На полноприводных «Соболях» вокруг Иссык-Куля

Большинство вопросов к моему проекту УАЗCargoCamperEdition задают в стиле: «А почему не буханка?!» или «А почему не Соболь4×4?». И если на первый вопрос я четко могу ответить, почему «нет», то со вторым довольно сложно.

С «буханкой» все просто — она, конечно же, легендарный и очень заслуженный автомобиль, но её эргономика очень далека, в моем представлении, от комфорта и мало соотносится с моими антропологическими данными.

А Соболь4×4… С ним было всё не очень понятно. Да, однообъемный кузов имеет свои преимущества, но сама платформа для меня была загадкой. С УАЗ Карго все ясно — это по сути обычный Патриот и информации о его особенностях, болячках, способах тюнинга и ресурсе агрегатов в целом предостаточно. А с подготовленными Соболями я не особенно-то встречался в реальной жизни.

И вот судьба случайно занесла меня в район Нахабино, где мне делали мебель в жилой модуль, и я познакомился с Сергеем и его внедорожным кемпером на базе ГАЗ Соболь 4×4 .

2. Первым делом бусик обращает на себя внимание цветом и шноркелем, который, как известно, на обычные маршрутки не устанавливается 🙂

3. Давайте для начала знакомства обойдем его по кругу. С левого борта автомобиль почти ничем не выделяется, за исключением ряда мелочей, но их заметят лишь фанаты марки.

4. Правый борт щеголяет тентом-маркизой над сдвижной дверью и шнорклем от Mitsubishi Delica

5. Кстати, сдвижная дверь — это ОЧЕНЬ удобно. Это я теперь знаю по личному опыту своего Citroen Berlingo

6.На кронштейне запаски разместился задний рабочий свет и антенна радиостанции.

7. Передний бампер не родной. У владельца не было желания ставить «массивный «силовик» и вместо него был сделан мощный швеллер плюс металлический бампер от Валдая

8. Бампер выглядит абсолютно родным элементом, выполняет все защитные функции и при этом вместил в свои недра лебедку.

9. В него же установлены диодные фары (не используются на дорогах общего пользования) и разъем подключения пульта лебедки.

10. Расширители стоят от того же Валдая, а подножки интегрированы от мерседесовского автобуса

11. Решение с расширителями от Валдая, кстати, очень элегантное и эффективное.

12. Были установлены ступицы от УАЗ Патриот. Это позволяет использовать патриотовские хабы и колесные диски.

13. Сейчас установлены шины 265/75 R16 — это почти 32″, но и 33″ колеса сюда без проблем влезают.

14. Под капотом, взамен родного, также поселился мотор от УАЗ Патриот. Несмотря на то, что формально в нем меньше сил чем в оригинальном агрегате, машина поехала с ним гораздо лучше. В первую очередь за счет более низового характера.

15. Кстати, я бы не сказал, что ему тут очень тесно. Я, впрочем, зачем-то почитываю периодически о примерах установки на Соболь тойотовского мотора 1uz

16. На зиму шноркель отсоединяется и забор воздуха идет из под капота

17. Кстати, еще раз о шноркеле. Удивительно удачно встал он сюда. Иной раз китайские шноркеля, специально сделанные под конкретную модель, встают с большими зазорами.

18. Просто фото, но надеюсь оно прибавит комментариев к статье 🙂

19. Но хватит ходить вокруг и около, заглянем внутрь

20. Каждый уважающий себя кемперостроитель имеет местами хронический недострой. Естественно, этого стыдится, но ничего поделать с этим не может. Я это, кстати, прекрасно понимаю и в полной мере разделяю.

21. Частично сиденья уже заменены на правильные, но сзади пока еще остается штатный соболевский третий ряд. Со временем его место займет большой раскладывающийся диван.

22. Между первым и вторым рядом есть откидывающийся столик, а передние сиденья имеют возможность поворота

23. Между передними сиденьями есть проход, чтобы можно было перейти в общий салон не выходя на улицу.

24. Водительское сиденье также поворачивается в обратную сторону.

25. Без этой функции супер функции однообъемность салона была бы раскрыта не полностью

26. Пока цельного дивана нет, но можно разложить штатные сидушки и положить поверх них матрас. Вполне себе получается спальное место.

27. Вид на «спальное место» со стороны багажника

28. В багажнике смонтирован автономный отопитель или, иначе говоря, «сухой фен» отечественного производства со своим отдельным топливным бачком и второй аккумулятор

29. Управление отопителем и розеткой для зарядки электронных гаджетов рядом на стене

30. Выхлопная труба отопителя

31. Тут же, под сиденьями третьего ряда смонтирован компрессор. Кстати, сиденья довольно высоко расположены и под ними можно хранить длинномеры если это требуется

32. Даже с установленным третьим рядом сидений в Соболе остается небольшой багажник.

33. Глубиной около 60 см

34. Покажу немного деталей интерьера крупным планом. Это откидной столик

35. Лампа

36. Потолочная консоль с зарядками и радиостанцией

37. Блок управления зарядом аккумуляторных батарей

38. За контроль над полным приводом отвечают два рычага. Полный привод в данном автомобиле классический парт-тайм и реализован он за счет установленной раздатки от ГАЗ-66

39. Немного геометрических размеров. Ширина салона 180 с небольшим сантиметров.

40. Высота почти 150 см. Да, тут тоже, к сожалению, нельзя стоять в полный рост!

41. Посадка за рулем немного отличается от обычной легковой, но к ней довольно быстро привыкаешь. Я с большим удовольствием прокатился за рулем, не испытав при этом никакого дискомфорта

Кстати, габаритные размеры очень похожи на мой Карго кемпер. Высота около 2.5 метров, а длина чуть-чуть менее 5 метров.

Ну и для тех кому интересны кровь и кишки внутренности и начинка

42. Рулевой демпфер

43. Кузов приподнят над рамой за счет небольшого бодилифта

44. Задняя подвеска, также как и передняя, рессорная

45. Передний мост

46. Задний мост

47. Раздатка от ГАЗ-66

48. Предполагается, что убить ее на Соболе невозможно в принципе

На выставке «Охота и Рыболовство на Руси» на стенде компании Автовентури не один раз задавали вопросы относительно приобретения, эксплуатации и тюнинга полноприводного Соболя.

