Мотоблоки МТЗ: обзор моделей и цены. Мотоблоки МТЗ: обзор моделей и цены Конструкция, технические характеристики

Хочу рассказать вам историю о мотоблоке МТЗ-05 и как он эксплуатировался у нас в семье. Мы его купили в 1989 году, на заказ привезли из Белоруссии, как в то время это можно было сделать только по знакомству. Почему на заказ и «по блату»? - а вы посмотрите какой год. В то время мне было всего 12 лет. В комплекте с мотоблоком, шли сразу плуг, борона, культиватор, сенокосилка сегментная, окучник и тележка, да и ещё очень важное устройство сцепка универсальная. Сам мотоблок представлял из себя двигатель объединённый через переходную плиту и шестеренчатой коробкой передач (КПП), которая состояла из 6 ступеней - 4 передний и двух задних. К верхней крышки КПП была приварена штанга управления мотоблоком. На штанге имелись все необходимые для управления органы в том числе и рычаги переключения передач.
Итак рассмотрим более подробно двигатель УД-15 - он был производства Казахстан г. Петропавловск. По описанием многих знатоков УД-15 это тот же двигатель СК-12, только в дополнее ко всему оборудован регулятором оборотов номинальной мощности. То есть двигатель УД-15 должен был работать по идеи на оборотах номинальной мощности, а именно 3000 об\мин. Режим холостого хода у двигателя УД-15 тоже был, но на малом газу двигатель даже при небольшой нагрузке работал не совсем устойчиво, может быть конечно это был дефект конкретно моего экземпляра. Почему минский тракторный завод решил использовать УД-15 а не СК-12 для меня также загадка. На самом деле не так был важен двигатель, который я в последствии я поменял на Briggs&Stratton Vanguard TM OHV 7.5 л.с. МОДЕЛЬ 138400. Но это чуть позже.
Сейчас я расскажу по пунктам, о навесном оборудовании для мотоблока МТЗ.
Начну с первого и самого неприятного - сцепки универсальной модели СЦ-00. Как показала практика её эксплуатации у неё не совсем правильная конструкция или недостаток. Дело в том, для того чтобы переставить одни орудия на другие требуется достаточно много усилий по выбиванию трубы квадратного сечения сцепки из трубы навесного орудия, будь то плуг или культиватор. А отчего такое происходит? Очень просто, мне кажется что при сильной фиксации болтом с гайкой орудия и сцепки универсальной происходит деформация трубы квадратного сечения. Далее стержень сцепки универсальной зажимается и без шаманства и аккуратного выбивания орудие невозможно демонтировать. В остальном сцепка показала себя достаточно надёжной. На ней расположена рукоятка регулировки с крупной резьбой, с помощью которой можно регулировать в процессе работы углы установки навесных орудий.
Плуг-выкопщик модели ПЛ . Может быть у меня почвы оказались тяжёлыми (вроде суглинок). Но через год эксплуатации плуг погнулся по раме - пришлось усилить, приварив куски арматуры на него, после этого проблема с надёжностью решилась. На плуге также был установлен нож, по инструкции с помощью данного устройства, можно было перепахивать целину. Но на самом деле немного не так, маловат вес у мотоблока.
Теперь собственно работа с плугом - мне она доставляла если не удовольствие, то удовлетворение. Глубина вспашки которую мне удавалось достигать при работе с плугом на тяжёлых суглинистых почвах 18-20 см. При этом соседи, работающие через ограду Лучом, Невой, пашут заметно выше мельче на 14-17 см. Ну на мотоблоке 100 (Луч) и 140 (МТЗ) кг уже есть разница в тяговом усилии. В любом случае если на огороде сыро на нем лучше не пахать, что Лучом, что более тяжёлым МТЗ - намучаетесь.
