MINI Трактор с движком и задним редуктором от «Муравья. Как сделать из мотороллера муравей трактор Описание самодельного мини-трактора Муравей

В качестве альтернативы заводскому трактору для небольших фермерских хозяйств можно использовать «народные» конструкции.

Описываемый ниже самодельный мини-трактор из мотоблока создан из деталей грузового мотороллера «Муравей» — он отлично зарекомендовал себя при работе на малогабаритных сельских участках. Создать такой мини-трактор своими руками можно при наличии небольшой мастерской и достаточной доли умения.

Конструкция самодельного мини-трактора

Данная конструкция была разработана и испробована на практике студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

Сделать самому такой мини-трактор можно из утиля: различных узлов и деталей от старых серийных машин, выпускаемых отечественной промышленностью.

Агрегат может быть оснащен большим набором сменных прицепных и навесных орудий. Благодаря этому мотоблок можно считать универсальным помощником в приусадебном хозяйстве. Его можно использовать для вспашки и боронования, культивации и окучивания, а также для других операций, связанных с обработкой почвы и уходом за растениями.

Этот трактор можно также применять в сцепке с одноосной тележкой, чтобы перевозить различные хозяйственные грузы, мусор с участка, грунт, песок. Для этого производится небольшая модификация трактора, и водитель размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки.

Главные детали самодельного мини-трактора - двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство. Все они компонуются на прямоугольной раме из швеллера. Наиболее подходящим для мотоблока этого аппарата можно считать двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» или его аналог, обладающий мощностью в 7,5 л. с. (5,5 кВт), одноцилиндровый, двухтактный и карбюраторный. Он имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления, а также снабжен электронным зажиганием. Также ценно и то, что данный мотор оснащен центробежным вентилятором, ведь прочие двигатели приходится охлаждать различными «кустарными» принудительными способами.

Можно, конечно, использовать и другие двигатели. Но для сравнения достаточно привести основные данные по двигателю ВП-150М. Здесь передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерен с передаточным числом 3,045.

Коробка передач - трехступенчатая - с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням следующие: для первой передачи - 4,883, для второй - 2,888, для третьей - 1,800. Двигатель и коробка передач сделаны в одном моноблоке. Особых требований по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач нет, в данном случае они регламентируются только рекомендациями завода-изготовителя.

Трансмиссия мотоблока механическая, шестеренчато-цепная, состоящая из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач и механизма блокировки колес. Промежуточный вал в этом механизме одновременно служит для отбора мощности и для навесных орудий. Поэтому крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал с помощью цепи с шагом 12,75, ас него далее - на дифференциал с помощью цепи с шагом 15,875 мм. И далее, снова по цепям конечных передач с шагом 15,875 мм, - к ведущим колесам. Звездочка Z1 относится к двигателю, Z4 составляет комплект вместе с дифференциалом, a Z2 и Z3 - от мотоцикла «Восход».

Промежуточный вал сделан из стали 40, он установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Для них можно использовать стандартные фланцевые корпуса (например, от списанных сельхозмашин); крепление к боковым щекам кожуха трансмиссии.

Диаметры посадочных мест вала следует выбирать по размерам ступиц звездочек. Длина зависит от ширины кожуха трансмиссии плюс небольшой запас (для установки с правой стороны двухручьевого приводного шкива диаметром 100-120 мм).

Фотогалерея

Как видно на фото, этот самодельный мини-трактор представляет собой двухколесную машину, управляемую идущим за ней человеком.

Как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства

Раму мотоблока можно сварить из имеющихся под рукой подходящих профилей. Для продольных лонжеронов рамы можно использовать швеллер № 6, а для поперечных - № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам необходимо прикрепить корпуса подшипников полуосей с помощью болтов. Здесь требуется поставить подшипники № 180207 (по два на каждую полуось). Корпуса к ним следует подобрать стандартные (лучше со списанных сельхозмашин).

Установка этих элементов на кронштейны должна осуществляться с особенной тщательностью: необходимо соблюдать соосность колес и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы. Это важно для последующей разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками и дальнейшего насаживания их на целиковую ось-оправку, которая впоследствии должна быть распилена на две полуоси.

При правильной установке корпусов оправка в подшипниках полуосей будет свободно вращаться.

После этого к раме в ее задней части следует приварить уголки 25 х 25 мм. Далее к ним привинчивается кожух трансмиссии, сделанный из стального листа толщиной 5-6 мм. Этот элемент необходим в качестве основания для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задняя сторона кожуха должна иметь съемную крышку, а передняя - кронштейн для крепления топливного бака.

