Месяц шаабан. Наступил месяц шабан - пора, когда благие деяния приумножаются многократно

21-го июня, согласно Исламскому календарю, наступил месяц Шабан. Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Шаабан, увеличиваются в 70 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому Посланник Аллаха (c) постился весь этот месяц.

Кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-го, 14-го и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Тот, кто умрет после этого в течение года - умрет шахидом. Особенно ценен пост 15-го числа.

Как сказал Пророк (с), название месяца Шабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение»; в этом месяце распространяется Добро.

Месяц Шабан содержит одну из основных высокочтимых ночей - ночь Бараат, которая наступает с 14-го на 15-е число.

Кто возвеличит Шабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, тому Всевышний прощает грехи и сохранит его в течение года от бед и болезней.

В месяце Шабан читают побольше «салават»:

«Аллаhума салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад».

Ночь Бараат

Ночь с 14-го на 15-е Шаабана называют ночью Бараат. "Бараат" означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями - от Ада. В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда принимаются дуа (молитва): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Шабана, ночи перед Курбан-байрамом и Рамазан-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением (ниятом) продления жизни, второй раз - для оберегания от бед и несчастий и третий - для расширения благ.

Кроме этого 15-го Шабана, считается днем рождения Имама Мехди, 12-го Имама, пришествия которого ждут мусульмане.

Молитва месяца Шабан

В сборнике молитв «Мафатих аль-джинан» сказано, что в месяце Шабан Имамы (а) изливали свою душу перед Господом следующими словами.

О Аллах! Благослови Мухаммада (с) и семейство Мухаммада (с), услышь мольбу мою всякий раз, когда я взываю к Тебе. Услышь зов мой, когда я призываю Тебя, и обрати на меня Свой взор, когда я изливаю душу пред Тобой.

Я бежал к Тебе, и сейчас смиренно стою пред Тобой, взволнованно и отчаянно умоляю Тебя. Я обращаюсь к Тебе, в надежде на воздаяние. Ты осведомлен обо всём, что скрыто в моём сердце, Ты знаешь о моих нуждах, ведаешь всё о внутреннем мире моём. Не скрыты от Тебя мои деяния ни в этом мире, ни в мире ином.

И ведаешь Ты обо всём, о чём хочу я поведать языком, и знаешь Ты о желании моём, и осведомлён Ты о чаяниях моих на благую жизнь в потустороннем мире. Ты знаешь, о Владыка мой, обо всём предопределенном мне Тобой до конца моих дней, из скрытого и явного. И всё это в Твоих руках, а ни у кого-либо другого. Достаток и нужда, польза и вред - всё в Твоей власти.

О Аллах! Если Ты откажешь мне в достатке, кто же облагодетельствует меня? Если введешь в унижение, кто же окажет помощь мне? О Аллах! Я ищу спасения у Тебе от Твоего же гнева и наказания! О Аллах! Если я недостоин Твоей милости, то Ты достоин простить меня и осенить Своим всеобъемлющим великодушием.

О Аллах! Вот я стою в тени Твоего милосердия, положившись на Тебя. И Ты удостоил меня Своим прощением, помиловав меня. О Аллах! Если Ты простишь меня, то кто же более прощающ, чем Ты? А если смерть моя близка и мои деяния не приблизили меня к Тебе, прими мое признание в грешности, как средство прощения.

О Аллах! Я совершил по отношению к себе зло и несправедливость, уделяя много внимания своим прихотям и желаниям. Так горе же мне, если Ты не смилуешься надо мной!

О Аллах! Твоя благодать всегда снисходила на меня при жизни, так не прерывай ее и после моей смерти!

О Аллах! Как же я могу разочароваться в Твоей милости после смерти, если в этом мире Ты облагодетельствовал меня самым наилучшим образом?!

О Аллах! Прояви по отношению ко мне Свое великодушие, как подобает Тебе – Создателю, окажи мне внимание из сострадательности Своей, ибо я грешник, которого охватило невежество.