Отвечаем на заданные вопросы более подробно.

1. Я хочу купить Соболь 4х4 и выбираю между ним и УАЗ Патриот. Чем он отличается от Патриота и что стоит учитывать при выборе?

Не устану повторять, что Соболь 4х4 и УАЗ Патриот — это совершенно разные автомобили, которые априори нельзя сравнивать. Даже с Буханкой Соболь сравнивать некорректно, так как это автомобили совершенно разной философии, хотя и идут в одном классе внедорожных микроавтобусов.

Патриот — классический внедорожник с соответствующей архитектурой салона, посадкой водителя и пассажиров, багажником, управлением и поведением на дороге.

Соболь — микроавтобус с потенциалом внедорожника, большим салоном, большим размером, автобусной посадкой водителя и ощущениями от автомобиля. Отправляйтесь к дилеру ГАЗ и пройдите тест-драйв. Некоторые сразу шарахаются от ощущения управления «автобусом», а других за уши не оттащишь.

Про выбор: я голосую за Cummins . Да, шумно, вибрирует, надо думать о температурном качестве солярки зимой, но экономично и тяговито, а на бездорожье это плюс. Если сэкономить, то бензин. Соболь предлагается в двух вариантах силового агрегата и это большой плюс. В остальном вам предстоит только выбрать: высокая или низкая крыша, комби или микроавтобус.

2. Я купил Соболь 4х4. Что надо сделать для того, чтобы на нем можно было ездить в путешествия и съезжать на бездорожье?

С завода Соболь 4х4 идет в том виде, в каком можно выезжать. Штатные шины, хоть и дубовые, но по легкому бездорожью едут сносно.

Что до проходимости Соболя в стоке, то мое знакомство с ним состоялось в песках Калмыкии, где будучи скептически настроенным попробовал его в песках. На удивление, Соболь ехал на шинах Michelin Latitude Cross там, где казалось, что сейчас вот-вот наступит время лопат и выезжал своим ходом.

Для серьезных путешествий автомобиль надо готовить . Первое — это задний силовик с калиткой для запасного колеса . Это освободит место в салоне, усилит корму, добавит мощные буксирные проушины, а также будет возможность выбрать бампер с площадкой для установки электрической лебедки. Передний силовой бампер по желанию, но он обеспечивает и место для установки лебедки, и беспрецедентную защиту радиатора и двигателя.

Чтобы ездить по грейдерам и убитым дорогам, неплохо заменить штатные амортизаторы на усиленные. Дополнительный свет и силовые пороги также по желанию. Ну и шины — стоит поставить шины АТ или МТ класса в размере 255/70R16 или 245/75R16. Под последний размер надо будет чуть-чуть поколдовать со сдвигом моста или подрезкой переднего угла задней арки.

Для зимних путешествий неплохо обзавестись автономным воздушным отопителем. На двух Соболях, на которых мы путешествовали по Северу, у нас стояли автономки Eberspaecher Airtronic.

Работают надежно, без сбоев и в машине можно ехать, можно ночевать в любой мороз. Аналогичная стоит и в Буханке, где работает уже 4 года без нареканий. Что касается бюджетной копии, ничего не скажу. Говорят, что стала работать лучше, но был печальный опыт знакомства с ней.

3. Какая лебедка предпочтительнее для Соболя?

Для Соболя достаточно установки лебедки с тяговым усилием 4,3 тонны, это модели 9500lbs. Сейчас как раз на модель Runva EWX9500S снижена цена. Однако, если планируете серьезно залезать в грязь или участвовать в трофи, то лучше подумать о лебедке помощнее.

В задний бампер лебедки с тяговым усилием 9500lbs будет более чем достаточно для любых условий. Если попроще, то подойдет и серия 9000lbs и 8000lbs. Для последней надо будет оценивать ситуацию и при необходимости использовать блок усиления.

Что касается брендов, то я бы рекомендовал лебедки Runva и CM Winch . Первые более «крутые», а вторые более бюджетные, но при этом почти все модели имеют хорошую защиту от влаги. Главные плюсы этих марок: гарантия официального дистрибьютора и наличие любых запасных частей. То есть, в случае поломки вне гарантии, не надо будет покупать новую лебедку и достаточно будет просто заменить неисправную деталь.

4. Можно ли рассматривать заднеприводной Соболь или Газель Некст с блокировкой заднего дифференциала для путешествий?

Тем кто задает такой вопрос, я теперь буду рассказывать историю подошедшего на стенд мужчины, который спросил лебедку на заднеприводной Соболь. Когда я спросил его, зачем вам лебедка, он скромно достал телефон и показал нескромное бездорожье, по которому он путешествует: «Лопата, траки, включенная голова и блокировка, и так потихоньку едем».

Соболь 4х4 — это внедорожник: более компактный, более высокий, с передним мостом.

Остальные минивены ГАЗ — это обычные минивены, которым достался солидный бонус в виде задней блокировки. Блокировка не превращает Газель Некст во внедорожник, но серьезно увеличивает шансы выехать с размытой грунтовки, с мокрой травы или из глубокого снега.

Более того, для строительства дома на колесах или автомобиля для дальних путешествий, где не надо было бы покорять лесовозки и серьезную грязь, я бы выбрал Некст. Я ездил на самой длинной версии этого автомобиля и он получился отличным.

Огромное пространство салона под любые нужды, отличная маневренность и управляемость для такого большого автомобиля. В качестве микроавтобуса для путешествий, это идеал, если нет денег или желания тратить в два раза больше на иностранные микроавтобусы.

У меня друзья послушались совета и купили длиннобазную Газель Некст в кузове комби. Семь мест плюс три метра багажного отсека для перевозки кроссовых мотоциклов. Рассказывали что по песочку спокойно доезжали с включенной блокировкой до базового лагеря гонок там, где аналогичные по размеру микроавтобусы иногда подсаживались и зарывались в песок. Теперь они придумывают конфигурацию, в которой мотоциклы будут внизу, а наверху спальник с заходом из салона над креслами заднего ряда. Строительство началось, а тюнинг не остановить.

