Масло для двигателя: когда менять и какое использовать? Как часто менять масло в двигателе и как это сделать Как часто необходимо менять моторное масло

Как часто необходимо производить замену моторного масла, чтобы гарантировать оптимальные условия работы двигателя? В первую очередь, необходимо знать и учитывать рекомендации производителя по этому поводу. Чаще всего рекомендованный интервал замены 15 000 км или раз в год. Некоторые производители увеличили дистанцию до 20 000 км, и допускают расширение интервала до 1,5 лет. Но многие водители, заботящиеся о своих автомобилях, производят замену раз в 10 000 км или даже 7500 км.

Все зависит от типа двигателя, условий эксплуатации и качества используемого масла. Даже, если автомобиль имеет очень маленький годовой пробег, замена должна производиться раз в год. Тем более это необходимо, если преимущественно приходится совершать короткие поездки, во время которых двигатель не успевает прогреваться. Если же, автомобиль используется редко, но на длинные дистанции, тогда временной интервал можно увеличить до 1,5 лет. Но лучше произвести замену масла раньше, чем превысить допустимый срок. Во многих современных автомобилях, за этим следит бортовой компьютер, который информирует водителя о приближении момента проведения технического обслуживания.

Кроме того, необходимо принимать во внимание такие факторы, как стиль вождения и степень загруженности двигателя. Активная манера управления автомобилем на высоких скоростях, частые ускорения, длительное движение на высоких оборотах, буксировка прицепа или частые выезды на бездорожье означают необходимость сокращения интервала замены масла.

Сама процедура замены в хорошем сервисе занимает немного времени – всего несколько минут. Предварительно запаситесь маслом и масляным фильтром, замена которого так же обязательна при каждой смене масла. Со временем масляный фильтр теряет свои свойства и снижается его пропускная способность. В профессиональном сервисе о типе масла и новом фильтре позаботятся сами мастера. Главное не забудьте правило: «Доверяй, но проверяй!»


Есть некоторые водители, которые считают, что достаточно менять масло раз в год, а делать это через каждые 10-15 тыс. км – только лишние расходы. К сожалению, следование такому принципу может привести к ускоренному износу двигателя. Масло внутри блока подвергается серьезному испытанию, особенно когда двигатель работает под высокими нагрузками. Чем дольше масло будет работать в таких условиях, тем сильнее ухудшатся его свойства. Если не менять масло в течение 3-4 лет или 50 000. км, то вскоре двигатель просто заклинит. Затягивание с заменой так же отрицательно влияет на отдельные агрегаты, питающиеся маслом двигателя, например турбонагнетатель.


Водители в других странах, таких как Германия, с гораздо большей заботой подходят к вопросам, связанным с заменой рабочих жидкостей. В частности, по этой причине автомобили из Западной Европы беззаботно преодолевают сотни тысяч километров. Этого нельзя наблюдать в России, где многие водители, напротив, пытаются сэкономить на каждом шагу или безответственно откладывают срок проведения технического обслуживания, который предусматривает замену технических жидкостей.

Преимущества от регулярных замен масла видны не сразу. Они заметны после длительной эксплуатации или большого пробега. Кроме строгой периодичности немаловажно и качество масла. Заботливого водителя автомобиль отблагодарит безупречной работой на протяжении многих лет.

Для большинства автовладельцев вопроса: как часто и когда менять масло в двигателе просто не существует. Ведь есть же сервисная книжка, где ясно написано: через 10 ― 15 тыс. км пробега, о чем тут думать? Но как мы видим, здесь не принимается во внимание ни режим эксплуатации авто, ни качество залитого. На самом деле все несколько сложней, и если учитывать только пробег, определяя когда поменять масло в двигателе, и не обращать внимания, на условия работы двигателя и характеристики моторного масла, выбор периодичность замены будет сделан не оптимально. Єксплуатирую автомобиль в особо суровых зимних условиях, не забывайте весной поменять масло на летнее, а осенью поменять масло на зимнее.

Влияние условий работы двигателя на масло

Равный километраж пробега в городе и по автомагистрали ― это почти трехкратное различие во времени работы мотора. К примеру, для преодоления 15 тыс. км в городском режиме с пробками и ограничениями скорости мотору придется проработать около 600 часов, за городом же не более 250. Эта громадная разница во времени работы приводит к тому, что в городском режиме эксплуатации масло теряет свои свойства гораздо быстрее, если считать по пробегу. Ведь температурное воздействие на него даже при работе мотора с небольшой нагрузкой достаточно велико. В современных силовых агрегатах довольно высокая рабочая температура, что усиливает это воздействие.

