Можно ли смешивать тосол с антифризом? Что заливать - тосол или антифриз? Как производится замена тосола на антифриз. Почему нельзя смешивать антифриз с тосолом

Система охлаждения отвечает за стабильную работу двигателя на протяжении длительного времени. Если не хотите "задымить" на трассе или посреди пробки, внимательно следите за состоянием системы и наличием охлаждающей жидкости.

Насколько в такой ситуации допустимы эксперименты и можно ли смешивать разные тосолы – ответ на это интересует многих автолюбителей.

Необходимо сразу сказать, что различные эксперименты, ведущие к нарушению температурного режима, негативно скажутся на состоянии автомобиля. Так что следует предельно осторожно подходить к этому вопросу.

Охлаждающая жидкость и её состав

Тосол – это специальная охлаждающая жидкость, предназначающаяся для предотвращения рисков перегрева двигателя. С её помощью поддерживается надлежащая температура и производится отвод тепла.

Согласно технологическим требованиям рабочая температура должна держаться в определённых пределах. При её превышении случаются различные поломки, в том числе и необратимые.

Также нужно отметить, что "тосол", "антифриз" и "охлаждающая жидкость" – это равнозначные понятия. Автомобилисты используют в своём обиходе те термины, к которым они привыкли.

Можно ли смешивать

В этом случае необходимо учитывать состав жидкости. Он включает несколько веществ:

  • этиленгликоль – двухатомный спирт;
  • антипенные присадки;
  • смазывающие вещества;
  • антикоррозийные добавки.

Спирт выступает основой охлаждающей жидкости. Он обеспечивает надлежащий теплообмен и при этом не замерзает при низких температурах, что очень важно для безопасности всей системы охлаждения.

Соответственно, необходимо, воскресив в памяти школьные уроки физики и химии, вспомнить, как различные жидкости смешиваются друг с другом.

Смешивание

Впрочем, надо отметить, ситуаций, когда приходится смешивать различные виды тосолов, довольно много. В любом автомобильном магазине представлено множество наименований товаров от различных производителей, так что сделать выбор становится очень сложно.

Иногда можно удачно попасть "наугад" и выбрать такие типы жидкостей, которые прекрасно взаимодействуют друг с другом. Но иногда бывает, что они ложатся слоями и в таком состоянии нарушают работу охлаждающей системы.

Основной элемент – это этиленгликоль. Спиртовая основа всех охлаждающих жидкостей позволяет надеяться, что смешивание произойдёт нормально. Однако всё дело портят многочисленные химические добавки, призванные улучшить физические и химические свойства.

  1. Старайтесь выбирать одинаковые тосолы.
  2. Обращайте внимание на класс, состав и рекомендации производителей.
  3. Если не удаётся найти такой же тосол, постарайтесь выбрать максимально приближенный по типу.
  4. Если вы не знаете, с каким именно тосолом предстоит смешивание, выбирайте новую жидкость максимально универсальную – с минимальным количеством химических присадок и добавок.

Сразу после заливки нового антифриза следует внимательно следить за состоянием автомобильного двигателя.

Если наблюдаются какие-то проблемы – нестабильная работа, "чихание", повышение температуры, лучше поменять полностью охлаждающую жидкость и проверить всю систему.

Тема охлаждающей жидкости стоит всегда очень остро, особенно зимой и летом, это два экстремальных для двигателя сезона (в одном слишком холодно, в другом слишком жарко). Поэтому «охлаждайка» всегда должна соответствовать вашему автомобилю, чтобы не навредить ему! Многие владельцы отечественных машин зачастую льют ТОСОЛ, но сейчас все больше переходит на АНТИФРИЗ, третьи же пытаются смешать эти два состава, чтобы якобы улучшить характеристики, но так ли это на самом деле? Можно ли это делать и не будет ли плачевных последствий, давайте разбираться, будет и видео версия в конце …


Как мне кажется – многие из нас не будут смешивать ТОСОЛ и АНТИФРИЗ (все же не зачем), ну если только в крайних ситуациях, например на трассе, произошла поломка радиатора или порвались патрубки вытекла охлаждающая жидкость и вам просто нужно дотянуть до СТО, а вот рядом в магазинах не было нужного состава! Тогда — ДА, смысл может и есть, но по приезду на СТО все же я вам рекомендую все слить, промыть систему и залить то, что рекомендует производитель – НЕ НУЖНО У СЕБЯ ПОД КАПОТОМ РАЗВОДИТЬ КОКТЕЙЛИ!!!

