Можно разбавить зеленый антифриз водой. Можно ли мешать антифриз с водой. Все о том, как и зачем разбавлять охлаждающие жидкости водой

Знающий автовладелец знает, что любую машину надо готовить к зиме. Необходимо проверить и заменить охлаждающую жидкость (антифриз) для полноценной работы автомобиля в зимнее время. Многх автолюбителей интересуют вопросы, как разбавлять антифриз, следует ли его вообще разбавлять, применять в чистом или концентрированном виде.

В торговле антифризу используются в двух видах: концентрированном и готовом к применению. Концентраты не заливаются в чистом виде, их следует разводить с водой и только после этого использовать в качестве охлаждающей жидкости. Многие специалисты советует разбавлять антифриз дистиллированной водой для того чтобы увеличить срок службы. Чаще всего пропорции разбавления указываются на упаковке охлаждающей жидкости. Необходимо отметить, что пропорции зависят от температуры воздуха.

Инструкция разбавления антифриза:

  • В основном как было выше сказано, антифриз производится в концентрированном виде. Так это намного выгодней с экономической точки зрения. Важно заметить, что разводить охлаждающую жидкость лучше в дистиллированной воде. Ни в коем случае нельзя заливать концентрированный антифриз в двигатель автомобиля
  • .В специализированных магазинах антифриз продается с температурой кристаллизации 65 градусов. Но такие морозы встречаются только в арктических широтах, а для нашего климата, когда температура зимой достигает не более 35 градусов по Цельсию и поэтому использовать такой антифриз будет слишком затратно. Опытные автолюбители знают, что такой антифриз надо разбавлять.
  • Нельзя разбавлять антифриз и дистиллированную воду 1/3, так как это может привести к повышенной кристаллизации. Поэтому надо разводить охлаждающую жидкость с водой в пропорции 1/1, тогда не будет замерзания при температуре ниже 25 градусов.
  • При разбавлении антифриза надо обратить внимание на воду. Она может быть не как аптечная дистиллированная, а достаточно того, чтобы она была чистой и в последующем не вызывала коррозии металла, поэтому для разбавления антифриза надо использовать очищенную воду обработанную осмосом и после проходящую деионизацию.

Концентрат антифриза следует разбавлять водой в определенной пропорции, так как именно от соотношения воды и хладагента зависят свойства полученной охлаждающей жидкости, которая будет в дальнейшем обеспечивать правильную работу двигателя.

Разбавление концентрата антифриза

Многие производители антифризов выпускают хладагенты исключительно в виде концентрата. Основываются такие вещества на этилен- или пропиленгликоле. Добавляются также и специальные присадки. Если взять отдельно этиленгликоль, то можно установить его температуру кристаллизации – тринадцать градусов ниже нуля. Именно поэтому к этиленгликолю добавляется вода – чтобы обеспечить более низкую температуру кристаллизации. Как правило, на упаковке хладагента присутствуют инструкции, которые содержат наиболее подходящие пропорции смешивания. Практически во всех современных охлаждающих жидкостях присутствуют специальные присадки, которые обеспечивают смазывание и антикоррозийную защиту деталям системы. Так вот, если добавить в концентрат слишком большое количество воды, то присадки потеряют свою эффективность, что, естественно, не пойдет на пользу двигателю авто.


Чем разбавить антифриз — только дистиллированной водой

Следует упомянуть и о том факте, что далеко не все антифризы выпускаются в виде концентрата – многие (к примеру, тосол) имеют уже абсолютно готовый вид, то есть они смешаны нужным образом специалистами компании-производителя.

Пропорции разбавления антифриза влияют не только на температуру замерзания, но и на температуру кипения жидкости. Чем больше температура кипения жидкости, тем меньше становится ее способность к растворимости и меньше вероятность кипения антифриза прямо в расширительном бачке. Эти факторы позволят мотору работать более продолжительно и более эффективно. Если разбавить этиленгликоль водой в пропорции 1/1, то температура кипения охлаждающей жидкости будет равна 106 градусов. Вообще, концентрат антифриза – это этиленгликоль, к которому добавлено небольшое количество воды и специальные антикоррозийные присадки.