На самом деле намучатся можно и на достаточно лёгкой почве, отрегулировав неправильно или вообще не отрегулировав плуг. Первоначально необходимо отрегулировать захват плуга, путём установки угла на сцепке универсальной и её поворота в вертикальной плоскости, путём ослабления двух болтов. При этом необходимо, добиться так, чтобы плуг делал борозду, левое колесо при втором и последующих проходах шло по её гребню (невспаханному), а правое наоборот ехало по дну борозды, затем плуг как бы зарывает колею от правого колеса. Далее оператор не должен вытаскивать или наоборот углублять плуг, при «втыкании» в землю он должен идти ровно и легко. Угол установки плуга в горизонтальной оси регулируется опять на сцепке, ну уже ни как в первом случае двумя болтами, а регулировочной ручкой. И третья очень важная регулировка, про которую пользователи забывают и от неё бывают мозоли - установка правильной высоты ручек на рулевой штанге мотоблока. Правильно отрегулированным плугом можно работать целый день и не устать, а если не отрегулировать можно убиться за 5-10 минут. Производительность вспашки МТЗ-05, которой достигал я 4-5 соток в час. Вспашку почвы я обычно выполняю на второй передаче, если принципиально сделать крупнокомковатую поверхность земли (вспашка осенью), то медленнее на первой передаче. Колеса при вспашке как правило металлические. Раньше на легких почвах справлялся и на резиновых колесах, теперь в связи с заменой двигателя на Briggs&Stratton мотоблок похудел на 10-12 кг и уже при вспашке легко не идет.
Да еще важно отметить, что плуг не является оборотным, поэтому я пашу либо в свал, либо в развал. Или если нет возможности так пахать пячусь аккуратно назад и делаю следующий проход.
Кроме функции перепашки производитель также рекомендует использовать плуг как выкопщик для различных корнеплодов. Честно говоря даже не решился использовать этот плуг для таких операций - купил отдельный выкопщик.
Культиватор для мотоблока достаточно простой, но хорошо показавший себя в плене надежности, единственное, что необходимо проверять это все болты. Культиватор легко рыхлит почвы на 8-12 см.
Борона КБ-1,6 - скажу честно, что не разу не пользовался. А зачем есть ведь культиватор, - на будущее владельцам покупайте что-то одно.
Прицеп П-05 - показа себя достаточно надежный. Под сиденьем есть ящик, куда я складываю всякие инструменты. Прицеп оборудован механическими тормозами, есть стояночный ножной тормоз. Перевозил на нем много чего и всего. Для перевозки сена пришлось нарастить борта, сделали с отцом из деревянных досок и толстых металлических пластин, получилось как будто сделано на заводе. Кроме того приварили спинку к сиденью, очень качалась.
Косилка сегментная КН - это самая неудачная конструкция навесного из всего спектра оборудования которая когда-то у меня эксплуатировалась, поработал 10 минут, протяни и законтрогай все болты. Если этого не сделать, то косилка разлетиться, что собственно она у меня и сделала. Смотрел по различным Интернет форумам и объявлениям, видел множественные запросы по поводу запчастей для данной косилки, - хотел вначале её восстановить (интересно зачем). Потом решил этого не делать, т.к. запчастей просто нет, и купил травокосилку фирмы Хускварна, но это другая история.
Окучник навесной ОК - регулируется по высоте и по размаху крыльев. Конструкция по регулировке крыльев оказалась не совсем крепкой. Она представляла собой регулировочные планки с отверстиями, которые в тяжёлой почве могут погнуться. Кроме того фактически за один проход плуг может теоретически обработать сразу две грядки, и это получается, только подсыпает под картошку он достаточно невысоко - поэтому приходиться проходить по одной борозде 2-3 раза. Под окучивания картошке в легкой земле орудие идеальное, если его рассматривать как инструмент для первоначального нарезания грядок - у меня не получилось ничего хорошего. В нашей почве тяжело удержать ровно мотоблок при нарезании гряд.
Продолжение следует…

