Минеральное и синтетическое масло в чем разница. Минеральные моторные масла: характеристики и особенности

Если у вас есть машина, вы, наверняка, слышали про синтетическое и минеральное масло. Также существует полусинтетика, но она занимает между ними промежуточное место, поэтому рассматривать ее мы не будем. Чем же между собой отличаются синтетические и минеральные масла, а также какие факторы учитывать при выборе этих смазочных составов?

Что собой представляют минеральные масла?

Минеральное моторное масло – это продукт перегона мазута, но также существуют жидкости, изготавливаемые из технических сельскохозяйственных культур, но это редкость. Технологический процесс, применяемый для производства минеральных смазок, достаточно прост, поэтому и сами масла стоят сравнительно недорого. Среди положительных отличительных особенностей подобных масел выделяют:

  • стабильность состава;
  • эффективность при решении основных задач;
  • минимальный разрушительный эффект на металлические поверхности.

В своем натуральном виде минеральные жидкости используются в редких случаях. Они имеют высокие смазочные характеристики только в небольшом диапазоне температур или при наличии дополнительных присадок. Последние нужны для придания смазочному составу определенных свойств:

  • противоизносные;
  • антикоррозионные;
  • моющие.

Современные масла для автомобильных двигателей, даже минеральные, не просто снижают сопротивление трения, но также очищают поверхности деталей мотора от продуктов сгорания топлива, то есть нагара.

Под влиянием высоких температур присутствующие в минералке присадки выгорают, а при снижении температуры окружающего воздуха смазка сильно густеет и затрудняет функционирование механизмов. Для устранения этих недостатков пришлось изобрести синтетические жидкости.

Что такое синтетическое масло?

Синтетические масла производятся путем синтеза молекул. Они не так подвержены воздействию окружающих факторов и лучше сохраняют стабильное состояние при эксплуатации. Это подтверждается результатами анализа циклов работы мотора, в ходе которого определяется температурный интервал для масла. Чтобы ДВС одинаково функционировал во всем диапазоне температур и эксплуатационных нагрузок, нужно использовать хорошее синтетическое масло, которое лучше минерального по этому критерию.

Мало кто знает, чем отличается синтетическое масло от минерального. Смазочные продукты – незаменимый материал для работы любого механизма с деталями, испытывающими трение в процессе эксплуатации. Функция их состоит в снижении коэффициента трения. Необходимость смазки появилась одновременно с изобретением колеса человеком. Первым был минеральный продукт на основе переработки нефти, а в дальнейшем началось производство синтетических смазочных материалов.

Синтетика или минералка – что лучше?

Главным отличием является молекулярный уровень этих видов масел. В синтетических – синтез молекул осуществляется с уже определенными их свойствами, а молекулы минеральных созданы самой природой. Минеральный продукт получают перегонкой мазута. Сырьем для такого масла могут быть и технические сельскохозяйственные культуры. К преимуществам минерального масла относятся эффективное действие и незначительная разрушающая способность по отношению к деталям.

Эти положительные качества проявляются только в интервалах комнатных температур и требуют применения присадок, поэтому использование таких масел в натуральном состоянии нецелесообразно. Получение синтетических аналогов происходит путем синтезирования молекул. Такие масла отличаются стабильностью и малой зависимостью от воздействия факторов внешней среды. Одинаковое качество работы двигателя в разных режимах обеспечивают качественные синтетические продукты. Следовательно, основные различия между синтетическими и минеральными маслами можно сформулировать так:

  • различное происхождение молекул (синтетическое и природное);
  • разные свойства при изменении температуры, в этом случае преимущество имеют синтетические;
  • разная степень вязкости (для применения минеральных продуктов непригодны отрицательные температуры внешней среды);
  • различная степень стабильности параметров при разном температурном режиме: при повышенных температурах в минеральном аналоге происходит выгорание присадок, что вредит работе двигателя.

