Можно ли переливать масло. Уровень масла в двигателе выше нормы: последствия. Основные причины перелива

Каждый автовладелец знает, что от уровня масла в моторе, зависит корректность его работы и ресурс дорогостоящего узла. Вот почему важно, чтобы смазывающая жидкость находилась между метками минимума и максимума (MIN и MAX). Если же уровень опустился ниже допустимого, эксплуатировать машину нельзя. Дефицит смазывающей жидкости чреват перегревом мотора и последующей поломкой трущихся узлов. Но опасаться стоит не только нехватки, но и перелива масла в двигатель. Именно об этой проблеме и пойдет речь в статье.

В чем опасность превышения объема масла

Горе-специалисты считают, что нужно опасаться только снижения уровня масла, а его превышение не опасно для мотора. Но такой подход ошибочен.

Первым признаком того, что масло выше уровня, является увеличение расхода топлива. Объяснить повышенную «прожорливость» легко. Работающие поршни встречают дополнительное сопротивление, в виде большего объема моторного масла. В итоге, коленвал вращается с трудом, а ведь именно от него момент вращения переходит к ведущим колесам. Из-за этого, мотор работает на износ, и пытается преодолеть возникшее усилие. В свою очередь, водитель ощущает «заторможенную» реакцию двигателя, и нажимает на газ, чтобы увеличить динамику. В итоге, расход топлива возрастает.

Перелив масла в двигатель ведет не только к повышенному расходу. Стоит выделить и другие последствия, которые плохо влияют на техническое состояние мотора и других узлов. Что же произойдет, если залить в двигатель масло выше нормы? На практике, возможны следующие последствия:

  • Загрязнение глушителя и снижение его ресурса (как отремонтировать глушитель).
  • Появление нагара на поршнях и внутренних элементах камеры сгорания.
  • Повышение объема выхлопных газов, вылетающих в окружающих воздух. Одновременно с этим, ухудшается и качество выходящих газов. В них повышается объем ядовитых и токсичных для организма человека веществ. Следовательно, если вы допустили перелив масла в двигатель, знаете об этом и прогреваете машину в гараже, лучше выйти из помещения на какое-то время.
  • Быстрый выход из строя сальников, которые попросту выдавливаются маслом.
  • Рост расхода самого масла, что, в конце концов, сказывается на бюджете автовладельца.
  • Заливание свечей зажигания маслом. Если своевременно не устранить проблему, ресурс изделий снижается практически в два раза.

Причины превышения допустимого уровня масла

Перелив масла в двигатель возможен по следующим причинам:

  • Случайная или специальная заливка масла выше допустимого уровня. Именно эта причина является наиболее распространенной сегодня.
  • Попадание в мотор конденсата или воды. Итог - масло выше уровня «MAX». Посторонняя жидкость может попасть внутрь двигателя через отверстие для щупа или горловину, через которую заливается смазывающая жидкость. Здесь также имеется вина водителя.
  • Смешивание горючего и моторного масла, при нарушении целостности прокладки топливного насоса. Решением проблемы является установка новой прокладки, но здесь нужно быть уверенным в причине неисправности. Диагностировать попадание топлива в смазывающую жидкость несложно. Просто понюхайте масло. Если в него попал бензин, уловить этот запах будет несложно.

Как действовать?

При наличии перелива масла в двигатель, важно своевременно принять меры, чтобы избежать последствий. Часто в среде автовладельцев бытует мнение, что если масло выше уровня, оно выйдет естественным путем - через негерметичную резинку в поддоне (чаще всего она находится не в лучшем состоянии). Но рассчитывать на это не стоит - лучше самостоятельно устранить проблему. Ниже представлено два пути, каждый из которых дает ожидаемый результат.

ПЕРВЫЙ вариант. Для откачивания масла через заливное отверстие, действуйте так:

  1. Подготовьте кусок шланга и тару, куда будет сливаться лишняя смазывающая жидкость.
  2. Поднимите крышку капота, найдите и выкрутите пробку, через которую масло льется в мотор.
  3. Возьмите резиновый шланг, который был подготовлен до начала работ, и подставьте емкость для слива масла.
  4. Необходимо высосать лишнюю жидкость из мотора, с помощью насоса. При этом проверьте уровень масла, чтобы он находился в пределах допустимой нормы.

ВТОРОЙ вариант решения проблемы, когда масло выше уровня - удаление лишней жидкости через слив. В этом случае, необходимо полностью слить масло, а после заполнить систему заново. Для выполнения работы подготовьте ветошь и тару для масла. В зависимости от типа мотора, может потребоваться ключ для скручивания пробки. Порядок действий:

  1. Загоните авто на эстакаду. Если имеется гараж с ямой, то этот вариант также подойдет.
  2. Дайте остыть двигателю (если вы только вернулись после продолжительной поездки).
  3. Поднимите крышку капота и скрутите пробку, через которую заливается смазывающая жидкость.
  4. Залезьте под авто и найдите отверстие для слива масла, после чего подставьте под это место пустую тару.
  5. Выкрутите пробку (в некоторых авто может потребоваться гаечный ключ). Если же пробка откручивается без ключа, намотайте ветошь на руку, чтобы избежать попадания масла на одежду или кожные покровы.
  6. Выждите какое-то время. Чаще всего хватает 20-30 минут, чтобы жидкость полностью вылилась из емкости.
  7. Закрутите пробку для слива жидкости, установленную под дном машины.
  8. Залейте в мотор такой объем масла, который необходим с учетом требований производителя. В процессе заливки, проверьте уровень, чтобы снова не допустить перелива масла в двигатель.

Видео: Как откачать лишнее масло из двигателя

Моторное масло — незаменимый элемент нормальной работы двигателя. Оно снижает износ деталей и поддерживает двигатель в хорошем состоянии. Однако и этим материалом нужно уметь правильно пользоваться. Давайте рассмотрим подробнее, что будет, если перелить масло в двигатель внутреннего сгорания автомобиля.

Конструкция двигателя предусматривает постоянное трение различных элементов друг о друга. Без масла это бы приводило к крайне сильному нагреванию агрегата и быстрому выходу из строя. Поэтому каждый двигатель нуждается в определённом количестве масляной смазки, которое водителю нужно постоянно контролировать.

Какими последствиями чревата излишняя заливка масла в двигатель:

  • Масло, как любая жидкость, увеличивается в объёме при нагревании. При переливе это приводит к выдавливанию сальников, прокладок и уплотнителей со своих мест. В результате эти элементы деформируются и разрываются, нарушается герметичность, снижается давление. Как итог, двигатель теряет рабочие характеристики и быстрее изнашивается.
  • Если давление в двигателе достигнет критического уровня, зальются свечи, а это: потеря мощности, плохой запуск мотора и повышенный расход топлива.
  • При большом количестве масла коленвал, фактически, плавает в нём, а его противовесы во время работы взбивают жидкость до пенистого состояния. Как следствие, пузырьки воздуха нарушают работу гидрокомпенсаторов, увеличивая ударные нагрузки на газораспределительный узел.
  • При высоком уровне масла маслянистый нагар образуется не только на поршнях, но и на других элементах двигателя.
  • При переливе масла усиливается загрязнение масляного фильтра.
  • Лишнее масло попадает в систему выпуска, загрязняется катализатор.

Хуже всего перелив масла сказывается на старых двигателях, которые «намотали» существенный пробег. Во-первых, такие агрегаты уже изношены по естественным причинам, а во-вторых, имеют «слабые места» (загрязнения, элементы под высокой нагрузкой, небольшой рассинхрон и т.п.).

Почему происходит перелив масла

Как правило, перелив является результатом плохого сливания отработанного масла во время замены. В большинстве случаев такая проблема возникает из-за плохого прогрева двигателя перед сливом отработанной жидкости и отказа от использования вакуумного отсоса. В результате в системе двигателя остаётся до полулитра старой смазки, которая уже не отвечает эксплуатационным требованиям. После этого в мотор заливают новую жидкость в том количестве, которое рекомендовано производителем автомобиля.

Кроме того, нередки ситуации, когда водители намеренно наливают слишком много моторного масла. Такое желание возникает из предположения, что много масло – это лёгкая работа двигателя и минимальный износ (ведь когда его мало – плохо). .

В некоторых случаях уровень масла поднимается из-за попадания в него других технических жидкостей. Это может произойти из-за трещин БЦ и ГБЦ, перегорания или пробоя прокладки ГБЦ, износа поршневых колец и т.п.

Как определить перелив масла

Большинство автомобилей предлагает очень простую систему определения уровня масла. На масляном щупе, который вставляет в двигатель, стоят отметки max и min. Они обозначают соответственно максимальный и минимальный объём смазочного материала внутри агрегата. Если в автомобиле отсутствует подобный щуп, информация о текущем уровне масла показывается на приборной панели. Показания считаются датчиком и передаются на электронный блок управления.

Есть также машины, у которых отсутствует и щуп, и информационная полоса на приборной панели. В этом случае для информирования используется специальный индикатор, который загорается при необходимости доливки (к сожалению, перелив такая система не показывает).

Признаком перелива может быть увеличение расхода топлива. Это происходит потому, что лишняя смазка повышает сопротивление поршневых колец и поршней в цилиндрах, коленчатый вал тяжелее вращается и передаёт меньший крутящий момент на колёса. В это время водитель должен заметить, что машина плохо разгоняется, а двигатель уже отзывается на педаль газа, особенно на низких оборотах.

Масло в двигателе обеспечивает корректное функционирование узлов двигателя внутреннего сгорания, а также беспроблемное взаимодействие между ними путем трения. На основе этого нужно следить за тем, чтобы уровень масла находился в пределах предписанных значений (min/max). Недолив опасен для ДВС. Хотя, если перелили масло в двигатель - это также не предвещает ничего хорошего. Но обо всем - по порядку.

Ниже минимума/выше максимума

В случае если уровень опустился ниже отметки «MIN» - дальнейшая эксплуатация автомобиля настоятельно не рекомендована. В противном случае, последствия могут быть самыми печальными - двигатель рискует поймать «клин», что чревато дорогостоящим капитальным ремонтом. Самое безобидное, что может быть в данном случае - повышенный износ деталей ДВС.
Перелив тоже не рекомендован. Хотя на это зачастую не обращают внимания, ошибочно полагая, что повышенный уровень масла даже полезен из-за сокращения сил на трение. На самом деле перелив провоцирует вспенивание смазочных материалов, что негативно сказывается на параметрах работы системы смазки. Если владелец (механик) перелил масло в двигатель, то в дальнейшем последствия могут быть следующими:

  • повышенный риск образования нагара в цилиндрах ДВС: на поршнях, цилиндрических стенках;
  • чрезмерный выброс ММ (моторное масло) через магистраль выхлопной системы. Как следствие образование налета на стенках глушителя, засорение каталитического нейтрализатора и так далее. Иными словами, понижается ресурс выхлопной системы.
  • увеличение выброса отработавших газов: ухудшение экологических показателей ДВС (следствие предыдущего пункта);
  • увеличение расхода топлива;
  • увеличение расхода самого ММ по причине возможного сочения из двигателя при имеющихся расгерметизированных участках (пример: прокладка ГБЦ);
  • износ сальников из-за упавшего давления, в следствии вспенивания (перелив);
  • свечи зажигания «заливает». Если на свечах постоянно присутствует ММ - они служат меньше, работают хуже, что затрудняет запуск двигателя и негативно сказывается на его работе.

