Краса пирующих друзей,

Забав и радостий подружка,

Предстань пред нас, предстань скорей,

Большая сребряная кружка!

Давно уж нам в тебя пора

Пивца налить

Ура! ура! ура!

Ты дщерь великого ковша,

Которым предки наши пили;

Веселье их была душа,

В пирах они счастливо жили.

И нам, как им, давно пора

Счастливым быть

Ура! ура! ура!

Бывало, старики в вине

Свое все потопляли горе,

Дралися храбро на войне:

Вить пьяным по колени море!

Забыть и нам всю грусть пора

Отважным быть

Ура! ура! ура!

Бывало, дольше длился век,

Когда диет не наблюдали;

Был здрав и счастлив человек,

Как только пили да гуляли.

Давно гулять и нам пора,

Здоровым быть

Ура! ура! ура!

Бывало, пляска, резвость, смех

В хмелю друг друга обнимают;

Теперь наместо сих утех

Жеманством, лаской угощают.

Жеманство нам прогнать пора,

Но просто жить

Ура! ура! ура!

В садах, бывало, средь прохлад

И жены с нами куликают,

А ныне клоб да маскерад

И жен уж с нами разлучают;

Французить нам престать пора,

Но Русь любить

Ура! ура! ура!

Бывало, друга своего

Теперь карманы посещают:

Где вист, да банк, да макао,

На деньги дружбу там меняут.

На карты нам плевать пора,

А скромно жить

Ура! ура! ура!

О сладкий дружества союз,

С гренками пивом пенна кружка!

Где ты наш услаждаешь вкус,

Мила там, весела пирушка.

Пребудь ты к нам всегда добра,

Мы станем жить

Ура! ура! ура!

(если б милые девицы)

Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучочком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

Пусть сидели бы и пели,

Вили гнезда и свистели,

Выводили и птенцов;

Никогда б я не сгибался,

Вечно ими любовался,

Был счастливей всех сучков.

Задумчивость

Задумчиво, один, широкими шагами

Хожу, и меряю пустых пространство мест;

Очами мрачными смотрю перед ногами,

Не зрится ль на песке где человечий след.

Увы! я помощи себе между людями

Не вижу, не ищу, как лишь оставить свет;

Веселье коль прошло, грусть обладает нами,

Зол внутренних печать на взорах всякий чтет.

И мнится мне, кричат долины, реки, холмы,

Каким огнем мой дух и чувствия жегомы

И от дражайших глаз что взор скрывает мой.

Но нет пустынь таких, ни дебрей мрачных, дальных,

Куда любовь моя в мечтах моих печальных

Не приходила бы беседовать со мной.

Потопление

Из-за облак месяц красный

Встал и смотрится в реке,

Сквозь туман и мрак ужасный

Путник едет в челноке.

Блеск луны пред ним сверкает,

Он гребег сквозь волн и тьму;

Мысль веселье вображает,

Берег видится ему.

Но челнок вдруг погрузился,

Путник мрачну пьет волну;

Сколь ни силился, ни бился,

Камнем вниз пошел ко дну.

Се вид жизни скоротечной!

Сколь надежда нам ни льсти,

Все потонем в бездне вечной,

Дружба и любовь, прости!

Разные вина

Вот красно-розово вино,

За здравье выпьем жен румяныx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст багряныx!

Ты тож румяна, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот черно-тинтово вино,

За здравье выпьем чернобровыx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст пунцовыx!

Ты тож, смуглянка, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот злато-кипрское вино,

За здравье выпьем светловласыx,

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст прекрасныx!

Ты тож, белянка, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот слезы ангельски вино,

За здравье выпьем жен мы нежныx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст любезныx!

Ты тож нежна и xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я - богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям,

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям,

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен,

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

И ну сжимать ее рукой.

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвщенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну

Из бездн ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всe единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, ты есть, ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда точно написано короткое стихотворение «На птичку», неизвестно. В примечаниях к сборникам произведений Гавриила Романовича Державина (1743–1816) указываются разные даты: 1791, 1792 и 1793 гг. Однако, существует версия, высказанная исследователем творчества поэта, филологом Яковом Карловичем Гротом, что эта эпиграмма относится к периоду, когда Гавриил Романович получил должность статс-секретаря императрицы Екатерины II, то есть с конца декабря 1791 года.

История создания произведения такова. Государыня, впечатлённая стихотворным мастерством Державина, проявившимся в (1782), пожелала отблагодарить поэта. Для этого она преподнесла ему драгоценные подарки, например, золотую табакерку, и приблизила его к себе, позволив презентовать оду в своей резиденции в Зимнем дворце. Кроме того, императрица решила и дальше пользоваться талантом поэта, сделав его своим придворным секретарём. Екатерина II часто намекала, что желает услышать новые похвалы «Фелице», под которой подразумевалась сама государыня.

