Не долили бензин на заправке куда обращаться. Недолили топлива: как наказать владельца АЗС? Нажимают на пистолет

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% - к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка - больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное - недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% - почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше - в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

Куда жаловаться

Первый путь - обратиться в надзорные органы.

Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, - рассказывает автоюрист Лев Воропаев. - Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя - один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив . За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, - объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики - это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.


Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

Может, но выиграет ли - большой вопрос, - делится опытом Лев Воропаев. - Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

Не любите пачкать руки о заправочный пистолет? Вам по душе услуги заправщика с обязательными чаевыми? Отлично! Но вашей 20-ки этому парню даже на завтрак не хватит. На иномарку он и сам заработает. Вы хотите знать как?

Когда колонка отключится, бензин еще пару секунд будет идти самотеком. Нужно только перекрыть вовремя пистолет. Таким образом 100 грамм до вашего бака не дошли. Они сливаются в припасенную тару.

Заправочные станции со старым оборудованием – золотое дно для мошенников, которые о технической революции даже не слышали. Обманывают народ по старинке. Старые колонки со стрелками сначала показывают отпущенное количество топлива, а уж потом сливают бензин в бак. Едва стрелка ложится на заказанную цифру, как подача топлива отключается оператором. Последний литр – чистая прибыль.

В столице и ее окрестностях не доливать с каждой заправки могут до полутора литра. Чем дальше от Москвы, тем меньше становится порция украденного топлива: у покупателя здесь каждый литр бензина на счету.

Систематический недолив порождает и дает основание к возбуждению уголовного дела по статье 159 «Мошеннические действия», по которой положен штраф в размере до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 5 лет. В крупных компаниях мошенников вычисляют сотрудники службы безопасности и сами сдают их в милицию. Но поймать их непросто, работают они как фокусники.

Нехитрая уловка с досрочным отключением колонки экономит оператору и заправщику АЗС за смену до 200 литров топлива. Умножаем на стоимость литра и получаем неплохую прибавку к зарплате.

Еще один способ: прокол шланга пистолета. Это создает подсос воздуха, который и заполняет ваш бак. С каждой такой заправки не доливают 200 – 300 граммов бензина, и это минимум. За сутки эти граммы могут превратиться литров в 300.

Мошенники на современных АЗС используют электронные жучки, которые позволяют делать недолив в баке. Эти жучки можно заказать умельцам или просто купить на радиорынках. Приспособление для откачки денег из ваших карманов стоит недорого – долларов 200, ничто по сравнению с будущей прибылью. Процессор считает импульсы расходомера топлива в колонке и отражает их на дисплее. Покупатель видит именно их, а не литры в своем баке. Нужно только добавить посторонние импульсы, и все!

С помощью такого устройства дисплей колонки может показать любое количество литров, даже если в ваш бак не попало ни капли, но до такого беспредела конечно не доходит. Управляют таким жучком с операторского места. Кнопку маскируют подо что угодно: пожарная тревога или аварийное отключение насоса. Жучок питается от электроники колонки, причем подключают его к резервному кабелю, который уложили в земле еще во время строительства заправки.

Обязательно сохраняйте чек. С этим документом вы всегда сможете обратиться в службу безопасности компании, продавшей топливо.

Не доливают бензин и на старых заправках и на ультрасовременных. Не хотите скандалить из-за копеек? Да ради бога – продолжайте платить за воду в ваших собственных баках.

Видео

Оставляйте также свои комментарии, что вы об этом думаете.

Федерация автовладельцев России провела проверку российских заправок и пришла к выводу, что нас регулярно обманывают на АЗС. Недолив - норма на 76% заправок. И чем дальше от Москвы, тем выше погрешность

На 76% заправках недоливают бензин

В водительской среде не редкость. В основном это происходит на региональных трассах, подальше от крупных городов и федеральных сетей АЗС. Хотя последние тоже грешат неточностью, но гораздо реже, чем их младшие братья.

Но одно дело - бездоказательные роптания в водительской среде, и совсем другое - контрольная закупка, проведенная ФАР. Представители федерации действовали тайком. Просто заезжали на заправки в разных регионах страны и покупали топливо. Заливали не в бак, а в специальную емкость, установленную в авто с разрешения ГИБДД. Внешне процедура заправки мало чем отличалась от того, через что проходили тысячи других машин.

