На чем ездят бандиты. Машины гангстеров и бандитов всех времен: от Cadillac Аль Капоне до "шестисотых". С каким оружием ходила братва

В 90-е года организованная преступность была как никогда сильна. Бандиты были вооружены и экипированы намного лучшие самих сотрудников правоохранительных органов, которые вели на них охоту. Свидетельства подобного явления можно найти во многих фильмах, которые снимались в то время.

Самые любимые автомобили бандитов

«Ровные» пацаны отдавали предпочтение иномаркам, но также нередко выбирали и автомобили отечественного производства. Ими очень ценилась «девятка» — ВАЗ-2109, в салоне которого свободно размещалось пятеро крупных ребят. Из иномарок наибольшим почетом пользовалась легендарная ВМW 5 в кузове Е34. Она выпускалась в Германии с 1988 по 1995 год. Именно этот автомобиль выбрал знаменитый бандит Саша Белый из отечественного сериала «Бригада». У него были отличные скоростные показатели, очень прочный корпус. Позже в авторитете и бандитов была «люксовая бэха» седьмой и восьмой серии в кузове Е38. Уже одно только наличие этого дорого автомобиля добавляло браткам престижа, вызывало к ним уважение и страх. Вообще в то время братва очень тщательно следила за своим имиджем, что очень сильно облегчало ведение дел.

Бандиты 90-х очень любили и внедорожники. Чрезвычайно мощные автомобили Jeep Grand Cherokee и Toyota Land Cruiser 80 часто бронировали, чтобы ездить на стрелки и защищаться в случае нападения соперничающих банд или ментов. Всем людям старшего возраста хорошо известен портрет классического члена ОПГ 90-х — бритоголовый браток в малиновом пиджаке с массивной золотой цепочкой и габаритной «мобилой» на большом джипе. Этот образ часто встречается в сериалах и фильмах, он полностью соответствует действительности. Еще одной визиткой бандита из времен после распада СССР является «шестисотый мерин» — элитный Mercedes S 600. Среди членов преступных группировок он почитался не меньше, чем правительственные «Волга» и «Чайка». Именно в этом автомобиле был подорван один из наиболее авторитетных братков — Сергей Тимофеев, известных также как Сильвестр, лидер «ореховских».

С каким оружием ходила братва

В 90-е бандиты имели самое разное вооружение, ведь в то время не существовало никаких проблем с его покупкой. В большинстве случаев они использовали зарубежные пистолеты «Глок» или «Беретта», «Тульский Токарев» (Знаменитый ТТ) и другое оружие, которые можно было легко достать. Часто его даже изготавливали самостоятельно или в подвалах (например, автоматы «Борз»). Практически все банды в обязательном порядке имели «калаши», которые отличались высокой убойной силой и дальностью стрельбы, надежностью. Профессиональные киллеры часто использовали снайперские винтовки, карабины и различные бомбы. Нередко даже применялись знаменитые гранатометы «Муха». Всем этим оружием бандиты устраняли конкурентов и запугивали своих жертв. Несмотря на почти свободный доступ к стрелковому оружию, в некоторых случаях его не применяли умышленно. Так, члены чеченской ОПГ «Лозаннская» на разборках часто пользовались ножами, чтобы максимально запугать своих врагов.

На чем ездили Саша Белый, герои фильма «Бумер» и их прототипы из реальной жизни

Вплоть до 90-х годов XX века иномарками в нашей стране владели лишь избранные — за покупку немецкого авто вполне можно было загреметь за решетку. С приходом Ельцина к власти возможность приобрести иностранный автомобиль появилась у любого, кто имел деньги, а деньги имели в то время в основном представители криминального мира. В итоге самые популярные модели 90-х годов в России получили ярлык бандитских авто, став при этом культовыми для целой эпохи.

Шестисотый мерседес

Так называемый шестисотый мерс наряду с малиновым пиджаком и мобильным телефоном был обязательным атрибутом любого «нового русского», то есть коммерсанта, сколотившего состояние на криминальной деятельности. Под шестисотым подразумевался Mercedes-Benz S-class в кузове W140, выпускавшийся с 1991 по 1998 год и подписывавшийся в России индексом S600. Именно эта модель была у Саши Белого — главного героя сериала «Бригада».

Автомобиль был просто роскошным по тому времени — он имел уникальное двойное остекление, электрорегулировку зеркал, автоматически закрывающиеся двери и багажник и даже климат-контроль. Кроме того, криминальных авторитетов привлекала его безопасность. Не зря ведь именно на базе Mercedes-Benz S600 создавался бронированный лимузин для Бориса Ельцина, а в 1998 году «шестисотый» спас от неминуемой смерти президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе во время покушения.

«Гелик»

Еще один Mercedes-Benz, ставший символом биндитской эпохи — G-класс, он же Гелендваген или просто «Гелик». Автомобиль выпускается с 1979 года и по сей день, причем за это время пережил всего одно кардинальное преображение — единственная официальная смена поколения произошла в далеком 1990 году. Автомобиль и правда выглядит не самым современным образом — из-за неотесанной прямоугольной формы его прозвали «кирпичом». Однако бандиты полюбили этот внедорожник не за внешние данные, а за впечатляющую безопасность и проходимость, а также за необычайно высокую цену, которая сделала G-класс символом непомерной роскоши.

«Бумер»

Лишь немного уступали в популярности «Мерседесам» автомобили марки BMW, прозванные в народе «Бумерами». Самым известным и распространенным «Бумером» был герой одноименного фильма — седан BMW 7 серии под индексом Е38, выпускавшийся с 1994 по 2001 год. Автомобиль был революционным в плане применения электронных систем, первым в мире получив адаптивную коробку передач-«автомат» и систему динамической стабилизации движения. Плюсом было и то, что модель имела бронированные версии.

«Девятка»

Автомобили Mercedes и BMW стоили бешеных денег, и позволить их себе могли немногие. Бандиты более мелкого ранга выбирали простой и доступный автомобиль отечественного производства — ВАЗ 2109, он же Lada Samara. От предыдущей модели, ВАЗ 2108, «девятка» выгодно отличалась наличием четырех дверей. Таким образом, приехавшая на «дело» компания могла быстро выбраться из автомобиля и так же быстро залезть обратно и уехать. «Девятка» не отличалась высоким качеством, часто глохла и ржавела, зато позволить себе ее мог практически любой.

Джип

Если во всем мире Jeep - это просто одна из автомобильных марок, специализирующаяся на производстве внедорожников, то в России с 90-х годов слово «Джип» само по себе стало обозначением внедорожника, настолько были популярны автомобили этого бренда. Культовой как для России, так и для всего мира стала модель Grand Cherokee. Просторный салон, высокий уровень комфорта и повышенная проходимость — все это привело Jeep Grand Cherokee в список желанных покупок для «нового русского» наряду с Гелендвагеном.

«Крузак»

Уже ближе к концу 90-х Jeep Grand Cherokee немного сбавил в продажах, ведь в России для него появился достойный кокурент — Toyota Land Cruiser 100. Его продажи стартовали в начале 1998-го, и многие «коммерсанты» пересели на него. Японец выглядел значительно современнее американца, был крупнее и показывал феноменальную проходимость. Кроме того, автомобиль был покрыт антикоррозийным составом, благодаря которому по какой бы грязи не лазил Land Cruiser, ржавчина была ему не страшна.

Культовые автомобили разных стран и периодов, к которым были особенно неравнодушны видные гангстеры и рядовые представители криминалитета.

Несмотря на то что времена гангстеров эпохи Великой депрессии и "братков" России 1990-х прошли, отголоски этих эпох по-прежнему вызывают живой интерес к особенностям жизни криминального мира. "Газета.Ru" заглянула в прошлое и выбрала культовые автомобили, в разное время и место прославившиеся среди представителей криминальных структур.

Вторая инкарнация Ford Model A стала бестселлером и колоссальным успехом для Ford Motor Company. За четыре года производства модели (1927-1931) были выпущены почти 5 млн Model A более чем в 10 вариантах кузовов. Ввиду своей доступности и хороших потребительских качеств машина пользовалась популярностью. Отдельное признание автомобиль получил у американских гангстеров времен Великой депрессии.

Легендарный грабитель банков Джон Диллинджер любил автомобили Ford. Гангстер даже написал благодарственное письмо Генри Форду, где сообщил, что качественные автомобили Ford помогают ему успешно скрываться от полиции. Купе Model A, на котором в 1934 году ездил Диллинджер, было выставлено в 2010 году на торги. Когда гангстер бросил автомобиль, тот был залит кровью его соратников и изрешечен пулями. Машина с тех пор стояла в гараже и переходила из рук в руки. В 2007 году автомобиль отреставрировали для фильма о Диллинджере, а после этого выставили на торги. Автомобиль ушел с молотка за $134 тыс.

Еще один американский гангстер, Аль Капоне, предпочитал автомобили марки Cadillac. На машинах этой фирмы перемещались и его подручные.


Один из таких автомобилей также был выставлен на торги. Им оказался 1928 года, оснащенный броней общей массой более тонны. Раскраска машины воспроизводила цветовую гамму полиции Чикаго - зеленый кузов и черные крылья.

