Миноносцы типа «Сокол. Миноносцы типа «Сокол», Описание конструкции Миноносцы типа «Сокол» Информацию О

Миноносцы типа «Сокол»

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса и общая архитектура миноносцев типа «Сокол» были подчинены главной цели-достижению необычайно высокой скорости хода. Корпус с очень большим удлинением (отношение длины к ширине свыше 10:1) изготавливался из высокопрочной, но очень тонкой никелевой стали. На головном корабле, построенном фирмой «Ярроу», толщина обшивки не превышала 3-4 мм (ширстречный пояс - 5 мм), палубного настила 2-5 мм, водонепроницаемых переборок 2-4 мм. Предельное облегчение корпуса, вызванное желанием сэкономить массу для мощной энергетической установки, привело к тому, что палуба истребителя прогибалась даже под весом человека. «Корпус корабля производит впечатление каркаса, на который натянута мокрая парусина», - так язвительно оценивал современник миноносцы-рекордсмены, к числу которых принадлежал и «Сокол».

У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, в оконечностях- до 4,5-6 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и, соответственно, снизило скорость хода.

Конструктивно корпус миноносцев типа «Сокол» был клепаным, система набора - поперечная, шпация - 0,53 м. Непотопляемость обеспечивали 10 (на «Твердом» - 12) поперечных водонепроницаемых переборок, продольную прочность - киль и два днищевых стрингера, изготовленные из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень были коваными.

Механизмы

Главная энергетическая установка миноносцев типа «Сокол» состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех или восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Машины были спроектированы фирмой «Ярроу»; валы и поршни изготавливались из кованой стали; цилиндры (диаметром 457,660 и 992 мм) отливались из мелкозернистого чугуна и покрывались сверху асбестом и листовым алюминием. Трехлопастные гребные винты диаметром 1,98 м отливались из бронзы. Отработанный пар от обеих машин поступал в общий конденсатор (второй конденсатор появился только на кораблях типа «Твердый»). На испытаниях машины «Сокола» превысили проектную мощность, показав 1950 и.л.с. при 405 об/мин вместо расчетных 1900 и.л.с. и 400 об/мин. Следует заметить, что механизмы головного корабля, построенные в Англии, оказались более надежными и долговечными, чем их копии, изготовленные на отечественных заводах.

Пар для машин вырабатывали восемь (на истребителях типа «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов треугольного типа фирмы «Ярроу». Поверхность нагрева каждого котла - 96,7 м2, площадь колосниковой решетки - 2 м2, рабочее давление пара -14 атм. Котлы были сгруппированы в двух котельных отделениях; они размещались попарно поперек корабля, причем каждая пара имела общую дымовую трубу (такое расположение позволяет ряду справочных изданий утверждать, что на миноносцах типа «Сокол» устанавливалось по четыре сдвоенных паровых котла). Время разводки паров составляло около одного часа. Для большинства серийных «соколов» котлы изготавливало Товарищество Невского завода; нефтяные котлы для первых «ижорских» кораблей - Балтийский завод.

Полный запас угля (60 т) хранился в угольных ямах - бортовых, расположенных на протяжении котельных отделений, и одной поперечной, находящейся позади камбуза. Последняя, правда, оказалась крайне неудобной в эксплуатации и на миноносцах последней группы (типа «Твердый») была ликвидирована. При этом за счет более компактных котлов удалось несколько увеличить емкость бортовых угольных ям.

Расход топлива, по данным испытаний «Сокола» летом 1896 года, составил 0,74 т/ч при скорости 16,27 узла (635 и.л.с., 209 об/мин), 1,87 т/ч при скорости 21,53 узла (1650 и.л.с., 286 об/мин) и 3,04 т/ч при скорости 25,89 узла (3683 и.л.с., 371 об/мин). Исходя из этих цифр, дальность плавания миноносца должна была составить 1200 миль 16-узловым ходом и более 2500 миль - 10-узловым.

Скорость, остойчивость, мореходность

Высокая скорость хода, конечно же, являлась главным козырем нового класса боевых кораблей - дестройеров, или истребителей. Однако к выдающимся результатам, показанным во время официальных испытаний, необходимо относиться с изрядной долей скептицизма: зачастую они представляли собой просто рекламный трюк, работающий на имя судостроителя. Пробеги на мерной миле, как правило, проводились в совершенно «тепличных» условиях - при полном штиле, с командой специально подготовленных кочегаров и использованием лучших сортов угля. Вооружение и запасы обычно отсутствовали. Поэтому неудивительно, что в процессе службы миноносцам никогда не удавалось повторить достигнутые на испытаниях рекорды, а их фактическая скорость была на три - четыре узла меньше декларируемой.