О Аллах! Ты скрыл мои грехи в этом мире, хотя воистину в потустороннем мире я более нуждаюсь в их сокрытии. Ты не раскрыл мои прегрешения ни одному из Своих праведных рабов, так и в Судный День не унижай меня пред всеми.

О Аллах! Твоя щедрость и милость делают мою надежду беспредельной, а Твоё прощение превыше моих скверных деяний. О Аллах! Обрадуй меня встречей с Тобой в тот День, когда будешь судить Ты рабов Своих.

О мой Господь! Я обращаюсь с мольбой о прощении, подобно человеку, крайне нуждающемуся в принятии его покаяния. Так прими мою просьбу о прощении и моё покаяние, о Наищедрейший, о Тот, кого просят о помиловании грешники.

О Аллах! Не отказывай мне, и надежду мою не прерывай.

О Аллах! Если бы Ты хотел унизить меня, Ты не наставлял бы меня, а если хотел бы открыть другим мои недостатки, то не дал бы мне здоровья.

О Аллах! Не думаю, что Ты откажешь мне в просьбе, в ожидании исполнения которой я провёл свою жизнь.

О Аллах! Так пусть воздастся хвала Тебе вечная, постоянная и непрерывная, прибавляющаяся и не исчезающая! Такая хвала, какую Ты желаешь и которая вызовет Твоё довольство.

О Аллах! Если Ты накажешь меня за мои преступления, я буду молить Тебя о прощении. Если Ты покараешь меня за совершенные грехи, я обращусь к Твоему бесконечному милосердию. Если Ты введёшь меня в огонь ада, я объявлю всем находящимся там, что поистине люблю Тебя!

О Аллах! Если в повиновении Тебе окажется ничтожно мало моих деяний, то надежда моя - Ты!

О Аллах! Я питаю по отношению к Тебе самые хорошие помыслы, и наилучшим образом думаю о Твоей щедрости, благородстве и величии. Так откажешь ли Ты мне в милости и спасении?!

О Аллах! Я погубил свою жизнь забвением Тебя, молодость свою провёл в дурманящем отдалении от Тебя.

О Аллах! Я не проснулся в период своей молодости, моя гордость затмила Твою милость, я шёл путем ошибок, ведущим к Твоему гневу!

О Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего, стою пред Тобой, ищу спасения посредством Твоего великодушия и Твоего милосердия!

О Аллах! Я раб, который жаждет очиститься от скверны, с которой предстал пред Тобой, и освободиться от стыда пред взором Твоим. Каюсь пред Тобой и прошу Твоего прощения, ибо Твоё прощение свидетельство Твоей щедрости, величия и милосердия.

О Аллах! Я бессилен перед Твоей волей. Ты из любви ко мне пробуждаешь меня, делая меня таким, каким желаешь видеть. Благодарю Тебя за проявление благосклонности, нежности и доброжелательности, благодарю Тебя за очищение сердца от скверного невежества по отношению к Тебе.

О Аллах! Обрати на меня Свой взор, взор Того, кто призвал Своего раба и тот ответил на призыв Владыки, кто оказал Своему рабу помощь и тот покорился. О Тот, кто близок! Ты никогда не отдаляешься от тех, кто обманулся и отдалился от Тебя. О Тот, кто полон заботливости и прощения! Ты никогда не отказываешь тому, кто просит награды!

О Аллах! Даруй мне сердце, переполненное жаждой к встрече с Тобой. Даруй мне язык, правдивость которого устремилась бы к Тебе. И даруй мне взор, истинность которого приближала бы к Тебе.

О Аллах! Всякий, кто станет известен посредством Тебя, никогда не останется безвестным. Всякий, кто найдет прибежище в тени Твоей милости, никогда не будет унижен. Всякий, на кого Ты обратишь Свой благосклонный взор, не станет чьим-либо рабом помимо Тебя.

