Марка регулятора напряжения на газ 33081. Органы управления. Схема положений рычагов

Горьковский грузовик с индексом «33081», который вышел в свет в 1997 году, является легендарным транспортом, который имеет широкое распространение не только в России, но и во многих других странах мира. Его применяют во многих отраслях, включая военную.

Общая информация

На базе Газ-33081 было разработано множество модификаций, которые применяют в разных сферах и выполняют определённые задачи. На передний мост и задний мост можно устанавливать дополнительные компоненты, которые позволяют грузовику достигать поставленных целей в определённых условиях. Широкое применение автомобиль обрёл благодаря техническим характеристикам и универсальности.

Дизайн транспорта скопирован с бензиновой версии - Газ-3307. Многие эксперты говорят о том, что «Садко» - это смесь Газ-3307 и Газ-66. Рама Газ-33081 и ходовка были взяты у 66-го, у 3307 взяли кабину и кузов.

Авто получилось максимально простым не только внешне, но и технически. Нет никаких лишних элементов, которые повышали бы его конечную стоимость. Во многом из-за этого Газ-33081 получил свою популярность в нашей стране и за рубежом.

Технические характеристики

Двигатель Газ-33081 работает на дизеле. Для повышения мощности был установлен турбонаддув, за охлаждение отвечает жидкостная система. Объём двигателя - 4,75 литров. Мотор развивает до 122 лошадиных сил при 2400 оборотах в минуту. Газ-33081 «Садко» может разгоняться до 93 километров в час.

В 2013 году двигатель был перестроен, чтобы отвечать европейским стандартам экологической чистоты. После модернизации мотора был снижен расход топлива - до 16,8 литров на 100 километров при двух баков на 105 литров. Владелец может установить предпусковой обогреватель: он облегчит запуск транспорта после простоя в мороз. Запас рабочего ресурса у силового агрегата большой, сервисного обслуживания требует гораздо реже, чем основные конкуренты.

Одной из главных особенностей является наличие разъёмного кратера на коробке передача. КПП Газ-33081 синхронизированная и имеет 5 ступеней. На передний мост и задний мост устанавливается межколёсный дифференциал повышенного трения, который даёт возможность передвигаться по бездорожью. Шасси Газ-33081 преодолевают подъёмы до 31 градуса. Благодаря большому дорожному просвету (31,5 сантиметров) можно переезжать через водные преграды(до 0,8 метра глубиной).

Платформа грузовика оснащена двумя осями. Общая конструкция дополняется рессорной подвеской с гидравлическими амортизаторами на всех колёсах. Такое устройство отлично показывает себя на ровных городских дорогах и бездорожье.

Высокая степень безопасности обеспечивается тормозами Газ-33081: выполнены по пневмогидравлическому двухконтурному механизму. Разработчики добавили антиблокировочный механизм, а также все колёса оснастили барабанной тормозной системой. Всё это совместно с рулевым механизмом, который оснащён ГУРом, обеспечивает отличную управляемость автомобилем.

Платформа грузовика делается по металлической или металлодеревянной схеме, обладает ровным полом. «Садко» может перевозить грузы весом до двух тонн. Задний борт можно открыть. В комплектацию входит тент и основания для него, которые можно снимать.

Общая длина автомобиля чуть больше 6 метров, колёсная база 3,7 метров. Колёса представлены односкатными шинами, у которых особенный рисунок протектора: он играет важную роль в передвижении по плохой дороге. Армейские варианты транспорта имеют систему регулировки давления в шинах. Такая система увеличивает размеры колёс, увеличивая дорожный просвет и проходимость. В базовую комплектацию автомобиля входит лебёдка и пневмопривод на прицеп.

Кабина Газ-33081

Отдельного внимания заслуживает кабина грузовика. Она представлена цельнометаллической конструкцией, имеет две двери. В её дизайне нет ничего лишнего, никаких посторонних элементов на приборной панели. Это ещё раз напоминает о цели минимизировать себестоимость транспорта на стадии его проектирования.

Даже в сильные морозы в салоне удерживается комнатная температура. Этому способствует встроенное отопительное оборудование, которое запускает при включении мотора. Водительское кресло можно регулировать в двух направлениях. Для комфорта установлена боковая поддержка, для безопасности - трёхточечный ремень безопасности.

Конструкторы поработали над мелочами: поместили в салон крючки для одежды, добавили боковые ёкости для хранения небольших вещей, установили яркую лампу для освещения салона. Недостатком является большой руль, который получил такие размеры из-за отсутствия гидроусилителя. Также отсутствуют поручни, которые используются для удобства посадки и высадки из кабины.

Что собой представляет Егерь?

Газ-33081 «Егерь» считается самой популярной модификацией стандартного грузовика. Его главной особенностью является наличие полного привода. Основная конструкция была сохранена, была лишь переработана кабина, которая теперь обрела четыре двери и пять пассажирских мест.

Из-за увеличения размеров кабины пришлось укоротить платформу. Грузоподъёмность «Егеря» снизилась до 1500 килограмм. Несмотря на этот факт, популярность модификации не ниже, чем у базовой машины. В базовую комплектацию «Егеря» включено отопительное оборудование и ремни безопасности для пассажиров заднего сиденья.

Автомобиль пользуется большой популярностью среди ремонтных бригад. Его проходимость позволяет проникать в самые отдалённые уголки.

Какой можно сделать вывод?