Зачем нужно разбавление концентрата антифриза

Основная причина разбавления антифриза – поддержание минимального порога вещества в радиаторе. Особенно важен данный аспект в летнее время. Раствор антифриза содержит, как известно, воду, которая испаряется, оставляя в радиаторе концентрированную охлаждающую жидкость. При таком развитии событий разбавлять хладагент крайне важно. В противном случае, концентрат может разъесть некоторые детали системы. Также следует запомнить, что антифриз, который в летнее время обильно разбавляется водой, должен быть в обязательном порядке заменен перед зимним периодом, иначе трещин и пробоин не избежать.

Более сложен вопрос – допустима ли смесь тосола и воды в зимний период? С одной стороны, при образовании подобной смеси, повышается показатель температуры превращения жидкости в лед. Что приведет к крайне неприятной ситуации: охлаждающая жидкость замерзнет прямо в охлаждающей системе, что выведет из строя мотор автомобиля. С другой стороны, если внезапно упадет уровень антифриза в расширительном бачке, то возникает реальная вероятность перегревания двигателя. И в такой ситуации добавление воды (конечно, если под рукой нет нужного антифриза) в охлаждающую жидкость выступит мерой совершенно логичной, так как поддержит на время уровень антифриза в системе.

Как разбавлять концентрат антифриза

Для получения правильного раствора, необходимо сначала понять, в каком температурном диапазоне антифриз будет работать. Как правило, температура замерзания антифриза равняется шестидесяти пяти градусам ниже нуля. По причине того, что такие температуры в умеренной широте практически не встречаются, в данный раствор можно добавить воды, так как это сделает температуру замерзания гораздо выше. Итак, как разбавлять концентрат антифриза:

  • Пропорция один к одному характеризуется температурой замерзания – тридцать пять – сорок градусов ниже нуля
  • Пропорция 2/3 (то есть, два литра концентрата и три литра воды) характеризуется температурой замерзания – тридцать градусов ниже нуля
  • Пропорция один к двум характеризуется температурой замерзания в двадцать градусов ниже нуля

Антифриз нужно разбавлять только дистиллированной водой, которая предназначается специально для этого. Не рекомендуется смешивать концентрат с дистиллированной водой из аптеки, с водопроводной водой, с морской водой и так далее. По причине содержания большого количества солевых соединений, такая жидкость будет оставлять осадок в системе охлаждения автомобиля.

Ряд производителей антифризов в своих инструкциях не настаивают на использовании только дистиллированной воды, а допускают использование любой. Рекомендуется в таком случае, произвести проверку: в подготовленную тару залейте концентрат и воду и оставьте на двое суток. При появлении осадка, можно будет сделать вывод, что лучше приобрести специальную дистиллированную воду.

Антифриз является неотъемлемой частью любого автомобиля, в котором установлен двигатель внутреннего сгорания. Без охлаждающей жидкости детали мотора долго не проработают, и важно правильно , а также вовремя заменить его в автомобиле.

В продаже можно найти разведенный вариант антифриза и концентрированный. Ряд водителей не видят в них разницу и допускают серьезную ошибку, заливая концентрат охлаждающей жидкости в двигатель автомобиля. Это может привести к серьезным последствиям, особенно в холодное время года.

Зачем разводить концентрат антифриза

Чтобы понять необходимость разведения концентрата антифриза перед заливом в бак для охлаждающей жидкости, нужно разобраться в его химическом составе и функциях, которые он должен выполнять. Как известно, главная задача антифриза в системе – это поддержка рабочей температуры двигателя на уровне около 90-110 градусов по Цельсию. Если температура будет выше, двигатель перегреется.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что антифриз должен находиться в жидком состоянии в любое время года, чтобы «бегать» по системе охлаждения и снижать температуру элементов двигателя. С этой задачей не может справиться как обычная вода, так и концентрированный антифриз. Дело в том, что концентрат антифриза – это этиленгликоль, то есть двухатомный спирт. Он способен держать высокий порог закипания на уровне около 200 градусов, но порог охлаждения у него не годится для условий российской зимы. Уже при минус 13 градусах чистый этиленгликоль замерзнет, что недопустимо для жидкости, залитой в систему охлаждения.