О Господь мой! Всякий, кто нашёл путь к Тебе, его дорога будет светлой. Всякий, кто ухватился за Тебя, спасётся, и я ищу спасения у Тебя!

О, Аллах! Не дай мне отчаяться в Твоей милости, и прошу, не отдаляй меня от Своего милосердия. О Аллах! Так даруй же мне место среди тех, кто любит Тебя, среди тех, кто надеется на Твою расположенность и любовь.

О Аллах! Внуши мне поминание Твоё, и внуши усердие на пути осмысления имён Твоих и святости.

О Аллах! Заклинаю Тебя Твоим именем и правом, которое Ты имеешь к творениям. Введи меня в число покорных Тебе рабов, и даруй мне положение, которая вызовет Твое довольство и расположение. Воистину, я не имею сил, чтобы отвести от себя вред и принести себе пользу.

О Аллах! Я Твой ничтожный и грешный раб! Я Твой слуга, а Ты мой Владыка. Да не буду я из тех, от кого Ты отвернулся, кто находится в плену беспечности, кто забыл о Твоём прощении.

О Аллах! Даруй мне отрешение от мирского, и освети моё сердце лучом обращения к Тебе, так, чтобы мои взоры проникли чрез завесы лучей, и я мог лицезреть Твоё величие. И пусть души наши устремятся к Твоему святому величию.

О Аллах! Сделай меня таким, кто искренне отвечает на Твой зов, таким, кого Ты не обделил вниманием и заботой, кого поражает созерцание Твоего величия. Ты призываешь его в тайне, а он совершает угодные Тебе деяния явно.

О Аллах! Не позволь безнадёжности и отчаянию поселиться во мне вместо благих стремлений и благого мнения о Тебе. Не прерывай во мне надежду на обретение Твоей прекрасной милости и великодушия.

О Аллах! Если я совершу ошибку, из-за которой в Твоих глазах потеряю ценность, прости меня ради надежды, которую я питаю к Тебе.

О Аллах! Если совершенные мною грехи отдалят меня от Твоей благосклонности, напомни мне о Своём милосердии и великодушии.

О Аллах! Если сон беспечности предаст забвению мою готовность к встрече с Тобой, меня пробудит убежденность в Твоём величии и Твоей благосклонности.

О Аллах! Если Твоё великое наказание призывает меня в огонь, то Твоя бесконечная награда зовёт меня в вечный рай.

О Аллах! Прошу Тебя и взываю к Тебе, проливая слёзы пред Тобой, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, и сделай меня одним из тех, кто неустанно поминает Имя Твоё, не нарушает своего завета с Тобой, не забывает быть благодарным Тебе и не пренебрегает Твоими предписаниями.

О Аллах! Озари меня светом Своего величия, чтобы познать Тебя и отрешиться от всего кроме Тебя, чтобы страшиться Твоего наказания и усердствовать в благих деяниях. О Обладатель величия и почёта! Благослови Мухаммада – посланника Твоего, и его непорочное семейство, и ниспошли им приветствие и благоденствие!

Желательные деяния месяца Шабан:

1.Держать пост. (хотя бы день или сколько это возможно.)

2.Произносить 70 раз каждый день этот зикр – «Астахфируллаха ва асалухут-тауба» (транскрипция: Əstəğfirullahə və əsəluhut təubəh)

3.Раздавать много подаяния. У Имама Али спросили о самом лучшем деянии этого месяца и он ответил: «Раздавать подаяние (садака) и просить (у Аллаха) о прощении грехов»

4.Совершать по два ракята намаза каждый четверг этого месяца.

Исламский календарь — Хиджра, в основе которого лежит лунный год, составлен в соответствии с Кораном и используется для определения дат религиозных праздников, а в некоторых странах и как официальный календарь.

В мусульманском календаре, как и в григорианском, 12 месяцев - каждый из них длится 29 или 30 дней. Посему лунный год состоит из 354 — 355 дней, что на 11-12 дней короче солнечного, вот почему дни мусульманские религиозные праздники сдвигаются каждый год относительно григорианского календаря.