Производство Газ-33081 продолжается в наши дни. Цена на первичном рынке составляет 2,3-2,7 миллионов рублей. Различные модификации, построенные на базе этого шасси, могут отличаться по цене в большую или меньшую сторону. На вторичном рынке можно приобрести грузовик за 0,5-1 миллион рублей. Цена зависит от внешнего и технического состояний.

Выбирать транспорт стоит без спешки, обращая внимание на каждые мелочи. В итоге получится найти оптимальный вариант, который будет соответствовать бюджету и отвечать всем критериям качества. Этот универсальный грузовик позволит вам решать различные возникшие задачи.

Автомобиль не требует досконального контроля и частых проверок в сервисах. Обслуживание и ремонт дешёвые, так как найти запасные детали можно в любом специализированном магазине. Ремонт можно проводить как в официальных сервисах, так и в самостоятельных.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Наверное, каждый из нас помнит о существовании легендарного грузовика-вездехода под названием «66-й газон». О свойствах его проходимости и выживаемости на бездорожье можно говорить часами, однако сегодняшняя статья будет посвящена преемнику данного вездехода. Называется он ГАЗ-33081. расход топлива и стоимость этого автомобиля - далее в нашей статье.

Характеристика

Автомобиль ГАЗ-33081 представляет собой среднетоннажный грузовик повышенной проходимости, способный работать в наиболее сложных погодных условиях. Как показали результаты тестов, эта машина способна передвигаться как по пустыне, так и по Крайнему Северу при температуре воздуха от плюс до минус 50 о С. Разрабатывался ГАЗ-33081 специально для нужд российской армии и для организаций, выполняющих работы в условиях полного бездорожья. Разработанная модель получилась универсальным грузовиком, который способен проходить по самой сложной местности.

Стоит отметить, что на базе данного автомобиля выпускаются не только тентованные и бортовые фургоны, но и автомобили с изотермическим кузовом, цистерны, а также другая спецтехника для нужд сельского хозяйства, строительства и нефтедобывающих компаний.

Дизайн

Внешне этот автомобиль представляет собой абсолютную копию бензиновой версии ГАЗ-3307. Можно сказать, что модификация 33081 - это гибрид двух автомобилей - ГАЗ-66 и 3307. От первого была взята рама и ходовая часть, от второго - кузов и кабина.

В дизайне грузовика нет каких-либо отличительных или особенных деталей. Все элементы выполнены достаточно просто, и это касается не только внешней, но и технической части. Но о том, какие имеет ГАЗ-33081 «Егерь» технические характеристики, мы расскажем немного позже, а пока давайте переместимся в салон.

Кабина

Внутренний дизайн машины, как и внешний облик, практически ничем не отличается от интерьера Все стрелочные приборы выполнены в круглом формате, на панели приборов минимум лишних вещей и элементов.

Отметим, что модификация «Садко» с конвейера идет с модернизированной системой отопления и вентиляции. Сама кабина может быть исполнена в двух вариациях и быть двух- либо пятиместной (примером может стать модель ГАЗ-33081 «Егерь»). Технические характеристики его мотора позволяют работать грузовику в любой точке земного шара, в кабине всегда поддерживается плюсовая температура.

Но вернемся к салону. Водительское кресло имеет механическую регулировку в двух направлениях. Оно оснащено валиками боковой поддержки и трехточечным ремнем безопасности.

Дизайн панели приборов по сравнению с 66-м «газоном» заметно усовершенствован. Радует наличие подрулевых переключателей и новая комбинация панели приборов, информация с которой легко читается.

Среди приятных мелочей следует отметить наличие крючков для одежды, боковых кармашков и яркой лампы салонного освещения. Пожалуй, единственный недостаток внутри - это огромный необъятный руль. При наличии гидравлического усилителя его диаметр можно было бы уменьшить вдвое. Еще внутри нет поручней для облегчения посадки и высадки. С ними, по мнению водителей, садиться в салон было бы гораздо удобней. Кстати, на 66-м «газоне» поручни в кабине были.

Габариты и клиренс

В отличие от своих собратьев, моделей 3307 и 3309, полноприводные «Садко» и «Егерь» не имеют удлиненных модификаций. Их габариты стандартны: длина 6,43 метра, ширина - 2,34 метра, высота - 2,52 метра.

Размеры грузовой платформы таковы: 3,39 х 2,145 х 0,51 метра (длина/ширина/высота соответственно). Они тоже одинаковы для всех версий авто ГАЗ-33081. Технические характеристики двигателя и малая снаряженная масса делают его лучшим колесным вездеходом в России. Особого внимания заслуживает составляет 31,5 см. Этого вполне достаточно для того, чтобы преодолевать крутые спуски, подъемы, а также любую грунтовую и ухабистую местность.

ГАЗ 33081: технические характеристики

Дизель - единственный вид топлива, на котором работают силовые установки данного автомобиля. ГАЗ-33081 оснащается двумя типами двигателей. Это может быть минский Д-245 либо Оба двигателя являются четырехцилиндровыми.

Рабочий объем мотора Д-245 составляет 4,75 литра. Его максимальный крутящий момент при 2400 оборотах равен 413 Н/м. Максимальная мощность данного агрегата - 117 лошадиных сил. Этого вполне достаточно для того, чтобы разогнать машину, груженную двумя тоннами груза до скорости в 100 километров в час (по асфальтированному шоссе). Но и на бездорожье этот двигатель не является бездейственным. Если бы не отличные технические характеристики, ГАЗ-33081 «Садко» вряд ли был таким популярным, как сейчас.