Передняя часть рамы изнутри оснащается приваренными уголками, которые будут служить кронштейном под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.

Ось (или полуоси) необходимо делать из качественной стали. Размеры этого элемента можно корректировать в зависимости от имеющихся в наличии подшипников и размеров ступиц колес. Далее на полуоси с внутренней стороны нужно насадить две полумуфты.

Правая полумуфта должна свободно перемещается на квадрате, а с помощью рычага, установленного на штанге управления, должна вводится в зацепление с левой полумуфтой. Таким образом, обеспечивается жесткое соединение полуосей, т. е. блокировка колес.

Траверса должна поворачиваться на 180° или на требуемый промежуточный угол, чтобы были возможны дополнительные удобства при управлении мотоблоком в процессе работы.

Посмотрите видео «Самодельный мини-трактор», чтобы наглядно увидеть, как конструируется эта сельскохозяйственная машина:

Приспособление к мини-трактору для быстрого полива

Для быстрого полива земельного участка большого размера народными умельцами предлагается еще одна разновидность самодельного трактора. Вернее, это приспособление, которое присоединяется к мини-трактору. В данном случае используется четырехколесный вариант мини-трактора.

Помимо полива, мини-трактор для домашнего хозяйства с помощью этого приспособления и с помощью различных прицепных и навесных устройств можно использовать для различных работ по обработке почвы.

Данная конструкция была разработана на базе двигателя УД-2 с мощностью в 8 л. с. Раму трактора рекомендуется сварить из труб диаметром 40 мм. Для ее жесткости нужно по бокам приварить угольники размером 35 х 35. Задний мост и карданную передачу можно взять от автомобиля «Шкода». Эти детали требуется немного урезать и подогнать по чертежу. Коробку передач также можно взять от этого автомобиля (она имеет три скорости для движения вперед и одну для движения назад). Передний мост вполне можно рассчитать и изготовить самостоятельно из трубы 40 мм в виде коромысла. Тяги берутся от мотоколяски, а рулевая колонка - от автомобиля «Волга». Тормозная система должна быть гидравлической, тормозной цилиндр - от автомобиля ГАЗ-51, бензобак - от зернопогрузчика. А сиденье трактора можно взять от свеклоуборочного комбайна и немного переделать. Колеса для данного трактора, передние и задние, были взяты от тракторных граблей.

В итоге получился полноценный механизм. На передней части рамы собранного трактора требуется расположить только поливной узел. Он должен состоять из шестеренчатого насоса, взятого от гидравлической системы трактора МТЗ-5, который будет работать от привода тракторного двигателя.

В завершение сборки нужно установить на раме трактора бак для воды емкостью не менее 200 л. В процессе работы насос будет качать воду, и подавать ее по шлангу, поливая, таким образом, землю в радиусе до 10 м.

«Муравей» - каков же он? Что скрывается за его удачными формами, радующими глаз? Действительно, кинематика здесь в полной мере соответствует дизайнерскому замыслу.

Описание самодельного мини-трактора Муравей

Сделать мини-трактор Муравей достаточно просто для людей, знакомых с техникой. В нем используется мотор двухтактный, одноцилиндровый, мощностью 14 л.с., имеет принудительное воздушное охлаждение. Заимствован от скутера «Тула-200». Сцепление масляное многодисковое. Установлены две МКПП. Задний мост - с демультипликатором, блокируемый. Кинематическая схема - с максимальным применением промышленных узлов и деталей. Например, цепь ПР-12,7 - от скутера «Турист» (задняя), как и звездочка Z2=38. Цепь ПР-19,05 и звездочки Z1, Z3-Z6 взяты от списанной сельскохозяйственной техники. При этом звездочка Z6 на ВОМ - съемная. При необходимости ее можно заменить токарным патроном привода и т.п. Звездочка Z7 также заимствована от списанной сельскохозяйственной техники и приварена вместо фланца на раздаточной коробке «Козлика». Наличие в раздаточной коробки «Козлика» не случайно, так как она допускает возможность блокировки колес, обладает понижающей передачей. А самое главное - там имеется тормозной барабан с заводскими колодками, обеспечивающими «Муравей» надежным торможением, как на стоянке, так и на ходу. Полуоси ведущих колес изготовлены из карданных валов «Козлика». Каждая полуось устанавливается снизу на коробчатой части конструкции рамы при помощи двух расположенных вместе самоцентрирующихся подшипников № 1680206C17.