На трассе нагрузки тоже могут значительно различаться. Машине на скоростях до 130 км/час не приходится испытывать даже средние нагрузки. Поэтому масло в двигателе на таких скоростях испытывать незначительные нагрузки и почти не теряет своих качеств. Машины же с мощным мотором на таких скоростях и вовсе испытывают минимальную нагрузку. Значит, их негативное воздействие на моторное масло в таких условиях будет небольшим.

При больших скоростях вместе с увеличением нагрузки на силовой агрегат, возрастает и нагрузка на масло.

На автомобилях же с маломощными моторами и с небольшим передаточным отношением трансмиссии, при скоростях выше 130 маслу приходится совсем тяжело. С ростом нагрузки на двигатель, ухудшаются условия его работы ― растет температура поршней, возрастает объем и давление картерных газов, разрушительно действующих на его основу.

Оптимальные условия работы для моторного масла

  • скорость движения, составляющая половину максимально допустимой для этого транспортного средства;
  • небольшое время работы на холостом ходу после прогрева;
  • хорошая вентиляция картера;
  • соблюдение температурного режима работы ДВС.

Если ориентироваться на производителей автомобилей, дающих рекомендации, по интервалу замены моторного масла в моточасах, то типичный срок его замены составляет от 200 до 400 часов суммарной работы двигателя в различных режимах, исключая долговременную работу с максимальной отдачей. Несложные вычисления показывают, что 400 моточасов работы двигателя в городе при средней скорости движения около 25 км/ час соответствуют пробегу в 10.000 км. А те же часы движения за городом со средней скоростью в 60 км/ час ― это уже 24.000 км пробега, хотя сомнительно что нужно так затягивать с заменой.

Далеко не всем автовладельцам выпало ездить исключительно по автострадам, да еще и неспешно. Что же делать тем, кто ездит в основном по городу да к тому же обладает машиной с форсированным двигателем. Видимо, сокращать интервалы замены масла.

Немалое влияние на периодичность замены оказывает и то какой именно вид моторного масла используется.

Свойства моторных масел

Огромный выбор этого расходного материала в магазинах частенько ставит автовладельца в тупик и заставляет его задать продавцу довольно глупый вопрос ― а какое лучше? Но ведь они не делятся на хорошие и плохие, они все предназначены для разных типов двигателей. Например, то, которое подойдет для дизельного двигателя, не годится для бензинового, но это не значит что оно хуже.

Любое масло состоит из основы и добавленных в нее присадок. Виды основ:

  • минеральная;
  • полусинтетическая;
  • синтетическая;
  • синтетическая гидрокрекинговая.

Минеральные встречаются в наше время крайне редко. Им на смену пришли полусинтетические, с более высоким содержанием присадок. Их основа не отличается стойкостью ― продукты ее распада сильно загрязняют двигатель. Присадки удерживаются тоже не очень надежно. Да и вязкость значительно меняется со временем. Несмотря на все это стабильности этой основы хватает на рекомендованные 10 ― 15 тыс. км пробега. Но при более сложных условиях эксплуатации этот интервал следовало бы сократить.

Масла с синтетической гидрокрекинговой основой считают обычной полусинтетикой, но они значительно лучше, так как их вязкость стабильнее, и присадки удерживаются надежнее. Большая часть масел от автопроизводителей, изготавливаются на этой основе. Даже при больших пробегах они ведут себя лучше своих конкурентов на минеральной основе. У них меньше вредных продуктов распада и лучшие моющие свойства.

Виды классификаций

  • SAE ― классификация по вязкости;
  • API ― классификация по назначению и качеству.

Класс по SAE указывает на температурный диапазон, в котором масло позволяет прокручивание коленвала стартером и прокачивается насосом по системе смазки не допуская сухого трения.

Зимние классы:

Летние классы:

  • 20 ― мин вязкость при 100 °С 5,6 мм2/с;
  • 30 ― мин вязкость при 100 °С 9,3 мм2/с;
  • 40 ― мин вязкость при 100 °С 12,5 мм2/с;
  • 50 ― мин вязкость при 100 °С 16,3 мм2/с;
  • 60 ― мин вязкость при 100 °С 21,9 мм2/с.

Всесезонные обозначаются двумя номерами один зимнего класса, другой летнего, например: SAE 5W-30 или SAE 10W-40. Каждое из них соответствует параметрам одного зимнего и одного летнего класса.

По версии API масла делятся на следующие эксплуатационные категории:

  • S (Service) ― для бензиновых двигателей, подразделяющиеся на группы качества, представленные в хронологической последовательности;
  • С (Commercial) ― для дизельных двигателей, подразделяющиеся на группы качества и назначения, представленные во временной последовательности;
  • ЕС (Energy Conserving) ― энергосберегающие: новая группа масел высокого качества, обладающих не чрезмерной вязкостью, хорошей текучестью и уменьшающих расход топлива по свидетельству испытаний, проведенных на бензиновых двигателях.