Как только бензин попадал в «бак», представители ФАР просили мерное устройство, которое должны предоставлять по первому требованию водителя на каждой АЗС. Выводы не обнадеживают. В среднем недоливают около 5 процентов оплаченного бензина, а максимальный недолив составил 19 процентов.

«Проблема в том, что почти нереально. В баке всегда есть какое-то количество топлива. Датчик редко показывает точное содержание бензина в системе, до 100 грамм. Вылить топливо из бака невозможно, а значит, доказать, что залили меньшее количество тоже проблемно. Значит, нельзя привлечь к ответственности владельца бензоколонки», - рассказывает сайт Сергей Канаев, представитель федерации автовладельцев России.

Средство защиты у покупателя, получается, только одно: заливать бензин в канистру. Но и оно немного сомнительное: даже такая покупка не гарантирует точности до грамма. Получается, что определить объем могут только контрольные органы по специальной методике, которая учитывает целый ряд параметров, от температуры воздуха до плотности топлива.

«Заправка до полного бака тоже не гарантия. Все меняется каждый раз. Даже если перед вами налили мерник - это не гарантия, что вам нальют ровно десять литров в бак. Через 10-30 секунд система подачи топлива может обновиться и снова недоливать какую-то часть топлива. Это выверенные схемы обмана потребителя, которые приносят крупную выгоду. Нужно привлекать таких продавцов за мошенничество», - уверен Сергей Канаев.

За недолив бензина наказать очень сложно (Источник: globallookpress.com)

Как наказать АЗС за некачественный бензин?

Выход из этой ситуации есть, уверены в Госдуме. Чтобы у владельцев АЗС не было желания наживаться на клиентах, нужно дать покупателю право контроля, а еще - компенсировать время, которое он потратит на доказательство обмана. Компенсация должна быть, естественно, в рублевом эквиваленте. Для этого необходимо внести изменения в закон о защите прав потребителя.

«Покупатель должен иметь возможность наказывать продавца штрафом, в разы превышающим чек. Обсчитали вас на 500 рублей, вы это зафиксировали и можете получить не только однократную стоимость, но и многократную. Такой штраф очень сложно сегодня получить в судебном порядке. А если будет такая модель, то потребитель сможет сам участвовать в наказании рублем. Угроза крупных штрафов и банкротства (если многократно штрафовать) поможет улучшить сферу торговли и человека будут бояться обманывать», - разъясняет сайт депутат Госдумы Олег Нилов.

Парламентарий уверен, что сейчас потребители не спешат ссориться с нечистыми на руку заправщиками. Даже если количество бензина оказалось верным, не факт, что качество будет хорошим. Соответственно, нужно останавливаться где-то на дороге и требовать провести исследование. На это сейчас делают ставку недобросовестные продавцы, разбавляя бензин всякими примесями. Мало кто захочет задержаться на несколько часов, пока будут проводиться все процедуры.

«Получается, что ФАС не успевает рассматривать все жалобы, а у человека нет мотивации самому копаться в этой истории. Поэтому предлагаем ввести компенсацию именно потребителю. Если будет доказано, что товар некачественный, то продавец должен не только компенсировать стоимость, но и заплатить за время, которое потратил человек», - считает парламентарий.

Потребители не хотят ссориться с заправками.

В конце минувшей недели в СМИ появилась информация о выявлении крупного мошенничества, связанного с массовым обманом водителей в южных регионах России. По данным «Росбалта» , удалось задержать хакера, чье программное обеспечение для АЗС позволяло их владельцам при заправке топлива недоливать покупателям от 3 до 7% от общего объема. Речь шла о целом ряде регионов и большом количестве АЗС, и, как следствие гигантских объемах недолитого топлива.

При этом задержанный хакер Дмитрий Заев, по данным издания, ссылающегося на источники в ФСБ, создал «уникальный продукт», с которым сотрудники ведомства еще не сталкивались - он оказался не похож на уже известное программное обеспечение для недолива топлива.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты констатировали, что проблемы с мошенничеством на АЗС действительно существуют. Координатор сообщества «Синие ведерки» несколько лет назад сам стал участником громкого скандала, столкнувшись с вопиющим фактом обмана на АЗС по дороге на юг.

