Методическая разработка деловая игра по коррупции. Сценарий проведения деловой игры «Мы против коррупции. «Не подмажешь - не поедешь»

Деловая игра

«Нет коррупции!»

9-11 классы

Задачи:

Донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

Профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация,

Развивать умение рассуждать и критически мыслить.

Оформление: цитаты и плакаты по теме, статистические данные о коррупции в стране и в мире.

На доске: рисунок склона горы, у подножия «Коррумпированное общество», на вершине «Общество без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний

1. Вступительное слово.

Я предлагаю вашему вниманию фрагмент клипа на песню Олега Газманова «Новая заря»

Подумайте, какую общественную проблему мы сегодня будем рассматривать?

Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (Общество без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите листочек и напишите цифру, у какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся. Поднимите вверх. (Среднее значение записать на стикер и прикрепить на доску.)

По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

В преддверии Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

- В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

2. «Информация к размышлению» Видеофрагмент.

3. Работа по группам

Каждая группа в течение 30 сек отвечает на вопрос, по команде передает по часовой стрелке:

1) Кто является субъектами коррупции?

2) Цель вступающих в коррупционные отношения?

3) Какие последствия для общества имеет коррупция?

4) Откуда вы знаете о коррупции?

Каждая последующая группа дополняет.

Затем каждая группа озвучивает ответы.

Уровень коррупции в России

Россия признана самой коррумпированной страной среди 22 крупнейших государств мира

    Менее склонны к подкупу бизнесмены из Бельгии и Канады (по 8,8 балла из 10 возможных).

    Третье место у Голландии и Швейцарии (8,7 балла).

    Россия с 5,9 баллами заняла последнее место, получив самый высокий национальный показатель взяткоёмкости

    По объему и частоте взяток Россия обогнала не только развитые государства Запада, но и своих коллег по группе БРИК – Бразилию (17-е место), Индию (19-е место) и Китай (21-е место).

Индекс оценки коррупции

Российские компании чаще других фирм из крупнейших стран-экспортеров дают взятки ради получения личной выгоды. (Слайд)

4. Опрос населения (слайд)

Если Вы давали взятку – Ваши ощущения?

5. Выявление причин коррупции

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

Низкий уровень заработной платы.

Двусмысленные законы. Консервативность закона.

Незнание или непонимание законов населением.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Профессиональная некомпетентность бюрократии.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Невозможность всеохватывающего контроля.

Зависимость граждан от чиновников.

К причинам распространенности коррупции в современной России относятся:

- отсутствие оптимальной работающей системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

- существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

- создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

- слабость и политическое безволие государственной власти;

слабая кадровая политика государства;

- неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

- криминализация значительной части политической элиты;

- широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;

- моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне;

- стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

- чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества, отсюда монополия чиновничества на слишком большой объем функциональных возможностей, так как привилегии на распоряжения собственностью и услугами находятся в руках бюрократов;

- высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств;

- недостаточная информированность населения о последствиях коррупции для общества, слабая правовая подготовка граждан;

- слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;

- отсутствие подлинной независимости средств массовой информации;

- достаточно устойчивая историческая традиция, укорененность коррупции в сознании россиян (достаточно посмотреть русские пословицы и поговорки - основная их часть с безнадежностью фиксирует факт присутствия мздоимства, продажности в повседневной жизни, в практике чиновников).

6. Опрос населения (слайд) Причины коррупции

7. Опрос учащихся из зрительного зала

Как вы думаете – какие сферы наиболее поражены коррупцией?

Давайте запишем ваши ответы:

ГАИ

Чиновники

Полиция

Медицина

Образование

Судебная система

Военкоматы

Шоу-бизнес

Сфера торговли

Армия

СМИ

СЛАЙД. Профессиональная коррумпированность по материалам СМИ

8. Последствия коррупции (Слайд)

За примером, к сожалению, далеко ходить не надо: «По данным исследователей Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прошлым летом, когда шла «вступительная жатва», карманы родителей оскудели почти на 520 млн долларов. Потом начинается учебный процесс, за которым - контрольные, курсовые, сессии. Здесь «урожай» существенно ниже - примерно 98 млн долларов» ( Сайт Высшей школы экономики, 2008).