Каждый новый класс обозначается следующей по алфавиту буквой. Универсального применения (для бензиновых и дизельных двигателей) обозначаются двумя буквами первая в обозначении является основной вторая говорит о возможности применения в двигателях другого типа.

Классы качества API

Для бензиновых:

  • SM ― от 30.11.04 г. для актуальных многоклапанных и турбированных двигателей, масло защищено от окисления с улучшенными качествами при низких температурах;
  • SL ― для многоклапанных и турбированных двигателей выпуска позже 2000 года, работающих на обедненных топливных смесях. Допустимо, использовать при рекомендации производителем масла класса SJ и более раннего.
  • SJ ― для двигателей легковых авто, микроавтобусов и легких грузовиков после 1996 года выпуска. Масла этого класса могу применяться при рекомендациях класса SH и более ранних.
  • SH ― для двигателей выпуска позже 1994 года.
  • SG ― для двигателей выпуска позже 1989 года.
  • SF ― для двигателей выпуска позже 1980 года.
  • SE ― для двигателей выпуска позже 1972 года.

Для дизельных:

Последствия превышения сроков работы масла

В случаях значительного превышения сроков работы полусинтетики или синтетики в двигателе, на поршнях происходит закоксовывание, приводящее к потере подвижности колец, падению компрессии и повышенному износу деталей поршневой группы, а также к росту расхода масла из-за залегания колец.

Каждый владелец автомобиля знает: чтобы машина работала полноценно, периодически ее системам необходимо техобслуживание.

В первую очередь осуществляется замена старого, отработанного масла. Эта процедура требует придерживаться определенной периодичности. Как часто менять масло в двигателе автомобиля, должен знать каждый водитель. Внимательное отношение к мотору значительно продлевает эксплуатацию всей системы.

Лучше периодически менять масло, чем ремонтировать или приобретать новый двигатель. Это одна из самых недешевых систем автомобиля. Когда и как менять моторное масло? Ответ найти помогут советы опытных автомехаников.

Зачем менять масло?

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо вникнуть в вопрос о том, зачем это вообще нужно. Смазочные материалы для мотора выполняют ряд важных функций. В первую очередь они защищают подвижные элементы от механического разрушения, истирания.

В процессе работы двигателя на его деталях образуется нагар, скапливается грязь. Качественное моторное масло собирает частицы копоти и удерживает их в подвешенном состоянии. Это позволяет облегчить работу механизмов мотора.

Если долго не менять масло в двигателе, загрязнения накапливаются в смазке, начинают оседать на рабочих поверхностях механизмов. Это затрудняет функционирование системы, вызывает разрушение деталей.

Еще одним важным назначением расходных материалов является защита всех механических элементов системы от коррозии. Без качественной смазки двигатель не сможет работать долго и полноценно.

Виды масла

Существуют различные виды смазочных веществ для мотора. Для каждого автомобиля их необходимо правильно подбирать. Каждый производитель тестирует работу механизма мотора. В результате исследований делают выводы о наиболее подходящем виде расходных материалов.

Замена масла в двигателе автомобиля может производиться при помощи средств, изготовленных на основе минерального, синтетического и полусинтетического вещества. Также в состав расходных материалов входят особые присадки. Минеральное масло более дешевое. Его применяют водители авто, двигатель которых имеет большой пробег.

Для новых моторов производители допускают применение синтетических или полусинтетических средств. Они более текучие и обладают ярко выраженными моющими свойствами. Такие средства требуют замены не так часто, как минеральные разновидности. Вещества на синтетической основе способны защитить механизм гораздо качественнее.

Частота замены

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо в первую очередь заглянуть в инструкцию по эксплуатации. В ней прописано, что менять расходный материал для мотора необходимо через каждые 10-14 тыс. км.

Однако этот показатель является усредненным. На него влияют нагрузки, которым подвергается двигатель при работе. Например, стоя в пробках, мотор плохо охлаждается. Расходный материал в этих условиях стареет гораздо быстрее. Разница при этом действительно колоссальная. В этом случае масло придется поменять гораздо раньше.

Если машина ездит в основном по трассе со скоростью 100-130 км/ч, система охлаждается полноценно. Это уменьшает тепловую нагрузку на мотор и, соответственно, масло. Это позволяет произвести замену расходного материала позже.

Идеальным для работы мотора является езда на средней скорости, а также небольшое количество времени работы на холостом ходу (после того как двигатель прогрелся).

Тяжелые условия эксплуатации

Чтобы разобраться в том, через сколько километров менять масло в двигателе, необходимо узнать, что считается тяжелыми условиями эксплуатации мотора. Если они имеют место, расходный материал потребуется поменять раньше, чем через 10-14 тыс. км.

