Мосты на уаз. Военные портальные мосты оснащённе бортовыми редукторами Марка уаза с военными мостами

Автомобиль марки УАЗ представляет собой полноценный внедорожник с колесной формулой 4х4, который оборудован раздаточной коробкой с механическим подключением передних ведущих колес и переходом на пониженную передачу.

Существует утверждение что трансмиссия, а точнее мосты привода колес автомобиля военного производства, выгодно отличаются от гражданских, так ли это на самом деле можно попробовать выяснить.

Особенности конструкции

Конструкция военного моста включает в себя применение дополнительных бортовых редукторов, которые установлены для более оптимального распределения крутящего момента на оба колеса, для сложных дорожных условий. Наличие редукторов, во первых, повышает дорожный просвет автомобиля на 8 см, что дает дополнительные преимущества при прохождении глубокой колеи, заболоченных участков, леса и других сложных условий.

Во вторых из — за измененного соотношения передаточных чисел, УАЗ оборудованный военными мостами имеет более лучшую тяга двигателя на пониженных передачах. При подключении переднего привода и переводе рычага в положение пониженной передачи такой агрегат может спокойно ехать по, практически, любому бездорожью, да еще и тащить за собой прицеп весом до 2 тонн, и это при мощности двигателя всего 75 л/с, если брать 469 УАЗик до 90 года выпуска.

Автомобили УАЗ выпускавшиеся специально для оборонной промышленности разрабатывались более тщательно, учитывались все нюансы, касавшиеся соотношения мощности и проходимости автомобиля, его готовности к эксплуатации в условиях сурового климата, расширенного температурного диапазона, работе при полном отсутствии дорожных условий. УАЗ некоторых модификаций разрабатывался, даже, для сопровождения танковых колонн. Поэтому особое внимание было уделено трансмиссии.

Автомобиль у которого установлены мосты военного образца может эксплуатироваться при очень низких или высоких диапазонах температур с почти полным отсутствием масла в редукторах. При этом в УАЗе будет будет слышен только равномерный гул, исходящий от мостов, в то время как трансмиссия гражданского автомобиля уже выйдет из строя. Но такая эксплуатация допускается только в крайних, вынужденных случаях, во всех остальных военный мост, как и все механизмы, нуждается в своевременной смазке и должен работать как положено — в масляной ванне.

Колеса автомобиля с мостами военного производства расположены ниже центральной оси моста, за счет бортовых редукторов, это повышает проходимость при плохих дорожных условиях. Карданная передача военного моста на один сантиметр короче.

Комфорт

УАЗ, любой модификации, с гражданскими или военными мостами автомобиль созданный для людей особой категории — военных, охотников, рыболовов, работников специальных служб, которые не испытывают необходимость в дополнительных опциях для комфорта, таких как повышенная шумоизоляция или кожаный салон. Но существует утверждение что УАЗ на военных мостах имеет более высокий уровень шума — мосты «гудят». Это утверждение ошибочно, мост любого типа «шумит» только в неисправном состоянии, или при неправильной эксплуатации — когда недостаточный уровень масла в картере, изношена главная пара или ступицы, неисправна коробка передач или раздаточный механизм. При правильном обслуживании и эксплуатации, даже эксперт не отличит по звуку мост гражданского типа от военного.

Визуальные отличия

Военный мост имеет резьбовое соединение редуктора с левой стороны по ходу движения автомобиля, гражданский прямо по центру. Чулок военного моста с правой стороны длиннее, с левой короче. В гражданской конструкции чулки визуально одинаковы. Клиренс автомобиля военного образца немного отличается по высоте от гражданского.

Взаимозаменяемость

Мосты военного образца, как и другие элементы трансмиссии могут быть установлены на гражданский автомобиль, а гражданские мосты подходят, только после специальной доработки.

Стоимость военных мостов для автомобиля УАЗ в среднем составляет на 20 процентов дороже, чем для гражданских. Для их заказа следует обращаться в специализированный магазин.

УАЗ – это достаточно распространенный и широко известный автомобиль, который обладает повышенным уровнем проходимости. Такой автомобиль нередко можно встретить у советских автолюбителей. Это вызвано тем, что впервые агрегат был создан на ульяновском автомобильном заводе. Он обладает повышенными техническими характеристиками. Естественно, первичная комплектация такого агрегата не особо отличалась от современной модификации. Тем не менее, производители не останавливаются на месте и развивают данный вид транспортного средства, что позволяет достичь невероятных результатов.

