«Ленд-лиз» мифы и правда. Ленд-лиз. Мифы и реальность Land lease прохождение

Тема ленд-лизовских поставок во времена Второй мировой войны наиболее обсуждаема и спорна. Оценки помощи западных партнёров крайне полярны. Одни считают, что это была экономическая диверсия, другие же утверждают, что без помощи запада победа Советского Союза в войне была бы невозможна.

Война – экономическое соперничество

Полярности оценок способствует искажение одних фактов и умолчание других. Объективная оценка событий показывает, что победа Германии была проблематична. Ещё в тридцатые годы германским руководством были приняты решения, ставшие толчком к войне. Они затрагивали как политику, так и экономику. Полная мобилизация всех ресурсов приводит к войне экономик, в которой слабый всегда в проигрыше.

Англичанки готовят «Матильда» в СССР по ленд-лизу:

СССР с этой точки зрения тоже был не в самом лучшем положении. Первая мировая и Гражданская войны ослабили страну, оставив после себя множество экономических проблем, голод, нищету. В пограничных районах тлели конфликты, наполняя атмосферу мира предчувствием грядущей большой войны. Почти все большие европейские державы, а также Япония и Китай либо участвовали в военных операциях против Советской России, либо рассматривались ею в качестве возможных агрессоров.

Страна жила в условиях «осаждённого лагеря», но для того времени это было естественно. Такое положение нужно было изменять. Назрела жёсткая необходимость строительства новых заводов с высокотехнологичным производством. Но любое строительство требовало экономических издержек в других областях.


Основные пути поставки ленд-лиза

СССР существовал в таком сложном состоянии весь межвоенный период, и в войну Отечественную ему пришлось вступать в нём же. Но вдобавок ко всем трудностям пришлось спешно эвакуировать промышленность вглубь страны. Экономику пришлось перестраивать на ходу, а заводы монтировались с колёс и начинали функционировать под открытым небом.

Фронт требовал постоянного пополнения техникой и снаряжением. Оружия, боеприпасов катастрофически не хватало, и необходимость в помощи внешней была чрезвычайно актуальна. Именно таким подспорьем и стал ленд-лиз.

Трудности поставок ленд-лиз

Основная проблема доставок грузов состояла в географическом положении нашей страны. Ни одна страна-поставщик не имела с нею сухопутных границ. Но и этого мало. Все маршруты поставок легкодоступными назвать было нельзя, поэтому переправлять по ним грузы, которые исчислялись миллионами тонн, стало задачей сверхсложной.


Колонна американских грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу на дороге в Иране

Всего было разработано три главных маршрута поставок – арктический, тихоокеанский и персидский. У каждого имелись конкретные преимущества и недостатки.

Достоинством арктического пути стала доставка грузов непосредственно в крупные порты севера СССР. Однако немцы постоянно и довольно удачно атаковали конвои, отчего потери грузов составили до 15%. Вместе с грузами гибли люди, а также повреждались и тонули транспортные средства.

Доставка грузов персидским маршрутом потребовала постройки автодороги, которую необходимо было соорудить практически с нуля и провести через всю страну. Помимо дороги с необходимой инфраструктурой были отстроены четыре больших автозавода. На них местными рабочими собирались грузовые автомобили и потом своим ходом перегонялись до пункта назначения.

Самым эффективным стал путь через Тихий океан. Это можно увидеть, изучив статистику поставок. Между СССР и Японией до 1945 года не было военных действий, поэтому корабли под американскими флагами без проблем выходили из портов США. Во Владивосток они прибывали уже под флагом советским, имея экипаж также советский.


Танки М3с «Генерал Ли» на переднем крае обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

Возможность гибели таких судов была крайне мала. Но случайные торпеды с японских или американских подводных лодок иногда наносили ущерб. За всё время погибли 23 судна, и лишь 9 из них унесли суровые погодные условия. Транспортные корабли обычно передавались вместе с грузами, являясь частью ленд-лиза. За время использования тихоокеанского маршрута их было получено 128 единиц.

Также имелись два маршрута, не являющихся основными: арктический тихоокеанский и черноморский. Последний проходил через Босфор и Дарданеллы. Он функционировал с мая до 20 сентября 1945 года, когда боевые действия в Европе уже закончились.

Помимо сухопутных и водных маршрутов существовал и путь воздушный. По трассе Уэлькаль-Красноярск перегонялись тысячи самолётов. Истребители, транспортники, бомбардировщики в сложнейших погодных и климатических условиях своим ходом добирались до места назначения.

Трудности выбора

Зачастую в дискуссиях о ленд-лизовских поставках сравнивают эффективность поставленного оборудования с советскими аналогами. Сравнению в основном подвергаются более доступные для понимания товары, к которым относятся боевая техника и оружие. Но иногда в спорах упускаются некоторые существенные аспекты. Главным можно считать то, что отбирались нужные товары и оборудование представителями Советского Союза, которые были крайне заинтересованы в их качестве. Также немаловажно, что вся документация о проведении испытаний поставляемой техники открыта для доступа в сети. Можно легко найти первичные документы, отчёты комиссий и лиц, ответственных за испытания.