У автомобиля было несколько "бойниц" в дверях для того, чтобы отстреливаться от полицейских, а также откидная дверца сзади для тех же целей. Дополняющим штрихом стала полицейская сирена и радиостанция, настроенная на волну правоохранителей, чтобы перехватывать сообщения о перемещении стражей порядка. В 2012 году машина была продана за $341 тыс.

Автомобили британской марки Jaguar пользовались популярностью среди английских гангстеров середины века. Легендарные рэкетиры-близнецы Ронни и Рэджи Крэй, которые "держали" Лондон в послевоенные годы, пользовались представительскими седанами Jaguar. Среди них можно выделить модели MkVII, MkX и его более позднее исполнение 420G.


Флагман Jaguar в 1960-е, MkX, выпускался в течение девяти лет - с 1961 по 1970 год. Лимузин был одной из самых широких моделей Jaguar за всю историю марки - глава компании даже признал, что роскошный автомобиль получился чересчур габаритным. MkX оснащался карбюраторными двигателями объемом 3,8 и 4,2 литра, чья мощность достигала 260 л. с.

Задолго до становления своей славы наркобарона колумбиец Пабло Эскобар выступал гонщиком в местечковой гоночной серии Renault 4 Cup. Впрочем, особенного успеха на этом поприще Эскобар не добился, но впервые его имя попало в газеты именно в контексте гоночной карьеры. Как можно судить из названия Кубка, основным автомобилем для выступления в нем был бюджетный хетчбэк , популярный среди колумбийцев 1970-х из-за своей простоты и неприхотливости.


Позже, когда Эскобар уже стал всемирно известным наркобароном, в его гараже наряду с весьма дорогостоящими автомобилями нашлось место для Renault 4. Автомобиль стал одной из первых переднеприводных моделей Renault и должен был конкурировать с не менее известным Citroen 2CV. Машина получилась крайне удачной и производилась сначала во Франции, а потом во многих развивающихся странах Африки и Южной Америки. Малолитражка оснащалась маленькими двигателями объемом от 0,7 до 1,1 литра. В общей сложности автомобиль пробыл на конвейере почти 30 лет - с 1961-го по 1992 год.

Когда седан Chevrolet Impal a 1964 года только появился, он был весьма популярен среди самых разных слоев американского общества. Несколькими десятилетиями позже машина обрела вторую жизнь с помощью чернокожих и латиноамериканских гангстеров из Калифорнии, которые переделывали автомобили в соответствии со своими представлениями.


Эти бандиты были преимущественно выходцами из малообеспеченных семей, наверное, это объясняет тягу к визуальной роскоши - обилию хрома, дорогим обивкам салона и прочим атрибутам. Отдельная статья доработок - подвеска, в разное время ее занижали за счет укороченных пружин (в ущерб ходовым качествам) - так машина выглядела широким, солидным монолитом. Позже появились более компромиссные решения с пневматической подвеской, которая позволяла "гарцевать" такой машине - то есть подпрыгивать, например, передней частью автомобиля.

Чернокожие и латиноамериканские уличные гангстеры из Калифорнии предпочитают разные американские седаны середины века, но Impala 1964 года был в особенном почете - это можно увидеть в клипах многочисленных рэп- и хип-хоп-коллективов 1990-х годов.

Та же категория гангстеров, что и в случае с Chevrolet Impala 1964, но уже более обеспеченная, нередко выбирает роскошный внедорожник . Будучи первым автомобилем такого класса для премиум-марки в составе General Motors, автомобиль сразу стал весьма статусным, но в то же время получил заметную популярность среди разномастных преступников, причем речь идет не только о чернокожих или латиноамериканцах, но и представителях коза ностра. В частности, это обстоятельство нашло отражение в сериале "Клан Сопрано", где герой покойного Джеймса Гандольфини, Тони Сопрано, передвигался на длиннобазной версии Escalade. О популярности машины в преступных кругах говорит и то, что внедорожник Cadillac - одна из самых угоняемых в США машин.


Технически автомобиль представлял собой роскошную версию более доступного внедорожника Chevrolet Tahoe/GMC Yukon, оснащенную наиболее мощным из линеек этих моделей двигателем. Машина имела богатый интерьер и экстерьер - габариты и обилие хрома могли поразить воображение любого американского драгдилера, поднявшегося вверх по "карьерной лестнице".

В СССР дела с личными автомобилями обстояли хуже, чем на Западе, поэтому отечественным преступникам в основном приходилось довольствоваться теми же машинами, которые были доступны для законопослушного населения. Переломный момент произошел в 1980-е - популярность в криминальных кругах набирали вазовские переднеприводные хетчбэки, причем особенная слава досталась пятидверному варианту - ВАЗ-2109 [^] , более известному как "девятка". Престижность автомобиля в массовом сознании была воспета группой "Комбинация" в песне про вишневую "девятку".


Ставшая логическим развитием трехдверного ВАЗ-2108, в разработке которого приняли участие специалисты Porsche, пятидверный ВАЗ-2109 выпускался в России с 1987 по 2006 год. По сути и после этого модель продолжила свою жизнь в виде рестайлингового ВАЗ-2114, от которого "АвтоВАЗ" решил окончательно отказаться лишь недавно. Такой значительный срок на конвейере говорит о востребованности автомобиля в России. ВАЗ-2109 оснащался двигателями объемом от 1,1 до 1,5 литра. Для своего времени машина обладала неплохими динамическими характеристиками и дизайном, который также не слишком отставал от популярных европейских хетчбэков того времени, наподобие Volkswagen Golf.

По мере обогащения и расширения возможностей представители криминала пересаживались на иномарки. Исторически сложилось, что наибольшим почетом пользовались несколько моделей автомобилей, которые просто ассоциируются с российскими бандитами времен 1990-х.


Одним из основных таких автомобилей стал внедорожник . Полноразмерный "Широкий", как его прозвали, был неотъемлемым атрибутом фольклора о "новых русских" и "братках". Просторный кожаный салон с обилием подстаканников, тяговитый двигатель V8, расход которого ужаснул бы современных борцов за экологию, и коробка-автомат. Вместе с тем машина обладала неплохой управляемостью на асфальте и приемлемым уровнем проходимости, который несколько уступал японским аналогам Grand Cherokee того времени.

Не менее, а может, и более культовым автомобилем среди представителей российского криминала 1990-х стала . Именно благодаря этому автомобилю аббревиатуру BMW в России часто расшифровывают не как Bayerische Motoren Werke, а как "боевая машина вымогателей". Без какого-либо маркетинга 5-Series сформировала восприятие марки в России на долгие годы вперед.


Это поколение 5-Series стало третьим по счету автомобилем "пятой серии". По сей день E34 считают одной из самых лучших моделей BMW за всю историю марки. Машина объединяла в себе высокий уровень комфорта, превосходную динамику и управляемость, а также поразительную надежность.

Впрочем, даже такого уровня надежности не всегда хватало для новоиспеченных российских автовладельцев, поскольку на фоне валких американских седанов и японских внедорожников того времени 5-Series разительно отличалась и могла провоцировать водителя на "подвиги", которые кончались плохо как для автомобилиста, так и для самой машины. 5-Series E34 мелькала во многих российских фильмах, посвященных России 1990-х. В частности, в снятом в 2005 году фильме "Жмурки" о бандитах 1990-х автомобиль по сути сыграл одну из главных ролей.

Настоящим объектом мечтаний для постсоветского криминалитета стал Mercedes-Benz S-Class (W140) . В России автомобиль в большинстве случаев покупался в самой дорогой версии S600, что ввело в обиход россиян словосочетание "шестисотый Мерс". Машина вместе с Jeep Grand Cherokee стала частью фольклора и фигурантом многочисленных анекдотов.


S-Class 1990-х во многом опережал время - ни один представительский седан той эпохи не обладал таким количеством электроники и приспособлений для комфорта пассажиров. Для еще не привыкших к образцам западного автопрома представителей отечественного криминалитета машина казалась чем-то заоблачным. Модель оснащалась широкой гаммой двигателей, наименьший из которых имел объем 2,8 литра. В России большая часть S-Class попадалась в модификациях S320, S500 и S600, причем множество машин, имевших маркировку последней версии, по сути представляли собой первые две, но с замененным шильдиком на крышке багажника. Старшая версия S600 разгоняла весивший более двух тонн седан до сотни за 6 секунд.

Несмотря на востребованность, машина пользовалась дурной славой - как и многие владельцы тогдашних S-Class, машины редко "умирали своей смертью". Но статус машины перевешивал все предрассудки. Это был настоящий символ эпохи, ведь даже у тогдашнего президента Бориса Ельцина была модификация этого автомобиля - лимузин S600 Pullman Guard.

Как известно, самые «плохие парни» – мошенники, бандиты, киллеры – традиционно предпочитают самые лучшие автомобили. Лучшие из тех, кто имеются в конкретное время в конкретной стране. На нашей многострадальной Родине таких автомобилей, по сути, было всего несколько, но все они оставили яркий след в истории российской преступности.