«Мне тогда залили в бак, в котором уже было какое-то количество бензина, якобы 60 литров топлива. При этом его физическая емкость - 55 литров. Когда я вызвал полицию, то контрольный замер показал, что все идеально и никаких отклонений уже не было.

Я прекрасно помню, как в ожидании стражей порядка оператор АЗС перезагрузила систему на другой софт», — рассказал он.

По его словам, внедрение на АЗС специальных программных комплексов, которые позволяют оператору в ручном режиме настраивать «недолив» топлива - распространенное явление, так как они весьма доступны.

«Чаще всего недолив осуществляется при заправке полного бака. Такова особенность этого софта. Если клиент заправляется на круглую сумму, к примеру 500 рублей, система обманывает, но не сильно. Если говоришь просто - полный бак, здесь недолив уже максимальный. А если заправиться на 10 или 20 литров, то здесь как раз риск обмана минимален, я советую выбирать именно эти варианты.

Дело в том, что на каждой заправке есть мерный цилиндр, которым можно проверить объем выдаваемого топлива. Кроме того, многие заливают в 20-литровые канистры, где также легко выявить недостачу, поэтому обманывать здесь чревато и система выдаст столько бензина, сколько надо».

По мнению активиста, обман происходит на уровне начальника отдельной АЗС и нет разницы, идет ли речь о бензоколонке крупной федеральной сети или малоизвестного бренда.

«Это очень высокодоходный бизнес, который крайне сложно выявить. Даже если водитель что-то обнаружит, то в конкретном случае ущерб измеряется сотней рублей, а для уголовного дела нужна хотя бы 1000, да и процесс доказывания такого обмана крайне сложен. Даже если приедет полиция, как в моем случае, всегда можно все перенастроить обратно. Поэтому единственный способ как-то обезопасить себя, заливать четкое количество литров, в идеале 10 или 20», — подытожил Шкуматов.

Проблема есть

«Проблема недолива есть и она объективная», — констатирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий .

По его словам, злоупотребления обусловлены особыми физическими свойствами бензина. «При низкой температуре он сжимается в объеме, а при высокой - увеличивается. Если зимой топливо на базе хранилось при -25, то на АЗС в подземном хранилище температура +5, не ниже.

В таких условиях его объем на самой заправке окажется больше, чем было отпущено с базы и зимой у заправщиков появляются излишки. А летом наоборот. Из раскаленной емкости на базе снова в хранилище и тут разница в температуре будет уже градусов 30-40, но в другую сторону. А значит и у АЗС объем топлива в реальности будет меньше закупленного. Из-за этого появляется серьезная недостача и некоторые сотрудники ее покрывают с помощью вот такого недолива», — рассказывает Сергиенко.

Он не верит информации «Росбалта» о том, что злополучный вирус мог быть внедрен в очень большое количество АЗС. «У нас в России около 24 тысяч АЗС и несколько десятков заправок, о которых, как я понимаю, идет речь в данном случае, это мизер, — говорит исполнительный директор союза. -

Более того, сейчас программное обеспечение сквозное. Все идет аж до . Изменить все это очень сложно. Да, было раньше, когда все замыкалось на одной АЗС, использовались какие-то хитрости».

При этом он признал, что особого контроля за деятельностью АЗС нет. Росстандарт следит только за качеством самого топлива, а реагирует на жалобы. «Для того, чтобы провести проверку внеплановую, нужно чтобы кто-то пожаловался, зайти через , обосновать, что надо проверять, все это очень сложный процесс и условия для всяких ухищрений есть. Но я не думаю, что речь идет о каких-то массовых случаях», — отмечает Сергиенко.

Он уверен, что шанс столкнуться с обманом выше на мелких АЗС, на крупных эта вероятность намного ниже. «Сейчас экономическая ситуация с реализацией топлива достаточно сложная. Особенно в прошлом году был тяжело, потому, что оптовые цены слишком росли, а розничные, которые у всех на виду, поднимать невозможно.