Этиленгликоль хорошо смешивается с водой и спиртами, после чего он приобретает новые свойства. Разбавляя концентрат антифриза, можно понизить температуру, при которой он замерзает, до необходимых значений, вплоть до минус 70 градусов по Цельсию. Само собой, при разбавлении антифриза водой снижается порог его жаростойкости, то есть закипание жидкости происходит при меньших температурах, чем когда он находится в концентрированном виде.

Чем разбавить концентрат антифриза

Не стоит забывать, что антифриз – это жидкость, которая должна не только охлаждать двигатель, но и поддерживать его в работоспособном состоянии, очищая от элементов коррозии и защищая от ржавчины при помощи имеющихся в составе присадок. Если разбавить концентрат антифриза водой из-под крана, велик риск не только снизить эффективность присадок, но занести в антифриз микроэлементы, которые негативно скажутся на работе двигателя и приведут к быстрой коррозии или другим неприятностям. Более того, магний, кальций, хлор и другие элементы, содержащиеся в обычной водопроводной воде, забьют мелкие каналы в двигателе, что снизит эффективность охлаждения.

Соответственно, для разведения концентрата антифриза необходимо использовать чистую дистиллированную воду, которую можно купить в автомобильном или хозяйственном магазине. В такой воде нет никаких вредных примесей.

Как разводить антифриз концентрат: таблица значений

Если антифриз концентрат сертифицирован и выпущен на рынок, на упаковке с ним будет написана подробная инструкция, как его разводить с дистиллированной водой. В данном случае ориентироваться нужно на климатическую зону, в которой эксплуатируется машина. Если температура в холодное время года редко понижается ниже минуса 20 градусов по Цельсию, не имеет смысл разводить антифриз на работу при температуре меньше минуса 40 градусов по Цельсию.

Приведем некоторые стандартные значения приготовления антифриза из концентрата:

  • - 25 градусов по Цельсию: концентрат смешивается с водой в пропорции 2 к 3, то есть 2 мерных объема концентрата к 3 мерным объемам вода. Важно отметить, что порог закипания в таком случае снизится примерно до +130 градусов по Цельсию;
  • - 45 градусов по Цельсию: концентрат смешивается с водой в пропорции 1 к 1, например, 1 литр воды на 1 литр концентрата антифриза.

В любом двигателе автомобиля предусмотрена система охлаждения. Она отводит лишнее тепло и поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора. В качестве рабочей жидкости в СОД используется тосол или антифриз. Но на полках магазинов также продается концентрат антифриза, который часто выбирают автомобилисты. Чем он особенный и как разбавлять антифриз-концентрат? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

О концентрате

В отличие от отечественных производителей, которые поставляют на рынок уже готовую, разбавленную продукцию, импортные фирмы производят концентрат. Это значительно дешевле в транспортировке. И к тому же концентрат антифриза (цена его порядка 1,5-2 тысяч рублей за 5 литров) занимает меньше места на складе.

Почему нужно разбавлять этот «полуфабрикат»? По своему составу, данный продукт являет собой 95 %-этиленгликоль. Он гигроскопичен и имеет сладковатый запах. Кроме этого, в состав входят противопенные и иные присадки. Тосол и антифриз тоже состоит из этиленгликоля и присадок. Но почему концентрат нельзя сразу использовать в автомобиле? Все потому, что состав замерзает при очень высоких температурах - порядка -10-15 градусов. А вот закипает он при +200. Наша задача - уравновесить эти характеристики, чтобы жидкость кипела при +110 и замерзала хотя бы при -30 градусах.

Как быть?

Итак, у нас есть новый концентрат. Но лить его сразу в автомобиль нельзя. Как быть и с чем его смешивать? Производитель рекомендует разбавлять состав водой. Но обычная нам не подойдет.

Какой водой разбавлять концентрат антифриза? Для этих целей нам нужна лишь дистиллированная жидкость. О ней мы расскажем далее.

Почему нельзя использовать обычную воду?

Опасность применения ее в том, что смесь может образовывать осадок. В отличие от дистиллированной, обычная вода из-под крана содержит в себе ряд примесей. Это магний, кальций и другие химические элементы. При достижении высоких температур, они начинают оставлять отложения и накипь. В результате значительно ухудшается теплоотвод. Возникает риск перегрева двигателя.