Такие же подшипники, заимствованные от списанного соломотряса зерноуборочного комбайна «Нива», применены и для крепления ВОМ. В качестве ведущих использованы колеса 5,50-16 дюймов от сельскохозяйственной машины мод. Л-182. Для их крепежа следует использовать метод, хорошо известный всем любителям мастерить автотранспортные средства.

В самодельном мини-тракторе необходимо сделать на валу плоскую площадку («лыску»), немного сточив конец вала. В этом случае «лыску» следует выполнить на участке от резьбы M25, где ширина площадки будет составлять 20 мм, и далее на 45 мм вдоль вала со «сходом на нет». Диск колеса необходимо приварить по окружности к фланцу толщиной 15 мм, со ступицей 30 мм. Колесо следует надеть на полуось, подготовленную таким образом, и затянуть гайкой M25 с шайбой, толщина которой составляет 10 мм.

Как сделать мини-трактор своими руками

Мини-трактор сделанный своими руками, должен иметь надежное в эксплуатации, удобное в обращении рулевое управление. Балка переднего моста у мини-трактора самодельная, изготовлена из толстой трубы. Стойки осей передних колес крепятся на упорных шарикоподшипниках. Детали и узлы рулевого механизма заимствованы у «четырехсотого» Москвича. Сверху на каждой стойке осей - «стакан» с кронштейном крепления переднего крыла, приваренным к нему, и крепежным отверстием, в котором нарезается резьба под винт M6. Рулевой вал заимствован от «пятьдесят первого» ГАЗа. Передние колеса - от скутера «Тула-200». Рама «Муравья» обладает трапецеидальной (передней) и коробчатой частями, а также сварной конструкцией. Лонжероны, балка для навесных орудий задняя и передняя поперечины выполнены из швеллера 100х80 мм, в то время как другие элементы рамы - из уголка 75x75 мм. На переднюю поперечину подвески наварены стальные косынки толщиной 10 мм. В них сделаны отверстия (диаметр 18 мм) под ось для улучшенного крепления переднего моста. Из рисунка, где мини-трактор показан с откинутым капотом, ясно расположение деталей и узлов «Муравья» на раме. Спереди - аккумулятор, над ним на Г-образном и T-образном (спереди) кронштейнах закреплен бензобак. Сам же мотор установлен на скобах или стойках. Стальная облицовка, толщина которой составляет 1,5 мм, покрашена автоэмалями.

Огромное внимание необходимо уделить электрооборудованию когда делаете мини-трактор своими руками. Предусмотрены освещение спереди и сзади, звуковой сигнал, указатели поворота. На приборном щитке установлены контрольные лампы нейтральной передачи, включения ближнего и дальнего света, указатель работы тормозов, зарядки аккумуляторов.

Чертежи самодельного мини-трактора

Компоновка самодельного мини-трактора «Муравей» . 1 - указатель поворотов, 2 - передняя фара, 3 - капот, 4 - двигатель, 5 - воздушный фильтр, 6 - педаль сцепления, 7 - рычаг переключения передач, 8 - рулевая колонка, 9 - рычаг ускоренной передачи, 10 - заднее крыло, 11 -сиденье, 12 - рычаг привода подвески, 13 - задняя фара, 14 - подвеска, 15 - заднее колесо, 16 - рулевое колесо, 17 - светоотражатель, 18 - декоративная решетка, 19 - бампер. 20-рулевая тяга, 21 - переднее колесо, 22 - буксирная серьга, 23 - переднее крыло, 24 - брызговик, 25 - педаль тормоза, 26 - полик, 27 - педаль газа, 28 - рычаг реверса, 29 - рычаг демультипликатора, 30 - рычаг блокировки задних колес, 31 - стоп-сигнал и указатели поворотов, 32 - кожух вала отбора мощности, 33 - глушитель.

Кинематическая схема трансмиссии самодельного мини-трактора с указанием межосевых расстояний валов: 1 - управляемые (передние) колеса, 2 - двигатель «Тула-200», 3 - коробка перемены передач ГАЗ-21, 4 - звездочка отбора мощности (съемная) на промежуточном валу, 5 - раздаточная коробка ГАЗ-69 с тормозным барабаном и узлом блокировки колес, 6 - ведущие (задние) колеса.