5. Часто ли ломается Соболь 4х4 и на что стоит смотреть при эксплуатации?

Вопрос актуален для всех отечественных автомобилей и не секрет, что запчасти продаются в магазинах такого качества, за которое при Сталине отправляли делать поделки из дерева. Да, ломается чаще, чем Land Rover, например, и следить надо более пристально.

У Соболя есть пара хронических болячек, про которые надо помнить. Первый — это командный проводок стартера, который вечно норовит окислиться и не давать команду стартеру. Лечится профилактикой, герметизацией и обработкой специальной смазкой.

Второй — это провод массы идущий к двигателю. Провод крепится внизу к колоколу и со временем начинает плохо контачить. Лечится профилактикой или организацией дублирующего провода.

Многие уже знают, что мотор Cummins можно перепрошить и он будет выдавать до 50% больше мощности. Однако надо будет ездить осторожно и несколько стартов со светофора наперегонки с «зубилами» могут прикончить КПП. Не надо забывать, что крутящий момент двигателя станет намного выше, а КПП на это не рассчитана. У меня автомобиль прошит с самого начала, но помня о необходимости аккуратного вождения, с КПП никаких проблем.

Что касается переднего моста, то тут сложнее. Первая замена подшипника, который, судя по форумам, владельцы меняют каждый 5 тыс. километров, у меня случилась через 35 тыс. километров, 25 из которых прошли в очень жестких условиях эксплуатации, на грейдерах, грунтовках и в песках. Появились посторонние шумы и для гарантии в поездке на Север все поменяли. Опять же, все зависит от манеры езды. Можно газовать в пол, буксуя на накачанных шинах в песках, а можно спокойно ехать на стравленных. В итоге, первый ночью меняет привод, а второй пьет чай и мирно спит.

«Группа ГАЗ» представляет на выставке внедорожники «Соболь 4×4» для активного отдыха. Уже в стандартной комплектации автомобиль «Соболь 4×4» имеет мощное внедорожное оснащение, которое позволяет уверенно чувствовать себя в труднопроходимой местности. Это рамный внедорожник, оборудованный системой подключаемого полного привода с понижающей передачей, блокировкой дифференциала заднего моста Eaton, высоким клиренсом и большими ходами подвески. В базовую комплектацию автомобиля также входят предпусковой подогреватель и дополнительный отопитель салона.

Автомобиль «Соболь Car&Van Expedition» подготовлен для путешествий в условиях тяжелого бездорожья. В качестве пресс-кара автомобиль прошел маршрут ралли-марафона «Шелковый путь» 2016 года, участвовал в качестве машины сопровождения во многих этапах Чемпионата России по ралли-рейдам. Защиту передней части автомобиля обеспечивает силовой бампер РИФ с защитными дугами, площадкой под лебедку и светодиодными фарами. Задний силовой бампер (также производства компании РИФ) оборудован креплениями («калитками») для запасных колес, устройством для фаркопа и дополнительной оптикой. Специальные кронштейны на креплениях запасных колес позволяют транспортировать две канистры объемом по 20 л каждая. На автомобиль установлены силовые пороги, электрическая лебедка Runva, светодиодные прожекторы дальнего света и система спутникового мониторинга LocMe.

Второй автомобиль для активного отдыха создан на базе «Соболя» ГАЗ-27527. На машину также установлены передний и задний силовые бампера РИФ (с фаркопом и держателем запасного колеса), лебедка T-Max и силовые пороги. На крыше внедорожника оборудован экспедиционный багажник, к которому ведет лестница, расположенная на задней двери. В салоне автомобиля установлены диваны-трансформеры, в походном состоянии на них может ехать пять пассажиров, на стоянке диваны могут быть разложены в большое спальное место. Дополнительный отопитель обеспечивает комфортную температуру в холодное время года.

Оба автомобиля укомплектованы дизельными двигателями Cummins ISF 2,8.





Средняя Азия - рай для автотуриста даже зимой. И пусть тамошние дороги по большей части сомнительны, а гаишники - не в меру жадны, но и они не испортят вам отдых. Если знать некоторые особенности местной езды, о которых мы вам расскажем.

Каждая экспедиция - это не только проверка на выносливость автомобилей и участников, это в первую очередь весьма специфический быт, сильно отличающийся от привычных домашних условий. Посему, когда наша экспедиция под руководством известного путешественника Валентина Ефремова на двух полноприводных «Соболях» отправилась покорять просторы Средней Азии к берегам сказочного Иссык-Куля, то первый день пути был «разминочным»: участники привыкали друг к другу и к автомобилям.

С Валентином Ефремовым я отправился в путь уже второй раз: весной мы на таких же полноприводных «Соболях» покоряли другую отдаленную точку страны - дальнее якутское поселение . Мы протестировали самые опасные дороги страны - трассы «Лена» и «Колыма». В этот раз нам пришлось познакомиться с обледенелыми степными дорогами Казахстана и такими же скользкими горными дорогами. Посему начну рассказ с наших автомобилей, на которых я странствую уже не первый год. Более удобной по комфорту и практичности машины для экспедиции я не знаю. Под комфортом я подразумеваю не многочисленные «цацки» и гаджеты, а элементарное удобство. А под практичностью - легкость в ремонте и доступность запчастей. На этот раз мне впервые пришлось осваивать технику езды с тяжелым двухосным прицепом, в котором находился знаменитый воздушный шар «Святая Русь», достигший Северного полюса, и походный скарб. Поначалу с прицепом ехать непривычно, особенно по гололеду, но потом привыкаешь. Главное - увеличивать радиус поворота или разворота автомобиля, рассчитывать тормозной путь на трехкратное увеличение и больше работать рулем. С ГУРом это гораздо проще. Есть и особенная схема движения задом - руль нужно выкручивать в противоположном направлении от направления движения и «ловить» массивный прицеп. Практические занятия в автошколе этому быстро не научат, а вот интенсивный темп передвижения экспедиции - самое то. Кстати, полноприводные «Соболи» в этом отношении более чем удобный буксир: включаемый полный привод на скользкой дороге позволяет лучше удерживать буйный нрав прицепа.