Превышение отметки «MAX»: причины


Дальнейшие действия

Что предпринять владельцу, если он перелил масло в двигателе?
Такая проблема как перелив решается несколькими путями.

Автолюбители хорошо знают, что движение на автомобиле с недостаточным уровнем масла чревато поломкой двигателя. А вот к повышенному уровню относятся, в основном, спокойно. И зря, ведь это тоже может повлечь серьезные неприятности.

1 Определение уровня – заливка нужного количества

Если перелить масло в двигатель, могут возникнуть серьезные проблемы с автомобилем, если не сразу, так в ближайшем будущем. Не случайно объем моторного масла, необходимого для нормальной работы двигателя, определяется изготовителем. Каждая машина оборудована приспособлением для определения его уровня. Простейшим является щуп с нанесенными метками "min" и "max". Показатель уровня должен находиться между ними.

Не все двигатели имеют такой щуп. Встречаются конструкции, в которых он отсутствует. Количество моторного масла отражается на приборной панели. Еще один, редко встречающийся вариант, когда на панели загорается индикаторная лампочка при неправильном уровне. Самую объективную картину дает все-таки простенький щуп с метками. По нему опытный водитель каждый раз перед поездкой обязательно проведет проверку уровня.

Делается это предельно просто, но следует учитывать некоторые нюансы. Проверять лучше после стоянки, например, утром. За ночь в картер стечет все масло, и картина будет максимально объективной. Если возникла необходимость проверить на горячем моторе, надо ему дать возможность постоять минут 15, чтобы масло стекло в поддон. Конечно же, автомобиль должен стоять на ровном месте. Наилучший показатель уровня, когда смазывающая жидкость находится выше от минимальной отметки на ¾ до максимальной.

2 Повышение уровня – как такое могло случиться?

Повышенный объем возможен по нескольким причинам. Самый банальный – рассеянность водителя или работника станции, производившего замену масла. При такой ситуации излишний объем замечается сразу, и если есть понимание, чем это грозит, неотложно занимаются доведением уровня до нормы. Второй, довольно распространенной причиной является ошибка при сливе отработанного масла. Недостаточно прогретый двигатель, спешка при замене, когда отработанному маслу не дают полностью стечь, приводит к тому, что его немного остается в двигателе. Заливают рекомендуемый объем нового, в результате – повышение уровня сверх нормального.

Производите замену на автосервисах с вакуумной откачкой, а в домашних условиях перед заменой хорошо прогрейте двигатель, дайте время, чтобы отработанное масло вытекло полностью.

Еще одна причина – сознательный перелив масла. Среди части водителей распространено ошибочное мнение, что лишнее не помешает. Особенно распространено такое мнение среди владельцев автомобилей, чьи двигатели берут много масла из-за износа цилиндро-поршневой группы или протечки. Они мотивируют свои действия тем, что специально заливают с запасом, так как скоро его объем все равно придет в норму. Особый случай, когда в масло попадает охлаждающая жидкость или топливо. Это тоже приводит к повышению уровня, но причины совершенно другие, и к нашей теме это отношения не имеет.

3 Что будет от перелива – от протечек до поломок двигателя

Следует сказать, что последствия перелива наиболее печальны для двигателей с выработанным ресурсом. Они реагируют на повышение уровня практически моментально, тогда как на новых двигателях негативное влияние повышенного уровня начинает проявляться только со временем. Создается избыточное давление, которое воздействует, в первую очередь, на сальники и прокладки. Масло начинает подтекать, так как происходит деформация уплотнителей. Естественно, его приходится постоянно подливать, растут расходы на содержание автомобиля.

Резкий подъем давления приводит к ритмичным выбросам в систему, что влечет:

  • забрасывание свечей смазкой, утрату их работоспособности;
  • перебои в работе системы зажигания;
  • потерю приемистости двигателем, перерасход топлива.

Если масло попадет на датчик, определяющий расход топлива, его показания становятся ложными, начинается трата дополнительных ресурсов системой.

Коленвал постоянно находится в масле, при вращении взбивая его в пену. Перелив опасен потому, что образуется масса воздушных пузырьков, которые вместе со смазкой расходятся по всему газораспределительному механизму и цилиндро-поршневой группе. В двигателях с гидрокомпенсатором происходит их завоздушивание, начинается неправильная работа. Смазывающие свойства моторного масла с воздушными пузырьками снижаются, что приводит к преждевременному износу узлов. Если узел неразборный и невозможна замена отдельных деталей, приходится потратиться на новый узел.

Повышенное давление создает дополнительную нагрузку на шестерни масляного насоса, что приводит к их преждевременному износу. Вместе с пузырьками с поддона поднимаются частички грязи, маслонасосом они перегоняются по всей системе. Более крупные останавливаются фильтром – он быстро забивается. Казалось бы, небольшой излишек моторного масла должен улучшить смазку. Но смазка только ухудшается, происходит более скорая выработка деталей.

Перелив смазывающей жидкости выше уровня приводит к возрастанию сопротивления, оказываемого поршневым кольцам при движении в цилиндре. Для вращения коленвала требуется больше усилий. Результат – машина, которая обладала хорошей приемистостью, вдруг начинает "тупить". Водитель начинает выжимать из нее все, что возможно, давит на газ, но толку мало. Происходит значительный перерасход топлива из-за какой-то сотни миллилитров лишнего масла.

Случайный перелив смазки принесет неприятности, но они значительно серьезнее, если водитель постоянно грешит переливом. Кроме вышеперечисленных последствий, при постоянно повышенном уровне возможны и другие. В несколько раз увеличивается нагар, который появляется на поршнях и в камере сгорания. Засоряется глушитель, катализатор быстро выходит из строя. Значительно ухудшается качество выхлопных газов, которые с избытком содержат ядовитые вещества.

Излишки моторного масла ничего хорошего не принесут. Можно оправдать водителя, если перелив произошел непреднамеренно. Но сознательно гробить двигатель переливом не укладывается в рамки здравого смысла. Какой бы ни была причина перелива, следует незамедлительно избавиться от него и привести уровень в норму.

4 Доводим уровень масла до нормы – несколько простых способов

Доведение уровня до нормы возможно несколькими несложными способами. Наиболее эффективный, не требующий никаких усилий, кроме денежных затрат – воспользоваться услугами автосервиса, где есть вакуумная откачка. Она обеспечит идеальную очистку системы, останется только залить нужный объем масла. Если по каким-то причинам использование такого выхода из положения невозможно или нежелательно, прибегают к домашним способам.

Масло выше нормы можно откачать. Понадобится большой медицинский шприц и трубка от капельницы. Подсоединяем одним концом трубку к шприцу, второй опускаем в отверстие для щупа и начинаем откачивать. Процесс нескорый, если учесть, что в шприц за один раз можно втянуть максимум 20 мл. Нетерпеливые водители вместо шприца используют собственный рот, втягивая масло в трубку, пока оно не побежит самотеком. В таком деле нужен опыт и хорошая реакция, чтобы не попробовать, какое масло на вкус.

Еще один способ – слив из поддона через сливное отверстие. Понадобится ключ для отворачивания сливной пробки, емкость для сливаемого масла, яма или эстакада. Добираемся до пробки и выворачиваем ее. Возможно, придется снять защиту. Сливаем масло полностью. Если пытаться слить немного и закрыть отверстие, когда оно течет, вы только хорошо смажете свою одежду и тело. Слили, даем время стечь остаткам, закрываем пробку, теперь заливаем то же масло в двигатель до нормального уровня.

Народная мудрость придумала простую поговорку – кашу маслом не испортишь. Однако на автомобильные двигатели она не распространяется. Удивительно, но это понимают далеко не все водители. То, что недостаток масла это плохо – согласен каждый, а вот про излишек однозначного мнения нет. А напрасно, ведь производители не случайно придумали на масляном щупе отметки «мин.» и «макс.», как бы показывая, что переливать также плохо, как и недоливать. Минимальный перелив, обычно не более 3-4 мм на щупе, двигатель может перенести безболезненно, а вот если налили еще больше, то оставлять так – опасно. Почему и что можно сделать?

Перелив масла — на щупе выше отметки Max

Последствия перелива

Разберем возможные проблемы от перелива масла.

1. Первыми в зоне риска оказываются сальники и иные немонолитные соединения. Масло – жидкость, а ей свойственно расширяться при нагреве, если это делать некуда, она начинает искать себе дорогу. Где тонко там и порвется. Сальники, прокладки клапанной крышки, уплотнители – слабый элемент среди них обязательно найдется.

Даже если выдавит только излишек (это если повезет), ничего хорошего владельцу такая ситуация не сулит, ведь неизвестно куда попадет масло. Оно может залить какой-нибудь электронный блок управления, может попасть на ремень ГРМ и привести к его , может просто превратить чистое подкапотное пространство в комок грязи. Оно кому-то надо?

Еще хуже если сальник после этого совсем придет в негодность, и начнет пропускать уже не только излишек, но и «норму». Тогда сальник под замену. Если это, например, сальник коленвала, то здравствуй дорогой и сложный ремонт при копеечной запчасти.

2. Из-за большого объема масла движущиеся части мотора могут начать в нем утопать и буквально взбивать, приводя к появлению пены. Образовавшиеся пузырьки воздуха могут «разбежаться» по частям мотора. Хуже всего от них приходится гидрокомпенсаторам. Они могут начать работать нестабильно, и потребуют замены.

3. Ускоренный износ масла и фильтра . Как это не покажется странным, но избыток не только не увеличивает срок службы масла, но и наоборот – его сокращает. приходится прогонять через себя больший объем, он быстрее забивается, а само масло, когда его слишком много, активнее образует отложения и нагар, бороться с которым впоследствии задача не самая легкая.

Конечно, все последствия гипотетические. От перелива масла двигатель не умрет в ту же секунду и может даже относительно безболезненно пережить этот факт. Однако риск поломки повышается. И сильно рисковать, при условии того, что проблему очень легко исправить своими силами, нет никакой причины.

Способы исправления

Как бы ни развивалась наука и техника, но слить лишнее масло из двигателя можно всего двумя способами, и оба стары как мир.

1. Откачать излишек через заливную горловину . Специального вакуумного насоса в домашних условиях почти ни у кого нет, но для такой работы вполне можно обойтись обычным шприцем. К нему нужно докупить капельницу, отрезать от нее все лишнее, оставив только гибкий шланг. На один конец шланга прикрепить шприц (лучше самый большой какой только сможете найти, на качество работы размер не влияет, но с большим объемом шприца откачивание пройдет быстрее), а другой конец опустить в маслозаливную горловину. И качать пока не будет уровень.

Откачка масла через отверстие для щупа. Фото — drive2

2. Слить излишек через сливное отверстие . Осторожно, совсем на чуть-чуть, открутить сливную крышку и дать по струйке стечь излишку. Этот вариант может показаться проще, ведь тут ничего даже покупать не нужно. Но не у всех есть яма, не все любят снимать/прикручивать защиту двигателя, нужно быть внимательным и осторожным, чтобы открутить не слишком сильно и слить только излишек, а не основной объем.

Оба способа просты и надежны, а какой выбрать – каждый водитель для себя определит сам в зависимости от ситуации. Главное, только не лениться и не думать, что перелитое масло это ерунда и что, мол, может из-за него случиться. Может и иногда, увы, случается.

Естественно, речь в этой статье шла только о тех случаях, когда перелили масло, например, при очередной замене, а не когда в картер попадает антифриз или несгоревшее топливо. Это совсем другая история.

С уважением, Александр Нечаев.