На заправке не доливают бензин. Обман с бензином: на каких АЗС сколько топлива не доливают. – Сколько вы всего проверили заправок

ПРИВЕТствую всех!

Давно хотел лично убедиться в недоливе бензина, о котором много так слышал. А сомнения развеялись когда в наш бак объемом 40 л залили 43 л, при этом заправлялись сразу когда замигал датчик низкого уровня топлива, которого там осталось 6 л по мануалу. Это, конечно, косвенные факты недолива.

Убедиться в точности предполагалось вооружившись контрольными замерами и физическими данными.

Имеем пластиковую канистру, из которой делаем эталон контрольного объема - 30 л, взвешиваем пустую канистру на электронных весах (канистра весит 1.4 кг), заливаем воды (допуская, что водопроводная вода соответствует табличной плотности 1000 г/дм3) до массы 30 кг и делаем метку на канистре 30л, думаю вопросов нет, что объем воды и бензина в данной канистре будут на одном и том же уровне. Наши весы тоже при этом поверены и находятся в допустимой погрешности.

Эту теорию также проверяем через массу топлива, т. е. зная табличные данные плотности топлива и массу закупленного бензина можем рассчитать его объём, который должен соответствовать вышеизложенным расчётам через водяной объём.

Закупили 30л бензина АИ92, при этом, конечно, в канистры на АЗС не заливают, приходится хитрить, что типа полный бак, а при заправке достаём припрятанную канистру. По метке 30 л уже видно, что закуплено меньше бензина примерно на 2 л, точный расчёт получим через плотность АИ92 при температуре эксперимента. Взвешиваем канистру - 22.3 кг, минус масса канистры, 20.9 кг - масса топлива, которую делим на плотность - 0.75 кг/л, получается 27,87 л, т.е. НЕдолив составил 2,13 л , что составляет 7% от общего заказанного объёма.



Таким же образом, допускаю, что при полном баке мне не долили 3 литра, что составляет тоже 7%. А три литра это больше СТА рублей!

Потребовали объяснений от продавца, хотя, возможно он не в теме, жалобную книгу долго просил, чтобы отразить этот факт, написал, что результаты будут изложены на сайте :-). На видео изложено хотя не до конца записалось, т.к. память тлфона заполнилась (Звиняйте за мои там повторяющиеся фразы, речь как-то заранее не готовил:-))). Продавец стала звонить маганеру, передала мне трубку, всё-таки дали мне книгу.

Позже звонил уже сам манагер, обещал привлечь меня за клевету, хотя, вроде слов обвинений я не высказывал, только факты величин. Вперед, манагер, жду действий в правовом русле. А сам Я думаю напишу в Роспотребнадзор, только вот необходима, контрольная закупка на месте с документированием. Справедливости ради скажу, что продавец и манагер предлагали сделать контрольную закупку, у них там есть эталонные объемы 10 л, но я отказался, возможно, пока, и дальше на какой-нибудь другой их заправке сделаю это. Хотя, как сказали «в другом источнике» особый недолив идёт при больших объёмах - 30 и более литрах, а при 10 литрах будет всё «штатно». Т. е. необходимо у них взять, думаю, четыре 10-ли литровых меры и в них залить бензин и через вес определить объём…

Бензин не доливают на 76% АЗС – таковы результаты исследования, проведенного Федерацией автовладельцев России (ФАР). Как проводились проверки? На каких заправках недолив больше, а на каких его вообще нет? «Город 812» разбирался с проблемой.

Недоливы, объясняет ФАР, везде разные – зависят от масштаба компании. Одиночные и мелкосетевые заправки недоливают 5,6 процента оплаченного бензина. Грешат этим абсолютно все проверенные заправки. На АЗС вертикально интегрированных компаний («Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть») недолив обнаружился только на одной заправке из пяти проверенных, при этом небольшой –1,6 процента (1 процент вовсе считался погрешностью). На сетевых заправках федеральных и крупных региональных сетей недолив был обнаружен в 81% случаев, средний показатель – 4,97%. Обобщая результаты, можно сказать, что недоливают топлива на 76% заправок, в среднем – на 5 процентов.