Истребители «Спитфайр». Подготовка по ленд-лизу, для передачи в СССР.

Примером может служить отчёт об испытаниях 37-мм пушки производства США. Она, на фоне советских и британских аналогов, выглядит более привлекательно. Снаряды её, имея похожий калибр, за счёт повышенной прочности поражали немецкие танки с большей эффективностью. Фактические характеристики, полученные из отчёта, не позволяют назвать это орудие ненужным и устаревшим.

Но существовали такие виды техники, которые в нашей стране не производились. Об этом почему-то умалчивают. Но невозможно удачно проводить масштабные боевые операции без тяжёлых грузовиков, пехотной бронетехники или эвакуаторов для перевозки танков. Не одними танками и самолётами выигрываются сражения. Хотя, не имея грузовиков, воевать всё-таки можно, а вот нехватка танков победы не принесёт.

Поэтому ценность поставок по ленд-лизу определяется не их стоимостью и долей в совокупном производстве СССР, а своей абсолютной значимостью. Рассматривая какой-либо вид поставленной техники, нужно решить, смогли бы в воюющей стране за столь короткое время произвести его в нужном количестве? И чем бы пришлось пожертвовать ради этого?


1943 год. «Шерман» Украинского фронта на марше.

С продукцией чисто гражданской дело обстоит так же. Во время тотальной войны практически не остаётся гражданских заводов. Предприятия, выпускающие паровозы или вагоны, непременно перейдут на изготовление танков и орудий. Но и паровозы, и вагоны не перестанут ломаться и выходить из строя от вражеских бомбёжек. За все военные годы в СССР было выпущено несколько сотен единиц подвижного состава. По ленд-лизу же поставлено было около двух тысяч локомотивов и несколько тысяч платформ. Если сравнить это со всем парком техники, получится не очень много, но в сравнении с выпуском в стране именно техники железнодорожной – объём очень большой.

Есть мнения, что некоторая поставляемая техника в странах, её изготовлявших, популярностью не пользовалась. Так, истребители «Аэрокобра» направлялись в основном в СССР, потому что в США они себя не проявили с хорошей стороны.

Но при этом забывается, что одна и та же техника может решать абсолютно разные задачи на различных фронтах. Истребители в Европе занимаются прикрытием или перехватом тяжёлых бомбардировщиков. Вылеты в районе Тихого океана подразумевают дальние, многочасовые перелёты. А фронт восточный – это перехваты штурмовиков на малых высотах или прикрытие своих самолётов в районах линии фронта.


БТР М-17 с пулеметами 4х12.7

В боях на малых высотах лётчику не требуется кислородного оборудования. Сами машины в обслуживании становятся проще, а лучшие качества их сохраняются. Но для этого необходимо проводить все регламентные работы, предписанные по техническим нормативам. А это уже забота тех, кто технику обслуживает.

Доля иностранных истребителей и бомбардировщиков от числа всех самолётов военного времени в СССР составила 20%. По поставкам ленд-лиза была получена четвёртая часть от всех зенитных орудий (включая большие калибры) и все бронетранспортёры, которых в советской стране не производилось.

Грузовых автомобилей было поставлено порядка полумиллиона, что с лихвой перекрывает нехватку транспорта, необходимого для всей РККА на период мирного 1941 года. Такие объёмы поставок позволили советским автозаводам перейти на производство военной техники без особых потерь.

Вспомогательное оборудование

Для любого государства содержание наукоёмких и высокотехнологичных производств в военное время относится к непозволительной роскоши. Поэтому в страну завозились в гигантских количествах радиостанции, телетайпы, а также тысячи и тысячи километров телефонного кабеля.

Конечно, такие товары не имеют наглядности, которой обладают танки и самолёты, но вряд ли возможно осуществить без надёжной радиосвязи качественное руководство войсками. Ни одна военная операция без связи не может быть успешной. А для оснащения советских танков были предназначены радиостанции, изготовленные в Канаде. Для этого имелся «Беспроводной набор №19, Мк. III».


Торпедные катера Северного флота A-2 «Хиггинс» (Higgins). Катера из США, построенные в 1943 году на судоверфи «Higgins Indastri, Inc. Wood».

Спорящие постоянно забывают и о другом оборудовании. А оно также важно для ведения боевых действий, как и вооружение. Спасало жизни бойцов и предотвращало их увечья и инвалидность всевозможное медицинское оборудование и лекарства.

Подобного оборудования было поставлено так много, что им были укомплектованы производства собственные. Так, радиолокатор СОН-2 стал почти точной копией аналога, произведённого в Англии, а изготовлен был при помощи оборудования, завезённого по ленд-лизу.

Если сравнивать общие цифры выпуска продукции, то можно «не понять», что нельзя заменить уникальный станок для нарезки погона танковой башни даже миллионами напильников советского производства. Именно из-за отсутствия таких станков на заводе № 183 задерживался выпуск танков Т-34-85 до середины марта 1944 года. И только поставки станков по ленд-лизу исправили это положение.

Изучая протоколы 1944 и 1945 годов, видно, что число мирных заказов значительно выросло. Потоком пошли экскаваторы, подъёмные краны, оборудование для электростанций, всевозможные станки… Невозможно, даже желая этого, принизить роль поставленной продукции в сравнении с продукцией собственной.