Так как в советские времена (до начала 80-х годов) организованная преступность в стране официально фактически не существовала, то и бандитских автомобилей по сути не было. Из всех доперестроечных машин вспоминаются лишь «двадцать первые» Волги, да и то благодаря знаменитой истории про Юрия Деточкина. Нет, уже с 70-х годов отдельные подпольные миллионеры и воры в законе могли позволить себе спрятать в гараже самые шикарные на тот момент Мерседесы в кузовах W123 и W126 или же БМВ 7-ой серии, которые простые советские граждане видели только в кино. Но таких были единицы. Намного реальнее для любителей шикарной жизни в СССР было нелегально приобрести списанную из какого-нибудь госучреждения «Волгу», а при наличии хороших средств и связей – даже «Чайку. Обычным «барыгам» и уголовникам сам Бог велел ездить на вазовской «классике», самом лучшем из доступных тогда автомобилей. Но Жигули, пусть даже самых престижных в свое время моделей (ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107) из общего потока ничем не выделялись – ведь на них в принципе ездила вся страна. А непременным атрибутом криминального мира автомобиль стал только в конце 80-х – начале 90-х годов, когда упадок правоохранительной системы и резкий разгул преступности привели к взрывам, погоням и перестрелкам прямо на городских улицах…

Пожалуй, первым «гангста-мобилем» в России стала обыкновенная вазовская «девятка». Поначалу, в середине 80-х, волжские переднеприводники, как и любой новый автомобиль, были приняты многими обывателями довольно настороженно, но за пятилетие с начала выпуска завод решил основные проблемы с запчастями и вывел на приемлемый (по советско-российским меркам) уровень надежность. Вот тогда-то то и вышли на первый план все положительные качества «зубил»: хорошие по тем временам динамика и управляемость, относительная неприхотливость и надежность. Почему популярнее стала появившаяся позднее девятка, а не восьмерка? Да потому что четыре боковые двери выгодно отличали ВАЗ-2109 от 2108 – они позволяли «бригаде» из 4-5 человек при необходимости очень быстро сесть в автомобиль или покинуть его. В условиях лихой жизни с разборками и перестрелками это было немаловажным достоинством автомобиля. Не зря же группа «Комбинация» спела песню именно про вишневую девятку – очень многие «крутые парни» страны мечтали о таком авто. На рубеже 90-х годов «Самара» оказалась одновременно доступным и достаточно престижным автомобилем, на ней не чурались ездить самые разные представители «теневого бизнеса» нашей страны. Не потеряли еще свой солидный статус и Волги: на таких часто ездили всевозможные фарцовщики, мошенники, воры – словом, представители «интеллигентных» криминальных профессий.



В перестроечные времена перспектива пересесть на иномарку для первых отечественных «коммерсантов» стала вполне реальной – в страну потихоньку стали просачиваться Мерседесы и Вольво с Запада, Тойоты и Ниссаны с Востока. Ввозились они по большей части нелегально – как правило, за взятки на таможнях или спрятанные на кораблях загранплавания. Ну а с падением железного занавеса уже в самом начале 90-х в страну хлынул настоящий поток подержанных иномарок. В Россию ввозили как европейские и японские малолитражки для людей среднего класса, так и американские дредноуты – для тех, кто побогаче. На этот фоне престиж «вишневых девяток» и черных Волг очень быстро померк. Да к тому же у отечественных машин резко упало качество сборки и деталей. Стоит заметить, что сам АвтоВАЗ, как и многие российские заводы, оказался в первой половине 90-х под контролем ОПГ – по некоторым данным, вымогателям в качесстве разных «выкупов» прямо с конвейера уходила десятая часть всех выпущенных автомобилей. Так что многие бандиты Поволжья фактически задаром получали новенькие Жигули – катайся сколько влезет. Но для «серьезных людей» отечественные автомобили уже не полагались по статусу. По неписаным правилам, в те времена для любого уважающего себя «комерса» первые серьезные деньги полагалось потратить на приличную иномарку. Поначалу российские коммерсанты и представители криминала очень полюбили именно «американцев». Газеты и журналы 1991-1994 годов буквально пестрели рекламой различных американских седанов – от среднеразмерных Chrysler New Yorker и Pontiac Grand Am/Bonneville до огромных Cadillac Deville и Lincoln Town Car. Их мощные неприхотливые моторы нормально переваривали плохой бензин, огромные кузова из толстой стали не только успешно вмещали в себя целую банду телохранителей, но и давали дополнительные шансы выжить при авариях и перестрелках. Недаром «бригада» Саши Белого в начале своего пути рассекала именно на старом Линкольне, а не на каком-нибудь Мерседесе. Так же ездил на «американце» герой Виктора Сухорукова в первом фильме «Брат». Нужно отметить, что американских автомобилей в начале 90-х было много лишь в Москве и области – широченные проспекты и кольцевые дороги, в те времена еще незагруженные пробками, отлично подходили для многолитровых дредноутов. Петербург же в силу своего близкого расположения к Скандинавии на долгое время полюбил Вольво и Саабы – их гнали из Швеции и Финляндии, оттуда же велось и снабжение запчастями. Довольно крепкие и весьма престижные, эти автомобили оказались непременным атрибутом бизнеса и криминала на Северо-Западе России. В подтверждение моих слов – Volvo 940 мелькает в первых сериях «Бригады» наряду с привычными «девятками» и «американцами». СААБ 9000 также был весьма популярен в начале 90-х годов в обеих столицах и прилегающих к ним областях.

Провинция, не обеспеченная ни хорошими дорогами, ни запчастями, ни сервисом, для престижных иномарок поначалу оказалась почти закрытой. Однако очень быстро «новые русские» из регионов нашли выход – закупать подержанные вездеходы. Самым знаменитым «бандитским» внедорожником стал, конечно же, Jeep Grand Cherokee. Именно такой автомобиль снялся в известном эпизоде с пулеметом Максим из фильма Брат-2. «Джип широкий» как нельзя лучше сочетал в себе высокую проходимость, скорость, приемлемую управляемость и комфортабельный салон. Едва ли не единственный недостаток – высокий расход топлива. Но кто же его считал-то в те времена, когда бензин в России стоил копейки? Jeep Grand Cherokee фактически стал первым вездеходом представительского класса в мире. На российском рынке он с легкостью уложил на лопатки своих конкурентов – Ford Explorer и Chevrolet Blazer. Но, несмотря на довольно простую и прочную конструкцию, российские «нувориши» умудрялись убивать и Джипы. Потому на Урале и в Сибири, где с дорогами и запчастями дело обстояло совсем плохо, местные «братки» гораздо охотнее брали «японцев» – пусть менее престижных, зато более надежных. Toyota LC80 и 4Runner, Mitsubishi Pajero, а также Nissan Terrano заняли не последнее место в рейтинге «гангста-мобилей» того времени.

Впрочем, главный недостаток Jeep Grand Cherokee ощущался уже тогда – огромный расход топлива (при 5,2 литрах объема и неэкономном автомате). Ну а то, что при таком литровом двигателе он выдавал каких-то 220 л.с. – это скорее уже претензии дня сегодняшнего. Олдскульные «американцы» именно такие – расточительные, многолитровые, с прожорливым автоматом и кубической оптикой…

Toyota Land Cruiser 80, или просто как называла его братва "Крузак", как всегда "Кругом тонирован". Также незабываемый автомобиль в 90-х. Снимался в фильме "Бригада"

Mitsubishi Pajero, он же реальный танк для стрелок, с повышенной посадкой - идеальный вариант от уклона от пуль. Что касается стремительной птицы «Паджеро», то в качестве козыря, помимо более экономичного двигателя, он имел еще и имидж многократного покорителя «Дакаров». К тому же японцы могли похвастаться сверхпрогрессивной по тем временам трансмиссией Super Select 4WD, которая позволяла на ходу до 100 км/ч изменять режимы работы, идеально приспосабливаясь к любым видам дорог и бездорожья.

Удивительно, но в эпоху первоначального накопления капитала германские автомобили не слишком-то пользовались спросом у российской «братвы». Перелом наступил где-то в середине 90-х годов. Консерватизм, неповоротливость и посредственные ходовые качества американских и шведских дредноутов к тому времени уже наскучили «элите» подпольного мира. Гораздо выигрышнее смотрелись свежие германские модели – столь же мощные и престижные, но более динамичные, изящные и современные.
После открытия границ, символами не только бандитского дела, но и эпохи 90-х в целом стали BMW 5 в кузове Е34, Mercedes-Benz G-Klasse (популярны и доныне) и, конечно, легендарный "кабан" - Mercedes-Benz S в кузове W140. На последнем передвигалась элита криминального мира, "гелики", как правило ехали в сопровождении. "Пятерками" пользовались бандиты рангом пониже, но уже поднявшиеся.

