«Народные» методы: почему таксисты заставляют пассажиров умываться зелёнкой (3 фото). Почему таксисты и водители-частники берут дорого

Полиция проводит проверку в связи с появлением в интернете видеоролика, в котором хабаровские таксисты заставляют девушек умываться зелёнкой за неоплаченный проезд. Служба заказа такси, с которой сотрудничали водители, уже объявила об их увольнении, отметив при этом, что «когда пассажиры уважают труд водителей, таких конфликтов не возникает». По словам экспертов, истории с обливанием зелёнкой неплательщиков нередко происходят во многих регионах страны. RT разбирался, почему таксисты избрали для борьбы с «зайцами» подобные методы.

РИА Новости

Видео, на котором два таксиста в Хабаровске принуждают девушек, не заплативших за проезд, умыться зелёнкой, вызвало широкий общественный резонанс. Пользователи сети горячо спорят, допустим ли такой способ борьбы с «зайцами». Роликом уже заинтересовалась полиция.

«Проводится доследственная проверка по факту размещённого в нескольких популярных пабликах в соцсетях видеоролика. В видео могут иметься признаки противоправного деяния», — заявил Интерфаксу старший специалист по связям со СМИ Управления МВД России по Хабаровску Кирилл Блинов.

  • Кадр: видео YouTube

Из ролика следует, что девушки заказали такси из Хабаровска в город Вяземский (несколько часов езды — RT .), но не смогли расплатиться. «Глаза закрывай — натирай! Нормально натирай, не ленись. Ушки тоже потри, чтобы было вас видно, солдатиков», — говорит один из таксистов, пока плачущие пассажирки умываются зелёнкой.

По данным правоохранительных органов, девушки после инцидента в полицию не обращались. Менеджеры сервиса заказа такси «Максим», с которым работали находчивые водители, провели собственную проверку инцидента.

Специалист отдела по связям с общественностью сервиса Мария Пухова заявила, что в этой ситуации противоправные действия совершили как водитель, так и пассажиры, которые отказались заплатить 2150 рублей за поездку по междугороднему маршруту.

«Водитель понадеялся на порядочность пассажиров, не взял предоплату и остался без заработка. Ему ещё нужно платить за аренду автомобиля, — пояснила Пухова. — Когда пассажиры уважают труд водителей, таких конфликтов не возникает».

При этом, по её словам, у водителей есть инструкция, как действовать, если пассажир отказывается платить. «Самоуправство недопустимо», — подчеркнула Пухова.

Она добавила, что, по словам самого водителя, тот самостоятельно обратился в полицию, «всё рассказал и оставил свои контакты». «Наши менеджеры готовы по запросу полиции предоставить дополнительную информацию о поездке», — заключила представитель хабаровского сервиса такси.

С таксистами, которые попали на видео, уже расторгли договор.

«Сделать аватара»

Обливание зелёнкой становится распространённым способом борьбы таксистов с «зайцами». По данным СМИ, у водителей есть даже специальный термин для обозначения такой мести — «сделать аватара».

За последние два года сообщения о пострадавших от зелёнки «зайцах» приходили из Кемерова, Новокузнецка, Перми, Тюмени и других городов. По запросу «сделать аватара» на сервисе YouTube можно найти множество видеороликов «умытых» пассажиров.

  • Кадр: видео YouTube

В Омске история с зелёнкой даже дошла до суда. В феврале этого года таксист, не получив денег за проезд, догнал убегавшего «зайца», избил и засунул в багажник. После этого привёз жертву к коллегам, с их помощью заставил умыться зелёнкой и снял процесс на телефон. Против таксиста — 22-летнего Игоря Хорошевского — возбудили уголовное дело по по пункту «г» ч. 2 ст. 126 УК РФ («Похищение человека, совершённое с применением предметов, используемых в качестве оружия»). Ему грозило до 12 лет тюрьмы. Однако обвиняемый и потерпевший пришли к согласию, и в июне Куйбышевский районный суд прекратил уголовное дело в связи с примирением сторон.