«Студебеккеры» в транспортном резерве командования. Май 1944. Можайск.

К этим же поставкам следует отнести заводы, предназначенные для переработки нефти. В Советском Союзе не производился бензин с высоким октановым числом. Его потребности в стране на 1941 год были удовлетворены на 4%. Но для времени мирного эта цифра нормальна, а вот для военных лет это катастрофа. За 1941-1945 годы по ленд-лизу было доставлено больше 2 миллионов тонн бензина, имевшем октановое число больше 99. А это составляет 50-60% от всего производства таких бензинов в стране за все военные годы. Большая часть привезённого топлива использовалась ленд-лизовской техникой, а остатки применялись для разведения бензина отечественного, чтобы улучшить его качество.

Почти треть всех боеприпасов, которые были израсходованы в боевых действиях, была начинена порохом из поставок по ленд-лизу. Многие отрасли промышленности СССР не смогли бы развиваться без союзнических поставок цветных металлов, легирующих добавок и металлопроката.

Бытовые товары

Количество обуви, завезённой в нашу страну за военные годы, измеряется в миллионах пар. После окончания войны многие склады могли похвастаться наличием американских ботинок, которых насчитывалось порядка 4 миллионов.

Калорийная пища важна не только для солдат, но и для гражданского населения. Она означает спасение людей от голода и обеспечение масштабных воинских операций. По ленд-лизу было поставлено столько консервированного высокоэнергетического продовольствия, что его вполне хватило бы для обеспечения десяти миллионов бойцов в течение полутора тысяч дней. А это несколько больше, чем продолжалась Великая Отечественная война!


Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу

Зерно для посевов воюющей стране взять было негде, но в 1942 году поставки союзников позволили провести посевные работы в полной мере.

В ленд-лизовских поставках находились не только продукты первой необходимости. Была и экзотика, такая, как мясо в шоколаде. Несмотря на кажущуюся абсурдность, такое сочетание является лучшим вариантом объединения высокой калорийности продуктов и малого веса и объёма. Так ленд-лиз претворил анекдот в жизнь, а люди, работающие в суровых климатических условиях, получили высококалорийные продукты.

Цена поставок

Ленд-лиз и оплата поставок является главным мифом. Во времена холодной войны проблема выяснения долга по поставкам стала политическим инструментом. Им пользовались обе конфликтующие стороны.


Объём поставок и основные маршруты ленд-лиза

Западные державы не списали долги по ленд-лизу СССР, как они это сделали для других задолжавших государств. Теперь в спорах о конкретной стоимости поставленных товаров звучат цифры самые разные. Одни считают, что выплаты закончены в 2006 году, другие называют сумму в 10 миллиардов на момент окончания поставок. К этому ещё добавляется некий коэффициент на инфляцию, величина которого самая неопределённая.

Поставки по ленд-лизу стоят на особом месте в ряду операций союзников против стран Оси. Они помогли повысить эффективность Советских войск, позволив значительно уменьшить военные и экономические потери. Да и для мирного населения в тылу и на освобождённых территориях эти поставки стали серьёзной подмогой.

Литература:

Lend-Lease shipments World War II, документы военного департамента США, 1946.
The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union, by Robert H. Jones, University of Oklahoma Press. 1969.
Soviet Supply Protocols, United States printing office.
А. Паперно, «Неизвестная WW2 в северном Тихоокеанском р-не».
Вернидуб И. И. «Боеприпасы Победы».
ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 832 «Отчёт НИБТ с полигона по испытанию немецких танков».

«Сейчас легко говорить, что «ленд лиз» ничего не значил. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не «ленд лиз», не оружие и не продовольствие еще не известно, как бы пошли дела».

Анастас Микоян, в годы войны - Глава Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии

«- Здорово солдат, закурить не найдется?
Найдется.
А ну-ка давай. Ого! Трофейные?
Да нет, это союзнические.
Да? «Камель» Хм...Спасибо.

Этот диалог из культового сериала конца 70-х - «Место встречи изменить нельзя», стал своеобразной квинтэссенцией советского восприятия «ленд-лиза» - помощи, которую оказывали СССР США и Великобритания во время Второй мировой войны.

То есть, помощь вроде бы и была, и Советский Союз будто бы благодарен, но эта помощь была какая-то «несерьезная», а следовательно и не имела существенного значения для Победы Красной армии над нацистами и их союзниками.

Так это или нет, в канун 70-летия Победы над нацистской Германией попытался разобраться «Майдан иностранных дел».

Франклин Рузвельт

32-й Президент США

Известно, что в конце 30-х годов президент США Франклин Рузвельт был одним из немногих представителей американского истеблишмента, которые видели угрозу со стороны нацистской Германии, и не исключали возможности будущей конфронтации.

Тем не менее, Рузвельт признавал наличие достаточно сильных позиций изоляционистов, которые считали, что Соединенным Штатам лучше держаться в стороне от европейской политики. Поэтому, этот дальновидный государственный деятель выбрал путь осторожного привлечения США к антинацистским усилиям посредством постепенного влияния на политикум, средства массовой информации и различные слои американского общества.