Sputnik Грузия расскажет Вам о главных мусульманских праздниках и важных событиях, а также об их датах в 2018-м.

Мусульманские праздники 2018

Согласно мусульманскому календарю, 2018-й — это 1439-1440 годы по Хиджре. Соответственно, даты основных религиозных праздников Ислама изменены согласно лунному календарю.

Древнее придание гласит, что когда-то верующие мусульмане пришли к пророку Мухаммеду, рассказали ему, что проживающие в Медине евреи отмечают какое-то торжество, и спросили, могут ли они поучаствовать в празднике и присоединиться к празднующим.

Пророк Мухаммед запретил участвовать им в этом торжестве и сказал, что для мусульман Аллах определит праздники лучше, и только они угодны будут Богу.

Мусульманские праздники - это стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний.

Мусульманские праздники — это шанс для каждого очиститься от грехов и возможность обрести милость Всевышнего.

Праздники в исламе - это священные месяцы, дни и ночи, в которые мусульмане читают Коран и разные молитвы, совершают специальные ритуальные намазы.

Мусульмане в праздники также стараются порадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, раздают добровольные пожертвования, дарят подарки. Одним словом, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Основные праздники в исламе

Один из главных мусульманских праздников — Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) отмечают 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря - Зуль-хиджа. В 2018-м праздник приходится на 21 августа.

Курбан - на арабском означает "жертвоприношение", а байрам - "праздник". Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения как символа любви к Аллаху и его почитания.

Курбан-Байрам — завершающая часть хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня.

Верующие, в это время приносят в жертву животных в память о том, как пророк Ибрахим готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Но вместо сына принес в жертву райского барана, которого Ибрахиму подарил Аллах.

Второй по значению великий мусульманский праздник — Ураза-Байрам, или праздник Разговения. Он проводится в честь окончания поста Рамадан — праздник в 2018-м выпадает на 15 июня.

Праздник Разговения, или Ид аль Фитр (по-арабски),- одно из главнейших событий в исламе, наступает в последний день Рамадана после заката. Всем мусульманам с этого времени желательно читать такбир (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в праздник.

Ночь на праздник желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаху. В праздник выплачивают обязательный закят-уль-фитр, раздают милостыню, проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей.

Священные ночи, дни, месяцы

Месяц Рамадан (другое название - Рамазан) — самый почетный и важный из 12 месяцев мусульманского календаря.

Это священный мусульманский месяц поста и духовного очищения, в который был ниспослан Священный Коран. В 2018-м Рамадан в большинстве мусульманских стран начнется 16 мая и продлится 30 дней.

В разных мусульманских странах Рамадан может начинаться в разное время. Как правило, это зависит от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Рамадан, девятый месяц мусульманского лунного календаря, это время зарабатывать вечный Рай, когда многие дела могут удостоить великой награды.

К ним относятся пост, пятикратный намаз, молитва "Таравих" желательный намаз, дуа — искренняя мольба, предрассветный прием пищи (сухур), ифтар (вечерний), пожертвования и многие другие благие дела и поступки.

Самая важная ночь в году

В месяце Рамадан есть ночь Лайлат аль-Кадр, или Ночь Могущества и Предопределения — в эту ночь архангел Джебраил спустился к молящемуся Пророку Мухаммеду и передал ему Коран. Лайлат аль-Кадр приходится на 26-27 число Рамадана - в 2018-м ее отметят 10-11 июня.

Для каждого мусульманина это самая важная ночь в году, когда на землю спускаются ангелы. Молитва, произносимая в эту ночь имеет гораздо большую силу, чем все молитвы в году.

В Коране ей посвящена целая сура "Инна анзалнагу", где говорится, что Лайлат аль-Кадр лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

В эту ночь на небесах предопределяется судьба каждого человека, его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти. Мусульмане верят, что Аллах будет милостив и простит им грехи, если они проведут ее в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок.