С комфортом по обледенелым степям

Про салон и багажник «Соболя» можно слагать оды. Три человека легко помещаются в салоне, причем не только во время движения, но и на привалах и ночевках. Если ехать вдвоем - то вообще оказываешься в вагоне СВ. Со своим ростом метр восемьдесят я легко располагаюсь на ночь на переднем или заднем сиденье. Плюс - большая подушка под голову. Для ночевки втроем освобождается пол пассажирского отсека - благо, багажник позволяет. Остается положить только пенку и спальник. Идеальный вариант - сделать в багажнике полку, разделив на две части. Тогда можно поместить все что угодно. Например, как не привезти из Средней Азии ковры и ящик дешевого (по 200 рублей), но мягкого и вкуснейшего казахского коньяка? Плюс к тому - даже на ходу можно перелазить из пассажирского в водительский отсек и наоборот. При нулевой температуре в салоне «Соболя» обогрев можно не включать - спальников вполне достаточно. А вот когда мы прибыли в степной Казахстан и заночевали у Петропавловска, ударил . Без отопителя салона тут никак! И это гораздо практичнее, чем после утомительного дня пути возиться на морозе с палаткой - можно элементарно ободрать ногти и отморозить пальцы. А немецкая система прогрева двигателя позволяет заводиться в любую погоду. Так что «морозных манипуляций» с автомобилем, типа беготни с паяльной лампой и прикуривания, мы избежали.

Кстати, о паяльных лампах. Их в изобилии продается на перевалах через Урал вместе с разнообразными сувенирами. Именно по той причине, что погода здесь гораздо суровее, чем на равнине. Это удивительная картина «белого безмолвия». Здесь все покрыто инеем - деревья, дорога, знаки, столбы. Даже заиндевелая телевышка, возвышающаяся над тайгой, не кажется инородным телом. Разнообразие в эту картину вносят только дорожники со швабрами с длиннющими ручками. Ими они счищают иней с дорожных указателей. У торговых точек на трассе обратил внимание на висящие повсюду объявления для дальнобойщиков. Их всего два вида: эвакуаторы и вооруженное сопровождение грузов. Из разговоров с дальнобойщиками выяснилось, что в этих краях «братки» сохранились до сих пор. Да и охрана представляет из себя таких же братков, только в форме и с законными «стволами». Также здесь вовсю «шакалят» стражи дорог. Они охотятся чуть ли не на каждом повороте обледенелой горной дороги.

Теперь о технологии езды по горам. С тяжелым прицепом «Соболь» не так резв. Все-таки дизельного «Каминса» объемом 2,8 литра не хватает на подъемах. Но спуск по гололеду - еще более утомительное занятие. Я для себя вывел три правила: ехать на пониженной передаче, только полный привод, и не прижиматься к впереди идущей машине: на спуске тормозной путь увеличивается не втрое, а в разы. Тормозить следует двигателем - тормозные диски и колодки на таких участках сильно перегреваются и тормоза могут вообще отказать! Впоследствии эти правила пригодились на горных дорогах вокруг Иссык-Куля.

Теперь немного о водительской психологии. И в Казахстане, и в Кыргызстане свои эмоции водители выражают исключительно звуковым сигналом. И положительные, и отрицательные. Посему два «Соболя» экспедиции перемещались под дружные звуки клаксонов проезжавших мимо автомобилей. Люди здесь гораздо приветливее, чем в России. Когда мы останавливались, многие автомобилисты вставали тоже, чтобы просто пожать нам руку или перекинуться парой слов. Чего нельзя сказать о стражах дорог. Их жадность не имеет пределов, но при этом служивые отличаются завидной глупостью и их легко запутать. Так, на обратном пути моему напарнику пришлось поневоле завершить обгон после запрещающего знака. И тут как тут - стражи дорог. Разговор пошел о 25 000 рублей. Охмурить стражей дорог получилось за 10 минут рассказов о воздухоплавании, воздушных потоках, торсионных полях, мистических вибрациях и т.д. Правда, с другими этот фокус не прошел - пришлось заплатить штраф за невключенный ближний свет. Спешу заметить, что штрафы для иностранцев и в Казахстане, и в Кыргызстане - просто адские, и лучше ничего не нарушать, а перед поездкой ознакомиться с местными ПДД и свято их соблюдать.

Хайвеи и «катки»

В первый день езды по Казахстану возникает ощущение, что местные дорожники вообще ничего не делают: дороги не чищены и не посыпаны. На некоторых участках - сплошные наледи, через которые машины буквально переваливаются, брать ледяные глыбы высотой сантиметров 20 с разгона - занятие для камикадзе. Относительно ровный режим позволяет держать хорошая «шиповка», которую мы предварительно поставили. Но даже с прицепом приходится именно переваливаться, с завистью глядя на несущуюся впереди капитанскую машину. А вот многочисленные автобусы, направляющиеся в сторону России с толпами гастарбайтеров из соседних республик, движутся со скоростью 20-30 км/ч. Но вина тут не дорожников, а лихих степных ветров, которые сдувают «посыпку» и вновь наваливают на дорогу тонны снега. Посему вокруг дорог стоят снегоулавливатели, которые, увы, мало помогают.

Зато ближе к Астане мы вышли сначала на 4-полостный, а потом 6-полостный хайвей. Который через какое-то время превратился во вполне европейскую платную дорогу до Астаны с терминалами на въезде и выезде. Первое, что на нем поразило - малое количество машин. Отсюда - обледенелые крайние полосы. Все двигались по средней. Тут поневоле вспомнились неустроенные российские однополоски, поток по которым в сотни раз больше. А здесь, даже с тяжеленным прицепом, мы мчались под сотню на круиз-контроле. Для внедорожника «Соболя» это очень удобная опция. Экономия топлива получается раза в полтора. Ближе к Астане дорога становится все лучше и лучше. Полностью освещенная и с идеальным покрытием. А у терминала оплаты на въезде в Астану (по 350 рублей за машину), несмотря на поздний час, все вокруг сияло. Это был отблеск столицы Казахстана. Которая, как оказалось, стоит еще лишь через 20 километров. Кстати, рядом с терминалом оказалась более чем интересная заправка, которые мы впоследствии наблюдали на многих казахских дорогах. На электронном табло указана не только цена того или иного вида топлива и температура воздуха, но в «бегущей строке» написаны страна, город и даже юрлицо, которое это топливо произвело. Так что не надо выяснять, на кого подавать в суд за некачественный бензин! Но это оказалось не единственным казахским «чудачеством». Впоследствии из разговоров с казахами выяснилось, что пока пустующий хайвей - масштабный проект Назарбаева строительства трансмагистрали между Россией и Китаем и другими азиатскими странами. Проект обещает принести неслыханные прибыли Казахстану и его жителям.