У всех живы еще в памяти трагические события в Перми унесшие жизни более чем 150 человек в результате пожара в клубе «Хромая лошадь». Дело о коррупции чиновников еще идет, вскрываются новые факты нарушений

9. Выступление Д.Медведева

- Вы все являетесь опытными пользователями интернет, как и наш премьер-министр, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество тем, актуальных для страны. Как вы думаете, какая из них самая популярная? ( Коррупция и борьба с ней.)

Более 7700 комментариев. Да и мы с вами об этом уже не раз говорили.

Посмотрите видеофрагмент выступления и определите: Прослеживается ли твердая позиция противодействовать коррупции?

Слайд «Шаги антикоррупционной политики на федеральном уровне»

1. Создан Совет при Президенте по противодействию коррупции;

2. Реализуется Национальный план противодействия коррупции;

3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов

4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей

5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО)

Как вы считаете, кто должен бороться с коррупцией? Чья это проблема?

«Для современного общества враг №1 – коррупция»
«Речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет…»

Мы сегодня начнем создавать антикоррупционный стандарт поведения для себя.

Что включает понятие «стандарт поведения»? (знания, ценности, способы действия)

10. Жизненные ситуации.

Задание по группам: Как должен поступить настоящий гражданин? В следующей ситуации…(команды разыгрывают ситуации)

Как вы считаете, почему люди не заявляют в правоохранительные органы?

Варианты (от них требуют, а они боятся отказать; чтобы гарантировать успех дела; думают, что процедура заявления слишком трудна и утомительна и дать проще)

11. Работа с залом

Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Давайте проведем мини-соцопрос: переверните листочек и закончите 3 предложения: (слайд)

1. Бороться с коррупцией возможно, если…

2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей как…

3. Борьбу с коррупцией затрудняют такие качества людей, как…

Специалисты считают, что для победы над коррупцией необходим ряд условий (слайд)

твердая позиция политической элиты противодействовать коррупции,

Ясно выраженная политическая воля государственных служащих и согласие самим стать объектом проверок,

Осознание необходимости противодействия коррупции как отношение общества в целом,

Готовность и возможность гражданских (общественных) структур контролировать ситуацию противодействия коррупции и другие.

Давайте вместе выясним сегодня на уроке, есть ли в России эти условия.

При этом в настоящее время процедура подачи заявления о коррупции очень проста (слайд) Помимо того, что можно обратиться в органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры на всех уровнях (города, края, РФ), а также Общественный антикоррупционный комитет, либо оставить свое заявление на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

12. Как бороться с коррупцией? (Слайд)

· повысить зарплату и не только чиновникам;

· сделать стабильным социальный пакет;

· прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство;

· россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

· честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности

13. Изготовление антикоррупционных плакатов. Зал смотрит видеоролик «Скажи – нет!» Оценка плакатов.

14. Задание на дом: Создание памятки гражданину «Как противостоять коррупции». Основные направления разработки буклета.

15. Рефлексия. Создание синквейна.

16. Итог.

Викторина «Мы против коррупции!»

(8-11 кл.)

ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

ОТВЕТ : Является.

ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и...

ОТВЕТ : Лихоимство.

ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

ОТВЕТ : Увольнение

ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

ОТВЕТ : Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

ОТВЕТ : Николай I

ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель?

ОТВЕТ : Взятки

ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

ОТВЕТ : Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и... Кто, кроме Николая I, не ворует?

ОТВЕТ : Наследник

ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

ОТВЕТ : Причины

ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

ОТВЕТ : Прокуратура

ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

ОТВЕТ : Павел Иванович Ягужинский

ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ОТВЕТ : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

ОТВЕТ : Мзда

19 сентября 2014г. в гимназии прошла деловая игра « Коррупция как есть…»

(сценарий игры прилагается)

«Познавательная игра «Коррупция как есть …»

Цели:

 способствовать формированию устойчиво-отрицательного отношения к коррупции как социальному злу, пониманию её сложности, глубины и негативности последствий для каждого человека в отдельности и общества в целом;

 ориентировать учащихся на необходимость противодействия коррупции для развития и процветания общества.