Что касается ярославского агрегата ЯМЗ-534, который устанавливается на некоторые версии автомобиля ГАЗ-33081, то технические характеристики его таковы. Суммарный рабочий объем равен 4,43 литра, максимальная мощность достигает 135 лошадиных сил. Крутящий момент при 2300 оборотах - 417 Н/м. В силу большей массы данного мотора грузоподъемность автомобиля по паспортным данным снижена до отметки в 1500 килограмм. Но практика показывает, что даже с трехтонным грузом машина отлично справляется с грунтовой дорогой. Единственный минус, касающийся технической части, заключается в отсутствии лебедки. На 66-й «газон» она устанавливалась с завода, а вот гражданские версии «Садко» приходится модернизировать самостоятельно.

Не позабыли разработчики и об окружающей среде. По токсичности выхлопов обе силовые установки полностью соответствуют экологическому стандарту «ЕВРО-4». Средний расход топлива при этом - 23 литра на 100 километров пути. Это реальный расход грузовика ГАЗ-33081. Технические характеристики машины всегда остаются на высоте.

КПП

Вне зависимости от типа двигателя горьковский вездеход укомплектовывается пятиступенчатой синхронизированной механический трансмиссией. Оптимальный подбор передаточных чисел и наличие полного привода позволяют машине транспортировать грузы в любую погоду при любой температуре. Кроме этого, автомобиль оснащается двухступенчатой раздаточной трансмиссией и Все это наряду с 31-сантиметровым клиренсом дает возможность покорять крутые подъемы (до 31 о) и глубокие броды без проблем.

Стоимость

Какие имеет ГАЗ-33081 технические характеристики, мы уже узнали, теперь о стоимости грузовиков на первичном рынке. Начальная стоимость на автомобиль «Садко» в России составляет 847 тысяч 600 рублей. За эту цену покупателю предлагается заднеприводное шасси с ГУР и АБС. Самый дорогой вариант можно приобрести по цене в 1 миллион 87 тысяч рублей. За эту стоимость предлагается полноприводный «Садко» с двигателем Д-245, гидроусилителем, АБС и бортовой платформой. ГАЗ-33081 - технические характеристики говорят сами за себя!

III — зажигание выключено и, при вынутом ключе, включсено противоугооное устройство.

Ключ вынимается только в положении III.


Для выключения зажигания ключ из положения поверните до фиксированного положения 0. Для исключения случаев выхода из строя контактной части выключателя зажигания не оставляйте ключ в промежуточном положении.


Для включения противоугонного устройства на стоянке поверните ключ в положение III и выньте его, а затем поверните рулевое колесо в любую сторону до появления щелчка, который означает, что запорный стержень противоугонного устройства вошёл в паз вала рулевого колеса и заблокировал рулевое управление.


Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево (для уменьшения трения при выходе запорного стержня из паза), поверните ключ в положение 0.


Схема положений рычагов



А — включение переднего моста (I - включен, II - выключен);

В — включение раздаточной коробки (I - включена прямая передача, II - включена низшая передача);

С — пятиступенчатая коробка передач;

D — четырехступенчатая коробка передач.


При включении передачи заднего хода (R) загорается свет заднего хода.


Стояночный тормоз


Для затормаживания автомобиля потяните рычаг вверх; при этом, если включено зажигание, на щитке приборов загорается красный сигнализатор 9 (см. рис. выше). Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага, при растормаживании и сигнализатор гаснет.

Центральный переключатель света


Переключатель имеет три фиксированных положения:


0 — все выключено;

I — включены габаритный свет и фонарь номерного знака;

II — включены габаритный свет, фонарь номерного знака, ближний или дальний свет.


Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов.


Остановка двигателя


Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну-две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и нерезко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.


Вождение автомобиля


Во время движения автомобиля необходимо следить по контрольным приборам и сигнализаторам за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, зарядкой аккумуляторной батареи и давлением воздуха в шинах. Показания указателя температуры охлаждающей жидкости, соответствующие нормальному температурному режиму двигателя, должны быть в пределах 80-95°С.

Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач.

  1. Регулировка карбюратора и установка зажигания должны обеспечивать устойчивую работу двигателя при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода.
  1. Привод сцепления должен быть правильно отрегулирован. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
  1. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
  1. При трогании и с места на ровном горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием следует двигаться на первой передаче не более трёх — пяти метров до достижения скорости 2-3 км/ч. При более высокой скорости двигатель будет иметь повышенную частоту вращения коленчатого вала, которая может вызвать шумное включение второй передачи. Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях производить путём плавного перевода рычага с выдержкой в нейтральном положении.
  1. При движении по тяжёлой дороге или на подъёме, где автомобиль быстро теряет скорость, необходимо производить разгон на первой передаче до более высоких скоростей, в два-три раза больших, чем указано в п. 4. В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, то есть дополнительное кратковременное включение сцепления в момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.
  1. Переключение передач с низшей на высшую производится плавным движением рычага, применяя двойное выключение сцепления.
  1. Переключение передач с высшей на низшую производится плавным переводом рычага, применяя двойное выключение сцепеления с промежуточным повышение частоты вращения двигателя следующи образом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустить педаль, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем снова быстро выжать педаль и поставить оычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль. Степень увеличения частоты вращения при двойном выключении сцепления определяется практически в зависимости от скорости движения автомобиля, по легкости включения и отсутствия скрежета включаемых шестерен. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля. Недопускается включение сцепления при недовключенной передаче.
  1. Передний мост следует включать при движении по тяжелой дороге (песок, грязь, снежная дорога, гололед и др.). При включенной прямой передаче в раздаточной коробке включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения. При этом необходимо выключить сцепление.Постоянное движение с включенным передним мостом увеличивает износ трансмиссии автомобиля, его шин и повышает расход бензина. Поэтому при движении по дороге с твёрдым покрытием передний мост должен быть выключен, а давление в шинах колес следует поддерживать 340 кПа (3,5 кгс/см 2) для шин передних колес и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) для шин задних колёс.