Про Астану стоит сказать особо. Когда мы пробирались через утреннюю пробку в направлении Караганды, лицезрели настоящее буйство архитектуры. Плавность линий огромных мечетей сочетается с изломанными линиями находящихся тут же небоскребов. Я поневоле вспомнил прошлогоднюю командировку и понял, что «Грозный-Сити» - это только похвальба и фарс Рамзана Кадырова. Казахский лидер его давно перегнал! Есть и совсем грандиозные авангардные сооружения типа « дом- юрта» и «дом-шапка». Последнее представляет собой конусообразное сооружение со скошенным центром наклона. Очень хотелось попасть внутрь, но нельзя - надо спешить насладиться другими сооружениями. Самым запоминающимся стало вполне викторианское здание посольства США с развевающимся американским флагом. Вот вам и олицетворение «развитого капитализма».

Кстати, дороги по бескрайним просторам Казахстана поражают огромным количеством лис и зайцев. Посреди темной морозной ночи они выскакивают прямо под колеса. Увернуться от них на ледяной дороге сложно, да и опасно. Один раз припорошенная инеем плутовка что-то поедала прямо посреди дороги. И увидев нас, несмотря на звуковой сигнал, ринулась прямо под колеса. Да и по зимней окраске она фактически сливается с заснеженным дорожным покрытием. В другой раз более настойчивым бибиканьем мы спасли жизнь недотепе зайцу. Он было ринулся под колеса, но испугавшись звука, еще долго бежал за нами вдоль дороги. В Кыргызстане ту же опасность представляют коровы и лошади. Причем, большую опасность - столкновение с 400-килограммовой тушей без последствий не проходит. И почему-то большинство пастухов предпочитают пасти их вдоль дорог.

Вопрос престижа

Еще немного про автожизнь Казахстана и Кыргызстана. Отличительная черта Средней Азии - обилие «автоантиквариата» в вполне приличном рабочем состоянии. Это не только личный, но и общественный транспорт. Например, в Темиртау рейсовые автобусы - допотопные, но свежепокрашенные ЛАЗы и округлые ПАЗы. А среди грузовиков - ЗиЛ» и «газики». По автопаркам Кыргызстан и Казахстан чем-то похожи, а в чем-то сильно отличаются. В обеих странах можно встретить «Запорожцы» и «копейки». Также популярностью до сих пользуются «Москвич-412». Но есть и коренное различие: Кыргызстан категорически не признает новинок российского автопрома. А вот казахи охотно покупают «Гранты» и «Приоры». Единственное, что они категорически не приемлют, это «Калины». Я долго бился над этой загадкой, пока знакомый казах не пояснил, что «на «Калине» катался Путин, а Назарбаев не катался. Поэтому мало ли чего?!». Не чужды казахам и современные рейсовые автобусы ЛиАЗы.

Но самое популярное авто в умах жителей обеих бывших республик, это «Лексус». Причем чем он больше, тем круче! Есть женский и мужской варианты. В последнем случае должна быть более массивная модель. Но это для городской элиты. А сельское начальство предпочитает ездить на практичных праворульках Honda CR-V. В Казахстане престижным авто считается «Лендкрузер». Главное, чтобы он также был большой и черный. А настоящей народной любовью пользуется Mercedes. Когда-то они занимали нишу «Лексусов», но со временем превратились в народную марку - бэушные машины сильно подешевели. И население кинулось скупать 20-летние аппараты - круто же, только по горной дороге к родному кишлаку не всегда доедешь! Хотя за эти же деньги можно купить более практичную и свежую «японку-праворульку». Которые, кстати, также популярны у более здравомыслящих водителей. Как мне пояснили, ездить на малолитражках здесь не престижно, посему, например, практичный Renault Logan здесь не популярен, и к нему не найти запчастей. А к тем же «меринам» их более чем достаточно и по недорогой цене.

Из-за членства в ВТО и из-за низких таможенных пошлин автомобили в Кыргызии гораздо дешевле, чем в РФ. Поэтому большинство фур, идущих на Кыргызстан - автоперевозчики. Поскольку из-за таможенной политики автомобили здесь действительно дешевые, из Европы они идут через Литву, а из Японии - через Китай. Например, тот же Lexus 2008-2010 годов - 15 000 долларов. Причем, курс «бакса» так не растет, как у нас. Но из-за международных коллизий машины, купленные в Кыргызстане, год нельзя продавать и перегонять в Россию. Посему следует иметь знакомого кыргыза, подержать у него год авто, а потом перегнать машину. Сейчас прогнозируется, что после вступления в Таможенный союз налог сильно увеличится и пошлины сравняются с российскими. Так что единственный вариант - ездить по России с кыргызскими номерами.

Азиатская Швейцария

Именно так называют горный Кыргызстан из-за положения на берегах сказочного Иссык-Куля. Не побоюсь громких заявлений, это рай для пейзажиста и фотографа. И для автотуриста, и для путешественника. Можно остановиться в любом месте на берегу и наслаждаться удивительными видами. Тем более что вокруг озера проходит вполне нормальная автодорога. Я бы посоветовал не торопиться и больше внимания уделить северному берегу. Он более разнообразен по ландшафту, и здесь находятся знаменитые горячие источники. Которые реанимируют уставшего водителя за 20 минут пребывания в каменном бассейне. И, естественно, каждый уважающий себя путешественник должен побывать в музее Пржевальского в Караколе - месте, где, возвращаясь из последней экспедиции, умер великий путешественник. Музей находится на самой высокой точке побережья Иссык- Куля, откуда открывается удивительный вид на озеро.

