Михаил федорович ларионов rooster and hen. Михаил Фёдорович Ларионов. Лучизм и декорации к Русским сезонам

Михаил Ларионов - один из крупнейших живописцев ХХ века. Его творчество сопоставимо с творчеством таких выдающихся российских художников, как Малевич, Кандинский, Татлин, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру.

Сегодня произведения Ларионова хранятся в крупнейших собраниях мира, а также в частных коллекциях.

Судьба Михаила Федоровича Ларионова печальна, ибо пала она на трагическую пору отечественной нашей истории. Он разделил горькую участь многих, очень многих своих сверстников, волею событий оказавшихся далеко от земли, и х вскормившей.

Рождение, детство, учение, первые успехи и стремительный в зл е т новаторского, «бунтарского» творчества — все это вместилось в тридцать восемь «русских» лет художника, а сорок пять оставшихся — под чужим небом. Европейской славе «русского парижанина » на родине социалистического реализма м еста, как известно, быть не могло, разве что в немой памяти тех, кто не хотел и в опреки всему не мог отказаться от баснословного прошлого русского искусства. Таких, впрочем, было немного и с каждым годом все меньше…

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Москва. 1913

Михаил Фёдорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детск ие годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его верной соратницей.


Фруктовая лавка. 1904

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.


Акация весной. 1904

Голубое небо в верхушках акаций пронизано серебристым мерцанием весенних ветвей; удивительно прозрачны и нежны касания верхушек деревьев с небом. Короткие удары, «тычки» кистью создают живописно-тональную вибрацию фона. Кажется, небо живет, пульсирует, дышит…

Сад. 1904

Нерв ларионовского импрессионизма — обостренная цветопись, а не яркая светопись. Художник достигает необычной напряженности цвета. Нарушая все живописные каноны, он сталкивает контрастные и близкие цвета — красный, зеленый, розовый, лиловый, приводя их к неожиданным гармониям. Это поистине отважная живопись, открывающая новые цветовые сочетания. Такой «живописный риск» мог позволить себе только художник с безошибочным чувством цвета.


Один майский день. 1904

«Один майский день» - часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, написан Ларионовым в стиле позднего импрессионизма в пору ученичества у Левитана и Серова в Московском училище живописи .

Особенностью ларионовского импрессионизма является необычайное богатство живописных фактур. Как бы из цветовых зерен, соседствующих друг с другом, складывается структура его живописи, мерцающая переливами драгоценных камней. Вспоминаются полотна и акварели Врубеля, вызывающие те же ассоциации. Молодой живописец был внимателен к творчеству старшего собрата (они былизнакомы). Как и у Врубеля, краска в холстах Михаила Ларионова не ложится на готовую форму, напротив, сама форма и пространственные отношения рождаются из красочных образований и цветных фактур.

Сирень 1904

Эти произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже.

В 1910-х Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников.


Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910

Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях. В 1913 он подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники, многие были из коллекции Ларионова. В этом же году была организована его выставка иконописных подлинников и лубков.

С 1912 Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов Крученых, Хлебникова, Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.

Михаил Фёдорович принимал активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию.

На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом.

"Мишень" стала высшей точкой развит ия художественных идей Ларионова. Диспут "Мишени" уже включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год".

По мысли Ларионова лучизм должен был оторвать живопись от предметности, превратить ее в самоценное и самодовлеющее искусство цвета. Основные положения теории лучизма, достаточно наивной, сводятся к тому, что мы не видим самих предметов, а воспринимаем пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветной линией. Но практика лучизма оказалась гораздо интереснее и плодотворнее его теории.


Петух и курица. 1912

В том же 1913 Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.

В парижской галерее Поля Гийома состоялась выставка его работ (совместно с Гончаровой), принесшая Ларионову европейскую известность. Он знакомится с Пикассо и,другими парижскими мастерами, о нем пишет статьи Гийом Аполлинер. Но война прерывает европейское турне художника. Как офицер запаса, подлежащий мобилизации, Ларионов возвращается в Москву и вскоре попадает на фронт в армию Ренненкампфа, сражавшуюся в Восточной Пруссии. Здесь он был тяжело контужен: «Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов»,— писал Маяковский.

После выхода из госпиталя в 1915 художник вновь отправляется к Дягилеву, путешествует с труппой по Швейцарии, Испании, Италии, работает над эскизами декораций и костюмов для балетов.