В трудных дорожных условиях - на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине - следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах в соответствия с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.

Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений указанных в таблице.


Таблица допусиммыхскоростей движения при пониженом давлениивоздуха в шинах

Виды дорог

Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см 2)

Максимальная допустимая скорость, км/ч

Тяжёлые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков

90 (0,9)

170 (1,7)

300 (3,0)

30

Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжёлых участков пути

более 300 (3,0)


В период подкачки шин с минимального давления до 300 кПа (3,0 кгм/см 2) рекомендуется остановить автомобиль.


При понижении внутреннего давления в шинах увеличивается площадь соприкосновения колёс с дорогой, а удельное давление на грунт уменьшается.


Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твёрдом сухом основании) снижение давления в шинах не даёт положительных результатов, а наоборот приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колёс при преодолении подъёма.


В этих случаях следует устанавливать максимальное по технической характеристике автомобиля давление воздуха в шинах.


Следует иметь в виду, что при движении с включённым передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.


В особо тяжёлых условиях необходимо включать низшую передачу в раздаточной коробке. Включение и выключение передач (прямой и низшей) должно производиться за6лаговременно учитывая дорожные условия, с выключенным сцеплением только после полной остановки автомобиля или, при необходимости, при скорости автомобиля до 5 км/ч, при этом низшая передача может быть включена только после включения переднего моста.


Прближаясь к повороту нужно заблаговренменно и постепенно уменьшить скорость движения, снижая частоту вращения коленчатого вала двигателя, а на крутых поворотах - переходить на низшую передачу.


На крутых поворотах не следует допускать резкого торможения во избежании заноса.


На скользкой дороге нужно включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приёмов.


На скользкой дороге при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы и вследствие этого аварии.


При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колеса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль дроссельных заслонок (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.


Крутые подъёмы нужно преодолевать на низшей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.


На подъёме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.


При наличии удобного подъёма и хорошей дороги короткие подъёмы (длиной до 15-20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.


Преодолевать подъёмы, как правило, нужно по прямому пути, так как преодоление наискось, с креном, снижает максимальную силу тяги.


Если по каким-либо причинам подъём преодолеть нельзя, необходимо принять все меры предосторожности, медленно спуститься вниз, включив передачу заднего хода. Спускаться нужно постепенно, не давая разгона автомобилю и не выключая сцепления.


Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечиваютие безопасность спуска.


При переходе к длинному спуску водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъём подобной крутизны; при этом запрещается выключать двигатель, так как на затяжных спусках нужно всегда применять торможение двигателем.


Запрещается движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками, если уровень масла в картере двигателя ниже метки II на указателе (масляном щупе) более чем на 5 мм.


Заболоченные участки нужно проходить на второй передаче и при включённой низшей передаче в раздаточной коробке. Давление в шинах колес автомобиля рекомендуется снизить до 90 - 170 кПа (0,9 - 1,7 кгс/см 2).


При движении по заболоченному участку надо выдержать установившуюся скорость движения, и не допуская снижения скорости, рывков, а тем более остановок. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или относительно сухой участок местности.


Возобновлять движение после остановки на заболоченном участке очень трудно, так как для движения по такому грунту требуется большое тяговое усилие, которое вызывает срыв слоя дерна (верхнего слоя грунта) и застревание автомобиля.


Начинать движение по заболоченному участку надо при включенной низшей передаче в раздаточной коробке на второй передаче коробки передач, с осторожной пробуксовкой сцепления, не допуская буксования колёс. Как только начнётся буксование колёс, нужно немедленно выключить сцепление и включить задний ход Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колёса хворост, доски или другой подручный материал, чтобы увеличить сцепление колёс с грунтом и обеспечить движение автомобиля. Не рекомендуется делать резкие и крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, большим радиусом. Такой поворот не снижает скорости движения автомобиля и исключает возможность срыва дерна, неизбежную при резком повороте.


При движении в колонне не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем, а лучше прокладывать новую колею. После выхода на сухой и твёрдый грунт нужно сразу же поднять давление воздуха в шинах колёс до максимального по технической характеристике автомобиля.


Давление устанавливается в зависимости от плотности песка и условии движения. При движении но песку выгоднее пользоваться возможно более высокими передачами при включенном переднем мосте, преодолевая с ходу наметы и короткие песчаные подъёмы.


На особо тяжёлых участках при падении скорости нельзя допускать пробуксовку колёс. При начавшейся пробуксовке нужно выжать сцепление, сдать автомобиль назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу. Необходимо соблюдать возможную плавность движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно, большим радиусом.