Отдельно хочется рассказать о восточном гостеприимстве. Его мы испытали во всей красе, когда побывали на восточной трапезе - дастархане. В нашу честь в огромном котле сварили барана. Его поедают в три этапа. Сначала плов, потом бульон с мясом, а в финале - бишбармак (мелко нарубленное мясо с лапшой). Каждый этап начинается с рюмки горячительного и прерывается чаепитием. Кстати, алкоголь на Востоке на стол не ставят. Его подносят уже разлитым родственники хозяина или слуги. Заканчивается трапеза благодарностью Всевышнему за пищу. После соответствующих слов хозяина нужно провести ладонями от лица к животу. А в самом конце младший сын хозяина обходит гостей с кувшином теплой воды и тазом - все должны помыть руки. Длится такое застолье минимум пять часов. Что-то недоесть нельзя - это обидит хозяев. Зато потом пару дней можно вообще не есть.

Другая экзотическая достопримечательность Кыргызстана - рынок Дордой на окраине Бишкека. Поскольку наш приезд совпал с резким похолоданием, городские дороги сильно обледенели. И несмотря на то, что их посыпают, аварийность была жуткой - из-за постоянной теплой погоды «шиповка» здесь не в почете. Все ездят на летней. Дордой - это целый город из поставленных друг на друга железнодорожных контейнеров, с километровыми «улицами»-торговыми рядами. Лавировать на машине по этим узким улочкам - сущее наказание. Тем более когда приходится постоянно уворачиваться от несущихся на тебя непереобутых авто. Да и на шипах все равно заносит!

Домой!


Въехали в Курганскую область, дорога стала совсем убитой. Тот же гололед и бесконечная череда аварий - одна, другая, третья. Один раз мы наблюдали, как машину заносило на небольшой скорости и она вылетела на встречку. Прямо под колеса джипа. И трупы в пластиковых мешках на обочине. У нас в багажнике лежал вышеупомянутый коньяк, и почему-то хотелось выпить за упокой тех, кто разбился только из-за того, что кто-то растащил дорожные деньги. Люди погибли не на войне, не от стихийного бедствия, а от банальной человеческой жадности. И так продолжается каждый день на дорогах огромной страны. А ты в это время судорожно вцепился в баранку и каждую минуту прогоняешь в голове мысль, что ни в коем случае нельзя трогать педаль тормоза. До Ульяновска осталось километров 30, когда гайцы неожиданно бросились с обочины за кем-то в погоню. С включенной мигалкой, но без сирены. На узкой ледяной дороге прицеп крутит, вот и не смогли их пропустить... Шедший за нами командирский экипаж орал по рации: «Пропустите их, а то «накрячат!», но это было нереально. А вот «накрячили» нас вполне реально, и моему напарнику из Москвы, который сидел за рулем, придется идти на «разбор». «Мыслеформа!» - философски заявил мой мистически настроенный напарник из Ульяновска. Мы поняли, что уже дома - в не менее мистической и загадочной России.

Рассказ владельца «Соболя» 4WD о непростом пути машины от стандартного грузопассажирского автомобиля до уютного семейного домика

Признаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Ролик в задней части верхнего багажника облегчает погрузку лодки.
А лестница на задней двери упрощает доступ на крышу

В штатной компановке радиатор машины легко пробить о
любой крупный камень или торчащую ветку. Теперь он надёжно защищён

Рабочее место водителя и штурманов оборудовано креплением для навигатора Garmin,
рациями СВ и LPD диапазонов, поворотным кронштейном
для планшета со спутниковыми картами,
мягким карманом для очков и светодиодным светильником на гибком креплении

Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону… 

ризнаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Десять лет назад мы начали путешествовать семьёй в составе двух взрослых и двух детей 7 и 11 лет. Сначала на обычном универсале - на заднем сиденье детям было вполне комфортно, а на ночёвках молодые и растущие организмы (супруги и мой) вполне успешно переносили сон в палатке. Сколько положительных эмоций было получено в те годы! Но дети росли, и салон им стал тесноват. К тому же по какой-то непонятной причине с каждым годом погода во время ночёвок становилась всё хуже. До такой степени, что зачастую снег и дождь шли одновременно. Кроме того, оказалось, что до некоторых достопримечательностей обычная легковая машина не может добраться в принципе…

В общем, так в нашей семье появился «Тараканище» - Hyundai Terracan. На нём мы быстро разобрались с лёгким бездорожьем, однако погодные катаклизмы по-прежнему переживали в палатке. В какой-то момент один из друзей приобрёл себе ГАЗ «Соболь» голубого цвета. Правда, машина была в заднеприводном варианте, и её частенько приходилось спасать «Тараканищем», но объём внутреннего пространства и способ размещения в ней семьи на ночёвках произвели на нас сильное впечатление. Я до этого момента, конечно, ездил в маршрутных «Газелях», да и в этом «Соболе» тоже бывал, но вариант использования его как небольшого домика никогда не рассматривал. К тому же в те годы полноприводные «Соболя» были мало распространены. Начались общесемейные раздумья по поводу аналогичной палаточки на колёсах. Все варианты полноприводных иномарок отметались по причинам отсутствия понижающего ряда в трансмиссии, высокой цены нового авто или неадекватной стоимости машины с пробегом и затрат на доведение её до нужной кондиции. В результате стало очевидным, что «Соболю» 4WD альтернативы нет. Конечно, существует замечательный УАЗ «Буханка», но длительные экспедиции с шоссейными перегонами в несколько тысяч километров - не её конёк. Да и высота салона «Буханки» гораздо меньше «соболиной». Но главное - в «Соболе» на штатных сиденьях поперёк машины свободно размещается человек ростом до 192 см…

Так в июне 2014 года у нас появился «Соболь» 4WD с двигателем Cummins и небольшим (около 45 000 км) пробегом. Машина в кузове «комби» - двухрядная семиместная кабина и багажный отсек за перегородкой. На крыше уже был большой экспедиционный багажник, на задний торец которого установили ролик, облегчающий загрузку наверх длинномеров, например лодки. Часть съёмной перегородки я сразу убрал, чтобы организовать доступ в багажное отделение, не выходя на улицу. На лето того же года у нас вместе с другими четырьмя экипажами была запланирована экспедиция на полуостров Рыбачий. Ехать, правда, мы собирались на «Таракане», который получил техническое одобрение руководителя экспедиции. И вот за три недели до старта я привожу на предвыездной сбор совсем другую, никем ранее не виданную машину, да ещё и с китайским сердцем. Организаторы долго молчали… То ли слов не было, то ли сразу одобрили.