Вопрос ответственности

Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов рассказал RT, что таксисты уже не первый год заставляют «зайцев» обливаться зелёнкой. Водители, столкнувшиеся с неплательщиком, подают коллегам сигнал и собираются по несколько человек: один снимает умывание зелёнкой, другие контролируют пассажиров. При этом таксисты «зайцев» зелёнкой не мажут, они следят, чтобы те умылись сами.

«Почему пошла такая волна, неизвестно. Но началось это раньше, чем обливание зелёнкой Навального. Мы шутили, что он, видимо, не платит за проезд», — отметил эксперт.

Обливание зелёнкой — «народный» метод борьбы с неплательщиками, фактически это самосуд, отмечает эксперт.

«Ничего хорошего в таком методе нет, но надо понимать, что он пошёл от незащищённости водителей, — подчеркнул Олег Амосов. — Законных методов борьбы с «зайцами» фактически нет. По правилам водитель обязан высадить пассажира, не желающего оплачивать проезд, после чего он должен поехать в полицию и написать заявление».

Зачастую таксист не знает ни имени, ни номера телефона «зайца». Выяснить это — вопрос полиции, которая должна связаться с диспетчерской службой или агрегатором. Однако часто такие дела спускаются на тормозах, пассажир не несёт ответственности, а водитель остаётся без дохода.

«Пассажиры знают об этом и массово обманывают таксистов», — отметил Олег Амосов. По его словам, общественники не раз поднимали этот вопрос, в том числе на встречах с сотрудниками МВД, однако никаких подвижек не произошло. По его словам, проблема также заключается в том, что агрегаторы такси сегодня не несут ответственности за безопасность как пассажиров, так и водителей.

Подпишитесь на нас

«Да тут ехать всего пять минут! Он, что, охренел – 300 рублей просит! Тут на бензин рублей 50 ему хватит!» - часто мы слышим в адрес таксиста или «бомбилы» - последнее незаконно, но имеет место быть.
Ну, давайте разберём по моему опыту работы водителя для рок-групп:
Расход топлива у легковой машины по трассе около 8 литров на 100 километров – в пробках да при работающем кондиционере намного больше. Берём среднее – 10 литров на 100 километров, а это, путём математического расчёта - 1 литр на 10 километров или 0,1 литра на 1 километр.
В основном машины у нас сейчас на 95 бензине. Его стоимость на сегодня около 35 рублей за литр.
Соответственно, 0,1 литра бензина на километр, это 35 руб./л. * 0,1 л. = 3,5 рубля…
То есть проехать 1 километр на машине стоит 3,5 рубля только чистого расхода на бензин.

Следующие моменты расходов:
- как правило, каждые 10000 километров пробега машина проходит техобслуживание в сервис-центре. Техобслуживание (диагностика, ремонт, замена вышедших из строя деталей) обходится от 5000 до 25000 рублей, в зависимости от того, какую деталь требует заменить, дорого обходятся тормозные диски, тормозные колодки. Берём среднее арифметическое – 15000. Получается, что каждый километр пробега водитель откладывает 15000/10000 = 1,5 рубля на техобслуживание автомобиля;
- страховка ОСАГО от 4000 рублей в год
- налог на транспортное средство от 1000 рублей в год;
- расходы на аксессуары для машины – стеклоомыватель, коврики, вышедшие из строя буксировочные тросы, стеклоочистители, покрышки колёс;
- расходы на мойку машины;
- расходы на шиномонтаж – смена резины летом и зимой, латание пробитых покрышек;

В общем, точная сумма расхода на содержание машины определяется индивидуально. Приблизительно в год расходы на легковую машину, по своему опыту скажу, составляют около 60000 рублей. Соответственно, в месяц, около 5000 рублей.
Выходит, что водителю нужно заработать около 5000 рублей в месяц, в зависимости от графика работы (не каждый же день без выходных он работает) 300 – 500 рублей в день, только для того, что покрыть расходы на машину, просто «уйти в ноль».
Сверху водитель, у которого эта работа – основная, должен закладывать наценку на то, чтобы что-то заработать себе. То есть, если ему в месяц надо заработать хотя бы 30000 рублей, то он, работая через день, 15 дней в месяц, должен заработать хотя бы 2300 – 2500, из которых 300 – 500 рублей уйдут на содержание машины. Если в день у него будет 10 клиентов, в среднем с каждого он должен взять 230 – 250 рублей.
А если он ещё работает на службу такси, или на какую-либо другую организацию – он ещё должен часть дохода отдавать своему работодателю и наценка в этом случае возрастает, и он должен заработать не меньше 3000 рублей. Если в день будет 10 клиентов – с каждого в среднем 300 рублей.

