пробки

Появление воздушной пробки в охладительной системе приведет к перегреву мотора. Также ее образование может стать причиной неработоспособности печки — в зимнее время года отопитель не будет греть.

Как решить эту проблему?

Решить проблему появление воздушной пробки можно так:

  1. Откручивается крышка радиатора.
  2. По очереди рукой надо продавить на верхнюю и нижнюю трубки, подключенные к термостату.
  3. Если после этих действий уровень антифриза в радиаторном устройстве снизился, то воздушная пробка вышла из системы. Если нет, действия повторяются.
  4. Затем отсоединяется нижняя магистраль отопительного узла, этот патрубок располагается за силовым агрегатом. Если после отключения из него не стал выходить хладагент, то надо запустить мотор и подождать, пока начнется течь.
  5. Затем магистраль подсоединяется обратно.
  6. Если машина оборудована карбюраторным мотором, то через него проходит хладагент, использующийся для подогрева горючей смеси. В этом месте иногда собирается воздух. Поэтому выполняется демонтаж правой магистрали, и запускается мотор. Надо подождать, пока жидкость не выйдет из системы.
  7. После выполнения этих действий все патрубки подсоединяются обратно, закручивается крышка радиаторного устройства. Выполняется контрольная поездка, надо проехать около 5 км.

Канал Koztas рассказал об удалении воздушной пробки из охладительной системы на примере модели ВАЗ 21099.

Засорение радиатора

При длительной эксплуатации радиаторный узел может засориться. Это приведет к появлению накипи и осадка на устройстве, в результате чего отопитель будет функционировать некорректно.

Как диагностировать проблему и устранить ее?

Определить проблему можно визуально — на радиаторном узле будут явно видны следы загрязнений. Иногда грязь собирается внутри, в таких случаях требуется промывка устройства. Действия по очистке выполняются на остывшем агрегате. Для этого потребуется керхер, позволяющий подать поток воды под высоким давлением. Это эффективно удалит грязь, но действовать надо аккуратно, чтобы не повредить устройство.

Но этой проблемы можно избежать, правильно отрегулировав работу оборудования. Для промывки радиаторного устройства используется насадка «варио». При использовании максимальных оборотов промывку надо выполнять на расстоянии примерно 40-50 см. Для очистки допускается применение компрессорного устройства. Принцип чистки аналогичен, только вместо потока воды на узел подается воздух.

Александр Волошанин подробно рассказал о процедуре промывки радиаторных устройств на авто.

Возможен вариант удаления загрязнений с помощью мыльного раствора и строительной кисти. Кисточкой надо водить вдоль направления креплений, установленных на радиаторе. Не менее эффективный вариант — использовать специальные химические средства для чистки. Жидкость наносится на узел, после чего надо подождать определенное время. Затем средство смывается водой.

Чтобы выполнить очистку внутренних поверхностей устройства, надо открутить пробку и удалить хладагент из радиатора. Затем в узел направляется поток воды, а после его заполнения она сливается, процедура повторяется несколько раз. Если из устройства выходит много загрязнений, то для внутренней очистки также потребуются моющие средства.

Нерабочая помпа

Помпа представляет собой водяной насос отопительной системы. Если в ВАЗ 2109 не работает печка, то проблема может заключаться именно в насосе. Сама помпа располагается в моторном отсеке под крышкой ГРМ.

Как заменить помпу своими руками?

  1. Производится слив хладагента из системы. Перед выполнением задачи ГРМ надо правильно выставить по меткам, чтобы поршень цилиндра 1 располагался в положении верхней мертвой точки.
  2. Затем выкручивается три винта, которые фиксируют крышку кожуха механизма. Они располагаются справа от силового агрегата.
  3. Кожух демонтируется, для этого его надо отвести в левую сторону до конца и вытянуть через верх.
  4. Гаечным ключом откручивается натяжитель ремешка ГРМ, после чего устройство демонтируется.
  5. Ремешок скидывается и остается висеть только на коленвале. Затем выкручивается звезда распределительного вала, при выполнении задачи ее надо удерживать от прокручивания. Звезда демонтируется и отводится в сторону.
  6. Откручивается 1 гайка и 4 винта, которые фиксируют внутреннюю металлическую крышку. Сама крышка отводится в сторону и извлекается.
  7. Так можно получить доступ к помпе. С помощью отвертки это устройство поддевается. Корпус отсоединяется от БЦ силового агрегата.
  8. Сам водяной насос находится близко к корпусу машины, поэтому при демонтаже могут возникнуть трудности. Просто так извлечь насос не получится. Для выполнения задачи потребуется отвести силовой агрегат в сторону либо приподнять его часть на домкрат. Поднятие двигателя выполняется до момента, пока автовладелец не сможет беспрепятственно извлечь помпу.
  9. После извлечения водяного насоса место его установки очищается от остатков уплотнительного элемента. Производится установка новой помпы, дальнейшие действия по монтажу выполняются в обратной последовательности. При установке надо поставить новую прокладку.

Каналом Различные видеоролики представлено руководство по замене водяного насоса печки на автомобиле ВАЗ 2109.

Снижение уровня антифриза

В результате падения уровня рабочей жидкости отопительный узел не сможет выполнять свои функции. Особенно если эта проблема случилась зимой, печка просто не будет греть. Утечка антифриза чревата перегревом ДВС.

Как устранить эту проблему?

Для устранения проблемы выполняются следующие действия:

  1. Производится тщательная диагностика всех составляющих компонентов системы охлаждения. Если хладагента не хватает, вероятнее всего, проблема заключается в его утечке в результате механического повреждения одной из деталей. Поломке могут быть подвержены термостат, расширительный бачок, радиатор, со временем изнашиваются патрубки системы, через них тоже может происходить утечка. О повреждении радиатора сообщит лужа в салоне автомобиля, в районе переднего пассажирского кресла. Все поврежденные компоненты подлежат замене.
  2. Не всегда проблему можно определить визуально. К примеру, если пробита прокладка ГБЦ, то антифриз будет уходить в двигатель, из-за этого его уровень будет снижаться. Надо убедиться, что в моторной жидкости нет следов хладагента, а в охлаждающем веществе — жирных следов смазки.
  3. Иногда утечка происходит через сливную пробку, если на ней изнашивается уплотнитель. Для решения проблемы этот элемент подлежит замене.
  4. После того как проблема будет решена, в системе возобновляется объем жидкости до нормы.

