Масла моторные. Классификация моторных масел по гост Номер пункта, приложения


(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1


Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре

18 °С, не более *

Не менее 3,8

Св. 5,6 до 7,0 включ.

» 7,0 » 9,3 »

» 9,3 » 11,5 »

» 11,5 » 12,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 14,5 » 16,3 »

» 16,3 » 21,9 »

» 21,9 » 26,1 »

» 7,0 » 9,3 »

» 5,6 » 7,0 »

» 7,0 » 9,3 »

» 9,3 » 11,5 »

» 9,3 » 11,5 »

» 11,5 » 12,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 9,3 » 11,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 14,5 » 16,3 »

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.


4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Малофорсированные дизели

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:


В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-4 3 /8-В 2 Г 1 ,

где М - моторное масло, 4 3 /8 - класс вязкости (табл. 1),

В 2 Г 1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В 2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1);

М-14-Д (цл20),


т - трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

1. Образование отложений:

при высоких температурах

По ГОСТ 20991

при низких температурах

По ГОСТ 20994

2. Антиокислительные свойства

По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

или по методу Д-245К

4. Моющие свойства

По ГОСТ 20303

метод Д-240

метод Д-245

Примечания:

1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».


2. Моторные свойства для масел групп Д, Д 1 , Е, Е 1 , Е 2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 - 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

МТЗ-10П(М-6 3 /10Б 2)

М-16ИХП-3(М-16В 2)

М-10-Г 2 (цс)

ТУ 38.401-58-21

М-8-Г 2 (ки)

М-10-Г 2 (ки)

М-14-Г 2 (цс)

М-16-Г 2 (цс)

М-10-Д 2 (цл 20)

М-14-Д 2 (цл 20)

М-14-Д 2 (цл 30)

ТУ 38.401-58-21

М-6/14-Д 2 (м)

ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс вязкости

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости

Вязкость (см. примечание 1), мПа?с, при температуре, °С, макс.

Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм 2 /с, при 100 °С

Не менее 3,8

Св. 5,6 до 9,3 включ.

» 9,3 » 12,5 »

» 12,5 » 16,3 »

» 16,3 » 21,9 »

» 21,9 » 26,1 »

Примечания:

1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3 . ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72

4 . ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 6360-83

Приложение 1

ГОСТ 8581-78

ГОСТ 10541-78

ГОСТ 12337-84

ГОСТ 20303-74

ГОСТ 20457-75

ГОСТ 20991-75

ГОСТ 20994-75

ГОСТ 23497-79

Приложение 1

ГОСТ 25770-83

ТУ 38.101264-72

ТУ 38.101265-88

ТУ 38.101277-85

ТУ 38.1011278-89

ТУ 38.401-58-21-91

ТУ 38.401-58-98-94

ТУ 38.401595-86

ТУ 38.401682-88

ТУ 38.401699-88

ТУ 38.401-938-92

5 . Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6 . ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Российские моторные масла классифицируются согласно ГОСТ 17479.1-85 . Основное разделение по вязкости. Также масла делятся на группы по их назначению и эксплуатационным свойствам.

Обозначение состоит из знаков:

  1. Всегда буква М - обозначает что масло М оторное;
  2. Цифры, характеризующие вязкость;
  3. Буквы обозначают принадлежность к группе по свойствам масла.

Классы вязкости масел ГОСТ 17479.1-85

По вязкости масла делятся на классы. Всесезонные классы обозначаются дробью у которой числитель - зимний класс, а знаменатель - летний.
В таблице буква з рядом с цифрой обозначает зиму. Лето не обозначается буквой.

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм при температуре
+100°С не более -18°С
не менее 3,8 1250
» » 4,1 2600
» » 5,6 6000
» » 5,6 10400
6 от 5,6 до 7,0 включительно -
8 » 7,0 » 9,3 » -
10 » 9,3 » 11,5 » -
12 » 11,5 » 12,5 » -
14 » 12,5 » 14,5 » -
16 » 14,5 » 16,3 » -
20 » 16,3 » 21,9 » -
24 » 21,9 » 26,1 » -
3з/8 » 7,0 » 9,3 » 1250
4з/6 » 5,6 » 7,0 » 2600
4з/8 » 7,0 » 9,3 » 2600
4з/10 » 9,3 » 11,5 » 2600
5з/10 » 9,3 » 11,5 » 6000
5з/12 » 11,5 » 12,5 » 6000
5з/14 » 12,5 » 14,5 » 6000
6з/10 » 9,3 » 11,5 » 10400
6з/14 » 12,5 » 14,5 » 10400
6з/16 » 12,5 » 14,5 » 10400

Группы масел по их назначению ГОСТ 17479.1-85

Прописная буква, в названии масла обозначает принадлежность к той или иной группе по свойствам.

Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели.
Группа Рекомендуемая область применения
А
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, высоких температур, в результате чего в них накапливаются отложения, а также ржавеют подшипники.
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели.
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, при которых часто окисляется масло и образуются все типы отложений.
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели с повышенными требованиями к антикоррозионным и противоизносным свойствам моторных масел. Способность масла блокировать образование высокотемпературных отложений.
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, вследствие которых масло окисляется, образуя ржавчину и все виды отложений.
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели с умеренным наддувом или вовсе без наддува, работающие в условиях при которых образуются высокотемпературные отложения.
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, ещё более тяжелых, чем двигатели масел группы Г1.
Д2 Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях. Также это двигатели у которых топливо требует масло с высокой нейтрализующей способностью, малой склонностью к образованию разных отложений, также с противоизносными и антикоррозионными свойствами.
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях ещё более тяжелых, чем двигатели для масел групп Д1 и Д2. Повышенная рассеивающая способность и лучшими противоизносные свойства
Е2

Пример использования ГОСТ 17479.1-85

Пример этикетки моторного масла. Обозначение М-14В2 соответственно обозначает: Масло - летнее, 14 класс вязкости, предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.

Масло М-14В2 по своим свойствам соответствует SAE 40 .

Соответствие ГОСТ 17479.1-85 и SAE

ГОСТ 17479.1-85 SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30

Наш интернет-магазин специализируется на продаже автомобильных масел. Мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками. Исключены подделки. Доставка масла возможна в любую точку России.

Моторные масла, производимые в РФ, обозначаются по ГОСТ 17479.1-85. «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные».

Первая буква "М" означает, что масло является моторным . Основные показатели для классификации масел по ГОСТ 17479.1-85 - тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами:

· А - для нефорсированных двигателей;

· Б - для низкофорсированных двигателей;

· В - для среднефорсированных двигателей;

· Г - для высокофорсированных двигателей;

· Д - для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых усло­виях эксплуатации;

· Е - для тихоходных дизелей, работающих на топливе с высоким содер­жанием серы (до 3,5%); масла этой группы на тракторах и автомобилях не применя­ются.

Вторым показателем является тип двигателя, который обозначается индексом, сле­дующим за обозначением группы: для бензинового двигателя - 1 (например, Г 1), для дизель­ного - 2 (например, Г 2); когда масло подходит и для бензинового, и для дизельного двига­теля индекс опускается (например, Г).

Для тяжелых условий работы нужны особые свойства масла. В частности, свойства масла улучшаются при введении присадок, поэтому содержание присадок в масле может служить некоторым показателем его качества и назначения (см. табл.1).

Группы масла и содержание присадок

Таблица 1

Автомобильные и тракторные дизели по условиям работы масла раз­деляются на три группы:

· двигатели первой группы работают в легких условиях, для них рекомендуется при­менять масла группы В;

· двигатели второй группы - режим работы средней тяжести, рекомендуется приме­нять масла группы Г;

· двигатели третьей группы - режим работы тяжелый, рекомендуется применять мас­ла группы Д.

Бензиновые (карбюраторные) автомобильные двигатели разделяются на две группы:

· двигатели с режимом работы средней тяжести, для них применяются масла группы В;

· двигатели с тяжелым режимом работы, для них применяются масла группы Г.

В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла (М - мо­торное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого приблизительно равно вязкости масла (в мм 2 /с или в сантиСтоксах (сСт) * при температуре 100 °С) – 6; 8; 10 и т.д., или Зз/8; 4з/6 и т.д. Буквенный индекс «з» указывает, что в масло введены загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (уменьшающие зависимость вязкости масла от тем­пературы ), т.е. масло может применяться как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя, (бензиновый, дизельный).

(*1мм 2 /с = 1 сСт -сантиСтоксу).

Примеры полного обозначения масел:

· масло М-10-Г 2 - моторное (М) сезонное масло с вязкостью (при температуре 100°С) примерно 1ОсСт (10), предназначенное для высокофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей;

· масло М- 6з/10-В -моторное (М), всесезонное масло (6з/10), вязкость которого повышена (при температуре 100°С) с 6 сСт (6) введением загустителей (з) до 10 сСт (10), предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса);

· масло М - 8 - В 2 Г 1 - моторное (М), вязкость которого (при температуре 100°С) 8 сСт (8), предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и высокофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей.

После такого обозначения марки масла могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8-Г 2 (к), буква «к» означает, что масло предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701 (это «зимнее КамАЗовское»масло); М-10-Г 2 к- «летнее КамАЗовское»масло; в обозначении марки М- 10-Г (и), буква «и» означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М - 8-В 2 (т), буква «т» означает, что масло пригодно и для трансмиссии ; в обозначении марки М-10-Д(м),буква «м» означает, что масло малозольное. Масла М-8-Д(м)и М-10-Д(м)оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.