Революция застает Ларионова во Франции. Он живо интересуется тем, что происходит в России, и никогда не теряет связи с Родиной. В 1920 году Ларионов иллюстрирует поэму Блока «Двенадцать», вышедшую отдельными изданиями в Париже и Лондоне. В ноябре 1922 в Париже побывал Маяковский, всегда высоко ценивший живопись Ларионова. В очерке «Семидневный смотр Парижской живописи» он рассказал о своих встречах с русскими художниками. Как результат этих встреч, в 1923 в издательстве «Круг» выходит поэма Маяковского «Солнце» с иллюстрациями Ларионова.

В 1919 Ларионов и Гончарова поселились в Париже на улице Жака Калло, где прожили до конца своих дней. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.


Дягилев и Лифарь на репетиции. 1927.

Двадцатые годы прошли в работе над дягилевскими балетами. Ларионов создает эскизы костюмов и декораций для балетов на музыку Прокофьева «Шут» (1921) и Стравинского «Байка про лису» (1922). Остро переживая отрыв от родной ему стихии русской жизни, художник возвращается к излюбленным мотивам своего творчества. Так возникает альбом «Путешествие в Турцию», исполненный гуашью с использованием трафарета и шелкографии.


Дягилев работает над рукописью. 1929.

Поздние живописные работы Ларионова — охристо-серебристые натюрморты, этюды обнаженных натурщиц, хрупких и как бы бестелесных, говорят о том, что художник продолжает владеть утонченной живописной культурой. Но что-то невозвратно ушло из этих работ.

В последние годы жизни Михаил Фёдорович Ларионов много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве.

Творческий взлет Ларионова, продолжавшийся до предвоенных лет, оставил неизгладимый след в русском иcкусстве 20 века. Многие художники начала века, искавшие новых путей в живописи, испытали на себе сильное воздействие искусства Ларионова, оно ощутимо в работах Гончаровой, Шевченко, Бурлюка и других. Следы ларионовского влияния заметны и в раннем творчестве Малевича и Татлина.

http://babanata.ru/?p=9208



Михаил Федорович Ларионов - уникальное явление русской и мировой культуры. театра, график. Он грандиозен как художник и теоретик авангардизма. Картины Михаила Ларионова и его личность оставили неизгладимый след в мировой культуре. Он значителен как основоположник лучизма, оригинального направления в русской живописи начала двадцатого века. Но, при всей масштабности его фигуры, он недооценен у себя на Родине, недостаточно изучен и исследован. По иронии судьбы, Ларионов как живописец долгое время пребывал в тени своей самой лучшей ученицы, соратницы и супруги, блистательной Натальи Гончаровой.

Детство

Михаил Ларионов родился в 1881 году. Его отец служил военным фельдшером и по долгу службы находился в Херсонской губернии, на юге России, в ста километрах от Черного моря. Именно там, в этих жарких и необычайно пронзительных местах прошло детство будущего художника. Наблюдательному мальчику было на что обратить свое внимание, ведь Тирасполь, как и любой южный город, представлял собой ослепительную мозаику из племен, языков и традиций. Этот край накрыл мальчика лоскутным одеялом цветущих садов, военных маршей, разношерстного люда, рыночной толчеи и базарного шума. Маленькие кабачки, длинные конюшни, несчетное количество ласточек, дрожащий знойный воздух и счастье, огромное счастье, объявшее все детство мальчика. Он и потом, когда вырастет, пока не покинет Россию навсегда, будет приезжать на лето в свой любимый Тирасполь.

Училище

Когда Мише Ларионову исполнилось двенадцать лет, семья перебралась в Москву. Жизнь в столице текла спокойно и размеренно, Михаил окончил училище и готовился связать свою жизнь с живописью.

В те годы особенно сильное впечатление оказывали на Михаила Ларионова картины Виктора Борисова-Мусатова. Рисующий с детства мальчик Михаил естественным образом поступил на обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там в полной мере проявился его яркий, самобытный талант, да и учителя у него были необыкновенные - это и Валентин Серов, и Константин Коровин, и Исаак Левитан. В этом же училище Ларионов встретил свою будущую супругу,

Импрессионизм

После училища жизнь Михаила Ларионова закружилась в ярком хороводе различных культурных течений. Он, как и многие художники того времени, начал свое творчество с импрессионизма. Из-под его кисти выходили большие серии работ, в духе пейзажей Клода Моне. Картины Михаила Ларионова были приняты очень хорошо. Он становился яркой фигурой в кругу творческой интеллигенции, его заметили члены объединения «Мир искусства», а предложил участвовать в Парижской выставке 1906 года.

В Ларионова Михаила Федоровича и его самого ждал большой успех. Но не столько успех, сколько сам Париж окрылил его и оставил неизгладимое впечатление. Там он узнал, что уже не Моне является стержнем мирового импрессионизма, это место твердо заняли Поль Гоген, Ван Гог и Сезанн. Именно они олицетворяли новизну в мировой живописи. Их экспрессия владела умами почитателей и неравнодушных. Ларионов дышал Парижем, жил Парижем, он посещал выставки, исследовал музеи, копил материалы к своему будущему росту. Но он не стал последователем фовизма, модного течения в живописи, разворачивающегося на его глазах и захлестнувшего Париж. Ларионов смотрел вглубь, в самый корень творческих исканий, и там внутри он увидел нечто новое. Изучив гениев постимпрессионизма, он стал новатором. В своих картинах художник Михаил Ларионов обратился к примитивизму.

1909-1914

Его примитивизм шел от русского лубка, от древних крестьянских традиций. Ларионов разглядел в этой простоте фундаментальную силу архетипов и распознал в незамысловатом народном творчестве далеко идущие потенции, ждущие своего осмысления. С головой погрузившись в новые замыслы, он проявлял неслыханную работоспособность, именно тогда появились серии картин Михаила Ларионова «Франты», «Парикмахеры», тогда же зарождался его лучизм.

Ларионов исследовал рекламные вывески, надписи и рисунки на заборах, и преображал эти зерна русского духа в драгоценные камни новых цветовых фактур. В те же годы Ларионов много занимался графикой и проявлял незаурядные организаторские качества. Он учреждал различные объединения художников и устраивал эпатажные выставки, самые известные из которых - «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень». Много времени Ларионов уделял оформлению уникальных поэтических сборников своих друзей футуристов: Велимира Хлебникова, и других. Во всех своих проявлениях Ларионов являлся новатором и локомотивом. Он искал новые пути, новый взгляд на старые предметы, и квинтэссенцией этих исканий стал лучизм.

Лучизм

В 1913 году Ларионов провозгласил манифест «Лучисты и будущники» и открыл этим эру беспредметности в живописи. Это было начало русского абстракционизма. В лучизме переплелись и отразились все наработки художника в подаче цвета и фактуры. Предметов как таковых в концепции лучизма не существует, они явлены только в отражении и преломлении лучей. И поэтому живопись должна быть полностью оторвана от материи и выражаться в новых пространственных формах, новом наложении цвета и фокусировки мысли.

На парижской выставке лучистские картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой произвели фурор и получили всеобщее признание. Ларионов становится известным, устраивает европейское турне, знакомится со многими знаменитостями, в числе которых Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, Жан Кокто.

1915-1917

Но на пике творческой активности в жизнь Михаила Ларионова вторгается Первая Мировая война. Он возвращается на Родину и отправляется на фронт. В 1915 году после серьезного ранения и контузии, отлежавшись в госпитале, Ларионов приезжает обратно в Париж, где происходит новая метаморфоза мастера - он начинает заниматься декорациями для балетов Сергея Дягилева.

Революцию 1917 года художник встречает в Париже и решает остаться в нем навсегда. Начинается парижский этап в жизни мастера, этап долгий и неоднозначный. Они с Гончаровой селятся на рю Жака Калло и живут в этой квартире до конца своей жизни.

Парижский этап

Во второй половине своей жизни Ларионов много времени и сил стал уделять литературному творчеству, он писал мемуары и статьи по истории искусства. Художник Ларионов Михаил Федорович в картинах отошел от лучизма и возвратился к графике, натюрмортам и жанровым композициям. Что-то незаметное, но очень важное, очень настоящее исчезло из его работ.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталья Гончарова официально оформили свои отношения, и через пятьдесят лет совместной жизни стали мужем и женой. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, в пригороде Парижа, через два года после смерти своей музы Натальи Гончаровой.

В 1989 году Александра Томилина, многолетняя подруга семьи, передала архив Михаила Ларионова советскому правительству. Так состоялось возвращение мастера на Родину.

Михаил Федорович Ларионов - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства . Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма и фовизма, примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (вариант абстрактного искусства).

Михаил Ларионов родился 3 июня (22 мая по старому стилю) 1881 года, в Тирасполе Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. С 12-летнего возраста Миша посещал реальное училище в Москве. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910 года; его педагогами были Исаак Ильич Левитан, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Сергей Васильевич Иванов.