[ Скрыть ]

История создания автомобиля

Согласно статистическим, аналитическим данным, примерно 50% отечественных автолюбителей владеют таким транспортным средством. У многих из них неоднократно возникает вопрос: чем отличаются военные мосты УАЗ от гражданских? Чтобы осветить эту обширную тему, необходимо не только изучить исторические сведения, положительные и отрицательные стороны, но и разобраться в нестандартных нюансах и различиях таких комплектующих.

Легендарный и широко известный 469 УАЗ был создан на базе ГАЗ 69 по заказу министерства обороны в ходе возникновение первичных военных действий. На том этапе развития данного агрегата были поставлены задачи, связанные с созданием внедорожника нового направления, который бы имел военное назначение и обладал несколькими качествами:

  • небольшой вес;
  • повышенная проходимость;
  • динамичность;
  • простое обслуживание;
  • повышенный уровень эксплуатационных характеристик;
  • низкая себестоимость.

Спустя несколько лет, был выпущенный УАЗ, который на сегодняшний день широко используется в сельском хозяйстве и отличается повышенным уровнем проходимости и выносливости. В связи с созданием практически двух разновидностей транспортных средств, ульяновский автомобильный завод принял решение создавать и два вида мостов для агрегата, которые бы имели военное и гражданское предназначение. Исторически сложилось так, что специализированные мосты для данных агрегатов в народе были более известны как:

  • «колхозные» – это те, которые применялись для гражданских транспортных средств;
  • портальные и редукторные – именовались как специализированные мосты для военных транспортных средств.

Разница между мостами

В первую очередь, каждый пользователь данного агрегата должен понимать, что специализированные мосты военного предназначения имеют специализированный бортовой редуктор, который располагается между полуосью и ступицей в дополнительном картере.

Преимущества военных мостов:

  1. стоковый клиренс, который больше в стандарте на 8 см;
  2. равномерное распределение нагрузки между главной парой и редуктором, что повышает проходимость транспортного средства и обеспечивает его надежность;
  3. по размеру зубьев главной пары. Превышают стандартные в несколько раз;
  4. повышенный крутящий момент при низких оборотах двигателя;
  5. агрегат не теряет проходимости при взятии дополнительного веса;
  6. не слишком чувствителен к маслам, которые заливаются в редуктор;
  7. устойчив к перепаду температурных режимов;

Такие преимущества у военных мостов положительным образом сказываются на транспортном средстве.

Если владельцы УАЗ установят военные мосты на гражданское транспортное средство, то возникают некоторые негативные ситуации, а именно:

  • сложная установка комплектующих;
  • учащенная регулировка шкворней;
  • излишний шум в ходе движения транспортного средства;
  • важно правильно осуществить подбор масла;
  • своевременно осуществлять техническое обслуживание.

Именно такие проблемы считаются наиболее распространенными. Таким образом, прежде, чем установить портальные мосты на «колхозное» транспортное средство, нужно предварительно задуматься о том, каким именно образом избегать негативных ситуаций.


Преимущества гражданских мостов:

  1. умеренный вес;
  2. снижение расхода топлива;
  3. доступный в отношении ценовой категории ремонт;
  4. отсутствие излишнего шума;
  5. комфорт;
  6. сниженный расход масла.

Естественно, многие современные автовладельцы, которые отдают предпочтение иномаркам утверждают, что у нас это специфическое транспортное средство не подходит для передвижения в городской среде. Однако, если необходимо проехать вблизи гор, полей или в иных нестандартных условиях, то найти лучшее по проходимости транспортное средство отечественного производства практически невозможно.


Менять или не менять?

Опытные специалисты сервисных центров не рекомендуют владельцам «колхозных» УАЗ применять военные мосты. Ни к чему увеличивать расход денежных средств на устранение различных неисправностей, которые могут быть вызваны данным изменениям в системе. Иными словами, можно сказать, что специализированные военные мосты отличаются от гражданских тем, что повышают проходимость и устойчивость транспортного средства в различных условиях. Следовательно, если владельцу данного транспортного средства, необходимо повысить эксплуатационные характеристики автомобиля, то осуществить замену гражданских мостов на военные крайне необходимо.


УАЗ – это внедорожник, который является идеальным транспортным средством для передвижения по сельской местности, а также в осенне-весенний период времени. Это обусловлено тем, что агрегат имеет полный привод. Автомобиль широко применяется охотниками, рыбаками и туристами. При возникновении различных неисправностей в отношениях данного транспортного средства, рекомендуется обратиться опытным профессионалам в СТО, где будет осуществлен комплексный технический осмотр автомобиля и устранены различные неисправности.

Обзор военного моста УАЗ

Военные мосты называют "П-образными" (мост как перекладина буквы, справа и слева от буквы крепятся колеса). Крутящий момент не приходится целиком на главную пару (как на гражданских мостах), а распределяется между главной парой и редукторами. (см. продолжение)

Отличия военных мостов от гражданских.

Военный мост отличается от обычного наличием бортовых редукторов. Из-за наличия редукторов мост поднят относительно оси колес на 4 см, что увеличивает клиренс машины (расстояние от земли до нижней точки моста). Главная пара меньше по размеру (картер военного моста "свисает" на 4 см меньше, чем гражданского). Главная пара имеет меньше зубьев, и они большего размера - это повышает надежность военных мостов по сравнению с гражданскими. Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 - передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) - более "тяговитое", но менее "скоростное", чем у обычных мостов.
Задний карданный вал под военные мосты на 1 см короче, чем под гражданские!

Преимущества военных мостов по сравнению с гражданскими:

Клиренс 30 см (против 22 см у гражданских мостов); по последним измерениям разница в 8 см наблюдается только при использовании на военных мостах резины Я-192. При одинаковых колесах разница только в 6 см. (выигрыш на редукторах - 40 мм. выигрыш на размерах картера дифа - 20 мм Итого: 60 мм.)
- больше "тяговитость" (крутящий момент) - для перевозки тяжелых грузов, буксировки, езде на малых оборотах по грязи;
- надежнее из-за большего размера зубьев главной пары;
- надежнее из-за равномерного распределения нагрузки между главной и бортовыми передачами;
- разрабатывались, в том числе, для "сопровождения танковой колонны" и одобрены Минобороны СССР.

В военных стоит дифференциал повышенного трения. Т.е. если застрял в грязи одним колесом моста или на льду стоишь одной половиной и у тебя одна половина буксует а вторая нет (так работает обычный дифференциал). Чтобы такого не было придумали военные мосты. Так что по бездорожью военные мосты намного лучше.

Передаточное число ГП (суммарное: ГП 2,77 + бортовые редукторы 1,94): 5,38
Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15)
Колея: 1453 мм

Наверняка в продаже вы встречали автомобили УАЗ, где автовладельцы с гордостью говорили про военные мосты, делая наценку в несколько тысяч рублей. Эта тема обсуждалась не раз. Одни говорят, что такие автомобили достойны внимания, другие же, напротив, предпочитают ездить на гражданских мостах. Что собой они представляют и каковы их отличия? Попробуем разобраться.

Разновидности

На автомобилях производства УАЗ используется два типа механизмов - с одноступенчатой главной, а также с бортовой передачей. Первый (УАЗ) военный устанавливается на автомобили вагонной компоновки, второй - на грузопассажирскую модель 3151 (проще говоря, «Бобик»). Ведущие механизмы имеют П-образную конструкцию и устанавливаются вместе с карданными валами. Однако монтаж таких элементов на автомобили вагонной компоновки (типа «головастика») требует значительных технических доработок. Это касается конструкции подвески, тяги сошки, мостов. Также для полноценной работы необходим укороченный на сантиметр карданный вал.

Что касается элементов с бортовой передачей, они имеют отличия в средней части, а именно - меньший дифференциал военного моста. УАЗ с таким механизмом также отличается другим способом установки шестерни главной передачи. Отличий тут немного. Он всего лишь монтируется на роликовые конические подшипники. УАЗ, военный мост которого считается более выносливым, имеет более сложную конструкцию по сравнению с гражданским аналогом. Между ведущей шестерней и кольцом большого подшипника есть регулировочное кольцо, а также распорная втулка и прокладки. Подшипники ведущих шестерен зажимаются гайкой крепления фланцев.

Устройство

Где расположены бортовые передачи? На автомобилях УАЗ-469, военные мосты которого находятся сзади, сама передача расположена в картерах, где на наружные части кожухов полуосей напрессованы горловины. Ведущие шестерни монтируются на шлицевом конце полуоси, между роликовым и шариковым подшипником. Последний крепится при помощи стопорного кольца в картере. Между шариковым подшипником и картером бортовой передачи имеется специальный маслоотражатель. Роликовый механизм закреплен в корпусе на двух болтах. Внутреннее кольцо подшипника крепится на полуоси при помощи стопорного кольца. Ведомая шестерня крепится к фланцу бортовой передачи. На втулку и подшипник опирается ведомый вал. Кстати, последний имеет левую резьбу. Ведомые валы задней бортовой передачи соединяются со ступицей колес при помощи шлицевых фланцев.

Картер передачи отливается вместе с корпусом поворотной цапфы. Ведущая шестерня монтируется на шлице ведомого кулачка между роликовыми и шариковыми подшипниками (воспринимают осевые нагрузки шарнира).

Особенности

На такие автомобили, как УАЗ «Буханка», «Фермер», а также длинные модификации модели 3151, устанавливаются гражданские мосты (в простонародье «колхозные»). Однако на некоторые «бобики» монтируются военные аналоги. Это новые модели с индексом 316, 3159 и модификация «Барс», которая отличается увеличенной колеей. Но вследствие такого решения мосты (УАЗ) военные здесь не простые - они удлиненные, редукторные, с модифицированным «чулком».

В чем отличие военных?

В первую очередь такой мост отличается от гражданского наличием бортовых редукторов. Благодаря этому клиренс автомобиля увеличивается на 8 сантиметров (то есть редуктор расположен выше стандартного). Главная пара отличается меньшим количеством зубьев, но при этом они большего размера. Такая конструкция существенно повышает надежность. Передаточное число тоже разное. У военных мостов оно составляет 5,38. Что это значит?

Машина становится более тяговитой на подьемы, способна легко таскать на себе (или за собой - на прицепе) тяжелые грузы. Однако данный механизм не рассчитан на скорость. Так называемые «колхозные» мосты - более скоростные, нежели их военные аналоги. Ну и, конечно же, отличия касаются карданного вала. Если это мосты (УАЗ) военные, длина данного элемента у них на 1 сантиметр короче. Поэтому при замене или ремонте вала необходимо уточнять мост, под который он рассчитан. Рекомендуемый размер колес - 215 на 90 диаметром 15 дюймов.

Преимущества

Итак, первый плюс - это дорожный просвет. Он, в отличие от гражданских моделей, составляет 30 сантиметров. «Колхозные» УАЗики имеют клиренс в 22 сантиметра. Второй плюс - увеличенный крутящий момент. Это огромный плюс, если вы собираетесь перевозить крупные грузы или таскать за собой прицеп. Благодаря большому размеру зубьев они не стираются так часто, как на гражданских (касается главной пары).

Также мосты (УАЗ) военные отличаются более равномерным распределением нагрузки между бортовой и главной передачей. Ну и последнее, чем может похвастаться обладатель таких мостов, так это наличием дифференциала повышенного трения. Познается это при езде на бездорожье (собственно, для него УАЗ и предназначался). Если машина застряла в грязи лишь одной стороной, у вас не будет пробуксовки, как на гражданских мостах (левое колесо двигается, а правое - нет).

В чем эти мосты проигрывают?

Сейчас мы перечислим недостатки данного механизма, из-за которых и возникают споры между «уазоводами». Первый недостаток - это увеличенная масса. Гражданские мосты - более легкие, а потому и расход топлива меньше.

Также в их конструкции меньше сложных деталей, поэтому «колхозник» более ремонтопригоден. Да и запчасти на «вояку» найти труднее (тот же редуктор военного моста). УАЗ с гражданским мостом более комфортный в езде и скоростной. Также из-за применения в военных аналогах прямозубых передач работа такой конструкции более шумная. Также на гражданские можно установить пружинную подвеску и дисковые тормоза. На военные мосты (УАЗ-469 в том числе) поставить все это невозможно. Как ни странно, но в обслуживании более неприхотливые именно гражданские механизмы. Взять хотя бы масло - у военных мостов количество точек смазки гораздо больше.

Отзывы

Некоторые автомобилисты в ответ на утверждение «военные мосты лучше гражданских» соглашаются лишь на 50 процентов. Что касается увеличенного клиренса, то эти сантиметры не дают большого преимущества. Те, кому нужно, лифтуют подвеску и устанавливают более «злые» колеса. В результате дорожный просвет можно увеличить в 1,5-2 раза - все зависит от желания и умений автовладельца. Также водители жалуются на повышенный шум. Все-таки армейские мосты дают о себе знать, даже если машина используется для гражданских целей. И порой, чтобы доехать до места назначения (охота или рыбалка), приходится несколько часов слушать эту «мелодию». Особенно это заметно на асфальтовом покрытии. Для многих важен расход и динамика - с военными мостами вы можете просто забыть об этих двух факторах. Отзывы автовладельцев говорят, что машина с трудом набирает скорость больше 60 километров в час, при этом расход топлива увеличивается на 10-15 процентов. Что касается обслуживания, отзывы отмечают проблему утечки масла. Она начинается у бортовых редукторов. Поэтому совет для тех, кто собирается брать УАЗик: сразу производите замену масла. Об этой, казалось бы, простой операции, никто никогда не задумывался. Люди покупают эту машину и даже не задумываются о том, что периодически нужно менять масло в моторе и КПП, не говоря уже о мостах. Конечно, это и ее очень трудно «убить», но если кататься 10 лет на одном масле в редукторе, машина вряд ли вам скажет спасибо. Что касается проходимости, отзывы отмечают особую конструкцию военных мостов. Они выполнены в форме лыжи. Поэтому, чтобы застрять на военных мостах, нужно хорошо постараться. Да и по ресурсу они более выносливые, за счет применения других зубьев.

Также отзывы отмечают отсутствие блокировок. Нельзя поставить Военные мосты их «не переваривают». Но, наряду с этим, имеется возможность установки колес более 30 дюймов. Если используются гражданские мосты, приходится усиливать полуоси и главную пару.

О проблеме расхода и не только глазами автовладельцев

Касаемо шума: судя по отзывам, это весьма субъективное мнение. Кто-то ругает военные мосты за шумность, а для кого-то это не имеет значения - «как шумели раньше, так и сейчас». Относительно расхода топлива - при правильно отрегулированной системе впуска такой УАЗик будет потреблять максимум на 1,5 литра больше своего гражданского собрата. Кроме этого, некоторые автовладельцы отмечают отсутствие запчастей, так как военные мосты не производят уже несколько десятков лет. Если и удастся что-то найти, то только на разборке, и не факт, что найденное будет в хорошем состоянии. С другой стороны, мост - это не «расходник», как фильтр, резина и масло. И покупать шестерни и другие запчасти к нему приходится далеко не каждый день.

Внедорожная стихия

Если у вас в приоритете оффоруд, однозначно лучше ставить военный мост.

Но если вы часто ездите по нормальному асфальтированному покрытию, для таких целей однозначно выбирают гражданские. Ведь не зря на все милицейские «бобики» ставят «колхозные» мосты. В городской черте в приоритете комфорт и динамика.

Заключение

Таким образом, определяется дальнейшим назначением машины - будет она ездить просто на охоту и рыбалку либо подготавливаться для полноценного оффроуда. Но стоит отметить, что даже гражданский УАЗик на «стоковой» резине способен пробраться и сквозь брод. Но на повседневной использовать эту возможность не стоит: даже на гражданских мостах чувствуются "военные отголоски" - рамная конструкция, жесткая рессорная подвеска.

Итак, мы выяснили, как устроены мосты (УАЗ) военные, в чем их преимущества и недостатки по сравнению с гражданскими. Как видите, нужно изначально знать, для каких целей он будет использоваться.

Мост с бортовыми передачами

или военный мост УАЗ

П-образные ведущие мосты с бортовой передачей — устанавливаются на грузопассажирские автомобили УАЗ 3151.

Установка П-образных ведущих мостов (комплектно переднего и заднего) на автомобили УАЗ 31512 возможна с одновременной установкой карданных валов автомобиля УАЗ 3151. Установка П-образных мостов с бортовой передачей на семейство автомобилей вагонной компоновки требует значительной доработки конструкции мостов, сошки, тяги сошки, подвески автомобиля, изготовления карданных валов, укороченных на 10 мм, и не может быть выполнена вне завода (без его рекомендаций)

рис. 1 Задний мост с бортовой передачей:


1 — крышка картера главной передачи; 2- подшипник дифференциала;3,13,49 — регулировочные прокладки; 4 — уплотнительная прокладка; 5,7 — подшипники ведущей шестерни;6,15 — регулировочные кольца; 8,42 — манжеты; 9 — фланец; 10 — гайка;11 — грязеотражатель;12 — кольцо; 14 — распорная втулка;16 — ведущая шестерня главной передачи; 17 — сателлит; 18 — правая полуось; 19 — картер боpтовой пеpедачи;20,29 — маслоотражатели; 21 — подшипник полуоси; 22,26,40 — стопорные кольца; 23 — уплотнительная прокладка картера боpтовой пеpедачи; 24 — крышка картера боpтовой пеpедачи; 25 — подшипник; 27 — тормозной щит; 28 — тормозной барабан; 30 — болт крепления колеса; 31 — цапфа; 32 — подшипник ступицы; 33,41 — прокладки; 34 — замочная шайба; 35- ведущий фланец; 36 — гайка подшипников ступицы; 37 — стопорная шайба; 38 — втулка; 39 — ведомый вал боpтовой пеpедачи; 43 — подшипник ведомого вала; 44 — ведомая шестерня боpтовой пеpедачи; 45 — специальная гайка; 46,50 — пробки сливных отверстий; 47 — ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 48 — правая чашка коробки сателлитов; 51 — картер главной передачи; 52 — шайба шестерни полуоси; 53 — шестерня полуоси; 54 — ось сателлитов; 55 — ведомая шестерня главной передачи; 56 — левая чашка коробки сателлитов; 57 — левая полуось

Мосты с бортовыми передачами (рис. 1 и 2) устанавливаются комплектно (передний и задний) на модификации автомобилей семейства УАЗ-31512 с одновременной заменой заднего карданного вала.

Техническое обслуживание мостов с бортовыми передачами отличается от выше описанного технологией замены смазки в шарнирах поворотных кулаков передних мостов, проверкой и заменой масла в картерах бортовых передач, а также регулировками положения ведущей шестерни 16 главной передачи и ее подшипников 5 и 7 (см. рис. 1).
После регулировки бокового зазора необходимо проверить зацепление шестерен главной передачи по пятну контакта, как указано в разделе -Сборка и регулировка узлов заднего моста- (с. 73).
После пробега 50 000 км при очередном техническом обслуживании рекомендуется произвести подтяжку болтов крепления ведомой шестерни 44 бортовой передачи и ведомой шестерни 55 главной передачи, а также болтов крепления съемного корпуса подшипника 25 бортовой передачи.
Положение шестерни 16 регулируется подбором регулировочного кольца 15 необходимой толщины. При замене шестерен главной передачи и большого конического подшипника или только шестерен главной передачи замерьте монтажную высоту большого конического подшипника 5 под осевой нагрузкой 2-2,5 кН (200-250 кгс) и, если она меньше размера 32,95 мм на какую-то величину, то увеличьте толщину регулировочного кольца на эту же величину по сравнению с тем, которое было установлено в картере моста. При замене только большого конического подшипника 5, чтобы не нарушать положение шестерни, замерьте монтажную высоту старого и нового подшипников и, если у нового подшипника монтажная высота больше, чем у старого, то уменьшите толщину регулировочного кольца 15, а если меньше, то увеличьте на величину разности высот подшипников.
Натяг в подшипниках 5 и 7 регулируйте подбором регулировочного кольца 6 и затяжкой гайки 10. Если это сделать не удается, то измените количество прокладок 13 и вновь подбором кольца и затяжкой гайки добейтесь такого предварительного натяга подшипников, чтобы осевое перемещение шестерни отсутствовало, а шестерня вращалась без большого усилия. Проверку динамометром выполняйте при снятой резиновой манжете 8. При правильной регулировке в момент проворачивания шестерни за отверстие во фланце динамометр должен показывать 10-20 Н (1-2 кгс) для приработанных подшипников и 25-35 Н (2,5-3,5 кгс) для новых.

Замену смазки в шарнирах поворотных кулаков производите в следующем порядке:

Рис. 2Поворотный кулак переднего моста с бортовой передачей:


а-сигнальная канавка; I — правый поворотный кулак; II — левый поворотный кулак; III — муфта отключения колес (вариантное исполнение см. рис. 180, IV); 1 — сальник; 2 — шаровая опора; 3 — шарнир поворотного кулака; 4 — прокладка; 5 — пресс-масленка; 6 — шкворень; 7 — накладка; 8 — корпус поворотного кулака; 9 — втулка шкворня; 10 — подшипник; 11 — ведомый вал боpтовой пеpедачи;12 — ступица; 13 — ведущий фланец;14 — муфта; 15 — шаpик фиксатора;16 — защитный колпак; 17 — болт муфты; 18 — цапфа; 19 — стопорная гайка;20,23 — опорные шайбы; 21 — ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 22 — стопоpный штифт; 24 — кольцо уплотнительное резиновое; 25 — упорная шайба; 26 — кожух полуоси; 27 — болт ограничения поворота; 28 — упор-ограничитель поворота колеса; 29 — рычаг поворотного кулака

1. Отсоедините гибкий шланг от колесного цилиндра тормозного механизма и наконечники рулевых тяг от рычагов, отверните болты крепления обойм уплотнительных колец шаровой опоры и сдвиньте обоймы с уплотнительными кольцами на шейку шаровой опоры (рис. 2).
2. Отверните гайки шпилек крепления рычага или болты крепления верхней накладки шкворня и снимите рычаг или накладку и регулировочные прокладки.
3. Отверните болты крепления нижней накладки, снимите накладку с регулировочными прокладками.

Рис. 3 Съемник шквоpней


4. Выньте при помощи съемника (см. рис. 3) шкворни из корпуса поворотного кулака и снимите корпус в сборе с шарниром шаровой опоры.
5. Осторожно, не раздвигая вилки (чтобы не выскочили шарики), выньте шарнир в сборе с подшипниками и шестерней из корпуса поворотного кулака. Без особой необходимости вынимать шарнир из корпуса поворотного кулака и производить его разборку не следует.
6. Удалите отработанную смазку из шаровой опоры, шарнира и корпуса, тщательно промойте керосином и заложите свежую смазку.
Сборку выполняйте в последовательности, обратной разборке, соблюдая требования по регулировке шкворней. При установке гибкого шланга привода тормозного механизма не допускайте его скручивания. После сборки прокачайте систему привода тормозных механизмов (см. раздел «Рабочая тормозная система»).

Бортовая передача разбирайте в следующем порядке:

1. После снятия ступицы с тормозным барабаном (см. раздел «Снятие, разборка и сборка ступиц») отверните на заднем тормозном щите муфту трубопровода привода тормозного механизма (на переднем — тройник соединительных трубок и гибкий шланг) от колесного цилиндра, отверните гайки шпилек крепления цапфы и снимите пружинные шайбы, маслоотражатель, цапфу, прокладку цапфы, пружинную прокладку, тормозной механизм в сборе и прокладки щита тормозного механизма.
2. Отверните гайку 45 (см. рис. 1) крепления подшипника на ведомом валу бортовой передачи, выверните болты крепления крышки картера бортовой передачи, снимите крышку в сборе с валом, снимите прокладку крышки и выпрессуйте вал с крышки.
В отличие от левой бортовой передачи вал 39 и гайка 45 правой передачи имеют левую резьбу. Гайка с левой резьбой отмечена кольцевой канавкой, а вал — глухим сверлением диаметром 3 мм в торце шлицевого конца.
3. Отверните болты крепления ведомой шестерни и снимите шестерню с вала 39.
4. Отметьте положение корпуса роликового подшипника 25 на приливе картера бортовой передачи заднего моста, отверните болты крепления корпуса, снимите корпус подшипника. Без особой необходимости корпус роликового подшипника бортовой передачи переднего моста не снимайте. (Дальнейший порядок разборки бортовой передачи переднего моста см. выше в описании замены смазки в шарнирах поворотных кулаков.) Выньте из картера бортовой передачи стопорное кольцо 22 шарикового подшипника 21, полуось 18 и маслоотражатель 20.
5. Снимите с полуоси стопорное кольцо 26 роликового подшипника, роликовый подшипник 25, ведущую шестерню 47 и шариковый подшипник.