Ми 17в 5 технические характеристики. Отечественное оружие и военная техника. Надежные в бурю

Пентагон предпочитает российские Ми-17В-5


Очередная партия из трех военно-транспортных вертолетов, изготавливаемых в России по контракту с Министерством обороны США, должна была отправиться в Афганистан в июне. Как сообщал источник в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК), на данный момент в рамках контракта с Пентагоном Рособоронэкспорту осталось поставить в Афганистан пять партий военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 по три единицы в каждой.

Основной контракт на поставку 21 вертолета, подписанный Рособоронэкспортом с правительством США 26 мая 2011 года, был исполнен к середине 2012-го. В 2013 году Россия завершила передачу заказчику еще 12 военно-транспортных Ми-17В-5 по соглашению, заключенному в рамках опциона к основному контракту.

В 2013 году Рособоронэкспорт и Белый дом согласовали и подписали договор на дополнительную партию из 30 вертолетов с поставкой в 2014-м. Их предназначение – совместная борьба стран с международным терроризмом.

Всего в соответствии с двусторонними договоренностями афганская армия получит 63 вертолета Ми-17В-5. Все светотехническое оборудование машин адаптировано под возможность выполнения полетов ночью. Общая стоимость контракта – около 1,2 миллиарда долларов. Деятельность по приобретению вертолетной техники в России является частью более широкой операции США и ISAF (Международных сил содействия безопасности), направленной на обеспечение наращивания возможностей и потенциала афганских национальных сил безопасности.

По данным западных источников, на вооружении авиационного корпуса Афганской национальной армии ANA (Afgan National Army) в настоящее время имеется десять ударных Ми-24/Ми-35, восемь военно-транспортных Ми-8 и 48 Ми-17В-5, общее количество которых к концу года увеличится до 63 единиц. По контракту с Рособоронэкспортом Ми-17В-5 изготавливает Казанский вертолетный завод (КВЗ). На поставляемых в Афганистан машинах имеется 17 комплектующих западного производства, которые были интегрированы в российское бортовое оборудование.

Как отметили специалисты, эти Ми-17В-5 способны выполнять боевые задачи. «В соответствии с обликом, согласованным с американской стороной, вертолеты изготавливаются в военно-транспортном варианте, в комплектации которого имеется вооружение, в частности блоки неуправляемых реактивных снарядов, пушечные контейнеры с 23-миллиметровой пушкой», – заявил представитель российского ОПК.

Надежные в бурю

До прямого контракта с Рособоронэкспортом американцы пробовали дооборудовать новые российские вертолеты самостоятельно на ремонтной базе в ОАЭ (город Шаржа). Сегодня в рамках контракта на поставку Ми-17В-5 все работы выполняются на КВЗ, что доказало свою эффективность как по срокам производства, так и по высочайшему качеству исполнения. Они осуществляются под контролем разработчика вертолета – Московского вертолетного завода, а также представителей Минобороны России. «Благодаря этому американская сторона впервые в своей практике получила готовые вертолеты Ми-17В-5, не требующие доработок и удовлетворяющие требованиям и условиям региона, в котором они эксплуатируются», – подчеркнул источник в ОПК.

Ранее заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Вячеслав Дзиркалн сообщил, что делегация США посетила КВЗ, где производятся вертолеты для Афганистана. «Американские представители осмотрели завод, в том числе уже изготовленные фюзеляжи. Их приятно удивили уровень организации производства и техническая оснащенность предприятия, – отметил Дзиркалн. – У нас существует постоянный контакт с представителями Министерства обороны США, создана рабочая группа по контролю за выполнением контракта с обеих сторон. Никаких противоречий с американскими партнерами нет».

По мнению генерального директора Рособоронэкспорта Анатолия Исайкина, вертолетный контракт с Пентагоном был одним из самых сложных из-за коллизий, связанных с американским законодательством. «Мы на таких условиях никогда не работали, – сказал он. – Теперь у нас могут быть перспективы по поставкам по аналогичной схеме других видов вооружений для афганской армии».

Транспортировка всех вертолетов, собираемых на КВЗ, осуществляется в Кабул транспортными самолетами Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр». Одним рейсом Ан-124 доставляет в Афганистан три машины, размещаемые в грузовом отсеке при отстыкованных лопастях несущего винта.

«Министерство обороны США положительно оценивает качество вертолетов Ми-17В-5, получаемых для Афганистана от Рособоронэкспорта», – подчеркивает Дзиркалн. По его словам, признанием высоких летных качеств и надежности Ми-17В-5 с американской стороны стало вручение 9 ноября 2011 года сертификата признания процедур обеспечения и поддержания летной годности вертолетной техники, существующих в Российской Федерации. Представители США неоднократно заявляли, что выбрали российские вертолеты из-за их беспрецедентно высокой надежности, в том числе в условиях, которые существуют в пустынях, где нередки сильные песчаные бури.