Узел крепления ведущего колеса самодельного мини-трактора(вид снизу): 1 - полуось ведущего колеса (укороченный до 350 мм карданный вал ГАЗ-69), 2 - верх коробчатой части рамы, 3 - самоустанавливающиеся подшипники с натяжными втулками (от соломотряса «Нивы») № 1680206С17, 4 - кронштейн (уголок 75X75 мм, приваренный к верху коробчатой части рамы), 5 - диск колеса, 6 - фланец со ступицей, приваренный к диску колеса, 7 - шайба, 8 - гайка М25. 9 - лыска. 10 - болт М10

Передний мост самодельного мини-трактора: 1 - втулка переднего моста, 2- поперечная балка, усиленная ребрами жесткости, 3 - стойка оси переднего колеса, 4 - «стакан» для крепления кронштейна переднего крыла, 5 - винт М6, 6-круглые гайки М27 (4 шт.), 7 - ось левого колеса, приведенная к валу стойки и рычагу поворотной цапфы, 8 - ось правого колеса, приваренная к валу стойки и рычагу рулевой трапеции.

Рулевое управление самодельного мини трактора: 1 - рулевое колесо, 2 - рулевой вал, 3 - крестовина, 4 - рулевой механизм, 5 - рычаг поворотной цапфы, 6 - сошка рулевого механизма, 7 - рулевая тяга, 8 - наконечник рулевой тяги ГАЗ-69 (ГАЗ-21), 9 - рычаг рулевой трапеции, 10-стойка оси переднего колеса, 11 - управляемое (переднее) колесо.

Рама самодельного мини-трактора: 1 - лонжерон (швеллер 100X80), 2 - передняя поперечина (швеллер 100X80), 3 - косынки (для крепления переднего моста), 4 - средние поперечины (уголок 75X75), 5 - коробчатая часть рамы, 6 - кронштейн для дополнительного подшипника (уголок 75X75), 7 укосина. 8 - балка для навесных орудий, 9 - втулки с внутренним диаметром 24 мм, 10 - задняя поперечина (швеллер 100X80).

Располодение деталей без капота.

Конструкция механического привода навески (со снятым фиксатором): 1 - звездочка Z= 16, 2 - рычаг привода навески, 3 - втулка с подшипником скольжения, 4 - цепь с шагом 19,05 мм, 5 - тяга (шток диаметром 10 мм, длина от цепи до рычага 450 мм), 6 - главная ось привода навески, 7 - кулачок, 8 - ребро, 9 - укосина, 10 - балка для навесных орудий, 11 - рычаг, 12 - стойка (длина - 500 мм), 13 - кронштейн для крепления стойки к заднему борту.

Приводы переключения скоростей мини-трактора: 1 - звездочки Z= 19 (от задней втулки спортивного велосипеда), 2 звездочки Z= 13 (от детского велосипеда), 3 подшипники скольжения, 4 - рычаг пониженной (повышенной) передачи, 5 - рычаг заднего хода (реверса), 6 - коробка перемены передач ГАЗ-21.

Итак о Минике:
Двигатель от "Муравья". Его технические данные:
Производитель: Тульский Машиностроительный Завод
Тип: бензиновый
Объём: 199 см3
Максимальная мощность: 11 л.с., при 5200 об/мин
Цилиндров: 1
Ход поршня: 66 мм
Диаметр цилиндра: 62 мм
Степень сжатия: 7,5
Система питания: карбюратор К36Г
Охлаждение: воздушное, принудительное
Тактность (число тактов): 2
Рекомендованное топливо: смесь бензина А-76 с моторным маслом М6/3-10Г/1 (зимой) или М8В (летом)
Сцепление: многодисковое, в масляной ванне
КПП: механическая 4-ступ.
Передок: от Запорожца, урезанный на 200мм, рулевая колонка от него же.
Задняя подвеска: "родная" с Муравья, с некоторыми доработками.
"Режим" подвески: полностью независимая при необходимости. На заднюю подвеску предусмотрены амортизаторы, которые ставятся, если на нём нужно ездить по дорогам.

Задний редуктор: штатный от Муравья или "Инвалидки", я точно не знаю В нем имеется 2 передачи- вперед и назад, также ввиду необходимости, сделали возможным включение Нейтральной передачи, путем выреза канавки на валу,где двигается вилочка, наждаком:D В нем постоянно работает дифференциал, без возможности блокировки(что плохо сказывается при работе в огороде).

Рама: самодельная- два швеллера проложены в основе параллельно и вдоль всего Миника.

Управление: все как в полноценной машине, сделаны три педали на газ,тормоз и муфту. Переключение передач осуществляется с помощью рычага, ну и соответственно руль, не знаю с чего, на нем только значок Фольцвагена.

Тормоза: барабанного типа, основные-задние, но в передних колесах все на месте, нужно только присоединить тросики, и будут все тормозить.
Седло: с мотоцикла Чезетта:cool:

Гидравлика: самый интересный, и наверное, неожидаемый девайс на этом Аппарате:glasses: .

Гидронасос: НШ-10 с какого то электроподъемника, приводится в действие с помощью цепной передачи, взятой с мотоцикла ИЖ, на него была наварена соответствующая звездочка, которая легко снимается,что не затруднит ремонт этого узла.

Распределитель: штатный, от трактора Т-25, два рычага, режимы работы-подъем, опускание ГЦ и плавающий режим.

Гидробак: самодельный, основа со старого огнетушителя.Он маловат,но пока вполне хватает, если будет нужен побольше, что то придумаем:idea:

Гидроцилиндр: не знаю от чего, но фишка в том, что мы его купили в хоз магазине за 18 грн:O состояние хорошее, нареканий нету.

Навеска: полностью самодельная, готовыми были только натяжники(ну или как там ).

Гидравлика работает отлично, если что-то подставить под навеску и ее опускать, то Миник поднимает себя почти на холостых оборотах двигателя,не важно, сидит кто то или нет.

Электрооборудование: в штатном исполнении, двигатель оснащен стартер-генератором на 12В, но мой дед на движок почему-то поставил Магнето (кстати про деда, все детали от Муравья я снял с его недоделанной самоделки , пока того не было в селе:rofl:) , я уже подумал что генератор не рабочий, но проверил, и понял, что ошибался. При заведенном двигателе, генератор сам возбуждается и выдает энергию для питания потребителей, все что нужно-газнул чуть больше холостых оборотов, и все работает.

Панель приборов: стоп-сигнал с какого то прицепа, просто и со вкусом.Плюс неплохая подсветка от двух 5Вт габаритных ламп.

Габариты, повороты: с трактора. Сзади роль габаритного огня выполняет противотуманная фара, в которую вставлена лампочка на 5Вт.

Фары: тоже с трактора, дешевые, пластиковые, китайские, но все же светят, и довольно неплохо. Есть возможность включить одновременно дальний и ближний свет на обоих фарах-генератор тянет.

Теперь расскажу о узле между двигателем и задним редуктором:
Как видно из фото, такое решение необходимо было для решения трех задач:
1.Снизить скорость передвижения сего Аппарата.
2.Обеспечить подключение НШ. 3.Несовпадение звездочек на ДВС и редукторе, чтоб поставить цельную цепь.

Всё из перечисленного било решено таким способом: сначала сделали два подшипниковых блока, которые можно было бы закрепить к раме.Потом взяли цельный вал(Ф 18 или 20мм), на который были надеты две урезанных "четвёртых" от мотоцикла ИЖ, для того,чтоб можно было осуществлять подбор звездочек, а между ними как раз разместилась звездочка на 21зуб от того же мотоцикла, для обеспечения работы гидронасоса. Все эти детали были проварены. Ширина между крайними звездочками тщательно высчитывалась, то с ошибками, то без, в общем получилось. Теперь мы имеем достаточно большой подбор звездочек, хотя уже все подобрано и работает нормально. Правда на НШ звездочка не меняется, она обварена вместе с "четвертыми", но здесь и не нужен подбор. Сначала от этого блока до заднего редуктора шла узкая цепь(с Муравья) но ее постоянно рвало, и тогда было решено заменить данную цепь на ИЖевскую, соответственно нужно было найти звездочку на задний редуктор, такую нашли, сварили с нужной серединкой под шлицы на редукторе, но она была заметно больше предыдущей, поэтому ввиду конструктивных особенностей, пришлось сделать "ленивец".После этой доработки, цепи больше не рвались и ехать он стал еще медленней, что есть гуд.

Но не все так хорошо как могло казаться- все больше и больше приходил в негодность узел, который беспокоил нас с самого начала. Это полуоси на задние колеса! :(

Все сделано так, что полуось должна быть "изогнутой", для этого было решено использовать по две крестовины от рулевого с МТЗ на полуось, также это необходимо для амортизации колес, что сразу было предусмотрено при проектировании Аппарата. В итоге было разорвано 4 полностью новых крестовин, которые были куплены в магазине, и сразу же поставлены. Две из них просто полопались,и мой отец их сварил,для того чтоб понять причину поломки, и в надеждах, что они заработают. к ним мы нашли еще 2 крестовины советского производства. Поставили- итог тот же! Всего было приведено в негодность 6 крестовин:(Было решено поставить туда карданные крестовины от Москвича, ну или что-то похожее.Но пока это в планах, которые осуществляться где-то через 2 месяца, так как я на учебе, далеко от дома.