В этом отношении «Сокол» не являлся исключением. И снижение контрактной скорости у серийных истребителей отечественной постройки, в принципе, вполне объяснимо. Хотя, конечно, ее падение до уровня ниже 25 узлов у последних представителей серии никак нельзя оценить положительно.

Мореходность «соколов» была, разумеется, несколько лучше, чем у их предшественников - миноносцев типа «Пернов», но все равно ее трудно назвать удовлетворительной. «Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм»-так писал наблюдающий за постройкой «соколов» на Невском заводе капитан 2 ранга А.П.Муравьев. Тем не менее в ходе службы истребителям довелось совершать дальние подходы и выдерживать довольно серьезные шторма.

Остойчивость миноносцев находилась в пределах нормы. По результатам кренования в октябре 1895 года начальная поперечная метацентрическая высота «Сокола» при полном водоизмещении составила 0,854 м. Для истребителей серии «Твердый» эта характеристика, по расчетам, равнялась 0,64 м.

Длинный и узкий корпус «Сокола» предопределил не очень хорошую поворотливость, но в ряду своих «одноклассников» маневренные качества головного корабля выглядели вполне приемлемыми. Диаметр циркуляции на скорости 22,5 узла составил 2,5 кбт (около 8 длин корпуса), время циркуляции - 2 мин 33 с.

Вооружение

Артиллерийское вооружение истребителей типа «Сокол» включало одну 75-мм пушку системы Канэ и три 47-мм пушки системы Гочкиса. 75-мм орудие (длина ствола 50 клб, вес снаряда 4,9 кг) устанавливалось на площадке, опирающейся на крышу боевой рубки. На миноносцах постройки Ижорского завода и верфи Крейтона применялись в основном орудия с коробчатым щитом на станках Канэ; на кораблях Невского завода и разборных «ижорцах» устанавливались 75-миллиметровки на станке Меллера с облегченным щитом. В боекомплект входили только бронебойные 75-мм снаряды; их боезапас составлял 160 штук.

47-мм пушки Гочкиса на станках Меллера с ртутным компрессором размещались на верхней палубе (две за боевой рубкой побортно и одна в корме). Они вели огонь чугунными или стальными гранатами весом по 1,5 кг; общий боезапас составлял 800 патронов.

Подача боеприпасов к орудиям обоих калибров осуществлялась вручную.

Минное вооружение состояло из двух поворотных торпедных аппаратов калибра 381 мм, расположенных в диаметральной плоскости корабля. На серийных миноносцах кормовой аппарат, по сравнению с «Соколом», немного сдвинули в нос. Роль основного оружия истребителя играли «17-футовые» самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда образца 1898 года (длина 5,18 м, вес 430 кг, вес боевой части 64 кг, дальность хода 600 м 30-узловым ходом или 900 м 25-узловым). Стрельба осуществлялась с помощью пороховых зарядов. Общий запас торпед - 6 штук, из которых две готовые к бою находились непосредственно в аппаратах и еще четыре хранились в носовом кубрике в разобранном виде (корпуса - в рундуках, боевые зарядные отделения - в трюме). Кроме того, на верхней палубе имелись два специальных контейнера, в которые могли укладываться собранные торпеды.

Судовые устройства и системы

Основные механизмы судовых систем (рулевая машина, шпиль) имели паровой привод; электричество использовалось лишь для прожектора и освещения внутренних помещений. Мощность пародинамомашины составляла 4 кВт (на «Соколе») или 5 кВт (на серийных кораблях отечественной постройки).

Водоотливная система включала шесть трюмных эжекторов с паровым приводом производительностью по 60 т/ч; имелась также аварийная ручная помпа. Испаритель мог давать в сутки 3 т котельной или 1 т питьевой воды. Вода подавалась в котлы восемью донками; кроме того, еще две донки предназначались для аварийного питания котлов и тушения пожаров. Воздухонагнетательный насос производительностью 4 л/мин при давлении воздуха 120 атм., находившийся в машинном отделении, служил для зарядки резервуаров торпед.

Якорей было два - один весом 295 кг, другой -100 кг. Спасательные средства состояли из четырехвесельного деревянного вельбота и двух складных парусиновых восьмивесельных шлюпок.

Экипаж

По штату экипаж головного «Сокола» насчитывал 48 человек: 5 офицеров и 43 матроса и кондуктора. На серийных кораблях отечественной постройки численность команды несколько изменили - офицеров осталось 4, нижних чинов - 48. В реальных условиях экипаж иногда увеличивался до 55 человек.