МТЗ 05 – самый первый мотоблок Минского тракторного завода. Именно с него началась современная история белорусского предприятия. Одноименная техника выпускалась во времена СССР – с 1978 по 1992 год. Мотоблок получил репутацию надежной и недорогой машины, с простой конструкцией и дешевыми запчастями. Аппарат до сих пор востребован на поддержанном рынке, и по-прежнему неплохо смотрится на фоне более современных аналогов.

МТЗ 05 позиционируется в качестве альтернативы классическим минитракторам. Машина построена на одноосном шасси, и в некоторых случаях поставляется вместе с тележкой, которая при этом образует единую конструкцию с мотоблоком. За счет этого техника превращается в полноценный транспорт повышенной проходимости.
Надо сразу признать, что техника обладает узким кругом возможностей, хотя при этом способна выполнять большой спектр работ. Например, мотоблоку подвластны такие задачи:

  • вспахивание почвы средней сложности
  • окучивание корнеплодов и других овощных культур
  • транспортировка небольших грузов
  • скашивание травы и кустарников
  • боронование

Даже сейчас техника пользуется высоким спросом у нетребовательных хозяйственников. Машина идеально подойдет для работы на огороде, в саду и пришкольных территориях.

МТЗ 05 имеет ограниченный потенциал для установки навесного оборудования, что особенно заметно при сравнении с современными моделями. И все же, прочная конструкция вкупе с большими колесами позволяют буксировать прицеп массой 500 кг – это весьма приличный показатель на сегодняшний день. К тому же, мотоблоку вполне под силу и стационарные работы.

Техника имеет гибкую конструкцию. Например, есть возможность настроить колею в пределах 425, 600 и 700 мм, что весьма удобно при обработке определенных видов культур. Возможности на бездорожье ограничены разве что большими «зубастыми» колесами, так как у мотоблока нет рамы, а это существенно снижает прочность.

Навесное оборудование

Мотоблок можно оснастить множеством навесных опций, которые подойдут для обработки небольших территорий. Рассмотрим самые востребованные навесные элементы для МТЗ 05:

  • Культиватор КР-70
  • Плуг ПЛ-1
  • Полуприцеп ПХ-0,5
  • Косилка КН-1
  • Окучник КО-2
  • Борона БН-50
    Оборудование подключается к мотоблоку с помощью узла навески.
    Также мотоблок оснащен блокировкой межколесного дифференциала. Данный узел тоже, как и колеса, в какой-то мере влияет на проходимость.

Двигатель и характеристики

Мотоблок МТЗ 05 имеет весьма компактные габариты, что выгодно отличает его от конкурентов. Длина изделия составляет 1800 мм, ширина – 850 мм, высота и дорожный просвет – 1070 и 300 мм соответственно. Радиус поворота составляет минимум 1000 мм.

Короткие свесы кузова и небольшие размеры – еще одна лепта в пользу геометрической проходимости. К тому же, компактный мотоблок хорошо управляется, и им удобно маневрировать на стесненном участке с препятствиями в виде булыжников и деревьев. Устройство весит порядка 135 кг, что позволяет обрабатывать грунт на большую глубину без использования грунтовых зацепов и прочих утяжелителей.

Мотоблок оснащен шестиступенчатой механической коробкой, у которой четыре скорости отвечают за движение передним ходом. Максимальная скорость – порядка 9 км/час, а рабочая скорость равна 2 км/час.
Примечательно, что техника имеет рулевую колонку с возможностью регулировки на 160 градусов. В крайнем случае, колонку можно отклонить в сторону (влево или вправо) на 15 градусов. Эта особенность позволяет работать сбоку от устройства, а не идти за ним.

За производительность в МТЗ 05 отвечает отечественный двигатель УД-15. Этот проверенный временем агрегат хорошо известен с начала 1990-ых годов. Он хорошо изучен сервисными специалистами. Мотор имеет воздушное охлаждение, и работает на бензине. Силовая установка чрезвычайно проста в обслуживании, и не требует к себе повышенного внимания. Серьезные неполадки возникают очень редко, но даже в крайнем случае заменить проблемный элемент не составит особого труда.

Обратим внимание, что в основе УД-15 лежит двигатель МЕМ3-966, позаимствованный у украинского автомобиля «Запорожец». Минус данного мотора – посредственный запуск. Но этот недостаток был решен в обновленном моторе – УД-15.

Двигатель устанавливается на корпус муфты сцепления, а для запуска зажигания необходимо нажать на так называемый кик-стартер. С правой стороны двигателя есть выхлопная труба, а в нижней части установлен откидной стояночный тормоз.
При рабочем объеме 0,24 литра двигатель УД-15 развивает 5 лошадиных сил.

Базовые комплектации мотоблока поставляются с одноцилиндровым мотором. Также довольно редко встречаются более мощные двухцилиндровые версии.