В дистиллированной воде все эти минералы выварены. В итоге жидкость становится пригодной для смешивания с антифризом и его концентратом. Кстати, у такой воды немного ниже температура замерзания (минус 10 градусов Цельсия).

Также дистиллированная вода абсолютно пригодна для смешивания с российским тосолом (на случай, если произошла несанкционированная утечка и нужно возобновить объем ОЖ).

Антифриз-концентрат: пропорции смешивания

Давайте рассмотрим, в каких соотношениях разбавлять жидкость. Предварительно отметим, что конкретного параметра здесь нет. Все зависит от климатических условий эксплуатации автомобиля.

Так, при смешивании воды с антифризом в пропорции 75/25 %, порог замерзания увеличивается до -20 градусов Цельсия. Порог закипания снижается до +100 градусов. А вот если разбавить жидкость в пропорции 40/60 %, антифриз будет замерзать при -50, а кипеть при +150.

Как видите, много воды - не всегда хорошо. Поэтому нужно разбавлять в меру. Как разбавлять антифриз-концентрат? Оптимальный вариант - 50 на 50. В таком случае жидкость будет замерзать при -40, а кипеть при +130.

Если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, можно добавить лишь четверть (25 процентов) воды. В таком случае ОЖ будет замирать при -60 градусах.

Любой антифриз при смешивании с дистиллированной водой будет более эффективно отдавать тепло вне зависимости от типа и цвета. Перед тем как разбавлять антифриз-концентрат, нужно подготовить отдельную емкость. Смешивать продукт в самом двигателе не рекомендуется. Часть воды может остаться вверху, в расширительном бачке.

При замене охлаждающей жидкости, специалисты рекомендуют промывать систему от накипи и осадков. Делается это тоже дистиллированной водой. Но смешивать ее с антифризом не нужно. Так, заливаем воду в полном объеме в мотор и ездим около недели. При сливе жидкости вы увидите темный (а возможно, и коричневый) оттенок.

Это говорит о том, что в системе были коррозионные процессы. Также следует осмотреть состояние резиновых патрубков. Если они твердые на ощупь, значит, их необходимо заменить. Работы производятся на полностью слитой охлаждающей жидкости.

Все операции по обслуживанию данной системы (в том числе промывку) рекомендуется делать в теплое время года.

Сколько лить?

Что касается объема заливаемой жидкости, он на всех автомобилях разный. Для примера возьмем ВАЗ-2110. Здесь используется около 7-8 литров. Но залить этот объем полностью не получится. За первый раз уйдет не более 5-ти. Дальше нужно запустить двигатель и подождать, пока он прогреется.

Вы заметите, что уровень ОЖ в расширительном бачке упадет до минимума. После этого можно смело заливать остаток. На автомобилях ГАЗель и «Волга» объем охлаждающей системы составляет 10 литров. Но также стоит учитывать наличие дополнительного отопителя, который автомобилисты монтируют нештатно. Так, суммарный объем может увеличиваться на полтора литра.

Концентрат антифриза: цена

Средняя стоимость данной жидкости составляет за один литр. Обычно приобретается одна пятилитровая канистра (так дешевле). Что касается производителей, изготавливающих антифриз-концентрат, отзывы отмечают «Мобил» и «Ликви Моли». Стоимость продуктов составляет от 1 700 до 2 500 рублей за пятилитровую баклажку.

Заключение

Итак, мы выяснили, как разбавлять антифриз-концентрат. При эксплуатации помните, что чем больше воды, тем меньше температура замерзания. Если вы не помните, какой ее объем заливался ранее, рекомендуется полностью заменить жидкость в преддверии зимнего сезона.

Как мы с вами знаем, охлаждающая жидкость делится на два основных направления это антифриз и тосол (отечественный вариант). Эта жидкость сохраняет ваш автомобиль от перегрева летом, а также не замерзает при отрицательных температурах. Если говорить про тосолы, то они поступают в продажу уже в готовом разведенном виде, ибо наши производители знают об крайне низких температурах, которые могут быть на территории нашей страны. А вот с антифризами не все так однозначно – зачастую они идут в виде концентрата, который нужно довести до рабочего состояния. Ведь концентрат не всегда в систему охлаждения …


Многие, наверное, сейчас подумали — а почему нельзя залить чистый антифриз-концентрат в систему охлаждения двигателя, ведь если он концентрированный то это значит — он не будет замерзать при очень низких температурах? Не совсем так ребята, лично я тоже так думал, но оказывается что эти концентраты борются, наоборот с высокой температурой, то есть они не дают двигателю закипать! Что положительно сказывается летом, на жаре, когда окружающий воздух может раскалиться до + 40, а то и более градусов. А вот зимой не все так однозначно, как бы странно это не казалось, давайте разбираться.

