Начинающему автолюбителю: как преодолеть страх вождения автомобиля. Как преодолеть страх вождения новичку? Как побороть страх начинающему водителю

Автомобильных страхов не много , и от каждого из них существует противоядие:

  1. Боюсь ездить в машине как пассажир. Особенно на переднем сидении.
    Типичный страх человека, который привык все контролировать. Кстати, присущ многим летчикам, которые ненавидят летать как пассажиры на самолетах, а также не любят аттракционы наподобие чертового колеса или американских горок. Как раз в этом случае за рулем тебе будет намного спокойнее, чем в кресле пассажира.
  2. Боюсь встречного транспорта. Мне все время кажется, что мы не разъедимся.
    Это потому, что ты еще не чувствуешь габаритов автомобиля, как свои собственные. Немного опыта — и ты избавишься от этого страха, который свойственный всем начинающим автомобилистам без исключения. А пока можешь немного подтормаживать, если на двурядной дороге тебе навстречу несется огромный грузовик. Только не забывай при этом посматривать в зеркало заднего вида.
  3. Боюсь, что сделаю что-то не так, и автомобиль выйдет из-под контроля.
    Для борьбы с этим страхом есть одно проверенное средство: изучать механическую часть авто. Звучит скучно, но если четко знать, что происходит внутри машины, когда ты выжимаешь сцепление или давишь педаль тормоза, то страх проходит естественным образом. Но если машина кажется тебе каким-то черным ящиком с таинственными и непостижимыми процессами, которые происходят внутри, открывай инструкцию к своему «скакуну».
  4. Боюсь, кого-то сбить или попасть в серьезное ДТП.
    Записывайся на курсы контраварийного вождения. Как говорят руководители курсов: «В автошколах учат вождению, а мы учим управлению автомобилем». А вообще-то этот страх проходит приблизительно после первых пяти тысяч наезженных километров. Ты осознаешь, что в состоянии контролировать свою машину и предусматривать действия других участников движения.
  5. Боюсь, что остальные водители ненавидят меня, глядя, как я пропускаю все машины на перекрестке или пристраиваюсь в «хвост» трактору, поскольку не знаю, как его обогнать.
    Эмоции других водителей — их личное дело. Если ты не нарушаешь правила дорожного движения, ты имеешь полное право ездить настолько осторожно, насколько тебе подсказывает твой инстинкт самосохранения.

Парное катание

В те счастливые дни, когда ты еще не боялась водить и свободно рулила на второй передаче по родному двору, рядом с тобой сидел кто-то опытный и надежный: папа, инструктор, муж или просто приятель. Ас, который знает о машинах все. И наивно считает, что может передать свои сакральные знания другим. Не может. То есть он, конечно, расскажет тебе, как начинать движение и подтормаживать. И укажет на типичные ошибки. И дернет за ручник, в случае чего. Но он также будет контролировать за тебя ситуацию на дороге. А ты будешь контролировать его и свои действия. Но никак не дорогу. На дорогу тебя просто не останется. Если ты, конечно, не Александр Македонский, который, по слухам, мог руководить сразу пятью полками, причем всеми одновременно и независимо друг от друга.

Начинать ездить без «второго пилота» нельзя. Главное, чтобы он не стал первым. Иначе ты будешь останавливаться не на знак «stop», а на крик инструктора: «Куда ты прешь, ты что, знак не видишь?! « Очень быстро выработается условный рефлекс: делать то, что скажет инструктор, вместо того, чтобы принимать решение самой. А главным заданием будет не столько безопасное движение из пункта «А» в пункт «Б», сколько желание угодить тому, кто сидит с правой стороны.

В этом делу независимый инструктор с большим опытом учебы вождения значительно лучше родного человека с большим опытом просто вождения.

Страх и волнение негативно воздействуют на концентрацию водителя, что повышает риск создания аварийной ситуации. Именно поэтому начинающим водителям важно как можно скорей побороть свои фобии. Рассмотрим, как преодолеть страх вождения, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем.

Специфика страхов

Сложнее всего преодолеть страх вождения автомобиля, развившийся вследствие участия в серьезном ДТП либо являющийся вытекающим последствием глубинной детской травмы. В таких случаях предложенных в нашей статье советов может быть недостаточно. Если вам самостоятельно не удается проанализировать истоки страха и побороть боязни, рекомендуем обратиться к профессиональной помощи психолога.

Другая группа страхов включает в себя фобии, характерные для большинства начинающих водителей, а именно:

Природа появления

Общие страхи, как показывает практика, тесно связаны между собой. К примеру, неуверенность при перестроении перерастает в реальных страх спровоцировать ДТП. Усиливает страх боязнь оказаться виноватым перед другими участниками спровоцированного вами ДТП, страх финансовой ответственности, повреждения собственного имущества, покупка которого для многих стоит больших усилий. Но что именно провоцирует волнение и усиливает естественные страхи каждого человека? Ответ очевиден – неуверенность в своих силах и действиях. Водитель, уверенный в своем контроле над поведением авто и понимании дорожной обстановки никогда не будет волноваться и испытывать страх.

Зарождение неуверенности при вождении может быть проявлением общей низкой самооценки человека либо следствием негативного опыта, полученного при управлении авто. Чаще всего такого рода опыт приобретается, когда человек садится за руль первый раз. Главная роль при этом не столько в навыках и способностях начинающего водителя, сколько в степени терпения инструктора, обучающего вождению. Постоянное повышение тона, обвинения в неправильных действиях без должных объяснений, нервная реакция инструктора могут отбить желание водить машину даже у способного ученика. Именно поэтому не стоит бояться менять инструктора, если вы чувствуете, что поведение учителя не позволяет вам развиваться и улучшать свои водительские навыки.

Больше практики

Именно практика вождения – главный метод в преодолении страхов. Надеемся, положением о том, что вы должны в идеале знать правила дорожного движения, перед тем как будете управлять автомобилем без инструктора, является само собою разумеющимся. Иначе вы рискуете не только спровоцировать ДТП, но и усилить свои страхи. Примите во внимание следующие советы:

С автомобилем на «ты»

Трудно совладать с дорожной обстановкой, если вам постоянно приходиться задумываться об органах управления автомобилем. Совсем необязательно знать, что нажатие на педаль сцепление провоцирует перемещение выжимного подшипника и разъединение ведомого диска сцепления с маховиком. Достаточно четкого понимания того, как тот либо иной орган управления влияет на поведение автомобиля. Это поможет вам быстрее «слиться» с машиной. Слаженность движения рук и ног приходит только с опытом – это абсолютно нормально. Поэтому не стоит накручивать себя и уличать в отсутствии задатков к вождению автомобиля. Обучаться вождению и получать первый опыт самостоятельно управления ТС намного проще на авто с автоматической коробкой передач.

После того как вы обретете базовые навыки, запишитесь на . У вас появится возможность в абсолютно безопасных условиях и под контролем опытного водителя управлять автомобилем в экстремальных условиях. Вас познакомят с причинами и а, скоростным маневрированием между препятствиями и прочим полезным навыкам. Уверяем вас, что после занятий в экстремальных условиях неспешная езда по городским дорогам уже не будет вызывать у вас столько страхов и волнения.

Страх перед вождением не должен выливаться в постоянную растерянность. Трансформируйте его в большую осторожность при вождении. Чаще смотрите в зеркало и более внимательно оценивайте дорожную обстановку, ни в коем случае не отвлекайтесь на разговоры, не включайте громко музыку и радио, так как лишние раздражители негативно повлияют на уровень концентрации.

Знак «Ученик»

Наклейте на заднее стекло наклейку с буквой «У». Другие участники движения поймут, что у вас нет должного опыта вождения и будут вести себя рядом с вашим авто осторожней.

Не стоит панически бояться агрессивного поведения других водителей. Увы, но не все люди способны проявлять терпимость и снисходительность к ошибкам других участников дорожного движения. Главное – постоянно анализировать свои ошибки в вождении, делать выводы, чтобы избежать казусов на дороге в дальнейшем. Без самоанализа и постоянной практики преодолеть страх вождения автомобиля невозможно.

Статья о том, как побороть в себе страх вождения автомобиля, психологические приемы для преодоления фобии, рекомендации психологов и специалистов. В конце статьи - интересное видео!


Содержание статьи:

Эта неприятная проблема может стать камнем преткновения не только для начинающих водителей, но и для тех, кто уже водит машину не один год, а значит имеет за плечами внушительный стаж. Ведь причиной возникновения страха вождения автомобиля становится не только отсутствие практического опыта, но и участие в аварии. И в том, и в другом случае становится сложно заставить себя сесть в автомобиль и спокойно поехать по оживлённым городским улицам.

Бытующее мнение, что эта проблема в основном возникает у представительниц слабого пола, не имеет под собой основания. Мужчины также могут быть подвержены этой боязни, с которой порой приходится бороться на протяжении нескольких лет. В таких случаях даже самая незначительная поездка может стать «каторгой». И тут складывается такая ситуация, что и признаться вроде неудобно, но ничего сделать с собой не получается.

Почему возникает проблема боязни управления автомобилем


Поводов для появления боязни может быть много, а потому рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего.

Самым удивительным является то, что, по мнению специалистов, часто причиной страха могут быть родственники, сотрудники или знакомые. Ведь именно от них чаще всего исходят ужасные рассказы о последствиях внезапных поломок, аварий, заносах на дороге, покрытой льдом. У некоторых людей под воздействием этих рассказов, повторяемых многократно, вырабатывается условный рефлекс – машина становится потенциальной опасностью.

И если произошло проникновение этой мысли в подкорку мозга, то для избавления от неё придётся приложить много умственных усилий и накатать большое количество километров.


Ещё одной причиной может стать обучение у неопытного инструктора. У этой причины имеется два аспекта. Первый – некачественное разъяснение пунктов Правил дорожного движения, второй – неправильная организация обучения навыкам вождения. Как первый, так и второй варианты можно назвать «минами замедленного действия», несущими в себе потенциальную опасность.

Если водитель не понял до конца значения того или иного правила, он может проехать под запрещающим знаком и попасть в аварийную ситуацию. Езда с неопытным или недобросовестным инструктором, в качестве которых очень часто выступают родственники или знакомые, сами не имеющие соответствующих навыков, также чревата негативными последствиями, поскольку такой инструктор не в состоянии дать надлежащих объяснений последовательности действий при возникновении определённых ситуаций.

Очень большое влияние на начинающего водителя могут оказывать во время движения члены семьи. Постоянно звучащие команды типа: «не гони, тормози, поворачивай, не обгоняй» и тому подобные уже через двадцать минут могут вызвать состояние ступора. Появляется дрожь в руках, сильно снижается самооценка и возникают сложности с контролем за окружающей обстановкой.

Что делать, чтобы избавится от фобии


Имеется несколько прекрасных методов, позволяющих избавиться от страха вождения автомобиля. Однако наличие положительного результата всецело зависит от водителя, страдающего от фобии. Никому не под силу выполнить переключение визуального тумблера в голове человека, чтобы заставить его поступать определённым образом в каждой конкретной ситуации. Поэтому следует спокойно сесть и постараться понять, в чём заключается причина страха и только потом садиться за руль.

Перед началом движения следует произвести проверку технического состояния автомобиля, и делать это необходимо перед каждым выездом:

  • убедиться в достаточном количестве топлива в баке автомобиля, охлаждающей и тормозной жидкостей в соответствующих бачках и масла в двигателе;
  • проверить давление в шинах и подкачать их в случае необходимости;
  • убедиться в исправности тормозов;
  • проверить уровень заряженности аккумулятора.
Далее необходимо создать себе комфортные условия для езды, приведя в наиболее удобное положение сидения, а также зеркала бокового и заднего вида. Также следует уделить внимание обуви - она должна быть удобной и мягкой.
  • За руль желательно садиться как можно чаще. Для этого необходимо использовать любой повод, даже если нужный объект находится совсем близко, как, например, школа ребёнка или супермаркет;
  • Не получается добиться полного сосредоточения в процессе движения в часы «пик»? Не следует делать из этого трагедию. Можно подобрать оптимальное время, когда поток автомобилей не очень интенсивен, и несколько раз проехать по необходимому маршруту. При этом следует обращать внимание на наличие дорожных знаков, дорожной разметки, рекомендации по выбору скоростного режима, расстановку светофоров. Целью таких поездок является доведение до автоматизма всех движений при преодолении конкретного маршрута;
  • В этих поездках следует наметить план действий при совершении таких манёвров, как повороты, развороты в обратную сторону, парковка рядом с магазинами, банком или бизнес-центром. И всё это привязать к конкретному маршруту;
  • Потренироваться в выполнении движения задним ходом, при этом будет очень хорошо, если получится выполнять этот маневр, ориентируясь по боковым зеркалам;
  • Очень хорошо помогает преодолевать страх прослушивание любимой музыки. Единственное противопоказание в этом случае - слишком большая громкость звука, которая помешает услышать возможные сигналы от сотоварищей по движению;
  • Не следует суетиться на дороге и подстраиваться под режим движения других водителей. Самым оптимальным вариантом является нахождение для себя оптимального скоростного режима движения. Он должен быть таким, чтобы была возможность отслеживать дорожные знаки и оперативно выполнять их предписания;
  • На стекле обязательно надо устанавливать знак «У», чтобы информировать других водителей об отсутствии у вас надлежащего опыта.
В случае поломки автомобиля не следует паниковать - нужно выполнить следующие действия:
  • включить аварийные огни;
  • на расстоянии, установленном ПДД, выставить знак «Аварийная остановка»;
  • позвонить знакомым или в службу эвакуации для буксировки автомобиля.


Имеется несколько психологических хитростей, позволяющих побороть страх вождения, обойти стресс и снизить чувства дискомфорта во время нахождения за рулём:
  1. Появилось чувство, что происходит сбой дыхания с ритма? Ничего страшного - для исправления ситуации существует полезное дыхательное упражнение. Необходимо выполнить десять очень глубоких вздохов, после чего вновь переходить на нормальное дыхание. Если не помогло с первого раза, то упражнение надо повторить;
  2. Не надо избегать езды на автомобиле. Нужно гнать от себя мысли о том, что добраться до места можно быстрей, воспользовавшись маршруткой или метро. Даже в том случае, если это действительно так, следует заставить себя сесть в машину и доехать до необходимого места за рулем;
  3. Необходимо находить эффективные мотиваторы, типа: «Не хочу находиться в зависимости от городского транспорта, ограничивая себя передвижением по проложенным маршрутам», «Я могу доказать всем и себе, в том числе, что мне это по силам», «Освоив передвижение на автомобиле, я смогу больше времени находиться на природе», ну и ещё что-то подобное.
  4. И еще один важный совет, может, даже самый главный – надо уметь посмеяться над собой. Если вы научитесь рассказывать окружающим о своих дорожных приключениях в юмористическом стиле, они (в смысле, дорожные приключения) постепенно перестанут вас пугать.
Видео о том, как преодолеть страх вождения автомобиля:

Прекрасная половина человечества нередко задается вопросом о том, как побороть страх вождения автомобиля. Многие из них просто не хотят сесть за руль, хотя в современном мире такая необходимость присутствует. Предлагаем несколько рекомендаций для женщины новичка.


Правила вождения машины зимой

В зимнее время года становится опаснее водить автомобиль. Начинающим водителям это особенно трудно и они предпочитают оставлять автомобили на зимнюю стоянку. Чтобы зимой комфортно чувствовать за рулем необходимо:

  1. Подготовить автомобиль. Станция техобслуживания вам очень поможет, поэтому его посещение не откладывайте. Съездите туда для замены масла и тормозной жидкости, для проверки аккумулятора и основных узлов автомобиля, для замены воды в стеклоомывателе на «незамерзайку» и конечно, для самого главного замены шин на зимние шипованные. Между прочим, в зимней резине должна быть и запаска.
  2. Обучиться в различных автошколах урокам вождения в экстремальных обстановках. Но, если у вас нет такой возможности, то пусть вам поможет перебороть страх и освоить вождение зимой опытный водитель. Внимательно посмотрите, как ваш учитель делает маневры и если что-то непонятно, спросите обязательно. Ближайшее пустынное место может стать импровизированным полигоном. Такие уроки необходимы не только для получения практического навыка, но и как тренинг. Вы почувствуете себя более уверенно, улучшится реакция, и избавитесь от страха перед дорогой.
  3. Во время гололедицы при движении на уклон или с уклона, необходимо воспользоваться инерцией машины. Скорость необходимо немного прибавить перед подъемом, в противном случае автомобиль забуксует. При спуске, скорость немножко сбросьте, но не жмите резким образом на тормоз.

Итак, для того чтобы перебороть страх при вождении автомобиля зимой, следуйте следующим правилам:

  • не делайте резких движений;
  • соблюдайте режим скоростей, который установлен на дорожных участках;
  • отбросьте излишнюю самоуверенность;
  • увеличивайте дистанцию, написанную в правилах в три раза;
  • учитывайте, что в мороз сухой дороги не бывает, и не набирайте скорость;
  • будьте внимательными перед перекрестками и скорость лучше заранее сбросить;
  • не делайте лишние перестроения и заранее перестройтесь в левый крайний ряд, если необходимо налево повернуть, или в правый крайний, если — направо.
  • «незамерзайку» обязательно держите на запас.

Следуя этим правилам, можете побороть в себе страх и водить машину в зимнее время также.

Удачного вождения!

Посмотрите видео

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.