Руководители топливных сетей заявили, что о проблеме знают и сами с нею борются по мере сил.

Пик проверок пришелся на май – в дни, когда дорожал бензин. Как они проходили – «Городу 812» рассказал Дмитрий Клевцов , один из руководителей Ф едерации автовладельцев России.

– Чем вы недолив мерили?

– Замер происходит так. Приезжает переоборудованная машина, у которой под горловиной бензобака – тридцатилитровая канистра, а сам бак – гораздо меньше, и бензин в него заливают через багажник. Топливо «в бак» льет заправщик: водитель даже не касается пистолета.

– А просто в канистру залить – значит, себя выдать?

– Бессмысленно открыто заливать бензин в стандартную канистру: все эти программы, которые помогают колонке давать искаженную информацию, настроены так, чтобы при объеме покупки до 10 литров все наливалось в точности. При покупке на сумму менее 1000 рублей недолив обычно составляет 3 процента, от тысячи до двух – 5 процентов. Одна и та же колонка так отвешивает. На некоторых АЗС есть специальные десятилитровые мерники вроде контрольных весов, чтобы вы сами могли проверить, как честно тут все работают.

– Можно было раздобыть и двадцатилитровую канистру.

– Все равно срисуют по видеокамерам. Настоящий тайный покупатель должен быть уверен, что его никто не подозревает, а то получится мизерный недолив в рамках погрешности. Там используется умный софт, которым можно управлять даже с мобильного телефона. В общем, мы заливаем условно на тысячу рублей – это примерно 22 литра. Взвешиваем полную емкость, вычитаем массу бака, остается нетто. Замеряем ареометром плотность и температуру, умножаем на положенный коэффициент и получаем цифру, сколько в баке литров: 22 или меньше.

– Теперь владельцы заправок говорят, что количество бензина зависит от температуры воздуха.

– Мы это учитывали. В таблице коэффициентов приводятся значения для температуры +15 градусов. Мы сверяемся с еще одной таблицей, и она показывает, на какой еще коэффициент надо умножить эти литры, если на дворе не 15 градусов, а 25.

– Сколько вы всего проверили заправок?

– Официально 43, а на самом деле 70. В 13 регионах. Просто некоторые мы проверяли не по одному разу, и всегда получались разные цифры. Мы решили, что такой результат не очень репрезентативный, и убрали те заправки из списка. Кстати, среди них были те, кто допускал даже перелив. Но я сразу хочу сказать, что нашим основным адресатом был не потребитель в массе, а Росстандарт. ФАР апеллирует к совместному контролю общественности и власти. Это я к тому, что названия заправок мы обнародовать не будем. Мы их передали Росстандарту, пусть он дальше работает. Сейчас тамошний отдел метрологии изучает нашу систему контроля долива топлива, а систему оценки качества уже изучил. Все вместе это поможет выстроить настоящую систему сертификации – с присвоением звезд. Если все пойдет гладко, то с 1 января она начнет работать. Тогда Росстандарт сам все скажет: кто торгует качественным топливом и честно его доливает, тот получит максимальное число звезд. Единственная проблема – участие в сертификации должно быть добровольное. Сами операторы рынка должны выразить свое согласие с тем, что тайные покупатели будут заливать у них бензин, инспектировать его и выставлять оценки. Понятное дело, что для столь серьезных заявлений как официальное присвоение звезд, оценка качества должна проходить только в лабораторных условиях. Тот тестер, который мы использовали четыре года назад, когда выявляли, в каком бензине больше всего присадок, поэтому уже не годится (в 2014 году ФАР использовал специальные лакмусовые бумажки Test Way для поиска металлосодержащих присадок в бензине, но Росстандарт отнесся к исследованию с большим скепсисом. – Н.А . )

– Система звезд существует хоть в какой-нибудь стране?