Почему нужно разводить?

Если углубиться в химию, то по составу антифриз-концентрат – это ничто иное, как этиленгликоль (также известен, как – гликоль, этандиоль, этандиол – у меня, кстати, так и написано на нем) – простой двухатомный спирт, маслянистой консистенции, химическая формула — HOCH2CH2OH. Отлично держит «плюсовой порог», закипает только при + 196 градусах, однако уже при небольшой отрицательной температуре замерзает.

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ (ЭТАНДИОЛ) – замерзает уже при минус 13 градусах Цельсия , поэтому чистое его применение возможно только в регионах с относительно теплой зимой!

В чистом виде он практически не содержит никаких примесей, то есть это на 95 — 99% чистый — гигроскопичен, имеет сладковатый вкус и запах, ядовит – применение внутрь запрещено (150 – 200 мл могут вызвать сильнее отравление и летальный исход), прекрасно смешивается с водой, другими спиртами и ацетонами, плохо смешивается с эфирами.

В низком минусовом пороге и есть его «Ахиллесова пята», чистый состав у вас просто замерзнет уже при – 13, — 14 градусах Цельсия и парализует работу вашей охладительной системы! А тут и до перегрева двигателя недалеко.

Однако при соединении с водой его «нижний предел» намного увеличивается, справедливости ради «верхний предел» падает. То есть если развести дистиллированной водой можно добиться приличных отрицательных показателей, за частую, около – 40, – 60 градусов.

Чем разводить?

Все просто для этого используем обычную воду. Хотя можно применять прямо из «под крана», но — я вам настоятельно рекомендую применение дистиллированной воды. ПОЧЕМУ?

Все очень просто – вода в наших квартирах в себе содержит много посторонних веществ, это могут быть соли – магния, хлора или кальция. Если развести концентрат такой водой, то при плюсовых температурах возможно выпадения осадка или накипи (которую мы можем с вами лицезреть на дне наших чайников). Эта накипь абсолютно не нужна в системе охлаждения двигателя, она может забить мелкие каналы или осесть на стенках трубок или радиаторов, что ухудшит отвод тепла.

Поэтому – лучше применять дистиллированную воду, чистый H2O, в ней нет никаких посторонних составов, а поэтому выпадения осадка исключено!

Как и в какой пропорции разводить?

Обычно на канистрах с концентратами пишут, как и в какой пропорции нужно разводить состав. И тут все зависит от температурного порога вашей климатической зоны. Для средней полосы будет достаточно антифриза с показателем в – 25 градусов, для более, северных зон нужно не менее – 40.

Чтобы приготовить антифриз с показателем в – 25 градусов нам нужно смешать его с водой в пропорции «2:3». Два литра концентрата и три литра воды. Справедливости ради стоит отметить — что плюсовой порог падает с + 196 градусов примерно до + 130, + 140, что для большинства машин более чем достаточно.

Для того чтобы приготовить антифриз со значением – 40, — 45 градусов. Нам нужно соблюдать пропорцию «1:1». То есть воды одна составляющая доля, как и антифриза. Верхний предел у нас будет примерно + 150, + 160 градусов. Такую концентрацию можно применять в очень холодных регионах нашей страны.

Хочется отметить, что – не стоит слишком сильно разбавлять концентрат водой, это также понизит характеристики, как замерзания, так и «противостояния» высоким температурам. Так если на одну долю концентрата, добавить четыре доли воды, то получим всего: — 15 градусов (по нижнему пределу) и около 100 гр. (по верхнему).

Таблица

Концентрация

Вода — Концентрат

Порог замерзания Порог закипания
87,5% — 12,5% -7 100
75% — 25% -15 100
50% — 50% -40, -45 +130, + 140
40% — 60% -50, -60 +150, + 160
25% — 75% -70 + 170

Видео версия