Расход топлива

МТЗ 05 оснащается 5-литровым топливным баком, которого хватает для многочасовой работы до следующей заправки. К тому же, мотоблок весьма экономичен даже под максимальной нагрузкой. Он потребляет в среднем 2 литра в час. При транспортировке грузов и обработке целины расход может доходить до 3 литров. В целом, большинство владельцев довольны экономичностью мотоблока.

Цены в России

МТЗ 05 уже давно не выпускается, но на поддержанном рынке осталось очень много машин, причем можно найти экземпляр в хорошем состоянии. Так, рекомендуется присматриваться к моделям самого свежего, 1992-го года выпуска. Стоимость такого мотоблока будет в районе – 10-20 тысяч рублей. Цена зависит от технического состояния и от перечня установленного оборудования. Более ранние версии 1980-ых годов находятся в «убитом» состоянии, потому и стоят порядка 7-8 тысяч рублей.

Мотоблок МТЗ 05 уже можно считать устаревшей моделью. Но не смотря на это, техника способна кое-как конкурировать с современными аналогами. Считается, что следующим поколением данной модели является модель 09Н, которая сейчас выпускается. Кроме того, мотоблок успешно конкурирует с машинами Мотор Сич МБ-8 и Zirka LX108OD.

Эта модель пользовалась большой популярностью в советское время, и остается популярной до сих пор. Выпускалась она с 1978 по 1992 год, и применялась для подготовки почвы под посев, культивации сельскохозяйственных культур, уборки сорняков и перевоза различных грузов.

Особенность мотоблока МТЗ-05

  • Мотоблок работает при помощи одной оси. МТЗ-05 был разработан в качестве альтернативы полноценным тракторам, если нет необходимости в проведении работ на больших площадях. Он спокойно может транспортировать грузы весом до полутоны.
  • Беларус-05 имеет вал отбора мощности, который может вращаться со скоростью до 1000 оборотов за минуту.
  • Вес конструкции составляет 135 кг.
  • Хорошо себя зарекомендовал во время работы с различным навесным оборудованием: культиваторами, плугами, прицепами, косилками, окучниками и боронами.
  • Управление происходит благодаря удобной поворотной рулевой колодке. Все рычаги управления расположены на руле, что делает его максимально удобным в управлении.
  • Размер колеи регулируется, и может быть 425, 600 или 800 мм.
  • На мотоблоке МТЗ-05 располагается одноцилиндровый четырехтактный двигатель, мощностью 5 лошадиных сил.

Некоторые модели МТЗ оснащались в стандартном варианте двухцилиндровым двигателем мощностью 8 лошадиных сил.

Характеристики

Наименование Значение
Колея мотоблока Регулируемая (450,600,700) мм
Дорожный просвет 300 мм
Наименьший радиус поворота при колее 450мм 1 м
Масса мотоблока (конструктивная) 135 кг
Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок 30 кг
Наибольшая масса буксируемого полуприцепа с грузом 650 кг
Глубина преодолеваемого брода 0.3 м
Пределы температур при которых может эксплуатироваться мотоблок -10-+30°С
Тип двигателя Четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения
Марка УД-15
Коробка передач Механическая, ступенчатая с постоянным зацеплением шестерен
Число передач:
вперед
назад
4
2
Ходовая система Колеса на пневматических шинах
Размер шин 150х330 мм

Устройство

Мотоблок МТЗ-05 был разработан почти 50 лет назад. С тех пор технологии далеко шагнули вперед. Несмотря на то, что этот Беларус практичен, иногда может возникнуть желание заменить мотор. В этом случае особых проблем возникнуть не должно

Двигатель

На рынке есть большое количество моторов различных производителей и мощности. Самые простые китайские моторы, по качеству они равносильны российским, но цена на них ниже. Один из них – Lianlong. Он сертифицирован на соответствие всем европейским стандартам качествам и отличается высоким качеством.

Но японским Lifan и Honda он явно уступает по моточасам работы. Производители страны восходящего солнца считаются лучшими в этом деле.

Двигатель Lianlong LL-160F Двигатель Honda GX160 Двигатель Lifan 168 F-2

При выборе мотора следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • количество цилиндров;
  • мощность;
  • максимальная скорость;
  • ремонтопригодность.

В итоге необходимо найти идеально соотношение в разрезе цены и качества.

Клапаны

При длительных или больших нагрузках на мотоблоке МТЗ-05 происходит сдвиг клапанов. Вследствие этого происходит изменение количества поступаемого топлива, и Беларус-05 начинает работать неправильно.

В нормальном состоянии зазор на клапанах должен составлять от 0,1 до 0,15 мм.

Если зазор увеличен, то появляется специфический шум от двигателя, и в него не поступает необходимое количество горючего.

Регулировка зазора в клапанах

Если появились сомнения по этому поводу, то следует сразу же их проверить. При помощи тонкого лезвия, толщиной от 0,1 до 0,15 мм, можно отрегулировать положение клапанов:

  1. Приоткуритите немного гайку;
  2. Подложите под нее лезвие и гайку верните в исходное положение;
  3. Несколько раз прокрутите маховик;
  4. Клапан должен свободно работать, но при этом не допускается появление зазора;
  5. Если появляется зазор или маховик не вращается, произведите настройку повторно.

Карбюратор

Если мотоблок МТЗ выдает нестабильные обороты двигателя, то следует настроить работу карбюратора. Рекомендуется проводить эти работы перед началом посевных работ, когда техника длительно время находилась без эксплуатации.

Регулировка карбюратора:

  1. Болты, которые регулируют минимальное и максимальное количество газа полностью вкрутите и затем открутите на пол оборота;
  2. Затем переведите рычаг управления силовой установки в минимальное положение, при этом работа мотора не должна останавливаться;
  3. Регулирующий дроссель винт поможет настроить обороты на холостом ходу, чтобы двигатель работал правильно без посторонних шумов;
  4. При помощи винтов следует правильно настроить количество поступаемого топлива. Если его закручивать, то оно уменьшается, если его ослабить, то поступление горючего увеличивается.

Чтобы проверить, правильно ли был настроен карбюратор на мотоблоке МТЗ-05 следует дать поработать двигателю, и затем достать свечу зажигания. Если она чистая без посторонних примесей, то это говорит о правильной настройке.

Важно! Перед началом регулировки всегда следует прогревать двигатель мотоблока.

Если на свече появляется нагар, то здесь причина может быть как в карбюраторе, так и в более серьезных поломках.

Сцепление

Важным элементом при ходе двигателя является сцепление. Поэтому следует знать, как его правильно настроить.

Два варианта неисправности сцепления:

  • При полностью выжатом рычаге МТЗ-05 пытается двигаться. Это значит, что его ведет. При такой ситуации следует немного закрутить регулировочный винт.
  • При опущенном сцеплении мотоблок буксует, то есть он либо не выдает необходимую мощность, либо вовсе стоит. В таком случае следует немного затянуть регулировочный винт.

Видео обзор точной регулировки сцепления на мотоблоке МТЗ-05

КПП

Коробка переключения передач на мотоблоке МТЗ-05 имеет 6 ступеней: 4 для езды вперед и 2 для передвижения назад.

Ниже приведена максимальная скорость на каждой передаче вперед:

  • I ступень – 2,15 км/ч;
  • II ступень – 3,8 км/ч;
  • III ступень – 5,35 км/ч;
  • IV ступень – 9,6 км/ч.

Максимальная скорость КПП при езде задом:

  • I ступень – 2,5 км/ч;
  • II ступень – 4,46 км/ч.

Видео обзор устройства коробки передач на мотоблок МТЗ-05

Ремонт КПП

Шестерня

Когда работа коробки сопровождается шумом в редукторе то это является признаком недостачи или неправильного выбора масла. Если его нет, то необходимо добавить в карбюратор, есть, попробуйте слить старое масло и залить новое в соответствие с рекомендацией инструкции по применению.

Если шумы остались, значит вышли из строя шестерни. В случае, если их вовремя не заменить, то последствия могут быть еще хуже. Необходимо периодически проверять работоспособность КПП и проводить профилактический ремонт.

Электростартер

Электростартер

Многие обладатели МТЗ-05 ставят на него электростартер взамен заводского. Это позволяет сделать процесс приведения двигателя в работу намного проще. Поскольку при минусовых температурах он зачастую отказывается заводиться.

Для того, чтобы заменить электростартер изначально нужно поставить аккумулятор, поскольку без него электростартер не заработает.

Еще одним важным дополнением к МТЗ считается фара. Она позволяет проводить работы и в сумерках. В стандартной комплектации ее нет, но зато с аккумулятором она прекрасно работает.

