Метровагоны. Номер поезда, график движения

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

  • 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
  • 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого ».
  • 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
  • 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
  • 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
  • 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Общий вагон

  • 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть.
  • 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. .
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

Купе

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда , все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8-12 мест на вагон.

  • 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1-2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими
  • 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  • 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
  • 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4-6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1-2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Приятных путешествий!

Вагон типа Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.

Предпосылки к разработке вагонов Еж6

Отсутствие в системе Д6 контактного рельса обуславливало необходимость разработки подвижного состава с возможностью работы как от аккумуляторных батарей, так и от контактного рельса. Автономное питание было необходимо во время нахождения спецвагонов в системе Д6. Возможность питания от контактного рельса требовалась для зарядки аккумуляторов и перемещения спецсоставов по линиям гражданского метро.

Выпуск вагонов типа Еж6

В соответствии с вышеприведенными требованиями Мытищинским машиностроительным заводом на базе стандартных вагонов метрополитена типа Еж3 был разработан проект специального подвижного состава двух модификаций: контактно-аккумуляторных электровозов типа Л и вагонов сопровождения, получивших наименование Еж6 (впоследствии модификации присвоен индекс 81-712).

В течение 1973 года Мытищинский завод собрал 6 вагонов типа Еж6 №№5580-5584, 5590. Эти вагоны были практически идентичны выпускавшимся в то время серийным вагонам Еж3, и имели с ними единую (сквозную) нумерацию и одинаковую окраску. В комплекте с вагонами Еж6 было выпущено три контактно-аккумуляторных электровоза типа Л.

В 1986 году в Москве и пригородах заканчивалось строительство новых тоннелей в системе Д6. Для обслуживания увеличившейся сети прежнего количества вагонов (трех контактно-аккумуляторных электровозов Л и шести вагонов Еж6) было недостаточно: требовался новый подвижной состав. Особые условия эксплуатации в системе Д6 требовали начилия двери в лобовой части кабины для возможности входа и выхода в тоннель. Поскольку выпускавшиеся в то время серийно вагоны 81-717/714 не удовлетворяли запросам, Мытищинскому заводу было поручено выпустить новую партию вагонов Еж6 и электровозов Л.

Партия спецвагонов 1986 года выпуска состояла из четырех вагонов Еж6 (№№0090-0093) и трех электровозов Л. Их нумерация была общей уже с вагонами типа 81-717.

В форме кузова у вагонов Еж6 второй партии было только несколько отличий по сравнению с вагонами первой партии. Во-первых, выше центральной декоративной полосы имелось три гофрированных полосы жёсткости, а не две, как у ранних вагонов Еж6. Во-вторых, сама декоративная полоса была выкрашена белый цвет, как у вагонов 81-717 (у вагонов Еж6 1973 года выпуска полоса была темной). В-третьих, изменилась окраска самих кузовов. На новых вагонах Еж6 цвет кузова стал светло-синим, отличным как от цвета вагонов Еж6 первой партии (зелёно-синий), так и от цвета более новых вагонов 81-717 (синий с изламывающимися белыми полосами). Освещение в салонах вагонов Еж6 1986 года выпуска осуществлялось лампами накаливания, как у Еж3, а сиденья были идентичны тем, что ставились на вагоны 81-717.

Между отправкой с завода и прибытием в Д6 новые вагоны пробыли некоторое время в депо «Сокол», где занимались их окончательной наладкой.

Выпуск вагонов типа Еж6 по годам:

Всего было выпущено 10 вагонов типа Еж6. Вместе с электровозами типа Л они могли быть сформированы в пять составов следующей конфигурации: Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6.

Ремонт и обслуживание спецвагонов

Периодически составы из вагонов Еж6 с Л по соединительной ветви, ведущей к третьему пути станции «Спортивная» (который официально считается оборотным тупиком), проходят в систему Московского метро для подзарядки аккумуляторов и прохождения текущего и капитального ремонта. Часто спецсоставы, заряжая аккумуляторы, стоят на той части соединительной ветви за «Спортивной», где есть контактный рельс (до гермоворот). Основная ремонтная база подвижного состава, приписанного к Д6, находится в депо «Планерное», капитальный ремонт вагоны проходят на московском ЗРЭПСе (заводе по ремонту электроподвижного состава) или на ЗАО «Метровагонмаш» в Мытищах.