Важной задачей для современного моторного масла становится очищение деталей двигателей от конечного продукта сгорания топливного материала. При использовании минеральных аналогов смывание отложений с деталей происходит постепенно, а высокая текучесть синтетических масел позволяет эффективнее «соскабливать» осадок с них. Нужно отметить более высокую стойкость к окислению.

Без синтетического масла сегодня работа двигателей невозможна, особенно в условиях пониженных температур. Но себестоимость производства таких масел маленькая, а их цена более высокая по сравнению с минеральными маслами.

Чем отличается минеральное масло от полусинтетического?


Смазка очищает мотор и защищает детали

Полусинтетические масла – это смесь минеральных с улучшенными параметрами, прошедших особую очистку, и синтетических с присадками, которые составляют не более 50 процентов в полученной смеси. Полусинтетическое масло имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем минеральное. Цена его ниже, чем чистого синтетического. Полусинтетика обладает теми же преимуществами, что и синтетика: улучшенные показатели вязкости при высокой и низкой температуре, уменьшенная потеря продукта по причине испарения, продление срока службы двигателя.

В настоящее время именно полусинтетические масла удовлетворяют требованиям автовладельцев благодаря дополнительной защите от повышенных температур и шлама, облегченному пуску мотора при пониженных (-40 °С) температурах и экономии от 2 до 5 процентов топлива из-за снижения силы трения. Преимущества полусинтетического аналога перед минеральным состоят в следующем:

  • наличие более высокого индекса вязкости;
  • пониженная способность к испарению и незначительная склонность к образованию отложений при повышенной температуре, что делает возможным их использование при эксплуатации автомобилей в жарком климате;
  • наличие более высоких антиокислительных, диспергирующих свойств и механической стабильности;
  • значительный срок использования до его замены и сниженный расход в процессе эксплуатации дает экономию до 40 процентов;
  • снижение расхода топлива в результате оптимального режима трения деталей.

Каждый автовладелец сталкивается с проблемой выбора наилучшего варианта моторного масла. Как показывает практика, полусинтетические продукты являются лучшим сочетанием цены и качественных показателей. При подборе масла к определенному типу автомобиля нужно учитывать прежде всего 3 основные его характеристики: допуски, показатель вязкости и api стандарты.

Если эксплуатация транспортного средства будет проходить в климатических зонах с низкими температурами, то идеальным выбором будут полностью синтетические масла. Цены их выше, чем на полусинтетику, но главным преимуществом будет способность двигателя работать в условиях холодного климата. Использование полусинтетических моторных масел поможет увеличить срок эффективной эксплуатации автотранспорта.

Такие масла рекомендуются для автомобилей с высокой протяженностью пробега. По уровню цен полусинтетика занимает промежуточное место между минеральными и синтетическими маслами. Сведения о качественных показателях можно получить, ознакомившись с рейтингом разных марок полусинтетического моторного масла, а также с отзывами потребителей, использующих определенные варианты от разных производителей.

Окончательный выбор между синтетикой и полусинтетикой, конечно, остается за хозяином автомобиля, который при этом учитывает все стандарты и допуски мотора своего авто. Полусинтетическое масло, как правило, становится оптимальным и экономичным вариантом для тех, кто стремится продлить срок эффективной работы двигателя.

Технические характеристики автомобиля и масло

При решении вопроса о выборе вида продукта прежде всего надо иметь полную информацию о технических характеристиках и автомобиля, и мотора. Необходимо изучить положения инструкции по эксплуатации транспортного средства, где указаны рекомендуемые показатели вязкости продуктов для различных сезонных условий. Учитывается и степень изношенности мотора, и какое масло использовалось в нем ранее.

Если в течение нескольких лет применялись минеральные аналоги, образующиеся отложения заполнили трещины резины, которые при замене масла так в них и остались. Если в такой мотор заливают синтетику, то она благодаря своим кислотным характеристикам размывает такие отложения, что часто приводит к вытеканию его через освободившиеся микротрещины.