К неблагоприятным факторам, повышающим нагрузки на двигатель и масло в нем, следует отнести экстремальные температуры окружающей среды. Сильный мороз или, наоборот, жара, а также колебания уровня нагрева воздуха считаются неблагоприятными факторами. Также влажный климат или высокая запыленность могут стать причиной скорой необходимости замены масла.

Если автомобиль перевозит тяжести (в багажнике или на прицепе), расходный материал деградирует быстрее. Условия дорог большого города, частое стояние в пробках также приравниваются к неблагоприятным факторам. При их наличии указанный в инструкции показатель частоты замены смазки мотора уменьшается на 25-30%.

Влияние типа масла на частоту замены

Разобравшись в том, зачем менять масло в двигателе, необходимо учесть еще один момент. В силу того что сегодня на рынке расходных материалов представлены самые разные средства, продолжительность их эксплуатации также отличается.

Минеральные разновидности требуют замены гораздо чаще. Иначе они сильно засоряют мотор продуктами сгорания.

Полусинтетика отличается от них большей стабильностью основы. Для ее усовершенствования подобные средства снабжаются довольно многими присадками. Несмотря на это, представленные средства деградируют быстро. Полусинтетика хорошего качества может соответствовать стандартным интервалам замены - 10-12 тыс. км. Но двигатель при этом должен работать без больших нагрузок.

Синтетика также бывает разной. Гидрокрекинговые виды недалеко ушли от полусинтетики. Чаще применяются масла на полиальфаолефиновой основе, а также эстеровые материалы. Самыми прогрессивными и дорогими являются синтетические полигликолевые смазки. Срок их эксплуатации гораздо больше, чем у других средств.

Самостоятельная замена масла

Чтобы произвести техобслуживание самостоятельно, необходимо знать порядок замены масла в двигателе. Если все действия произвести своими руками, можно сэкономить финансовые ресурсы.

Для этого необходимо выделить достаточное количество времени, особенно если эту процедуру приходится делать впервые. Необходимо выбрать удачное место, где никто не будет мешать, и где машина не станет никому преградой.

Если поблизости нет специально обустроенного места (с ямой или подъемником), можно подыскать особый тип ландшафта. Это может быть кочка или возвышенность. Подойдет также и ямка.

Все действия лучше выполнять в сухую погоду. Машину обязательно нужно поставить на ручник. Очень важно, чтобы она не скатилась в процессе обслуживания двигателя. Можно даже подпереть колеса деревянными брусками или кирпичами.

Слив отработки

Далее необходимо рассмотреть, как правильно менять масло в двигателе. В зависимости от расположения крышки сливного бака, необходимо правильно приподнять домкратом машину. От правильного выбора колеса для поднятия зависит комфорт при работе.

Далее следует залезть под машину, отвернуть пробку бака. Под него подставляется тара. Отработка будет горячей, поэтому процедуру проводят аккуратно и в перчатках. Если жидкость попадет на руку, ее следует вытереть заранее подготовленной тряпкой.

Для тары лучше всего подходит тазик. Также стоит подготовить пластиковую бутылку емкостью 5 л. В нее можно будет слить отработку. Ее необходимо сдавать для утилизации в пункт приема фирмы-производителя. В гаражных кооперативах также принимают отработку.

Перед сливом старого масла двигатель нужно хорошо прогреть. Можно просто проехать около 5 км на машине. Смазка станет более текучей, а взвесь частичек грязи перемешается, уберется с деталей мотора. В разогретом виде больше отработки удастся слить из мотора.

Замена фильтра

Рассматривая процедуру того, как правильно менять масло в двигателе, следует изучить технологию замены масляного фильтра. Пока смесь стекает в подготовленную тару, можно переходить на следующий этап работы.

Нужно выкрутить старый фильтр. Для снятия очистителя не потребуется специальный инструмент. Фильтр откручивается вручную. Если же очиститель прикипел к своему посадочному месту, применяют специальный съёмник. Существуют разные виды этого инструмента. При желании его можно изготовить самостоятельно по шаблону покупного.

Когда съемник сорвет фильтр с места, его откручивают рукой. Если очиститель был установлен вниз горловиной, из него может потечь старое масло. Его нужно вытереть тряпкой. Фильтр подлежит утилизации. Его нельзя промыть и снова ставить в двигатель. Обязательно приобретается новый фильтр.

Нужно ли масло при установке фильтра?

Изучая, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует учесть несколько нюансов. Фильтр при замене не требует дополнительной смазки в 99% случаев. Некоторые водители утверждают, что смазка при замене очистителя позволяет избежать образования воздушной пробки. Они утверждают, что в этом случае расходный материал сразу же поступает в систему.

Однако производители фильтров не предполагают проведение такой процедуры. Посадочное место очистителя тщательно очищается от загрязнений. Буквально несколько капель масла наносится на уплотнительное кольцо нового фильтра.