Так, 5 июня 1937 Рузвельт выступил в Чикаго с так называемой «карантинной речью», в которой, характеризуя тогдашнюю международную ситуацию, отметил:

«Кажется, к сожалению, верным, что эпидемия всемирных беззаконий начинает распространяться в ширину. Когда эпидемия заразной болезни начинает распространяться в разные стороны, общество объединенными усилиями устраивает карантин для больных, для защиты здоровья других и предотвращения распространения заразы ».

Этапной же считается речь Франклина Рузвельта в июне 1940 года в Шарлотсвилле, Вирджиния, в которой он отметил

«Сегодня десятого июня 1940 года, в этом университете, основанном первым американским учителем демократии, мы возносим наши молитвы и шлем наши наилучшие пожелания тем, кто за морями ведет с большим мужеством битву за свободу».

По мнению Рузвельта, неожиданное падение Франции летом 1940 года, которая должна была сражаться, однако была деморализована и капитулировала, означало непосредственную угрозу для безопасности США и он решил действовать значительно более активно.


В сентябре 1940 года, по инициативе президента и без согласования со стороны Конгресса, Соединенные Штаты передали Британии пятьдесят эсминцев за возможность арендовать базы в некоторых отдаленных владениях королевства.

Март
1941

Ну и наконец именно благодаря личным усилиям Рузвельта в марте 1941 года Конгрессом был принят так называемый Закон о «ленд-лизе», который фактически позволял Вашингтону помогать Лондону, который до того уже несколько раз обращался с просьбами о поставках военного снаряжения.


Политика СССР
накануне
нападения Гитлера

23 августа
1939

23 августа 1939 был подписан советско-германский Договор о ненападении (также известный как Пакт Молотова-Риббентропа) и секретный дополнительный протокол к нему, согласно которому Литва, Латвия, Эстония и Финляндия переходили в сферу интересов СССР. Также, определялась граница между сферами влияния СССР и Германии в Польше в случае «территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства» и «подчеркивался интерес СССР к Бессарабии».

То есть, этот договор «развязал руки» Гитлеру для нападения на Польшу 1 сентября 1939 года и фактического начала Второй мировой войны.

28 сентябрь
1939

Однако, диктаторы стремились к тесному сотрудничеству. 28 сентября 1939 был подписан Договор о дружбе и границах между СССР и Германией вместе с тайными приложениями, в которых, среди прочего речь шла о том, что «обе Стороны не будут допускать никакой польской агитации на своих территориях».

Кроме нацистско-советского экономического сотрудничества, продолжалось и взаимодействие в других направлениях. Так, в советских гаванях на Кольском полуострове укрывались нацистские субмарины, которые нападали на английские корабли, а в августе 1940 года ледоколы «Ленин», «Сталин» и «Каганович» тайно провели Северном морским путем в Тихий океан немецкий рейдер «Комета», который уничтожил там 9 английских и американских кораблей.

Известно, что на протяжении десятилетий советская и российская историография отмечала вероломный характер нападения Германии на СССР. Между тем, сегодня мы точно знаем, что еще в 1940 году Сталин дал согласие на раздел мира между Германией, Италией и Японией и был готов присоединиться к странам-агрессорам в условиях перехода Финляндии к «советской зоны влияния, получению базы в проливах Босфор и Дарданеллы, признанию зоны «к югу от Батуми и Баку в общем направлении в сторону Персидского залива центром территориальных устремлений Советского Союза», отказу Японии от угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине.

Так что есть основания считать, что 22 июня 1941 года Сталин заставил мирное население СССР большими жертвами расплачиваться за свою агрессивную политику накануне войны, в частности нападение на Финляндию и участие в разделе Польши в 1939 году, а также аннексию Литвы, Латвии, Эстонии в 1940 году.

Ну а сам нарком иностранных дел СССР Молотов, надеясь на прочность договоренностей с Гитлером, в сентябре 1939 года лицемерно называл западные страны «поджигателями войны», а уже летом 1941 года был вынужден вместе со своим хозяином добиваться помощи от Британии и США...

Помощь

Уже 22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, а 24 июня президент США Франклин Рузвельт заявили о готовности поддержать СССР в войне с Германией.

28 сентября
1939

1 октября 1941 был подписан так называемый «Московский протокол» - политическое решение о поставках товаров из США и Великобритании в СССР по программе «ленд лиз». Историки отмечают, что значительную личную роль в принятии и последующей реализации данного решении сыграл тогдашний специальный советник и помощник Президента США Рузвельта - Гарри Ллойд Хопкинс.

Очевидно, многим было бы интересно узнать, что согласно документам (Первый московский протокол от 1 октября 1941 года) СССР, в частности, просил: самолеты, включая бомбардировщики, танки, зенитные орудия, противотанковые ружья, полевые телефоны и кабели к ним, подводные кабели для телеграфа, алюминий, цинк, олово, никель, молибден, медь, ферросплавы, инструменты для резки металла и другое промышленное оборудование, сталь и сплавы из нее, колючую проволоку, толуол, нитроглицерин, фенол, фосфор, электроды, резину, джут, армейскую обувь и обмундирование, пшеницу, сахар и другое.