Про составы

Начну, пожалуй с составов, не смотря на различные названия, эти две жидкости все же являются очень похожими внутри (не со всеми подвидами, но все же)

– создан в СССР как ответ на зарубежную формулу. Изначально был двух видов — синий который держит -40 градусов и красный -65 градусов. Базируется на этиленгликоле + дистиллированная вода + пакет присадок.



И вот тут повисает вопрос – вроде ТОСОЛ и G11, G12 – очень похожи, получается можно их смешивать? А вот не совсем.

Отличия присадок

Присадки в свою очередь делятся на защитные, антикоррозионные и гибридные, это не одно и тоже:

  • Защитные – как становится понятно, они защищают, просто образовывая пленку внутри патрубков, шлангов, радиаторов и прочего. Нужно отметить, что они основаны на химических элементах. Характерны для G11
  • Антикоррозионные – эти составы борются уже с очагами коррозии внутри, здесь пленки нет, они просто блокируют очаги ржавчины и прочих отложений. Нужно отметить, что они основаны на органических веществах. Характерны для G12
  • Гибридная – здесь как ы уже догадались, применяются сразу два вида, защита + «антикоррозия» в основном такие присадки используются в G13

А как же ТОСОЛЫ? В них используются абсолютно такие же присадки, как скажем в антифризе G11, вообще они очень сильно с ним похожи.

Так можно ли смешивать?

Гипотетически смешивать – МОЖНО (но не все и не всегда, разберем по подгруппам)! Для начала поймите — зачем вам это нужно. Еще раз повторяюсь, в любом случае такое смешение может привести к неправильному функционированию охлаждающей системе автомобиля. ЭТО НУЖНО ПОНИМАТЬ! Ну а теперь подробнее:

  • G11 – одинаковая база, одинаковые присадки, можно смешивать не боясь. Будут работать одинаково при любой нагрузке и температуре


  • G12 – одинаковая база, различные присадки. Смешивание возможно, но не желательно. Все дело в том, что G12 работает немного по-другому, он не обволакивает стенки внутри защитной пленкой, а борется с очагами (как я писал сверху). В итоге в таком коктейле у вас получается два вида присадок, защитные и антикоррозионные, как они будут работать вместе – не совсем понятно. Однако исходя из своего опыта могу сказать, что навряд ли выпадет осадок


  • G13 – смешивать вообще не рекомендуется. Во-первых, G13 очень дорогая жидкость (если берете оригинальную, скажем производства VOLKSWAGEN, может доходить до 300 – 400 рублей литр, а не та «бадяга», которая производится не пойми где, и не пойми как, обычно желтого цвета) и лить в нее ТОСОЛ (или наоборот) это просто преступление, вы понижаете класс многократно. Во-вторых, у G13 вместо (вроде и тот и другой одноатомные спирты), но как они будут друг с другом взаимодействовать, да еще при высоких температурах – НЕПОНЯТНО! Третье – присадки здесь различаются, G13 имеет гибридный пакет и антикоррозионных и защитных присадок, а вот ТОСОЛЫ только защитные, в итоге тоже что получится не понятно. В такой смеси как раз и есть большой вариант, что выпадет осадок и упадут характеристики этого коктейли в целом (особенно температурные), а это уже плохо могут забиться все патрубки и каналы, да и закипание может быть уже при температурах меньше 100 градусов, что реально чревато перегревами.