Вручную очиститель вкручивается в установочное место. Его необходимо подтянуть на ¾ оборота. Масло распространяется в системе очень быстро. Поэтому его заливка в фильтр является бесполезной тратой времени. Конструкция очистителя устраняет возможность возникновения воздушной пробки.

Заливка нового масла

Рассматривая вопрос о том, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует уделить внимание заливке нового средства в мотор. Отработка может стекать довольно долго. Не менее 30 минут необходимо предоставить жидкости для выхода наружу.

Полностью удалить старое масло не получится. Поэтому правильнее заливать в мотор то же средство, что до этого применялось в двигателе. После слива отработки крышку бака вкручивают обратно. Поджимать ее не стоит, иначе можно сорвать резьбу.

В горловину бака вставляется воронка. Масло заливают небольшими порциями. В зависимости от типа мотора потребуется около 3 л расходного материала. Далее нужно подождать 20 минут, чтобы средство распределилось по системе.

Затем щупом необходимо проверить уровень масла. Оно в идеале должно быть между отметками min и max. Допускается, чтобы масло было больше. Его уровень тогда приближается к максимальному значению.

Опытные автомеханики дают ответ на вопрос о том, когда лучше менять масло в двигателе. Это мероприятие лучше приурочивать к общему техосмотру. Но при этом следует учитывать все вышеперечисленные факторы, которые могут сократить время нормальной работы расходного материала.

Если после первой поездки уровень масла значительно уменьшился, возможно образование протечки. В этом случае лучше обратиться в сервисный центр. Опытные специалисты при помощи специального оборудования смогут определить причину поломки.

Изучив, каким образом и как часто менять масло в двигателе, каждый владелец авто сможет правильно и вовремя проводить техобслуживание мотора. При этом можно значительно увеличить рабочий ресурс системы, предупредив ее разрушение под воздействием механических нагрузок и высоких температур.

Одна из основных тенденций современного автомобилестроения – это увеличение межсервисных интервалов: если еще недавно менять масло в двигателе нужно было каждые 10 тысяч километров, то теперь и в бюджетном сегменте к этой цифре добавились еще 5 тысяч, а производители масел уже указывают в описании своих longlife-серий пробеги и по 30 тысяч. Неудивительно, что это вызывает споры: насколько оправдано увеличение сроков службы масла, и не является ли оно, наоборот, частью «запланированного износа» автомобиля?

Немного теории

Начнем с определения самого старения масла. В идеальном случае, который еще недостижим для химической промышленности, все свойства моторного масла закладывались бы в базовое масло, характеристики которого сейчас приходится корректировать пакетом присадок. Заметный прогресс в масляной индустрии связан с созданием синтетических базовых масел – если раньше срок службы определял срок жизни «базы», то теперь именно разрушение пакета присадок определяет.

С самим же маслом в двигателе происходит много химических процессов. Для «минералок» главным врагом было высокотемпературное окисление, приводившее не только к росту кислотности (напомним, именно поэтому все моторные масла имеют ярко выраженную щелочность, чтобы нейтрализовать неизбежно образующиеся кислоты), но и к его распаду с образованием характерного лакового налета. Одновременно с этим масло характерно темнело и резко снижало вязкость.

Читайте также:

Современные синтетические масла имеют достаточно стабильную базу, что позволяет к концу срока службы пакета присадок мало изменять вязкость. В этом случае состояние масла уже трудно оценить «на глаз» — потемнение в случае с синтетикой говорит только о работоспособности моющих присадок (темный цвет – следствие удержания в массе загрязнений), вязкость у качественного масла начинает падать только к моменту начала распада базы, то есть уже после окончания ресурса моторного масла. Удобным индикатором можно признать щелочное число, измеряемое в условных миллиграммах гидроксида калия на килограмм масла: с его подходом к нолю можно утверждать о необходимости замены, но и это определяется только лабораторным анализом.

Так когда же менять масло?

К таким последствиям может привести несвоевременная замена масла

Мы получаем двойной парадокс: определить точный момент замены синтетического масла невозможно без анализа, а общепринятый фактор замены – – столь же груб, как оценка качества масла на глаз. В идеале, естественно, было бы расписывать регламент по моточасам с поправочными коэффициентами в зависимости от режимов работы двигателя: такой подход прекрасно себя показал в авиации, но среднестатистическому автомобилисту это, естественно, считать не захочется.

Насколько груба оценка по пробегу? Так скажем, она достаточно точна для среднестатистической эксплуатации и только для масла, прописанного в регламенте техобслуживания данной модели. Иначе говоря:

  1. Передвигаясь согласно ПДД в обычном соотношении «город/трасса».
  2. Не проводя половину времени в пробках с работающим двигателем.
  3. , указанное производителем, можно быть уверенным в его ресурсе.