Судьба вагонов Еж6

В конце 1980-х годов 4 вагона типа Еж6 №№5581-5584 были переданы из Д6 на Московский метрополитен для работы на Ждановско-Краснопресненской (ныне — Таганско-Краснопресненской) линии. Из вагонов Еж6 1973 года выпуска в системе Д6 остались работать вагоны №5580 и №5590.

В 2003-2004 годах вагоны Еж6 №№5581, 5583-5584 стояли в закрытом нефе депо «Новогиреево», ожидая модернизации и перевода в пассажирский парк. По состоянию на 2006 год в депо «Новогиреево» находятся по крайней мере два вагона Еж6 1986 года выпуска, один из которых — №0093.

Номер вагона Дата выпуска Приписка Статус Капитальный ремонт
Дата проведения Место проведения Модернизация при КР
5580 12.1973 Д6 неизвестен не было
5581 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино»)
5582 12.1973 депо «Выхино» списан, ранее числился в парке хозяйственного движения 1997 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный по варианту ЕжТК с удалением кабины
5583 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный с удалением кабины
5584 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный с удалением кабины
5590 12.1973 Д6 неизвестен не было
0090 1986 Д6 неизвестен лето 1999 Мытищи не было
0091 1986 Д6 неизвестен лето 1999 Мытищи не было
0092 1986 Д6 предположительно, простаивает в депо «Новогиреево» не было
0093 1986 Д6 простаивает в депо «Новогиреево» не было

Сапсан — разработка крупнейшего немецкого машиностроительного и электротехнического концерна “Siemens”. Фирменный поезд “Сапсан” способен развивать скорость до 250 км/ч, что позволяет ему преодолевать расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за рекордное время - 3 часа 45 минут!

Маршруты курсирования поезда "Сапсан"
Москва - Санкт-Петербург;
Москва - Нижний Новгород.

Схема вагонов поезда "Сапсан"

В состав поезда входят: 1 вагон первого класса, 1 вагон бизнес-класса, 7 вагонов эконом-класса, 1 вагон-бистро. Всего в поезде 506 пассажирских места.

Вагон №1 (бизнес-класс)




Вагон №2 (бизнес-класс)



Вагоны №3 и №4 (эконом-класс)





Вагон №6 (эконом-класс, с местами для крепления инвалидных колясок)



В туалете 6-го вагона находится столик для пеленания детей. Также, в этом вагоне имеется два места для крепления инвалидных колясок.

Вагоны №7, №8 и №9 (эконом-класс)



Вагон №10 (эконом-класс)



Нумерация вагонов при следовании из Москвы с головы поезда, а при следовании из Петербурга — с хвоста. На схемах есть обозначения направления движения, однако обратите внимание что один из восьми составов "Сапсана" (ЭВС2-04) развернут наоборот. Определить, какой именно рейс он будет выполнять, заранее невозможно.

Комфорт

  • Дизайн и оснащение кресел поезда "Сапсан" учитывают специфику передвижения на дальние расстояния, обеспечивая высокий уровень комфорта даже при длительной поездке.
  • Комфортный климат поддерживается в салоне вне зависимости от времени года.
  • Использование современных шумоизолирующих материалов обеспечивает приемлемый уровень шума.
  • Яркое люминесцентное дневное и приглушенное ночное освещение создает обстановку, соответствующую времени суток.
  • Окна вагонов изготовлены из изолирующего многослойного стекла, оснащены солнцезащитными шторами.
  • В зимнее время для предотвращения запотевания оконные стекла обогреваются циркулирующим теплым воздухом.
  • В салонах всех вагонов есть вешалки для одежды и свободное место для хранения крупного багажа.
  • Салоны вагонов имеют мягкое ковровое покрытие, обеспечивающее уют и хорошую шумоизоляцию.
  • Все вагоны поезда являются зонами для некурящих.
  • Два больших табло в каждом из вагонов в ходе всей поездки информируют о маршруте следования, номере вагона, температуре воздуха в салоне и текущей скорости движения.
  • Возле наружной двери каждого из вагонов располагается электронная маршрутная доска, информирующая о классе вагона и направлении движения поезда.