Вот и получается, что подвезти вас дёшево из расчёта расхода на бензин - 3,5 руб./км., может только водитель, у которого есть другой источник дохода. Бывают, конечно, случаи, что подвозят бесплатно - когда водителю по пути с вами, либо не по пути, но он добрый, вы ему понравились и т.д.
А водители-частники и таксисты, зарабатывающие извозом себе на жизнь, вынуждены брать с вас плату по ставке 20 руб./км. и выше.

Так что относитесь к труду водителей с пониманием и уважением, а кто любит поумничать, что слишком много берут – мой совет – попробуйте сами заработать, таксуя, и всё поймёте.

Всегда ли официальное такси безопаснее частника, все ли таксисты должны знать город, и почему водители боятся детей в салоне? Корреспондент Medialeaks три месяца проработал таксистом в крупной российской компании и выяснил, насколько мифы о традиционных таксистах далеки от действительности. Так ли велика разница между «старыми» крупными компаниями, «бомбилами» и Uber?

Московские власти пошли в лобовую атаку на модную компанию Uber, технология которой меняет рынок перевозок во всём мире. Дептранс дал перевозчику месяц , чтобы полностью избавиться от «нелегалов», то есть таких водителей, которые работают без индивидуальной лицензии на перевозки.

Я проработал в такси ровно три месяца: достаточно, чтобы понять, как что работает, но слишком мало, чтобы возненавидеть эту тяжёлую и действительно опасную работу до конца своей жизни. Это был отличный опыт общения с людьми, к тому же он помог лучше понять, как на самом деле работает российская экономика.

Миф 1. На работу не берут кого попало. Таксисты знают город

Начинается всё с приёма на работу. Чтобы начать работать в такси, достаточно иметь права и регистрацию в паспорте. Опыт работы и анкета на знание города - это формальности. Текучка в такси огромная: в нашем маленьком гараже-подрядчике за три месяца сменилась почти половина водителей. Все расширяют парки, водителей с опытом, которые к тому же готовы работать на таких условиях, просто нет.

Заполняя тест, я не смог правильно назвать две трети районов по улицам, не знал расположение 8 гостиниц из 10, но никто даже не взглянул на результат: вы приняты, записывайтесь на инструктаж.

Добрался до гаража? Молодец, значит можешь выходить на смену.

Точно так же напрасно я провёл почти два дня в очередях к врачам, чтобы получить свежую медицинскую справку. Никто ни разу так у меня и не спросил, проходил ли я медкомиссию (и это при том, например, что я вожу автомобиль в очках, а на правах сфотографирован без них). Здоровьем водителей вообще никто не интересовался, даже дыхнуть перед сменой не просили. Добрался до гаража? Молодец, значит, можешь выходить на смену.

Миф 2. Всё легально. Обычные такси платят налоги

Ни о какой лицензии, естественно, нет даже речи. Единственной бумагой, которую я подписал, был договор с открытой датой и без подписи второй стороны - между мной лично и крупной компанией, известным в России брендом. По этому договору нанимали не меня. Нанимал я. Компания оказывала мне «информационные услуги», то есть скидывала на телефон заказы.

Инструктаж водителей перед заключением этого договора занимает полтора часа, ведёт его не представившийся молодой человек лет 23 на вид.

Таксист в России - непрестижная профессия, – снисходительно напоминает он. - А на Западе - престижная. Почему? Потому что в Англии, например, чтобы стать таксистом, надо учиться пять лет в университете, а потом сдать три экзамена. А у нас ничего не надо. Мы вот хотя бы полтора часа с вами разговариваем, а у других нет и этого.