Обзор мотоблока МТЗ-05 с фарой и электростартером

Инструкция по эксплуатации

Сейчас мотоблок МТЗ-05 не производится, но все еще широко применяется в сельском хозяйстве. И вопрос касательно инструкции по эксплуатации стоит остро, поскольку найти ее в бумажном варианте практически невозможно.

Основные правила эксплуатации

  • Если Вы приобрели новый мотоблок МТЗ-05, который до этого не был в эксплуатации, то обязательно проведите его обкатку. Она подразумевает работу Беларуса в щадящем режиме, для того, чтобы детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
  • Необходимо регулярно следить за состоянием деталей мотоблока: трансмиссии, ходовых соединений, руля. После проведения работ следует удалить оставшийся грунт и другие посторонние предметы. Оберегайте МТЗ-05 от попадания атмосферных осадков.
  • Необходимо периодически смазывать маслом все системы мотоблока: картер, воздушные фильтры, шейку коленчатого вала, ось рычажка прерывателя магнето. В зимний период года рекомендуется использовать масло М-8Г 2 или М-8В 2 , а летом М-10Г 2 или М-10В 2 . Оси рычагов управления следует смазывать обычными смазками Литолом-24 или Солидолом. Все масла должны изготавливаться согласно требований соответствующих ГОСТов, поскольку в советское время ко всем были единые требования.
  • После того, как Вы включили Беларуса, необходимо плавно поднять пусковую педаль, не допускается работа двигателя с педалью в нижнем положении.
  • Переключаться на задний ход и обратно следует только после того, как Беларус-05 был полностью остановлен. В противном случае произойдет разрыв шестерней.
  • При езде задним ходом следует крепко держать штангу управления в руках, и проводить повороты плавно.
  • Если Вы не используете вал отбора мощности, то его следует выключить.
  • При агрегации навесного оборудования шкворень должен быть надежно установлен до чеки в сцепку. Категорически запрещено работать с незакрепленным шкворнем.

Видео обзоры

Найти исправный МТЗ-05 сейчас тяжело, поэтому часто приходится его восстанавливать. Это могут быть неисправности с КПП или сцеплением, вот как происходит процесс реставрации.

Обзор реставрации мотоблока МТЗ-05

Обзор фрезеровки почвы Беларусом-05

Мотоблок МТЗ-05 — это универсальный помощник при выполнении строительных, коммунальных и сельскохозяйственных работ.

МТЗ-05

Данную технику выпускал белорусский тракторный завод с 1978 по 1992 год.

Технические показатели:


Мотоблок МТЗ-05, технические характеристики которого не уступают аналогичным зарубежным моделям, используется в качестве спецтехники для обработки почвы на небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора.

В инструкции по эксплуатации подробно описаны все меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время работы, а также возможности и рекомендации по техническому обслуживанию агрегата.

Многих владельцев интересует вопрос о том, от чего подходят запчасти на данный вид техники. Детали (запасные) на мотоблок можно поставить от любого автомобиля (например, адаптер), колеса — от мотоцикла, а, например, мотор, подшипники — от аналогичных версий данной техники.

Двигатель

Здесь установлен четырехтактный двигатель, работающий на бензине.

Характеристики силовой установки УД 15:

Мотор выдерживает нагрузку при высоких и низких температурах, адаптирован для работы в экстремальных погодных условиях. Показатели мощности сопоставимы с моделями импортных моторов, т. к. 5 л. с. — это стабильный показатель, который техника выдает при выполнении работ, в то время как у зарубежных агрегатов указывается максимальная мощность.


Если требуется отремонтировать мотоблок МТЗ-05, замена двигателя выполняется следующим образом:

  1. Необходимо отключить газовый трос и магнето-провод.
  2. Затем нужно снять топливный бак и слить масло, которое есть внутри.
  3. Открутить 6 болтов и отсоединить мотор от коробки передач.
  4. Поставить другой двигатель, прикрепив его при помощи плиты со ступицей, троса и болтов.
  5. Если нужно, то залить требуемое количество масла.
  6. Провести осмотр всех деталей.
  7. Произвести стыковку мотора с КПП и установить прокладку.
  8. Закрутить болты и установить трос.
  9. Подключить провода и присоединить подставку.
  10. Запустить агрегат.

Предусмотрена замена двигателя импортным, например Lefan.

МТЗ 09Н

Белорусский мотоблок 09Н с двигателем Honda — технические показатели:

Класс тяги 0,1
Габариты, м 1,78*0,85*1,07
Расстояние дорожного просвета, м 0,29
Радиус поворота, м 1
Максимальная скорость, км/ч 11,4
Скорость во время работы, км/ч 2,6
Рабочий объем мотора, л 0,27
Объем бака для топлива, л 5,3
Расход горючего, г/кВт 319
Тип троса сцепления Многодисковое
Двигатель Honda GX270 (9 л. с.)
Количество цилиндров 1
Система запуска мотора Ручной стартер
Количество передач переднего хода 4
Количество задних передач 2
Межколесная блокировка Да
Тип коробки передач Механическая
Частота вращения маховика, об/мин 3600
Масса, кг 176

Конструкция мотоблока оснащена надежной трансмиссией, блокировкой дифференциала и внутренним валом отбора мощности. Технику можно эксплуатировать совместно с прицепом, масса которого не должна превышать 650 кг.


Колесная формула — 2*2, а регулировка колеи происходит в диапазоне от 0,45 до 0,7 м.

Техника выпускается заводом, расположенным в Минске, к маслу мотоблок МТЗ-09 неприхотлив, а двигатель работает на бензине АИ-92 или АИ-95.

Техника адаптирована для работы в напряженных условиях как при низкой, так и при высокой температуре окружающей среды.

Навесное оборудование

Предусмотрена возможность присоединения дополнительного оборудования к мотокультиватору, прицепное, навесное оборудование для мотоблока МТЗ-09Н:

  • Картофелесажалка. Используется для выполнения работ, связанных с посадкой картофеля: вспахивания грунта, посадки, окучивания, формирования рядовых борозд.
  • Картофелекопалка. Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.
  • Роторная косилка. Облегчает проведение сельскохозяйственных работ по скашиванию травы и другой нежелательной растительности.
  • Плуг для мотоблока. Используется для обработки верхнего слоя почвы, а также для удобрения земли навозом или любым другим органическим составом.
  • Коммунальная щетка. Используется для уборки территории от мусора.
  • Снегоочиститель. Необходим для очистки дорог от снега в зимний период.
  • Культиватор борона. Применяется при рыхлении грунта, выравниваниях поверхности почвы, заделки семян и удобрений.
  • Универсальный окучник. Используется во время междурядной обработки пропашных культур.
  • Прицеп. Необходим для транспортировки малогабаритных грузов.


Навесное оборудование присоединяется при помощи узла навески.

Достоинства и недостатки

Среди преимуществ можно выделить следующее:

  • Коробка передач — механическая, ступенчатая с 2 передачами заднего хода и 4 — переднего.
  • Высокая скорость движения во время работы.
  • Экономичный расход топлива и масла в мотоблоке.
  • Наличие всех запчастей на рынке, что позволяет ускорить ремонт техники.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования.
  • Низкая стоимость.
  • Неприхотливость к качеству топлива.
  • Длительный срок службы.
  • Надежная конструкция, выполненная из чугуна.
  • Многодисковое сцепление с фрикционной муфтой.
  • Пониженный уровень шума во время работы.
  • Колеса пневматического типа.
  • Маневренность и компактность.
  • Удобное расположение клапанов.
  • Легкость в управлении.
  • Наличие блокировки руля.
  • Агрегат работает даже при низких температурных условиях.
  • Предусмотрена возможность регулировки карбюратора.

Недостатки данной модели:

  • Сложности при установке прицепного оборудования.
  • Трудности при переключении передач.
  • Возникают неполадки при отключении блокировки дифференциала.
  • Через каждые 100 отработанных часов необходимо производить замену масла.
  • Высокая стоимость навесного оборудования.

В связи динамичным развитием фермерской деятельности, большинство машиностроительных фабрик времен СССР запустило производство модификаций компактного сельскохозяйственного оборудования, упрощающего работы в саду, на плантациях или огородах. К этому числу техники относится и мотоблок МТЗ, модельный ряд которого был изготовлен с мощными бензиновыми двигателями индексации - 05,06,07,08,09,12. Однако на сегодняшний день наиболее популярными модификациями считаются серии машин 06 и 09 Н.