Поэтому рекомендуется использование синтетики для новых двигателей, а также моторов с высокими оборотами (спортивные машины). Для старого двигателя будет предпочтительной более частая замена минерального масла. Выбор полусинтетики будет разумным компромиссным вариантом между минеральным и синтетикой. Для мотора, в котором применялись только минеральные продукты, такой вариант будет некритичным при условии высокого качества выбранного полусинтетического масла.

Индивидуальный подход

Подбор масла – это абсолютно индивидуальный процесс. В нем учитываются марка автомобиля, его пробег, состояние мотора, типы топлива (бензин или дизельное), сезон и условия эксплуатации транспортного средства. Есть общая рекомендация по замене масла в нормальных условиях эксплуатации после каждых 10 тыс. км, а согласно общему мнению ведущих автопроизводителей о признании условий на территории России как тяжелых, то лучше менять масло через 5 тыс. км пробега.

Для дизельных двигателей может рекомендоваться и более частая замена масла. Советуем соблюдать сроки замены, рекомендуемые производителями, поскольку образование продуктов сгорания не способствует улучшению работы двигателя вашего автомобиля. Широкой известностью среди потребителей пользуется продукт фирмы Mobil, которое принадлежит к синтетическим моторным продуктам. Этот вид содержит присадки, повышающие свойства эластичности уплотняющих приспособлений двигателя, которые позволяют избежать возможного протекания масла.


Применение синтетических моторных масел предусмотрено для любых типов автомобилей, независимо от региона эксплуатации и любого класса нагрузки. При самых сложных условиях эксплуатации все более очевидными станут преимущества синтетических аналогов перед минеральными. Предположение о большем расходе синтетики, по сравнению с минеральными, оказалось ошибочным, поскольку угар является результатом разложения базовой минеральной основы.

Следовательно, принципиальным различием между минеральным и синтетическим продуктом будет разная технология их изготовления, вследствие чего эти масла имеют разные свойства. Синтетические имеют более стабильную молекулярную сетку, что делает их более эффективными при высоких нагрузках и не вызывает выпадение шлака и лакового отложения. Минеральные аналоги имеют ограниченный срок использования и не допускают нарушений срока их замены.

Общим советом для автомобилистов будет следующий: приобретать нужно только тот продукт, качество которого не вызывает опасений. Лучше пользоваться продукцией от известного производителя.

Выбирая смазку в двигатель для любимого автомобиля, большинству автолюбителей приходится делать выбор. Что будет лучше для машины: минеральное или синтетическое масло? Давайте поможем многим автолюбителям с подбором наиболее эффективного смазочного продукта.

Для чего были созданы синтетические смазочные жидкости?

Даже из названия можно понять, что минеральные продукты - это нечто натуральное. Эти масла получаются напрямую из нефти. Синтетические же продукты - это специальные субстанции, которые изготавливается методом синтеза из какого-то сырья. Что нужно для прохождения синтеза и для чего специалисты создавали эти смазки?

Для работы в нестабильных условиях

Автомобильные моторы работают в нестабильных условиях. Двигатель нагревается после запуска, после остановки он остывает. Режимы работы ДВС также постоянно меняются.

Для уверенной работы моторов в этих условиях решено было разработать такой состав, чтобы свойства и характеристики масла не менялись и были стабильными вне зависимости от условий. Но это практически невозможно. Ведь любая жидкость после того, как она застынет, станет гуще. Если увеличится скорость трения, смазка перегреется.

Именно поэтому, когда автомобилестроение начало бурно развиваться, был поставлен вопрос о создании смазывающей жидкости, которая бы имела более стабильные свойства. Так как минеральная основа в минеральных продуктах несколько ограничена в создании стабильности, то специалисты методом синтеза некоторых молекул смогли получить особую основу. От минеральных масел она отличалась большей независимостью от внешних факторов. Так появилось синтетическое масло.

Для смазки двигателей самолетов

Впервые после изобретения этот вид масел стали использовать в авиационных моторах. Стандартное минеральное масло "отказывалось" работать в экстремальных режимах при очень низких температурах. Оно просто замерзало.