Но вот малейшее отклонение в режимах работы мотора сразу сказывается на скорости старения масла. Именно поэтому, перестраховываясь, многие автопроизводители мелким шрифтом прописывают в сервисных книгах почти двукратное снижение межсервисного интервала при коммерческой эксплуатации, езде в жарких регионах и так далее. Эта перестраховка явно указывает на то, что в реальности большие межсервисные пробеги возможны только при исключительно бережном отношении к автомобилю.

Подтверждается условность межсервисных интервалов и дилерской практикой: автомобили одной марки, заправляемые маслом из одной и той же бочки, могут продемонстрировать кардинально разные свойства отработки, вплоть до визуально заметного падения вязкости, что прямо говорит о преждевременном старении масла. Если же владелец меняет сорт масла, то предсказать срок его службы еще труднее.

Видео: Мифы про масла и присадки №1 Когда нужно менять масло

  1. Независимо от того, какой сорт масла используется, считая свою эксплуатацию автомобиля примерно равномерной по стилю вождения и нагрузкам, необходимо учитывать реальное поведение двигателя: рост шумности, потеря моторным маслом вязкости укажут на тот момент, когда оно будет полностью сработано. Для примера предположим, что этот пробег составил 10 тысяч километров.
  2. Естественно, срок замены должен быть меньшим: в этом случае мотор уже начинает работать с увеличенным износом. Нужно заложить в сроки обслуживания как минимум 30-процентный запас, то есть в нашем примере моторное масло X на автомобиле Y с водителем Z должно меняться не реже, чем в 7 тысяч километров – но этот расчет справедлив только при сочетании всех трех факторов!

Если же нет желания намеренно «выкатывать» весь ресурс масла (впрочем, чаще всего это происходит против воли владельца), то аналогичному сокращению есть смысл подвергнуть указанный производителем автомобиля интервал между ТО, но только в том случае, если автомобиль не подвергается перегрузкам – иначе уменьшение пробега между заменами уже явно оговаривается. Например, у Renault Logan раздел «Особые условия эксплуатации» в сервисной книге прямо предписывает замену масла раз в 7500 км для холодных регионов, длительной работы на холостом ходу и так далее – этой рекомендации имеет смысл следовать.

Особо следует упомянуть случаи, когда владелец меняет не только марку, но и тип моторного масла – например, если он в целях экономии переходит с рекомендованной синтетики на полусинтетику. Здесь точно так же справедливо требование о двукратном снижении межсервисного пробега – не стоит забывать, что полусинтетика по сути – минеральное масло с частью синтетических компонентов, и, помимо старения пакета присадок, одновременно заметно активнее идет и разрушение минеральной «базы».

Видео: Как определить степень загрязненности масла?

Масла Longlife – есть ли смысл?

Ключевое определение применимости подобных масел основано на трех постулатах:

  1. Если конкретный двигатель рассчитан под масла с увеличенным сроком замены.
  2. Если конкретное масло имеет одобрение автопроизводителя для данного двигателя.
  3. Если автомобиль эксплуатируется в условиях, позволяющих применять масла longlife.

Проблема именно в последнем пункте – на подобных пробегах важно даже .

Упоминая выше о процессах, происходящих при старении масла, мы не упоминали еще один важный фактор – прорыв выхлопных газов через поршневые кольца. Для исправного двигателя с обычными (и тем более скорректированными в сторону уменьшения) межсервисными пробегами это не имеет принципиального значения, но на пробегах масел longlife даже минимальный прорыв продуктов сгорания низкокачественного топлива в картер способен ощутимо соединениями серы (основная проблема низкосортного горючего) и ускорить его старение. В итоге экономия на редких заменах становится реально возможной только при гораздо больших затратах на высокосортное горючее с «проверенных» заправок, в противном случае работоспособность longlife-масел гарантировать нельзя.

Автомобилистов на дорогах все больше - это следствие как разрастания населения в общем, так и улучшения уровня жизни. Иметь машину становится попросту обязательной частью социального имиджа престижного человека, а не просто функционально использовать в качестве средства передвижения. Но далеко не все умеют заботиться о своих четырехколесных друзьях, и вследствие этого начинают задавать вопросы.

Такой подход разумен, ведь под рукой далеко не всегда оказывается автосервис, а вот собственные руки могут решить многие проблемы. Один из вопросов: как часто менять масло в двигателе? Собственно, об этом и пойдет речь ниже.

Основной FAQ

Вопрос о частоте, собственно, часто отходит на второй план. Особенно когда разговор заходит о выборе. Так что сейчас раскроется еще и несколько небольших подтем, интересующих автолюбителей. Естественно, так или иначе, это будет касаться вопроса, как часто менять масло в двигателе. Прямой ответ вы тоже получите. Но это вообще тема достаточно сложная, поскольку для решения нужно знать много переменных. Именно поэтому все настолько индивидуально.

