На какой скорости возникает аквапланирование. Что такое аквапланирование? Погода, толщина водяной плёнки

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит, вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа .

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно . Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать», небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, в чем опасность этого явления. А также что делать если Вы попали в эту ситуацию, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Слово аквапланирование пришло к нам из английского языка от слова Aquaplaning (Hydroplaning), что переводится как «водяное планирование».

Аквапланирование - это процесс , суть которого заключается в следующем:

Когда на большой скорости автомобиль въезжает в лужу, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка. Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с дорогой. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.


Однако не нужно путать аквапланирование с таким процессом, как скольжение шин на мокрой дороге, которое иногда возникает даже при небольшой водяной пленке на поверхности дороги. Скольжение может возникнуть на любой скорости при резком маневре: торможении или повороте рулевого колеса, т.к. из-за воды происходит снижение коэффициента трения, и уменьшается сцепление резины с дорожным покрытием.
Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса "всплывают" над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Происходит из-за того, что большой объем воды не успевает выходить из пятна контакта через водоотводящие канавки, и колесо начинает плыть по поверхности воды.


Давайте более подробно разберем, как происходят эти процессы.

Процессы при аквапланировании

Автомобильный протектор сконструирован таким образом, чтобы вода выходила из пятна контакта шины с дорогой по специальным водоотводящим канавкам.


Движение воды в протекторе шины

Но если скорость автомобиля слишком высока или лужа очень глубокая, то вода полностью не успевает выходить из-под колеса, и появляется эффект аквапланирования.

Этот эффект становится сильно заметен на изношенных шинах, поскольку на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки. Даже при не очень большой скорости автомобиль с изношенными шинами, попадая в лужу, теряет управляемость.

Внимание!

Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!
Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: «Износ шин » .

Очень важным моментом в работе шины на мокром покрытии является то, что с увеличением скорости постепенно уменьшается площадь пятна контакта с дорожным полотном. Колесо как бы начинает «наползать» на воду и отдавать часть нагрузки не на дорогу, а на поверхность воды. И только дойдя до определенной скорости, колесо полностью теряет контакт с асфальтом.

Вот наглядные картинки, сделанные известной компанией Goodyear , в которых показывается, как уменьшается площадь пятна контакта в зависимости от скорости автомобиля и износа протектора.


Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора

Обратите внимание, что на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора, равной 1 мм, при глубине лужи всего 2 мм остается только 11% от нормальной рабочей площади контакта! Т.е. при небольшом увеличении глубины лужи (или скорости автомобиля) аквапланирование неизбежно!

Эти фотографии, сделанные высокоскоростной камерой, хорошо показывают, что даже если из-за водяного «клина» машина не потеряла полный контакт с дорогой, то управлять ею в экстренных ситуациях при резких поворотах или торможениях будет крайне тяжело.
Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

«Аквапланинг» зимних шин

Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути? в зимних шинах происходят очень похожие процессы, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно «выводить» более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров , которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам «легче» продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Еще одним важным аспектом, влияющим на аквапланирование, является давление в шинах . Заниженное давление в колесе сильно уменьшает площадь контакта и увеличивает риск аквапланирования.

На фотографиях снизу хорошо видно, как уменьшается площадь контакта резины Michelin при понижении давления (при прочих равных условиях).


Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде «проще» промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.
При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.
Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.

Как избежать аквапланирования?

Полностью избежать риска аквапланирования на дороге невозможно, поскольку даже на самых лучших и новых шинах при определенной скорости машина, попав в глубокую лужу, потеряет контакт с дорогой. Но свести к минимуму риск аквапланирования можно, если соблюдать определенные правила:

  1. В первую очередь определяющим фактором является скорость автомобиля. В дождливую погоду нужно снизить скорость, особенно когда дождь очень сильный, и вода не успевает уходить с проезжей части.
  2. При изношенных шинах (более 70%) будьте крайне осторожны на мокрой дороге! Риск аквапланирования очень велик!
  3. Регулярно следите за давлением в шинах! Это важно не только для уменьшения риска аквапланинга, но и для равномерного износа резины, хорошей управляемости автомобиля, комфорта при движении, уменьшения риска "пробития" колеса, повреждения диска и т.д.
  4. Видя на проезжей части большую лужу, не пытайтесь «пролететь» ее на полной скорости! Последствия могут быть очень непредсказуемыми. Невозможно визуально определить, на сколько она глубока, и даже при не очень большой скорости можно "залить" мотор водой, и машина остановится посередине лужи.
  5. Ну, и в конце нужно сказать, что в дождливую погоду нужно быть гораздо аккуратнее на дороге. Кроме частичной потери видимости очень сильно уменьшается сцепление колес с дорогой, и увеличивается тормозной путь автомобиля. Избегайте резких маневров и высоких скоростей.