Синтетическое масло тогда имело довольно высокую стоимость и для автомобилистов было недоступно. По прошествии времени с развитием технологий эта продукция стала дешевле. И сегодня эти смазки используются в автомобильных двигателях.

Что же выбрать?

Синтетика отличается от своего минерального "брата" более стабильными свойствами и характеристиками даже в работе при экстремальных режимах и температурах. Как это можно применить к автомобилю? Какие преимущества имеет синтетическое масло для автолюбителя?

Во-первых, синтетика уверенно работает при предельно низких или высоких температурах. Во-вторых, эти масла способны дольше хранить свои характеристики и эксплуатационные свойства. А еще для некоторых моделей автомобилей минеральные вещества просто-напросто запрещены, ведь составы на базе минеральных компонентов не имеют нужных свойств, которые актуальны для современных двигателей.

Основные преимущества, которыми обладает синтетическое масло

Качественные масла имеют более высокие характеристики текучести. Это позволяет свести к минимуму показатели трения между деталями мотора. В результате можно добиться снижения расхода топлива и увеличения тяги.

Как уже было сказано, эти масла отлично себя показывают даже на сильном морозе и при перегревах. ДВС не будет ощущать перегрузок. Синтетика зачастую намного дольше сохраняет свою химическую стабильность, так как в ней практически не происходят окислительные процессы.

Синтетика - это чистый мотор

Когда смазка циркулирует в смазочной системе, то остается осадок. Если применять масла на минеральной основе, то после некоторого времени использования в двигателе могут образоваться серьезные шламовые отложения. Это значительно снижает эффективность работы ДВС и приводит к повышенному износу.

Синтетическое масло для двигателей, в отличии от минеральных продуктов, не содержит примесей и эффективно защищает от шламовых отложений. Это серьезная и максимальная защита.

Защищает от износа

Узлы двигателя постоянно работают в тесном контакте с другими деталями или узлами. Это может привести к износу или серьезным поломкам. Чтобы снизить скорость износа деталей, между ними работает смазочная жидкость. Минеральные масла быстро теряют свойства и смазывающий эффект. Синтетика долго сохраняет свои способности, а ее смазывающие характеристики гораздо выше.

Чем "кормить" трансмиссию?

Наверное, неприятно видеть на каком-нибудь СТО горы "мертвых" КПП, и даже не важна марка автомобиля, с которого коробка была снята. Современные производители стараются изготовить этот узел одноразовым. Современные коробки не ремонтируются. Их просто меняют. Знаете, сколько стоит заменить коробку? Именно поэтому важно постоянно баловать свою КПП хорошими смазками. Лучше всего для этого подходит масло трансмиссионное синтетическое. Вязкость лучше выбрать 75W, а класс качества должен быть не менее GL-4. Такие продукты отлично подойдут к механическим КПП.

Жаль лишь, что отечественные производители синтетики для трансмиссий не выпускают. Все, что предлагают в автомагазинах, - импортная продукция из Европы. Цены начинаются от 350 р. за литр до 775 р.

Были проведены тесты разных масел. Так получился некий рейтинг. В ходе проверок смазки проверялись по некоторым характеристикам, таким, как работа в экстремальных режимах, стабильность свойств, возможность быстрого прогрева.

Лучшим среди лучших назвали Motul Gear 300. Именно этот продукт максимально защищает КПП при максимуме нагрузки. От износа лучше всего защищают два вида масел. Это трансмиссионные масла фирмы Energear и продукция ADDINOL. В рейтинге энергосбережения линейка Gear от Motul и Mobil. На третьем месте ADDINOL. Для тех авто, которые всю ночь стоят на морозе, лучше всего подходит продукция компании SRS, линейка Shell Spirax и Energear. Лучшее соотношение "цена/качество" - в маслах NGN.

А победителем в этом тесте вышла та компания, которая обеспечивает максимальную защиту даже в условиях спортивных состязаний. Это компания «Мотюль».