Ведь, не секрет, что в первые месяцы войны СССР потерял около:

21000 танков

17000 самолетов

33000 орудий

6.5 миллионов единиц стрелкового оружия

на Урал были эвакуированы около 1500 промышленных предприятий.


Помощь в СССР в основном шла через Северную Атлантику морскими конвоями (в иностранных источниках они называются «Арктическими конвоями» («Arctic convoys») и указываются отдельно от «Атлантических конвоев» («Atlantic convoys»), которыми направлялись грузы из США и Канады в Великобританию), наиболее известным из которых является PQ-17, когда военные корабли сопровождения по приказу покинули его и были направлены на перехват линкора «Тирпиц», а обычные грузовые суда были вынуждены отчаянно отбиваясь от немецких субмарин, добираться до Мурманска самостоятельно.

Хотя, как отмечает известный британский журналист и писатель Макс Хастингс, автор книги «Апокалипсис, мир в войне 1939-1945 годов» (Max Hastings «All hell let loose, the World at War 1939-1945») трагические случаи и примеры подлинного героизма имели место во время практически всех конвоев.


Так, Хастингс вспоминает случай с конвоем PQ-16, во время которого моряки-поляки с эсминца «Гарланд», переданного Британией в пользование правительству Польши в изгнании, охраняя суда с грузом для Красной армии и отражаясь от многочисленных немецких бомбардировщиков, оказались без патронов и были почти полностью уничтожены. После прихода эсминца в Мурманск на верхней палубе была найдена надпись кровью «Да здравствует Польша!».

Интересно, известно ли это обычным гражданам России, которые находясь в плену советских и ново-русских стереотипов, верят, что нацистскую Германию победили исключительно русские, открытие Второго фронта США и Великобритания специально откладывали, а в «ленд-лизу» были только тушенка и сигареты?

Скорее всего, малоизвестным является и тот факт, что в самые суровые времена зимы 1942 года поставки продовольствия по «ленд-лизу» смогли несколько увеличить пищевой рацион населения блокадного Ленинграда.

Очевидно, не многие россияне знают, что один из лучших советских летчиков-асов Александр Покрышкин воевал на американском истребителе «Аэрокобра»

Александр Покрышкин

Американский истребитель

«Аэрокобра»


(730 истребителей из Британии и США было поставлено в СССР к концу 1941 года, то есть в наиболее сложный для Красной армии время). В дальнейшем также поставлялись бомбардировщики, транспортные самолеты (включая знаменитый «Дуглас DC-3»), самолеты-амфибии (всего около 18000 самолетов .

Кстати, за годы войны в СССР
было произведено 112 000 самолетов.

Итак, по данным имеющихся источников, в частности, были
поставлены следующие типы самолетов:

Истребители

Белл Р-39 Аэрокобра

4952

Хоукер Харрикейн

2952

Белл Р-63 Кингкобра

2421

Кертисс Р-40

2134

Супермарин Спитфайр

1338

Рипаблик Р-47 Тандерболт

195

Норт Америкен Р-51 Мустанг

10

Бомбардировщики

Дуглас А-20 Бостон

2771

Норт Америкен В-25 Митчелл

861

Хендли-Пейдж

20

Самолёты-амфибии

Консолидейтед PBN-1 Номад

139

Воут OS2U Кингфишер

20

Разведчики-
корректировщики

Кертисс-052

19

Транспортные самолёты

Дуглас С-47 Дакота

707

Армстронг Уитворт Альби марль

12

Учебно
тренировочные самолеты

Норт Америкен АТ-6 Тексан

82

Пожалуй, только специалистам по военной истории известно о событиях 19 сентября 1942 года, когда лейтенант Александр Павкин именно на американском танке «М3 Стюарт» атаковал немецкую танковую колонну и уничтожил 11 танков из 16

Американский танк

«М3 Стюарт»

в годы войны США и Великобритания поставили около 12000
танков, за годы войны в СССР было произведено почти 110 000

Маловероятным выглядит и то, что широкой российской общественности известно об установлении грозных реактивных минометов БМ-13 (известная «Катюша») на оси полноприводных американских машин марки «Студебекер» (всего в годы войны было поставлено 470 000 автомобилей разных марок).

К сожалению, есть основания полагать, что в угаре современной разнузданной анти-западной пропаганды, большинство россиян не услышат и другие сухие цифры и факты об истинном значении «ленд-лиза» для Победы 1945 года.

Так, кроме самолетов, танков, самоходных орудий, бронетранспортеров, артиллерийских орудий

14 000 , из которых 8600 зенитные пушки, которых в СССР было произведено всего 33700 )

винтовок и пулеметов 6 000 000 штук ,армейских мотоциклов, локомотивов
(1981 штука)

11 075 вагонов (что было в 10,2 раза больше советского производства), 622 000 тонн железнодорожных рельсов,

морских судов, грузовых и легковых автомобилей (включая легендарный «Виллис», 51 000 джипов в общем)

в СССР в больших объемах поставлялись зажигающие смеси, высокооктановый бензин, передвижные электростанции, порох, покрышки

алюминий и дюраль алюминий более 300 000 тонн, медь около 400 000 тонн, кобальт почти 500 000 тонн

хлопок, военное обмундирование, обувь (15 000 000 пар),ткани, пуговицы (250 000 000 штук)

лекарства и медицинские инструменты, продукты питания, в частности мясные консервы
(3 000 000 000 банок),сахар, галеты.