Где купить моторное масло?

Если заглянуть в соответствующие магазины, то можно увидеть, что полки буквально забиты разнообразными маслами и другими подобными составами. Выбор практически не ограничен, поскольку, кроме брендовых линий, вполне реально найти еще и состав «от производителя».

Перед тем как выбирать тот или иной вариант, вам нужно узнать одну особенно важную вещь - любое масло, какое бы оно ни было, всегда состоит из определенной основы, а также присадок.

Как подразделяются масла?

Разделение происходит согласно уже озвученному тезису - то есть учитывая основу продукта. Существует три основных вида - минеральная, синтетическая и полусинтетическая основы.

Используя их в качестве фундамента, и создают все те продукты, которые выставляются в автомобильных супермаркетах. Как это ни странно, выбирать вам придется из двух последних видов. как таковые практически не встречаются.

Приобрести вы можете либо полусинтетику, либо синтетику, где состав основывается на разнообразных искусственных соединениях. Первая обычно дешевле и слабее по качеству, но вполне подходит для большинства автомобилей. Вторая, в свою очередь, часто бывает дороже - но целесообразность её использования под большим вопросом.

Как часто менять масло в двигателе?

На этот вопрос исчерпывающе ответит любой водитель - чем чаще, тем лучше. Правда, тут вы сталкиваетесь с определенными трудностями, поскольку процесс этот достаточно долгий, а сам используемый продукт стоит определенную сумму. Так что обычно в технических характеристиках машины проставлена рекомендация от производителя.

Собственно, однозначного ответа на этот вопрос попросту нет - это может быть любая цифра от 5 и до 50 тысяч километров включительно. Правда, здесь свою роль играет целая цепочка факторов, о которых будет сказано ниже.

Какие аспекты нужно рассматривать?

Как вы уже поняли, любой производитель технологически вычисляет рекомендуемый сервисный интервал. На это вам стоит ориентироваться в первую очередь.

Также не забывайте о тех моментах, которые могут уменьшить промежутки между регулярными ТО. Это обычно внешние факторы. Влияют они в основном на срок службы самого мотора - так что обратите на это особое внимание.

Исходя из всего вышеперечисленного, вам нужно вычислить индивидуальный график замены. Но это все равно будет чем-то достаточно условным, поскольку помимо времени и пробега существуют другие факторы, и учесть все, пока это не случилось, вы просто не в состоянии.

Этот пункт - самый важный в прозвучавшем вопросе. Действительно, можно ли узнать, как часто менять масло в двигателе ("Форд-Фокус" 2-го поколения, к примеру)? Да, такая возможность существует. Для этого вам достаточно всего лишь посмотреть такую графу, как сервисный интервал в технических документах к машине. Ничего сложного в этом нет.

Но вам стоит знать, что это всего лишь общие рекомендации. Так что использованные в оценке усредненные условия могут быть совершенно несопоставимы с теми, в которых живете вы. Это вполне нормально, и нужно просто учитывать все происходящее с машиной и внутри неё.

Как производитель вычисляет сервисный интервал?

Автомобили не живут вечно - это попросту невыгодно производителям. Соответственно, из этого можно сделать логический вывод - любые рекомендованные сроки - это отнюдь не забота о двигателе вашей машины. По крайней мере, когда речь заходит о долгих перспективах.

Ничего особо удивительного в этом нет, поскольку фирму-производитель интересует лишь один момент - чтобы машина проработала весь гарантийный срок и на неё нельзя было подать в суд. Тут есть даже некоторая выгода, особенно если механизм сломается в ближайшее время после окончания гарантии.

К тому же есть еще и маркетинговый момент - чем длиннее указанный в документах интервал, тем привлекательнее станет машина для покупателя.

Действительно, как часто менять масло в двигателе, это просто очередной аргумент, с помощью которого можно убедить совершить абсолютно неоправданную покупку.

Никаких определенных советов по этому поводу нет. Доверять ли производителю - это исключительно ваше дело. Но на просторах СНГ оправданность и целесообразность подобного подхода может быть несколько иной. Об этом также надо помнить.

Факторы, влияющие на интервал между заменами

Начать стоит с главных причин. В первую очередь, это сезон, а также режим эксплуатации машины. То есть в целом все зависит от того, когда и как вы используете автомобиль. Здесь речь идет уже не просто о разумном зерне, а, скорее, об аргументированном выводе.

К тому же стоит учитывать и качество используемого бензина - это может оказаться ключевым моментом. Также обращайте внимание и на другие расходные материалы. Собственно, то же масло может сильно повлиять на то, как часто его придется менять.

Существуют еще и внутренние проблемы автомобиля, которые могут сильно повлиять на получившуюся цифру.