Подробно о поиске места утечки хладагента рассказал пользователь Сергей Серж.

Неисправность крана печки

Чаще всего наши соотечественники сталкиваются с проблемой поломки краника радиаторного устройства. Решить такую неисправность можно только путем замены детали.

Как заменить кран печки на ВАЗ 2109 своими руками?

Чтобы поменять устройство, из системы охлаждения надо слить весь хладагент. Потребуется демонтаж радиаторного узла.

Какие инструменты потребуются для проведения замены?

Заменять устройство надо после подбора всех компонентов:

  • новый кран, лучше использовать керамическое либо шаровое устройство;
  • набор уплотнительных резинок и прокладок, обычно входит в комплектацию крана;
  • средство WD-40;
  • строительная щетка по металлу;
  • комплект торцевых и накидных ключей;
  • две отвертки с разными наконечниками;
  • силиконовый герметик;
  • емкость для сбора хладагента;
  • новая охлаждающая жидкость.
Инструкция по замене крана печки

Руководство по ремонту:

  1. Машина загоняется на яму, под колеса ставятся опоры. Выполняется натяжка рычага стояночного тормоза.
  2. Под радиаторный узел подставляется емкость, на устройстве выкручивается пробка, выполняется слив хладагента.
  3. После слива хладагента надо ослабить хомуты, фиксирующие магистрали от мотора к кранику печки. С помощью щетки выполняется зачистка резьбовых соединений. С использованием средства WD-40 производится обработка соединительных мест и их очистка. Без этого возникнут сложности в демонтаже краника.
  4. Хомуты полностью выкручиваются с помощью отвертки.
  5. По очереди производится отсоединение магистралей. Из них может выходить хладагент, поэтому под патрубки желательно подставить емкость.
  6. В салоне машины производится демонтаж накладки центральной консоли. При необходимости отсоединяются магистрали. Но их необязательно снимать, если они целые и их замена не требуется. Внутри магистралей может остаться часть хладагента.
  7. Из-под днища машины откручиваются гайки, которые крепят кран. Для этого потребуется торцевой ключ на 10.
  8. В салоне авто надо потянуть на себя краник и произвести демонтаж пружинного крепления. Затем от него отключается трос управления.
  9. Выполняется демонтаж старого устройства. Перед установкой нового краника производится подсоединение тросика. Затем новый кран закручивается на корпусе авто. Процедура сборки выполняется в обратном порядке.
  10. При соединении магистрали надо пользоваться силиконовым герметиком. Это позволит снизить вероятность образования течи через соединительные места. В конце закручивается пробка сливного отверстия. В завершение систему надо заправить новым хладагентом.

При замене крана печки на автомобиле ВАЗ 2109 нельзя использовать старые уплотнители.

Подробное руководство по замене краника представлено каналом Овер 9000.

Что делать, если из печки дует холодный воздух?

Если отопительный узел не греет, это может быть связано с описанными выше неисправностями. Но иногда причина кроется в работе электродвигателя отопительной системы. Решение проблемы заключается в замене устройства.

Последовательность действий при ремонте устройства

Процедура замены выполняется так:

  1. В моторном отсеке открываются пять винтов, которые фиксируют пластмассовую накладку, расположенную под лобовым стеклом. Затем она демонтируется.
  2. Производится снятие уплотнительной резинки моторного отсека.
  3. Демонтируется пластиковый кожух, расположенный посредине под лобовым стеклом. За этой накладкой располагается электромотор печки. По бокам от устройства располагается два винта, их надо выкрутить.
  4. Следующие действия производятся в салоне. Надо просунуть руку под центральную консоль со стороны водителя. Нащупав штекер положительного проводника, его нужно отключить — это провод питания моторчика. Действовать из моторного отсека нельзя, поскольку к самому электродвигателю проводники припаяны.
  5. Здесь же, под центральной консолью, располагается отрицательный проводник. Он фиксируется с помощью гайки, для ее откручивания потребуется время. Гайку надо нащупать рукой, а затем ключом трещоткой и головкой открутить. Из салона электроцепи проталкиваются через уплотнительный элемент в отверстие между подкапотным пространством и салоном.
  6. Затем электродвигатель системы отопления проворачивается под разными углами, чтобы его можно было снять. Устройство извлекается с правой стороны, если смотреть по ходу движения машины. Из моторного отсека электромоторчик демонтируется и меняется на новый.

Видео «Руководство по демонтажу моторчика печки»

Пользователь Коп Карельских Земель представил подробное руководство по демонтажу электродвигателя отопительной системы на ВАЗ 2109.

Сбой в работе вентилятора печки выявляется при включенном приборе, во время переключения его скоростей. Если, вместо обычных звуков работающего вентилятора, появились воющие звуки, или звуки вовсе исчезли, значит, вентилятор неисправен. Если звук появляется лишь на какой-то одной скорости, а на других – отсутствует, значит, неисправен или переключатель, или резистор. Смотрите видео «Не работает печка – поиск неисправностей» ниже.

Вентилятор печки обычно не работает по следующим причинам:

1. Нарушен контакт в монтажном блоке. Проблема решается либо заменой всего соединения, либо зачисткой контакта, в случае его окисления.

2. Вышло из строя реле зажигания. При этой неисправности вентилятор печки начинает работать только после того, как автомобиль прогрелся. Требуется замена реле.

3. Вышел из строя предохранитель. В блоке предохранителей он имеет маркировку F-7 и, если он выйдет из строя, то не будут работать и некоторые другие приборы, такие как прикуриватель, омыватель фар и пр. Обычно предохранитель перегорает по причине короткого замыкание в электосети, поэтому нужно заменить предохранитель и одновременно проверить всю электрическую цепь, чтобы найти проблемное место, в котором и происходит замыкание.

4. Неисправность добавочного резистора мотора печки можно подозревать, если, как уже было сказано, печка работает только на одной, третьей скорости. Решение проблемы: замена резистора.

5. Неисправность переключателя печки, как правило, имеет место в тех случаях, когда резистор поменяли, а вентилятор печки продолжает работать только на одной скорости. Тогда нужно проверить цепь и переключатель.

Как проверить переключатель отопителя? Очень просто:

  • нужно взять лампочку 12В, припаять к ней 2 проводка,
  • , чтобы добраться до переключателя,
  • включить зажигание,
  • минус лампочки подсоединить к массе, плюс – к выходам добавочного резистора, обозначенным на схеме ниже, номерами 1, 2, и 3. Если лампочка при этом будет гореть, значит, с переключателем все – в порядке,
  • в противном случае (лампочка не горит) – нужно подключить ее к «плюсу» переключателя печки (желто-синий провод на схеме). Если лампочка не будет гореть, значит, в электрической цепи есть обрыв, или вышел из строя предохранитель.

На схеме: 44 – моторчик вентилятора, 45 – дополнительный резистор, 46 – переключатель печки

6. Вышел из строя моторчик вентилятора. Это не так часто, но все же случается, когда не работает вентилятор печки. Нужно проверить надежность контакта моторчика с массой вентилятора, не произошло ли это, вследствие перегрева моторчика, а также исключить возможность залипания в его щетках.

Видео: Не работает печка – поиск неисправностей

Если видео не показывает, обновите страницу или

Статья о том, почему может не греть печка в салоне автомобиля, и как это исправить. Важные советы. В конце статьи - видео о том, почему в машине не греет печка.


Содержание статьи:

Наступают первые морозы, и многие автовладельцы столкнулись с проблемой отопления машины – в салоне печка греет либо слабо, либо не работает совсем. Данная неисправность приносит дискомфорт, поскольку в автомобиле холодно, а также негативно влияет на безопасность движения – стекла замерзают и видимость значительно ухудшается.

Причины некачественной работы печки


Причин, по которой печка работает неудовлетворительно, может быть несколько, рассмотрим основные из них.

Перед началом поиска неисправности необходимо внимательно ознакомиться с устройством и принципом работы системы отопления автомобиля. Устройство отопителя салона на всех машинах практически одинаковое, состоит он из основных элементов:

  • мотор-вентилятор;
  • система воздуховодов;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • теплообменник печки;
  • кран для регулировки подачи охлаждающей жидкости;
  • блок управления работой отопителя;
  • заслонки с механическим или электрическим приводом.
Как правило, причина кроется в одном из этих элементов:

Неисправность блока управления работой отопителя

Неисправный блок управления (контроллер) выявляется нестабильной работой вентилятора в определенных режимах. Некорретно работающий датчик температуры воздуха в салоне машины также может влиять на работу блока – он будет давать неверные команды, и обеспечить комфортную температуру в автомобиле будет невозможно.

Выход из строя крана подачи антифриза

Данная неисправность очень часто встречается в автомобилях российского производства. Происходит механическая выработка или закисание крана, передавливаются или пересыхают уплотнительные резиновые элементы.

В этом случае кран подлежит замене, причем замену желательно производить вместе с радиатором.

Салонный фильтр

Многие автолюбители пренебрежительно относятся к салонному фильтру - его либо никогда не меняет, либо просто выбрасывают. Но не стоит забывать, что забитый салонный фильтр может стать препятствием для поступления теплого воздуха в салон автомобиля.

Неисправность вентилятора

Бывает, что выходит из строя моторчик вентилятора. Это может выражаться в свисте при его работе, постоянном изменении скорости вращения от минимального до максимального и наоборот. При такой поломке радиатор отопителя может быть горячим, но этого будет недостаточно для обогрева салона.

Основные причины такой работы мотора – стирание графитовых щеток коллектора, выход из строя подшипника вала. Если мотор не работает вообще, необходимо проверить предохранитель или реле в электрической цепи питания.

Термостат


Это устройство непосредственно участвует в регулировании кругов циркуляции охлаждающей жидкости. При прогреве двигателя сразу после запуска циркуляция антифриза происходит по малому кругу, в котором участвует рубашка охлаждения двигателя и печной радиатор.

При достижении двигателем рабочей температуры открывается большой круг циркуляции, в который добавляется главный радиатор системы охлаждения.

Неисправный термостат будет непосредственно влиять на температуру в салоне машины. Он имеет два рабочих положения: отрытый и закрытый. Выход его из строя характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.

  • Если термостат заклинило в открытом положении, то это становится понятно по температуре охлаждающей жидкости. При езде на высоких передачах она будет ниже нормы, соответственно, температура воздуха в машине будет низкой. При езде на низких передачах с частыми остановками и разгонами температура жидкости будет нормальной.
  • При заклинивании термостата в закрытом положении температура охлаждающей жидкости будет в норме, если ездить на 4-й и 5-й передачах. Но езда в городском режиме вызовет повышение температуры антифриза, поднимется и температура воздуха внутри автомобиля. Но из-за высокой температуры охлаждающей жидкости возможен перегрев двигателя, что чревато выходом его из строя.

Забит теплообменник отопителя

Со временем внутри радиатора образуются отложения, состоящие из грязи и посторонних примесей, так или иначе присутствующих в системе охлаждения. Также причиной таких наростов в патрубках может быть сам антифриз, если он некачественный.

Также внутренние полости теплообменника могут забиваться из-за неправильного смешивания антифриза. Например, категорически запрещено к антифризу марки G13 добавлять G11. Образовавшийся осадок вскоре выведет из строя радиатор.

Кроме того, снаружи теплообменник может забиваться пылью, грязью, насекомыми, опавшей листвой.