Комментарии учителя: Как показывает мировая история, коррупция имела и по-прежнему в той или иной степени имеется в любом обществе и в любой стране. При очевидности ответа на вопрос «Чем вредна коррупция?» ответ на него далеко не всегда звучит однозначно. Предлагаю вам в этом убедиться.

Мозговая атака «Да - Нет»

Задание: Каждый участник имеет две карточки «+» и «-». Учитель называет различные последствия и проявления коррупции. Те учащиеся, кто считает, что следствие негативное - поднимает карточку «-», те, кто положительным - «+»:

 коррупция аморальна, задаёт неверные ориентиры для общества.

 коррупция - основа криминальных структур.

 коррупция позволяет в короткие сроки решать личные проблемы и удовлетворять свои потребности, без «нервотрёпок» преодолевать бюрократические барьеры.

 для многих представителей малоимущих слоёв населения коррумпированное поведение - возможность противостоять бедности (например, воспитатель детского сада получает поощрения от родителей за более внимательное отношение к их ребёнку, и т. д.).

 в угоду отдельным личностям губится наше общее достояние и достояние потомков (например, чиновники закрывают глаза на бесконтрольную вырубку и вывоз ценных пород дерева за «приемлемое» вознаграждение).

 многие действительно талантливые люди смогли заявить о себе и впоследствии стать известными благодаря «полезным» связям.

 коррупция делает управление на всех уровнях неэффективным, т. к. «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению встроиться в систему коррупционных связей.

 высокий уровень коррумпированности всех сфер жизни роняет авторитет России на международной арене.

Комментарии учителя: Прежде чем вам будет предложено следующее задание, приведу следующий исторический факт. Петром I был утверждён так называемый «Табель о рангах» - документ, которым чётко определялся правовой статус чиновников государственного аппарата, а право на почёт признавалось только личными заслугами каждого. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату. Однако госаппарат при Петре I настолько разросся, что содержать его стало проблематично. Жалованье выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Пётр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдёт у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет повешен, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно ответил: «Не хватит верёвок».

Это яркий пример того, что коррупция – явление не случайное и эпизодичное, а системное. И как любая система она имеет свою структуру, каждый элемент которой – важное звено, имеющее свое назначение.

Лото «Коррупция: структурные элементы»

Задание: на игровое поле лото с указанными структурными элементами коррупции наложите карточки с соответствующими определениями, понятиями или примерами (каждое правильное наложение – 1 балл)

Игровое поле:

Карточки (вырезаются и раздаются игрокам в комплекте в конверте)


Те, кем совершается коррупционное деяние: с одной стороны - государственное или частное лицо, наделённое официальными полномочиями, статусом, авторитетом, с другой – тот, кто по доброй воле или принудительно способствует удовлетворению интересов первого.

Конфликт интересов между государственным, общественным долгом с одной стороны и личной корыстью – с другой.

Граждане государства: их интересы, социальное и экономическое благополучие, безопасность, т.д.

Все, кто вовлечён в систему коррупционных связей

Взятка, давление, принуждение, вымогательство, хищение, злоупотребление служебным положением..

Против чего направлено коррупционное деяние – общественное благо и государственный интерес.

Прямая материальная и/или нематериальная выгода, преимущества в чём-либо.


Использование служебных полномочий, статуса, авторитета

Государственный, общественный и частный сектор во всех сферах жизни общества. Укоренённость в сознании общества, менталитете.

Игровое поле с наложенными карточками сдаётся в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

«Не бывает дыма без огня»

Комментарии учителя: Как не бывает дыма без огня, так и широкомасштабное распространение коррупции в России является следствием целого комплекса причин. Как в медицине врач прежде, чем лечить, определяет диагноз больного – причину недомогания, - так и в отношении коррупции - определение и чёткое обозначение причин её возникновения – необходимое условие в выработке мер по борьбе с этим социальным злом.

Задание: Командам предлагается «ромашка», состоящая из 6 «лепестков» - причин коррупции. Каждая команда выбирает по «лепестку» - причине. По истечении 3-4 минут группового обсуждения, участники знакомят своих соперников с этой причиной и для точного понимания приводят конкретные пример. Жюри оценивает правильность понимания причины и выразительность и примеров (максимальное количество баллов – 3)

Причины коррупции («лепестки ромашки»):

 Недостаточная правовая подготовка граждан, информированность населения о последствиях коррупции для общества.