В отличие от способа движения колонной по заболоченным участкам, на песке нужно двигаться по следу впереди идущего автомобиля на дистанции 40 - 50 метров. Дистанция необходима для того, чтобы впереди идущий автомобиль мог сдать назад и разогнаться для преодоления с ходу трудного участка.


При движении по снежной целине с глубиной покрова (250 - 280 мм) можно не снижать давление в шинах. Колёса, продавливая слой снега, будут идти во твердому основанию - мерзлой земле. При значительной толщине снежного покрова (400 мм и выше) давление в шинах рекомендуется снижать до 90 - 300 кПа (0,9 - 3.0 кгс/см 2) в зависимости от плотности снега.


Двигаясь по глубокому сыпучему снегу, следует соблюдать те же приемы вождения, что и при движении по песку - преодолевать наметы и короткие подъёмы с разгона, соблюдать плавность движения в поворотов, держать колею впереди идущего автомобиля и дистанцию 40 - 50 метров.


При выходе автомобиля на обнаженные от снега обледенелые склоны, холмы и т. п. нужно обязательно повышать давление воздуха в шинах до масимальногопо технической характеристике автомобиля.


Грунтовые дороги на глинистых и чернозёмных почвах при размокании верхнего слоя грунта представляют для автомобиля опасность заносов и боковых скольжений. Особенно затруднено движение но грязным профилированным дорогам. Двигаясь по таким дорогам, следует устанавливать максимальное давление в шинах в соответствии с технической характеристикой автомобиля, выбирать для движения горизонтальные участки обочины, а также использовать проложенную ранее колею или же двигаться осторожно по гребню дороги.


Преодоление брода. Автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 1 метра, с учётом высоты волн и течения.


Непосредственно перед переездом брода надо установить давление в шинах соответственно прочности прибрежного грунта. Входить в брод следует осторожно ие создавая большой волны перед автомобилем, двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на низшей передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования и крутых поворотов. При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода начнет вымывать грунт из-под колёс, и они будут погружаться глубже. Протяжённость брода в случае, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности для застревания, ограничивается временем движения автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Скорость движения по броду должна быть не более 5 км/ч.


После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в тот же день, необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая их сливные пробки. Если в масле какого-либо агрегата будет обнаружена вода, необходимо слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле можно определять по изменению его цвета. Необходимо также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-масленки шасси.


Каждый раз после выхода из брода следует произвести несколько торможений рабочим тормозом для просушки накладок тормозных колодок.


Если при преодолении брода произошло случайное погружение автомобиля на глубину более 1 метра, необходимо после выхода из воды слить отстой из картера двигателя.


При остановке двигателя во время преодолевания брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не запускается, автомобиль должен быть немедленно эвакуарован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или другими средствами.


Если при преодолении брода в результате застревания автомобиля вода проникает в агрегаты, то двигаться собственным ходом после извлечения автомоблия из воды не следует. В этом случае необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшего пункта, где может быть произведено техническое обслуживание, слить всю смазку из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправности и залить свежую смазку.


После движения по жидкой грязи глубиной 0,4 - 0,8 метра необходимо также проверять состояние масла в агрегатах.


При движении задним ходом и буксировке автомобиля в трудных дорожных условиях (пашня, песчаная дорога, снежная целина и колея, крутые подъемы) рекомендуется включать низшую передачу в раздаточной коробке.


Принципиальная схема тормозной системы автомобиля ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)


  1. — компрессор;
  2. — воздухоосушитель;
  3. — воздушный баллон регенерационный;
  4. — обратный клапан;
  5. — датчик падения давления воздуха;
  6. — воздушный баллон;
  7. — кран слива конденсата;
  8. — кран тормозной двухсекционный с рычагом;
  9. — рычаг стояночной тормозной системы (СТС);
  10. — датчик частоты вращения АБС;
  11. — ротор АБС;
  12. — манометр электрический;
  13. — зуммер;
  14. — сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости;
  15. — сигнализатор АБС;
  16. — сигнализатор включения СТС;
  17. — бачок двухсекционный;
  18. — пневмоусилитель с главным цилиндром;
  19. — фильтр;
  20. — датчик аварийного хода поршня;
  21. — клапан контрольного вывода;
  22. — модулятор АБС;
  23. — блок управления АБС;
  24. — датчик включения сигнала «СТОП»;
  25. — датчик манометра;
  26. — лампа сигнала «СТОП»;
  27. — датчик падения уровня тормозной жидкости;
  28. — шумоглушитель;
  29. — датчик сигнализатора включения СТС

Антиблокировочная система тормозов


Автомобили оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лёд) и предотвращает блокировку колёс, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.


Внимание!


Для получения оптимального эффекта при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием, при одновременном нажатии на педаль сцепления.


Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков АБС (в колёсных узлах автомобиля), 3-х модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), кнопки диагностики АБС (на щитке приборов), сигнализатора неисправности АБС (на щитке приборов для ГАЗ-3308, правом блоке контрольных ламп для ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)) и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.


К БУ АБС подключены две цепи питания: для модуляторов через 3-й предохранитель 25А в блоке предохранителей АБС и непосредственно для БУ АБС через 1-й предохранитель 5А в блоке предохранителей АБС. Питание воздухоосушителя осуществляется через 2-й предохранитель 10А. Блок предохранителей АБС расположен за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей.


Сигнализатор неисправности АБС загорается на несколько секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет, что подтверждает исправность системы АБС. Постоянное горение сигнализатора или его загорание в движении (кроме случая движения с включенным передним ведущим мостом, когда антиблокировочная система тормозов (АБС) принудительно отключается) указывает на неисправность АБС.