Можно утверждать, что поставки по «ленд-лизу» позволили предотвратить паралич железнодорожного транспорта СССР в годы войны. Кроме этого, некоторые источники указывают, что в 1945 году «вес» средств связи в Красной армии и флоте с США и Британии составили около 80%.

Трудно переоценить поставки английских и американских радиолокаторов. В Советском Союзе эта тема всячески замалчивалась, вероятно объясняется тем, что в СССР в годы войны было изготовлено лишь 775 РЛС всех типов, а по «ленд-лизу» поставлено более 2000 , в том числе 373 морских и 580 для установки на самолетах.

Из США было также поставлено различного рода промышленное оборудование и станки для самолетостроительных заводов в Куйбышеве, Орске, Красноводске. Из соединенных Штатов также поставлялось оборудование для нефтепереработки.

При этом, Вашингтон также поставил Москве 2 300 000 тонн стали, что было достаточно для производства 70 000 танков «Т-34» !

Поставки в основном шли через Атлантику. Однако, кроме этого маршрута, грузы доставлялись через Тихий Океан (около 40% от объема всех поставок).

После окончания Второй мировой войны, роль «ленд-лиза» в Советском Союзе начала сознательно замалчиваться, а в годы «холодной войны» - намеренно преуменьшаться. Показательна такая цитата: «Действительно, производство вооружений достигло в США и Англии огромных размеров, но Советскому Союзу оно поставлялось в сравнительно небольших количествах. Не принесли существенного облегчения советскому народу и незначительные поставки продовольствия из США и Канады.» («Новейшая история 1939-1975, Москва, 1977 год»).

Сегодня же данные свидетельствуют, что объем поставок в рамках «ленд-лиза» составлял:

миллиардов
долларов
для Британии для СРСР для других стран
антигитлеровской коалиции.

В общем, из США в СССР в рамках программы «ленд-лиз» было поставлено 18 000 000 тонн грузов, из которых 5 000 000 тонн - продовольствие.

В советские годы существовал миф, что Москва якобы оплачивала «ленд-лиз» золотом, хотя на самом деле во время войны СССР оплатил лишь 2 500 000 миллиона долларов США в виде древесины, меха и золота.

Зато разного рода неосталинисты сегодня старательно пытаются скрыть то, что согласно советско-германскому хозяйственному соглашению от 10 января 1941 года, СССР до 22 июня 1941 включительно (!) поставлял нацистам «промышленное сырье, нефтепродукты и продукты питания, в частности зерновые» (газета «Правда» от 11 января 1941 года).

В СССР также постоянно утверждалось, и сегодня в России продолжает утверждаться, что помощь со стороны союзников поступала не в заявленных объемах и не в установленные сроки.

Откровенному цинизму таких заявлений можно противопоставить данные по потерям при осуществлении 77 Арктических конвоев - потоплено немцами около 100 торговых судов и 18 военных кораблей, погибло 2773 моряка из разных стран-союзников.

Можно также добавить, что кроме уже упомянутых 730 истребителей, в 1941, то есть тяжелом году, СССР получил 750 английских и 180 аамериканских танков, что по некоторым данным, составила около 50% общего количества танков в Красной армии в то время.

Часто звучали и упреки о том, что техника по «ленд-лизу» поступала не самых новейших образцов, хотя объективным экспертам понятно, что этим прокремлевские пропагандисты пытались скрыть реальную техническую отсталость советской промышленности и несоответствие тогдашним требованиям именно советской техники и вооружений.

Ответом на последние утверждение являются вынесенные в эпиграф слова

Анастаса Микояна


Сейчас легко говорить, что «ленд-лиз» ничего не значил. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не «ленд-лиз», не оружие и не продовольствие еще не известно, как бы пошли дела

Итак, можно констатировать, что помощь США и Великобритании сыграла решающую роль именно в самый критический момент войны. И еще неизвестно, как повернулся бы ход военных действий и сама история ХХ века, если бы не своевременная помощь в рамках «ленд-лиза».

Сегодня, наконец, освобождаясь от многочисленных советских мифов, должны знать и помнить об этом.

Должны и также осознавать, что сейчас Россия является самой большой угрозой миру в Европе, которая, как и в конце 30-х годов, переживает серьезный кризис, а «фашизм возвращается на континент, который он когда-то разрушил».

(Тимоти Снайдер, американский историк, профессор Йельского университета, специалист по истории Восточной Европы).

История ленд-лиза мифологизирована как сторонниками советской власти, так и её противниками. О реальных объёмах ленд-лиза и его вкладе в Победу читайте в этой статье.

От редакции сайт:
История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ .

История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” - 1676 шт., легких М5 - 5 шт., легких М24 - 2 шт., средних М3 “Грант” - 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) - 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) - 2095 шт., тяжелых М26 - 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” - 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”- 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.