Завоздушенная система охлаждения

Если в систему охлаждения мотора машины попал воздух, печка не сможет полноценно выполнять свою функцию.

Воздух может попадать из-за негерметичности головки блока цилиндров, которая устраняется путем установки новой прокладки.

Завоздушить систему можно и выполняя техническое обслуживание автомобиля, когда меняется охлаждающая жидкость. Рекомендации по развоздушиванию системы охлаждения можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.


Следует также проверить и уровень антифриза. Если в системе его недостаточно, радиатор печки не сможет прогреться до необходимой температуры. В салон воздух будет поступать, но он будет либо чуть теплый, либо холодный.

В этом случае необходимо довести антифриз до нормы, залив его в расширительный бачок. Если уровень вновь снижается – проверить все шланги и патрубки на наличие течи.

Следует также осмотреть основной радиатор и печной. При наличии течи радиатор меняется. Хотя в продаже имеется большой ассортимент специальных герметиков для радиаторов, не рекомендуется их использовать, поскольку надежность таких средств обычно низкая.

Неисправная помпа

Помпа (водяной насос) предназначена для принудительной циркуляции антифриза по системе охлаждения двигателя, в том числе для обеспечения работы печки.

Помпа – это металлический цилиндр, внутри которого установлена крыльчатка, насаженная на шкив. При вращении шкива крыльчатка проталкивает жидкость от блока двигателя по патрубкам к радиаторам.

Помпа обычно приводится во вращение через ременной передачу, хотя иногда встречается и электрический привод.

Основные неисправности помпы:

  • Износ внутренней части крыльчатки. Плохое качество металла либо агрессивное воздействие охлаждающей жидкости приводят к тому, что при фактическом вращении шкива помпы циркуляция антифриза очень слабая, соответственно, печка работать не будет.
  • Обрыв ремня от коленчатого вала двигателя. В этом случае вращение помпы будет невозможно – в результате печка не работает, а двигатель перегревается.
  • Механическое заклинивание. Помпа просто не вращается, циркуляции антифриза нет.
При всех этих поломках поможет только замена. Причем «умирающую» помпу можно диагностировать по характерному свисту под капотом при работающем двигателе и по температуре шлангов: если шланг до помпы горячий, а после нее холодный, то следует произвести замену, не дожидаясь ее полного выхода из строя.

Профилактика работы печки в салоне


Чтобы печка не подвела в самое неподходящее время, необходимо соблюдать простые правила:
  • Качественный антифриз. От его свойств зависит работа не только печки, но и двигателя. Необходимо использовать только хороший антифриз и регулярно производить его замену согласно требованиям производителя авто.
  • Чистый радиатор. Снаружи грязь и насекомых на радиаторе можно устранить с помощью пылесоса. Внутренние полости можно очистить с помощью специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя.
  • Салонный фильтр. Грязный салонный фильтр ухудшает не только интенсивность нагрева салона, но и в целом систему вентиляции и кондиционирования. А поскольку в забитом фильтре часто содержится пыльца различных растений, то езда в такой машине для аллергиков может закончится обострением заболевания.

Когда считать работу печки ненормальной

Считается, что если на улице -25 градусов, то исправно действующая система отопления должна обеспечивать температуру не менее +16 градусов снизу салона и +10 у его потолка. Если эти значения ниже, то печка неисправна.

Следует помнить, что чем больше лет автомобилю, тем больше внимания следует уделять обслуживанию системы отопления. Соблюдение всех вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет поддерживать ее в исправном состоянии, независимо от года выпуска и марки машины.

Видео о том, почему не греет печка в салоне автомобиля:

Система отопления любого автомобиля предназначена для создания и поддержания в салоне комфортного микроклимата. Печка ВАЗ 2114/15 считается довольно надёжной. Тем не менее периодически требуется её обслуживание и ремонт. Всё это можно сделать самостоятельно.

Устройство и принцип действия печки ВАЗ 2114/15

Система отопления ВАЗ 2114/15 предназначена для нагревания поступающего в салон воздуха. Её устройство в автомобилях с инжекторным и карбюраторным двигателем одинаково. Нагретая мотором охлаждающая жидкость (ОЖ) поступает из системы охлаждения в радиатор печки, который обдувается вентилятором. Создаваемый таким образом поток тёплого воздуха через систему воздуховодов поступает в салон. Интенсивность и направление воздушных потоков регулируется с помощью дефлекторов и заслонок. Система отопления салона ВАЗ 2114/15 может работать в нескольких режимах.

Печка ВАЗ 2114/15 устроена довольно просто: 1 - отопитель в сборе; 2 - кожух защитный; 3 - уплотнитель; 4 - воздухопровод передний; 5 - воздухопровод задний; 6 - воздухопровод задний; 7 - сопло правое; 8 - воздухопровод боковой правый; 9 - сопло боковое правое; 10 - корпус промежуточный; 11 - сопло центральное; 12 - тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 13 - рычаги управления отопителем; 14 - рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла; 15 - рукоятка управления отопителем; 16 - пластина символов; 17 - рукоятка управления заслонкой обогрева ног; 18 - воздухопровод правый; 19 - воздухопровод обогрева салона; 20 - тяга заслонки управления отопителем; 21 - тяга управления краном отопителя; 22 - кран отопителя; 23 - тяга заслонки обогрева ног

Устройство печки

Печка ВАЗ 2114/15 состоит из следующих элементов:

  1. Вентилятор.
  2. Заслонка обдува лобового стекла.
  3. Распределительная заслонка, направляющая потоки воздуха к центральному и боковым дефлекторам, в нижнюю и верхнюю часть салона.
  4. Управляющая заслонка.
  5. Радиатор печки.
  6. Воздуховод, направляющий поток воздуха в ноги.
  7. Внутренний воздуховод.
Печка состоит из вентилятора, заслонок, радиатора и воздуховодов. Синим и красным цветом обозначены, соответственно, потоки холодного и горячего воздуха

Предохранитель печки и причины его выхода из строя

Часто причиной неисправности большинства узлов и систем автомобиля становится перегоревший предохранитель. Не является исключением и печка. Выход из строя предохранителя системы отопления номиналом 30А приводит к остановке электродвигателя вентилятора, и воздух перестаёт поступать в салон. В этом случае в блоке предохранителей находят элемент с маркировкой F7 и меняют. Номинал нового предохранителя тоже должен быть 30А. Если вентилятор после этого не заработал, проблему следует искать в другом месте.