Особенности техники

Технические характеристики оборудования позволяют укомплектовать устройство дополнительными навесными элементами, значительно расширяющие функциональность агрегата. С помощью данных комплектующих можно производить обработку грунта, окучивание грядок, создание бороздок, транспортировку груза, уборку снега с дорог и удобрение почвы.

Устройства, благодаря высокой мощности двигателя и простой конструкции, обладают хорошей маневренностью и легкостью в управлении. Кроме того, оборудование имеет большой эксплуатационный срок и в случае необходимости замены деталей, запчасти для мотоблока МТЗ продаются практически во всех магазинах специализированных на продаже техники советского производства.

Еще один важный нюанс, в работе с агрегатом не требуется заправка дорогими видами масел и топлива. Устройство считается неприхотливым к качеству применяемого бензина или смазочной жидкости.

ВИДЕО: Обзор мотоблока МТЗ-09Н Плюсы и минусы (5 лет эксплуатации)

Техника предназначается для переработки почвы на небольшом земельном участке, например, в приусадебной зоне или теплице. Особенности технических характеристик позволяют устройству легко справляться с культивированием грунта, созданием грядок, поскольку ширину полосы обработки можно самостоятельно регулировать. Чтобы максимально упростить выполнение садовых задач или транспортировку груза на большое расстояние, стоит приобрести адаптер к мотоблоку Беларусь МТЗ-05.

Следует отметить, что купить мотоблок МТЗ 05 в новом состоянии не удастся, поскольку производство данной модели уже давно завершилось, поэтому приобрести устройство можно только на вторичном рынке.

Мотоблок МТЗ 05 отличается удобным рулевым способом управления, возможностью дополнять устройство навесными элементами и надежностью трансмиссионной системы. Одноцилиндровый двигатель приводится в действие благодаря ручному стартеру в виде педали запуска. Устройство оснащено воздушной системой охлаждения.

Данная серия модели имеет многофункциональный бензиновый двигатель, отвечающий за эффективность работы. На устройство можно устанавливать специальное навесное оборудование для мотоблоков МТЗ. Производитель гарантирует качественную переработку земельной почвы с мягкой и плотной структурой. Благодаря встроенным двум дифференциальным муфтам оборудование считается достаточно легким в управлении, для разворота на 360 градусов не потребуется затрачивать много времени и сил. Также агрегат оснащен защитной функцией, которая заключается в резком прекращении работы в момент, когда масленый бак опустошается.

Для того, чтобы агрегат прослужил длительное время, необходимо следовать правилам эксплуатации и хранения устройства. Нужно своевременно заменять масло, производить чистку фильтров, регулярно проводить диагностику работы, иначе придется сдавать оборудование на ремонт или купить мотоблок МТЗ новый.

Серия 09 Н - наиболее популярная среди всех устройств марки МТЗ. Данный фактор обосновывается тем, что модель относится к тяжелой профессиональной технике и применяется в муниципальных фермерских хозяйствах, небольших агрофирмах или для перевоза малогабаритного груза.

Техника отличается прочным корпусом, низкой воспроизводимостью шума, эргономичностью системы управления. Кроме того, оборудование имеет возможность самостоятельного управления мощностью бензинового двигателя и балансирования конструкции, от чего зависит степень маневренности.

Модификация оборудована мощным двигателем, функционирующим на таких типах топлива как АИ92, АИ95. Зачастую составляющие агрегата предусматривает четырехтактный одноцилиндровый двигатель японского производителя Honda GX270, способный производить в минуту 3 600 оборотов.

Если сравнивать мотоблок МТЗ 05 и 09, то вторая серия может выпускаться с более бюджетным видом двигателей - Lifan 177, Kipr 280.

Мотоблок МТЗ Беларусь 08

Технические характеристики модели полностью идентичны предыдущей серии, кроме мощности топливного двигателя, который в данном случае немного меньше. Обладает встроенным мотором - Mitsubishi X 270, имеющий объем в 270 мл.

Вес агрегата не превышает 127 килограмм, обладает возможность применять навесное оборудование для мотоблока МТЗ всех видов, начиная от плуга и заканчивая сенокосилкой.