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период М. Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 году в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Наталией Сергеевной Гончаровой. С 1905 Михаил Федорович широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную Сергеем Павловичем Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна.

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины , основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

М.Ф. Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет»; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно Велемира Хлебникова и Алексея Елисеевича Крученых («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Михаил Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный Сергеем Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» Анатолия Константиновича Лядова (1917), «Шут» Сергея Сергеевича Прокофьева (1921), «Байка про лису» Игоря Федоровича Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо Пабло и Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

ларионов художник

Михаил Федорович Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня на аукционах русского авангарда – один из самых дорогих и востребованных художников.

Родился художник 3 июня 1881 года. Детство провел в Тираспольской крепости, где его отец служил военным доктором.

Рисовать мальчик начал рано: сохранились первые его работы с 9 лет (1890). С 12 лет он учился в Московском реальном училище Воскресенского, а с 17 – в Училище ваяния, живописи и зодчества. В. Серов, К. Коровин и И.Левитан были его преподавателями.

Его работоспособность, энергия и тяга к новому – поразительны: на третий год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем возмутил преподавательский состав, так как три из них были порнографическими. Студента — за строптивость и «неприличные» рисунки – отчислили из училища. Для Ларионова это стало периодом интенсивного освоения современной европейской живописи – импрессионизма.

С чем Михаил Ларионов знакомился, а после и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.

Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых – Рябушинский и Морозов. Он участвует в выставке «Мир искусства», «Обществе передвижников», Союзе русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова поучаствовать в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».

Творчество художника делится на три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, – «лучизм» (с 1913).

Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации союзов, выставок, диспутов, в проведении общественность эпатажных шествий, с последующими скандалами и бурными обсуждениями. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.

В 1910 году проходит выставка художников, которые объединились в союз «Бубновый валет» – название придумал Ларионов. Участники выставки – К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На ней Ларионов выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако ему тесно в любом союзе, поэтому совсем скоро он со скандалом его покидает.

В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» и организует новый союз – «Ослиный хвост». На этой выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».

Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, а после выпускает манифест «Лучисты и будущники», под которым подписались десять художников. В этих картинах Ларионов излагает суть теории лучизма – предметы отражают лучи, на их пересечении возникают определенные формы, которые художник выделяет и изображает. Так было положено начало беспредметного абстрактного искусства, главную роль в котором играли цвет, свет и рука художника.

В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам – цвета и света. Такие работы возникают стихийно и не подчиняются рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими.

Во время Первой мировой войны Ларионов служил на фронте, а после тяжелой контузии был отправлен в госпиталь. В 1918 году художник поселяется с женой в Париже. В этот период Ларионов оформляет спектакли – «Шут», «Лисица», «Русские сказки» и работает над натюрмортами и интерьерами – «Весенний букет», «Ателье на улице Висконти».

(1881, Тирасполь - 1964, Фонтенэ-о-Роз, близ Парижа). Живописец, график, xудожник театра.

М.Ф. Ларионов был сыном доктора медицины, военного формацевта. Он родился в Тирасполе, но с двенадцати лет жил в Москве, в Замоскворечье. В 1896 Ларионов поступил в МУЖВЗ, где занимался в пейзажном классе И.И. Левитана и в мастерских В.А. Серова и С.А. Коровина. В юные годы он испытал влияние искусства М.В. Нестерова, В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова, в более поздние годы увлекся творчеством «барбизонцев» и Анри Тулуз-Лотрека. Ларионов находился в Училище довольно долго - до 1910. В 1902 он был временно отчислен за экспонирование на ученической выставке «картин непристойного содержания».

Однако, по воспоминаниям художника С.В. Романовича, в юности близко знавшего Ларионова, намерения шокировать публику у него не было. В начале XX в. в Училище не было предмета «Композиция», и студенты должны были самостоятельно осваивать это искусство и представлять работы на суд преподавателей: их развешивали в одном из залов Училища. На такой выставке и появились злополучные этюды натурщиц Ларионова, которые вызвали скандал. Еще в Училище художник увлекся современным французским искусством, а после отчисления и высылки в Тирасполь он всерьез обратился к импрессионизму (1901-1904). По примеру Клода Моне он писал один и тот же мотив в разное время суток («РОЗОВЫЙ КУСТ», «УГОЛ САРАЯ»). Его произведения, как живописные («МОРЕ», «РЫБЫ», «РЫБЫ ПРИ ЗАКАТЕ»), так и графические, получали высокую оценку современников. Их покупали знаменитые собиратели современного искусства А.И. Морозов. Н.П. Рябушинский, П.М. Третьяков. Ларионов принимал участие в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников и «Мира искусства» и вернулся заканчивать образование в Училище уже известным и признанным художником.