Выбираем самое хорошее синтетическое масло для двигателя

В магазинах представлен большой выбор разной смазочной продукции. Что же подобрать тем, кому необходима синтетика? Существует рейтинг, который составлен, исходя из характеристик смазочных продуктов разных производителей.

Специалисты-исследователи из российской лаборатории являются настоящими профессионалами. Стоит доверять результатам этого теста. В ходе него эксперты проверили некоторые виды синтетических масел.

Zic QX

Эту продукция можно назвать вполне качественной. Масла можно использовать и в лютые морозы, и в летний зной. Смазка способна работать и на бензиновом моторе, и на дизельном. По итогам тестирования характеристик эта жидкость полностью соответствует нормам класса, в котором представлена.

Кроме этого, состав имеет лучшую стабильность и показатели кислотности. Автолюбители в отзывах об этом масле пишут, что нареканий к нему нет. Рекомендуется по большей части для тех, кто использует машину в холодных регионах. Продукт содержит специальные модификаторы, которые снижают износ деталей. Эта синтетика имеет минимальный расход. Соотношения качества и цены - хорошее.

Mobil Sint S

Жидкости этого производителя известны всем автолюбителям без исключения. Серия масел отлично работает как на дизелях, так и на бензиновых агрегатах. Продукт полностью соответствует нормам. Специальный загуститель на основе полимеров, отлично работает. Он призван снизить износ масла.

AGA

Это отечественный производитель. По словам экспертов, жидкость имеет хорошие характеристики. Еще нужно сказать, что данная синтетика позволяет мотору отлично запускаться "на холодную".

Но при высоких характеристиках смазка быстро стареет. Средний пробег на этой жидкости составляет порядка 6000-8000 км, ее цена - 600 рублей.

Mannol Elite

Это бельгийское синтетическое моторное масло. Производители утверждают, что жидкость обладает максимальными показателями по термоокислительной стабильности. Это гарантия долгой работы.

В целом тесты показали, что этот расходный материал подходит для использования. Один из недостатков - медленное срабатывание полимеров. В остальном же это неплохая жидкость. Стоимость ее составляет порядка 2 тысяч рублей.

Shell Helix

Как считают эксперты, которые проводили тесты, данный производитель изготавливает самую лучшую продукцию. Эти смазки имеют отличный, долгий срок службы. Еще нужно сказать, что универсальная смазка имеет хороший уровень сопротивляемости окислительным процессам. Это, пожалуй, лучшее синтетическое масло. Отзывы о нем только положительные.

Практически все современные автовладельцы в той или иной степени знают, что синтетические масла более качественны и более практичны для современных двигателей внутреннего сгорания. Однако мало кто действительно знает, чем именно отличаются данные масла, и почему новые моторы требуют именно дорогую синтетику, а не минеральное масло с аналогичной вязкостью.

В теории, мотор способен работать на любом типе масла, единственное требование - соблюдение вязкости при температурном режиме. Однако использование минерального масла на современных автомобилях может привести к сокращению ресурса силового агрегата.

Что такое минеральное масло?

Минеральное масло - это устаревшая технология переработки сырой нефти в масло, при этом нефть подлежит только минимальной обработки, или простой очистке. Естественно, и в минеральные масла добавляются различные добавки, однако положение это не спасает.

При таком способе производства, минеральное масло сохраняет в своем составе множество лишних примесей, которые позднее могут выпадать в осадок и загрязнять мотор. Некоторые составляющие нефти или загрязнения, оставшиеся после примитивной обработки могут в последствии создавать эмульсию. Что также приведет к сокращению службы мотора.

Ранее, когда моторы имели простую конструкцию, и большие допуски, минеральное масло по сути не могло повлиять на продолжительность работы мотора, так как и сам мотор был выполнен более грубо, и мелкие загрязнения на него особо не влияли. При этом, ранее не было достаточно развита технология производства синтетического масла в промышленных масштабах.

Ранее инженерам и производителям силовых агрегатов приходилось учитывать использование исключительно минерального масла, которое по сути является очищенной нефтью, с измененной вязкостью благодаря простым присадкам.

Что такое синтетическое масло?

Синтетическое масло - это уже более совершенный продукт с точки зрения производственного процесса и технологических решений. Так, в процессе изготовления «синтетики» нефть перегоняется до разложения на основные чистые молекулы, которые в последствии собираются уже в необходимый чистый продукт без каких либо примесей, и путем добавления множества необходимых присадок, производитель получает масло с требуемыми характеристиками.

Таким образом, синтетическое моторное масло является самым чистым на сегодняшний день, оставляющим после себя чистый мотор, а также обладающее конкретными требованиями под определенную модель мотора.

Кроме того, что производитель путем добавления присадок, способен регулировать температурную вязкость в широких приделах, так еще имеется возможность добавить другие компоненты, которые увеличат смазочную способность вещества, поспособствуют образованию масляной пленки на элементах мотора, ее устойчивости, а также температурной стойкости.

Целесообразность использования синтетического или минерального масла

Как уже ранее говорилось, производители моторов постоянно подстраивают свои агрегаты под те или иные возможности современного масла и его смазочной способности. Таким образом, использование современной дорог синтетики на моторе «жигулей» 80-го года - это выкинутые на ветер денежные средства. Дело в том, что никакие преимущества синтетического масла на данном моторе не повлияют на его работу, а стоимость обслуживания с дорогим маслом возрастет на несколько порядков.

Однако и простое минеральное масло также уже устаревшее, и его использование не совсем целесообразно с точки зрения экономии и срока службы. В таком случае можно остановить выбор на полусинтетическом масле, которое обладает небольшой стоимостью, и более высокими показателями, чем простое минеральное масло, благодаря современным присадкам, и немного другому процессу производства.

Однако обладая автомобилем с современным силовым агрегатом, особенно оснащенным турбонаддувом, для увеличения срока службы мотора придется использоваться исключительно качественные синтетические масла. При том, каждый автопроизводитель, в сервисной книжке, пишет конкретного производителя, название масла, а также его вязкость. Предполагая использование оригинального продукта именно данного производителя.

Дело в том, что «синтетика» различных производителей и серий отличается набором дополнительных присадок, на которые автопроизводитель мог делать расчет при производстве мотора.

Преимущества синтетического масла

Чистый двигатель

Как уже говорилось выше, при эксплуатации автомобиля, на силовой агрегат ложиться одна из основных нагрузок. При этом, в процессе работы в моторном масле может образовываться осадок или примесь продуктов сгорания топлива. Синтетическое масло эффективно препятствует образованию осадка, а также примесей продуктов сгорания.

В отличие от синтетического масла, минеральный продукт имеет свойство активно впитывать различные примеси, и в последствии образовывать различный осадок и «шлам» на стенках мотора, что в итоге приведет к значительному снижению эффективности его работы.

Износостойкость

При использовании нового масла, минеральный и синтетический вариант способен защитить детали мотора от износа практически на одинаковом уровне. Однако минеральное масло теряет свои свойства значительно быстрее, что приводит к ускоренному износу механизмов. Также, синтетический продукт обладает более устойчивой масляной пленкой, что значительно увеличивает защиту металлических и стальных деталей от какого-либо износа в процессе трения.

Вязкость и текучесть

Благодаря более широкой возможности регулировать необходимые свойства синтетического масла, производителям удается сохранять текучесть смазки даже при низких температурах, что значительно улучшает запуск мотора в зимних условиях, а также уменьшает износ мотора при работе на «холодную».

Вывод

Технологии не стоят на месте, и работают не только маркетологи, но и химики с инженерами. Поэтому новые технологии действительно работают более эффективно, однако всему есть свое место. Применять синтетическое масло необходимо на тех моторах, для которых действительно жизненно необходимо использование именно «синтетики». В более простых агрегатах, или старых моторах, вполне можно удовлетворить все потребности хорошим полусинтетическим маслом, стоимость которого на несколько порядков ниже «синтетики».

Также отметим, что на сегодняшний день, автовладельцу стоит беспокоиться только о пройденном расстоянии после замены автомобильного масла. Так как саму замену и приобретение конкретного масла можно доверить мастерам. К примеру, стоит обратиться на специализированный автосервис по замене масла в двигателе - , и специалисты самостоятельно подберут оригинальное масло, и проведут бесплатную замену его в моторе.

Для большинства автовладельцев, слово «синтетика» сродни безусловной гарантии качества смазочных материалов. Считается, что синтетическое масло (вне зависимости от предназначения) по определению не может быть плохим.

Мотор с ним становится мощнее, коробка передач работает четко, редукторы не гудят и не изнашиваются. За эти «чудесные» свойства, автолюбители прощают два основных недостатка:

  • высокая стоимость (технология искусственного производства существенно выше, чем добыча полезных ископаемых);
  • вероятность купить подделку выше, чем у недорогих минеральных аналогов.

Давайте разберемся, действительно ли синтетическая основа является универсальным рецептом для создания качественной смазки.

Что такое синтетическое моторное масло?

Состав любой смазки начинается с основы. Именно она определяет базовые характеристики, и способность стабилизировать работу присадок (без них невозможно создать качественный продукт).

Изначально все смазки производились из натурального сырья:

  • органические, то есть растительного происхождения (например, березовый деготь или рапсовое масло);
  • минерального происхождения, изготовленные на основе нефти.

Первый тип нам не интересен, на органической основе автомобильные масла давно не выпускаются. Рассмотрим нефтепродукты. Естественная минеральная основа имеет все необходимые свойства, при добавлении соответствующих присадок можно создать действительно хорошее масло.

Собственно, было время, когда не было иных вариантов: все смазочные материалы производились из нефти. Однако с ростом мощности силовых агрегатов, и увеличением числа оборотов коленвала выяснилось, что минеральная основа в тяжелых условиях нестабильна.

Понадобилось масло с запрограммированными свойствами. Изготовить его стало возможно только после внедрения синтетической основы. Базовая жидкость была воссоздана по образцу природной, только процесс контролировался учеными от начала до конца. То, что природа создает тысячелетиями, в условиях лаборатории воспроизводится за несколько часов.

Что из себя представляет синтетическое масло — видео

Технология изготовления синтетического масла достаточно дорогая, поэтому производители разработали несколько способов производства, которые отличаются себестоимостью и качеством.

Эстеры и полиглеколи

Это высшая лига синтетики. Масло, изготовленное на основе этих химических соединений, не теряет свои характеристики в самых тяжелых условиях эксплуатации. Именно по этой причине эстеровая основа применяется в смазках для гоночных болидов.

Характерная особенность – молекулы эстеровых соединений имеют полярность, благодаря чему силы поверхностного натяжения многократно увеличиваются. Масло как бы прилипает к поверхности металла, обеспечивая надежную пленку в точке контакта.

Разорвать или смыть обволакивающий слой практически невозможно. Причем никакие температурные влияния не меняют базовых свойств.

Эстеровая или полиглеколевая основа синтезируется на 100%, поэтому при разработке формулы можно сразу заложить свойства синтетических моторных масел, обычно обеспеченные присадками. Так что понятие «расслоение» для такой основы отсутствует в принципе.

Масла на эстеровой основе продаются в обычных магазинах, стоят очень дорого, и относятся к стандарту качества по API – GL-5.

Полиальфаолефины (ПАО)

Технология производства базовой основы использует побочное сырье, образующееся при добыче нефти: природный газ. То есть основа все-таки природная, но получается она в результате 100% синтеза.

Главное преимущество – идеальная однородность молекулярного состава, при этом сохраняется возможность программирования базовых свойств. Правда присадки к такой основе все-же добавляются, иначе пришлось бы синтезировать различные группы базового состава – это сделает продукт более дорогим.