– Нет, нигде проблем с качеством топлива нет. Канадцы вот нашей технологией заинтересовались. Может, купят и тоже будут замеры делать. Не знаю, как на Западе устроена система контроля, а у нас мы шагу не можем ступить без Росстандарта и прокуратуры. Первый отвечает за плановые проверки, о которых он заранее информирует на своем сайте. Вторая – за внеплановые. Но для того чтобы прокурорская машина закрутилась, нужны четкие подтверждения, что обман существует и что он опасен для окружающих. А нам обычно говорят: ну и что с того, что содержание бензола не 1 процент, а 6? А вы докажите, что от этого происходит вред здоровью или опасность воспламенения. Вообще-то у нас 70 процентов топлива не соответствует качеству. Но некоторые чересчур уж злоупотребляют: льют судовое топливо, где содержание серы превышено в 300 раз.

– Вы провер яли и петербургские АЗС?

– Конечно, мы ведь с Петербурга и начали, еще до подорожания.

– Подорожание повлияло на объем недолива?

– Конечно. До него средняя цифра недолива составляла 3,2%. Когда подорожал – стала 5,47%.

– Так что с петербургскими заправками?

– Самый лучший результат показали вертикально интегрированные компании, у которых есть свои нефтяные скважины, свои перерабатывающие заводы… В Петербурге еще много сетевых компаний, не являющихся вертикально интегрированными, – «Несте», «Фаэтон», «Шелл». А мелких частников мало. В Петербурге результаты в целом хорошие. Одна из компаний, узнав результаты наших замеров, провела показательную порку – уволила всю смену. А самые плохие результаты – у мелких продавцов, особенно в регионах. На трассах: «Россия», «Дон». Там, где большой поток машин, и всегда разных, а постоянных покупателей нет.

Но давайте посчитаем, почему так получается. Сколько стоит тонна бензина на бирже? 56 тысяч рублей. Это значит, что литр – 44. Оптовая цена. Добавьте еще рубль-другой за перевозку. Потом – зарплату персоналу. Вот и получается, что бензин надо продавать по 48 рублей за литр, чтобы он хоть как-то окупился. У ВИНКов общий баланс с теми производителями, которые продают бензин за рубеж. Продажи внутри России, может, и ущербные, но этот убыток тонким слоем размазывается по всей гигантской компании и гасится за счет успешных экспортных продаж. А мелкие компании себе такого позволить не могут. У них даже на зеркальные заправки денег нет.

– Что такое зеркальные?

– Зеркальные – значит по обеим сторонам трассы.

То есть одиночным заправкам без жульничества не выжить. И что с этим делать?

– Пусть правительство придумает что-то насчет экспортных квот, я не знаю. Еще пусть у нас признают саму раздаточную колонку измерительным прибором и будут более тщательно опломбировывать – в софт залезть будет сложнее. Но вообще мне известен один энергичный предприниматель в Ивановской области, который принципиально не портит бензин и не допускает недолива. И пока не прогорел. Правда, «сеть» у него всего из двух АЗС состоит, зато там wi-fi есть и кафе. Многие выезжают на дополнительном сервисе. Мне топ-менеджер «Шелл» как-то сказал по секрету, что на кофе они делают больше денег, чем на бензине.

– Значит, первая примета подозрительной АЗС – отсутствие кафе. Вторая – если это неизвестн ая компания далеко от города.

– Основная примета – низкая стоимость бензина. Ну не может такого быть, что бензин стоит 43 рубля, когда везде 45, и там честно доливают. Мы на одной такой заправке посчитали, что бензин с заявленной стоимостью 43 рубля на самом деле обошелся покупателю в 56 рублей за литр. А вообще рекорд по недоливу был – 19 процентов.

Менеджеры сетей спокойно относ ятся к этой проблеме? Или к ним жалоб от автомобилистов не поступало?

– А на что им было ориентироваться? На чей-то бензобак? На эти субъективные донельзя рассказы: «Раньше от загоревшейся лампочки до щелчка пистолета у меня было 44 литра, а сейчас уже 48»? Так даже автопроизводители выступали на межведомственных комиссиях и давали показания, что бак может расшириться. Сейчас у нас скрытый мерник и отработанная технология. Замерам уже можно доверять. Хотя крупные ВИНКи боролись с недоливами и раньше, благо у них есть свои службы безопасности.