В 1906 году Ларионов по приглашению С.П. Дягилева принял участие в русской секции Осеннего салона и побывал в Париже, где познакомился с искусством постимпрессионистов. По возвращении он впервые в России опубликовал в журнале «Золотое руно» репродукции Сезанна, Ван Гога и Гогена и был в числе организаторов двух выставок современной французской живописи в салоне «Золотого руна». Но уже в 1907 году художник стал членом Общества свободной эстетики. Он обратился к искусству примитива, народного лубка и провинциальной вывески и принимал участие в выставках объединений «Венок», «Венок-Стефанос», «Звено». («ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ФРАНТИХА», 1907).

Ларионов Михаил Федорович, картина «КАЦАПСКАЯ ВЕНЕРА» (1912)

Увлечение искусством современных французских мастеров подтолкнуло Ларионова к работе над дальнейшим развитием их принципов. В 1909 он выставил полотно «СТЕКЛО», положившее начало первому абстрактному течению в искусстве России, которому Ларионов дал название «лучизм». По его определению - это искусство «беспредметных образов линейных устремлений, скрещиваний, метанирт, вызывающих ощущение динамики».В 1910 художник отбывал воинскую повинность и по возвращении к мирной жизни продолжал писать примитивы с оттенком гротеска на военную тему («ОТДЫХАЮЩИЙ СОЛДАТ», 1911, ГТГ; «КУРИЛЬЩИК*, 1911; «ПАРИКМАХЕРЫ», 1912; «ОТДЫХАЮЩИЕ СОЛДАТЫ», 1912) и современные жанровые композиции («ЦИРКОВАЯ НАЕЗДНИЦА», 1911; «ПРОХОДЯЩАЯ ЖЕНЩИНА», 1911; «ССОРА В КАБАЧКЕ», 1911; «КОШКА НА СТУЛЕ», 1911). Ларионов также откликнулся на поиски идеала национальной красоты, к которому обращались в своем творчестве Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова. Помимо цикла «ВЕНЕРЫ» (1912) Ларионову принадлежит полотно «КАЦАПСКАЯ ВЕНЕРА» (1912).

1910 г., Ларионов Михаил Федорович, автопортрет, холст, масло, 104х89 см .

Художник обладал большим организаторским талантом и вместе с Н. С. Гончаровой и другими единомышленниками он устроил первые авангардистские выставки в Москве. В 1910 состоялась выставка объединения «Бубновый валет», которая положила начало целому художественному направлению, сыгравшему определяющую роль в художественной жизни России 1910-х. Его мастера - И.И. Машков , А.В. Лентулов - обращались к новейшим достижениям европейского искусства: творчеству Сезанна, к кубизму, футуризму. Однако после выставки Ларионов отделился от «сезаннистов» и в 1912 организовал выставку «Ослиный хвост». На следующей выставке «Мишень» (1913) не только были представлены картины, но и был опубликован манифест художника «Лучисты и будущники». В том же зале проходила выставка иконописных подлинников и лубков, организованная Ларионовым. Четвертая выставка Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» состоялась в 1914 году. В это время художник вместе со своей женой, Натальей Гончаровой , иллюстрировал футуристические книги, главным образом В.В. Хлебникова и А.Е. Крученых.

Началась Первая мировая война, и художник был мобилизован на фронт. Ларионов воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале. В 1915-м году он демобилизовался и вместе с Н.С. Гончаровой выехал в Швейцарию по приглашению С.П. Дягилева, а в 1918 поселился в Париже. В эмиграции искусство Ларионова не нашло отклика у публики, и на протяжении 1915-1930-х он работал в основном как сценограф, в том числе для Русского балета С.П. Дягилева. Он оформил такие постановки, как «Русские сказки» А.К. Лядова (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (1921), «Лисица» И.Ф. Стравинского (1922). В живописи художник вернулся к предметности, писал натюрморты («ВЕСЕННИЙ БУКЕТ», 1930: «НАТЮРМОРТ С ГРУШАМИ», 1920-е), интерьеры («АТЕЛЬЕ НА УЛИЦЕ ВИСКОНТИ», 1920-е), картины по мотивам театральных спектаклей.