Москва (Ленинградский вокзал) — Санкт-Петербург (Московский вокзал)

Номер поезда,
график движения
Остановочные пункты
Москва Тверь
Вышний
Волочек
Бологое
Угловка
Окуловка
Чудово
Санкт-Петербург
752 (ежедневно) 6:45 - - - - - - 10:35
754 (пн., вт., сб., вс.,
4,6,11,13,18,20,25,27 июля, 1 августа)
7:00 8:05-
8:07
- - - - 10:08-
10:09
11:00
756 (11,12,15,21,22 июня) 11:15 - - - - - - 15:37
758 (ежедневно) 13:30 14:39-
14:41
15:23-
15:25
15:46-
15:47
16:08-
16:09
16:20-
16:21
- 18:00
760 (ежедневно) 13:45 14:54-
14:56
15:38-
15:40
16:01-
16:02
- - 17:21-
17:22
18:15
762 (ежедневно) 16:30 17:35-
17:37
- 18:39-
18:40
- - 19:51-
19:52
20:40
764 (ежедневно) 19:25 20:30-
20:31
- - - - 22:32-
22:33
23:24
766 (ежедневно)
19:45 - - - - - - 23:35

Расписание движения поезда "Сапсан" по маршруту Санкт-Петербург (Московский вокзал) — Москва (Ленинградский вокзал)
Номер поезда,
график движения
Остановочные пункты
Cанкт-Петербург Чудово Окуловка Угловка Бологое Вышний
Волочек
Тверь Москва
751 (ежедневно) 6:45 - - - - - - 10:35
753 (ежедневно) 7:00 7:49-
7:50
- - - - 9:51-
9:53
11:00
755
(11,12,15,21,22 июня)
11:15 - - - - - - 15:32
757 (ежедневно) 13:30 - 15:05-
15:06
15:15-
15:16
15:38-
15:39
16:05-
16:07
16:49-
16:51
18:00
759 (пн., пт., сб., вс.,
3,5,10,12,17,19,24,26 и 31 июля)
13:45 14:37-
14:38
- - 15:53-
15:54
16:20-
16:22
17:04-
17:06
18:15
761 (ежедневно) 15:00 - - - 16:58-
16:59
- 18:02-
18:04
19:10
763 (ежедневно) 19:25 20:14-
20:15
- - - - 22:16-
22:18
23:34
765 (ежедневно) 19:45 - - - - - - 23:35
767 (14 июня) 18:50 - - - - - - 23:13

Расписание движения поезда "Сапсан" по маршруту Нижний Новгород (Московский вокзал)- Москва (Курский вокзал)

Расписание движения поезда "Сапсан" по маршруту Москва (Курский вокзал)-Нижний Новгород (Московский вокзал)

Номер поезда, график движения

Остановочные пункты

Москва

Владимир

Дзержинск

Нижний
Новгород

702 (ежедневно)

8:30-
8:32
10:15-
10:17
10:40
6:45
8:30-
8:32
10:14-
10:16
10:40

704 (ежедневно)

21:15
21:17
23:00-
23:02
23:25
19:30 21:15
21:17
22:59-
23:01
23:25

Характеристика вагонов бизнес- и эконом-класса поезда "Сапсан"

Вагон бизнес-класса Вагон эконом-класса
Пассажирское место
  • регулируемая спинка кресла
  • индивидуальное освещение
  • откидной или приоконный стол
  • откидная опора для ног
  • встроенный аудиовидеомодуль
  • розетка между креслами для подключения зарядных устройств и ноутбуков
  • регулируемая спинка кресла
  • индивидуальное освещение
  • откидной или приоконный стол
  • откидная опора для ног
Услуги, входящие в стоимость проезда
  • свежая пресса
  • санитарно-гигиенический набор
  • детские наборы для путешествующих с детьми
  • рацион горячего питания на выбор согласно меню
  • свежезаваренный чай, натуральный кофе, прохладительные и алкогольные напитки
  • заказ такси
  • заказ такси
Услуги за дополнительную плату
  • свежая пресса
  • услуги бистро

Места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями

В 6-м вагоне поезда "Сапсан" имеется место с надежным креплением для размещения инвалидных колясок. Место снабжено кнопкой вызова проводника. Вблизи находится специальный туалет, рассчитанный на использование инвалидами в колясках, который, как и другие туалеты, оснащен кнопкой аварийного вызова. Пол во всех зонах поезда "Сапсан" одного уровня, что облегчает перемещение инвалидных колясок. Стол у места пассажира с ограниченными физическими возможностями учитывает особенные потребности — он не имеет ножки и откидывается вверх.

Вагон-бистро

В вагоне-бистро (№5) поезда "Сапсан" можно перекусить стоя, воспользовавшись одним из двух барных столов, или уютно расположиться за одним из 10 приоконных столов.
Возможна доставка горячих блюд из вагона-бистро на места пассажиров, а в мобильном баре можно приобрести прохладительные и алкогольные напитки.

Изображения схем вагонов любезно предоставлены сервисом Яндекс.Расписания