– Сколько бензина в среднем продает каждая АЗС?

– Крупная – 2 бензовоза по 40 тонн, это значит 60 тысяч литров в сутки. А мелкая может один бензовоз всю неделю продавать.

Итак, снова на АЗС недолив, краткая выдержка из новостей 2018 года с комментариями практика, видевшего некоторые примеры таких устройств и с разбором фотографий с места преступления.

Семерых сотрудников нефтяной компании уличили в краже бензина. Они делали это с помощью программы, которая недоливала топлива клиентам заправок, сообщает ДВНовости. Сотрудники правоохранительных органов, после проведения проверки нескольких заправочных станций принадлежащих ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", возбудили уголовное дело в отношении ряда сотрудников. Среди них специалист IT— отдела, слесари, старшие операторы и бывшие работники компании.

Практик: стандартный набор людей. ИТшник собирает и прошивает железо, слесарь ставит в колонку и сливает излишки, старший оператор работает на АЗС, всё это дело покрывает, ну и в доле соответственно. Сдают обычно эту команду операторы, которые не в «теме» и с которыми не делились деньгами от продажи недолитого топлива либо внутренняя служба безопасности выявляет хищение.

— По версии правоохранительных органов, злоумышленники при помощи специальной программы установленной в системах управления топливно— раздаточных колонок АЗС, обеспечивали недолив 5% АИ-92,95 и ДТ. Хищение происходило на АЗС-34 по улице Металистов,7, АЗС-41 по улице Шевчука,35, а также АЗС-42 на Матвеевском шоссе 39"Б", — сообщил источник.

Практик: Здесь органы не то, что лукавят, они либо не выдают информацию, либо не разбираются в вопросе.Во-первых недолив в 5 % - для воровства это не так много, но зависит от проходимости АЗС. Стандартная допустимая погрешность налива колонок 0,5 % , практически всегда колонки стандартно не доливают больше 0,5 % с подачи самих нефтяных компаний, поэтому 5 % - ну такое себе, зато незаметно для автовладельцев. Воровство трёх видов топлива тоже не к чему, обычно воруют самое продаваемое - это ДТ и 92 ,95 если и воруют, вероятнее всего продают по цене 92 просто с целью увеличения пролива и соответственно недолива с этого пролива.

На сегодняшний день установлено, что по преступной схеме злоумышленники работали в течение года, с начала сентября 2017. За это время подозреваемые похитили у компании более 6 тонн топлива разной категории с общим ущербом, превышающим 220 тысяч рублей. Но скорее всего это только "верхушка айсберга".

Практик: за год 6 тонн, за месяц 500 литров… 220 тысяч рублей на 4-5 человек, 50000 рублей за год или примерно 4000 рублей в месяц. Понятно, что своровано больше, не те суммы, чтобы мараться и заморачиваться. Тем более ещё и с трёх АЗС.

— В отношении IT-специалиста, 38-летней женщины, двух старших операторов 44 и 47 лет, трех слесарей 51, 48, 44 лет, а так же двух бывших сотрудников ННК 51 и 69 лет возбуждены уголовные дела предусмотренные пунктами "а,в" части 2 статьи 158 УК РФ "Кража совершенна группой лиц со значительным ущербом, — пояснили источники.

Практик: Здесь насчитано 9 человек, так что наворовано было уж точно не 220 тысяч рублей. Понятно и органы и собственники АЗС не раскрывают настоящие цифры, иначе клиентов не станет.

Трое из подозреваемых были водворены в изолятор временного содержания, они ожидают избрания меры пресечения. Остальные находятся на свободе. Наказание, грозящее обвиняемым, подразумевает лишение свободы сроком до пяти лет. Проводится расследование.

Напомним, что по статистике большинство российских автозаправочных станций регулярно не доливают топливо клиентам. К такому выводу пришла Федерация автолюбителей России (ФАР). Средний недолив составил 5,05 процента.

Практик: То есть официальный средний недолив 5 % , а они воровали не доливая 5 % - что-то не сходится. Ещё одно подтверждение, что не доливали больше чем 5 %.