Офицерские помещения, в том числе и каюта командира, располагались сразу же за машинным отделением; далее в корму шли каюта кондукторов и матросский кубрик. Второй кубрик находился в носовой части; между ним и первым котельным отделением размещался камбуз. Условия обитаемости на миноносцах были самыми что ни на есть спартанскими. Впрочем, на столь небольших и плотно «упакованных» механизмами кораблях по-другому и быть не могло.

|
миноносцы типа сокол*
- тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с 1894 по 1902 годы. Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны, но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.

  • 1 Назначение
  • 2 История разработки и строительства
  • 3 Конструкция
    • 3.1 Корпус
    • 3.2 Механизмы
    • 3.3 Вооружение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Назначение

  • Борьба с миноносцами противника.

История разработки и строительства

Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году. Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.

Конструкция

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Механизмы

ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.

Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

Вооружение

Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.

Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Примечания

Ссылки

  • Эскадренный миноносец «Прыткий» (рус.). Проверено 7 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  • Миноносцы типа «Сокол» (рус.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.

миноносцы типа сокол*

Миноносцы типа «Сокол» Информацию О

«Прочный» 10.1896/19.9.1898/5.1902-искл. 1922

«Подвижный» 10.1899/21.5.1901/5.1902-искл. 1922

«Послушный» 1898/5.1898/7.1900 - искл. 1922

«Прозорливый» 1898/26.6.1898/5.1900-погиб 4.10.1925

«Ретивый» 1899/10.6.1900/7.1902-искл. 1922

«Резвый» 1899/19.8.1899/5.1902-искл. 1922

«Рьяный» 1899/24.6.1900/5.1902-искл. 1922

«Поражающий» 1896/3.11.1896/5.1902 - искл. 1925

«Прыткий» 11.1894/10.8.1895/10.10.1895-искл. 1922

«Точный» Крей 1904/27.11.1905/2.10.1906-искл. 1927

«Тревожный» Крей 1904/5.1906/21.6.1907-искл. 1927

«Твердый» Крей 1904/19.9.1906/21.6.1907-искл. 1927

«Бойкий» НЗ 1901/11.8.1901/10.8.1902-искл. 1925

«Бравый» НЗ 1901/29.9.1901/9.1902-искл. 1925

«Бодрый» НЗ 1901/4.5.1902/9.1902-искл. 1925

«Сердитый» НЗ 1901/21.10.1901/1.6.1903-искл. 1925

«Смелый» НЗ 1901/28.1.1902/31.8.1902-искл. 1925

«Скорый» НЗ 2.1902/4.5.1903/29.11.1903-искл. 1925

«Статный» НЗ 1902/8.11.1903/29.11.1903-искл. 1925

«Инженер механик Анастасов» Крей 1905/6.8.1907-искл. 1925

«Лейтенант Малеев» Крей 1905/5.9.1907/30.8.1908-искл. 1925

«Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный».

250/305 т, 58x5,8x2,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 3800 и.л.с.=26 уз., 50 т угля. Эк. 61 чел. 2 - 75 мм/50, 2 пул., 2x1 ТА 450 мм, 10 мин загр.

Первые миноносцы-истребители Российского флота. Головной «Прыткий» (до 9.3.1902 «Сокол») построен в Англии фирмой «Ярроу», остальные строились на Невском заводе в Санкт-Петербур­ге. К началу 1-й мировой войны морально устарели. Использова­лись в основном для обеспечения полетов гидроавиации и для нужд службы связи. «Послушный», «Прозорливый» и «Резвый» захва­чены финскими белогвардейцами в Гельсингфорсе и впоследст­вии включены в состав финского флота. «Прозорливый» (в фин­ском флоте S-2) затонул во время шторма в Ботническом заливе.«Стро­гий» 20.3.1915 таранным ударом повредил немецкую ПЛ. «Сметливый» и «Стремительный» 18.6.1918 затоплены экипажами в Новорос­сийске; «Строгий» и «Свирепый» брошены Врангелем в Севасто­поле, восстановлены, переименованы в «Марти» и «Лейтенант Шмидт». Служили в составе Морских сил Черного моря до 1927 - 1929 гг. Остальные корабли сданы на слом в конце 20-х гг.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Миноносцы типа «Сокол»
Проект
Страна
  • Россия 22x20px Россия
    СССР 22x20px СССР
    Финляндия 22x20px Финляндия
    Япония 22x20px Япония
Изготовители
  • Завод Ярроу (головной)
    Невский завод (все остальные)
Операторы
  • ВМФ Российской Империи
Годы постройки 1894-1906
Построено 27
Основные характеристики
Водоизмещение 240 тонн (полное)
Длина 57,91 м (между перпендикулярами)
Ширина 5,3 м
Осадка 1,63-2,29 м
Бронирование Нет
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 4 или 8 котлов
Мощность 3800 л. с. (2,9 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 26,5 узла (проектная)
Дальность плавания 2500 миль на 10 узлах
1200 на 15 узлах
250 на 25 узлах
Экипаж 52-64 человек
Вооружение
Артиллерия 1 × 75-мм/50 Канэ,
3 × 47-мм/35 Гочкиса
с 1912
2 × 75-мм пушки Канэ
Минно-торпедное вооружение 2 поворотных 381-мм ТА (мины Уайтхеда)
15px Изображения на Викискладе
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Миноносцы типа «Сокол» - тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с по 1902 годы . Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий ». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны , но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.