В первой половине 90-х новенький BMW 525i стоил в Москве всего 35-40 тысяч долларов, а подержанный и того дешевле. С возрастом «баварцы» теряли стоимость ощутимо быстрее, чем Мерседесы: трех-пятилетний уже можно было купить за вполне разумные деньги. Чтобы почувствовать себя уважаемым человеком, оставалось лишь его наглухо затонировать, да по возможности раздобыть «красивые» номера. По неубиваемости в конечном счете БМВ почти не уступали Мерседесам, а по ходовых качествам выигрывали. Достаточно простая и неприхотливая «пятерка» Е34 явно пришлась ко двору. Относительно легкая, с мощными моторами (самым популярным стал 192-сильный объемом 2,5 на модели 525i), и запоминающимся дизайном, стала настоящей «боевой машиной вымогателей» в 90-годы. В «Бригаде» на таком автомобиле ездил приятель Саши Белого – Рафик, а в жмурках главные герои раскатывали на черном «бимере» едва ли не весь фильм… Пожалуй, BMW 525i стала автомобилем №2 в криминальном мире России – позади «шестисотого», но впереди Grand Cherokee.
На таких 5-ых бэхах передвигались как правило поднявшиеся бандиты!
Было престижно и почётно иметь такой автомобиль среди лиц криминального круга!

Перечисляя фильмы 90-х с участием этого авто, нельзя не вспомнить первым Сашу "Белого" из Бригады, который в 92-х годах катался на Е34, и ещё некоторые парни из этого фильма, думаю каждый помнит!

Пятую, нельзя не отметить в фильме "Жмурки", на котором катались два отмороженных прикольных типа, стрелявшие и валившие всех на своём пути! Кстати, когда в фильме их подрезает машина, Серёга (Алексей Панин) говорит Саймону (Дмитрию Дюжеву), пытавшемуся догнать эту машину, типа: "Не надо, пускай едет, тачка у него крутая, мне сказали сейчас, что это самая лучшая..." А подрезала их именно BMW ///M5 в 34 кузове имевшая не много не мало 380 л.с., но в те времена, для мощности капота - это была заоблачная цифра, что и в наше время не мало! Супер фильм, очень позитивный, нравятся все персонажи, без исключения, особенно "ООО, ЭФИОП?! - Я русский..." =)

Самую-самую бэшку в кузове Е38 знает каждый! Это 7-ая серия из Фильма "Бумер". Фильм первый!

"Классная тачка, бэха семёрка" эти слова особенно запомнились нам в фильме, т.к. эта машина действительно лучшая в своём роде и в своё время, конкурентом которой, мог быть только Mercedes S-класс в 140 кузове (О нём я расскажу чуть позже)
Не буду рассказывать историю фильма, т.к. многие её знают наизусть, а лучше расскажу про сам знаменитый и легендарный бумер в 38 кузове.

Автомобиль в фильме BMW 750iL (L - удлинённая база на 7 см.), хотя в фильме снималось 5 машин, и каждая в каждом моменте фильма, и 735, и 740, а наверное многие об этом не знают!
BMW 750 - после фильма "Бумер" - была мечтой любого подростка, после фильма, этот автомобиль по настоящему узнали в России!

В 90-х годах этот автомобиль могли позволить себе только довольно значимые авторитеты, первые люди в криминальном кругу!

Кстати, на смену самому Джипу из племени Чероки во второй половине 90-х пришел истинный ариец, Mercedes Gelandewagen. К тому времени простой армейский вездеход как раз оброс мощными моторами и множество «наворотов» – то, что нужно российским властьимущим гражданам! Престиж гелендевагена подкрепляли очень небольшие, почти эксклюзивные объемы выпуска (около 7-8 тысяч в год), и конечно же, магическое сочетание проходимости и неубиваемости, столь важное в наших краях. Стоил «Гелик» в хорошем состоянии не намного меньше легкового «пятисотого», и тем не менее российская элита считала для себя делом чести иметь пару таких автомобилей в сопровождении. Кстати, автомобилем охраны Гелендеваген стал неслучайно – для самих шишек он был недостаточно комфортным – тесным, трясучим и шумным. Зато для охраны в самый раз: пусть неудобный, зато крепкий и внушительный с виду.

Но основным и безусловным грандом, предметом преклонения и культа, а также героем многочисленных анекдотов про нуворишей сталMercedes S 600. Запуская машину в продажу, рекламисты концерна снабдили ее слоганом: «В S-классе вы найдете многое, что поклонники других фирм получат лишь в следующем поколении автомобилей». И это действительно так. Да что там - многих опций этого автомобиля, представленного публике на Женевском автосалоне 1991 года, вы не обнаружите в базовом оснащении многих современных иномарок среднего класса.



Электрические регулировки всего, что видишь. Система инфракрасного дистанционного управления блокировкой всего, что запирается. Климат-контроль для всех ездоков и даже для отдельных частей их тел. Возможность установки телефона и телефакса для тех, у кого нет пейджеров... Перечислять примочки «шестисотого» - занятие неблагодарное. Кто видел, нас поймет. А кто не видел - все равно подумает, что мы что-то забыли. Фаркоп, например. Или руль с четырьмя дырками. Или оптическое лобовое стекло «-3» - для близоруких.

Впрочем, просто обладать кораблем в 140-м кузове было недостаточно. Не обходимо было, чтобы на крышке багажного отсека красовались заветные циферки, делающие автомобиль идолом. Собственно шестисотых было не так уж и много – конечно, в относительном выражении.

Так или иначе, именно с «шестисотого» начался настоящий культ трехлучевой звезды в России. Те, кто вынужден был прятать на дачах свои старые Мерседесы от КГБ десятилетие назад, теперь имели возможность показать всей стране, кто в ней хозяин. Мерседесы боялись и уважали почти так же, как черные Волги и Чайки в советские времена. Одновременно их расстреливали, поджигали и взрывали – «шестисотый» стал настоящим символом криминальных войн в России середины 90-х. Его даже называли самым несчастливым автомобилем в мире – уж сколько жизней унесли с собой эти мрачные седаны! Видимо, это ничуть не смущало даже Президента России, использовавшего такой же автомобиль – правда, хорошо бронированный, да к тому же эксклюзивной удлиненной версии Pullman. Mercedes W140 был большим, тяжелым, невероятно комфортабельным (особенно популярна легенда о двойных, и потому звуконепроницаемых стеклах задних дверей) – и ужасно дорогим. Новый S500L или S600L стоил в России в 90-е годы в диапазоне 130-180 тысяч долларов – почти в три раза дороже, чем Jeep Grand Cherokee. И это только в базовой комплектации. Бронированные «слоны», весьма актуальные в то неспокойное время, стоили просто баснословных денег – как правило, $300-500 тысяч. Вероятно, за эти деньги в 90-е можно было купить любые самые шикарные апартаменты в Центре Москвы. Но любовь тогдашних бизнесменов к «многосотому» не знала границ: говорят, были люди, которые жили в «хрущевках» и одевались на рынках, но при этом умудрялись ездить на новеньких Мерседесах! Неудивительно, что такие автомобили мелькают почти в каждом фильме «про хороших и плохих», снятом в России за последние 12-15 лет. Через некоторое время после окончания выпуска W140 в 1998 году один из российских телеканалов даже снял документальный фильм о нелегкой жизни «шестосотых» в России.

Кстати, вопреки расхожему мнению о массовости «шестисотых» Мерседесов, новыми ежегодно в России покупали лишь около 500-1000 автомобилей в кузове W140. В подержанном состоянии из Европы ввозились в несколько раз больше машин. Большинство из них действительно являлись моделью S600, ну или хотя бы S500 – прижимистые немцы охотно избавлялись от старых прожорливых «слонов», продавая их за
сравнительно небольшие деньги в Россию…


Интересно, что BMW 7-серии в кузове E32, традиционно главный конкурент мерседесовского S-класса на мировых рынках, у нас оказался явно в тени «шестисотого». Она не стала слишком популярной в России из-за довольно изнеженной конструкции ходовой части и обилия электроники – ремонт автомобилей часто выливался в слишком большие даже для «лихих парней» деньги.

Штутгартский концерн частенько оснащал своего просторного красавца экономичными шестицилиндровыми двигателями объемом 2,8 и 3,2 литра, мощностью 193 и 231 л.с. соответственно, а также V-образной «восьмеркой» 4,2 и 5 литров. Но самым выдающимся достижением является, безусловно, S-класс V12 с 394-сильным двигателем, который разгонял 2650-килограммовый автомобиль до сотни за каких-то 6 секунд…

Несмотря на высочайшее техническое совершенство, автомобили класса S третьего поколения долгое время не находили достаточно поклонников и потенциальных покупателей в Германии. Слишком мешковатым он показался немцам… Но какая беда - на 1/6 суши шестисотый долгих десять лет – целую эпоху! - символом успеха, пределом самых смелых мечтаний. Ведь в 90-е в нашей стране автомобиль был не просто визитной карточкой его владельца – он был объектом культуры (или субкультуры – возразит кто-то), почитания, эталонной мерой всего и вся.

Несомненно, это номер один из списка автомобилей с отголосками 90-х!