Предохранитель печки F7 находится в монтажном блоке под капотом со стороны водителя

Часто определить, что перегорел именно предохранитель, бывает непросто. Он может выйти из строя при коротком замыкании в электропроводке, неисправности электродвигателя, сильном засорении фильтра салона и в ряде других ситуаций. Сложность заключается в том, что предохранитель F7 одновременно входит в электрическую цепь обогрева заднего стекла, отвечает за прикуриватель, подсветку бардачка и электродвигатель омывателя фар. При выходе его из строя все эти узлы работать не будут.

Расположение реле системы отопления

Причиной неработающей печки может стать реле, которое в процессе эксплуатации изнашивается. Ремонту оно не подлежит и сразу меняется на новое. Расположено реле под панелью приборов в блоке предохранителей.


Реле печки располагается под панелью приборов в блоке предохранителей

Переключатель режимов печки

Переключатель режимов или регулятор печки установлен на центральной консоли, которую при его ремонте или замене придётся демонтировать. При выходе переключателя из строя перестаёт работать электродвигатель вентилятора.


Регулятор печки расположен на центральной консоли с левой стороны

Диагностика неисправностей системы отопления

Неисправности системы отопления сопровождаются следующими симптомами:

  • не работает вентилятор;
  • в салон поступает холодный воздух;
  • не работает заслонка;
  • наблюдается утечка ОЖ;
  • печка начинает издавать нехарактерные звуки (свистит, гудит, журчит);
  • из воздуховодов отопителя появляется пар или дым.

Почему печка не работает или не нагревает воздух

Если печка вышла из строя, она или совсем не работает, или работает, но не нагревает воздух. В первом случае сначала проверяют электропроводку вентилятора, начиная с предохранителя F7. Если предохранитель перегорел, его меняют. Затем проверяют реле, которое может включаться не с первого раза или только на прогретом моторе. В этом случае реле меняют на новое.

Затем оценивается исправность электродвигателя. Для этого к его контактам напрямую подают питание с аккумулятора. Если электродвигатель начнёт работать на максимальных оборотах, то он исправен. В противном случае потребуется его ремонт или замена.

Регулировка интенсивности воздушного потока осуществляется с помощью резистора, имеющего две спирали с сопротивлениями 0,82 Ом и 0,23 Ом. В первом режиме ток поступает через обе спирали, во втором - только через спираль сопротивлением 0,23 Ом, в третьем - минуя спирали, то есть совсем без сопротивления. Если резистор неисправен, вентилятор будет работать только в третьем режиме на максимальной скорости (рукоятка в крайнем правом положении). Проблема решается заменой резистора, который расположен с водительской стороны над педалью акселератора.


При неисправном резисторе вентилятор печки сможет работать только на максимальной скорости

Если в салон поступает холодный воздух, причиной этого может быть:

  1. Воздушная пробка. Она могла образоваться при замене ОЖ, при разгерметизации системы или недостаточном количестве ОЖ в системе. Для удаления пробки снимают патрубок радиатора печки, с помощью лейки доливают тосол до максимума и надевают шланг на место. После запуска двигателя ОЖ под давлением вытеснит остатки воздуха из системы.
  2. Заклинивание крана печки. Это происходит в случае, если кран изначально открывался не до конца, и в процессе эксплуатации на внутренней поверхности образовалась окись, накипь, препятствующие нормальной циркуляции жидкости. Кран можно попытаться открыть с помощью плоскогубцев или сразу заменить на новый.
  3. Засорение радиатора печки. При использовании низкокачественной ОЖ соты радиатора могут забиться. Проблема решается промывкой или заменой теплообменника. Целесообразность промывки определяется масштабом загрязнений.
  4. Установка некачественного радиатора. В бракованном изделии соты могут быть неправильно спаяны. Радиатор следует заменить.
  5. Низкое давление в системе охлаждения. Если на повышенных оборотах теплоотдача увеличивается, необходима замена помпы.
  6. Низкий уровень ОЖ. Необходимо проверить уровень и при необходимости долить антифриз.
  7. Повреждение крыльчатки вентилятора печки. Крыльчатка тщательно осматривается и при обнаружении механических повреждений меняется.
  8. Загрязнение фильтра салона. При его сильном загрязнении мощности электродвигателя не хватит для нагнетания тёплого воздуха в салон. Фильтр меняется на новый.
  9. Повреждения прокладки ГБЦ. Если пробита прокладка ГБЦ, из выхлопной трубы пойдёт белый дым. Проблема решается заменой прокладки с демонтажем головки блока цилиндров.

При засорении печки тёплый воздух перестанет поступать в салон

Не работают заслонки печки

Распределение потоков воздуха по салону осуществляется заслонками, которые, в свою очередь, управляются с помощью тросиков. При выходе этих тросиков из строя возникают проблемы с направлением воздушного потока на лобовое стекло или в область ног. Кроме этого, начинает некорректно работать заслонка, перекрывающая поток воздуха с улицы. В этом случае требуется регулировка приводов заслонок.

Такие ситуации могут возникнуть даже на новой машине. Из нижних, верхних и боковых дефлекторов начинает поступать чуть тёплый воздух, а из центральной консоли - горячий. Это связано с низким качеством сборки. Между стыками воздуховодов и заслонок остаются щели, что приводит к поступлению тёплого воздуха только из центральной консоли и обогреву панели изнутри.