Оборудование для недолива топлива. Разбор фотографий.

На портале хабр довольно много было обсуждений этого воровства бензина и интересных домыслов по технологии налива и измерений, саму суть погрешности при наливе и физико-химических свойств нефтепродуктов здесь мы трогать не будем, пройдёмся конкретно по железу,что на фото. По допускам недолива и его сути будет отдельная статья.

Это фото команд ТРК DresserWayne- распространённая марка колонки в России, стоит преимущественно на Лукойле, начинают ставить на Газпромнефть(новые модели), на фото ничего криминального нет, это стандартный набор команд для программирования.


Здесь перед нами, так называемый сменный отчёт АЗС, выгруженный с 1.09 по 23.09 с некими письменными расчётами и пометками, давайте попробуем разобраться.

Основные выводы, которые я сделал из этих записей, что общая среднесуточная реализация на данной АЗС около 10-11 тысяч литров в сутки или 450-500 тысяч рублей за 24 часа. При непрерывном недоливе в размере 5 % в течение суток, объём украденного составит 4500-5000 рублей в день, или 100-110 литров в сутки. То есть около 150 тысяч рублей или 3-4 тысячи литров в месяц с одной АЗС. А в статье говорится, что украли на 220 тысяч за год с трёх АЗС. Возможно, воровство не было непрерывным, брали паузы.


Это похоже на мини-стенд электронной составляющей колонки, качество фото низкое, очень сложно что-то разобрать. Возможно, это просто системный блок, при детальном рассмотрении можно было бы сказать. Возможно, это эмулятор рабочего места оператора.


Какой-то переключатель, его бы открыть, чтобы посмотреть, не использовалась ли там плата от самой колонки и что там за схема вообще.


Я бы сказал, что это какие-то пульты самодельные для колонки, но зачем они в таком количестве, там было всего три АЗС, ну допустим по 3 колонки, это девять пультов, но они должны быть на руках у кого-то, а тут гораздо больше девяти, похоже что это просто изделие на продажу и не факт, что для воровства. Обычно,пультик для воровства, как небольшой брелок от сигналки с несколькими кнопками и без дисплея.


Здесь какие-то небольшие платы, не припомню таких плат у колонок Dresser, ну и делать их с прозрачной крышкой и в корпусе, превышающим намного размеры платы совсем глупо. Вероятно, тоже не имеет отношения к хищениям. Такие устройства делают как можно меньше и незаметнее для расположения в блоке электроники колонки и подсоединению к существующей схеме.

Понравилось расследование? Есть что сказать? Пишите в комментариях, будем разбираться вместе!

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

Напомним, с чего начался спор. Федерация автовладельцев России разработала метод определения недолива топлива на АЗС. На заправку заезжает автомобиль, водитель которого открывает лючок бензобака и заливает нужное количество литров. Однако автомобиль этот - необычный: в багажнике установлена канистра, шланг от которой выведен возле штатной горловины!

Соответственно, сотрудники АЗС не догадываются, что сейчас их проверяет тайный покупатель. Да, на абсолютную точность этот метод претендовать не может. Но, чтобы понять, что тебя обманывают, этого вполне достаточно. В итоге, мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС, расположенных на территории 13 субъектов РФ. В ходе проверки активисты ФАР посетили:

  • 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК);
  • 21 федеральную и региональную сеть;
  • 8 мелкосетевых и частных АЗС.

Сколько не доливают?

За недолив принималось расхождение более 1%, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов составил 20%, то есть обмануть автомобилиста пытались всего лишь на одной из пяти заправок, причём разница между оплаченным и залитым бензином составила 1,63% - на уровне погрешности.

Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив - 4,97%, максимальный - 19,03%). А самое печальное, что обман среди мелкосетевых и частных АЗС замечен на 100% заправок (средний недолив - 5,66%, максимальный - 8,03%). Средний недолив по выборке - 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Получается, что некоторые участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. Вот примеры:

  • АЗС в Краснодарском крае продавала АИ-95 по 44,70 руб./литр, недолив составил 19,03%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 55,21 руб./литр;
  • АЗС в Московской области отпускала АИ-95 по 39,90 руб./литр, недолив составил 12,8%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 44 руб./литр.