Так же, нельзя было не заметить Мерседес W140 купе

Так или иначе, даже в подержанном состоянии «шестисотый» или БМВ «семь-пятьдесят» были весьма дороги для уличных бандитов и коммерсантов средней руки. Они обращали свой взор на автомобили поменьше и подешевле. Казалось бы, идеальным «гангста-мобилем» среднего класса в тогдашней России должен был стать младший брат «слона» - кузов W124. Тогдашний Е-класс был гораздо более доступным и массовым, имел огромное число модификаций. Однако довольно сложная ходовая часть не слишком-то хорошо переносила плохие дороги, да к тому же в Европе автомобиль имел устойчивый имидж автомобиля-такси. Кроме того, большая часть автомобилей из Европы приходила с маломощными 4-цилиндровыми моторами, в том числе с дизелями. Словом, Mercedes W124 был автомобилем экономных бюргеров, нашим же «браткам» требовалось что-то более агрессивное и динамичное.


Вспомнился ещё один авто из "Бумера", когда произошла стычка на заправке, когда парни подъехали на Мерсе 124 купе! (Один из парней, с фразой: "А чё? Нормальный! А то у Кольки вчера из Паджерика выдрали, хулиганы какие-то" - является режиссёром фильма - Пётр Буслов. Мировой человек, за "Бумер" ему отдельный почёт!

А вот его Mercedes-Benz W124 купе

А дальше случился августовский кризис 1998 года. Казалось бы, уровень преступности в окончательно погрязшей в финансовых проблемах стране только возрастет и начнется новый виток криминальных войн. Однако первоначальный передел сфер влияния и финансовых потоков уже произошел. Теперь чтобы что-нибудь украсть, нужно было дождаться, что кто-нибудь это заработает. В новых условиях зарабатывать на купле-продаже обанкротившихся заводов и предприятий стало даже выгоднее, чем грабить и убивать. Грязные деньги потихоньку отмывались, бывшие «братки» легализовывали свой «бизнес». Пожалуй, самым культовым автомобилем того времени стал вездеход Toyota Land Cruiser 100 – на него многие пересаживались с огромных американских вездеходов Chevrolet Tahoe/Suburban, популярных в центральной части России в середине 90-х. Появившийся в 1998 году, "сотый" на доброе десятилетие завоевал сердца власть имущих граждан России. Высочайшая надежность и проходимость сделала автомобиль весьма популярным в регионах. К тому же «Кукурузник» (или «Крузак», как его бычно называют) даже в самой дорогой версии стоил раза в полтора дешевле Гелендевагена и потому казался довольно прагматичным выбором. Благодаря этому «сотку» быстро полюбили не только коммерсанты, но и силовые ведомства, особенно верхушка МВД и ГАИ. Так что «кукурузник» обладал весьма своеобразным «бандитско-ментовским» имиджем – но в любом случае, простые смертные обычно обходили такие машины стороной…

На рубеже XXI века пришла пора обновляться и автопарку «воротил» местного значения – старые «пятерки» БМВ уже отслужили свое, требовались более современные, комфортабельные и солидные авто. Многие «крутые пацаны» страны вновь сделали свой выбор в пользу германских машин – ими стали новая «пятерка» БМВ (кузов Е39) и «лупоглазый» Mercedes W210. Обе модели поступили в продажу в Германии еще в 1995 году, но в России стали массово доступны только пятилетие спустя – уже ввезенные подержанными. Интересно, что новый, «лупоглазый» Е-класс был принят в Европе прохладно (по некоторым данным, в 1995 году, во время снятия с производства W124 и перехода на новый W210, в Германии даже проходили забастовки таксистов), зато в России явно пришелся ко двору. Весьма запоминающийся внешний вид, улучшенные комплектации и более мощные по сравнению с предшественником моторы внесли решающий вклад в популярность. Сцена из фильма «Бумер» с участием «глазастого» Мерседеса и Димона Ошпаренного красноречиво показывает, что за люди ездили на этих автомобилях.

Прямой конкурент Мерседеса, БМВ Е39 также имела все шансы продолжить криминальную славу своей предшественницы… Однако произошло одно знаменательное событие – в конце 1998 года был подписан контракт на организацию сборки автомобилей БМВ в России. В условиях разгорающегося кризиса это решение выглядело едва ли не издевкой, ведь в то время больше половины населения страны вообще едва сводили концы с концами! Однако вопреки скептикам, уже через год с конвейера СП в Калининграде сошли первые «бимеры». А в 2000-2001 годах прошла довольно массовая кампания по «пересадке» российских чиновников на те самые «пятерки» и «семерки» БМВ – под лозунгом поддержки отечественного производителя. В частности, тогдашний премьер-министр России Владимир Путин ездил на БМВ Е39. Тем самым был нанесен, наверное, самый первый удар по криминальному имиджу БМВ – марка потихоньку превращалась из бандитской в правительственную. Да и в целом в начале 2000-х годов уровень организованной преступности в стране наконец-то пошел на спад…


В этих условиях настала очередь российской элиты менять своих верных коней – брутальные Мерседесы W140 – на что-то более сдержанное. Концерн Даймлер-Бенц был весьма недоволен критикой своего «чемодана» и для запуска в серию подготовил новое поколение S-класса – W220, разительно отличающееся от старого. Смена поколений, кстати, удивительно точно совпала в России с августовским кризисом 1998 года. Более компактный кузов, отказ от двойных стекол ради экономии веса – скептики зудели, что новый «двести двадцатый» потерял в прочности и комфортабельности. В действительности, многих «нуворишей» поначалу просто отпугивал необычный дизайн. На фоне брутальной солидности 140-го новый W220 выглядел слишком плавно, легко и изящно. Нужно отметить, что доля самой модели S600 заметно снизилась – полегчавшему S-классу теперь вполне хватало и 8-цилиндровых моторов. За все время производства «двести двадцатому» так и не придумали ни одного прозвища – уж очень он был непривычен для российской «целевой аудитории». Нельзя сказать, что 220-й кузов не был популярен в России: он по-прежнему единолично лидировал в своем классе на отечественном рынке. Новыми у нас покупали около 1000 автомобилей в год, и в пару раз больше ввозилось подержанных машин. И все же до славы предшественника было далеко.


В те времена часть политической и криминальной верхушки даже пересела со старых «шестисотых» на Audi A8 и BMW 7-серии. Они выглядели гораздо более строго и даже мрачновато на фоне нового S-класса. Первая могла похвастаться полным приводом, однако из-за довольно специфической конструкции (в частности, крайне сложный и дорогой в ремонте алюминиевый кузов) А8 не слишком подходила для российских условий эксплуатации, и ввезено их было немного. К тому же можно отметить, что фирма Ауди, в отличие Мерседесов и БМВ, ярко выраженным криминальным имиджем в России никогда не обладала. Отчасти потому, что в Россию в 90-е годы ввозились прежде всего маломощные и не сильно престижные «бочки» и «селедки» – на бандитские тачки они никак не тянули. Кроме того, Ауди всегда имела отнюдь не престижное родство с Фольксвагеном. Поговаривают, что в конце 90-х в Россию была ввезена партия автомобилей Audi А6 и А8 для членов правительства – это окончательно отбило охоту у представителей криминалитета ездить на таких автомобилях. Позднее, в 2000-е годы в страну было ввезено довольно много седанов Ауди А6 в кузове образца 1997 года – но это был автомобиль прежде всего «директорский», а не бандитский.

«Семерка» БМВ (кузов Е38) в свою очередь снялась в эпохальном фильме «Бумер» – причем в главной роли. Но теперь уже о криминальной славе БМВ говорили скорее в прошедшем времени. Да и не был 38-й кузов по-настоящему популярным у российского криминалитета – прежде всего, из-за слишком нежной для наших дорог ходовой части…

Гораздо известнее стал герой второй части «Бумера» – BMW X5. Тем более, что в начале века в России начался настоящий бум на паркетники и внедорожники. Начиная с 2003 года трехлетние BMW X5 валом повалили к нам из США. Весьма престижные, с характерной внешностью, скоростные, но в тоже время не заоблачно дорогие – они оказались желанным транспортом для «крутых парней» России. На некоторое время «хэ-пятый» стал едва ли не самым модным автомобилем в стране. Он составил весьма сильную конкуренцию неповоротливым Гелендевагенам и Лэндкрузерам. Да, имея отличные асфальтовые ходовые качества, он вчистую проигрывал настоящим вездеходам по проходимости – но кому она нужна, если пути «властьимущих» нынче проходят в основном по асфальтовым шоссе столицы и других крупных городов России. Примечательно, что несмотря на всеобщую любовь к Х5, государственные ведомства эти машины почти не закупали – видимо, отпугнули слишком высокие для российских «бюджетников» затраты на эксплуатацию. Действительно, этот БМВ отличается весьма дорогим обслуживанием, а потому как более надежная и доступная альтернатива в те же годы в России стал популярен кроссовер Lexus RX300. Во-первых, он стал первым широко известным автомобилем этой марки в России, а во-вторых, наряду с соотечественником Toyota Land Cruiser 100 не давал германским производителям «монополизировать» рынок. Впрочем, сегодня на подержанных Лексусах уже вовсю раскатывают столичные домохозяйки и даже таксисты…