Тросик привода всегда натянут. Поэтому со временем он перегибается, обламывается или растягивается. В этом случае необходима регулировка привода заслонок, которую выполняют в следующем порядке:

  1. В печке ищется скоба, с помощью которой оболочка тросика удерживается на корпусе отопителя.
  2. Отводится на себя рычажок из оцинкованного металла, расположенный с левой стороны. Это положение соответствует максимальному открытию заслонки.
  3. Подтягивается и регулируется длина троса. Длинный рычажок на блоке рычагов в крайнем правом положении должен полностью открывать заслонку.
  4. После регулировки тросик надёжно фиксируется.

Видео: ремонт печки на примере ВАЗ 2114

Почему из печки течёт антифриз

Утечка ОЖ в системе отопления может происходить из:

  • радиатора печки;
  • крана печки;
  • патрубков печки.

Если утечка ОЖ происходит из радиатора, его обычно меняют на новый. Ремонт с целью восстановления герметичности обычно сложен и трудозатратен. Кроме того, если радиатор давно эксплуатируется, его трубки забиваются отложениями и грязью, и, как следствие снижается теплоотдача.

Кран открывает и закрывает подачу ОЖ в радиатор, тем самым регулируя тепло в салоне. Со временем он может начать подтекать, о чём будет свидетельствовать характерный запах тосола в салоне, лужа на полу со стороны пассажирского сиденья и снижение уровня ОЖ в расширительном бачке. Кран ремонту не подлежит и в таких случаях меняется целиком.


Если радиатор печки начал протекать, его обычно меняют на новый

Причиной утечки ОЖ из патрубков обычно является их износ - резина со временем стареет и трескается. При диагностике проблемы нужно протереть предполагаемые места течи ветошью и понаблюдать за отводящим и подводящим патрубками на прогретом двигателе. Изношенные шланги всегда меняются на новые.

Печка издаёт гул, свист, журчание

Причиной нехарактерных звуков (свист, гул, журчание и т. п.) со стороны отопителя обычно является неисправный электродвигатель. Отсутствие смазки, загрязнения, износ подшипников и втулок - все это приводит к тому, что моторчик начинает свистеть. Он снимается, разбирается и чистится, а трущиеся элементы смазываются. При сильном износе подшипников моторчик будет издавать не свист, а гул. В такой ситуации смазка может не помочь, и электродвигатель потребуется заменить.

Из печки идёт пар

Иногда из печки начинает идти пар. Причиной этого является течь радиатора отопителя. Вытекающая ОЖ попадает на горячий корпус радиатора и начинает быстро испаряться, а в салоне появляется запах тосола. Для устранения проблемы потребуется разборка печки и замена теплообменника.

Иногда белый пар идёт из-под капота и попадает в салон. Это происходит при попадании тосола на горячие коллектор или штаны выхлопной системы. В этом случае потребуется найти место течи и устранить её. Чаще всего причиной являются повреждённые патрубки.

Как разобрать печку ВАЗ 2114/15

Печка на ВАЗ 2114/15 расположена в крайне неудобном месте. Для её демонтажа и разборки потребуются:

  • крестообразная и шлицевая отвёртки с короткими и длинными ручками или шуруповёрт;
  • набор гаечных ключей;
  • ёмкость и резиновый шланг для слива ОЖ;
  • ветошь, кусок клеёнки.

Демонтаж радиатора печки

Демонтаж радиатора печки осуществляется в следующем порядке:

  1. На холодном двигателе сливается ОЖ.
  2. Откручивается саморез, расположенный за пластмассовой заглушкой.
  3. Демонтируется бардачок. Для этого сначала снимается нижняя часть, а затем крышка с лампой освещения. Затем откручиваются шесть саморезов крепления верхней части. Слегка надавив и повернув, верх бардачка опускается и вытаскивается.

    Для обеспечения доступа к печке необходимо снять перчаточный ящик

  4. Отворачиваются саморезы крепления щитка приборов.

    Щиток приборов крепится четырмя саморезами

  5. Откручиваются крепления и снимается пластиковый кожух рулевой колонки.

    При демонтаже радиатора печки нужно снять кожух рулевой колонки, открутив его крепления

  6. Вынимается штекер из гнезда прикуривателя, отсоединяются разъёмы питания магнитолы. Магнитола извлекается из посадочного места.

    Из гнезда прикуривателя вынимается колодка и отсоединяются провода от магнитолы

  7. Выкручиваются саморезы с правой и левой стороны консоли.

    Центральная консоль крепится саморезами с двух сторон

  8. Снимаются ручки регулировки положения заслонок и переключатель режимов печки.

    С рычагов управления заслонками снимаются пластиковые рукоятки

  9. На консоли отсоединяются мешающие для её полного демонтажа разъёмы. Разъёмы маркируются для удобства последующей сборки.
  10. Отсоединяется колодка подсветки пепельницы.
  11. Выворачиваются два самореза от диагностического разъёма. Снимается центральная консоль.

    После удаления всех крепежных элементов и электрических разъемов центральную консоль можно снять

  12. С левой и правой стороны откручиваются саморезы крепления металлической основы.
  13. Отворачиваются крепления торпедо.

    С левой и правой стороны торпедо откручиваются по два самореза

  14. В центре выкручиваются четыре шурупа крепления металлической конструкции.

    Железная конструкция по центру крепится четырьмя шурупами, которые необходимо вывернуть

  15. Вынимается электронный блок управления, расположенный под консолью.

    Электроный блок управления расположен под центральной консолью

  16. Для обеспечения доступа к печке торпедо приподнимается домкратом.
  17. Во избежание вытекания тосола на пол под патрубки отопителя подстилается клеёнка и ветошь.
  18. После снятия патрубков и слива остатков ОЖ радиатор печки можно вытащить из посадочного места наружу

Видео: демонтаж печки ВАЗ 2114

Замена и подключение печки

Установка нового радиатора печки производится в обратном порядке. При установке резиновых шлангов их рекомендуется обработать герметиком. При подключении электрических разъёмов следует использовать нанесённую в процессе разборки маркировку.

После сборки в систему заливается ОЖ. Чтобы не образовалась воздушная пробка, с дроссельного узла, предварительно ослабив хомут, снимают шланг. Антифриз в расширительный бачок следует заливать медленно, наблюдая за отсоединённым шлангом. Как только из него польётся ОЖ, шланг следует надеть обратно на штуцер и затянуть хомут. Если все выполнено правильно, работа печки не вызовет нареканий.


При установке нового радиатора печки патрубки рекомендуется предварительно обработать герметиком

Ремонт электродвигателя вентилятора

При неисправности электродвигателя его следует прежде всего снять, а затем определить целесообразность ремонта. Необходимо оценить состояние щёток, якоря, обмоток, проверить целостность изоляции проводов. Место прилегания щёток на якоре можно зачистить нулевой наждачной бумагой. Следует также уделить внимание втулкам и подшипникам - очистить трущиеся части от загрязнений и нанести смазку (например, «Литол»). Все элементы со следами износа подлежат обязательной замене.


Для оценки целесообразности ремонта электродвигателя его необходимо снять

Ремонт радиатора печки

Обычно при обнаружении механических повреждений радиатор печки меняют на новый. Однако некоторые автовладельцы пытаются устранить трещины и пробоины с помощью пайки. Медный радиатор довольно легко поддаётся пайке, и восстановить его гораздо проще, чем алюминиевый. Для ремонта алюминиевого теплообменника потребуется специальный флюс и припой для лужения, а также мощный паяльник. Повреждённый участок сначала очищается от грязи и обезжиривается. Затем на него паяльником наносят флюс и припой. После пайки радиатор рекомендуется проверить под давлением, чтобы убедиться в отсутствии протечки.

Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15

Повысить эффективность работы печки можно с помощью очистки и промывки радиатора. Процедуру можно выполнить без демонтажа радиатора и с демонтажем. В первом случае потребуется снять отводящий и подводящий патрубки с отопителя и залить в него раствор для промывки. В качестве такого раствора используют лимонную кислоту, чистящие средства для сантехники (например, «Крот») и т. п. Затем радиатор промывают проточной водой и заливают ОЖ. Более качественно почистить радиатор можно, сняв его с автомобиля. Это позволит промыть его не только изнутри, но и снаружи, удалив грязь между сотами. Промывку обычно проводят проточной водой.

Если после выполнения этих процедур печка лучше работать не стала, радиатор необходимо заменить.

Видео: промывка радиатора печки

Таким образом, диагностировать неисправность и определить причину плохого обогрева салона ВАЗ 2114/15 своими руками довольно просто. Самостоятельный ремонт и замена отдельных элементов системы отопления также не представляют большой сложности. Достаточно лишь точно выполнять рекомендации специалистов.

Автомобиля (печка) предназначен не только для создания комфортных условий для водителя и пассажиров в холодное время. Его роль заключается еще и в том, чтобы обеспечивать надлежащий обзор, обдувая ветровое стекло теплым воздухом, удаляя с него изморозь и влагу. В вряд ли вы сможете нормально ездить без включенного отопителя.

Но иногда случается, что печка отказывается работать, причем в самый неподходящий момент. К сожалению, для наших машин это не редкость.

Если вдруг обнаружите, что в вашем ВАЗ-2110 перестала работать печка, не спешите на станцию технического обслуживания, уделите несколько минут самостоятельной ее диагностике. Если повезет, ее можно будет починить своими руками, ну а если нет, то вы хотя бы будете знать, в чем проблема.

Особенности конструкции отопителя ВАЗ-2110

Конструкция системы вентиляции и отопления салона «десятки» существенно отличается от автомобилей семейства «Самара». Она более сложна, но и более эффективна. Во-первых, здесь нет крана отопителя, т. е. охлаждающая жидкость, циркулируя по большому кругу, постоянно заходит в его радиатор. Поэтому, если не работает печка ВАЗ-2110, не стоит сразу грешить на краник и искать его. Температура воздуха, поступающего в салон, регулируется заслонкой с приводом от электрического микродвигателя, управление которым осуществляется вручную при помощи специального регулятора, а также автоматически контроллером автомобиля.

Во-вторых, ручная регулировка происходит не по принципу «теплее-холоднее», а путем создания желаемой температуры специальным переключателем.

В-третьих, в салоне «десятки» имеется датчик температуры, ориентируясь на показания которого, электронный блок управления машины может самостоятельно регулировать температуру и распределять воздушные потоки.

Не работает печка ВАЗ-2110: причины

Разберемся, с какими неисправностями отопителя нам, возможно, придется столкнуться. Сразу обозначим, что если не работает печка ВАЗ-2110, это не значит, что вся ее конструкция сразу вышла из строя. Обычно причиной этого является поломка одного из его элементов.

Прежде чем приступить к диагностике и поиску возможной проблемы, необходимо четко определить для себя, как именно не работает печка ВАЗ-2110: не дует вообще, дует холодный воздух или дует чуть теплый воздух. Ориентируясь на эти признаки, и можно будет сделать вывод, какой именно из этих элементов вышел из строя: вентилятор, заслонка, термостат, радиатор отопителя или даже салонный фильтр.

Что не так с вентилятором

Первая и наиболее часто встречающаяся причина, по которой не работает печка ВАЗ-2110, - не работает вентилятор. Однако и здесь может быть несколько вариантов:

  • вышедший из строя предохранитель контроллера отопителя;
  • неисправность переключателя режимов на блоке управления;
  • неисправность привода (электродвигателя);
  • обрыв проводки.

Включите зажигание и установите ручку переключения режимов вентилятора в любое положение, кроме выключения. Если при этом вы не услышите характерного гула и не почувствуете движения воздуха из дефлекторов, можете быть уверены: причина того, что не работает печка ВАЗ-2110, - не работает вентилятор отопителя.

Проверяем предохранитель

Начнем с самого простого. Поднимаем капот и находим там а в нем - предохранитель F-18. Его нужно вынуть из посадочного гнезда и проверить тестером на пригодность. Есть еще один способ проверки, и он гораздо проще. В «десятке» этот предохранитель отвечает за безопасность не только контроллера отопителя, но и лампы подсветки бардачка, а также прикуривателя.

Включите зажигание, откройте бардачок и посмотрите на лампу. Если она раньше горела, а сейчас нет, скорее всего, причина одна и та же, по которой не работает печка ВАЗ-2110. Предохранители для вентилятора отопителя рассчитаны на 25 А. Учтите это при замене.

Переключатель, электропривод и проводка

Проверить исправность переключателя вентилятора немного сложнее. Для этого потребуется снимать блок управления и тестером в режиме омметра диагностировать резистор переменного сопротивления.

Чтобы проверить сам электропривод, необходимо снять декоративные накладки возле ветрового стекла с наружной стороны и демонтировать электродвигатель. Определить его исправность можно, подключив контакты привода напрямую к клеммам аккумулятора.

Что касается проводки, то ее целостность проверяется тем же тестером в режиме вольтметра на контактах электродвигателя вентилятора. Если напряжение на них есть (в режиме включенного привода), значит, проводка целая. В обратном случае лучше обратиться к автоэлектрику.

Не работает печка ВАЗ-2110: дует холодный воздух

А вот холодный воздух из дефлекторов может свидетельствовать о том, что:

  • заслонку заклинило в положении, которое перекрывает поступление теплого воздуха от радиатора отопителя;
  • неисправен привод заслонки;
  • неисправен переключатель положения заслонки;
  • имеет место непроходимость радиатора отопителя, вследствие чего нагретая охлаждающая жидкость не имеет возможности нормально циркулировать.

Холодный воздух: привод или заслонка

Если не работает печка ВАЗ-2110, дует холодный воздух, первым делом проверяем, пытается ли привод изменить положение заслонки. Для этого включаем зажигание и вращаем переключатель положения. При этом вы должны слышать, работает ли электрический микродвигатель, а также перемещается ли заслонка. Если ничего подобного не происходит, искать проблему нужно в самом переключателе, проверяя его на исправность, или в электродвигателе привода. В любом случае придется демонтировать весь отопитель.

Если же вы слышите, что привод заслонки работает, но она не меняет свое положение, скорее всего, ее попросту заклинило. В «десятках» может встречаться два вида заслонок: пластиковые и металлические. И если последние заклинивает довольно редко, то для пластиковых, которыми комплектовались первые серии ВАЗ-2110, это обычное явление. Дело в том, что пластик под воздействием горячего воздуха деформируется, что, собственно, и приводит к заклиниванию. Чтобы исправить ситуацию, придется демонтировать и разбирать отопитель.

Недостаточно теплый воздух

Бывает и так, что в автомобиле ВАЗ-2110 плохо работает печка, т. е. в салон поступает недостаточно теплый воздух. Здесь может быть две причины:

  • заслонку заклинило в положении, при котором она не полностью открывает доступ воздуха от радиатора отопителя;
  • неисправность термостата;
  • неисправность радиатора печки.

О том, как исправить ситуацию с заслонкой, мы уже говорили выше, а вот термостат и радиатор - это отдельный разговор.

Термостат и радиатор отопителя

Причиной, по которой не работает печка ВАЗ-2110, может быть неисправность одного из элементов системы охлаждения. Речь идет о термостате и радиаторе печки. В первом случае охлаждающая жидкость из-за неисправности термостата будет циркулировать по малому кругу. Естественно, в радиатор отопителя она не попадет. В результате этого в салон будет поступать холодный воздух.

Проверить термостат несложно. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры и поднимите капот. Потрогайте нижний патрубок радиатора охлаждения. Он должен быть горячим (теплым). Если он холодный, можно с уверенностью сказать, что в ВАЗ-2110 перестала работать печка именно по причине заклинившего в закрытом положении термостата. Если же патрубок теплый, проблему следует искать дальше.

Еще одной причиной, по которой не работает печка ВАЗ-2110, может быть неисправность ее радиатора. Чаще всего он становится непроходимым или не полностью проходимым для охлаждающей жидкости, несущей тепло. Происходит это вследствие оседания на внутренней поверхности его трубок накипи и грязи.

Чтобы проверить радиатор отопителя, прогрейте двигатель и найдите в моторном отсеке два его патрубка. Прикоснитесь рукой к ним. Они оба должны быть горячими. Если входной патрубок горячий, а выходной - холодный или чуть теплый, радиатор забит. Проблема его непроходимости решается либо промыванием с использованием специальных жидкостей, либо же заменой элемента.

Не помешает проверить и фильтр

Фильтр салона также может стать причиной неэффективной работы печки. Некоторые автовладельцы годами не обращают внимания на этот элемент системы вентиляции, хотя даже ради себя самого должны производить его замену вместе с другими расходниками.

Засоренный фильтр салона создает серьезное сопротивление забору воздуха, в результате чего вентилятор может не справляться со своей задачей. В этом случае и холодный, и горячий воздух будут поступать в салон слабым потоком.

Напоследок приведем несколько советов, которые, возможно, помогут продлить жизнь отопителя салона вашего автомобиля.

  1. Чтобы неисправность не застала вас врасплох, проверяйте работоспособность печки даже в теплое время, когда она не используется.
  2. Обращайте внимание на работоспособность прикуривателя и лампы подсветки перчаточного ящика. В случае их неисправности проверяйте и печку.
  3. Следите за температурой охлаждающей жидкости в системе. Помните, что ее перегрев может свидетельствовать о нерабочем термостате, а это чревато не только проблемами с обогревом салона, но и выходом из строя всего двигателя.
  4. Не заливайте в систему некачественную охлаждающую жидкость. Это рано или поздно приведет к образованию накипи и непроходимости радиатора отопителя.
  5. Меняйте вместе с масляным и топливным согласно расписанию регламентных работ.