При неисправности АБС автомобиль должен быть проверен на станции технического обслуживания.


Колеса и шины


На автомобиле установлены дисковые колеса с разъемным ободом. Колесо состоит из основания обода, двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец и разрезного замочного кольца.

Колесо с шиной


1. — краник подкачки шин;

2. — основание обода;

3. — замочное кольцо;

4. — бортовое кольцо;

5. — камера;

6. — покрышка;

7. — ободная лента;


Особенностью колеса является тороидальная форма поверхности посадочных полок обода и посадка бортов шины на полки обода с гарантированным натягом, что обеспечивает надежное закрепление шины на ободе без применения распорного кольца при движении автомобиля по грязным и сыпучим грунтам, а также при снижении внутреннего давления воздуха в шине до 90 кПа (0,9 кгс/см 2). К замочной части обода приварен специальный ограничитель, который служит для фиксации замочного кольца (3) и прилегающего к нему бортового кольца (4). Бортовые кольца (4) имеют по два паза, в один из которых во время разборки колеса вставляют монтажную лопатку, а в другой при сборке колеса входит выступ замочного кольца. На одном из концов замочного кольца имеется паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода. Для предохранения камеры от повреждения служит ободная лента (7). Проверку давления делать при холодных шинах.


Не допускать попадания на шины масла и топлива. Стоянку производить на чистом сухом месте. При длительной стоянке необходимо предохранять шины от действия солнечных лучей.


Во избежание повышенного износа протектора без экстренной надобности резко не тормозить, не допускать перегрузки, рекомендуется исключать рывки и пробуксовку колес при трогание с места и переходе с низших передач на высшие.


Перестановку колёс необходимо производить только при выявлении необходимости. Основанием для перестановки колёс могут служить: неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора, необходимость правильного подбора шин по осям, установка более надёжных шин на переднем мосту автомобиля и другие причины.


Монтаж и демонтаж колеса


Перед сборкой колеса необходимо:

    проверить состояние шины, обода, бортовых и замочимх колец;

    устранить глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчину па ободе и на посадочных полках;

    осмотреть покрышку, удалить из нее посторонние предметы (грязь, песок п пр.), тщательно протереть влажной тряпкой внутреннюю поверхность и посадочные места;

    припудрить тальком все сопрягаемые поверхности покрышки, камеры, ободной ленты;

    для облегчения сборки полной посадки шипы на посадочные поверхности обода рекомендуется борта шины смачивать водным или мыльным раствором.

Запрещается в качестве смазки для посадочмых поверхностей бортов шин использовать минеральные масла (солидол и др.)


Сборку колеса с шиной надо вести в следующей последовательности:


  1. Нa обод, установленный замочной частью вверх, следует надеть одно бортовое кольцо закраиной вниз; для удобства сборки можно вывесить обод, положив его на подставку.
  2. Вставить в покрышку камеру и слегка накачать ее, заправить ободную ленту. Положить шину на колесо с перекосом таким образом, чтобы направление стрелок на боковинах покрышек совпадало с направлением их вращения при движении автомобиля вперед (шины имеют направленный рисунок протектора), а вентиль камеры находился против вентильного паза.
  3. Ввести вентиль в вентильный паз. Приподнять шину со стороны вентильного паза и надвинуть ее на обод так, чтобы нижний ее борт попал в монтажный ручей обода. Надеть шину на обод полностью и нажать на наружный борт над вентилем так, чтобы вентиль вышел из отверстия в диске.
  4. Вставить монтажную лопатку изогнутым концом в замочную канавку обода, а прямую лопатку положить на борт шины перпендикулярно первой лопатке. Прилагая услиля к первой лопатке, осадить борт шины вниз за посадочную полку обода.
  5. Надеть бортовое и замочное кольца, совместив разрез замочного кольца с ограничителем и специальную выштамповку на кромке замочного кольца с одним из демонтажных пазов бортового кольца.
  6. Накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полку обода 600 - 700 кПа (6 - 7 кгс/см 2), а затем довести давление до 340 кПа (3,5 кгс/см 2) в передних шинах и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) в задних шинах. В отличии от колес сконическими полками посадка бортов шины на тороидальные обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления в шине происходит не постепенно, а мгновенно. Для обеспечения техники безопасности при накачивание шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и аходящихся вблизи людей.

Разборку колеса надо вести в следующей последовательности:


1. Полностью выпустить воздух из шины и положить колесо сшиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должа находиться снизу.


2. Снять внутренний борт с посадочной полки обода, для этого:

— изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз и отжать бортовое кольцо вниз;

— в образовавшийся зазор вставить плоский конец прямой лопатки, освободить первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая борт шины через бортовое кольцо, снять его с посадочной полки обода;

— тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвечти местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаждение борта шины путем приложения усилий по окружности колеса.

Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.


3. Снять замочное и бортовое кольца. Для этого необходимо вставить плоский конец одной лопатки в паз, расположенный на торце замочного кольца. Второй лопаткой поднять этот торец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца, выступающий из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец второй лопаткой освободить первую и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять бортовое кольцо.


4 .Демонтировать борт шины: встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию; в зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом на расстоянии 150-250 мм одна от друой. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу, причем противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Повторяя дашгую операцию, демонтировалъ борт шины полностью.


5. Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода. Извлечь обод из шины.


Запасное колесо


Запасное колесо установлено на держателе, находящемся на переднем борту платформы.


Устройство подъема запасного колеса расположено в правой задней части платформы. Основным элементом подъемного устройства является стойка с закрепленным на ней механизмом подъема. Масса поднимаемого груза не должна превышать 140 кг.


Подъем колеса осуществляется в следующем порядке:


— откинуть задний борт платформы и подкатить колесо диском к борту;

— поставить стойку подъемника в рабочее положение, для чего расшплинтовать фиксатор, вынуть его и повернуть стойку до совмещения второго отверстия в стойке с отверстием в пяте, вставить фиксатор;


Система регулирования давления воздуха в шинах


Снижение давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля.


  1. компрессор;
  2. кран управления;
  3. манометр;
  4. рукоятка крана управления;
  5. регулятор давления;
  6. воздушный баллон;
  7. клапан контрольного вывода;
  8. кран слива конденсата;

Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля, а также контроль за давление воздуха в шинах.


При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжить движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной смене колеса, по-скольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры.


Компрессор поршневого типа, оцилиндрованный, с воздушным охлаждением.


1. шкив;

3. поршень;

4. цилиндр;

5. пробка;

6. штуцер;

7. уплотнительное кольцо;

8. картер;

9. кронштейн;

10. крышка картера;

11. коленчатый вал;


Воздух из впускного трубопровода двигателя поступает в цилиндр компрессора черезпластинчатый впускной клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через пластинчатый нагнетательный клапан. Смазка компрессора - от системы смазки двигателя.

Привод компрессора - ременный.

Запущенные в массовое производство в 1997 г. Горьковским автозаводом машины с индексом 33081, получившие название «Садко», бьют рекорды по распространенности и потребительской популярности.

Автомобилями предшественниками, на основе конструктивных решений которых были созданы внедорожники рассматриваемой линейки, стали легендарные ГАЗ-66 и ГАЗ-3309.

Разработчиками реализован метод компоновки колесной базы и силовых установок первой машины с кабиной, управлением и рамой — второй.

Результатом такого слияния и стал уникальный по качествам проходимости и выносливости грузовик, находящий самое широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, промышленности, армейской сфере – как в России, так и за ее пределами.

Описание машины на примере модели «Садко»

В общей сложности рассматриваемая серия насчитывает более полутора десятков различных модификаций , среди которых грузовики в бортовом исполнении, вахтовые машины, жилой модуль, мобильная ремонтная мастерская, автокраны, погрузчики, пожарный транспорт, техника под специфические задачи и многое другое.

Возможность установки на базовое шасси ГАЗ-33081 разнообразных надстроек доказывает универсальность и его отличные технические характеристики, а также объясняет широкую распространенность этого вида автомобилей.

Причина необычайной востребованности данной категории техники, создававшейся с идеей максимального удешевления готового автомобиля, лежит не столько в ее доступной стоимости, сколько в особенностях конструкции грузовика.

Дизельный двигатель ММЗ Д-245.7

Модели полноприводных грузовиков ГАЗ на колесной базе 4х4 с индексом 33081 «Садко» снабжаются дизельным двигателем с турбонаддувом и жидкостным охлаждением белорусского производства ММЗ Д-245.7.

Мощность агрегата составляет 122,4 л. с. при частоте 2 400 об/мин., а объем – 4,75 л.

Эти характеристики обеспечивают развитие максимальной скорости, равной 93 км/ч.

Силовая дизельная установка с 2013 г. по своим техническим характеристикам отвечает нормам экологии (Евро 4). Наряду с соответствием стандартам безопасности окружающей среды, мотор автомобиля ГАЗ-33081 характеризуется малым расходом топлива, что составляет всего 16,8 л на 100 км пути при заправочном объеме топливного бака в 105 л.

Возможен вариант опциональной установки предпускового подогревателя, облегчающего запуск мотора при низких температурах.

Вкупе с экономичностью и отличными техническими характеристиками двигателя, изображенного на фото, становится возможным значительно увеличивать интервалы между сервисным обслуживанием.

Это положительно сказывается на минимизации затрат по эксплуатации автомобиля ГАЗ-33081.

Машина в стандартном исполнении комплектуется 5-ступенчатой механической синхронизированной коробкой передач с разъемным картером (особенность, отличающая машину от ее предшественников).

В сочетании с трансмиссией именно межколесный дифференциал повышенного трения, устанавливаемый на передний и задний мосты, и обеспечивает свойства отличной проходимости по самому суровому бездорожью.

Так, автомобили на базовом шасси ГАЗ-33081 с легкостью преодолевают подъем до 31°. А благодаря клиренсу в 315 мм машина отлично справляется с бродом глубиной до 800 мм.

Другие особенности

Двухосная платформа автомобиля снабжается зависимой рессорной подвеской с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двойного действия на всех колесах.

Это позволяет обеспечивать комфорт передвижения как по ровной городской трассе, так и в условиях полного отсутствия какого-либо дорожного покрытия (песчаник, болотистая или горная местность).

Пневмогидравлическая двухконтурная тормозная система грузовика соответствует самым серьезным требованиям безопасности.

Присутствие антиблокировочной системы, комплектация всех колес барабанными тормозными механизмами позволяют обеспечивать отличный контроль над управлением этим транспортным средством.