В наше время у «власть имущих» России пользуются популярностью практически любые люкс-внедорожники – от Range Rover, Porsche Cayenne, Infiniti FX до Hummer H2 и Lexus LX470. Конечно, ездят на них уже далеко не уличные бандиты и вымогатели, а вполне «законопослушные» чиновники и бизнесмены…

Все сказанное выше справедливо, прежде всего, для европейской части России – от Калининграда до Урала. Примерно такая же «расстановка сил», очевидно, была на Украине и в Белоруссии. В Сибири и на Дальнем Востоке, в силу географической близости к Японии, авторынок развивался по своему сценарию, и там стали популярными совсем другие автомобили. Вместо БМВ и Мерседесов за Уралом были гораздо более популярны топ-модели Тойот и Ниссанов…

Как известно, самые «плохие парни» – мошенники, бандиты, киллеры – традиционно предпочитают самые лучшие автомобили. Лучшие из тех, что имеются в конкретное время в конкретной стране. На нашей многострадальной Родине таких автомобилей, по сути, было всего несколько, но все они оставили яркий след в истории лихих девяностых.Сегодня мы поговорим о бандитских машинах 90 х

Так как в советские времена (до начала 80-х годов) организованная преступность в стране официально фактически не существовала, то и бандитских автомобилей по сути не было. Из всех доперестроечных машин вспоминаются лишь «двадцать первые» Волги, да и то благодаря знаменитой истории про Юрия Деточкина. Нет, уже с 70-х годов отдельные подпольные миллионеры (новые русские) и воры в законе могли позволить себе спрятать в гараже самые шикарные на тот момент Мерседесы в кузовах W123 и W126 или же БМВ 7-ой серии, которые простые советские граждане видели только в кино.

Но таких были единицы. Намного реальнее для любителей шикарной жизни в СССР было нелегально приобрести списанную из какого-нибудь госучреждения «Волгу», а при наличии хороших средств и связей – даже «Чайку. Обычным «барыгам» и уголовникам сам Бог велел ездить на вазовской «классике», самом лучшем из доступных тогда автомобилей. Но Жигули, пусть даже самых престижных в свое время моделей (ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107) из общего потока ничем не выделялись – ведь на них в принципе ездила вся страна. А непременным атрибутом криминального мира автомобиль стал только в конце 80 х – начале 90 х годов, когда упадок правоохранительной системы и резкий разгул преступности привели к взрывам, погоням и перестрелкам прямо на городских улицах…

Пожалуй, первым «гангста-мобилем» в России стала обыкновенная вазовская «девятка». Поначалу, в середине 80-х, волжские переднеприводники, как и любой новый автомобиль, были приняты многими обывателями довольно настороженно, но за пятилетие с начала выпуска завод решил основные проблемы с запчастями и вывел на приемлемый (по советско-российским меркам) уровень надежность. Вот тогда-то то и вышли на первый план все положительные качества «зубил»: хорошие по тем временам динамика и управляемость, относительная неприхотливость и надежность.

Почему популярнее стала появившаяся позднее девятка, а не восьмерка? Да потому что четыре боковые двери выгодно отличали ВАЗ-2109 от 2108 – они позволяли «бригаде» из 4-5 человек при необходимости очень быстро сесть в автомобиль или покинуть его. В условиях лихой жизни с разборками и перестрелками это было немаловажным достоинством автомобиля. Не зря же группа «Комбинация » спела песню именно про вишневую девятку – очень многие «крутые парни» страны мечтали о таком авто. На рубеже годов «Самара» оказалась одновременно доступным и достаточно престижным автомобилем, на ней не чурались ездить самые разные представители «теневого бизнеса» нашей страны. Не потеряли еще свой солидный статус и Волга: на таких часто ездили всевозможные фарцовщики, мошенники, воры – словом, представители «интеллигентных» криминальных профессий.


Ваз 2109
Ваз 2109

В перестроечные времена перспектива пересесть на иномарку для первых отечественных «коммерсантов» стала вполне реальной – в страну потихоньку стали просачиваться Мерседесы и Вольво с Запада, Тойоты и Ниссаны с Востока. Ввозились они по большей части нелегально – как правило, за взятки на таможнях или спрятанные на кораблях загранплавания. Ну а с падением железного занавеса уже в самом начале 90 х в страну хлынул настоящий поток подержанных иномарок. В Россию ввозили как европейские и японские малолитражки для людей среднего класса, так и американские дредноуты – для тех, кто побогаче.

На этот фоне престиж «вишневых девяток » и черных Волг очень быстро померк. Да к тому же у отечественных машин резко упало качество сборки и деталей. Стоит заметить, что сам АвтоВАЗ, как и многие российские заводы, оказался в первой половине 90 х под контролем ОПГ – по некоторым данным, вымогателям в качесстве разных «выкупов» прямо с конвейера уходила десятая часть всех выпущенных автомобилей. Так что многие бандиты Поволжья фактически задаром получали новенькие Жигули – катайся сколько влезет. Но для «серьезных людей» отечественные автомобили уже не полагались по статусу. По неписаным правилам, в те времена для любого уважающего себя «комерсанта» первые серьезные деньги полагалось потратить на приличную иномарку.

Поначалу российские коммерсанты и представители криминала очень полюбили именно «американцев». Газеты и журналы 1991 1994 годов буквально пестрели рекламой различных американских седанов – от среднеразмерных Chrysler New Yorker и Pontiac Grand Am/Bonneville до огромных Cadillac Deville и Lincoln Town Car . Их мощные неприхотливые моторы нормально переваривали плохой бензин, огромные кузова из толстой стали не только успешно вмещали в себя целую банду телохранителей, но и давали дополнительные шансы выжить при авариях и перестрелках. Недаром «бригада » Саши Белого в начале своего пути рассекала именно на старом Линкольне, а не на каком-нибудь Мерседесе. Так же ездил на «американце» герой Виктора Сухорукова в первом фильме «Брат ».

Нужно отметить, что американских автомобилей в начале 90 х было много лишь в Москве и области – широченные проспекты и кольцевые дороги, в те времена еще незагруженные пробками, отлично подходили для многолитровых дредноутов. Петербург же в силу своего близкого расположения к Скандинавии на долгое время полюбил Вольво и Саабы – их гнали из Швеции и Финляндии, оттуда же велось и снабжение запчастями. Довольно крепкие и весьма престижные, эти автомобили оказались непременным атрибутом бизнеса и криминала на Северо-Западе России. В подтверждение моих слов – Volvo 940 мелькает в первых сериях «Бригады» наряду с привычными «девятками» и «американцами». СААБ 9000 также был весьма популярен в начале 90 х годов в обеих столицах и прилегающих к ним областях.


Volvo 940

Провинция, не обеспеченная ни хорошими дорогами, ни запчастями, ни сервисом, для престижных иномарок поначалу оказалась почти закрытой. Однако очень быстро «новые русские» из регионов нашли выход – закупать подержанные вездеходы. Самым знаменитым «бандитским» внедорожником стал, конечно же, Jeep Grand Cherokee .

Именно такой автомобиль снялся в известном эпизоде с пулеметом Максим из фильма Брат-2. «Джип широкий» как нельзя лучше сочетал в себе высокую проходимость, скорость, приемлемую управляемость и комфортабельный салон. Едва ли не единственный недостаток – высокий расход топлива. Но кто же его считал-то в те времена, когда бензин в России стоил копейки? Jeep Grand Cherokee фактически стал первым вездеходом представительского класса в мире. На российском рынке он с легкостью уложил на лопатки своих конкурентов – Ford Explorer и Chevrolet Blazer . Но, несмотря на довольно простую и прочную конструкцию, российские «новые русские » умудрялись убивать и Джипы. Потому на Урале и в Сибири, где с дорогами и запчастями дело обстояло совсем плохо, местные «братки» гораздо охотнее брали «японцев» – пусть менее престижных, зато более надежных. Toyota LC80 и 4Runner , Mitsubishi Pajero , а также Nissan Terrano заняли не последнее место в рейтинге бандистких машин того времени.

Впрочем, главный недостаток Jeep Grand Cherokee ощущался уже тогда – огромный расход топлива (при 5,2 литрах объема и неэкономном автомате). Ну а то, что при таком литровом двигателе он выдавал каких-то 220 л.с. – это скорее уже претензии дня сегодняшнего. Олдскульные «американцы» именно такие – расточительные, многолитровые, с прожорливым автоматом и кубической оптикой…


Jeep Grand Cherokee

Toyota Land Cruiser 80 , или просто как называла его братва «Крузак», как всегда «Кругом тонирован». Также незабываемый автомобиль в 90 х . Снимался в фильме «Бригада»


Toyota Land Cruiser

Mitsubishi Pajero , он же реальный танк для стрелок, с повышенной посадкой — идеальный вариант от уклона от пуль. Что касается стремительной птицы «Паджеро», то в качестве козыря, помимо более экономичного двигателя, он имел еще и имидж многократного покорителя «Дакаров». К тому же японцы могли похвастаться сверхпрогрессивной по тем временам трансмиссией Super Select 4WD , которая позволяла на ходу до 100 км/ч изменять режимы работы, идеально приспосабливаясь к любым видам дорог и бездорожья.