Назначение

  • Борьба с миноносцами противника.

История разработки и строительства

Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году . Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок ». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.

Конструкция

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Механизмы

ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.

Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

Вооружение

Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.

Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Напишите отзыв о статье "Миноносцы типа «Сокол»"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) . Проверено 7 февраля 2012. .
  • (рус.) . Проверено 14 февраля 2013. .

Отрывок, характеризующий Миноносцы типа «Сокол»

Люди начали расходиться. На этот раз казнь для них была непонятной, так как никто не объявил, кем был казнимый человек, и за что он умирал. Никто не потрудился сказать ни слова. Да и сам приговорённый вёл себя довольно странно – обычно люди кричали дикими криками, пока от боли не останавливалось сердце. Этот же молчал даже тогда, когда пламя пожирало его... Ну, а любая толпа, как известно, не любит непонятное. Поэтому многие предпочитали уйти «от греха подальше», но Папские гвардейцы возвращали их, заставляя досматривать казнь до конца. Начиналось недовольное роптание... Люди Караффы подхватили меня под руки и насильно впихнули в другой экипаж, в котором сидел сам «светлейший» Папа... Он был очень злым и раздражённым.
– Я так и знал, что он «уйдёт»! Поехали! Здесь нечего больше делать.
– Помилуйте! Я имею право хотя бы уж видеть это до конца! – возмутилась я.
– Не прикидывайтесь, Изидора! – зло отмахнулся Папа, – Вы прекрасно знаете, что его там нет! А здесь просто догорает кусок мёртвого мяса!.. Поехали!
И тяжёлая карета тронулась с площади, даже не разрешив мне досмотреть, как в одиночестве догорало земное тело безвинно казнённого, чудесного человека... моего отца... Для Караффы он был всего лишь «куском мёртвого мяса», как только что выразился сам «святейший отец»... У меня же от такого сравнения зашевелились волосы. Должен же был, даже для Караффы, существовать какой-то предел! Но, видимо, никакого предела и ни в чём, у этого изверга не было...
Страшный день подходил к концу. Я сидела у распахнутого окна, ничего не чувствуя и не слыша. Мир стал для меня застывшим и безрадостным. Казалось – он существовал отдельно, не пробиваясь в мой уставший мозг и никак не касаясь меня... На подоконнике, играясь, всё также верещали неугомонные «римские» воробьи. Внизу звучали человеческие голоса и обычный дневной шум бурлящего города. Но всё это доходило до меня через какую-то очень плотную «стену», которая почти что не пропускала звуков... Мой привычный внутренний мир опустел и оглох. Он стал совершенно чужим и тёмным... Милого, ласкового отца больше не существовало. Он ушёл следом за Джироламо...
Но у меня всё ещё оставалась Анна. И я знала, что должна жить, чтобы спасти хотя бы её от изощрённого убийцы, звавшего себя «наместником Бога», святейшим Папой... Трудно было даже представить, если Караффа был всего лишь его «наместником», то каким же зверем должен был оказаться этот его любимый Бог?!. Я попыталась выйти из своего «замороженного» состояния, но как оказалось – это было не так-то просто – тело совершенно не слушалось, не желая оживать, а уставшая Душа искала только покоя... Тогда, видя, что ничего путного не получается, я просто решила оставить себя в покое, отпустив всё на самотёк.
Ничего больше не думая, и ничего не решая, я просто «улетела» туда, куда стремилась моя израненная Душа, чтобы спастись... Чтобы хотя бы чуточку отдохнуть и забыться, уйдя далеко от злого «земного» мира туда, где царил только свет...
Я знала, что Караффа не оставит меня надолго в покое, несмотря на то, что мне только что пришлось пережить, даже наоборот – он будет считать, что боль ослабила и обезоружила меня, и возможно именно в этот момент попробует заставить меня сдаться, нанеся какой-то очередной ужасающий удар...
Дни шли. Но, к моему величайшему удивлению, Караффа не появлялся... Это было огромным облегчением, но расслабляться, к сожалению, не позволяло. Ибо каждое мгновение я ожидала, какую новую подлость придумает для меня его тёмная, злая душа...
Боль с каждым днём потихонечку притуплялась, в основном, благодаря пару недель назад происшедшему и совершенно меня ошеломившему неожиданному и радостному происшествию – у меня появилась возможность слышать своего погибшего отца!..
Я не смогла увидеть его, но очень чётко слышала и понимала каждое слово, будто отец находился рядом со мной. Сперва я этому не поверила, думая, что просто брежу от полного измождения. Но зов повторился... Это и, правда, был отец.
От радости я никак не могла придти в себя и всё боялась, что вдруг, прямо сейчас, он просто возьмёт и исчезнет!.. Но отец не исчезал. И понемножку успокоившись, я наконец-то смогла ему отвечать...
– Неужели это и правда – ты!? Где же ты сейчас?.. Почему я не могу увидеть тебя?
– Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться.
Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом...
– Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она?
– Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше.