За три недели до выезда была проведена большая работа по изучению особенностей машины и устранению недостатков её обслуживания предыдущим владельцем. К нему претензий нет, он старался поддерживать «Соболь» в хорошем состоянии и, как положено, регулярно ездил в сервис. Вот только специалисты, которые чинили машину, делали это как умели. Я понимал, что у нас в Череповце и в радиусе 250 км от него нет профессионалов, способных грамотно провести ревизию, а при необходимости и ремонт «Соболя», поэтому было принято решение делать всё самостоятельно.

Начались работы с ревизии переднего моста с полной разборкой и очисткой от «масла», которым он был заправлен при гарантийном ремонте около 20 тысяч километров назад. При этом понадобилось заменить все подшипники и провести регулировку зацепления главной пары. Также сделали вибро- и шумоизоляцию пола, стен и потолка машины. Много времени и сил ушло на разделение багажного отсека. Появилась шторка-утеплитель, крепящаяся на магнитах. При открытых задних дверях она к тому же защищает от дождя верхнюю часть багажника. Изготовили корпуса для акустики в ногах водителя и переднего пассажира, а также комплект «пищалок» на передних стойках. Всё это вкупе с сабвуфером под передним сиденьем создавало уютную внутреннюю атмосферу, отделяющую обитателей «Соболя» от враждебного окружающего мира.

На левой задней двери разместились запасное колесо и крепление походного стола. Съёмные вертикальные подпорки разделяют багажник и не позволяют вещам летать от одного борта к другому. Если нужно использовать полную ширину багажника, их можно снять. На правой двери естественные карманы использованы для хранения мелочёвки: верёвок, стяжек, ремкомплекта для шин и т.д. В дороге в верхней части багажного отделения хранятся вещи, которые должны быть под рукой, но в то же время не болтаться в салоне.

Существенные доработки позволили убрать пробои в раму,
а также повысить общую энергоёмкость подвески

Время на доработку было потрачено не зря, и вот уже более трёх лет компоновка багажного отделения радует нас возможностью размещать как ПВХ-лодку с мотором, так и питбайк, а зимой в багажничек заезжает мотобуксировщик. Если нужно перевозить питбайк, половина горизонтальной полки складывается, а на оставшейся части сохраняется одно спальное место. Если вещи в багажнике не выступают над полкой, то спальное место вмещает двух или даже трёх взрослых либо четверых детей. В багажнике хранятся две 20-тилитровые канистры под топливо и разные мелочи на полочке над ними. От установки органайзера с разнообразными выдвижными ящиками я отказался сразу - эта концепция накладывает много ограничений на размер вещей, которые можно взять с собой. Верхняя часть грузового отделения по бокам зашита фанерой с мягкой обивкой, что заметно улучшило акустический комфорт на втором ряду сидений. А под задними сиденьями размещены прозрачные пластиковые ящики для еды, одежды и снаряжения.
По всем остальным узлам и агрегатам машина находилась в той же комплектации, в которой покидала ворота завода, плюс пробег в 46 000 км. В таком виде она и отправилась на своё первое серьёзное испытание с бродами, крутыми подъёмами, морскими литоралями, сильными кренами и диагональными вывешиваниями. Для «Соболя» не составило труда пройти непростой путь почти в 4 000 км - большинство штатных заводских решений не подвело, и мы довольные вернулись домой. Но без неприятностей, конечно, не обошлось. Одна из них - врождённый дефект обратки жидкости из ГУРа в бачок. Шланг в месте обжима на стальной трубке имеет очень сильный изгиб, а бачок расположен на кузове, и во время движения по неровной дороге за 400 км, когда рама и кузов тяжёлой машины смещаются друг относительно друга с большой амплитудой, шланг порвался. Пришлось ремонтироваться в дороге. Второй неприятностью было возгорание проводки от кустарно установленных стеклоподъёмников. Небрежно проложенный провод, который к тому же не был оборудован предохранителем, перетёрся и замкнул на массу. Пламени не было, но салон задымило. И всё это вдали от цивилизации, в районе маяка на Вайда-губе.

После первого путешествия и оценки полученного опыта был составлен список работ по улучшению функциональности, главный пункт которого - сделать явный отличительный признак с лозунгом «Это не ◊Газель“!» (так часто называли наш «Соболь»). Так у машины появилось имя «Пушистый». Последующие путешествия по горам Кавказа, жаркому Казахстану, тёплому Краснодарскому краю и прохладной Мурманской области внесли определённые коррективы в перечень и последовательность переделок. Была проведена работа по подбору и тестовой эксплуатации шин различной величины и рисунка. В результате остановились на A/T-колёсах размера 245/75 на штатных дисках, что позволяло уверенно передвигаться почти по всем типам грунтов, за исключением жидких болотистых, на которых снаряжённая машина весом более 3300 кг быстро становится прочно сидящим якорем вне зависимости от типа резины. Произведена корректировка положения кузова - штатные подушки при езде по лёгкому бездорожью приводят к контактам элементов кузова с рамой (в штатном варианте лонжерон находился всего в 6 мм от кронштейнов рессор). Увеличение зазора до 21 мм устранило этот недостаток. Серьги рессор мы заменили на более толстые с третьей точкой стяжки. Заводские при длительных кренах гнутся, уходит геометрия подвески, и машину начинает вести в сторону. Верхние кронштейны амортизаторов правой и левой сторон поменяны местами, при этом добавилось 40 мм хода мостов вниз. Теперь при вывешиваниях колёс мосты висят не на штоках амортизаторов (что приводило к их поломке), а на рессорах.