В основном это бывают разнообразные течи или же угар. В первом случае вам стоит поскорее обратиться в профессиональный сервис, поскольку какая-то деталь маслопровода повреждена, и это может привести к самым плохим последствиям. Во втором же вы можете разобраться и самостоятельно, но многое зависит и от причин, повлекших за собой такие последствия.

Также часто производители используют такую волшебную фразу, как «тяжелые условия эксплуатации», но об этом нужно говорить отдельно. В целом же это сильно влияет на сервисный интервал. Правда, описания подобных процессов - вещь достаточно трудоемкая.

Что такое тяжелые условия эксплуатации?

Можно предположить, что вы представили, услышав эту фразу. Так вот, сразу забудьте - здесь вы окажетесь неправы. Итак, основные пункты непереносимых для автомобиля условий:

  1. Нерегулярное использование - лучше всего ведут себя машины, на которых каждый день ездят. В ином случае это приводит к необходимости частой замены масла, а также и к другим проблемам в механизме двигателя.
  2. Регулярные поездки на короткие расстояния - здесь суть в поездках на непрогретом «движке». Собственно, в большинстве случаев, особенно в городах, мотор попросту никогда не прогревается до нормального состояния, по крайней мере, проходя по ежедневному маршруту.
  3. Езда по принципу «старт-стоп» - обычно такое происходит на любом светофоре или перекрестке. В моменты старта масло нагревается особенно сильно, а потому и расходуется.
  4. Загруженность машины или использование прицепа - просто чрезмерная нагрузка, оказываемая на мотор, сказывается и на самом масле.
  5. Загрязнение воздуха - любая пыль и грязь, попадающая в двигатель сквозь воздушный фильтр, может оказывать определенное влияние на качество его работы.
  6. Низкое качество бензина - в этом пункте ничего дополнительно объяснять не нужно.
  7. Работа на холостом ходу.

Дополнительные факторы

Есть еще и определенные трудности, о которых нельзя не вспомнить. Главная из них, на которой и сделан упор, - это вакуумная Здесь вам нужно знать, что, несмотря на все свои плюсы вроде ускоренного на порядок процесса, да и чистых рук в итоге, такой способ имеет и собственные минусы.

Во-первых, таким образом невозможно слить все масло до капли - а в традиционном варианте все как раз так и происходит. К тому же на дне поддона остается осадок, который с помощью вакуумного отсасывания удалить нельзя.

В целом же, если вы пользуетесь этим методом, то запомните несколько советов - перемежайте его с обычным. Также не забывайте, что вам нужно будет проводить ТО после такой замены несколько раньше - просто ради безопасности двигателя.

Отечественные автомобили

И все же, как часто менять масло в двигателе 2107-го ВАЗа? Конкретные вопросы требуют конкретных ответов. Только это волнует большинство автолюбителей. Итак, вам придется ориентироваться на цифры от 10 до 15 тысяч километров пробега. Точно так же можно ответить на вопрос, как часто менять масло в двигателе ВАЗ-2109.

Для некоторых других отечественных автомобилей цифры могут немного отличаться. Но в целом, например, те же «Лады» не сильно разнятся от ВАЗов. Например, на отечественной машине как часто менять масло в двигателе («Калина» не исключение)? Ответ будет все тем же. Десять, может, пятнадцать тысяч километров. Как видите, ничего сложного в ориентировании нет. Также ввиду популярности модели часто можно услышать вопрос: а на «Приоре» как часто менять масло в двигателе? «Приора» 2170-й модели ремонтируется по такому же принципу. Цифры не особенно меняются.

Кроме того, есть и более современные модели российских машин. О них требуется поговорить немного подробнее.

К примеру, как часто менять масло в двигателе ВАЗ-2114? Согласно заводской спецификации, речь идет о пятнадцати тысячах километров. Но отзывы автолюбителей, скорее, намекают на несколько меньшую цифру - десять. Да еще и с регулярными ТО, чтобы избежать сопутствующих проблем.

Если же вас интересует, как часто менять масло в двигателе ВАЗ-2110 - ответ не изменится. Это все те же десять тысяч километров. В некоторых случаях и пятнадцать.

Популярные иномарки

Из европейских небольших автомобилей, предназначенных для города, у россиян особой популярностью пользуется несколько марок. Потому вопросы соответствующие: как часто менять масло в двигателе «Форд-Фокус» 2-го поколения, например? Ответ кроется в техдокументации - 20 тыс. км. Но, учитывая особенности условий окружающей среды, автомобилисты рекомендуют несколько меньшие цифры. Обычно мнения сходятся на 15 тысячах, но машина вполне может пройти и все 18.

Также многих интересует, как часто менять масло в двигателе «Рено-Логана». Интерес вполне оправдан, учитывая распространенность модели. Опять же, завод-изготовитель указывает 20 тыс. км. Но российские дороги и тяжелые условия эксплуатации снижают показатель вдвое.