17

в Избранное в Избранном из Избранного 9

Написанию поста (вообще задумывалась другое и на другую тему. Что-то типа «Английские миноносцы А-класса как зеркало английской научно-технической революции») явилось желание рассказать об этих интересных миноносцах-уничтожителях, явившихся довольно кардинальной вехой в теории малого военного судостроения. причем не только для мирового, но и для нашего кораблестроения (Миноносцы типа «Сокол»).

Вторым желанием было рассказать об малоизвестных элементах конструкции в столь малом водоизмещении. Просто альтернативщика-кораблестроителя отпугивает кажущаяся простота и изученность (на примере «Сокола») конструкции. Ну, казалось бы, что там можно поменять? Это Паганини играл на одной струне, а тут… Хоть ты как тасуй пару котлов и машины… Ан нет, все три фирмы-производителя подошли к делу в меру талантливо - и явили миру довольно самобытные (ПМ с V-образным расположением цилиндров не хотите? Любой каприз…) и отличающиеся даже меж собой конструкции.

В общем компиляция интернет-источников (заменял данные, которые считал абсурдными):

1. С. В. Патянин , глава «Эсминцы ВМС Великобритании» Том 1: Эсминцы периода 1892–1909 гг. (что в свою очередь является компиляцией David Laion «The First destroyers» + инет):
http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/GB_DD_Ugol/03.htm
2. Н. Н. Афонин, С. А. Балакин. Миноносцы типа «Сокол»:
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2004_02/index.htm
3. Оспрей – BRITISH DESTROYERS 1892-1918
4. англ. журналы «Инженер» за 1894 + пара книжек по котлам (взяты схемы)

****************

История появления (2 версии).

1. Значительные успехи французских миноносцев… подстегнули англичан. В начале 1892 года к молодому контр-адмиралу Джону Фишеру, недавно занявшему пост Третьего лорда Адмиралтейства - Контролера флота, обратился известный кораблестроитель Альфред Ярроу с проектом «сверхминоносца», призванного затмить быстроходные французские корабли данного класса. Фишер поддержал инициативу, а на вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, ответил:

«Мы назовем их истребителями, так как их задача - уничтожать французские миноносцы».

2. В марте 1892 года будущий создатель «Дредноута» адмирал Джон Фишер, занимавший в ту пору пост Контролера Адмиралтейства (Контролер Адмиралтейства, он же Третий морской лорд, отвечал за проектирование и строительство кораблей для Ройял Нэйви), пригласил к себе владельцев двух ведущих фирм, занимавшихся про вотированием и строительством миноносцев, -Джона Айзека Торникрофта и Альфреда Фернандеса Ярроу. Со свойственной ему решимостью Фишер потребовал разработать проект «истребителя мино­носцев» - дестройера со следующими характеристиками: водоизмещение - около 300 т, скорость хода - 26 узлов, вооружение - одна 76-мм, три 57-мм пушки и три торпедных аппарата, стоимость - не более 30 тыс. фн. ст. Нелишне напомнить, что самые крупные миноносцы того времени имели водоизмещение не более 150 т, а калибр их артиллерии не превышал 47 мм.

(ну т.е. однозначным является, что Фишер и кораблестроители встретились.)