Что делать, если вы почувствовали «Аквапланинг»?

Почувствовать и понять, что вы попали в аквапланирование, очень легко. При попадании в лужу машина резко перестает слушаться руля и не реагирует на педаль тормоза.

Что делать в такой ситуации?

  1. Во-первых, ни в коем случае не крутите руль в разные стороны на большие углы, это очень опасно!
    Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!
    В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.
  2. Не нужно резко пытаться затормозить, поскольку это может спровоцировать занос или разворот машины. Тормозить нужно непосредственно перед самой лужей, а не в самой луже.
  3. И, наверное, самое главное - не поддавайтесь панике! Старайтесь контролировать ситуацию, и у вас будет гораздо больше шансов на безаварийный выход из ситуации с аквапланированием.

Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!


Материал подготовлен в «Покрышка.ру»

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта - юр.фирма «Интернет и Право».

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом - аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная ;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • в шинах автомобиля;
  • общее состояние .

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

Попадание в лужу на большой скорости.

Сильный поток воды на дороге.

Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

Давление в шинах машины.

Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».


Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

Следите за состоянием подвески.

Проезжайте лужи по прямой.

В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).


Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в

Чем оно опасно? Этой статьей мы продолжаем серию материалов из категории "Школа вождения". Весна, лето -хорошая школа для начинающих водителей. Однако, если не быть подготовленным к этому явлению, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Итак - что такое аквапланирование ?

Может возникнуть при наезде на водную преграду, при этом слой воды препятствует нормальному контакту шины с дорогой. Из-за потери сцепления с дорожным покрытием машина становится практически неуправляемой. Такой эффект возникает в том случае, если скорость транспортного средства является критической, то есть пятно контакта шины не успевает очищаться от воды. Следовательно, на возникновение аквапланирования влияют три основных фактора:

1. Скорость, с которой движется авто.

2. Толщина водяной плёнки.

3.Рельеф протектора и износ шины.

В тоже время, эффект аквапланирования усиливается за счёт не правильного давления в шинах и в следствии плохого состояния ходовой части.

Согласно проведённым испытаниям, критической можно считать скорость от 70 до 100 км/ч. , плохого дорожного покрытия, изношенности покрышек, подвески - аквапланирование возникает уже на скорости 40–50 км/ч.

Попав одним колесом в лужу, вы почувствуете снижение скорости авто. Это связано с увеличением сопротивления движению. Кроме того, этот эффект может сопровождаться ударом. Поэтому во избежание непроизвольного поворота нужно крепко зафиксировать руки на рулевом колесе.

Непроизвольный поворот возможен и при попадании в лужу обоими колёсами: вода распределяется неравномерно, одно из колёс может быстрее коснуться твердой поверхности, спровоцировав тем самым резкий поворот.

Стабилизируя транспортное средство, неопытный автомобилист выворачивает колёса в одну из сторон. При выезде из лужи колёса обретают сцепление с дорожным покрытием, поэтому-то и возникает занос. Дабы обезопасить себя от этого, нужно короткими движениями – множественными поворотами руля на маленький угол – вернуть его в исходное положение.

Разумеется, наехав в лужу, передвигаясь со скоростью 100 км/ч на машине с толщиной протектора в 1 мм, вы лишь усугубите эффект аквапланирования . Возникнет водяной клин, отрывающий колесо от дороги, – машина плывёт.

Примечание: не стоит путать аквапланирование с обыкновенным скольжением; риск возникновения скольжения на мокрой дороге присутствует всегда, достаточно резко затормозить или проделать необдуманный маневр. Фактически под скольжением стоит понимать обыкновенное ухудшение контакта покрышек с дорогой.

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования .

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование .

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

Подбор шин

Так называемые , изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

В ходе испытаний было доказано, что На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем.

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее. С одной стороны - осторожность и благоразумие! С другой - не оправданный риск и лихачество!