Я просто прихожу в гараж, беру ключи от машины - и работа началась.

Как следует из инструктажа, главные враги таксиста - дети. Их нельзя провозить без специальных сидений ни под каким предлогом. Ещё для детей всегда нужно держать в машине рвотные пакеты. Но самое главное правило: ни при каких обстоятельствах нельзя оставаться с ребёнком в машине наедине.

Знаете, что такое шантаж? - спрашивает анонимный юноша. – Ребёнок будет вымогать у вас деньги, а иначе он скажет, что вы к нему приставали. Все поверят ребёнку!

После этого можно выходить на линию. Машину мне даёт фирма-прокладка, которая в свою очередь берёт эту машину в лизинг. Естественно, никакие документы в этот момент даже не упоминаются: ни страховка, ни лизинговый договор, ни хотя бы расписка с моей стороны. Я просто прихожу в гараж, беру «бланки строгой отчётности», то есть товарные чеки, ключи от машины, сажусь за руль - и работа началась. Бланки нужны на случай, если какой-то дотошный «клиент» (пассажиров называют только так) попросит чек.

Миф 3. Традиционное такси - это цивилизованный рынок труда

Заказы приходят через приложение в телефоне. Принимать их приходится вслепую, не зная, сколько осталось времени на выполнение и сколько ты заработаешь. Повезёт - получишь удобный и доходный заказ, не повезёт - будешь час стоять в пробках за 200 рублей. Оплату можно принимать и по безналу, для этого дают кардридер, который вставляется в смартфон.

Отменить принятый заказ нельзя, даже если робот в приложении или живой диспетчер ошибся и дал тебе невыполнимое задание (например, в час пик прибыть в течение пяти минут в другой район).

За нарушения ты платишь два штрафа: один официальный, например, за превышение скорости, а второй внутренний.

Смена продолжается 24 часа. Ночью можно поспать пару часов, но нежелательно. Если начальник моего гаража решит, что я филонил на работе, может и оштрафовать. Штрафуют вообще много: за царапины, за плохо помытую машину, за подозрение в том, что возил кого-то по дружбе. Само собой, левачить, то есть подбирать «голосующих» на дороге, тоже нельзя: штраф гигантский. Штрафуют также и за нарушение ПДД: ты платишь два штрафа, один официальный, например, за превышение скорости, а второй внутренний.

Миф 4. Традиционное такси - это безопасность

Возвращаясь на следующее утро в гараж, водитель сдаёт выручку полностью и отчитывается по заказам. При этом из выручки вычитаются деньги, потраченные водителем на бензин: от 10% до 15% от суммы выручки в зависимости от марки машины. В разные дни, в зависимости от того, какие были заказы и на какой машине ты ездишь, этого либо хватает, либо нет. Skoda тратит мало, KIA более-менее, а Chevrolet Cruz жрёт бензин, как Робин Бобин. Умение водить аккуратно и экономно тоже важно, конечно, но его не всегда достаточно. Несколько раз получалось так, что я сдавал в кассу больше денег, чем заработал за смену: пережёг топливо.

После того как я две смены подряд заснул за рулём посреди кольцевой, я решил, что пора завязывать.

В конце месяца ты получаешь зарплату. На деле выходит около 30% от общей суммы выручки, хотя бывает и намного меньше из-за штрафов. То есть, если ты в месяц отработал 15 суточных смен, на каждой из них выручка была примерно 9 тысяч (это далеко не самая большая выручка, но для новичка нормально), то зарплата твоя составит примерно 45 тысяч рублей. На деле работать в течение месяца сутки через сутки - это адский ад. Были водители, у которых получалось, но они мне казались людьми из стали. Реально работать по 22 часа в сутки, если работаешь сутки через двое. Либо надо работать не больше 16-18 часов.

Некоторые коллеги пользовались насваем для поддержания бодрости. Некоторые пили много кофе. Некоторые явно употребляли что-то ещё: никто не проверяет, даже гаишники (те только просят дыхнуть время от времени). Я этого ничего делать не стал. После того как я две смены подряд заснул за рулём посреди кольцевой, я решил, что пора завязывать.