Закладка первых в мире дестройеров состоялась в июле того же года. «Дэринг» и «Дикой» строились на верфи Торникрофта, «Хэвок» и «Хорнет» - на заводе Ярроу.

Эти шесть эсминцев должны были стать (и стали) прототипом для «27-узловых эсминцев программы 1893-94 гг.» Первые и последние корабли своего класса, в которых Адмиралтейство пыталось совместить миноносец (torpedoboat) и его истребитель, предназначенный для его уничтожения (torpedoboat destroyer). Заказ на первые два корабля («Daring» и «Decoy») был выдан 27 июня 1892 года, на следующую пару («Havoc» и «Hornet») - 2 июля 1892 г., а на последнюю («Ferret» и «Lynx») - 6 января 1893 г. Всем им оговаривались контрактная скорость не менее 27 уз при водоизмещении в полном грузу от 200 до 300 т. В качестве прототипа предлагалось использовать построенный для правительства Италии мореходный миноносец «Ariete». Состав вооружения, исходя из предназначения кораблей, предполагался двойным: в варианте истребителя - одно 12-фунтовое (76-мм) орудие, пять 6-фунтовых (57-мм) пушек и один 18-дюймовый (450-мм) торпедный аппарат в носу; в варианте миноносца предусматривалась возможность замены двух 6-фунтовых пушек на равное число палубных поворотных торпедных аппаратов. Еще одно требование относилось к силуэту, который должен был сводиться к минимуму. Остальные параметры проекта оставлялись на усмотрение фирмы-строителя.

Все эсминцы-прототипы имели двухвальную силовую установку. Для обеспечения контрактной скорости их корпуса получили значительное удлинение (более 10, тогда как у миноносцев той эпохи оно не превышало 7-8) и облегчались до предела (особенно на истребителях фирмы «Yarrow»). Запас угля составлял около 50 т, экипаж - 43-45 человек. Дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3000 миль, а полной скоростью хода - около 480 миль. Все корабли на испытаниях показали скорость хода выше предусмотренной контрактом. Так, например, «Daring» 19 июля 1894 г. (при водоизмещении 237,7 т и мощности главных механизмов 4644 инд. сил) смог развить скорость хода 28,213 уз, a «Decoy» 31 августа 1894 г. (при водоизмещении 237,25 т и мощности механизмов 4049 инд. сил) - 27,641 уз. Однако в реальных условиях службы скорость хода всех шести эсминцев редко превышала 20 узлов . После вступления в строй они классифицировались как «26-узловые программы 1892-93 гг.»

Управлялись корабли из двух носовых постов: из боевой рубки и с ходового мостика. Имелся кормовой ходовой мостик, прикрытый ветрозащитным щитом. Носовой ходовой мостик располагался в боевой рубке. На каждом из этих постов находились репитер магнит­ного компаса, штурвал с паровым приводом к полубалансирному рулю и машинный телеграф. Штурвал кормового поста кроме парового (или тросового), имел еще и ручной привод к рулю. Магнитный компас был установлен на возвышенной деревянной платформе. Такая схема расположения постов управления кораблем, в принципе, сохранялась на всех последующих британских эсминцах. Единственная мачта, не имевшая парусного вооружения, служила лишь для подъема сигналов и являлась опорой для деррик-крана.


В процессе эксплуатации вооружение эсминцев состояло из одного 76-мм орудия (боезапас 100 выстрелов), трех 57-мм пушек и трех 450-мм торпедных аппаратов (при общем запасе шесть торпед). Впоследствии носовой торпедный аппарат был демонтирован с це­лью облегчить носовую оконечность, а также из-за того, что при стрельбе на высоких скоростях миноносцы того периода нередко таранили выпущенную ими же торпеду. Позднее для улучшения остойчивости демонтировали и один из палубных торпедных аппаратов.

Эти прототипы на десятилетие вперед продиктовали особенности внешнего облика британских истребителей: гладкопалубный корпус; носовая часть палубы покрыта карапасом («черепаший панцирь», как его называли), за которым располагалась небольшая боевая рубка, поддерживавшая платформу 76-мм орудия. По бокам от рубки имелись ограждения, служившие волноломами, защищавшими 57-мм пушки. Все «26-узловые» имели по невысокой фок-мачте, располагавшейся на некотором расстоянии позади боевой рубки. Корабли внешне различались между собой количеством и наклоном дымовых труб, а также формой форштевней и ахтерштевней.