При помощи регулировочных прокладок между рессорами и мостами был устранён серьёзный конструктивный недостаток - непараллельность мостов. Разница между правой и левой сторонами достигала 16 мм. Это приводило к смещению кузова вправо (особенно на скорости более 90 км/ч), неравномерному износу резины и уводу при торможении. После установки мостов на стенде в соответствии с нормами улучшилась устойчивость машины при прямолинейном движении и торможении. Кроме того, на отбойники переднего моста были установлены дополнительные пружинные элементы, которые не привели к увеличению жёсткости подвески, зато значительно уменьшили удары при езде по неровностям. Дело в том, что мотор Cummins тяжелее бензиновых на 90 кг, а рессоры у машин одинаковые. В результате через год эксплуатации рессоры под этим весом проседают, и на пересечённой местности мост достаёт до отбойников. На раллийных версиях «Соболей» для устранения проблемы вместо штатных резиновых отбойников ставят специальные гидравлические, которые отлично гасят любые удары. Но стоят такие отбойники дороговато, поэтому было реализовано решение на пружине - пружинный отбойник начинает отрабатывать за несколько сантиметров до штатного и снижает силу удара. Не все машины этого года выпуска комплектовались принудительной блокировкой заднего дифференциала и приводными валами с ШРУС. Эти опции пришлось устанавливать самостоятельно. Для снижения шума от рычагов управления раздаточной коробкой стандартно установлены шаровые шарниры. Кроме того, поставлены грязеотражательные резиновые шайбы на штоки управления раздаточной коробкой.

Поездка в Казахстан усилила желание оборудовать «Пушистого» кондиционером и салонным фильтром. А затяжные подъёмы Кавказа потребовали улучшить охлаждение мотора. Заводская конструкция системы охлаждения двигателя и воздуха после турбины, при которой интеркулер с сотами маленького сечения преграждал доступ воздуха к радиатору двигателя, приводила к постоянному перегреву. Да и места для установки радиатора кондиционера за передним бампером при таком решении не оставалось, а ставить огромный ящик с радиатором на крышу и вовсе выглядело технически безграмотно. Кроме всего прочего заводской модуль интеркулера и радиатора двигателя выступал вниз за край бампера на несколько сантиметров. Однажды в снежной колее эти сантиметры стали роковыми - радиатор достал до вентилятора двигателя, который лишился половины лопастей.

В итоге всё подкапотное пространство было перекомпоновано. Штатный усилитель бампера был развернут на своих креплениях на 180 градусов и стал защитой для нижней части радиатора и его рамки. Место блока из интеркулера и радиатора охлаждения занял один радиатор от бензиновых «Соболей» - он и стоит дешевле, и охлаждение с ним эффективнее. В результате между бампером и радиатором появилось достаточно места для размещения радиатора кондиционера, и все сминаемые элементы пассивной безопасности остались на месте. Из половины штатного интеркулера был изготовлен новый, монтаж которого для лучшего охлаждения набегающим через «ноздрю» воздухом был произведён над двигателем. Негерметичный пластиковый корпус воздушного фильтра заменили на металлический от «Волги». Испаритель кондиционера был поставлен на место, предусмотренное заводом. В заводское отверстие моторного щита установлен салонный фильтр, которым почему-то не комплектуются машины с конвейера. Последующие поездки показали, что все эти мероприятия привели к нужному результату - в жарком климате в салоне прохладно от кондиционера, а на горных перевалах мотор не нагревается выше 98 градусов. Да и снег зимой можно спокойно сдвигать бампером без риска повреждения радиатора и вентилятора.

Для защиты пола салона и трубок охлаждающей жидкости ко второму отопителю проходящая рядом выхлопная труба была обмотана стекловолоконной термоизоляцией. При этом получилось установить дополнительную шумоизоляцию на КПП. Первый вариант экспедиционного багажника был заменён на более компактный, из двух разнесённых частей, а лёгкая съёмная лесенка упростила размещение на нём груза.

Регулярно протекающий люк в крыше заменён вставкой с иллюминатором и вентиляционным зонтиком. В нём вентилятор от компьютера, работающий на вытяжку воздуха. Даже при выключенном вентиляторе благодаря улучшению воздухообмена в салоне нет конденсации влаги во время сна. В жарком климате вентилятор подключается к аккумулятору на длительных стоянках, что защищает салон от сильного нагрева. С учётом малого тока потребления (всего около 0,08 А) вентилятор можно долго не выключать. Для освобождения места во втором ряду сидений старый водяной отопитель, занимавший почти половину прохода, заменили на отопитель нового образца, который расположился под передним пассажирским сиденьем. Рядом с ним был установлен автономный воздушный отопитель «Планар 2Д-12» для обогрева на стоянках. Он эффективно прогревает весь объём салона и не требует дополнительных воздуховодов, а распределителем потоков тёплого воздуха служит направляющая пластина. Салон оборудован складным столиком из фанеры, который в разложенном состоянии крепится на растяжках за подголовники. Такая конструкция была выбрана для минимизации веса и занимаемого в сложенном состоянии места (в сложенном положении он увеличивает толщину сидения всего на 10 мм, а в разложенном - ничего не мешает ногам).
Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Двигатель Cummins позволяет спокойно передвигаться по шоссе с крейсерской скоростью 110 км/ч на штатном круиз-контроле, а при необходимости машину можно разогнать и до 150 км/ч. На внедорожных участках она тоже не спасует, для этого есть полный набор внедорожного снаряжения и главный инструмент любого путешественника - голова.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону…

В результате получился автомобиль, обладающий достаточной проходимостью для путешествий по плохим дорогам и лёгкому бездорожью с комфортом. В машине без стеснения проживают четыре взрослых человека, а салон «Соболя» легко трансформируется как в столовую, так и в спальню. Вместимость и грузоподъёмность автодома позволяют перевозить большой запас снаряжения и продуктов во время дальних путешествий. А экономичный тяговитый мотор помогает перемещаться на большие расстояния без излишних расходов на топливо