Поэт, судя по заметкам современников, был даже не против такого положения дел. Но ситуация постоянно омрачалась давлением на литератора. Облагодетельствовав Державина, императрица вызвала в других придворных поэтах и вельможах зависть. Многие исподтишка стали язвить в адрес поэта, ухудшилось отношение к Гавриилу Романовичу со стороны его начальника князя Вяземского. Поэт не мог найти вдохновения для восторженных хвалебных стихов, чистых образов и выразительных метафор.

Кроме того, сама служба при дворе разочаровала творца. Оказалось, что вокруг плетутся заговоры, многие блистательные персоны, о благородстве которых слагались оды, сами строят козни и интригуют против других дворян. Сияющий ореол безупречности вокруг престола, каким его представлял себе литератор, начал рушиться. А императрица продолжала требовать потоков лирики.

Потому-то поэт и чувствовал себя пойманным в тиски и раздавленным. Так родилось полное горечи и желчи четверостишие «На птичку».

Под пташкой подразумевается сам поэт, захваченный в золотую клетку царского двора. Неназванные те, кто её пленил и заставляет петь, – это государыня и её приближённые.

В стихотворении легко угадывается стиль Гавриила Романовича. Автор использует архаичные краткие формы слов («голосисту»). Основной приём, применённый в произведении, - аллитерация. Глухое «п» встречается так часто, что напоминает презрительное звукоподражание «пф», плевок.

Это стихотворение перекликается с произведениями других авторов. Схожие мысли были выражены в басне И. А. Крылова «Кошка и соловей», в « » А. С. Пушкина.

Тема. Г. Р. Державин. Слово о поэте. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание»"

Цель: познакомить с творчеством Г.Р.Державина на примерах стихотворений «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

Задачи:

обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;

развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Тип урока: открытия новых знаний

Ход урока

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.

Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит

от необыкновенного соединения самых высоких слов с самы-

ми низкими и простыми, на что бы никто не отважился,

кроме Державина.

Н. В. Гоголь

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»

    Организационный этап

    Проверка домашнего задания

    Чтение и комментарий устаревших слов.

К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий) ; драма, сатира (средний) ; эпиграммы (низкий).

    Чтение стихотворения Ломоносова.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с эпиграфом. Запись одного из них в рабочую тетрадь.

    Актуализация знаний.

    Какие роды литературы нам известны?

    Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)

    Чем характеризуется этот род литературы?

    Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

    Первичная проверка понимания.

    Слово учителя.

«Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния. Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

    Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел, -
Не собой блистал я, Богом:
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Был плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век. -
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?

(В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид...

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.)

    Чтение и частичный анализ стихотворения «На птичку» .

Такое короткое стихотворение на самом деле имеет глубочайший смысл.

На птичку

( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

    Чтение учителем стихотворени я «Река времен…»

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

    Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

    Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради.

(Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)

    Выборочное прослушивание анализов стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи…»

    Первичное закрепление.

    Вопросы и задания

    Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

    Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие - к разговорным, какие - к просторечным? Что их сочетанием достигается?

    Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

Назовите художественные открытия поэта.

    Тестовые задания.

    Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния .
    Б. Пензенская губерния.
    В.Самарская губерния.

    Когда родился?
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г .
    В. 1745 г.

    Где учился?
    А. Пензенская гимназия.
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

    Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г.
    Б. В 1777 г .
    В. В 1772 г.

    Укажите должности поэта при дворе.
    А. Сенатор .
    Б. Казначей .
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции .
    Д. Генерал.

    Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие” .
    В. Развитие реалистического языка .
    Г.Онегинская строфа.

    Информация о домашнем задании.

Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

[ Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве ].

    Рефлексия.

    Составление синквейна.

    Выставление оценок за урок.

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от-крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти-лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо-ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

...Ум и сердце человечье Были гением моим.

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль-но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод-ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи...» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду-маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • державин река времен в своем стремленьи анализ
  • сделать анализ стихотворения река времен державин
  • сочинение по стихотворению державина река времен
  • стихотворение державина признание анализ
  • река времен в своем стремлении краткое содержание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении » Смирнова М.С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 554

«Ум и сердце человечье были Гением моим»

Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества. Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державин ых, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державин а скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романович а, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот. Детство

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере - без катехизиса, языкам - без грамматики, числам и измерению - без доказательств, музыке - без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державин а, Академич. изд. VII, 629-630). Учеба

Служба Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп. Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей

Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь Своеобразие стиля - в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего» Осознание избранности и греховности Человека: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.» «Признание»

Одно из последних стихотворений поэта В нем поэт размышляет о сущности человеческого бытия Основная мысль: «Все в этом мире тленно, всему уготована участь быть потопленным в «пропасти забвенья» «Река времен в своем стремленьи …»

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений Наизусть – «Река времен…» Индивидуально: подготовить сообщение о Василии Андреевиче Жуковском Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...