В письме руководства управления нестандартных винтокрылых аппаратов NSRWA (Non-Standard Rotary Wing Aircraft) Министерства сухопутных войск отмечается, что российская сторона отлично выполнила работы по адаптации зарубежных пилотажно-навигационных приборов под применение очков ночного видения. Представитель ОПК проинформировал, что с самого начала поставок в 2011 году у американской стороны не возникало каких-либо претензий к качеству авиатехники: «Все вертолеты поступали в Кабул вовремя, их собирали, облетывали и после подписания соответствующего акта приема-передачи заказчик применял их по назначению. Исправность парка поставляемых российских вертолетов превышает необходимый уровень в 80–90 процентов, и этот показатель удовлетворяет всем предъявляемым требованиям». Источник проинформировал, что среднегодовой налет одного Ми-17В-5 в Афганистане составляет более 200 часов: «Этот показатель выше среднего годового налета обычных эксплуатантов».

Межремонтный срок службы вертолета Ми-17В-5 составляет 2000 часов или 8 лет. В настоящее время российская сторона работает над увеличением назначенного ресурса вертолета (промежуток времени между введением винтокрылой машины в строй и ее утилизацией). Сегодня срок службы военно-транспортного вертолета Ми-17В-5 может достигать 35 лет.

Несмотря на то, что правительство Соединенных Штатов не пользуется возможностью приобретения запасных частей для эксплуатации и ремонта вертолетов Ми-17В-5 напрямую у российских спецэкспортеров, в будущем при осуществлении капитального ремонта американцам, по мнению источника, все же придется обратиться именно к производителю. За рубежом, конечно, существует ряд предприятий, которые способны работать с российской авиатехникой, к примеру в Чехии или ОАЭ. Запорожское АО «Мотор Сич» располагает возможностями для ремонта двигателей. «Однако США придется обратиться к России для технического обслуживания редукторов, втулок трансмиссий и так далее – производителю этих важных компонентов», – считает представитель ОПК. По его словам, в Афганистане и Ираке с учетом вновь поставляемых и списываемых вертолетов в общей сложности эксплуатируется более 200 машин российского производства.

Сенаторы – против, военные – за

Рособоронэкспорт обратил внимание Пентагона на необходимость правильного и легитимного послепродажного обслуживания российских Ми-17В-5, поставляемых в Афганистан по контракту. По имеющимся у российской стороны данным, в настоящее время ожидаемая потребность только в капитально-восстановительном ремонте вертолетной техники всех типов, эксплуатируемой на территории Афганистана и других стран в интересах США, составляет свыше 170 единиц.

«Все необходимые условия для выполнения ремонтно-восстановительных работ и удовлетворения столь высокого спроса на поддержание летной годности ранее поставленных вертолетов у российской стороны имеются», – подчеркнул Анатолий Исайкин.

Реализацию контракта на поставку российских вертолетов для Афганистана военные США считают очень важной в свете борьбы с международным терроризмом и обеспечения наращивания возможностей и потенциала афганских национальных сил безопасности. Об этом заявил официальный представитель Министерства обороны Джордж Литтл.

Когда его попросили прокомментировать продолжающиеся попытки республиканской оппозиции в конгрессе заблокировать дальнейшие закупки российской военной техники для вооруженных сил Афганистана, Литтл заявил, что приобретаемые машины являются важным подспорьем для афганских ВВС: «Им нужен именно такой вертолет, это очень важно для них, поскольку дополняет парк применяемой вертолетной техники».

Ранее в сенате конгресса США была внесена поправка к законопроекту об оказании помощи Украине, касающаяся разрыва деловых отношений американских правительственных структур с Рособоронэкспортом. В представленном документе содержится предложение о запрете на участие в правительственных контрактах США для любой американской или иностранной компании, в свою очередь взаимодействующей в области разработок, производства и продаж с Рособоронэкспортом. До этого ряд членов палаты представителей конгресса обратились к министру обороны Чаку Хейгелу с просьбой приостановить сотрудничество с российским экспортером военной техники.