Также этому способствует и рулевое управление, снабженное гидроусилителем, позволяющее добиваться легкости маневрирования, характерной для легкового автомобиля.

Отличительной особенностью ГАЗа-33081 «Садко» является цельнометаллическая двухдверная кабина в капотном исполнении. Ее характеризуют непритязательный внешний вид и практичный дизайн интерьера.

В оснащении данного конструктивного элемента нет ничего лишнего, все достаточно просто и унитарно. В этом четко прослеживается стремление разработчиков к минимизации себестоимости производства.

Однако в целом пользование кабиной, несмотря на отсутствие поручней для подъема и фиксирующих элементов для обеспечения безопасности пассажиров во время тряски, довольно комфортно.

Так, сиденье водителя является регулируемым, мягким. Удобством отличаются и посадочные места. В кабине присутствуют такие детали, как эргономичная панель управления, козырьки для защиты от солнца, крючки для одежды.

Из кабины благодаря панорамному остеклению открывается отличный обзор. Большой капот – еще один плюс рассматриваемого конструктивного элемента, поскольку его наличие облегчает доступ к мотору во время ремонтных и профилактических работ.

Грузоподъемность описываемого автомобиля составляет 2 000 кг при полной его массе в 6 050 кг и снаряженной – в 4 050 кг. Грузовик оснащается металлической или металлодеревянной платформой с бортами и ровным полом.

Задний борт откидывается. Обязательна комплектация каркасным съемным тентом. Длина колесной базы 3 770 мм, всего автомобиля – 6 250 мм.

Колеса «Садко» комплектуются односкатными шинами с протекторами повышенной проходимости радиальной конструкции размером 12,00R18.

Данная модель грузовика может выпускаться в двух вариантах – рассмотренном выше коммерческом и армейском. У второго типа имеется возможность осуществлять регулирование давления в шинах, обладающих большими размерными параметрами 12R20.

Также автомобиль снабжается пневмоприводом на прицеп и лебедку, входящие в обязательную комплектацию данной версии грузовика.

За счет увеличения габаритов колес изменяется в сторону больших показателей клиренс, и поэтому улучшаются проходимость, а также максимально допустимые показатели угла подъема и съезда.

Армейская модификация «Садко» обладает повышенной грузоподъемностью по сравнению с коммерческим вариантом и широко применяется для транспортировки габаритных грузов, людей и военной техники.

«Садко» в коммерческом исполнении встречается в виде таких модификаций, как машины с бурильно-крановыми установками, автоманипуляторами, гидроподъемниками и прочие, активно использующиеся в труднопроходимых удаленных районах для удовлетворения ремонтных и монтажных нужд.

«Егерь» — внедорожник с увеличенным функционалом

Полноприводный грузовик «Егерь» с колесной базой 4х4 представляет собой модификацию основного, описанного выше базового шасси 33081.

Главные конструктивные характеристики полностью совпадают с теми же параметрами у «Садко». Исключение составляет четырехдверная двухрядная кабина «Егеря», способная разместить в себе 5 пассажиров.

За счет увеличения длины этого элемента была укорочена платформа автомобиля, из-за чего грузоподъемность этой версии составляет всего 1 500 кг.

Однако это совершенно не влияет на востребованность данного грузовика у ремонтных бригад, работников нефтегазодобывающей промышленности, сотрудников МЧС, геологоразведочной отрасли, охотничьего хозяйства, так как даже с такими возможностями подъема груза машина идеально подходит для оборудования вахтового автобуса, мини-лабораторий и исследовательских пунктов.


Кроме того, кабина оснащается дополнительным отопительным оборудованием, ремнями безопасности на задних пассажирских сиденьях.

Бортовая платформа длиной 2,5 м (существует также увеличенная до 3,6 м кузовная база) может комплектоваться тентом и лебедкой.

Отличные показатели беспроблемного преодоления бездорожья, езды по пересеченной местности делают автомобиль «Егерь» своеобразным лидером спецтехники, справляющейся с задачами, которые непосильны для остальных машин этого класса.

Цена на грузовик

Цена на новый тентованный грузовик рассматриваемой модели стартует от 1 100 000 рублей. За машины на базовом шасси 33081 с автовышкой 2014 года выпуска попросят от 2 300 000 до 2 700 000 рублей.

Вахтовый автобус, передвижная мастерская и крытый фургон, также сошедшие с конвейера в прошлом году, стоят в диапазоне от 1 200 000 до 1 350 000 рублей.

Бывшая в употреблении машина в зависимости от пробега и технического состояния, а главным образом от надстраиваемого оборудования, оценивается в пределах от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Как видно, ценовой разброс довольно широк, поэтому при серьезном желании приобрести этот вид спецтехники предстоит тщательный поиск среди огромного количества предложений, в числе которых, несомненно, найдется оптимальный вариант.

ГАЗ-33081 – машина, не сдающая свои лидерские позиции в сегменте среднетоннажного грузового вездеходного транспорта.

По отзывам владельцев доступная цена, отличные технические характеристики, выносливость и функциональность автомобилей дополняется и таким преимуществом, как высокая ремонтопригодность и взаимозаменяемость различных узлов с моделями ГАЗ смежных серий.

Техническое обслуживание и устранение неполадок этих машин максимально облегчены за счет повсеместного наличия запасных частей не только в специализированных центрах, но и в самых отдаленных станциях ТО.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете, как владельцы ГАЗ-33081 могут экономить на топливе: