Мировые бренды телескопических погрузчиков: обзор линеек. Телескопические погрузчики Рулевое управление телескопических погрузчиков

В последние годы специальная сельскохозяйственная техника в хозяйствах активно замещается . Их востребованность среди аграриев объясняется рядом причин — универсальностью, компактностью, маневренностью. Тем не менее, выбирая телескопический погрузчик, легко запутаться в предложениях от разных компаний. Так как же определить погрузчик, сочетающий превосходную прочную конструкцию, максимум полезных функций, лучшие эксплуатационные характеристики и умеренную стоимость?

Аграрный ликбез

Что такое телескопический погрузчик и чем он оснащен?

Телескопический погрузчик представляет собой самоходную машину, которую используют для подбора, укладки, захвата, подъема и транспортировки грузов в какое-либо транспортное средство или на место складирования. Это жесткая рама с безопасной кабиной, экономичный дизельный двигатель и 4 приводных управляемых колеса. Его отличительная черта — телескопическая стрела, позволяющая поднимать груз на высоту. В сельском хозяйстве в основном используют погрузчики с вылетом стрелы до 7 метров. На нее закрепляют разнообразные устройства (крюк, вилы, бетономешалка, захват для труб, зерновой ковш, подъемные механизмы и не только). Телескопическая стрела может обеспечить подачу груза на значительное расстояние и высоту, даже через препятствия. Грузоподъемность, высота стрелы и другие технические параметры данного погрузчика варьируются в зависимости от модели. Словом, телескопический погрузчик совмещает в себе и автокран, и ковшовый трактор, и манипулятор, и вилочный погрузчик.

Почему телескопический погрузчик набирает популярность повсеместно?

Причина кроется в его многофункциональности: погрузчик может быть оборудован вилами (для штучных грузов), или рабочими платформами, или различными видами сельскохозяйственных грабель (их специальные приспособления значительно ускоряют разгрузку и захват). При этом смена оборудования происходит в считанные минуты. Такой погрузчик отлично работает не только на ровных участках, но и на мокрых поверхностях, в условиях бездорожья, снега или грязи. А компактность, маневренность и малый радиус разворота позволяет ему работать в довольно стесненных условиях. Еще одно преимущество телескопического погрузчика — минимальная вероятность опрокидывания.

Какую пользу несет телескопический погрузчик в сельском хозяйстве?

В сельском хозяйстве его используют для очистки ферм, загрузки кормов, укрытия подстилки, перезагрузки и транспортировки рулонных трюков, органических удобрений, зерна, сахарной свеклы и соломы. Универсальную технику широко используют в растениеводческом и животноводческом направлениях, даже применяют как небольшие трактора.

Основные игроки на рынке телескопических погрузчиков в Беларуси

«АМКОДОР»

Телескопических погрузчиков от белорусского холдинга «АМКОДОР» всего два («АМКОДОР 540-70» и «АМКОДОР 527»). Это многоцелевые машины компактного класса, где требуется эффективная работа в ограниченном пространстве. Телескопические погрузчики марки «АМКОДОР» предназначены для эксплуатации в районах с умеренным климатом в диапазоне температур окружающего воздуха от плюс 40ºС до минус 20ºС. Они оптимизированы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с сыпучими (песок, гравий, щебень, зерно, минеральные удобрения), кусковыми (камень, керамика, корнеплоды), объемными (лен, сенаж, солома, сено, мусор) и вязкими (глины, органические удобрения) материалами, штучными грузами, а также для производства монтажных и такелажных работ. Данные погрузчики включают многорежимное рулевое управление. Они компактны, высокоманевренены, а также оборудованы устройством безопасности от опрокидывания — благодаря этому надежны и устойчивы при проведении погрузочных работ.

«Вайдеманн» (Weidemann)


Лидирующие позиции среди производителей занимает немецкое качество и привлекательная цена погрузчиков компании Weidemann. Опытные аграрии выбирают погрузчики Weidemann за их надежность, прочность, максимальную круговую обзорность и высокие показатели вылета и подъема (до 7 метров). Инвестиция в машину окупается длительным сроком службы и низкими эксплуатационными расходами. Преимущества данных телескопических погрузчиков — компактность, комфортность, повышенная маневренность, прочная кинематика. А также экономный расход топлива, простота транспортировки, минимальный радиус разворота, возможность двигаться в режиме «краба» и особая проходимость за счет принудительной стопроцентной блокировки дифференциала. Погрузчики Weidemann отличаются трехточечным задним креплением, большим тяговым усилием и порошковой окраской (перед нанесением долговечного лакового покрытия погрузчики проходят дробометную обработку). В универсальных машинах аграриев подкупает полноприводная система управления, низкий центр тяжести, абсолютная устойчивость и прекрасное оснащение для выполнения различных работ (впечатляющий набор навесного оборудования и шин). Компания Weidemann тесно сотрудничает с клиентами и создает технику, отталкиваясь от их потребностей.

«Джи-Си-Би» (JCB)


Британский производитель JCB гордится соответствием своих телескопических погрузчиков всем стандартам, а также их практичностью, надежностью и рентабельностью в использовании. Сельскохозяйственные погрузчики оснащены зерновым ковшом от 2,5 до 4 метров квадратных и предназначены для большого спектра работ в животноводческих хозяйствах, высокопроизводительной работы: перезагрузка зерна, корма, удобрений и прочих сыпучих материалов. Все погрузчики оснащены спутниковой системой LiveLink. Погрузчики JCB одни из самых дорогостоящих.

«Диечи» (Dieci)


Телескопические погрузчики итальянской компании Dieci зарекомендовали себя как долговечные и надежные. Всего моделей телескопических погрузчиков с «жесткой стрелой» (для работы в разных сферах) более 110. Отличительная черта данных погрузчиков — наличие надежной интегрированной системы отопления (для комфортной и безопасной работы) и просторной кабины с системой вентиляции, соответствующей требованиям безопасности (стандартам ROPS и FOPS). Система гидростатического привода 4х4 здесь удачно реализована: все колеса как ведущие, так и поворотные. Модели комплектуются гидростатической реверсивной трансмиссией, которая обладает двухступенчатой коробкой передач.

«Маниту» (Manitou)


Французская компания Manitou производит больше 50 моделей телескопических погрузчиков для строительства, промышленности и аграрнопромышленного сектора. Фирма Manitou может похвастаться тем, что ее погрузчики, как и погрузчики других марок, экономят деньги и время потребителей, выполняя большой спектр задач на высокой скорости и с гарантированной безопасностью, простотой и гибкостью в использовании. Базовые модели погрузчиков Manitou характеризуются высотой подъема груза, фронтальным вылетом стрелы, грузоподъемностью свыше 2 тонн и многофункциональностью (универсальная каретка). Данная спецтехника отличается высокой проходимостью и устойчивостью.

«Мэрло» (Merlo)


Телескопические погрузчики от итальянской компании Merlo, окрашенные в фирменный ярко-зеленый цвет, представлены большой гаммой: как высокопроизводительные подъемные машины для выполнения сложных задач там, где традиционный кран может быть неэффективен, так и компактные модели для работы в стесненных ограниченных пространствах. Погрузчики Merlo бывают оснащены корректором поперечного наклона, боковым перемещением стрелы, силовыми установками (четырех- и шестицилиндровыми), гидростатической трансмиссией под электронным управлением, непрерывным интегрированным сцеплением и тремя режимами рабочего движения четырех колес, системой гидравлики Load-Sensing, подвеской EAS на переднем мосту, BSS на стреле и CS кабины. Популярные линейки моделей телескопических погрузчиков Merlo — Compact, Turbofarmer, Panoramic, Multifarmer, Roto.

Как не прогадать при выборе телескопического погрузчика?

Шпаргалка для потребителей

  1. 1. Обращайте внимание на фактор высоты подъема или выгрузки. Отталкивайтесь от того, какой вид работ погрузчик будет выполнять в первую очередь. Высокие показатели данной характеристики расширяют спектр применения агрегата и обеспечивают универсальность. Но имейте ввиду, что чем больше высота подъема, тем крупнее техника и тем ниже ее маневренность. (По этому показателю выигрышно выделяются погрузчики Weidemann — в них сочетаются небольшие габариты, низкая высота и высокий подъем).
  2. 2. Обязательно узнайте о производительности погрузчика — это играет большую роль в использовании данной техники. Максимальная производительность гидравлики и тип насоса определяют продолжительность погрузочного цикла и могут серьезно повлиять на расход топлива на тонну перегруженного материала.
  3. 3. Имеет значение грузоподъемность машины, которая определяет максимальную емкость навесного оборудования (например, размер ковша влияет на высоту выгрузки). А также важен угол запрокидывания рабочего органа (это сказывается на его заполняемости и предотвращает чрезмерные потери при перемещении материала).
  4. 4. Тяговое усилие , создаваемое агрегатом, зависит не только от мощности двигателя и типа трансмиссии, но и от вида и размерности шин . (Шины радиальной конструкции с протектором «елочка» сильно повысят тяговое усилие на рыхлом грунте и предотвратят чрезмерную пробуксовку колес, а промышленный рисунок может значительно увеличить срок службы комплекта шин при постоянной работе на твердой поверхности).
  5. 5. Покупая телескопический погрузчик, не забывайте учитывать его частные особенности — это обеспечит повышенную производительность и снизит эксплуатационные расходы. (Например, наличие быстросъемного устройства для навесного оборудования, амортизации стрелы, автоматизированных систем смазки и выравнивания колес, реверсивного вентилятора охлаждения, отключение полного привода, и не только).

Незаменимый помощник в любом подразделении сельхозпроизводства — телескопический погрузчик — уверенно завоевывает симпатии сельхозпроизводителей, вытесняя традиционно распространенные в этом секторе работ фронтальные погрузчики. Мощность, маневренность, компактность и многофункциональность делает эти машины круглогодично и ежедневно востребованными. Как правильно подобрать, сохранить и продлить ресурс работоспособности этого «мастера на все руки»?

Популярность телескопических погрузчиков в сельхозсекторе очень велика: невзирая на кризис, спрос на них с начала 2000-х годов стабильно увеличивается. Более того, даже на вторичном рынке интерес к «телескопам» крайне высок. Если в Европе трех-пятилетние машины (с наработкой 5 тыс. моточасов) фермеры обычно меняют на новые, то в России даже на рынке б/у техники сложно найти телескопические погрузчики с наработкой 10-15 тыс. моточасов, поскольку при наличии бесперебойного снабжения запчастями они используется в сельхозпредприятиях до полного износа.

Минус комфорт

Выбирая телескопический погрузчик, в первую очередь надо обратить внимание на его технические характеристики и сопоставить их с задачами, которые этой машине приходится решать.

Чаще всего покупатели хотят получить универсальную машину, которую можно будет задействовать и в животноводческом, и растениеводческом секторе (зерно грузить, солому складировать, загружать кормораздатчик и т. д.). При этом использованием на сельхозработах эксплуатация универсальных погрузчиков не ограничивается, отмечает замдиректора технического департамента компании «Агропром-МДТ» (продажа универсальных телескопических погрузчиков Faresin и MERLO, Италия) Максим Григорьев. В скором времени телескопический погрузчик начинает применяться на строительстве или реконструкции помещений, чистке дорог, погрузке тяжелых строительных материалов и т. д. Безусловно, многофункциональность помогает быстрее окупить стоимость машины и максимально загрузить имеющиеся в хозяйстве мощности, говорит специалист. Однако для достижения положительных результатов еще на этапе выбора необходимо продумать комплектацию и не экономить на необходимых функциях.

Как ни банально, основной ошибкой при выборе телескопического погрузчика, по наблюдениям технического директора компании «СМАРТ-М» (официальный представитель концерна MERLO в России) Максима Дорошенко, становится ориентирование на цену машины. «Покупатель смотрит самые дешевые «голые» комплектации, не сопоставляя возможности такого погрузчика со своими планами на него, и в итоге, сэкономив 2-3 тысячи евро, получает некомфортную для оператора технику с трудностями в управлении или вообще не соответствующую характеру выполняемых работ», — констатирует Дорошенко.

По его наблюдениям, первыми в списке «на удешевление» оказываются стеклоочистители (задние и на крыше). В этом случае, когда оператор работает в грязных запыленных условиях (погрузка зерна на склад, соломы в поле и т. д.), он, не видя груза ни на стреле вверху, ни сзади, вынужден действовать вслепую.

Также, по словам Дорошенко, экономят на дополнительном освещении. Однако погрузчик может работать только при хорошей видимости, а этого иногда трудно добиться как в поле, так и на запыленном складе, не говоря уже о том, что во время заготовки кормов работать приходится круглосуточно. Света штатных фар в такой ситуации хватает не всегда.

Неприемлемо, на взгляд Максима Дорошенко, отказываться от системы кондиционирования (а это, увы, довольно распространенная практика). Покупка телескопического погрузчика без кондиционера для полевых работ, где такая машина задействована практически постоянно, равносильна убийству оператора, предупреждает специалист.

Не урезать гидравлические возможности

Основной компонент гидравлической системы — это гидронасос. От его производительности зависит быстрота выполнения операций и рабочие возможности погрузчика. На телескопические погрузчики устанавливаются насосы шестеренчатого типа или аксиально-поршневого типа. Редко, но может использоваться пара насосов, стоящих друг за другом.

Как объясняет Максим Дорошенко, шестеренный насос дешевле, но ресурс его в 3-4 раза меньше аксиально-плунжерного. Машина с шестеренным насосом медленнее выполняет рабочие операции, что снижает производительность, а также делает невозможным использование навесного оборудования, для работы которого требуется высокий гидропоток: щетки, снегометатели, разбрасыватели соломы и т. п.

При этом важен поток масла, который напрямую сказывается на производительности машин: чем сильней поток, тем быстрее могут производиться основные операции в работе погрузчика — подъем, выдвижение стрелы, оборот ковша и работа орудия (например, закрытие захвата), говорит бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России и СНГ Семен Костин.

В этом же контексте Максим Григорьев обращает внимание, что для быстрой работы навесного оборудования в движении производительность гидронасоса должна быть не менее 150 л/мин.

Для таких работ, как выемка силоса (с фрезой или силосно-отрезным захватом), производительность насоса должна составлять не менее 140 л/мин, добавляет Семен Костин. Для других работ такая высокая производительность обеспечивает высокую скорость комбинированных операций.

Не менее важен тип гидравлического распределителя. Особенно в таких работах, где задействовано несколько функций гидравлики одновременно. Например, в погрузочном цикле зерна или кормов: поднимается груз, выдвигается стрела, работает гидравлика отрезного захвата для силоса. Как объясняет Семен Костин, часто в более простой комплектации производитель ставит так называемые «строительные» гидрораспределители, в которых возможно задействование только одной функции гидравлики. В этом случае каждая операция будет выполняться последовательно. Такие погрузчики больше пригодятся для работы с палетными вилами).

При многоцелевой загрузке «телескопа» в сельхозсекторе (погрузка соломы, приготовление рациона, обрезка деревьев и т. д.) монофункциональный гидрораспределитель будет тормозить процесс работ, делать производственные циклы растянутыми и дискретными, предупреждает Костин.

Региональный менеджер сельхознаправления компании Manitou Павел Коньков обращает внимание, что для некоторых работ (например, где задействовано навесное оборудование, на котором установлены гидромоторы — силосный ковш с фрезой или щетка) понадобится дополнительная гидролиния — опция свободного слива в гидробак.

При использовании телескопического погрузчика с обрезчиком деревьев требуется постоянный обязательный безнапорный возврат масла, приводит пример специалист по телескопическим погрузчикам компании CLAAS Леонид Яковлев. Также на подобных работах удобно задействовать функцию циркуляции гидравлики на стреле (чтобы не держать постоянно нажатой кнопку выполнения функции, а просто активировать ее «и забыть»), добавляет специалист.

Рациональный протектор

Семен Костин также рекомендует уделить внимание выбору типа шин и рисунку протектора, который должен подбираться исходя из типов поверхностей, на которых будет использоваться погрузчик, и продолжительности предполагаемых перегонов.

При выборе шин должна быть разумная экономия, считает Павел Коньков. Конечно, можно использовать и диагональные шины, они будут дешевле, но при этом хуже проходимость и меньше срок службы. В стандартной комплектации к погрузчикам сельхозназначения, как правило, идут радиальные шины с протектором «елочка», которые предназначены для использования по бездорожью и обеспечивают лучшую проходимость, имеют увеличенный ресурс и придают более мягкий ход погрузчику в сравнении с диагональными, которые чаще устанавливаются на погрузчиках строительного типа. А если погрузчик покупается для работ только на твердых покрытиях (перегрузка минеральных удобрений на ж/д узлах, зернотоках и т. д.), нужно заказывать радиальные шины с «индустриальным» протектором.

Телескопический погрузчик, использующийся в сельхозпроизводстве, обычно работает как на твердых покрытиях, так и в условиях бездорожья, убежден Семен Костин. В связи с этим специалист рекомендует аграриям для телескопических погрузчиков выбирать шины радиальной конструкции (с протектором типа «елочка»). На плохом покрытии более мягкие эластичные шины радиальной конструкции заметно повышают проходимость погрузчика, а на разбитой и неровной дороге увеличивают скорость его перемещения, тогда как более жесткие «индустриальные» шины диагональной конструкции, напротив, усложняют передвижение и доставляют дискомфорт оператору, объясняет Костин.

Однако у мягких резиновых «елочек» есть недостаток — повышенная склонность к истиранию, напоминает Павел Коньков. В среднем комплект шин, если они используются не только в условиях бездорожья, но и на асфальтовом и бетоном покрытии, и при этом претерпевают перегоны средней дальности и частоты, «живет» 1-2 сезона. Что же касается ширины, то с точки зрения снижения давления на почву шины должны быть «чем шире, тем лучше», не сомневается Коньков.

Например, для машины грузоподъемностью 3-4 тонны оптимальный диаметр колесного диска — не менее 24 дюймов, уточняет Семен Костин. На таких шинах машина данной грузоподъемности сможет работать не только на твердой поверхности, но также в поле в разгар посевных работ, на компостохранилище на очень рыхлой поверхности и т. д.

Помимо этого, Максим Григорьев, учитывая разностороннее использование телескопических погрузчиков, советует брать машины с высоким дорожным просветом — не менее 35 см. В особо сложных условиях эксплуатации как опцию можно установить комплект пневматических колес с дисками размером R24, клиренс в таком случае увеличится до 42 см, обращает внимание специалист.

О таких опциях, как «крабовый ход» и «колея в колею», Максим Дорошенко советует подумать, если погрузчик будет «трудиться» в узких помещениях. Такие опции незаменимы, если, например, требуется вычистить узкий проход в коровнике: движение «крабовым ходом» позволяет погрузчику справляться с работой по обеим сторонам здания без выезда для разворота.

Рассчитать высоту

По словам Леонида Яковлева, у некоторых производителей телескопические погрузчики не имеют фронтального вылета стрелы. В этом случае рабочая высота подъема будет меньше, чем максимальная, и при планировании работ и выборе машины это надо учитывать.

Как объясняет Семен Костин, стрелу необходимо брать с запасом. Например, при высоте силосной траншеи всего 3 метра семиметровая стрела пригодится для того, чтобы снять снег, балласт, укрывной материал, то есть осуществить подготовительные работы для выемки силоса без привлечения дополнительной техники. Если же погрузчик будет задействован в растениеводстве, то отправной точкой будет высота борта зерновоза — то есть максимум 4 м, и здесь вполне подойдет модель с высотой подъема 5-6 метров.

При этом Леонид Яковлев напоминает, что погрузчики с большим вылетом стрелы (8-10 м) менее маневренные и компактные, и предприятию стоит заранее учесть максимальную высоту проемов и помещений, куда этот погрузчик должен заезжать.

При больших перегонах

Также при соотнесении своих задач с характеристиками погрузчика следует исходить из частоты перемещения машины и продолжительности перегонов. Семен Костин обращает внимание, что возможность отключения полного привода на погрузчике значительно сказывается на расходе топлива и износе шин. Как правило, погрузчики с гидростатической трансмиссией такой возможности не имеют, тогда как некоторые «гидротрансформаторные» модели отключить полный привод позволяют.

Если передвижение машины ограничено одной рабочей площадкой, «гидростаты» вполне подойдут — они более компактны, имеют минимум компонентов. Однако для длительных перегонов стоит выбирать «гидротрансформаторные» модели.

Кроме того, если заранее известно, что «телескопу» придется регулярно преодолевать длительные перегоны, то следует выбирать машины, способные ездить с максимальной для этого класса скоростью — 40 км/ч. Иначе, по словам Павла Конькова, они не будут успевать выполнять весь объем возложенных на них работ, не говоря о том, что станут источником трудностей на дорогах общего пользования.

Помимо этого, замечает Семен Костин, для телескопических погрузчиков сельхозназначения важны эффективная система охлаждения (что пригодится для работы в сильно запыленных ангарах и в жаркую погоду на погрузке зерна) и блокировка дифференциала для повышения тяговых характеристик.

Некоторые производители (например, Claas ), адаптируя свои машины к российским реалиям, устанавливают в стандартной спецификации дополнительные фильтры для российского дизтоплива. Однако у многих производителей такое оборудование опционально, и они настоятельно рекомендуют установку дополнительных фильтров в качестве подстраховки от некачественного ДТ.

Также при выборе машины для работ в запыленных условиях (погрузка тюков соломы на поле, работа на складах и т. д.) рекомендуется обратить внимание на оснащенность ее реверсом вентилятора охлаждения, предупреждает Леонид Яковлев. В противном случае решетка радиатора будет забиваться, что чревато перегревом двигателя.

Навеску по потребности

Стандартным комплектом навесного оборудования для «телескопов» сельхозназначения Семен Костин называет зерновой ковш и палетные вилы.

Навесное оборудование специалисты рекомендуют подбирать в соответствии с максимальной грузоподъемностью погрузчика. По словам Павла Конькова, важно подобрать оптимальный зерновой ковш, а не гнаться за большим объемом. Тяжелый вес ковша максимального объема будет замедлять гидравлику, а его немалые габариты — снижать обзор. На практике часто получается, что при погрузке зерна ковшами 2,5 тыс. и 2 тыс. литров на одинаковых моделях погрузчика ковш меньшего размера не уступает по производительности своему «старшему собрату», приводит пример Павел Коньков. Причина в том, что ковш меньшего объема меньше по габаритам, что удобнее для оператора, а также весит меньше, и гидравлические движения проходят быстрее.

Семен Костин на земляных, строительных и планировочных работах вместо входящего в стандартный набор навесок зернового ковша советует задействовать грунтовый (приобретается отдельно). Его форма обеспечивает более легкое заполнение, а габариты увеличивают обзор, говорит специалист. И если на машину грузоподъемностью 3 т рекомендованный размер зернового ковша — 2,5 м³, то для грунтового на ту же машину достаточно 1,2 м³. Причем даже с таким маленьким грунтовым ковшом производительность погрузки тяжелых строительных материалов будет выше.

Кстати, если подразумевается, что смена навесных орудий будет частой, то имеет смысл задуматься о гидравлическом замке, советует Леонид Яковлев. Тогда орудия можно будет менять, не выходя из кабины.

Ошибки настройки: не навреди

Настройки телескопических погрузчиков просты и понятны. Единственное, что, по мнению Павла Конькова, нуждается в калибровке — система безопасности (защита от опрокидывания). Ее настройка проводится в период, регламентированный инструкцией, и заниматься ей должен специалист. Неправильно откалиброванная система может уменьшать реальную грузоподъемность машины и увеличивать опасность переворота. Поэтому такие настройки обычно проводят совместно с дилером, и проблем не возникает.

Семен Костин советует регулярно поводить проверку зазоров стрелы и проставок на предмет износа, а также контролировать давление в шинах, так как это не только влияет на их срок службы, но и предотвращает чрезмерное раскачивание машины во время подъема грузов.

Главное, чего просит избегать Максим Григорьев, — вмешательства в электронную систему машины. Устранение ошибок компьютера своими силами, как правило, вызывает массу проблем, устранять которые приходится специалистам сервисной службы, констатирует он. Поэтому любые настройки электронной системы лучше проводить с дилером.

С ним солидарен Максим Дорошенко, который считает, что около 80% поломок оборудования происходит из-за вмешательства в электронные системы машины неквалифицированного персонала. Как правило, своими силами устанавливают допоборудование, на котором сэкономили при покупке, например более мощные фары, магнитолу, кондиционер, вентиляторы и другой «колхозный тюнинг», перечисляет специалист компании «СМАРТ-М».

По его наблюдениям, подключения происходят с нарушениями, влекущими за собой выход из строя высокотехнологичных дорогостоящих систем. Например, такое часто случается при установке дополнительного освещения или при неквалифицированной врезке в штатную электронную систему дополнительного модуля gps-слежения.

Не всесильный

Телескопический погрузчик — грузоподъемная машина, поэтому в первую очередь следует избегать передвижений с выдвинутой стрелой, так как любой груз, находящийся на вытянутой стреле, добавляет лишний крутящий момент, и машина становится менее устойчивой, предупреждает Леонид Яковлев. Нельзя также ездить с поднятой стрелой, потому как смещение центра тяжести способствует потере равновесия во время маневров. Еще одна ошибка — игнорирование сигналов датчика перегрузки. Все эти факторы приводят к тому, что машина может опрокинуться, в результате чего повреждения стрелы неизбежны.

Семен Костин напоминает, что во время длительных перегонов лучше отключать полный привод (если машина обладает такой возможностью). В противном случае отсутствие межосевого дифференциала приведет к чрезмерному износу шин, не говоря уже о значительном увеличении расхода топлива.

Также, по наблюдениям Семена Костина, одной из частых ошибок управления «телескопом» становится неправильная техника заполнения ковша. Как объясняет специалист JCB, неопытный оператор сначала максимально заглубляет ковш в горизонтальной плоскости, после чего пытается опрокидывать его с помощью гидравлики.

Это тяжелейшая задача для погрузчика, потому что в этот момент он приподнимает не только объем самого ковша, но и весь пласт материала, находящийся сверху, тогда как при правильной технике заполнения ковша его нужно одновременно опрокидывать на себя, приподнимая стрелу и не выключая передачу, поясняет Костин.

Еще одной распространенной ошибкой он называет растягивание погрузочного цикла из-за неполного использования свойств гидравлических функций. Очень часто неопытный механизатор при погрузке машины сначала поднимает стрелу с грузом вверх, затем выдвигает ее и только потом опрокидывает ковш, говорит Костин. Но оптимальнее поднять груз на минимальную для преодоления борта кузова высоту, одновременно выдвигая стрелу и опрокидывая ковш. В этом случае погрузка будет проходить гораздо быстрее.

Помимо этого, стремясь увеличить грузоподъемность, аграрии зачастую чрезмерно перегружают машину, а «для устойчивости» искусственно утяжеляют заднюю часть (чаще всего заполняют колеса погрузчика водой). Грузоподъемность, конечно, увеличится на 50-100 кг, но это отрицательно повлияет на надежность оборудования, в частности на проставки стрелы и на калибровку датчика опрокидывания, предупреждает Леонид Яковлев. Он обращает внимание, что главное средство оценки возможностей машины — нагрузочная диаграмма. Именно сверяясь с ней, оператор должен выбирать тактику работы с грузом.

Нередко аграрии пытаются с помощью «телескопов» сдвинуть что-то тяжелое с места, применяя динамическую нагрузку (сдернуть, отодвинуть рывком и т. д.). Такие воздействия губительны для техники, не сомневается Максим Дорошенко. Зачастую в таких случаях ломаются стрелы и рвутся шланги.

Семен Костин также рассказывает о том, что сброс давления в дополнительной гидролинии порой осуществляется «варварским методом»: оператор начинает стучать подручным инструментом по соединительным муфтам с целью сбросить давление, деформируя и повреждая их. Тогда как существует последовательность действий для сброса давления, и для этого не надо выходить из кабины.

Учимся в межсезонье

Учитывая, что телескопические погрузчики — одни из самых высокозагруженных машин в сельхозпарке предприятия, работа на которых в сезон идет зачастую в три смены, Максим Григорьев напоминает о необходимости регулярного и неукоснительного проведения ТО в соответствии с регламентом.

По наблюдениям Максима Григорьева, в постгарантийный период аграрии экономят на качестве моторного масла двигателя, а иногда и вовсе забывают его менять. Для такой дорогой машины, как телескопический погрузчик, такая халатность губительна, предостерегает он.

По мнению Павла Конькова, свести к минимуму подобные острые ситуации поможет постоянная совместная работа дилеров и сельхозпроизводителей — регулярное обучение правильному процессу эксплуатации техники, проводимое в межсезонье (зимний период).

Зачастую после того, как сервисный инженер провел обучение и показал, какие кнопки задействованы в основных процессах, механизатор не заглядывает в инструкцию по эксплуатации, продолжает Коньков. Если представители компаний-производителей техники возьмут за правило проведение семинаров по продаваемой технике, где будет рассказываться о возможностях уже купленной машины и о ее правильной эксплуатации, ошибок и жалоб на технику будет гораздо меньше.

В то же время он предлагает и покупателям (сельхозпроизводителям) требовать от дилеров проведения таких семинаров в межсезонье.

Максим Дорошенко акцентирует внимание на том, что машины, занятые в сельхозсекторе, нуждаются в качественном дизтопливе. И замечает, что заправка техники зачастую производится в полевых условиях ненадлежащим способом. Также необходимо проводить своевременное техническое обслуживание с применением смазочных материалов и фильтров надлежащего качества, желательно силами официального дилера.

Особенного внимания требуют высоконагруженные шарнирные соединения рамы и стрелы. При этом особенно важно использовать для их обслуживания правильную смазку. Практика показывает, что проблемы с разбитыми втулками и пальцами шарниров у клиентов возникают при использовании смазки, не соответствующей требованиям эксплуатации машины, рассказывает Семен Костин. Так, российские аграрии любят дешевый «Литол-24», который пригоден для смазки подшипников и карданных соединений, испытывающих совершенно другой уровень нагрузки. А для высоконагруженных соединений нужна специализированная смазка, которая сохраняет свои свойства и в этих условиях.

Позаботьтесь о маслах

Руководитель отдела технической поддержки «Шелл » в России Андрей Кудимов, отмечает, что одним из наиболее требовательных к смазочным материалам узлов данного вида оборудования являются направляющие телескопических стрел. Это связано с тем, что конструкция такого узла за последние годы претерпела ряд усовершенствований. Внедрение более современных технологий и применение композитных материалов является одним из приоритетных направлений. Соответственно, необходим иной подход и в применении смазочных материалов.

«На практике оператор может столкнуться с сокращением ресурса направляющих стрел, с высоким уровнем шума при выдвижении или с рывками вместо равномерного выдвижения. В таких случаях можно сделать вывод о том, что узел испытывает слишком высокие нагрузки, неправильно сконструирован или поврежден. А проблема чаще всего заключается в том, что для смазки данного участка применяются продукты, не полностью соответствующие требованиям (за неимением других или по невнимательности)», — объясняет Кудимов.

Зачастую в требованиях к смазкам для направляющих прописана только консистенция продукта Однако выбирать пластичную смазку только по консистенции даже в рамках одного класса будет ошибкой, предупреждает Кудимов. Дело в том, что разброс по эксплуатационным свойствам продуктов может быть слишком широк. Поэтому, когда мы говорим об эффективной работе стрелы, подбор смазки должен начинаться с определения материала изготовления направляющих, говорит специалист.

Например, если пара трения стрелы — «металл — металл», рекомендуется применять пластичные смазки, содержащие твердые наполнители. Чаще всего это графит или дисульфид молибдена. Как правило, такие продукты темно-серого или почти черного цвета.

Однако такие классические смазки неприменимы для более перспективного материала изготовления направляющих стрел — полимерного (пара трения «металл — полимер»), обращает внимание Кудимов. В паре трения «металл — полимер» твердые частички могут работать как абразив, и их присутствие в смазке нежелательно. Поэтому, чтобы обеспечить необходимый уровень противоизносных свойств, при этом сохранив плавность скольжения, необходимо использовать базовые масла более высокой вязкости и передовые технологии загустителей, советует он.

Так, обычно рекомендованная вязкость базового масла в смазке составляет 150-220 сантистокс (сСт), но в случае отсутствия твердых наполнителей ее повышают более чем в два раза (кстати, такие смазки на вид более светлые). По словам специалиста, одним из наиболее перспективных типов пластичных смазок для данного узла является смазка, изготовленная с применением полимочевинного загустителя. Изначально подобные смазки применялись в автоспорте. Эта технология позволяет обеспечить более низкий по сравнению с классическими решениями коэффициент трения. В телескопических стрелах применение таких смазок обеспечивает более плавное скольжение стрелы. Тогда как использование для пары «металл — полимер» смазки с твердыми наполнителями может привести к износу направляющих стрелы, предупреждает Кудимов.

Помимо смазочных материалов для телескопических стрел, Андрей Кудимов также советует при обслуживании обращать внимание на рабочий температурный диапазон использования минеральных масел (трансмиссионного, гидравлического, моторного), то есть смотреть, насколько они совпадают с реальными условиями эксплуатации машины.

Владимир Романов, к. с.-х. н.

Правильно выбранный телескопический погрузчик способен окупить себя за 2–3 года. На какие характеристики агрегата нужно обратить внимание?

Телескопический погрузчик - это универсальная машина, оснащенная телескопической стрелой. На стреле, в свою очередь, могут быть закреплены устройства различного типа - к примеру, вилы, крюк, зерновой ковш, бетономешалка, ковш с захватом, захват для труб и т.д. Грузоподъемность машины может быть разной, в зависимости от модели и технических характеристик. Высота подъема стрелы также может различаться.

В настоящее время телескопические погрузчики вилочного типа пользуются огромным спросом. И заинтересованность потребителей продолжает расти, так как телескопические погрузчики подходят для решения разнообразных задач. Они применяются для подъема, погрузки и перемещения грузов с различными габаритами, для преодоления дороги с препятствиями (стрела проходит сверху помехи), для работы на открытых площадках с неровными дорогами, изготовления скважин, бетона, очистки улиц и т.д.

Телескопические вилочные погрузчики используют в различных областях сельского хозяйства: на фермах и в растениеводческих хозяйствах. Они незаменимы не только в очистке ферм, транспортировке навоза, укрытии подстилки, смешивании и раздаче кормов, но и в перегрузке зерна, сахарной свеклы, соломы, тюков с соломой, в строительстве, а также используются как небольшие трактора.

Основная стрела телескопических погрузчиков оснащается гидравлическим цилиндром или цепями (возможно комбинирование). Он необходим для выдвижения второй части стрелы. Тросы или цепи (зависит от модели) одновременно выдвигают остальные части. Для удержания секций телескопической стрелы предусмотрены не стопоры, а противоизносные накладки. Они легко меняются на новые, а это увеличивает срок службы стрелы.

Помимо вил с телескопическими погрузчиками допускается использование другого навесного оборудования. В таком случае возможности машин практически ничем не ограничены. Навесные орудия позволяют эксплуатировать телескопический погрузчик в качестве автокрана, вышки или бульдозера в зависимости от используемого оборудования.

Технические особенности телескопических погрузчиков

В отношении телескопических погрузчиков будет правильно утверждение, что внешне модели различных производителей могут быть очень похожи. Но вместе с этим машины могут значительно различаться «начинками», что не исключает наличия примерно одинаковых технических характеристик разных моделей. Посмотрим, на что нужно обратить внимание при выборе погрузчика.

Тип рамы

Существуют рамы коробчатого сечения и рамы корытообразные с двумя несущими боковыми плитами. Каждый из этих видов рам имеет свои преимущества. Стоит сказать, что гидравлическая стрела должна выдерживать большие нагрузки - фактически стрела остается одним из слабых мест телескопического погрузчика. Это связано с тем, что она испытывает многократные нагрузки максимальной силы. Поэтому для производства корытообразной рамы производители применяют металл большой толщины. Если же мы говорим о раме коробчатого сечения, то здесь используется конструкция из отдельных коробов. Такая рама легче корытообразной, но в отношении телескопического погрузчика нельзя сказать, что это минус. Технология ее производства дороже и сложнее, чем изготовление корытообразной рамы. Выбор рамы зависит от себестоимости и экономической рентабельности, поэтому производители постоянно совершенствуют тип и конструкцию, изменяя вес и жесткость рамы.

Выдвижение секций стрелы

Используется один из вариантов выдвижения секций стрелы: с использованием гидроцилиндров и цепной. В настоящее время многие производители склоняются к мнению, что гидроцилиндры более надежны. Цепи растягиваются в процессе эксплуатации. По этой причине состояние цепи обязательно должно отслеживаться и, при необходимости, регулироваться. Но и гидроцилиндры имеют минус - их цена довольно высока из-за сложности производства и значительного расхода материалов. В любом случае ремонт телескопической стрелы требует времени и больших трудозатрат.

Тип трансмиссии

По своему типу трансмиссия может быть гидродинамическая или гидростатическая. По функционалу профессионалы советуют делать выбор в пользу гидростатической трансмиссии. В свою очередь, гидродинамическая трансмиссия имеет свои преимущества: в ней отсутствуют высокое давление и РВД в отличие от гидростатической. Хотя при гидростатической трансмиссии у агрегата намного меньше деталей, и, соответственно, для ремонта требуется меньше запасных частей. Но гидростатическая трансмиссия позволяет выполнять операции более точно и быстро.

Из этого можно сделать следующий вывод. В общем-то, все телескопические погрузчики от известных производителей, успевших хорошо себя зарекомендовать к сегодняшнему дню, являются надежными и многофункциональными машинами. Выбор остается за покупателем. При покупке важно оценить условия работы (в том числе особенности типа почвы и погоды), технические характеристики, которые будут реально использоваться, обзорность и комфортабельность кабины оператора, расход топлива, возможность использования навесного оборудования и, наконец, максимально допустимую стоимость погрузчика. Ну а самое главное - возможность перед покупкой протестировать машину. Эту возможность предоставляют крупнейшие дистрибьюторы сельхозтехники, такие как «Эконива», «Юпитер», «ЛБР групп», «Агропром -МДТ».

Например, компания «Агропром-МДТ» предоставляет своим клиентам возможность протестировать погрузчики Faresin непосредственно в хозяйствах. При всей технической оснащенности телескопические погрузчики остаются той техникой, которая постоянно совершенствуется. Сегодня мы имеем возможность эксплуатировать машины, в которых уже все сделано для удобной и безопасной работы.

Знакомство с участниками тест-драйва

Проводя сравнение «телескопов» французской фирмы Manitou, английской JCB и итальянской Faresin, следует выделить их следующие характеристики. Безусловное преимущество Manitou состоит в том, что эта компания первой запустила в производство ряд телескопических погрузчиков, для чего освоила новые технологии и тем самым заслужила доверие клиентов.

Ее английский конкурент JCB в свою очередь достаточно стабильно и уверенно держится на российском рынке и располагает разветвленной дилерской сетью. Компании-представители JCB имеют достаточно хорошую сервисную базу. Как показывает опыт, даже самая лучшая техника не будет востребована в случае, если клиент не уверен в надежности сервиса. Manitou также много внимания уделяет сервисной базе своих дилеров, но здесь помимо фактора наличия или отсутствия таковой играет субъективную роль имидж, сложившийся у клиента.

Парк JCB представлен широко, клиенты эту технику еще полностью не знают. Сказывается и хорошая ценовая политика компании. Поэтому, несмотря на то что машины JCB уступают Manitou по некоторым техническим параметрам (вылет стрелы, мощность, грузоподъемность, масса, комфортабельность, легкость в управлении), они являются достойным конкурентом на российском рынке.


Faresin
- новое звено в ряду производителей телескопических погрузчиков. Итальянская техника уверенно завоевывает добрую репутацию, каких-то серьезных технических преимуществ компания предоставить не может, но предлагает совершенно идентичные Manitou машины, да еще с гидростатическим приводом и по более низкой цене. Кроме того, стоимость сервиса и запчастей погрузчиков Faresin намного ниже, чем у более раскрученных брендов. Но делая выбор в пользу того или иного производителя, стоит помнить, что на первом месте всегда стоят сервис и послегарантийное обслуживание.

Тест-драйв

Телескопические погрузчики грузоподъемностью порядка 4 т, c вылетом стрелы до 7 м - самые распространенные модели в России. Мы проводили сравнение этих моделей у Manitou, JCB и Faresin в сельхозпредприятиях, которые эксплуатируют машины в строительстве и уборке.

Габариты и вес

Погрузчик JCB оказался самым длинным и тяжелым. Он длиннее и тяжелее машин Manitou и Faresin на, соответственно, 25 и 60 см и 760 и 820 кг. Погрузчик Faresin - самый короткий, узкий, и у него наименьший клиренс. Если ваши надворные постройки низкие, то погрузчик Manitou и Faresin высотой 2,34 м вам будет в самый раз.


Качество сборки и доступ в кабину

У погрузчика JCB лучшая сборка и отделка, самые аккуратные трубопроводы и электрика. В целом, телескопический погрузчик Manitou собран хорошо, но при более пристальном рассмотрении заметны недочеты, да и пластмассовые элементы имеют несколько дешевый вид. По такому же принципу собран и погрузчик Faresin.

Габариты кабины, удобство, управление, безопасность и уровень шума

На уровне плеч кабина у Manitou оказалась самой длин ной (1,55 м) и узкой (82 см). Самой просторной оказалась кабина у Faresin - 1,35 × 1 м. Примерно такая же кабина и у JCB (1,40 м × 95 см). Кабина итальянской модели телескопического погрузчика кажется самой просторной благодаря своей форме, близкой к кубической. Доступ в кабину каждой модели хороший, даже у относительно высокого погрузчика Manitou.

Все модели телескопических погрузчиков оборудованы обязательными распашными дверями, состоящими из верхней и нижней части, но только у Faresin можно полностью одновременно открыть как верхнюю, так и нижнюю часть двери.

У других моделей на нижней части имеется ограничительный ремень, который, похоже, в некоторых хозяйствах долго не прослужит. Удобство пребывания в кабине зависит от роста и комплекции оператора. Крупным операторам вряд ли понравится ограниченное пространство для ног в кабине Manitou. Все телескопические погрузчики имеют регулируемую рулевую колонку. В погрузчике JCB можно наблюдать понятную приборную панель, выполненную в классическом автомобильном стиле, и джойстик, встроенный в подлокотник сиденья. У Manitou и Faresin - обычное расположение с круглыми указателями. Во всех моделях внедрены защитные системы - датчики, располагаемые в сиденье оператора.

Все телескопические погрузчики имеют простую блокировку функций стрелы, а агрегат JCB располагает к тому же функцией экстренной остановки. Но лишь эта модель требует активации гидравлической системы перед каждым запуском двигателя, хотя машина заводится и без присутствия оператора на сиденье. Индикаторы превышения допустимой нагрузки различные. У Faresin такой индикатор может быть отключен, а у JCB и Manitou индикаторы будут продолжать сигналить, но при этом предусмотрена функция беззвучного режима. По сравнению с тракторами эти погрузчики довольно шумные. Самый сильный шум вентиляторов, охлаждающих двигатель и кабину, наблюдается у Manitou. С увеличением оборотов у Faresin замечен не- большой резонанс, а рулевое управление в отличие от других не шумит. Трансмиссия у Manitou скрежещет. Мы обратили внимание, что у погрузчика JCB самый низкий уровень шума. Низкий пол кабины Manitou не позволяет оператору в достаточной степени обозревать остальную часть «железа», поскольку стрела и капот двигателя находятся высоко. Но это компенсируется наличием в кабине широкоугольного зеркала.

Противоположная ситуация наблюдается у компактного погрузчика Faresin, в котором оператор сидит высоко, что обеспечивает ему прекрасный круговой обзор, в том числе и навесных приспособлений. Не столь хорошо обстоят дела с укороченным окном в крыше и его крохотным стеклоочистителем.

Погрузчик JCB занимает промежуточное положение по комфортности между двумя вышеописанными моделями: у него сравнительно короткий, но довольно объемный капот двигателя, а также окно с хорошим панорамным обзором в крыше.

Замена навесного оборудования

Все модели имеют широкий выбор навесного оборудования, а также механический и гидравлический замок на каретке. Под заказ гидравлический замок под навески других производителей имеется у Faresin. Самый простой выдвижной фиксатор - у Manitou, но он уступает JCB в удобстве.

Гидравлика телескопических погрузчиков в действии

Теперь обратимся к «сердцу» машины. Казалось бы, гидравлическая система с закрытым центром и зависимые от нагрузки гидравлические насосы должны обеспечивать еще более быструю работу стрелы для каждой машины. Но это справедливо только для JCB, чья система позволяет осуществлять весь спектр рабочих операций на относительно низких оборотах двигателя. Погрузчик Faresin довольно быстр, но, как показали испытания, он может выполнять три операции одновременно только на высоких оборотах. Разработчики этого погрузчика говорят, что такая опция, как разделение потоков гидравлики увеличивает потребляемую мощность.

Телескопический погрузчик Faresin также имеет увеличенный угол наклона ковша. Стрела у Manitou работает довольно медленно, хотя у нее самый широкий диапазон наклона и есть функция мягкой остановки в конце выдвижения.

Джойстик у погрузчика JCB позволяет осуществлять самое чуткое управление, но его кнопку отключения сцепления сложно использовать во время телескопирования. Стрела Faresin движется очень быстро и плавно при втягивании, а Manitou демонстрирует средние показатели.

Полезное дополнение - опционально можно установить постоянный приток масла к навесному оборудованию (щетка, различные смесители и т.д.); кроме того, увеличились возможности гидравлики, и появился съемный гидравлический подъемный крюк. Но ни один из разработчиков не догадался добавить такую опцию, как слив гидравлического масла под давлением, ведь это так облегчило бы работу операторов.

Замечено, что у всех представленных моделей телескопических погрузчиков не имеется функции бокового смещения каретки и наклона вил (которые могут быть очень полезными, хотя и не обязательными), а также нет регулируемой подвески переднего моста (это уже строительные модели или дополнительная опция). Для смягчения толчков стрелы все разработчики используют азотные сферические аккумуляторы. Все это помогает оператору и машине работать там, где требуется быстро ездить, в том числе по неровностям. Субъективно (на взгляд операторов, проводивших тест-драйв) Faresin и JCB работают лучше, немного опережая Manitou.

Трансмиссия телескопических погрузчиков

Гидростатический привод Faresin сочетает в себе гибкое изменение скорости, простоту и стремительное движение вперед и назад в удобной для оператора форме. Любое изменение направления движения не вызывает резкого повышения оборотов двигателя и уровня шума. Впрочем, при этом сохраняется плавность даже при высоких скоростях челночного движения. B результате Faresin получает высшие оценки.

JCB - единственный производитель, разработавший шестиступенчатую коробку передач с преобразователем крутящего момента, которая позволяет максимально увеличить вращающий момент. Кроме того, появилась функция автоматического переключения передач на высоких скоростях. Еще одна дополнительная опция - кнопка остановки для загрузки. Но все равно крутые повороты и резкое изменение направления требуют много времени. А в целом этот показатель влияет на общее время работы, так как повороты могут занимать до половины рабочего времени.

Manitou имеет пятиступенчатую коробку переключения передач при невыключенном сцеплении с автоматическим переключением на высоких скоростях, кнопку ступенчатой остановки и три задние передачи. Имеется и джойстик челночного движения.

Максимальная скорость движения всех моделей - 40 км/ч. Переключение передач и челночный режим осуществляются мягче, чем в погрузчике JCB. Только погрузчик JCB имеет переключение с двух ведущих колес на четыре без блокировки дифференциала. Все модели имеют блокировки дифференциала, работающие отдельно, у Manitou и Faresin - полуавтоматически. Сила сцепления с дорогой не ограничена ни в одной из представленных моделей.

Рулевое управление телескопических погрузчиков

У всех моделей предусмотрен обычный набор: 2 ведущих колеса, 4 ведущих колеса и «крабовый» ход. Кроме того, погрузчик Manitou имеет возможность поворота при четырех ведущих колесах при «крабовом ходе». Переключение режимов в погрузчике JCB имеет «защиту от дурака» и полностью автоматизировано; примерно то же самое, но более медленное, есть и у Manitou. Помимо этого, у всех агрегатов имеется контроль за прямым положением передних и задних колес.

Усилия на рулевом колесе у всех моделей невелики. Число оборотов рулевого колеса от упора до упора составляет: у JCB - 4, у Faresin - 4,75, у Manitou - 4,25. Радиус поворота у всех моделей практически одинаковый.

Тормоза

У всех погрузчиков, кроме JCB, есть система торможения на 4 колеса. Итальянцы, как ни странно, использовали мокрые тормозные диски, чтобы усилить систему гидростатического торможения. Для сравнения, «мягкая» педаль у погрузчика Manitou утомляет ногу оператора.

Тяговое усилие и мощность

Максимальные тяговые усилия и мощность измерялись на бетонной площадке. Они, конечно же, примерные, потому что измерялись на одном типе покрытия, но в разных местах. У Manitou максимальное тяговое усилие составило порядка 7,8 т, у Faresin - 7,5 т, а у JCB - 5,62 т. Столь высокий показатель у Manitou согласуется с предварительными результатами официальных испытаний.

Тяговая мощность составила 72 л.с. у JCB, 69 л.с. у Faresin и 64,4 л.с. у Manitou. Телескопические погрузчики теряют до 45-52% заявленной мощности двигателя при движении по земле, в то время как типовой полноприводный трактор с переключением передачи при невыключенном сцеплении - менее 25%.

Грузоподъемность и усилие отрыва

Усилие подъема измерялось в диапазоне высот от 0,2 до 3,8 м. Поскольку в ходе измерений машины были зафиксированы, полученные максимальные показатели будут недостижимы на практике в постоянной работе, поэтому это всего лишь инструмент для сравнения совершенства конструкции. Грузоподъемность у погрузчиков различается весьма незначительно и немного превышает заявленную номинальную (4 т). Что касается усилия отрыва, то здесь лидирует Faresin (6,5 т), за ним следуют JCB (5,1 т) и Manitou (4,5 т).

Расход топлива

По сравнению с трактором аналогичной мощности телескопические погрузчики под полной нагрузкой менее экономичны. Например, полноприводный трактор MF54703 с мощностью двигателя 125 л.с., проходивший испытания в 2008 г., обеспечивает тяговую мощность 104 л.с. на номинальных оборотах двигателя при расходе дизельного топлива 283 г на 1 кВт.ч. В аналогичных условиях с 1,5 т груза на вилах телескопические погрузчики расходуют топлива больше, чем трактор MF5470: относительно экономичный Manitou - на 23%, JCB (415 г на 1 кВт.ч) - на 47%, Faresin с гидростатическим приводом (429 г на 1 кВт.ч) - на 57%.

Машины тестировали по следующей программе: сначала они должны были проехать 440 м под легкой нагрузкой и на полном газу, затем - еще 440 м под средней нагрузкой, а в заключение - дважды поднять 1,5 т на максимальную высоту.

Этот цикл повторялся трижды, после чего измерялся расход дизтоплива. В итоге получилось, что погрузчик Manitou израсходовал в ходе данных испытаний 1,22 кг топлива, Faresin - 1,34 кг, а JCB - 1,48 кг. Но мощностные характеристики и высокая скорость подъема стрелы у JCB позволили этому погрузчику выполнить вышеуказанную программу испытаний за 357 с. Результат Faresin - 390 с, Manitou - 421 с.

Езда по дороге

Езда на погрузчике JCB с двумя ведущими колесами напоминает движение на легковом автомобиле. За ним следует погрузчик Faresin - езда на нем по шоссе так же хороша благодаря простоте гидростатического привода и отличному обзору, разве что машина иногда вступает в неприятную резонансную полосу частот. Погрузчик Manitou в этом смысле «середнячок» из-за низкой посадки оператора,шумной трансмиссии и посредственных тормозов.

Обслуживание

Уход за телескопическими погрузчиками, которыми часто управляют разные операторы, должен быть максимально простым. У погрузчика Faresin операторам понравятся простота дозаправки, проверки уровня масла и пользования смазочными шприцами. Пользователи машины Manitou не получат аналогичную простоту проверки уровней трансмиссионного масла и охлаждающей жидкости, очистки радиатора или наполнения топливом, но зато без труда найдут точки смазки по картинкам в руководстве по эксплуатации. Механики одобрят смазочные шприцы у JCB, но вряд ли обрадуются плохому доступу к аккумулятору, тогда как операторы будут в восторге от легкого доступа к узлам, требующим ежедневной проверки. Исключение - частично спрятанный смотровой глазок для гидравлического масла.


Результаты тест-драйва

Итак, мы провели испытания трех моделей телескопических погрузчиков с точки зрения покупателя, т.е. осмотрели то, что можно «пощупать». Используя простейшие измерительные приборы, которые нам предоставила сервисная служба дилера, мы ставили перед собой задачу самостоятельно, без советов со стороны профессионалов узнать работу каждой модели. Кроме того, мы пообщались с людьми, которые уже имеют опыт эксплуатации испытуемых погрузчиков.

В целом, можно услышать от многих владельцев один очень важный момент. Он состоит в том, что если вы задумались о приобретении погрузчика, то, во-первых, найдите возможность испытать интересующую модель на своей земле, а во-вторых, узнайте о сервисе и стоимости запасных частей. С одной стороны, хорошая модель с комплектом стандартных навесок может стоить от 75 000 до 95 000 евро. Это достаточно большие расходы для любого хозяйства. С другой стороны, экономическая выгода и эффективность работы каждого погрузчика велики.

Подсчитать их можно, просуммировав выгоду использования этой машины во всех сферах деятельности хозяйства: уборка и складирование зерна, работа на ферме, погрузка навоза, компоста, удобрений, загрузка сеялок, разбрасывателей, строительство любой сложности, очистка и планирование дорог и т. д.