«Валентайн» "Сталин" идет в СССР по программе ленд-лиза.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 - 100 шт., М17 - 1000 шт.; САУ: Т48 - 650 шт., М18 - 5 шт., М10 - 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” - 2560 шт. (в том числе из Канады - 1348 шт.) и американские М2 - 342 шт., М3 - 2 шт., М5 - 421 шт., М9 - 419 шт., Т16 - 96 шт., М3А1 “Скаут” - 3340 шт., LVT - 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.

По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании - 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.

По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Маршруты поставок



Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок

Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Литература
1. Иванян Э. А. История США. М.:Дрофа, 2006.
2. /Краткая история США / Под. ред. И. А. Алябьев, Е. В. Высоцкая, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, Н. П. Зотников, В. Н. Цветков. Минск: Харвест, 2003.
3. Широкорад А. Б. Дальневосточный Финал. М.: АСТ: Трансиздаткнига, 2005.
4. Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. М.: Центрполиграф, 2003.
5. Темиров Ю. Т., Донец А. С. Война. М.: Эксмо, 2005.
6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы (http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html).
7. Морозов А. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом (http://militera.lib.ru/pub/morozov/index.html).
8. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. (http://www.rus-sky.org/history/library/w/)
9. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной Войне. Статистический сборник.(http://tashv.nm.ru/)
10. Материалы Википедии.(http://wiki.lipetsk.ru/index.php/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7)
11. Ленд-лиз: как это было. (http://www.flb.ru/info/38833.html)
12. Авиационный ленд-лиз в СССР в 1941-1945 гг.(http://www.deol.ru/manclub/war/lendl.htm)
13. Советская историография ленд-лиза(http://www.alsib.irk.ru/sb1_6.htm)
14. Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной(http://mrk-kprf-spb.narod.ru/skorohod.htm#11)

NOTE TO READERS
“Milestones in the History of U.S. Foreign Relations” has been retired and is no longer maintained. For more information, please see the full notice .

Lend-Lease and Military Aid to the Allies in the Early Years of World War II

During World War II, the United States began to provide significant military supplies and other assistance to the Allies in September 1940, even though the United States did not enter the war until December 1941. Much of this aid flowed to the United Kingdom and other nations already at war with Germany and Japan through an innovative program known as Lend-Lease.

FDR Signing the Lend-Lease Bill

When war broke out in Europe in September 1939, President Franklin D. Roosevelt declared that while the United States would remain neutral in law, he could “not ask that every American remain neutral in thought as well.” Roosevelt himself made significant efforts to help nations engaged in the struggle against Nazi Germany and wanted to extend a helping hand to those countries that lacked the supplies necessary to fight against the Germans. The United Kingdom, in particular, desperately needed help, as it was short of hard currency to pay for the military goods, food, and raw materials it needed from the United States.

Though President Roosevelt wanted to provide assistance to the British, both American law and public fears that the United States would be drawn into the conflict blocked his plans. The Neutrality Act of 1939 allowed belligerents to purchase war materiel from the United States, but only on a “cash and carry” basis. The Johnson Act of 1934 also prohibited the extension of credit to countries that had not repaid U.S. loans made to them during World War I-which included Great Britain. The American military opposed the diversion of military supplies to the United Kingdom. The Army’s Chief of Staff, General George C. Marshall, anticipated that Britain would surrender following the collapse of France, and thus American supplies sent to the British would fall into German hands. Marshall and others therefore argued that U.S. national security would be better served by reserving military supplies for the defense of the Western Hemisphere. American public opinion also limited Roosevelt’s options. Many Americans opposed involving the United States in another war. Even though American public opinion generally supported the British rather than the Germans, President Roosevelt had to develop an initiative that was consistent with the legal prohibition against the granting of credit, satisfactory to military leadership, and acceptable to an American public that generally resisted involving the United States in the European conflict.

British Prime Minister Winston Churchill

On September 2, 1940, President Roosevelt signed a “Destroyers for Bases” agreement. Under the terms of the agreement, the United States gave the British more than 50 obsolete destroyers, in exchange for 99-year leases to territory in Newfoundland and the Caribbean, which would be used as U.S. air and naval bases. British Prime Minister Winston Churchill had originally requested that Roosevelt provide the destroyers as a gift, but the President knew that the American public and Congress would oppose such a deal. He therefore decided that a deal that gave the United States long-term access to British bases could be justified as essential to the security of the Western Hemisphere-thereby assuaging the concerns of the public and the U.S. military

In December 1940, Churchill warned Roosevelt that the British were no longer able to pay for supplies. On December 17, President Roosevelt proposed a new initiative that would be known as Lend-Lease. The United States would provide Great Britain with the supplies it needed to fight Germany, but would not insist upon being paid immediately

Instead, the United States would “lend” the supplies to the British, deferring payment. When payment eventually did take place, the emphasis would not be on payment in dollars. The tensions and instability engendered by inter-allied war debts in the 1920s and 1930s had demonstrated that it was unreasonable to expect that virtually bankrupt European nations would be able to pay for every item they had purchased from the United States. Instead, payment would primarily take the form of a “consideration” granted by Britain to the United States. After many months of negotiation, the United States and Britain agreed, in Article VII of the Lend-Lease agreement they signed, that this consideration would primarily consist of joint action directed towards the creation of a liberalized international economic order in the postwar world.