Несмотря на постоянное давление конгрессменов и призывы к введению санкций, к отказу от закупок Ми-17В-5 для вооруженных сил Афганистана, военные занимают прямо противоположную позицию. «Проблема в том, что представители Пентагона без лишнего шума просят их (конгрессменов) отложить эти меры, поскольку Рособоронэкспорт поставляет вертолеты, используемые афганскими ВВС, которые сегодня испытывают трудности», – ссылается «Крисчен сайенс монитор» на источники в сенате. «В разговорах с нами они используют слово «гибкость», которое означает, что они хотят, чтобы мы сделали серьезное исключение для Рособоронэкспорта», – заявил газете сотрудник аппарата конгресса.

Введенные против России санкции не затрагивают контракт с Рособоронэкспортом на закупку Ми-17В-5 для вооруженных сил Афганистана, подтвердил в беседе с журналистами пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби. По его словам, афганцы крайне нуждаются в российской технике. «Они привыкли к этим машинам. Этот вертолет отвечает их нуждам в сфере безопасности, – пояснил Кирби. – Поэтому мы продолжаем оказывать им поддержку посредством данного контракта».

Что в Вооруженные Силы Беларуси поступили новые вертолеты Ми-8МТВ 5-1.

Передача шести вертолетов Ми-8МТВ-5 состоялась в сентябре этого года. Машины поступили в распоряжение Министерства обороны Республики Беларусь. Поставленные вертолеты являются первой партией в рамках контракта на поставку двенадцати военных вертолетов Ми-8МТВ-5, который был подписан представителями холдинга «Вертолеты России» в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2015». Передача следующей партии из шести машин запланирована на 2017 год.

Средства боевой живучести включают: броневую защиту кабины экипажа и жизненно важных систем, экранно-выхлопные устройства двигателей, снижающие ИК излучение, протектирование и пенополиуретановую защиту топливных баков, систему противопожарной защиты, дублирование и ре¬зервирование источников гидро- и электропитания и основных цепей управления.

Ми-8МТВ-5 оборудуется балочными держателями, на которых могут размещаться: бомбы общей массой до 2т, до 4х шт., блоки неуправляемых реактивных снарядов, управляемые ракеты, съемные пушечные установки калибра 23 мм. Стрелковое вооружение (до 8 огневых точек): носовой пулемет ПКТ, кормовой пулемет ПКТ, автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам

В кабине пилотов есть специальное оборудование ночного видения. Оно позволяет выполнять полеты в темное время суток на малых высотах, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок. Кроме того, вертолет оборудован современными комплексами связи.

Возможности:
Транспортировка и оперативная высадка;
Транспортировка на носилках сопровождении медперсонала;
Перевозка грузов в грузовой кабине - до 4000 кг;
Уничтожение сил противника, в том числе бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных; огневых точек и других подвижных и неподвижных целей;
Огневая поддержка десанта;
Сопровождение военных колонн;
Поисково-спасательные операции, разведывательные операции, патрулирование/

В Ми-8МТВ-5 изменены двери и люки, форма носовой части. Установлены расширенная на 0,4 м левая дверь и дополнительная правая дверь стандартного размера. Вместо откидывающихся вручную грузовых створок установлена аппарель, открывающаяся с помощью гидравлического привода, что обеспечивает сокращение времени подготовки вертолета к погрузке и выгрузке, позволяет избежать ручных операций. Конструкция фюзеляжа обеспечивает возможность модернизации вертолета и оснащения его дополнительным оборудованием. Вертолет может быть оборудован пылезащитным устройством. Носовая часть фюзеляжа имеет поднимающийся вверх носовой обтекатель, который позволяет получить доступ для обслуживания размещенного там оборудования.

Контракт между ОАО “Рособоронэкспорт” и министерством сухопутных войск США был подписан в 2011 году. Вертолеты производились на “Казанском вертолетном заводе” (входит в холдинг ОАО “Вертолеты России”).

“”Рособоронэскпорт” зарекомендовал себя как надежный поставщик указанных вертолетов, а реализация контракта получила высокую оценку со стороны американских партнеров. Вертолеты типа Ми-17 хорошо показали себя при полетах в тяжелых климатических условиях и использовании в горной местности””, – говорится в сообщении, сообщает РИА Новости.

Техническая справка

Ми-8МТВ-5/Ми-17В-5 десантно-транспортный вертолет – современная модификация вертолета Ми-8МТ, разработанная с учетом опыта боевого применения.

Создан в результате дальнейшего совершенствования вертолетов семейства Ми-8, разработанных конструкторским бюро Московского вертолетного завода на средства и при непосредственном участии Казанского вертолетного завода.


Назначение. Вертолет предназначен для перевозки грузов и десантников внутри кабины и крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Компоновка вертолета позволяет минимизировать время покидания вертолета, что особенно важно при десантировании в условиях боя (36 человек за 15 секунд). В десантном варианте на вертолете устанавливаются 36 сидений, 6 из них – легкосъемные.