На практике получается, что помимо быстрой окупаемости в хозяйстве увеличиваются все показатели работы. Загрузка разбрасывателей и сеялок осуществляется быстрее, что приводит к увеличению суточной производительности, погрузка зерна или тюков на току позволяет быстро заполнить хранилище, работы на строительстве позволяют сократить затраты на кран и погрузчик. Таких примеров много, и все они получены из практики эксплуатации погрузчиков. В среднем получается, что можно окупить полностью эту машину за 2-3 года.

Телескопические погрузчики более универсальны, чем обычные. Именно поэтому они очень распространены. Их используют во многих сферах, от строительства до аграрного сектора. В России пользуются спросом модели около десяти ведущих компаний со всего мира. Преимущественно это европейские бренды.

Компании - производители

В России наибольшим спросом пользуются телескопические погрузчики следующих компаний:

  • Gehl;
  • Manitou BF;
  • MustangManufacturingCo;
  • Sky Trak.

Эти бренды являются лидерами по поставкам такой техники в нашу страну. Погрузчики, которые выпускаются этими компаниями, востребованы повсюду.

MustangManufacturingCo принадлежит компании Gehl. Это американская компания, которая выпускают телескопические погрузчики разной грузоподъемности. Именно Gehl принадлежит знаменитая модель DL, которая имеет функцию быстрого присоединения навесных орудий. Благодаря ей на стрелу можно установить даже платформу для подъема рабочих. Поэтому модель нашла свое применение не только в строительстве, но и в различных монтажных и высотных работах.

У Gehl есть также модель Caterpillar, отличающаяся от всех других типов погрузчиков тем, что оснащена джойстиком, который делает многие функции системы автоматическими.

Отличительная особенность техники Gehl в том, что при покупке телескопического погрузчика клиент может самостоятельно выбрать длину стрелы.

JCB

JCB - это английская компания. В отличие от своих конкурентов, фирма не ограничивается двумя - тремя моделями погрузчиков. Сегодня в линейке бренда 12 моделей, и в скором времени могут появиться новые. Одна из моделей JCB известна тем, что имеет длину стрелы около 17 метров.

Управлять инструментами в технике JCB очень просто. Это можно сделать одним поворотом рычага. Разработчики специально создавали системы, которые могли бы давать возможность быстрой замены рабочего инструмента. Навесные орудия на погрузчиках меняются очень просто и легко прямо в рабочих условиях.

Преимущество техники JCB в ее устойчивости. В компании предусмотрели различные неприятные происшествия, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации.

Manitou BF

Manitou BF - французская фирма, которая известна своими вилочными погрузчиками. Однако она выпускает и телескопическую технику, но только под маркой Maniscopic. Модели французского бренда можно определить по низкой посадке, которая обеспечивает им предельную устойчивость. Погрузчик Gradall G6-42P имеет уникальное рулевое управление, которое сегодня не встречается практически нигде.

Низкая посадка (профиль) погрузчика при небольшой высоте машины и клиренсе 460 мм делают эту технику очень заметной. При этом надо учесть, что у агрегата рулевая передача.

Sky Trak

Sky Trak производит телескопические погрузчики Terex. У компании есть ряд патентов, один из которых - уникальная система стабилизации заднего моста. Использование этой системы повышает устойчивость техники даже при высоких нагрузках.

Другие фирмы

В России есть телескопические погрузчики и других компаний. Например, тут можно встретить даже модели белорусской фирмы "Амкодор-Ударник". Поставляют в страну свои изделия также бренды, которые производят не только телескопические, но и простые погрузчики. Так, среди погрузочной техники можно встретить достаточно популярные установки от Bobcat, Sennebogen и Merlo.

Bobcat - американская компания, которая поставляет на мировые рынки мини-спецтехнику. Бренд производит и реализует экскаваторы, погрузчики, мини-погрузчики и другое оборудование для строительства и сельского хозяйства. В том числе среди изделий Bobcat можно найти и телескопические погрузчики. Это аккуратные небольшие установки, которые очень компактны и обладают функцией быстрой смены навесного оборудования. Они очень востребованы при строительстве, особенно когда речь идет о небольших сооружениях.

Merlo известна своими аграрными моделями погрузчиков, которых всего две:

  • Multifarmer;
  • Turbofarmer.

Turbofarmer имеет большую грузоподъемность и длину стрелы. Эта модель имеет восемь модификаций. Multifarmer менее грузоподъемная модель, у которой всего четыре модификации.

Sennebogen производит гусеничную технику. На российских рынках можно найти краны этого бренда, автокраны, перегружатели и другие установки. Подъемная техника Sennebogen известна своей надежностью и функциональностью. Она очень долговечна, потому что каждая деталь любой установки проходит предварительное заводское тестирование.

Среди множества марок и моделей потребитель может запутаться. Как выбрать надежный телескопический погрузчик? Известно, что правильно выбранный агрегат уже за пару лет может полностью окупить себя. А срок службы без ремонта у него длительный.

Телескопическе погрузчики различаются грузоподъемностью и длиной стрелы. Кроме того, к каждому из них прилагается навесное оборудование.

При выборе надо обратить внимание на ряд деталей. В первую очередь, надо решить, в каких условиях будет использоваться устройство и какие характеристики грузоподъемности ему необходимы. Стрела выбирается точно так же. Кроме того, надо обратить внимание на кабину. В ней должно быть комфортно и удобно. Никакие детали не должны мешать обзору.

Экономичность погрузчика тоже имеет очень большое значение.

Покупателю нужно смотреть как на расходы в настоящем (стоимость самого погрузчика), так и на расходы при эксплуатации и возможном ремонте.

Например, надо узнать, каков у погрузчика расход топлива. Все ведущие бренды сегодня поставляют надежную технику, но выбирать ее надо под конкретные нужды.

Существует огромное количество моделей телескопического погрузчика, поэтому неопытному человеку очень легко в них запутаться и выбрать такой, чья функциональность не будет полностью соответствовать требованиям к данному оборудованию. Правильно выбранный агрегат может всего за несколько лет эффективного использования полностью окупить затраты на его приобретение. Даже если вы берете погрузчик в аренду, подходить к этому необходимо внимательно.

Сделать ошибку здесь также просто, как когда вы выбираете электростанции и генераторы. Чтобы этого избежать при совершении выбора, необходимо обратить внимание на несколько основных факторов.

Нюансы выбора погрузчика

Основные параметры, на которые необходимо обращать внимание при покупке телескопического погрузчика, это грузоподъемность и длина стрелы. Именно по этим критериям различаются все существующие модели данной техники. Помимо этого, к погрузчикам также добавляется навесное оборудование. То, какое количество подвесного оборудования поддерживает конкретная модель погрузчика, зависит и его функциональность, поэтому на данный параметр необходимо обращать пристальное внимание.

Есть еще ряд деталей, которые потребуют вашей оценки перед выбором. Например, условия эксплуатации и вес груза, который потребуется перемещать, зависит и грузоподъемность, которая нужна. Выбирать слишком мощный для ваших целей погрузчик не стоит – он только обойдется вам дороже, а пользы от этого не будет. Это будет просто перерасход средств, которые лучше пустить на другие нужды строительства.

Также важно обратить внимание на кабину. Она должна быть достаточно просторной, с хорошим обзором, иначе в ней будет некомфортно работать. Важно помнить, что оператору данной техники может быть придется проводить в ней много часов подряд, а значит, условия должны быть подходящими для такой работы.

Важное значение также имеет экономичность погрузчика. На нее стоит обращать внимание при покупке или аренде погрузчика. В данное определение входит, к примеру, расход топлива, который у некоторых моделей может быть достаточно высоким, особенно при интенсивной работе.

В целом, все ведущие на текущий момент бренды предоставляют модели высокого качества, но выбирать необходимо, исходя из того, что именно нужно вам для ваших нужд в работе. Погрузчики, как и электростанции, значительно облегчают выполнение многих видов работ, если выбрать их правильно.