А так, стоимость ПАО-синтетики в разы меньше, чем эстеровой смазки. Не говоря уже о полиглеколях – такие составы вообще недоступны к розничной продаже, они применяются только для спецтехники и в гоночной среде.

Поэтому, если вы покупаете масло с формулой 100% синтетика, это будет основа на базе ПАО. Такие масла относятся к стандартам GL-4 (по классификации API).

Гидроочистка и гидрокрекинг

Моторное масло для двигателя должно не только обладать выдающимися свойствами, оно должно быть доступно для рядового покупателя (коих большинство). Если владелец отечественного 30-летнего автомобиля решил уйти от «минералки», цена канистры масла не должна превышать остаточную стоимость автомобиля.

В результате была разработана формула гидроочистки (или гидрокрекинга – «HC»). В принципе, это синтетика, и надпись «synthetic» не маркетинговая уловка.

Вопрос в технологии производства. Гидрокрекинг – это не воспроизведение новых молекул, а отделение ненужных. За основу берутся все те-же нефтепродукты, от них отделяются «лишние» компоненты, и физически разрушаются длинные молекулярные цепочки.

В результате получается основа, очень близкая по свойствам к 100% синтетике, но не обладающая такой же стабильностью. Что это означает?

Вы наверняка обратили внимание на две интересные формулировки в сервисной книжке вашего авто, касаемо замены моторного (трансмиссионного) масла:

  1. Интервал замены 10000 км или 6 месяцев, что наступит раньше. Разумеется, цифры условные, для примера.
  2. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, интервал замены масла уменьшается. Под «тяжелыми условиями» понимается любая эксплуатация, кроме равномерного пробега по идеальным дорогам без пробок и светофоров.

Данные условия относятся к любым маслам, кроме эстеровой синтетики. То есть, 99% автолюбителей должны производить замену раньше срока, указанного в сервисной книжке. При эксплуатации автомобиля в городских пробках – наступает перегрев.

Гидрокрекинговая синтетика теряет свойства (не так быстро, как минералка, но все-таки теряет). На бездорожье детали мотора взаимодействуют друг с другом под нагрузкой, а рабочая пленка не такая прочная, как на 100% синтетике.

Вы покупаете синтетическое масло, чтобы уйти от проблем «минералки», а получаете суррогат.

Отличия минеральных, полусинтетических, и синтетических масел

Покупая синтетические автомасла, вы действительно получаете качество, недоступное минеральной основе, и даже полусинтетике. Даже технология гидрокрекинга настолько меняет свойства базовой основы, что стабильность смазочных материалов улучшается на порядок.

На графике видно, что после окончания периода замены, крекинговая основа сохраняет свойства значительно дольше минералки и полусинтетики. А чистая синтетика позволяет увеличить пробег (либо срок эксплуатации) масла, в сравнение с рекомендациями производителя автомобиля.

Преимущество и недостатки синтетики

Качественное масло, особенно 100% синтетика, дает мотору возможность работать в щадящих условиях. Это продлевает ресурс, экономит топливо, повышает мощность.

Присадки, без которых невозможна эксплуатация смазочных материалов, сохраняют работоспособность практически до конца срока эксплуатации синтетического масла. Такая смазка может использоваться в тяжелых условиях, независимо от климата. На морозе синтетика не густеет.

Однако есть и недостатки. В первую очередь – цена. 100% синтетика не по карману владельцам недорогих автомобилей, остается довольствоваться гидрокрекингом. Кроме того, популярные масла часто подделывают, если вы покупаете расходники в непроверенных торговых точках – есть риск нарваться на контрафакт.

Итог:


Для принятия решения, какое синтетическое масло лучше, проанализируйте условия эксплуатации автомобиля. Если вы не штурмуете бездорожье, и не участвуете в уличных гонках, оптимальный выбор – гидрокрекинговая синтетика из проверенного автомагазина.

Главная дорога про синтетические масла — видео