Ми-17В-5 оснащен системой беспарашютного десантирования, которая позволяет осуществлять одновременный спуск четырех человек. Вертолет оборудуется лебедкой СЛГ-300 с бортовой стрелой грузоподъемностью 300 кг. Для осуществления поиска пострадавших в ночное время используется прожектор типа SX-16.

Для эвакуации пострадавших в грузовой кабине может быть установлено 12 носилок. Транспортировка крупногабаритных грузов осуществляется с помощью внешней подвески, оснащенной весоизмерителем и системой аварийного сброса. Предусмотрена возможность перевозки длинномерных грузов внутри фюзеляжа с открытой аппарелью.

Для увеличения дальности полета Ми-17В-5 оснащается дополнительными топливными баками (до 4-х баков внутри грузовой кабины или два бака снаружи на специальных фермах). Вооруженный вариант Ми-17В-5 предназначен для огневой поддержки сухопутных войск, десанта при высадке или эвакуации, для осуществления прицельного бомбометания.

Для защиты от РЛС ЗРК противника устанавливается бортовой комплекс обороны (БКО), включающий экранно-выхлопное устройство (ЭВУ), УВ-26 или АСО-2В, Л166-В1А и другое оборудование. Для применения в ночных условиях кабина адаптирована к использованию очков ночного видения.

Хронология создания.

Первый полет опытного образца – 1995 г.
Начало серийного производства – 1996 г.
Начиная с 1995 г. вертолет Ми-8МТВ-5 многократно участвовал в авиационных выставках и демонстрационных показах во Франции, Германии, Греции, Китае, Бразилии, Чили.
Состояние. Серийное производство развернуто на КВЗ. Всего построено около 100 вертолетов для поставок на экспорт. Регионы эксплуатации – Индия, Китай.

Из Казани в Ленинградскую область на авиабазу Левашово вылетели три модернизированных вертолета Ми-8МТВ5-1. Летчики оценили боевые «обновки».«Это 3 машины, которые мы принимали. Они оснащены новым оборудованием, системы усовершенствованы. Поставлена новая радиостанция, которая намного лучше старой», - рассказал командир вертолетного звена Сергей Варнаков. До конца года будет поставлено еще восемнадцать таких вертолетов.Обновленный Ми-8МТВ5-1 предназначен для транспортировки грузов и техники массой до 4 тысяч кг и может выполнять различные задачи, в том числе и поисково-спасательные операции.В кабине пилотов есть специальное оборудование ночного видения. Оно позволяет выполнять полеты в темное время суток на малых высотах, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок. Кроме того, вертолет оборудован современными комплексами связи.Основные характеристики вертолета:
Максимальная взлетная масса - до 13000 кг
Количество перевозимых десантников - до 36 человек
Количество раненых, перевозимых на носилках - 12 человек
Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с основными топливными баками - 580 км
Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с двумя дополнительными топливными баками - 1065 км
Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ТВЗ-117ВМ (Ми-8АМТШ) - 2x 2 100 л. с
Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ВК-2500 (опция) - 2x 2 700 л. с.
Основное вооружение
Вооружение с неуправляемыми ракетами - С-8
Пушечное вооружение калибра - 23 мм
Стрелковое вооружение (до 8 огневых точек): носовой пулемет ПКТ, кормовой пулемет ПКТ, автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам
Возможности
Транспортировка и оперативная высадка
Транспортировка на носилках сопровождении медперсонала
Перевозка грузов в грузовой кабине - до 4000 кг
Уничтожение сил противника, в том числе бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек и других подвижных и неподвижных целей
Огневая поддержка десанта
Сопровождение военных колонн
Поисково-спасательные операции, разведывательные операции, патрулированиеЗа долгие годы эксплуатации данный тип вертолетов был признан одним из лучших в мире в своей категории. К настоящему времени выпущено свыше 12 тысяч машин, которые поставлены более чем в 100 стран.Сегодня на «Казанском вертолетном заводе» холдинга «Вертолеты России» выпускается два типа вертолетов Ми-8МТВ:
Ми-8МТВ-1 – многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолеты различного назначения, в том числе летающий госпиталь;
Ми-8МТВ-5 – военно-транспортная модификация (вертолет предназначен для перевозки груза внутри кабины и на внешней подвеске, может использоваться для спасательных операций, а также нести вооружение).По оценкам экспертов, вертолеты типа Ми-8/17 будут оставаться лидерами в данной нише еще минимум 15-20 лет.Фото: Константин Семенов

Следующим важным этапом модернизации Ми-8 стало оснащение его высотными двигателями ТВ3-117ВМ , первые образцы которых прошли испытания в 1985 году. За два года в ОКБ Миля создали новую базовую модель Ми-8МТВ (Ми-17-1В в экспортном варианте), способную взлетать и садиться на высотах до 4000 м и летать на высотах до 6000 м. Кроме потолков, возросли скороподъемность, дальность и т.д. Новая базовая модель отличалась современным оборудованием, включающим метеорадиолокационную станцию и радиостанцию дальней навигации, имела бронирование, протектированные баки с пенополиуретановым заполнителем, носовой и кормовой пулеметы ПКТ, шесть подвесных балочных держателей и шкворневые установки под оружие десантников.