Mitsubishi Pajero 94 года

Удивительно, но в эпоху первоначального накопления капитала германские автомобили не слишком-то пользовались спросом у российской «братвы». Перелом наступил где-то в середине 90 х годов. Консерватизм, неповоротливость и посредственные ходовые качества американских и шведских дредноутов к тому времени уже наскучили «элите» подпольного мира. Гораздо выигрышнее смотрелись свежие германские модели – столь же мощные и престижные, но более динамичные, изящные и современные.

После открытия границ, символами не только бандитского дела, но и эпохи 90 х в целом стали BMW 5 в кузове Е34 , Mercedes-Benz G-Klasse (популярны и доныне) и, конечно, легендарный «кабан» — Mercedes-Benz S в кузове W140 . На последнем передвигалась элита криминального мира, «гелики», как правило ехали в сопровождении. «Пятерками» пользовались бандиты рангом пониже, но уже поднявшиеся.

В первой половине 90 х новенький BMW 525i стоил в Москве всего 35-40 тысяч долларов, а подержанный и того дешевле. С возрастом «баварцы» теряли стоимость ощутимо быстрее, чем Мерседесы: трех-пятилетний уже можно было купить за вполне разумные деньги. Чтобы почувствовать себя уважаемым человеком, оставалось лишь его наглухо затонировать, да по возможности раздобыть «красивые» номера. По неубиваемости в конечном счете БМВ почти не уступали Мерседесам , а по ходовых качествам выигрывали. Достаточно простая и неприхотливая «пятерка» Е34 явно пришлась ко двору. Относительно легкая, с мощными моторами (самым популярным стал 192-сильный объемом 2,5 на модели 525i), и запоминающимся дизайном, стала настоящей «боевой машиной вымогателей» в 90 ые годы. В «Бригаде» на таком автомобиле ездил приятель Саши Белого – Рафик, а в жмурках главные герои раскатывали на черном «бумере» едва ли не весь фильм… Пожалуй, BMW 525i стала автомобилем №2 в криминальном мире России – позади «шестисотого», но впереди Grand Cherokee .

На таких 5-ых бэхах передвигались как правило поднявшиеся бандиты!
Было престижно и почётно иметь такой автомобиль среди лиц криминального круга!

Перечисляя фильмы 90 х с участием этого авто, нельзя не вспомнить первым Сашу «Белого» из Бригады, который в 92 х годах катался на Е34 , и ещё некоторые парни из этого фильма, думаю каждый помнит!

Кстати, на смену самому Джипу из племени Чероки во второй половине 90 х пришел истинный ариец, Mercedes Gelandewagen . К тому времени простой армейский вездеход как раз оброс мощными моторами и множество «наворотов» – то, что нужно российским властьимущим гражданам! Престиж гелендевагена подкрепляли очень небольшие, почти эксклюзивные объемы выпуска (около 7-8 тысяч в год), и конечно же, магическое сочетание проходимости и неубиваемости, столь важное в наших краях. Стоил «Гелик» в хорошем состоянии не намного меньше легкового «пятисотого», и тем не менее российская элита считала для себя делом чести иметь пару таких автомобилей в сопровождении. Кстати, автомобилем охраны Гелендеваген стал неслучайно – для самих шишек он был недостаточно комфортным – тесным, трясучим и шумным. Зато для охраны в самый раз: пусть неудобный, зато крепкий и внушительный с виду.

Но основным и безусловным грандом, предметом преклонения и культа, а также героем многочисленных анекдотов про нуворишей стал Mercedes S 600 . Запуская машину в продажу, рекламисты концерна снабдили ее слоганом: «В S-классе вы найдете многое, что поклонники других фирм получат лишь в следующем поколении автомобилей». И это действительно так. Да что там — многих опций этого автомобиля, представленного публике на Женевском автосалоне 1991 года, вы не обнаружите в базовом оснащении многих современных иномарок среднего класса.

Электрические регулировки всего, что видишь. Система инфракрасного дистанционного управления блокировкой всего, что запирается. Климат-контроль для всех ездоков и даже для отдельных частей их тел. Возможность установки телефона и телефакса для тех, у кого нет пейджеров… Перечислять примочки «шестисотого» — занятие неблагодарное. Кто видел, нас поймет. А кто не видел — все равно подумает, что мы что-то забыли. Фаркоп, например. Или руль с четырьмя дырками. Или оптическое лобовое стекло «-3» — для близоруких.

Впрочем, просто обладать кораблем в 140-м кузове было недостаточно. Необходимо было, чтобы на крышке багажного отсека красовались заветные циферки, делающие автомобиль идолом. Собственно шестисотых было не так уж и много – конечно, в относительном выражении.

Так или иначе, именно с «шестисотого» начался настоящий культ трехлучевой звезды в России. Те, кто вынужден был прятать на дачах свои старые Мерседесы от КГБ десятилетие назад, теперь имели возможность показать всей стране, кто в ней хозяин. Мерседесы боялись и уважали почти так же, как черные Волги и Чайки в советские времена. Одновременно их расстреливали, поджигали и взрывали – «шестисотый» стал настоящим символом криминальных войн в России середины 90 х . Его даже называли самым несчастливым автомобилем в мире – уж сколько жизней унесли с собой эти мрачные седаны!

Видимо, это ничуть не смущало даже Президента России, использовавшего такой же автомобиль – правда, хорошо бронированный, да к тому же эксклюзивной удлиненной версии Pullman . Mercedes W140 был большим, тяжелым, невероятно комфортабельным (особенно популярна легенда о двойных, и потому звуконепроницаемых стеклах задних дверей) – и ужасно дорогим. Новый S500L или S600L стоил в России в 90ые годы в диапазоне 130-180 тысяч долларов – почти в три раза дороже, чем Jeep Grand Cherokee . И это только в базовой комплектации. Бронированные «слоны», весьма актуальные в то неспокойное время, стоили просто баснословных денег – как правило, $300-500 тысяч. Вероятно, за эти деньги в 90ые можно было купить любые самые шикарные апартаменты в Центре Москвы. Но любовь тогдашних бизнесменов к «многосотому» не знала границ: говорят, были люди, которые жили в «хрущевках» и одевались на рынках, но при этом умудрялись ездить на новеньких Мерседесах! Неудивительно, что такие автомобили мелькают почти в каждом фильме «про хороших и плохих», снятом в России за последние 12-15 лет. Через некоторое время после окончания выпуска W140 в 1998 году один из российских телеканалов даже снял документальный фильм о нелегкой жизни «шестосотых» в России.

Кстати, вопреки расхожему мнению о массовости «шестисотых» Мерседесов, новыми ежегодно в России покупали лишь около 500-1000 автомобилей в кузове W140 . В подержанном состоянии из Европы ввозились в несколько раз больше машин. Большинство из них действительно являлись моделью S600 , ну или хотя бы S500 – прижимистые немцы охотно избавлялись от старых прожорливых «слонов», продавая их за сравнительно небольшие деньги в Россию…

Интересно, что BMW 7 серии в кузове E32 , традиционно главный конкурент мерседесовского S-класса на мировых рынках, у нас оказался явно в тени «шестисотого». Она не стала слишком популярной в России из-за довольно изнеженной конструкции ходовой части и обилия электроники – ремонт автомобилей часто выливался в слишком большие даже для «лихих парней» деньги.

Штутгартский концерн частенько оснащал своего просторного красавца экономичными шестицилиндровыми двигателями объемом 2,8 и 3,2 литра, мощностью 193 и 231 л.с. соответственно, а также V-образной «восьмеркой» 4,2 и 5 литров. Но самым выдающимся достижением является, безусловно, S-класс V12 с 394-сильным двигателем, который разгонял 2650-килограммовый автомобиль до сотни за каких-то 6 секунд…

Несмотря на высочайшее техническое совершенство, автомобили класса S третьего поколения долгое время не находили достаточно поклонников и потенциальных покупателей в Германии. Слишком мешковатым он показался немцам… Но какая беда — на 1/6 суши шестисотый долгих десять лет – целую эпоху! — символом успеха, пределом самых смелых мечтаний. Ведь в 90ые в нашей стране автомобиль был не просто визитной карточкой его владельца – он был объектом культуры (или субкультуры – возразит кто-то), почитания, эталонной мерой всего и вся.

Несомненно, это номер один из списка автомобилей с отголосками 90 х !

Так или иначе, даже в подержанном состоянии «шестисотый» или БМВ «семь-пятьдесят» были весьма дороги для уличных бандитов и коммерсантов средней руки. Они обращали свой взор на автомобили поменьше и подешевле. Казалось бы, идеальным «гангста-мобилем» среднего класса в тогдашней России должен был стать младший брат «слона» - кузов W124 . Тогдашний Е-класс был гораздо более доступным и массовым, имел огромное число модификаций. Однако довольно сложная ходовая часть не слишком-то хорошо переносила плохие дороги, да к тому же в Европе автомобиль имел устойчивый имидж автомобиля-такси. Кроме того, большая часть автомобилей из Европы приходила с маломощными 4-цилиндровыми моторами, в том числе с дизелями. Словом, Mercedes W124 был автомобилем экономных бюргеров, нашим же «браткам» требовалось что-то более агрессивное и динамичное.