Lend-Lease Memorial

The United Kingdom was not the only nation to strike such a deal with the United States. Over the course of the war, the United States contracted Lend-Lease agreements with more than 30 countries, dispensing some $50 billion in assistance. Although British Prime Minister Winston Churchill later referred to the initiative as “the most unsordid act” one nation had ever done for another, Roosevelt’s primary motivation was not altruism or disinterested generosity. Rather, Lend-Lease was designed to serve America’s interest in defeating Nazi Germany without entering the war until the American military and public was prepared to fight. At a time when the majority of Americans opposed direct participation in the war, Lend-Lease represented a vital U.S. contribution to the fight against Nazi Germany. Moreover, the joint action called for under Article VII of the Lend-Lease agreements signed by the United States and the recipient nations laid the foundation for the creation of a new international economic order in the postwar world.


Шутер от первого лица, 7 видов оружия, 14 уровней, 4 вида противника, и самое главное игра по сети с разными режимами.

Первые британские конвои добрались до Мурманска очень кстати: начавшаяся блокада Ленинграда потребовала огромных технических и людских ресурсов. Привезенные танки и самолеты тут же отправлялись на фронт, и даже моряки и специалисты с поврежденных судов объединялись в небольшие диверсионные отряды. Время, место и национальность не имели никакого значения. Нужна была только победа!

Особенности игры:
- классический шутер от первого лица
- 10 видов советского, британского и немецкого оружия на 14 сингл-уровнях
- до 32 игроков в сетевой игре и бесплатная игра по Интернет
- MOD-friendly архитектура

СВОЙСТВА ОРУЖИЯ:
1. Knife (нож) убивает практически с первого удара, но, естественно, им можно воспользоваться только в ближнем бою.
2. Пистолет (luger) имеет магазин на 8 патронов "первого типа". Обладает средней убойной силой.
3. "Мосинка" (mkm) имеет магазин всего лишь на 5 патронов "первого типа", но обладает хорошей убойной силой.
4. Экспериментальная "американка" (m1) тоже стреляет патронами "первого" типа, но в магазин вмещается 12 патронов. Убойная сила в полтора раза меньше, чем у "мосинки".
5. ППШ (ppsh) вмещает в магазине 71 патрон "второго типа" со средней убойной силой, на с расстоянием этот показатель быстро уменьшается.
6. Sten (sten) имеет магазин на 32 патрона "второго типа" с намного более мощной убойной силой, чем у ППШ.
7. Гранаты (mkii) обладают небольшим радиусом действия, но при прямом попадании очень опасны.
8. Панзер (panzer) имеет клип на один заряд, то есть перезаряжаться нужно после каждого выстрела. Убойная сила чуть меньше, чем у гранаты, но зато траектория полета заряда легко предсказуема.

Игрок может нести максимум 100 патронов "первого типа", 200 патронов "второго типа", 10 гранат и 5 зарядов для панзера.

ПОВРЕЖДЕНИЯ:
При стрельбе учитывается область попадания пули, гранаты или снаряда. Выстрел в голову из мощного оружия убивает сразу же, но более слабые "пушки" на большом расстоянии могут не пробивать шлем с первого раза. Если игрок очень точно стреляет, то ему удобнее выбрать мощное оружие с маленьким магазином. Новичку будет удобнее воспользоваться оружием с большим магазинам, пусть и в ущерб мощности, так как в общей свалке лучше не тратить драгоценные секунды на перезарядку магазина! Но это уже дело вкуса.

ПРОТИВНИК:
1. Автоматчик. Вооружен классическим МР40, поэтому старается подойти поближе. Стреляет, естественно, очередями и часто перезаряжает магазин - оружие ближнего боя не дает пространства для маневра, но в ближнем бою автоматчик может перейти в рукопашную, не теряя времени на перезарядку. Кучность МП40 очень невелика, поэтому с расстоянием автоматчик теряет убойную силу.
2. Солдат. Вооружен довольно мощной винтовкой Маузер. Винтовка долго перезаряжается, но бьет точно на больших расстояниях. В ближнем бою солдаты не опасны, так как тяжелая винтовка даже не дает замахнуться. Униформа осеннего образца с каской позволяет солдату выдерживать выстрел из винтовки.
3. Пулеметчик вооружен мощным ручным пулеметом MG42 и гранатами. Тяжелое вооружение сковывает движения, но после прицеливания пулеметчик становится очень опасен. Форма летнего образца слабо защищает его от попаданий, но каска очень хорошо прикрывает голову..
4. Танк обладает мощным пулеметом и мелкокалиберной пушкой. Он не слишком быстрый, поэтому от него несложно избавиться несколькими гранатами или выстрелами из панзера.

СЕТЕВАЯ ИГРА:
Изначально игра разрабатывалась как сетевая, поэтому этот режим очень хорошо оптимизирован и очень быстро работает даже на слабых машинах с ускорителями уровня TNT/TNT2. В режиме Deathmathch физика и gameplay копирует серию Quake, поэтому все команды, которые работают в Quake2 полностью поддерживаются и в .