Если упростить итоги исследования ФАР, то получается, что крупные игроки бензинового рынка не обманывают своих клиентов. (Для справки: основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».) А вот все остальные не прочь подзаработать на недоливе...

А был ли недолив?

В первую очередь, нужно разбираться, что это за исследование, и как оно было проведено. Что за оборудование замеряло уровень недолива, какие датчики стояли, как они были поставлены. Самое главное – смущает выборка – 34 автозаправки – это очень не репрезентативная выборка, из которой нельзя сделать вывод, что проблема недолива есть по всей стране. Если мы хотим проводить качественное исследование, то выборка должна быть больше и она должна быть совершенно другой

Павел Баженов

Но, несмотря на некоторый скептицизм, представитель нефтяной отрасли признал: «Что касается проблемы недолива, то отчасти она, может и есть. И тут продавцов можно понять - после решения правительства заморозить розничные цены на бензин, рынок оказался очень сильно подкошен. Розничную цену заморозили, а оптовая - осталась рыночной».

В итоге, все продавцы бензина вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной маржинальностью. И если крупные компании могут перенести прибыль на другие сектора (добычи, переработки), то мелкие, независимые – этого сделать не могут. Поэтому такая ситуация может быть фактором для бизнеса, который вынужден выбирать между плохим и очень плохим решением, и приводить к недоливу топлива

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Кто виноват?

«С другой стороны, не стоит забывать - все оборудование проходит сертификацию, которая снижает риск недолива топлива, - осторожничает Павел Баженов. - Давать экспертные оценки - насколько проблема недолива распространена, я бы не стал, они очень субъективные. Но могу сказать, что те сети, с которыми мы наиболее плотно общаемся - у них такой проблемы нет».

Для мелких и частных АЗС очень важен каждый клиент, который легко может уехать на заправку крупной нефтяной компании, и которого нельзя будет вернуть. Да, они зачастую поднимают стоимость на 1-2 рубля выше по сравнению с крупными компаниями, но стараются удержать за счет качества топлива и хорошего отношения к клиентам. Плюс, мы незадолго до эксперимента Федерации автовладельцев предлагали сетям отдельно обратить внимание на недолив и исключить его из своей практики

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин вообще заявил «Известиям», что «это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов»: «К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза», - отметил Ашихмин.

Владелец автозаправочной станции не заинтересован, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают

Олег Ашихмин

первый вице-президент Российского топливного союза (РТС)

При этом другой функционер РТС, Григорий Сергиенко, признал, что недолив могут допускать и сами хозяева мелких заправок: «Возникла ситуация, когда продавец топлива должен субсидировать продажу клиенту каждого литра бензина. В начале июня мы имели убыток 2-3 рубля [с каждого проданного] литра», - приводит слова Сергиенко РБК.

Как доказать обман?

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил “Газете.Ru” глава ФАР Сергей Канаев. - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива».

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин также считает, что хищение - даже если автомобилист воспользуется канистрой - труднонаказуемо. Автомобилисту необходимо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку, а также жаловаться руководству компании.

При этом стоит знать, что, согласно законодательству, колонки АЗС относятся ко второму классу точности и, разумеется, имеют некую погрешность - примерно полпроцента по общему объему долива топлива. То есть около 0,5 литра при заправке 100 литров.

Как решить проблему?

Сейчас проверки качества и количества топлива, которое заливают на АЗС, - прерогатива госорганов. Исправить ситуацию можно было бы, внедрив государственно-общественный контроль... Но тогда придётся разработать методику, которая бы позволила определять количество топлива тайным покупателям. И этим, скорее всего, власти заниматься не захотят.

Впрочем, есть надежда, что обманывать водителей будут реже уже сейчас: «После того как оптовые цены пошли вниз, мы вновь имеем положительную маржу. Подобных предпринимателей по-человечески можно понять: если их вынуждают работать без прибыли, то они продают меньше топлива за ту же цену», - резюмирует вице-президент РТС Григорий Сергиенко.