А дальше случился августовский кризис 1998 года. Казалось бы, уровень преступности в окончательно погрязшей в финансовых проблемах стране только возрастет и начнется новый виток криминальных войн. Однако первоначальный передел сфер влияния и финансовых потоков уже произошел. Теперь чтобы что-нибудь украсть, нужно было дождаться, что кто-нибудь это заработает. В новых условиях зарабатывать на купле-продаже обанкротившихся заводов и предприятий стало даже выгоднее, чем грабить и убивать. Грязные деньги потихоньку отмывались, бывшие «братки» легализовывали свой «бизнес».

Пожалуй, самым культовым автомобилем того времени стал вездеход Toyota Land Cruiser 100 – на него многие пересаживались с огромных американских вездеходов Chevrolet Tahoe/Suburban , популярных в центральной части России в середине 90 х . Появившийся в 1998 году, «сотый» на доброе десятилетие завоевал сердца власть имущих граждан России. Высочайшая надежность и проходимость сделала автомобиль весьма популярным в регионах. К тому же «Кукурузник» (или «Крузак», как его бычно называют) даже в самой дорогой версии стоил раза в полтора дешевле Гелендевагена и потому казался довольно прагматичным выбором. Благодаря этому «сотку» быстро полюбили не только коммерсанты, но и силовые ведомства, особенно верхушка МВД и ГАИ. Так что «кукурузник» обладал весьма своеобразным «бандитско-ментовским» имиджем – но в любом случае, простые смертные обычно обходили такие машины стороной…

На рубеже XXI века пришла пора обновляться и автопарку «воротил» местного значения – старые «пятерки» БМВ уже отслужили свое, требовались более современные, комфортабельные и солидные авто. Многие «крутые пацаны» страны вновь сделали свой выбор в пользу германских машин – ими стали новая «пятерка» БМВ (кузов Е39) и «лупоглазый» Mercedes W210 . Обе модели поступили в продажу в Германии еще в 1995 году, но в России стали массово доступны только пятилетие спустя – уже ввезенные подержанными. Интересно, что новый, «лупоглазый» Е-класс был принят в Европе прохладно (по некоторым данным, в 1995 году, во время снятия с производства W124 и перехода на новый W210, в Германии даже проходили забастовки таксистов), зато в России явно пришелся ко двору. Весьма запоминающийся внешний вид, улучшенные комплектации и более мощные по сравнению с предшественником моторы внесли решающий вклад в популярность. Сцена из фильма «Бумер» с участием «глазастого» Мерседеса и Димона Ошпаренного красноречиво показывает, что за люди ездили на этих автомобилях.

Прямой конкурент Мерседеса, БМВ Е39 также имела все шансы продолжить криминальную славу своей предшественницы… Однако произошло одно знаменательное событие – в конце 1998 года был подписан контракт на организацию сборки автомобилей БМВ в России. В условиях разгорающегося кризиса это решение выглядело едва ли не издевкой, ведь в то время больше половины населения страны вообще едва сводили концы с концами! Однако вопреки скептикам, уже через год с конвейера СП в Калининграде сошли первые «бумеры». А в 2000-2001 годах прошла довольно массовая кампания по «пересадке» российских чиновников на те самые «пятерки» и «семерки» БМВ – под лозунгом поддержки отечественного производителя. В частности, тогдашний премьер-министр России Владимир Путин ездил на БМВ Е39. Тем самым был нанесен, наверное, самый первый удар по криминальному имиджу БМВ – марка потихоньку превращалась из бандитской в правительственную. Да и в целом в начале 2000-х годов уровень организованной преступности в стране наконец-то пошел на спад…

В этих условиях настала очередь российской элиты менять своих верных коней – брутальные Мерседесы W140 – на что-то более сдержанное. Концерн Даймлер-Бенц был весьма недоволен критикой своего «чемодана» и для запуска в серию подготовил новое поколение S-класса – W220 , разительно отличающееся от старого. Смена поколений, кстати, удивительно точно совпала в России с августовским кризисом 1998 года. Более компактный кузов, отказ от двойных стекол ради экономии веса – скептики зудели, что новый «двести двадцатый» потерял в прочности и комфортабельности. В действительности, многих «нуворишей» поначалу просто отпугивал необычный дизайн. На фоне брутальной солидности 140-го новый W220 выглядел слишком плавно, легко и изящно. Нужно отметить, что доля самой модели S600 заметно снизилась – полегчавшему S-классу теперь вполне хватало и 8-цилиндровых моторов. За все время производства «двести двадцатому» так и не придумали ни одного прозвища – уж очень он был непривычен для российской «целевой аудитории». Нельзя сказать, что 220-й кузов не был популярен в России: он по-прежнему единолично лидировал в своем классе на отечественном рынке. Новыми у нас покупали около 1000 автомобилей в год, и в пару раз больше ввозилось подержанных машин. И все же до славы предшественника было далеко.

В те времена часть политической и криминальной верхушки даже пересела со старых «шестисотых» на Audi A8 и BMW 7 -серии. Они выглядели гораздо более строго и даже мрачновато на фоне нового S-класса. Первая могла похвастаться полным приводом, однако из-за довольно специфической конструкции (в частности, крайне сложный и дорогой в ремонте алюминиевый кузов) А8 не слишком подходила для российских условий эксплуатации, и ввезено их было немного. К тому же можно отметить, что фирма Ауди, в отличие Мерседесов и БМВ, ярко выраженным криминальным имиджем в России никогда не обладала. Отчасти потому, что в Россию в 90ые годы ввозились прежде всего маломощные и не сильно престижные «бочки» и «селедки» – на бандитские тачки они никак не тянули. Кроме того, Ауди всегда имела отнюдь не престижное родство с Фольксвагеном. Поговаривают, что в конце 90 х в Россию была ввезена партия автомобилей Audi А6 и А8 для членов правительства – это окончательно отбило охоту у представителей криминалитета ездить на таких автомобилях. Позднее, в 2000-е годы в страну было ввезено довольно много седанов Ауди А6 в кузове образца 1997 года – но это был автомобиль прежде всего «директорский», а не бандитский.

«Семерка» БМВ (кузов Е38) в свою очередь снялась в эпохальном фильме «Бумер» – причем в главной роли. Но теперь уже о криминальной славе БМВ говорили скорее в прошедшем времени. Да и не был 38-й кузов по-настоящему популярным у российского криминалитета – прежде всего, из-за слишком нежной для наших дорог ходовой части…

Гораздо известнее стал герой второй части «Бумера» – BMW X5. Тем более, что в начале века в России начался настоящий бум на паркетники и внедорожники. Начиная с 2003 года трехлетние BMW X5 валом повалили к нам из США. Весьма престижные, с характерной внешностью, скоростные, но в тоже время не заоблачно дорогие – они оказались желанным транспортом для «крутых парней» России. На некоторое время «хэ-пятый» стал едва ли не самым модным автомобилем в стране. Он составил весьма сильную конкуренцию неповоротливым Гелендевагенам и Лэндкрузерам. Да, имея отличные асфальтовые ходовые качества, он вчистую проигрывал настоящим вездеходам по проходимости – но кому она нужна, если пути «властьимущих» нынче проходят в основном по асфальтовым шоссе столицы и других крупных городов России. Примечательно, что несмотря на всеобщую любовь к Х5, государственные ведомства эти машины почти не закупали – видимо, отпугнули слишком высокие для российских «бюджетников» затраты на эксплуатацию. Действительно, этот БМВ отличается весьма дорогим обслуживанием, а потому как более надежная и доступная альтернатива в те же годы в России стал популярен кроссовер Lexus RX300. Во-первых, он стал первым широко известным автомобилем этой марки в России, а во-вторых, наряду с соотечественником Toyota Land Cruiser 100 не давал германским производителям «монополизировать» рынок. Впрочем, сегодня на подержанных Лексусах уже вовсю раскатывают столичные домохозяйки и даже таксисты…

В наше время у «власть имущих» России пользуются популярностью практически любые люкс-внедорожники – от Range Rover, Porsche Cayenne, Infiniti FX до Hummer H2 и Lexus LX470. Конечно, ездят на них уже далеко не уличные бандиты и вымогатели, а вполне «законопослушные» чиновники и бизнесмены…

Все сказанное выше справедливо, прежде всего, для европейской части России – от Калининграда до Урала. Примерно такая же «расстановка сил», очевидно, была на Украине,Белоруссии,Литве,Латвии и Эстонии. В Сибири и на Дальнем Востоке, в силу географической близости к Японии, авторынок развивался по своему сценарию, и там стали популярными совсем другие автомобили. Вместо БМВ и Мерседесов за Уралом были гораздо более популярны топ-модели Тойот и Ниссанов…