Священная Ночь Бараат

Мусульманский праздник Лайлат аль-Бараат — Ночь очищения от грехов, верующие отмечают в ночь с 14 на 15 священного месяца Шаабан (восьмой месяц по мусульманскому календарю). Эта ночь в 2018-м приходится с 30 апреля на 1 мая.

В Коране Ночь Бараат обозначена как священная - в эту ночь мусульмане возносят молитвы за умерших и дают обеты на будущее во искупление грехов. По значимости это вторая священная ночь в исламе после Ночи Могущества и Предопределения.

Слово "бараат" переводится с арабского языка как "невинность", "чистота", "непричастность", "освобождение". В эту ночь, согласно исламскому преданию, Всевышний проявляет милость ко всем людям, кроме тех, в чьих сердцах есть злоба, и приверженцев многобожия.

Мусульмане относятся к этой ночи с особым трепетом, посвящают ее молитвам, прося у Аллаха прощения и милости. В Ночь Бараат верующие посещают друг друга, дарят подарки, стараются никого не обижать.

В священный месяц Шаабан, на который приходится Ночь очищения, желательно увеличивать благие деяния, пост, садака (добровольная милостыня) и так далее.

Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Шаабан, увеличиваются в 700 раз и без всяких препятствий поднимаются к небесам. Поэтому желательно в этом месяце соблюдать пост. Пост особенно ценен 15-го числа и в последний понедельник месяца.

Священные ночи Раджаба

Одна из священных ночей мусульманского календаря Лайлат аль-Рагаиб (Ночь Даров, Ночь Благоволения) - ее отмечают в канун первой пятницы месяца Раджаб.

В 2018-м праздник, посвященный памяти о женитьбе Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины - родителей Пророка Мухаммада, выпадает на 22-23 марта.

В четверг, перед праздником, желателен пост, а Ночь Благоволения желательно провести в восхвалении и возвеличивании Аллаха. За совершенные в эту ночь богослужения, воздается многократная благодать.

Вторая священная ночь в месяце Раджаб — Лайлат аль-Мирадж (Ночь Вознесения и Небошествия Пророка). Ее празднуют 26-27 Раджаба - в 2018-м по григорианскому календарю 13-14 апреля.

Эту ночь мусульмане ценят как милость Всевышнего, а в благодарность за нее держат пост, совершают специальный намаз, читают Коран, восхваляют Аллаха и Его Посланника. За совершенные в эту ночь богослужения, воздается многократная благодать.

В священный месяц Раджаб желательно увеличивать благие деяния, пост, садака (добровольная милостыня) и так далее.

Рождение Пророка

Мавлид ан-Наби, или день рождения основоположника ислама Пророка Мухаммеда, празднуют в 11-12-й день третьего месяца мусульманского календаря Раби уль-авваль.

Мавлид ан-Наби, что означает рождение Пророка в переводе с арабского, в 2018-м, по григорианскому календарю, выпадает на 19-20 ноября.

Основные течения в исламе праздник отмечают в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12 Раби-уль-авваля, а шииты — 17 числа.

Раби-уль-авваль — месяц, в котором родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался, занимает особое место в мусульманском календаре. Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти. Согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

День Арафа

Один из наиболее благословенных и благодатных дней в году — День Арафа (Арафат) мусульмане во всем мире отмечают 9 числа последнего месяца мусульманского лунного календаря — Зуль-хиджа (месяц паломничества). В 2018-м по грегорианскому календарю этот день приходится на 20 августа.

Паломники, в это время, совершают один из центральных обрядов хаджа (паломничество) — стояние на горе Арафат. По преданию Арафат - это место, где встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и, получив прощение, воссоединились.

Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно в День Арафа и в предыдущий соблюдать пост. За пост в это время, как сказано в хадисах, вознаграждение равно вознаграждению за пост в течение двух лет, и тем, кто соблюдал пост, прощаются грехи двух лет - предыдущего и последующего.

Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.

Зуль-хиджа

Один из высокочтимых месяцев мусульманского календаря в 2018-м начинается 12 августа — особенно ценными являются его первые десять дней. Это период строгого запрета на все недобрые деяния, в том числе проявление нетерпимости, всякое насилие, воровство, сквернословие и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Сотворение небес

Один из самых знаменательных дней мусульманского календаря — День Ашура (или Шахсей-вахсей), который отмечают в 10 число священного месяца Мухаррам.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2018 году по грегорианскому календарю он приходится на 20 сентября.

Согласно Корану, на это время приходится сотворение небес и первого человека на земле. Апокалипсис, конец света, также наступит в День Ашура. В этот день также поминают посланников и пророков.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты этот день отмечают по-разному. В исламских странах эти сутки объявлены днем повсеместного траура. Некоторые верующие в этот день прилюдно истязают себя, повсюду слышатся траурная музыка и причитания.

Мухаррам

В первый день священного месяца Мухаррам наступит Новый 1440 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры). По григорианскому календарю этот день в 2018 году выпадает на 11 сентября.

Ночь Хиджры — наступление лунного Нового года, у мусульман как-то по-особому отмечать не принято. Этот день напоминает людям о том, чтобы они совершали больше добрых и праведных дел — в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мухаррам - месяц покаяния и поклонения Аллаху, который стоит в одном ряду с тремя другими запретными для войн и конфликтов месяцами года (Раджаб, Зуль-каада и Зуль-хиджа).

В мусульманском мире первые 10 дней нового года почитают благословенными для всех хороших начинаний - в эти дни играют свадьбы, начинают строить дома и планировать будущее. Но в целом, Мухаррам — месяц покаяния и богослужения.

© Sputnik / Maria Tsimintia

Материал подготовлен на основе открытых источников

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ».

Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – это пост. Поэтому Посланник Аллаха постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост ».

Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13, 14 и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа.

В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ».

Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня ».

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е ). Бараат означает «непричастность», «полное отделение»: в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями – от ада.

В хадисе от Абу Хурайры передаётся: «Ночью, в середине месяца Шаабан, ко мне пришёл ангел Джабраил и сказал : «О Мухаммад (мир ему и благословение)! Взгляни на небо! » Я спросил: «Что эта за ночь? » Он ответил: «Эта ночь, когда Аллах распахивает триста дверей милости и прощает грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, сплетников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поистине Аллах их не простит, пока они не оставят это и не раскаются ».

Как-то раз Пророк Иса (мир ему), проходя мимо горы, увидел огромный белый камень. С удивлением начал, разглядывая, ходить вокруг него. И в это время Аллах отправил ему откровение, спрашивая его: «Не хочешь ли ты увидеть нечто удивительнее, чем это? » Как только Пророк Иса дал утвердительный ответ, скала тут же раскололась. Внутри скалы был человек, держащий в руке зелёный посох, возле которого росло виноградное дерево. Он посмотрел на Пророка Ису и сказал: «Это моё пропитание ». Затем Пророк Иса спросил его: «Сколько времени ты уже тут поклоняешься Всевышнему? » Он ответил, что уже практически четыреста лет. Удивившись увиденному, Пророк Иса обратился ко Всевышнему: «О Аллах Наверно, Ты не создал лучшего творения, чем этот Твой раб ». На что Всевышний дал ответ: «Лучше, чем его четырёхсотлетнее богослужение, – это двухракаатный намаз, совершённый Моим рабом из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в ночь на середину месяца Шаабан ». Услышав такое, Пророк Иса сказал: «Ох, если бы я был из уммата Пророка Мухаммада ﷺ ! » Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением для продления жизни , второй раз для убережения от бед и несчастий , третий для расширения благ . После каждого чтения суры «Ясин» читают специальную молитву.