Вот вам и ответ, смешивать можно, НО НЕ ВСЕ И НЕ ВСЕГДА!

Пару слов про цвета

Друзья многие смешивают жидкости исходя из цвета, но это не совсем правильно, а точнее не правильно вообще. ПОЧЕМУ? Да потому что сейчас нет жесткого регулирования (стандартов) жидкости по цветам. То есть антифриз G11 могут покрасить не только в зеленый цвет, но и в красный, желтый, да хоть в «серо-бурмалиновый», так же как и G12 и G13. C ТОСОЛАМИ сейчас все же более-менее стандартно, либо голубой (синий), либо красный.


Поэтому смешивать нужно исходя из характеристик, а не из цвета! ВАМ НУЖНО ЭТО ЗАПОМНИТЬ!

Сейчас смотрим видео версию, быстро и подробно.

НУ и в конце хочу вам сказать — ВСЕ ЖЕ НЕ СТОИТ СМЕШИВАТЬ ЖИДКОСТИ ТАК РАДИ ЭКСПЕРИМЕНТА, лить стоит только то, что вам советует производитель! Зачастую такие манипуляции могут привести к ухудшению температурных характеристик, либо выпадению осадка. Если хотите полностью сменить ТОСОЛ на АНТИФРИЗ в своем автомобиле (скажем в ВАЗ), рассмотрите тогда G13, причем нормального производителя, ДА ДОРОГО, но зато есть все гарантии что будет работать качественно и долго.

НА этом заканчиваю ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

Вопрос о том, что будет, если смешать тосол и антифриз, звучит, по крайней мере, несколько не корректно. Потому, что в водительской среде бытует миф о том, что и тосол, и антифриз – вещи разные. Ну не критично: тосол – ОЖ (жидкость охлаждения), предназначающаяся в авто советского и российского производства, а антифриз – только для иностранного.

Это умозаключение не является истинным на все 100. И антифризом называют любую ОЖ, способную не замерзать на низких температурах (ниже 0°C). Так, жидкость для полива зимних дорог, чтобы не допустить образования гололедицы – также антифриз.

Правильная терминология

Что будет, если смешать тосол и антифриз нужно выяснять, вначале определившись в самой терминологии. Антифриз – это более общее понятие. По сути своей, тосол является антифризом (в классификации ТУ 6-56-95-96 , технических условий продукта, сказано: «Антифриз Тосол»). Таким образом, особых и глобальных различий между антифризом и тосолом практически нет, так как это, по сути дела, один и тот же продукт.

В Европе, к примеру, используют понятие «Antifreeze Coolant». Это может быть переведено, как антифриз – жидкость для охлаждения. Более того, всякий из импортных антифризов может и называться по-другому, например, GlasELF, или Havoline. Что отнюдь не меняет сути.

Добавки и присадки

Но если вплотную подходить к рассмотрению вопроса, то отличия между этими выпускаемыми продуктами имеются. В чем же они состоят? Разница может быть в составе определенных присадок, добавляемых в конечный продукт. Здесь уже возможны разнообразные вариации, касающиеся применения: качество, тип двигателя, срок эксплуатации. Таким образом, бывшие тосолы, превратившиеся в антифризы у многих отечественных фирм-производителей, теперь стали претендовать на применение их в импортных движках. Но следует обратить внимание доверчивых пользователей, что несмотря на громкие наименования, они обладают еще и соответствующей маркировкой.

Судя по маркировке и нужно выбирать антифриз для вашего авто (список одобренных может публиковаться на сайте производителя машины или в сервисной книжке авто). Так что доверять звучным названиям – последнее дело.

Тосол плюс антифриз

Несмотря на то, что тосолом нынче называют российского выпуска антифриз, у него все же наличествует более показательная степень агрессии по отношению к некоторым деталям мотора машины. Импортные ОЖ с многочисленными смягчающими присадками воздействуют на запчасти гораздо мягче.

Таким образом, долив отечественного, так называемого, тосола в систему с заправленным в нее антифризом импортного производства может привести к ухудшению характеристик работы движка. А если в систему залит российский тосол, то добавление импортного антифриза также является не рекомендуемой специалистами процедурой.

К тому же, в состав правильного тосола должен входить этиленгликоль. А охлаждающие антифризы имеют разновидности: на спирту, солевые, глицерин содержащие. И все это сдобрено многочисленными присадками-добавками. Так что вы не сможете с полной уверенностью отследить, чего следует ожидать от подобного кровосмешения? Потому и смешивание импортных антифризов и отечественного тосола – вещь довольно непредсказуемая.

Правила бывалых автомобилистов

В идеале-то все понятно: следует четко сочетать лишь определенные виды антифриза, да и то (особенно в современных высокотехнологичных движках) лишь те, что указаны фирмой-производителем авто в сервисной книжке. Но бывает так, что случай из ряда вон выходящий, и у вас не оказалось нужного антифриза на доливку (как правило, опытные водители всегда возят с собою емкость в багажнике, как и масло). Что же делать тогда?

Бывалые советуют (особенно в летнее время) лучше разбавить антифриз дистиллированной водой, чтобы доехать хотя бы до места ремонта. Только в этом случае следует учесть, что температура незамерзания увеличится.

Некоторые разделяют ОЖ по цветам: красные и оранжевые, синие и зеленые. Считается, что смешивать можно только жидкости одного. Однако, это правило, мягко говоря, немного устарело. Сейчас такое количество фирм производит тосол и антифриз и использует такую разнообразную гамму присадок, что можно потеряться, а цвет, зачастую, в этом не помогает (сами присадки могут конфликтовать между собою).

Нужно взять некоторое количество залитого в машину антифриза, добытого из бачка, и смешать его в чистой посуде с тем, который вы собираетесь добавлять. Если через некоторое время не появилось никаких левых осадков, то обе ОЖ смешивать вполне возможно. Однако данное правило – не всегда 100%-й показатель. Ведь в движке жидкость еще и подвергается нагреву. А в результате возможно выпадение дополнительных осадков, не выскакивающих при нормальной температуре.

Двигателю любого автомобиля необходима качественная охлаждающая жидкость. В настоящее время, наиболее распространенными жидкостями для систем охлаждения являются тосол и антифриз различных марок. Заливать и смешивать эти два хладагента между собой или с водой в определенных ситуациях допустимо, все зависит от рекомендаций производителя, свойств и состава охлаждающей жидкости.

1

Многие автолюбители ошибочно полагают, что тосол и антифриз – это две абсолютно разные жидкости, которые отличаются друг от друга по составу и свойствам. Однако, такое мнение не совсем верно. Тосол скорее представляет собой менее качественный по составу подвид охлаждающей жидкости, который изготавливается на основе довольно устаревшей химической формулы и потому, в настоящее время применяется в системах охлаждения легковых автомобилей и грузовиков преимущественно советского производства.

Тосол автомобильный

Тосол был изобретен группой советских ученых еще в начале 70 годов, и в то время считался единственным "нормальным" хладагентом для различных моделей ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и др. Формула, которая применяется при производстве этого вида охлаждающей жидкости, имеет ряд отличий от химического различных марок, который можно заливать в автомобили иностранного производства.

Все дело в том, что тосол производится на основе двухатомного спирта этиленгликоля, помимо этого он содержит в своем составе большое количество едких веществ, включая нитраты, нитриты, фосфаты и другие токсичные вещества. Кроме того, тосол не обладает необходимым количеством присадок, что ведет к износу различных деталей системы охлаждения, патрубков, шлангов, стальных элементов и т.д. По сравнению с тосолом, современный антифриз производится на более смягченной основе – пропиленгликоле и содержит в своем составе достаточное количество присадок, которые смягчают состав охлаждающей жидкости и повышают ее ресурс. Речь идет об антипенных, антикоррозийных и смазочных материалах, добавляемых в антифриз в зависимости от маркировки и производителя.

Антифриз для двигателя

На данный момент, существуют самые совершенные по составу антифризы, которые классифицируются международными стандартами G13, и используются преимущественно для заливки в двигатель новых автомобилей экологических норм и стандартов Евро 4 и Евро 5.

В составе подобных антифризов есть карбоксилатные органические вещества. Смешивать такой состав с традиционным тосолом строго не рекомендуется.

2

Когда возникает необходимость смешивать тосол с различными вариантами антифриза и водой? Чаще всего при утечке охлаждающей жидкости. В данном случае, автолюбитель сталкивается с необходимостью срочного долива хладагента, и очень часто антифриза необходимого качества и марки под рукой не оказывается. Тогда можно долить в систему необходимое количество тосола или воды, чтобы добраться до сервиса или гаража, особенно это актуально в холодное время года. Однако, после необходимо устранить утечку в системе и в обязательном порядке слить всю жидкость охлаждения, а по возможности даже промыть элементы системы. После этого залить новый хладагент, который рекомендован производителем авто или использовался до этого.

Утечка охлаждающей жидкости

Можно ли смешивать тосол, если цвет жидкости совпадает с цветом антифриза? Делать это можно только в случае крайней необходимости. Дело в том, что цвет антифриза не является показателем качества, а лишь обозначает различие хладагента по температурным и прочим характеристикам. Поэтому смесь тосола синего цвета с аналогичным по цвету антифризом не будет отличаться от обычного смешивания этих хладогентов и приведет к непредсказуемым последствиям для всей системы охлаждения двигателя.

Цвета хладагента

Важно помнить, что смешивание двух разных по составу хладагентов в системе приведет к образованию осадка. Проверить это можно, налив жидкости в какую-нибудь емкость. Как правило, осадок выпадет через несколько дней, что и будет указывать на несовместимость двух хладагентов. Но это не самое страшное, ведь после того, как эта смесь попадает в систему охлаждения, при определенных температурах она будет пениться, а осадок приведет к закупориванию различных элементов системы охлаждения, что станет причиной перегрева двигателя.

3

Специалисты рекомендуют внимательно читать мануал автомобиля, как правило, там есть подробная информация относительно того, какой вид охлаждающей жидкости использовать. На некоторых моделях, возможно, даже разрешена совместимость антифриза одного производителя, цвета и марки, которые можно смешивать без проблем. Как узнать, нужна ли замена хладагента в приобретенном вами подержанном автомобиле? В этом случае можно визуально оценить качество имеющейся в системе жидкости, если она мутная или странного цвета, ее необходимо срочно заменить.

Информация об охлаждающей жидкости в мануале автомобиля

Если вы решились провести замену охлаждающей жидкости, и собираетесь залить новый по или антифриз, нужно тщательно промыть блок цилиндров, радиатор, расширительный бачок, шланги и другие элементы системы дистиллированной водой до полного исчезновения следов старой жидкости, и только после этого можно приступать к замене хладагента.

Замена хладагента

Среди владельцев отечественных автомобилей бытует мнение, что если смешать тосол с водой и долить антифриз, никаких существенных изменений в системе не произойдет. На практике, проверить данное мнение, в отличие от аналогичной процедуры на иномарках, довольно сложно. Все дело в качестве различных деталей системы охлаждения, которые на отечественных автомобилях, особенно производства до 2000 годов, были "заточены" под использование тосола, соответственно смесь с более мягким по составу и свойствам антифризом не принесет существенного вреда. Так это или нет, становится понятно после 30-40 тысяч километров пробега, а также зависит от состояния различных деталей. В любом случае, лучше следовать инструкции и правилам, и стараться не смешивать тосол различных марок и антифриз в своем автомобиле.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Система охлаждения - неотъемлемая часть любого двигателя внутреннего сгорания. Без нее мотор попросту закипит. Именно система охлаждения принимает на себя все тепло от двигателя и отводит его наружу. Таким образом поддерживается стабильная температура работы ДВС. Немаловажной составляющей данной системы является охлаждающая жидкость. Это может быть тосол либо же антифриз. Данные жидкости служат годами, но в случае ремонта СОД (например, замены термостата) часто их уровень падает. Чтобы его возобновить, нужно долить новую жидкость. Но не всегда ОЖ именно с такими характеристиками можно найти на полке магазинов спустя 3-5 лет. Тогда у автовладельцев встает вопрос: что будет, если смешать тосол с антифризом? Попробуем разобраться с этим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика тосола

Итак, сначала рассмотрим, что собой представляет каждая из жидкостей. Тосол - это охлаждающая жидкость, которая была разработана в 70-х годах прошлого века в Советском Союзе. Причем разрабатывалась она именно для советских «Жигулей». ВАЗ «Копейка» - первое авто в СССР, в системе охлаждения которого использовалась не вода, а тосол марки А-40.

Состав

Состоит данная жидкость из этиленгликоля и пакета присадок. Также в большом количестве (порядка 50 процентов) здесь содержится дистиллированная вода. Такая жидкость обладает способностью не замерзать при температуре в -40 градусов. Но сегодня большинство производителей ориентируются на показатель в -35 градусов Цельсия.

Об антифризе

Антифриз - это чисто зарубежная разработка. По свойствам эти жидкости практически одинаковы. В составе имеется дистиллированная вода, пакет присадок и этиленгликоль.

Есть некоторые различия у антифризов 13-й группы. Здесь используются уже органические, а не химические присадки. Но в любом случае главная задача жидкости - обеспечить качественный теплоотвод и не замерзать при низких температурах. Обычно антифриз не замерзает при -40 С о. А температура кипения - порядка 120 С о. Для сравнения, тосол кипит уже при 110 С о.

О присадках

Стоит отметить, что каждый производитель ОЖ использует разный пакет присадок в разном объеме. Поэтому не всегда можно смешать антифриз с тосолом. Всего в охлаждающей жидкости используется три пакета присадок:

  • Антикоррозионные. Обычно это кислотные составы, призванные блокировать очаги коррозии и предотвратить их дальнейшее развитие.
  • Защитные. Образуют тонкую пленку внутри радиаторов, рубашки охлаждения и патрубков.
  • Противопенные. Чтобы в процессе работы состав не пенился, применяют данные присадки. Почему эти присадки должны использоваться в каждой охлаждающей жидкости? Наличие пены может привести к быстрому перегреву двигателя и выходу из строя ГБЦ.

Гибридные присадки

Также отметим, что в современных типах антифризов (не касается тосола) используются гибридные присадки. Они содержат в себе одновременно и защитные, и антикоррозионные компоненты.

О типах антифриза

Важно знать, что данная жидкость, в отличие от тосола, разделяется на несколько групп:

  • G11. Это самая ранняя группа. Сейчас такие антифризы редко можно встретить в продаже. В какой цвет они окрашены? Жидкость из данной группы красится в зеленый цвет или синий (такой же, как и у тосола). В составе есть как органические, так и химические присадки, в том числе и карбоновая кислота. Последняя эффективно борется с очагами коррозии. Однако жидкость образует очень толстый защитный слой, из-за которого ухудшается теплопроводность. Также составы данной группы имеет самый малый срок службы среди всех типов антифризов. Ресурс зеленой и синей жидкости - не более 60 тысяч километров. Такой же срок и у отечественного тосола. Если вовремя не произвести замену, присадки будут осыпаться и засорят все мелкие каналы.
  • G12. Это одна из самых популярных групп. Антифризы данной марки применяются на большинстве современных автомобилей. Обычно они окрашиваются в красный цвет. Являют собой более усовершенствованную жидкость, срок службы которой составляет порядка 150 тысяч километров. Антифриз данной группы обладает неплохими теплопроводящими свойствами. При этом он не закипает при высоких температурах, а также не образует хлопьев в конце срока службы. Состоит такая ОЖ из этиленгликоля и пакета органических присадок. Среди неорганических стоит отметить только карбоновую кислоту (да и то в небольшом количестве). Эта группа отлично подходит для медных и латунных радиаторов. Однако для алюминиевых она не годится, поскольку там чаще образуется ржавчина из-за нехватки карбоновой кислоты.

Обратите внимание: японский антифриз G12 имеет несколько иные характеристики, нежели европейский. Такая ОЖ не рассчитана под эксплуатацию в суровых условиях, поэтому температура ее кристаллизации составляет -25 градусов. Это нужно учитывать при покупке авто из Японии, которое будет эксплуатироваться в северных регионах России.

  • G13. Эта группа появилась относительно недавно, в 2012 году. Главное ее отличие от иных антифризов заключается в составе. Данная охлаждающая жидкость не содержит в себе привычный этиленгликоль. Здесь в составе имеет пропиленгликоль, который менее агрессивен относительно окружающей среды. Но присадки у антифриза G13 остались теми же. Это органика и часть карбоновой кислоты. Обычно антифризы данной группы окрашиваются в фиолетовый цвет.

Как видите, каждая группа имеет свои нюансы в составе. Где-то меньше присадок, где-то их больше. Но что будет, если смешать антифриз с тосолом? Эффект будет разный. Результат зависит от того, какой смешать антифриз с тосолом. Последствия мы рассмотрим ниже.

Смешиваем с тосолом антифриз G11

Гипотетически данные ОЖ имеют одинаковую «базу». Но нужно помнить, что производители здесь разные и каждый выпускает жидкость по своей технологии. Что будет, если смешать тосол и зеленый антифриз из данной группы? Как показали испытания, данные жидкости не вспениваются и не меняют своих характеристик. Так как состав одинаковый, эта ОЖ может использоваться в дальнейшем на двигателе. Например, что будет, если смешать синий тосол и синий антифриз. Такая жидкость абсолютно пригодна для эксплуатации, не вспенивается и не кипит раньше времени.

Однако нужно помнить о сроке службы. Не стоит думать, что при добавлении нового антифриза жидкость будет дольше служить. Часть пакета присадок останется прежней. Снизится только их процент содержания в общем. Поэтому срок замены у обновленной жидкости такой же, как и у залитой ранее. Например, если был смешан новый антифриз с тосолом годовалой давности, такую ОЖ нужно менять уже через 12 месяцев. В противном случае присадки будут плохо работать и выпадут в осадок. Образуются хлопья, которые забьют полости рубашки охлаждения.

Разбавляем тосол с группой G12

Теперь поговорим о красном антифризе. Как мы сказали ранее, он имеет несколько другой пакет присадок. Если хотите смешать красный антифриз с тосолом, делать этого не стоит. Особенно если большую часть жидкости в системе составляет именно отечественная ОЖ (А-40). Что будет, если смешать с тосолом антифриз? При разбавлении жидкость приобретет темный цвет. Также на поверхности появятся небольшие масляные следы. Это говорит о том, что произошла реакция разных пакетов присадок. Дело в том, что жидкость из двенадцатой группы несколько иначе обволакивает стенки защитной пленкой. Поэтому предугадать действие разных присадок при их смешивании невозможно. Те, кто уже пробовал смешивать данные жидкости, говорят, что никакого губительного эффекта нет. Но все же состав у таких ОЖ разный, и не стоит рисковать, доливая тосол в такой состав.

Можно ли смешать тосол и антифриз 13-й группы?

Зачастую на долив такую ОЖ не покупают, поскольку она дороже, чем тобой, в несколько раз. Проще купить две новых канистры А-40 и залить их в СОД. Но все же что будет, если смешать тосол с антифризом из 13-й группы? Поскольку состав у этих продуктов существенно отличается, при смешивании обе жидкости вступят в реакцию. Некоторые скажут, что у пропилен- и этиленгликоля одинаковая основа (одноатомные спирты), и никакого вреда это не причинит.

Но это не так. Работоспособность присадок никто гарантировать не сможет. Да и визуально заметно, как эти жидкости меняют цвет и концентрацию. Что будет, если смешать тосол с антифризом из 13-й группы? Гибридные пакеты присадок последнего попросту разрушаются, и такая жидкость не способна нормально отводить тепло. К тому же радиатор будет коррозировать, а каналы рубашки охлаждения забьются осадком и хлопьями. Что будет, если смешать тосол с антифризом G13? Температура кипения такой ОЖ снизится до +100 градусов. У некоторых современных автомобилей это еще рабочая температура. Поэтому при использовании жидкости с таким необычным составом (пропилен и этиленгликоль, смешанные воедино) мотор может просто закипеть. Это чревато деформацией головки блока цилиндров. На 90 % авто она алюминиевая и трудно поддается ремонту. Стоимость восстановления такого ДВС измеряется десятками тысяч рублей.

Действия при неправильном смешивании

Если смешал антифриз с тосолом, что делать? Если отечественная жидкость была долита в ОЖ из 12-й или 13-й группы, дальнейшему использованию она уже не подлежит. Такой концентрат необходимо слить из системы. Как это сделать? Для этого понадобится пустая емкость на 8-10 литров. Подставляем ее под низ радиатора и откручиваем на последнем краник (на некоторых авто это может быть болт). Чтобы в системе не образовывался вакуум и смесь быстрее вышла, откручиваем крышку расширительного бачка.

Что далее?

Далее можно было бы приступать к заливке новой ОЖ, но поскольку у нас была неизвестная смесь, рекомендуется промыть емкость изнутри. Как это сделать? Закручиваем краник или болт на радиаторе и заливаем дистиллированную воду до среднего уровня.

Затем заводим двигатель и даем ему поработать минут 5-10. Чтобы жидкость лучше циркулировала по системе (а соответственно, вывела больше старой «жижи»), можно повысить обороты помпы путем нажатия на педаль акселератора или включения печки. В идеале промывку нужно растянуть на сутки. То есть с такой жидкостью необходимо поездить пару раз по городу.

На следующем этапе нужно слить эту воду по такой же схеме, подставив пустую емкость под низ, и открутить краник. И уже после этого можно заливать новую охлаждающую жидкость. Тосол это или антифриз, не имеет значения. Главное, чтобы продукт не противоречил рекомендациям производителя и не был смешан с иной жидкостью. Точный объем используемой ОЖ следует узнавать в инструкции по эксплуатации. Залив жидкость до максимального уровня, прогреваем заново мотор. Часть антифриза уйдет из бачка, и это нормально. Глушим мотор и возобновляем жидкость до нормального уровня (таковой считается отметка между «МИН» и «МАХ»).

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что будет, если смешать тосол с антифризом разных марок. Как видите, эти жидкости по-разному реагируют на смешивание. Поэтому разбавлять нужно предельно аккуратно.

Если речь идет о доливе антифриза в тосол, использовать следует только зеленый или синий продукт из 11-й группы. При этом долив не приводит к увеличению ресурса службы ОЖ. И наоборот, если в системе имеется отечественная жидкость, добавлять нужно только антифриз G11. Продукты из 12-й и 13-й группы не следует смешивать с тосолом. Это может привести к печальным последствиям, которые приведут в лучшем случае к необходимости промывки каналов СОД. В худшем перегреется сам мотор, и тогда ремонт головки блока будет неизбежным. А вообще, безопаснее всего смешивать ОЖ с дистиллированной водой. Она есть в каждой группе антифриза и уж тем более в тосоле. Разница будет только в температуре замерзания. Поэтому при больших концентрациях такую жидкость следует заменить в преддверии зимы.