С учетом «афганского» опыта повысили живучесть частей и агрегатов вертолета, а для безопасности эксплуатации на Ми-8МТВ установили разработанную совместно с французскими фирмами систему аварийного приводнения. С 1988 года началось освоение серийного производства Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) в Казани. Базовую модель можно использовать в транспортном, десантном, десантно-штурмовом, санитарном, перегоночном вариантах, а также в вариантах вертолета огневой поддержки и постановщика мин.

На заводе в Улан-Удэ Ми-8МТВ пошел в серию в 1991 году с небольшими изменениями в оборудовании под обозначением Ми-8АМТ (экспортный шифр — Ми-171). Улан-удэнские вертолетостроители построили уже несколько сотен таких машин. В 1997 году Ми-171 в России получил сертификат типа, а два года спустя — сертификат типа в Китае по американским нормам FAR-29 в пассажирском и грузовом вариантах для полета над сушей и водной поверхностью.

Вслед за Ми-8МТВ-1 в 1990-е годы на казанском заводе последовали базовые модификации Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3. В их кабине размещалось до 30 десантников. Эти машины имели усиленное бронирование, модернизированные системы. На Ми-8МТВ-3 из шести балочных держателей осталось только четыре, но при этом число возможных вариантов подвески вооружения увеличилось с 8 до 24. Вертолеты получили рулевой винт с увеличенной хордой лопастей и повышенной жесткостью проводки управления, систему беспарашютного десантирования и бортовую стрелу большей грузоподъемности.

Ми-8МТВ-3 в 1991 году послужил прототипом для экспортной модификации Ми-172, прошедшей в 1994 году сертификацию в индийском авиарегистре по американским нормам FAR-29. Все усовершенствования, опробованные на этих модификациях, в 1992 году внедрили и на новой демонстрационной модели Ми-17М. Кроме того, на ней установили международную навигационную систему и усовершенствованную РЛС, увеличили боковые двери, а задний грузовой люк переделали по типу Ми-26 (со створками уменьшенного размера и опускающимся трапом-аппарелью). Большой люк в полу позволил установить систему внешней подвески грузоподъемностью 5 т.

Эта демонстрационная модель послужила основой для создания в 1997 году Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД), пользующейся большим успехом на международном авиационном рынке. По договору с канадской фирмой казанскими вертолетостроителями также прорабатывается совместная модификация Ми-17КФ . В 1998-м доработанные варианты Ми-171 и Ми-172 получили отечественный сертификат типа по американским нормам FAR-29. Им присвоены обозначения Ми-171А и Ми-172А.

После развала СССР экипажи Ми-8 продолжают исправно выполнять свой нелегкий воинский долг в горячих точках России и СНГ. «Восьмерки» широко использовались во время конфликтов в Нагорном Карабахе, в Абхазии и в Таджикистане. Уникальные высотные характеристики Ми-8МТВ сделали их незаменимыми в высокогорных районах. Только они могут обеспечить боевые действия на высотах свыше 3500-4000 м.

Они широко использовались во время контртеррористических операций в Чечне. В 1995 году здесь действовали несколько эскадрилий Ми-8, которые использовались преимущественно для переброски личного состава, его замены на позициях, подвоза боеприпасов и продовольствия, вывоза раненых и больных, а также эвакуации беженцев и оказания всесторонней гуманитарной помощи населению.

Модификация: Ми-8МТВ
Диаметр главного винта, м: 21,30
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина, м: 18,42
Высота, м: 5,34
Масса, кг
-пустого: 7381
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 13000
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВМ
-мощность, кВт: 2 х 1639
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 230
Практическая дальность, км: 500
Скороподъемность, м/мин: 540
Практический потолок, м: 6000
Статический потолок, м: 3980
Экипаж, чел: 2-3
Полезная нагрузка: до 24 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске.

Вертолет Ми-8МТВ-1 на стоянке.

Буксировка вертолета Ми-8МТВ-2 ВВС России.