Уважаемые братья и сёстры! Месяц Шаабан дарован нам Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Тому, кто возвеличит Шаабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, Всевышний прощает грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Но мы должны это знать! Так же, как Аллах увеличивает в этом месяце хорошие деяния, увеличивает и плохие. Так же, как Он возвышает почитающих этот месяц, унижает тех, кто пренебрегает им. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этом месяце и не воспользоваться Его даром – для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

Да сделает нас Аллах проявляющими покорность и благодарность Ему за блага, дарованные Им! Амин!

Мухаммад Мусаев


Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».
Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!
Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки.
Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет.И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».
Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?» Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му’минин Айша (Да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му’минин Умм Салямах (Да будет доволен им Аллах) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня». Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллахума салли ала Мухаммадин ва ала али Мухаммадин васаллим».
Муслим.кз

Месяц Шаабан (араб شعبان) - священный мусульманский месяц в Исламском мире, по счету считается 8-ым месяцем в лунном календаре и является вторым по значимости благочестивых месяцев. Сообщается, что Пророк Мухаммед (САВ), держал пост в последние дни месяца Шаабан.

Месяц Шаабан расположен между месяцем Раджаб и Рамадан которая продолжается 29 или 30 дней в зависимости от лунного календаря. В ночь от 14- на 15 го числа этого месяца отмечается ночь «Бараат» в которой мусульмане совершают молитвы и читают Коран. Ночь Бараат считается ночью прощения грехов и находится в середине упомянутого месяца.

Название месяца Шаабан появилась до Ислама и согласно сказаниям Пророка Мухаммеда (САВ) оно происходить от арабского слова «Ташааба» что означает «Распространение». В течение месяца Шаабан принято делать благие деяния и быть в бдении в ночь Бараат.

Календарь месяц Шаабан

Упоминание о месяце Шаабан

Благословенный соратник Усама ибн Саид спросил Пророка Мухаммеда (САВ): “Посланник Аллаха, я видел, что вы держите пост в месяц Шаабан и не видел что бы вы держали пост в другой месяц.”. На что Пророк Мухаммед (САВ) ответил: “Он (Шаабан)месяц между Раджабом и Рамаданом, который пренебрегается многими людьми. И это тот месяц в котором счет поступков (людского бытия) предоставляется Повелителю Мира. Так что, я желаю, что бы мои деяния учитывались, пока я держу пост” .

Уммуль Мумий Айша сказала: “ Пророк Мухаммед (САВ), в основном держал пост в месяц Шаабан. Я сказала ему: “Посланник Аллаха, является ли Шаабан твоим любимым месяцем для поста?”. Он ответил: “ В этот месяц Аллах составляет список людских смертей в грядущем году. Следовательно, я хотел бы умереть, пока я держу пост” .

Сообщается что месяц Шобан необязательный для поста, но заслуживающий это и поэтому пророк Мухаммед не любил пропускать его.

Ночь в середине Шаабана.

Многие исламские проповедники советуют специальное поклонение в течение ночи 15-ого числа месяца Шабан. Это основано на хадисе Пророка Мухаммеда (САВ) смысл, которого заключается в том, что ночью 15 числа месяца Шабан, Аллах скажет: “ Если человек раскаивается в содеянном я прощу его и если человек попросит о достатке я его обеспечу, и если у человека горе я помогу ему и так далее”. - сообщалось Ибн Маджахом.

Эта ночь между 14 и 15 числом месяца Шобан. В наставлениях пророка Мухаммеда (САВ), что эта благочестивая ночь, в течение которой люди могут получить особое Божественное Милосердие.

В ночь 15 числа Шабаана после Магриба или Иша читают суру Ясин и просят хорошего здоровья, защиту от невзгод и укреплении имана (веру).

Судя по преданиям, эта ночь имеет благоприятное воздействие самого верующего. Поэтому, следует эту ночь направить на почитание и абсолютное подчинение Всемогущему Аллаху. Также пост следует держать в день после ночи, то есть в день 15 числа Шабаана.