Имя «Daring» «Decoy» «Havoc» «Hornet» «Ferret» «Lynx»
Фирма «Thornycroft» (Саутгемптон) «Yarrow» (Поплар) «Laird» (Биркенхэд)
Дата закладки 07.1892 07.1892 1.07.1892 1.07.1892 1.07.1893 1.07.1893
Дата спуска 25.11.1893 25.02.1894 28.10.1893 13.12.1893 9.12.1893 24.01.1894
Дата вступления в строй 02.1894 1894 15.01.1894 07.1894 03.1895 08.1895
Дата исключения из списков 04.1912 13.08.1914 05.1912 09.1909 04.1912
Дата отправления на слом 10.04.1912 затонул 14.05.1912 12..10.1909 08.1910 12.04.1912
Водоизмещение (лонг т) 260/287,8 240/275 230/280
Длина, м 56,39 56,39 60,66
Ширина, м 5,79 5,67 6,04
Осадка, м 2,15 2,32 2,74
Силовая установка 2 ПМ (4 цилиндра), 3 ПК 2 ПМ, 2ПК 2 ПМ, 8ПК 2 ПМ (3 цил), 4 ПК
Мощность СУ (л.с.) 4200 3500 4000 4475
диаметр цилиндра ВД 19″ 18″ 19″
диаметр цилиндра СД 27″ 26″ 28,5″
диаметр цилиндра НД 2×27″ 39″ 42″
Ход штока поршней 16″ 18″? 19,5″
Тип котлов Водотрубные «Thornycroft» Огнетрубные «Yarrow» Водотрубные «Yarrow» Водотрубные «Normand»
вес котлов, лонг т 54 54 43 50,7
запас угля, лонг т 52 47 58
Скорость (уз) на испытаниях 28,7 (29,268 ) 27,6 26,77 28 27,61 27,15
Дальность (миль) при 10 уз 3000 3000 3000
полным ходом 480 480 480
Вооружение 1-76,2 мм, 3-57 мм, 3-457 мм ТА (6 торпед)
(в 1905-1906 г - торпедное вооружение демонтировано)
экипаж 48 46 46
стоимость, фунтов ст. ~36 000 36 526 36 112 ~36 000

Корабли фирмы «Yarrow»

Первые в мире эскадренные миноносцы. Изначально строились по инициативе Альфреда Ярроу, а затем по заказу Адмиралтейства. Различались составом силовой установки и внешнему виду. «Havoc» имел приподнятый форштевень и две трубы, расположенных близко друг к другу, почти на мидель-шпангоуте. На «Hornet» труб было четыре, из которых вторая и третья стояли близко друг к другу. После замены котлов на «Havoc» он получил три дымовых трубы. На нем также в корму перенесли фок-мачту (ее разместили между первой и второй трубами). На «Havoc» для ускорения строительства и проведения испытаний устанавливались огнетрубные котлы фирмы «Yarrow» массой 54 т, а на «Hornet» - водотрубные, той же фирмы, весившие всего 43 т. Оба эсминца оснащались трехх­цилиндровыми вертикальными паровыми машинами тройного расширения.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения , работу которых обеспечивали на «Havoc» два огнетрубных котла фирмы «Yarrow», a на «Hornet» - восемь водотрубных котлов той же фирмы.


«Havoc»


Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1899-90 гг. на заводе фирмы «Hawthorn Leslie» на нем заменили водотрубные котлы на три котла фирмы «Yarrow». В 1905 г. эсминец переклассифицировали в посыльное судно. В мае 1912 г. исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан на слом.

«Hornet»

После вступления в строй корабль нес службу в Средиземном море. В марте 1900 г. его вернули в воды Метрополии. В 1905 г. «Hornet» переклассифицировали в посыльное судно. В сентябре 1909 г. его исключили из боевого состава флота и 12 октября 1909 г. в Лондоне фирме «Ship Breaking Co» продали на слом.

Корабли фирмы «Thornycroft»

Торникрофт обеспечил своим эсминцам лучшее качество изготовления корпуса и механизмов, чем это было у истребителей фирмы «Yarrow». Отличались двухтрубным силуэтом (трубы сравнительно невысокие и широкие, далеко разнесенные между собой, с наклоном к корме), закругленными бортами и формой кормовой оконечности, скошенной к ватерлинии, а также наличием двойного руля. В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили примерно на 0,4 м. У кораблей были корпуса упрощенной конструкции, но на 4 % тяжелее, чем у фирмы «Yarrow». На первых официальных пробах на мерной миле «Daring» не смог развить ход более 24 узлов, что было связано с явлением кавитации, с которым кораблестроители столкнулись впервые. Было заменено шесть пар винтов, прежде чем удалось развить ход более 27 уз. При этом площадь винтов, с которыми истребитель достиг контрактной скорости, была на 45 % больше той, с которыми он вышел на испытания.

Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин (V-образные, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft» с повышенным давлением пара, что увеличивало их экономичность.

«Daring»

Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. В марте 1912 г. «Daring» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.

«Decoy»

Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. 13 августа 1914 г. «Decoy» затонул в результате столкновения с британским эсминцем «Arun» (типа «River») в районе скалы Вульф (о-ва Силли). Погиб 1 человек.

Корабли фирмы «Laird Brothers»

Фирма «Laird Brothers» не обладала столь широким опытом в постройке боевых кораблей, каким обладали фирмы «Yarrow» и «Thornycroft». Тем не менее, она являлась одним из пионеров в постройке торговых паровых судов, в частности, пассажирских лайнеров. Любопытно то, что эта фирма построила первую канонерскую лодку британского флота - «Rattlesnake». Впоследствии аналогичные корабли были построены по заказу правительств Аргентины и Чили. Заказанные ей истребители имели оригинальную компоновку и силуэт, не применявшиеся другими британскими фирмами. Энергетическая установка этих кораблей состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand». Машинное отделение располагалось между котельными в середине корпуса. Отличались четырехтрубным силуэтом (трубы наклонные, сравнительно невысокие и узкие, разнесенные почти по всей длине корпуса через почти равные промежутки), наклонным форштевнем и нависающей над водой кормой. Один палубный торпедный аппарат располагался между второй и третьей трубами, а второй - позади четвертой. Хотя Лэрды и использовали на своих кораблях котлы французской фирмы «Normand», на их основе впоследствии была разработана собственная конструкция, которая впрочем, не получила распространения за пределами фирмы.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин типа тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

«Ferret»

Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1906 г. с него сняли все торпедное вооружение, и в 1908 г. использовали для различного рода экспериментов. В августе 1910 г. «Ferret» самостоятельно перешел в Чатем, где и был разобран до конца года.

«Lynx»

Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. с него сняли все торпедное вооружение и в дальнейшем использовали для различного рода экспериментов. В марте 1912 г. «Lynx» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. фирме «Preston» продали на слом.

Места строительства

Строили в трех местах - в Лондоне (район Поплар в районе Доков), в Саутгемптоне и Биркенхеде.

Особенности конструкции

Котлы Ярроу:


Котлы Норманд:

Котлы Торникрофта:


Машина паровая V-образная (вещь!!!)

За счет развала цилиндров и усложнения удалось уменьшить высоту при тех же размерах и снизить вибрацию. При классической схеме (Ярроу - Сокол) три цилиндра - головки + кожух выступают над палубой где-то на 0,3–0,38 метра. Машина была в точности повторена на следующей торникрофтовской тройке миноносцев А-класса.

Выводы:

Все три фирмы с заданием справились. Ярроу сделал такой легкий, до предела облегченный истребитель. «Лайрд» сделала такой быстрый, но, походу, боялись облажаться, и получился немного утюг. Лучше всего получилось, на мой взгляд, у Торникрофта («Сокол»). С учетом обстоятельств, думается, англичане провернули такую аферу, продав золотопогонникам качественный (в определенных условиях. Но не в наших) товар, но не высшего сорта. Не стоила машинка 36 тыс ф. Теж японцы (подумав) выбрали всеж строить и у Торникрофта… Хотя и Ярроу тож строили…)

Их почему-то относят к А-классу. На мой взгляд без причин. К моменту введения классификации в большинстве своем именно эта серия была уже отправлена на слом. Скорее уж с учетом обстоятельств приемлю гламурное название «миноносцы класса А-прайм»

Машины традиционно форсировались до предела, например, частота вращения винтов достигала 400 оборотов в минуту, что вызывало сильную вибрацию на высоких скоростях. На испытаниях корабли, как правило, превышали контрактную скорость, но в большинстве случаев - незначительно, а порой требовались повторные пробы. И все это притом, что почти всегда истребители выходили на мерную милю без артиллерии и торпедных аппаратов, с минимальным запасом угля и квалифицированными заводскими кочегарами и механиками.

Якобы Ярроу сделал машину специально к проекту. Однако машина и котлы (8 штук!) взяты с предыдущих проектов. Скорее машину и котлы специально под проект сделал Торникрофт.

Первая цифра по книге, вторая из Инженера. 29.298 уз получили на испытаниях всего на 2 минуты 3 сек., индикаторная мощность при этом находилась в интервале 4800–4900 и.л.с. Тем не менее «Даринг» стал самым быстрым кораблем в мире.