 Отсутствие подлинной независимости средств массовой информации.

 Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.

 Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на её низшем уровне.

 Криминализация значительной части политической элиты.

 Неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности.

«Не подмажешь - не поедешь».

Комментарии учителя: Специалисты, занимающиеся изучением феномена коррупции, выделают различные формы коррупции, которые классифицируются по различным признакам: по сферам проявления (экономическая и политическая), по характеру самого деяния (легальная, преступная, уголовная), по уровню распространения (низовая, верхушечная, международная) и так далее. При выполнении следующего задания, мы познакомимся с так называемой бытовой коррупцией. Бытовое понимание коррупции формируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке и подаётся как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, определённые правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Ужасно то, многие россияне относятся к этому как «к норме».

Задание: Соедините стрелками звенья цепочек, отражающих сущность указанных форм бытовой коррупции (за каждую верно сформированную «цепочку» - 2 балла):


Формы бытовой коррупции

Категория

граждан-участников


Проявления

коррупции


Меры борьбы

Коррупция выживания

Малоимущие

слои населения.


«Нужен паспорт за три дня, а его делают три недели», «Плачу, чтобы быстрее продвинуться в очереди на место в детский сад»

Серьёзная правоохранительная и оперативная работа

Коррупция комфорта

Властные и богатые.

«Хочу того, что не положено,

за хорошие деньги»,

«Купить можно всё, в т.ч. и закон»


Повышение уровня социальной сферы, «горячие линии» с властями и правоохранительными органами по проблеме обирания бедняков

Коррупция престижа

«Средний» класс.

Старушка отдаёт 50 руб санитарке в больнице, такой же жалкой беднячке.

Снижение бюрократии, развитие и усовершенствование инфраструктуры, преследования за использование служебного положения, т.д.

Бланк с выполненным заданием команды сдают в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

Сценарий проведения деловой игры «Мы против коррупции» - страница №1/1

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

(демонстрация и объяснение плакатов)

Ведущий: Спасибо всем участникам программы «Мы против коррупции»! До свидания, до новых встреч!

Правовая игра для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети».

Цели проведения: разъяснение сущности, причин и последствий коррупции; антикор­рупционная пропаганда; формирование активной гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий правовой игры для подростков « ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»

по вопросам антикоррупционного поведения

(в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети»)

Цели:

Разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду;

Формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру “Человек и закон”, посвященную такому опасному социальному явлению, как “Коррупция”. (Слайд 1)

Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2):

«С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон)

«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус)

«Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость)

«Где говорят деньги, там молчит совесть»

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой.

Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции _____________________________.

Я предлагаю у частникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Д ля вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник.

Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании – «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка – 5 баллов.

Выполняется задание.

А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: п ословицы и поговорки о коррупции

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Дай грош - будешь хорош.

Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

И умный берет, когда глупый дает.

Суд крив, коли судья лжив.

Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве.

А сейчас настало время подвести итоги первого задания.

Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов.

Ведущий . Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды)

«Коррупция» произошло от лат. corruptio - порча, упадок.

Коррупция – это з лоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Основные ее формы - п одкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Запомните главные признаки проявления коррупции:

1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом.

2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц.

3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию?

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ . Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями :

1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды - отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки - по-старому это называется мздоимством.

2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка – 5 баллов.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления.

Слайды.

  1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка).

2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство).

3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).

4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита)

5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство)

6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег)

7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп)

8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата)

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание.

Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ.

НАКАЗАНИЕ.

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

4. Вышеуказанные деяния, если они совершены:

а) группой лиц;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей)

Наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вывод : Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Ситуация № 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

Ситуация № 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.

В России коррупция – словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится.

Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош - будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд Пословицы и поговорки

«Коррупция» от лат. corruptio - порча, упадок. Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов дол­ларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту, Мудрость чувства, Стойкость в бурях жизни, Мужество во всем и до конца, Верность другу, Преданность Отчизне, Имя гражданина и борца.