И доходность многих розничных АЗС очень низкая и тут, конечно, соблазн появляется за счет каких-то недоливов обеспечить дополнительную доходность», - отметил собеседник «Газеты.Ru».

Сообщения о выявлении подобных преступлений время от времени, но не слишком часто, поступают от . Помимо разоблачения хакера Заева, которое официально пока никто не подтвердил, можно вспомнить масштабное раскрытие МВД мошенничества в 2013 году, когда на десятках современных АЗС крупнейших брендов в Саратовской и Самарской областях были выявлены специальные «жучки», которые позволяли незаметно обманывать водителей.

Примечательно, что тогда об этой истории сообщил все тот же автор , сославшийся на источники в силовых структурах. Тогда стражи порядка также столкнулись с серьезными проблемами при фиксации и доказывания преступной деятельности - несколько литров недолитого топлива оказалось явно недостаточным для уголовного дела. В итоге его удалось возбудить лишь в Самарской области.

Впрочем, сотрудники заправок неофициально рассказывают, что стать жертвами обмана автомобилисты могут и на заправках со вполне исправным софтом. Недоливать топливо, используя различные хитрости, могут и сами операторы АЗС. При заправке перекачка прекращается когда итоговому объему топлива не хватает около 0,5-1,0 литр топлива, которому нужно еще несколько секунд, чтобы пройти по заправочному шлангу. Но если шланг сильно скручен, нам есть петли или загибы, то в бак в итоге может почти ничего не попасть.

Гораздо более широкий маневр для обмана на АЗС старого образца, где установлены механический циферблат или даже стрелки, однако такие остались лишь в отдаленных регионах или маленьких населенных пунктах, а на федеральных трассах, и в европейской части страны их уже не встретишь.

К сожалению реалии таковы, что многие из автомобилистов сталкиваются с проблемой недолива бензина на АЗС.

И актуальность этой проблемы весьма велика, ведь рядовому автолюбителю довольно таки трудно бороться с этим явлением. Потребитель не может контролировать сам процесс заправки и увидеть, сколько именно ему залили .

У АЗС множество способов, с помощью которых можно обмануть потребителя. Мы рассмотрим лишь основной.

Как происходит процесс недолива бензина на автозаправках

Для этого дела может быть разработана специальная программа, которая не доливает определенный процент от заказанного объема.

В случае внезапной проверки и обнаружения недолива топлива, сотрудники просят повторную экспертизу, а в это время, приводят программу в порядок.

Также оборудование на автозаправочной станции может быть настроено таким образом, что небольшие объемы горючего наливаются точно, но при заправке больших объемов возможен недолив.

Например, при заправке 20 литров вам зальют 18, а при заправке 30 лишь 26.

Как же не дать себя обмануть?

Вот несколько нехитрых способов, с помощью которых можно определить недолив бензина на АЗС.

1. Итак, первый способ — это заправка полного бака машины…

Когда начинает гореть красная лампочка — это значит, что в баке осталось около 5-7 литров бензина, но желательно этого избегать — пожалейте бензонасос. Именно в этот момент нужно попросить заправить полный бак, допустим 50 литров.

Если зальют все 50 значит что-то тут не так, ибо в бак с вместимостью 50 литров чудесным образом влезло 55-57 .

2. Другой способ – наполнение канистры определенного объема. Но не все заправки соглашаются наливать в канистру.

Также советую придерживаться следующих несложных советов:

  • Выбирайте только качественную и проверенную заправку. Если же приходится заправляться в незнакомом месте, то заливайте в бак небольшое количество топлива. Попробуйте заправиться на незнакомой заправке в канистру.
  • Осуществляйте процесс заправки самостоятельно, без помощи сотрудников АЗС. Или хотя бы наблюдайте за этим процессом.
  • Следите за экраном, на котором отображаются объем и стоимость топлива. Отсчет на нём должен начаться и закончится в один, и тот же момент, что и поступление топлива.
  • Лучшее всего осуществлять заправку с утра, когда нет жары. Также лучше не заправляться сразу после слива топлива бензовозом на АЗС.

Видео — обман на АЗС: